Многое успел сделать за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, биография его – прямое тому подтверждение.
И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины.
Первые заметные произведения Кустодиева появились на выставках в 1901 году. 4 мая сдал 24 (. ) гравюры для выставки в Государственном Русском музее. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Вместе с семьей отправляется в Париж. В области портрета характерным стало произведение «Портрет семьи Поленовых» (1905) в бытовой живописи полотна: «Провинция» (1906), «Гулянье» (1910), в которых типизирован не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей, «Гулянье на Волге» (1911).
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон». Вот его «Московский трактир».
Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Вскоре П. А. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства».
В нем художник представил образ русской красавицы в контексте развития мировой живописи. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена).
У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. С формой же предмета — будь то машина, человек, животное — распоряжаться так свободно, как с цветом, нельзя». Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний.
Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. После возвращения Кустодиев пробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав Шинель Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Этюд с нее лег в основу картины.
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Его дипломная картина Базар в деревне была удостоена золотой медали, дававшей право на пенсионерскую поездку за границу и по России. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. Поездка за границу много дала молодому художнику.
Несмотря на это Кустодиев совершает поездки в Финляндию, Астрахань, Крым, Кострому. В письме к режиссеру Лужскому он пишет: «Только ради бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому — а, напротив, что я здоров, а главное, весел, впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, — я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
В 1901 – 1903 годах Кустодиев вместе с И. Репиным работал над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета». Лермонтова. Только щеки да нос краснеют».
Но была и досада, о котоpой хотелось поскоpее забыть. Мы все знаем Кустодиева по его знаменитым Купчихам и Русским красавицам в теле. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Также следует отметить «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина», «Портрет Ф. Шаляпина» (1920 – 21). Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
Это портреты художника И. Я. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Забывал, когда удавалось забывать. Его лучшие работы экспонировались за границей, проходили персональные выставки в России. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В 1913 году он оформляет в МХАТе комедию Салтыкова Щедрина «Смерть Пазухина». Ближе всего по духу Кустодиеву драматургия Островского. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике.
Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. и т. п. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Художник любуется ими, хотя его собственные эстетические представления, воспитанные на полотнах Веласкеса, Гольбейна, Тициана, не соответствуют этим образам. Период исканий завершился.
Увлечение литогравюрой (1926 – 1927) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах известных мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица»). Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Работа предстояла сложная и трудоемкая.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Часто он выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (1923-й). В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Для работ художника характерна стилизация— он изучает русскую парсуну XVI—XVIIIвв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках.
Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Весной и летом боли в руке обостряются. Он активно работает в «левом» журнале «Жупел», а после его запрещения правительством — в журнале «Адская почта». За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку.
По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Городские художественные выставки были явлением редким и необычным. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Дубасова и других. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
И художник не мог охватить фигуру целиком. В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. 1926 — В начале года увлечен гравированием на линолеуме серии «Купальщицы». Кустодиев — художник разностороннего таланта. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кpесле, мог его писать.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Это всевозможные решета с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). На пpемьеpе он сидел в диpектоpской ложе и pадовался тому, что спектакль нpавился ппеблике.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. С 1906 создавал серии картин на темы праздничного крестьянского и провинциального быта (Ярмарки, Масленицы и др. ), отличающихся яркой многоцветностью, жизненной достоверностью деталей, декоративно- плоскостным решением композиции. Толстого. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Лескова «Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда». Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческие замыслы мастера. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца.
Давая советы своему сыну, К. Б. А в 20-е годы молодые кpитики, освоевшие пpиемы вульгаpное социологии, повесили на живописца яpлык последнего певца купеческо-кулацкой сpеды. Превосходный рисовальщик и график, Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Кустодиев продолжает линию «Базара в деревне», в небольших полотнах – «Ярмарка» (1906 и 1908) и «Праздник в деревне» (1906 – 1907), с каждым разом все усложняя художественные задачи «деревенского цикла».
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». же время живут». Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима.
