Одна из важнейших работ в биографии Донато Браманте, вероятнее всего, – проект Святого Петерса, впечатляющая куполообразная структура громадного размера.
Замысел Браманте оказался в этой постройке превышающим всякую меру, да и начал он ее в огромнейших размерах. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. Однако собор св. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым.
Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима – собор Св. Государь сей оказал им милость и приказал Джорджо Вазари туда отправиться и изыскать способ возведения купола. – обелиск, который стоял в Большом цирке. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме.
В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
Крупнейшим творением Браманте является собор св. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов.
Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения).
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Работами этими он завоевал в Риме такую известность, что был признан первым архитектором за быстроту решений и исключительную изобретательность, так что во всем городе все знатные люди постоянно приглашали его для самых крупных предприятий. Заняв своими заслугами и гением принадлежащее ему высокое место, он тратил благородно свое богатство и жил всегда достойно и пышно. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио.
В углах креста Браманте предполагал возвести купольные капеллы, а на западном фасаде – 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архитектурных масс к центру композиционной доминантой собора должен был стать купол. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. 15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца.
В 1492—1497 гг. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. на стр. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника.
Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. В 1493 г. Браманте уехал из Милана. Петра, продолжалось много лет.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. 16). После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте.
План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. 22). Являясь образцом идеального купольного храма, окружённого по примеру античных ротонд колоннадой, здание имело не только мемориальное, но и символическое значение.
Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Центрическая композиция получила свое функциональное оправдание и выбор ее на рубеже XV и XV вв., когда гуманистические идеи еще имели полную силу, закономерен тем более, что в ту эпоху даже в обычных базиликах алтарь нередко выносили к средокрестию, отгораживая хор от остальной части храма. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. Миланский период Браманте длился двадцать лет.
С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Он сохранил там только алтарь св. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. Ярко выраженным ветвям креста с доминирующим над средокрестием купола сопутствуют по диагональным осям уменьшенные повторения той же фигуры. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св.
Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. Неблагоприятная политическая и экономическая обстановка, создавшаяся после смерти Льва X, привела к тому, что постройка фактически не двигалась.
К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (150004), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. При жизни Вентуры был и сам восьмигранный храм доведен до верхнего карниза и оставалось только вывести свод купола. Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. До него этот приём применялся лишь в живописи. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (149297) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью.
Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). 1510). В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Возвратимся, однако, к Браманте. Петра. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному.
Этот метод мог быть также применен и в масштабах города в качестве принципа соотношения отдельного здания с остальной застройкой. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (150345) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. 5). С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис.
Импровизировал и сам и сложил несколько сонетов, если и не таких тонких, как это сейчас принято, но все же довольно строгих и погрешностей не имеющих. Знаменитый двор (рис. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Браманте не успел воплотить свой замысел полностью.
Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Там проживал в то время некий Чезаре Чезариано, почитавшийся хорошим геометром и хорошим архитектором, который толковал Витрувия и который пришел в отчаяние, не получив за это вознаграждение, на которое рассчитывал, впал в такие странности, что бросил работу и, одичав абсолютно, умер не по-человечески, а скорее по-скотски. библиографию), Ант. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры.
Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки.
15, слева вверху). В центре был задуман огромный купол. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом.
Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. И если бы начало столь потрясающего и великолепного сооружения было меньших размеров, то ни Сангалло, ни все другие и даже ни Буонарроти не смогли бы расширить этот проект, а только уменьшили его так, как они это и смогли сделать ибо Браманте задумал нечто большее. Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио.
Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. Петра в Риме. Прожил он 70 лет.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
17 этой главы и рис. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете.
Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных.
Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, архитекторы начали применять при строительстве храмов некоторые черты античной архитектуры, даже перенося иногда на христианские соборы формы языческих храмов.
С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Собор был построен на месте древней христианской базилики IV в. Архитектор Браманте задумал построить главный собор Рима, который в плане представлял равноконечный крест, вписанный в квадрат, с огромным куполом. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте.
Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. С 1499г. Ордер пилястр построен на золотом сечении и придает членениям стены строгую закономерность. 224).
Тогда его имя было еще не известно. К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения.
Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). Петра в Риме. Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св.
Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов.
Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени.
Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. От Лучано да Лаурана, среди произведений которого прошла юность Браманте, он воспринял красоту геометрически закономерной архитектуры, ясную гармонию, простоту и лаконичность выражения, роднящие этого мастера с Брунеллеско при посредстве творчества Франческо ди Джорджо Мартини, также работавшего в Урбино, Браманте приобщился к функциональной трезвости, тектоничности и могучей жизненной силе тосканской архитектуры в сооружениях Альберти в Мантуе он смог оценить логику и силу языка античной архитектуры общение с Леонардо да Винчи в Милане и Павии должно было укрепить в нем стремление к широкой и вольной трактовке больших архитектурных масс, к органичной связи между внутренним пространством и внешними объемами сооружения наконец, ломбардская архитектура научила Браманте сочетанию различных материалов использованию цвета и декора.
В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании.
И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Браманте и сам начинал как художник. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Выполняя это, он сделал модель части здания, расположенной выше карниза, до которого дошел Вентура, повысив его на восемь локтей, для принятия распора.
Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Петра.
Достраивал её Браманте. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). Петра в Риме.
Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец.
Браманте Донато (Bramante собственно Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio) (1444-1514) итальянский архитектор. В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных).
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Ему предстояло создать абсолютно новое, огромных размеров сооружение, умело введя в него уже существующие здания. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг.
Весь план пронизан нерушимой логикой. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). Знаменитый хор, нарисованный в перспективе, дает иллюзию объемности и глубины, не смотря на то, что невелик размерами.
Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. 18). здесь же работал римлянин Джулио Романо.
Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Он был первым главным архитектором нового собора св.
Созданные Браманте здание неоднократно реконструировались на протяжении столетий, вот таким образом их оригинальный вид часто известен лишь по чертежам.
Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Работал в Милане и Риме. ниже). Хор оставался бы лишь трюком внехудожественного иллюзионизма, если бы не служил зодчему в качестве необходимого и единственного в данных условиях средства для осуществления задуманной им центрической композиции, главным ядром которой он хотел сделать пространство средокрестия, перекрытого полусферическим куполом на парусах.
Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Сравнительно небольшие размеры главных подкупольных устоев, неоднократно подвергавшиеся сомнению и увеличиваемые всеми позднейшими строителями собора, являются решающими для задуманной Браманте композиции. Для его произведений характерно также использование полихромии и скульптурного декора, придающих поверхности стен светотеневую подвижность.
Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (147983): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (148892), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. В 1505 году Папа Юлий II окончательно решил построить новую базилику, в которой будет грандиозный мавзолей для его могилы. 1510).
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Он всегда жил в величайшем почете и вел роскошнейший образ жизни и на той высоте, на какую он был вознесен своими заслугами, все, что он мог пожелать, было ничем по сравнению с тем, сколько он мог бы на это истратить.
«храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан). Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье.
Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио).
Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму.
«Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см.
Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему.
Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Этому способствовала также и биография мастера. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора.
Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св. Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Созданная Браманте композиция глубоко соответствовала изменившемуся отношению заказчика к дому как к недвижимой собственности, могущей стать источником дохода.
рис. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. Плоскостная обработка, светлая окраска и обильное освещение интерьера, а также искусное применение кругов в его декоре придают куполу вид легкой скорлупы, подчеркивая в то же время просторность и крупные масштабы внутреннего пространства церкви.
Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв.
1510). Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. 21). рис. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим.
Имя Браманте служит одним из символов самой яркой эпохи в истории искусства, а его биография типична для титана Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, а это был именно он, дал будущему великому скульптору несколько, говоря современным языком, мастер-классов по архитектуре и рекомендовал герцогу подучить юношу, который превзойдет многих зодчих. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др.
Начал он так: Julio II Pont. Сначала успешно работал маляр. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи.
С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Донато Браманте (итал.