Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Художник полностью отдал себя искусству. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. в месяц». А. Заурвейда.
Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны.
«Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина. Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. Выйдя в отставку изображал в сатирической, нередко гротескной, форме события вседневной жизни. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма.
Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных.
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Родился а Москве в семье отставного офицера и до 30 лет не помышлял об искусстве, посвящая себя воинской службе. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше.
В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Федотов происходил из семьи отставного прапорщика. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Эти портреты всегда бывали очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова)., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Как лучшего выпускника кадетского корпуса Павла переводят в столицу и в восемнадцать он становится прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. Полученные результаты также свидетельствуют, что большинство россиян считают «десталинизацию» мифом, не имеющим ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной и полагают, что в случае реализации десталинизация просто исковеркает историческое сознание, сделает его однобоким (45).
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, которые возникали перед ним почти на каждом шагу в недостаточно покорной технике, Федотов благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов но они, без всякого сомнения, были бы ещё более поразительны, если бы судьба обставила его жизнь лучшими условиями и не пресекла её столь жестоко и преждевременно. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи.
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
Разборчивая невеста, 1847. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.
А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. — писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования».
Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Всё было естественно и натурально. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Летом 1837 г. великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией.
Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». в месяц». Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. ассигнациями в месяц». Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Согласно опросу ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы в апреле 2011 года, курс на «десталинизацию» поддерживают 26 россиян.
Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Постоянные напряжения рук, глаз и мозга, особенно когда работал по ночам и вечерам, отразились на здоровье Павла Андреевича. Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер. При непосредственном участии Брюллова эти две картины были приняты на академическую выставку 1847 года.
Усердно изучал формы человеческого тела и старался сделать свою руку более свободной и послушной, чтобы передать красоту природы на чистый холст. В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии.
В конце 40-х гг. ассигнациями в месяц». Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика.
Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. В картине "Анкор, еще анкор. Русский художник, представитель бытового жанра. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.
Все знали его обычную отговорку: Птичка дорожит веткой, а не золотой клеткой. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. ассигнациями в месяц». Началась замкнутая одинокая жизнь. Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства, какими отмечены они, но в десять раз больше. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант).
Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Через три-четыре года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где он старался точнее срисовать некоторые части тела человека с гипсовых моделей.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Так это или нет – доподлинно неизвестно, однако Мединский все же остался в правительстве.
ассигн. Положительно оценил деятельность Федотова в этой области министр иностранных дел Литвы. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. То есть эта картина является визитной карточкой художника.
Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Якобы, без согласования с режиссером назначить на это пост кого-то другого невозможно.
Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». При этом результаты опроса свидетельствует о том, что всё больше россиян считают, что роль Сталина в истории страны была скорее положительной (рост с 15 в 2007 году до 26 в апреле 2011 года), а тех, кто уверен в обратном, напротив, становится все меньше (снижение с 33 в 2007 году до 24 в апреле 2011 года соответственно).
Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего за 3 месяца написал большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Но отказаться от обеспеченного положения, обречь себя на полуголодное существование — решиться на это мог лишь человек, обладавший большим мужеством и, главное, уверенностью в себе. (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).
Федотов шутил над собой в рисунках и не стеснялся являть их друзьям и знакомым. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф.
В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации.
Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
еще анкор. ». В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия.
Родоначальник критического реализма в русской живописи. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином.
В Москве его ожидает теплый прием. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
На слуху у современников были его романсы Кукушечка и Душенька, песня Любочка и воинский марш То ли занятие егеря, распеваемый русской пехотой малость ли не до Первой важный войны. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Самой судьбою было суждено, чтобы полк, в котором служил Павел, был расквартирован поблизости с Академией художеств. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Павел стал задумчивым и молчаливым. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Рисовать начал ещё в кадетах, веселя однокашников забавными шаржами. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста».
А. Заурвейда. Предложенная программа вызвала противоречивые отклики в российском обществе. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. Картина "Свежий кавалер" – первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Такая мысля возникала, видимо и у самого Федотова. К десяти годам он – кадет, в пятнадцать – унтер-офицер, в семнадцать – фельдфебель. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
В поздних же работах он так разительно обогнал свое время, что их долго не понимали – воспринимали сдержанно, недоуменно, даже скептически, – и лишь много позднее прояснился смысл и определилось значение его удивительных прозрений. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). 1851).
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Разве что предположить, что кто-то из организации, защищающей интеллектуальную собственность, «заказал» полицейским юриста. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры.
Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. В 1976—1990 годах преподавал во Всесоюзном юридическом заочном институте: преподаватель, доцент, профессор кафедры государственного права. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Через год большой князь ещё посетил полк.
Федотова называют Гоголем в русской живописи. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Чтоб поздравление было. В поддержку программы высказались лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин, политик Владимир Рыжков, доктор исторических наук Андрей Зубов. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
На следующий день его не стало. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля).
Однако Федотов не торопился в отставку. Приятели считали Федотова убеждённым холостяком. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». В бедности, постоянной нужде протекало его детство. В консерватории ей посчастливилось учиться в классе выдающегося профессора, Доктора искусствоведения Т. А. Гайдамович и Народного артиста России, профессора А. З. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Организовал и являлся бессменным Научным руководителем Студенческой научно-исследовательской лаборатории государствоведческих проблем (СНИЛ ВЮЗИ), проводившей первые в СССР анкетные социологические исследования общественного мнения граждан страны по вопросам гласности и демократизации общества. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить. Бондурянского. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербурге.
Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). ассигн. Однако, несмотря на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Александра огромное внимание уделяет камерному музицированию. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846).
Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.
Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. (1851—52). К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание.
Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского. Через некоторое время творческий потенциал художника раскрывается в полную силу, создав такие произведения, как 1846 г Свежий кавалер, 1847 г Разборчивая невеста. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. Босой, в рваном халате, стоит он, упоенный собственным величием и хвастливо показывает кухарке орден, прицепленный к халату. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. В совершении преступления подозреваются четверо экс-сотрудников ППС, . Однако клетка не пустовала в его рисунках. Они не похожи на все предыдущие работы художника.
Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Года через три-четыре службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств, где, усердно рисуя с гипсовых моделей глаза, носы, уши, «следки» и пр., старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободною и послушною передаче видимой природы. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Такая принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Князю понравилась акварель и он наградил гвардейца бриллиантовым перстнем. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Глядя на рисунки Федотова, кажется, что интимный мир художника помещён им под лупу. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848).
Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.
Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. понимаешь. Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. «Взгляните этому чиновнику в лицо. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях — в ещё худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс приветствовал предложение Совета по правам человека при Президенте РФ о признании ответственности СССР за геноцид и Вторую мировую войну, назвал его «попыткой честно взглянуть на свою историю и совесть». Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Остальные считают «десталинизацию» пустословием и мифотворчеством. Идиллию брачной серии нарушал набросок, намекавший на связь супруга на стороне. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным.
В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
.