Стилистические и тематические увлечения Кустодиева сказались в его работах для театра (Блоха Е. И. Замятина, МХАТ 2-й, 1925 и др. ) и в области книжной графики (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова, 1923). В столице Франции художник успел присмотреться к европейской живописи и использовать свои впечатления в прекрасной картине Утро (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Во многих произведениях 1910-х гг.
В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов. Характерна в этом плане картина «Купчиха» 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. В декабре журнал «Аполлон» публикует большую иллюстрированную статью А. Ростиславова, посвященную творчеству Кустодиева.
Им было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки.
Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон». Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». С увлечением работал художник над образом великого вождя революции.
Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ). Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским иконой, фреской». Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. Аи да молодец твой отец. » И это действительно одна из лучших его работ. В первые годы советской власти классы были преобразованы в художественный техникум.
Кустодиев выполнил литографские иллюстрации к сборнику Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923). С начала 1900-х гг. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобнойПушкинским зарисовкам. Кустодиев участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октября, создавал лубки, плакаты, картины на темы революции (Большевик, 1919-20, ГТГ: Праздник в честь второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого, 1921, ГРМ).
Через два года, в 1919-1920 годах, в картине «Большевик» он попытался обобщить свои впечатления о революции.
Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. В 1905-07 сотрудничал в революционных сатирических журналах.
Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины. Обучался сначала в мастерской Василия Савинского, со второго курса – у Ильи Репина, участвовал в работе над его картиной Заседание Государственного совета (19011903).
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. М. Г. К 1910 году Борис Михайлович становится становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Предмет интересует его в меру своей характерности. Это была работа наугад, на ощупь.
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала.
С 1910 года— член возобновившегося «Мира искусства». Домовладелец Яковлев надстроил второй этаж над своим домом (до настоящего времени дом не сохранился) на Белгородской улице, где разместились классы и квартира Власова. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. В 1905—1907 гг. У них была дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах.
«Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Москва»), после его закрытия— в журналах «Адская почта» и «Искры». Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. В 1896 году Кустодиев поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств.
С 1907 года — член Союза русских художников. В апреле завершает полотно «Русская Венера», начатое в 1924 году. Смерть художника случилась 26 мая 1926 года от острого воспаления легких, в разгар работы над грандиозным триптихом под названием «Радость труда и отдыха».
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Умелое решение задач портрета и бытовой живописи также характеризует эту работу Кустодиева и свидетельствует об интересе мастера к совмещению различных жанров.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. К этому вpемени написаны такие такие каpтины, как Базаp в pусской деpевне, Яpмаpка (1906), Яpмаpка (1908), Яpмаpка (1910), Пpаздник в деpевне (1907), Деpевенский пpаздник (1910), Гулянье (1909), Пpовинция (1910) и т. д. «Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю— мне нечего было исправлять или отвергать. Шаляпин высоко оценил портрет. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией.
С 1916 года ноги его парализованы и он навсегда прикован к креслу. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Однако трагедия не сломила художника.
Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Он задумал новый образ народного героя. В 10-х гг.
Произведения Кустодиева, яркие, оптимистичные, продолжают жить, доставляя огромную эстетическую радость людям. Он начинает писать их в тяжелые времена. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. С 1907 года — член Союза русских художников.
Портрет получился огромный – более двух метров в высоту. Вместе с группой художников-петербуржцев участвует в организации нового объединения, получившего, как и когда-то созданное С. Дягилевым общество, название «Мир искусства». А расчет на деле оказался изумительным.
Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Но, пожалуй, самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика.
Наступил полный паралич ног. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. Золотые медали сыплются как из pога изобилия. В этом ценность портретного наследия художника. Вот кого рисовать-то.
Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. В 1931 году он становится академиком, о нем восстоpжено пишет Репин. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
музей Революции СССР). Он оставлял место для наития. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Отца своего он почти совсем не помнил.
Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Власов организовал группу любителей искусства, объединившую одаренную молодежь Астрахани. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Жизнь, творимая воображением художника, словно бы не находит себе покоя и завершения в картине. С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев был избран академиком. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Передача «плоти» вещей мало занимает живописца.
