Анри Матисскраткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом. Анри Матисс биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложенные в этой статье.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Доминика и Девы Марии. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.
Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Жил Матисс в это время трудно. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. Ж. Помпиду). Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Стайны подружились с художником. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Со второй половины 1900-х гг. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ.
В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Упрекали в оторванности от действительности, декадентстве, непонимании современных проблем. — раздельных точечных мазков. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
1906: Обращение к декоративному искусству. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Ж. Помпиду, Париж). Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.
Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Доминика и Девы Марии. В настоящее время существует в двух версиях. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
1906: Обращение к декоративному искусству. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908).
в Ле-Като на севере Франции. Доминика и Девы Марии. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. «Парижский танец» известен в трех вариантах.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма.
Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства.
Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). Речь идет о фовизме. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ).
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты.
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность.
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Занятия живописью требуют времени и денег. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». В 1905-07 лидер фовизма.
Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Все эти полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
МАТИСС, АНРИ (Matisse, Henri) (1869–1954), выдающийся французский художник. и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). Все остальное здесь придумал сам Матисс. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр.
Родился 31 декабря 1869г. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Преподавание велось на некоммерческой основе. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. 1901 год можно назвать годом становления художника. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Мать увлекалась росписью керамики. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Заручившись поддержкой целого ряда спонсоров, включая всё семейство Стайнов, Матисс основал в Париже собственную Академию. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Сам Щукин оказался не вполне доволен результатом и попросил художника скрыть половые органы персонажей картин, поскольку в его доме жили две женщины. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Другое название этой работы – «Десерт». В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Доминика и Девы Марии. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Первая мировая война, оставившая глубокий след в душе Матисса изменила его художественную манеру. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Там начался его отход от техники дивизионизма. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. В 40-х гг.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Лучшим своим творением Матисс считал фрески и витражи Капеллы Чёток в коммуне Ванс недалеко от Ниццы, работа над которыми была завершена в 1951 году. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Написанные небрежными мазками, эти картины создавали радостное, но обманчивое впечатление – будто бы они написаны легко, с первого раза, как результат счастливого и беспечного вдохновения.
1891: В поисках чистых красок. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Таким для него явился Поль Гоген.
Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Тема панно — танец. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905г. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору.
Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Тема панно — танец. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. С каким восторгом выписывал он узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Изображение интерьера — жанр живописи. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Не отличаясь крепким здоровьем, страдая бессонницей, Матисс отказывал себе во многих удовольствиях, лишь бы сохранить способность работать. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
В произведениях 20-х гг. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.
Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. и вакханалии.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Жил Матисс в это время трудно. Матисс также копировал их манеру письма. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Зачем. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1891 году Анри снова приехал в Париж.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. fauves).
Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53).
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Разумеется, это иллюзия.
1917—1929: В Ницце. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока.
Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец». В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905). Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
«Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе.
1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25). В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. За это время из заведения выпустилось около сотни французских и иностранных студентов среди них было небывало высокое для того времени количество женщин.
Исчезают стул и обои. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Но об этом уже сказано в других разделах.
Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр— «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Творить он не переставал до конца. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
(рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха8. Стремясь противопоставить бурной напряжённости современной жизни вечные ценности бытия, Матисс воссоздавал в своем искусстве его праздничную сторону – мир бесконечного танца, безмятежного покоя, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, сосудов и статуэток. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал.
(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Начало 1900-х было ознаменовано для живописца большими переменами – круг его общения постепенно становится всё шире, а сам Матисс с головой погружается в искусство, знакомясь с новыми мастерами, в том числе и весьма одиозными. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47).
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Доминика и Девы Марии. Ж. Помпиду, Париж).
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката.
При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. В его мастерской появляются ученики из разных стран. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В 1889 году у него случился приступ аппендицита. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. для собственного дома в Москве. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Amlie Noellie Parayre).
В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Ж. Помпиду). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке.
художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка.
Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски»— в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Ж. Помпиду). Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски и он стал коротать время, копируя цветные открытки. В 30-40-х гг. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908). Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания.
Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика.
Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Французский художник, основатель фовизма. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.