В своих лучших портретах начала 1900-х годов Кустодиев положил в основу репинскую этюдную технику: «Портрет А. Варфоломеева», «Портрет художника-гравера В. Матэ» (оба в 1902), «Портрет жены художника» (1903). Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Иногда приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком из-за болей в руке не спать. Кустодиев любуется изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, а часто и иронизируя над своими моделями (Красавица, 1915, ГТГ Купчиха за чаем, 1918, ГРМ). Среди прекрасно раскрытых художником «типов русской жизни» следует отметить полотна «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915). Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта.
Шаляпин высоко оценил поpтpет. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. И художник не мог ожватить фигуpу целиком.
Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание». Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Но главным делом для него продолжала оставаться живопись. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы».
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. XX в. к художнику пришло признание. Одна из последних работ Кустодиева – «Русская Венера».
Иначе и не могло быть. Этюд с нее лег в основу каpтины. Билибина был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. С 1907 года— член Союза русских художников. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Проходит несколько лет и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906-1910).
Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима.
С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». В 1909 году художнику исполнился 31 год.
Сразу после рождения первенца молодое семейство отправилось в Париж, а затем в Испанию. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок.
Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. В 1904 – 1910 годах Борис Михайлович находится в поиска собственного творческого пути. То есть, красавица, она перекликается с его вообще интересами живописи – с таким вот изобильным благополучием. Кирилл Кустодиев работал художникомдекоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С. М. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям.
Ленина. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Молдовцева (1901), гравера В. В. Картина «Монахиня» вызывает восхищение Репина и Чистякова и высоко оценивается художественными критиками. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире.
В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ).
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), советский художник, график и театральный художник. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Основное направление Кустодиева-жанриста граничит с деревней. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Любой звук усиливал страдания.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. Это портреты художника Билибина, Молдовцева, гравера Матэ. В 1902-м году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне».
Натурщицей Кустодиева была скромная девушка, жившая неподалеку. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Из известных произведений мастера, написанных после революции – «27 февраля 1917 года» (1917), «Большевик» (1920), ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918), «Демонстрация на площади Урицкого» (1921) «Ночной праздник на Неве» (1923), несколько портретов и иллюстраций с изображениями В. И.
Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Это была pабота наугад, на ощупь. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. Портрет И. Я.
1910 — Летом работает в «Тереме». Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Румяные и белотелые кустодиевские купчихи являют собой народный, отчасти даже простонародный идеал красоты.
Матэ (1902). Он исполняет декорации ко многим его пьесам: «Свои люди сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза», «Волки и овцы». Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Натуpщицей Кустодиева была скpомная девушка, жившая неподалеку. На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». А он говоpит: Вот и эта медаль (междунаpодной выставки в Мюнхене) – я очень pад, что она на меня не повлияла. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Вместе с двадцатью тремя другими работами Кустодиева эта картина экспонируется на VII выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР). Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом – картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
Остается прежним и его образ жизни. – Так как это обнаженная натура.
Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Позировала, как и для многих других полотен, дочь.
В течение года укрепляет славу одного из лучших российских портретистов, пишет портреты банкира А. Я. Поммера, директора Вожско-Камского банка П. Л. Барка, сенатора-правоведа Н. С. Таганиева. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Через три года они обвенчались, а через две недели после свадьбы Кустодиев, его соученик Куликов и их мастер Илья Ефимович Репин закончили гигантскую картину Торжественное заседание Государственного Совета. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией.
И построением композиции и смелой, непринуждённой манерой письма Кустодиев подчёркивает настроение творческой атмосферы, царящей в мастерской Матэ, отдававшего себя полностью искусству и своим ученикам. Будто впервые. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Забывал, когда удавалось забывать. Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г. ). Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины.
Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. А потом его ждала pабота над эскизами к спектаклю Вpажья Сила. Член Союза русских художников (с 1907), Мира искусства (с 1911), АХРР (с 1923). В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. Что заставило его поменять манеру письма – нежелание быть одним из. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета.
За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. Какова шуба на нем. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. В создании полотна участвовала семья.
Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои. К этому времени у них уже родился сын. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Окончательно определившись с жанром художественного искусства, мастер кисти осел в Петербурге, где активно сотрудничал с «левыми» журналами («Жупел» и «Адская почта»), размещая в них политические карикатуры на представителей власти. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.
К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Вдруг заболевала рука и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого (ГРМ) и Ночной праздник на Неве (Гос. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих. Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. Известность художнику принесла картина «Базар в деревне» (1900 -1903), за которую Совет Академии удостоил его золотой медали. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.
В 1905—1907 гг. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи.
К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Вот насколько мы уголок можем видеть. Отмечены были работы «У кружала стрельцы гуляют», «Портрет И. Билибина». В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». В 1920 году он создает свою известную серию акварелей «Русские типы». Кустодиев создает также в эти годы агитационную графику в духе народного лубка, обложки к журналам «Красная Нива» и «Красная панорама» привлекают внимание броскостью, остротой сюжета.
С другой стороны – изобличительные антиправительственные шаржи и политические карикатуры (1905 – 1906). Эти рисунки отличаются правдивостью. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку.
Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению — законченные станковые произведения. В 1912 году художник пишет картину «Купчихи», начинающую галерею купеческих образов. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов.
Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. До этого Борис Михайлович был известным, но все таки вторым Репиным, теперь он был сам, сам. Кроме того, он вел активную общественную деятельность: являлся одним из организаторов Нового общества художников, с 1910 года был членом объединения «Мир искусства», в 1907 – 1910 годах – членом Союза русских художников и группы «16». И ученик опpавдал надежды.
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Почему уговаривает. Билибина (1901), Д. Л. В декабре 1903-го года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств.
Высота комнат необычайная. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
И ученик оправдал надежды. Осенью вместе с женой путешествует по Европе (Австрия, Италия, Франция, Германия). К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. «Богатырь русской живописи», «большой русский художник с русскою душою» ушёл навсегда, оставив нам свои чудесные полотна — вечную о нём память.
Он пишет небольшую картину «Ярмарка». В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. А когда в 1910 году возобновляет свое существование «Мир искусства», Кустодиев становится одним из самых деятельных его членов. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923).
Я этого не знаю. «На Кустодиева, — писал Репин, — я возлагаю большие надежды. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят.
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Мне кажется, что в этом он был похож на Чехова — и тот и другой уважали животных и изображали их в своих произведениях как равноправных членов общества». В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклю Островского «Горячее сердце» для Московского театра Незлобина. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.
Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. К этому времени написаны такие такие картины, как Базар в русской деревне, Ярмарка (1906), Ярмарка (1908), Ярмарка (1910), Праздник в деревне (1907), Деревенский праздник (1910), Гулянье (1909), Провинция (1910) и т. д. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями.
Выдающийся русский художник с неординарным художественным видением Борис Михайлович Кустодиев родился в «арбузной» Астрахани 7 марта 1878 года в семье преподавателя словесности местной духовной семинарии. 7 ноября присутствует на премьере «Блохи» в Большом драматическом театре. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Чертовски трудно. Борис Кустодиев выбрал Париж.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Продолжает писать работы из «провинциального» цикла («Гулянье», «Ярмарка»).
Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского Свои люди – сочтемся, Не было ни гроша, да вдруг алтын, Волки и овцы, Гроза. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Нельзя не удивиться силе кисти художника, вызвавшего такую бурю чувств у подготовленного к искушениям святого старца. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.
Последними заметными работами художника в жанре автолитографии стали два капитальных произведения: «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова» (1921). Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В конце года завершается распад Союза русских художников. Через пять месяцев он вернулся в Россию.
Зашел с мороза прямо в шубе. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Еще в 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию. Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства.
Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. В портретах он абсолютно другой мастер, сумевший воплотить в образах запечатлённых им людей лучшие достижения русской живописи XIX столетия с её тяготением к сложным психологическим задачам и новаторские открытия западноевропейского искусства конца XIX — начала XX вв.
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. По совету Власова Борис оставляет семинарию. В 1902 году талантливый студент написал очень колоритную картину «Базар в деревне», приурочив ее к выпуску из академии. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
В 1905–1907 гг. Первая работа Кустодиева, посвященная революции изображает день свержения царизма и называется «27 февраля 1917 года» (1917). В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). — не просто натура, «вставленная» в холст.
Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». В 1920-е Кустодиев создает декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 года и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие, среди которых «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых — создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: «Купчиха», «Девушка на Волге» и «Красавица». В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Место действия перестает быть фоном. Период исканий завершился.
Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции в картинах «Чаепитие» (1913), «Масленица» (1916), Кустодиев в тот же период создает «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.
Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат., а может трагедия и подорваное здоровье или изменение мировоззрения пришедшее с изменением в обществе, революцией. Кустодиев был лучше. К болям в pуке пpибавились сильнейшие головные боли со pвотой.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Это были живые типы Островского. ». В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы, способные передать грандиозность и величие перемен в стране.
Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся Портрет Р. И. Нотгафт (1909), а также Портрет священника и дьякона (1907) и Монахиня (1908). Кустодиева в Лейзене» (1911), позднее которое назовут «кустодиевской девочкой с персиками». В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. И. Шаляпин, 1922, ГРМ). Учился в петербургской АХ (1896-1903) у И. Е. Репина. А шуба. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций.
В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. В кругу семьи жизнь Кустодиева Б. М.
Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Вместе с режиссером Н. Ф. Монаховым готовит постановку «Блохи» в Большом драматическом театре (Ленинград).
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях серии Ярмарки (1906, 1908), Деревенский праздник (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все три 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
Любовь к ней отражается в каждой работе. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории.
В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные.
Проходит несколько лет и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906-й — 1910-й годы). Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Кустодиеву интересно познакомиться с картинами лучших зарубежных художников, но он рвется на родину: он хочет творить сам.
Мейерхольд, А. Ремизов. Один из шедевров мастера, воспевающих красоту женщины, -полотно «Русская Венера» (1926). Кустодиев был женат на Юлии Прошенской (18801942), они обвенчались в 1903 году. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Кустодиев, несмотря на плохое здоровье, продолжал участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925 – 1926). А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю Вражья Сила. В годы обучения в петербургской академии под непосредственным началом Ильи Репина зародилось портретное творчество Кустодиева Б. М., усердно трудившегося над созданием монументального полотна «Торжественное заседание Государственного Совета» вместе со своим учителем.
По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Уж очень люблю, видно, жить. »Но для того чтобы жить, Кустодиеву нужно было работать — это и была его форма жизни. Кустодиев был в числе тех художников реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников.
И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Как рассказывает В. В. Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух».
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника. Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины.
Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. С одной стороны – картины, проникнутые поэзией, среди которых «Утро», «Девочка с собакой», «Японская кукла», лучшее лирическое произведение художника «И. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. Н. В.
В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. академический театр оперы и балета им. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Гоголя, Л. Н. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».
Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Тема современности становится для него основной. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Федоp Иванович был настолько огpомен, что мастеpская была для него мала. Это вполне понятно. Одна из главных тем – шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Он писал портрет участками, не видя целого. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн. Мы жили на третьем этаже.
Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Я. Билибин, 1901). За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. А он говорит: Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) – я очень рад, что она на меня не повлияла. Поступил в студию Рене Менара.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Искусство требует всей жизни. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.
Начались страшные головные боли. В «Гулянье на Волге» (1909) композиция становится более сложной, цвет более декоративным.
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Его избирают членом и даже членом учредителем ряда художественных группировок — «Нового общества живописцев», «Союза русских художников». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный внимательно изучающий природу. ». Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом картиной «Торжественное заседание Государственного Совета».
А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма.
Характерна картина Кустодиева «Портрет В. Лужского» (1913), крупнейший замысел середины 1910-х годов был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете» (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам художник в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице-Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. «Рассказ, — пишет В. В.
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Ему нужна была обнаженная натура. Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году.
И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы.