Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Эта первая крупная его работа была обоюдовыгодной: Ленотр создал ставший широко известным парковый ансамбль Во-ле-Виконта. Вот почему Версальский парк, осуществленный во второй половине XVII в. для прославления самого пышного королевского двора в Европе, можно рассматривать как лабораторию новых градостроительных приемов всемирного значения".
За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. За счет потерь на трение, высота подъема воды несколько снижается. Переворот в проектировании парков классического стиля произвел талантливый мастер Андре Ленотр (1613 – 1700), вершиной творчества которого стал знаменитый Версальский парк, явившийся ярким средством выражения, совершенной власти короля Франции Людовика XIV. На этом ярком примере ландшафтного искусства воспитано не одно поколение архитекторов.
Здесь место подчинилось человеческой воле и стало ее выражением. Назначенный «генеральным контролером королевских построек» (1657), в 1660-е годы создал парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие, но самое главное – распланировал (в 1661–1668) ансамбль Версаля и Трианонов.
Очевидна связь с Версалем и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом. Кстати, уже в те времена садовники такого ранга должны были быть образованными людьми: уметь читать, писать, рисовать иметь практические знания по арифметике, геометриии архитектуре. Значительный перепад высот и наличие двух небольших речек, протекающих по территории усадьбы Со, сделали возможным работу всех фонтанов и обеспечение всех хозяйственных нужд без дополнительных технических ухищрений.
Здесь были люди, составившие лицо эпохи, например, Жан-Батист Мольер и Жан-Батист Люлли, которые представили постановку своего балета. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним x перспектива" рождает впечатление возрастания пространственного ритма. Мне кажется, следует начинать с другого. В этом парке Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. С 1657 генеральный контролёр строений Людовика XIV.
Родился А. Ленотр 12 марта 1613 года в Париже. Но природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Были разработаны приемы разбивки регулярного сада (итальянские архитекторы Дж.
Среди них видное место занимает Нижний парк в Петергофе с его уникальными фонтанами. Границы Франции значительно расширятся, хотя это и будет стоить жизни 300 тысячам солдат. Подъем садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения.
Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности». В 1667 году Ленотр продлевает аллеи парка на запад, образуя проспект, который в будущем станет Елисейскими Полями. Им созданы фактически все крупнейшие парки при дворцах – в Во-ле-Виконт (1653), Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу, Тюильри. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии – королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода) в Ганновере – ансамбль Герренгаузен в Австрии – Шенбрунн и Бельведер (арх.
И невиданная роскошь будет сопутствовать всей жизни короля. Открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала. Кнобельсдорф).
Начиная с 1663 года Ленотр также был приглашён в шато Шантийи (Chteau de Chantilly), поместье принца де Конде, где он проработал до 1680-х годов вместе со своим племянником Пьером Деготсом. Опыт Версаля был перенесен и в реконструкцию Парижа. Большим сортовым разнообразием отличались только тюльпаны, которые закупали в Голландии. Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д. ). Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены.
Вся композиция Версальского парка подчинена главному зданию — дворцу. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки.
В парке образуются далекие перспективы на окрестные леса и луга. Последней работой Ленотра стал королевский парк Марли (1692 г. ). Творческая работоспособность Ленотра поражает. Здесь, словно в огромном «зеленом городе», поделенном на улицы-аллеи, можно попастьв спрятанный за высокой живой стеной театр или бассейн. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства от камерности итальянских вилл переведен к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат с различными функциями). Новый стиль жизни, новые искусства возникнут как выражение победы новой идеи, утверждающей порядок и отметающей хаос.
Водные партеры – бассейны криволинейных форм. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и проектирует одновременно оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г. ). Страной будет управлять по советам своих министров и многочисленных фавориток.
Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу.
Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. В самой известной династии парижских садоводов, у Жана Ленотра родился сын – Андре. Этот многоуровневый бассейн иллюстрирует легенду, согласно которой разгневанный бог превратил в лягушек и ящериц жителей Ликии, не почитавших Латону.
Ленотр Андре, Ле Нотр (Lenфtre, Le Nostre) (1613-1700), французский архитектор, проектировщик парков. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. Благодаря наличию на территории естественного орошения (сохранены естественные водные ресурсы), Андре Ленотр создал неповторимый регулярный парковый ландшафт с кружевными партерами, множеством фонтанов и водными каналами. Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги.
Периоды творческого поиска естественной природы, так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре как правило характеризует наступление разрушительного Хаоса, где поиск истины не прямолинеен и сентиментальный романтизм ведет к революционным брожениям идей. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно. способы. Родился в семье главного садовника Тюильри.
Поражают сами масштабы ансамбля. Андре родился 12 марта 1613 года и в тот же день был крещен в церкви Святого Роха (фр. Две главные страсти будут в его жизни – война и женщины. В середине XIX века в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки, в XX веке почвились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог – "линейные" исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом).
Чаще всего инструментом воздействия являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с «элементами» природы – растениями, важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, придающим своеобразный ритм и некоторым образом настраивающих, как бы гипнотизирующим зрителя готовя его к восприятию главного – значению данного места. Используются буленгрины (пониженные партерные участки) и вердбюгадены (повышенные). Некотороые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные – граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень. Он изучал математику, живопись и архитектуру и поступил в художественную мастерскую (фр.
Парк – это живая экосистема, в которой растения подвержены смене времен года, собственному вегетативному циклу и просто старению. Дворец занял место в северо-восточном углу прямоугольника.
В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет.
Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа., оценивая творчество Ленотра, отмечал, что ". Заметив музыкальные способности, его назначили руководителем домашнего оркестра Мадемуазель, младшей сестры короля. К середине XVIII в. французам стали доступны растения, привозимые из дальних экспедиций. Ведь еще недавно сады были огорожены крепостными стенами.
Цветы и виньетки заменяют газоном, который часто дополняют бассейнами и фонтанами. В 1657 году Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. При закладке парка площадью в сто гектаров трудились 18 тыс.
Сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом барокко, Ленотр создал систему построения обширного регулярного (французского) парка (смотри Садово-парковое искусство). Ленотр в этом преуспел настолько, что превзошел наиболее известных мастеров, таких как Бойсе.
В 1653 г. приступил к работам над парком в Во-ле-Виконт. Будучи очень известным и богатым человеком, Ленотр отличался простотой в обхождении и доступностью, с радушием и участием относился к начинающим мастерам. Кроме того, большое количество ваз носит символику, связанную с Гелиосом.
Но все эти приемы реализуются по-своему. И они пришли. Фонтан имеет четыре площадки, на которых вода бьет из пастей ящериц и лягушек. Ленотр отвел ему место в центре парка, на значительном возвышении, чтобы из его окон открывалась грандиозная перспектива на расположенные внизу фонтаны, боскеты, зеленый ковер (длиной 330 и шириной 25 м) и уходящий словно в бесконечность канал. Трудность в проектировании будущего парка заключалась в понижении рельефа с запада на восток.
человек, которые снесли три деревни, вырубили лес изменили русло реки и преобразовали рельеф – во имя того, чтобы «окружить замок воздухом» и сделать его центральной точкой любой живописной композиции, доступной посетителю. Парк окружал лес, который был посажен во время строительства дворца. Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности».
У короля Людовика 13 родился наследник – сын Людовик. Но вершиной его творчества считается Версаль (гг. ). – в королевских парках Сен-Жермен, Фонтенбло, Шантийи, Версаля, Сен-Клу и Тюильри в Париже, составил проекты Сент-Джеймс-парка в Лондоне и парка в Гринвиче (1662). До Ленотра никто не устраивал зеленые и водные партеры. glise Saint-Roch).
Версаль – резиденция Людовика XIV (1662-1700 гг. ) – считается вершиной творчества Андре Ленотра. Андре родился 12 марта 1613 года и в тот же день был крещен в (фр. glise Saint-Roch). Кроме того, горшечное содержание позволяло быстро заменить увянувшее растение. (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка. Во Франции наступил 1613 год. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII века, воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале).
Зевс, в ответ на ее мольбу превратил крестьян в лягушек и ящериц. «Я думал лишь о чести и славе Франции», — эти гордые слова мастера можно считать девизом его жизни. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве. Прежде всего поражают масштабы ансамбля. Родился в 1613 году в семье смотрителя сада Тюильри. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями – берсо или перголами, а также невысокими стенами — палисадами.
Одновременно с работой в Версале он трудился над созданием и перепланировкой других королевских резиденций парков в Шантильи (), Ссо (), Матиньоне (1676), Дампьер (1675) и нескольких других.
Он был украшен скульптурами, расположенными в самых разных местах. В «доленотровский» период не было целостностив проектировании садов. Работы по оформлению интерьеров дворца были выполнены другом Ленотра Лебреном. Цветы обычно доставляли из Прованса. Он – сын своего времени и своего класса. Массив Версаля занимает 1700 га из которых передняя часть составляла 100 га.
Однако в Версале, где ландшафтная составляющая не просто дополняет здание дворца, а выступает с ним как бы на равных, впервые сформирован столь грандиозный, целостный и пространственно связанный ансамбль. Маленький мальчик стал наследником в семье с богатейшими культурными традициями. Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Фобур Сент-Оноре во Франции. Унаследовав от отца его должность (1637), перепланировал сады Тюильри, проявив характерное стремление к открытым, далеко протяженным – не только садовым, но и градостроительным – видовым перспективам (впоследствии продолжение центральной оси садов превратилось в проспект Елисейских полей). Его дедом, по всей вероятности, был Пьер Ленотр, сначала поставлявший семена растений и навоз ко двору Марии Медичи, а затем с 1572 года ставший садовником дворца Тюильри.
Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения) строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко) широко применяются растения в кадках. Андре Ленотр – самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. Он должен был быть виден из любой точки расстилающихся у его подножия партеров. Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. Андре Ленотр (1613-1700 гг. ). Иногда у палисадов высаживали вьющиеся.
Он изучал математику, живопись и архитектуру и поступил в художественную мастерскую (фр. atelier) Симона Вуэ, первого художника Людовика XIII, где он познакомился и подружился с художником Шарлем Лебрёном. На Францию окажет огромное влияние культура Итальянского ренессанса. Его композиции отличаются беспредельным раскрытием пространства.
Прямые аллеи, боскеты, обширные газоны и бассейны, скульптура в узловых композиционных точках, – все это было подчинено в работах Ленотра идее искусства, зримо облагораживающего дикую природу (идее, сформировавшейся в недрах Ренессанса, но теперь реализованной с невиданной еще масштабностью). И расцвет коснется всех наук и искусств, получивших мощный могучий импульс извне. Приживались из них очень немногие, увядшие подлежали немедленной замене. Это было бы невозможным если бы совместная работа и творческие контакты одаренных людей разных профессий объединенных желанием решать разнообразные задачи.
Это, прежде всего придворцовая часть с северным, южным и водным партерами. С этого времени Ленотр работает в садах Тюильри и одновременно проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло (1645). Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина : в основе решения лежит подчинение деталей целому, применяются длинные и широкие перспективы, строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами, декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водопадов итальянского барокко), широко применяются топиарные формы и растения в кадках. В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI-XVII веков (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка.
Привыкший к излишествам король был потрясен. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет. Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем». Парк украшен скульптурой, павильонами и фонтанами.
Дворец является доминантой парка. Например именно в день рождения Людовика солнце будто бы садится в воды Большого Канала.
Водные струи достаточно мощные. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело.
С 1653 руководил работами в парке Во-ле-Виконт, в 60-х гг. В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном шато де Со (фр. Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года. Королевский остров).
Отсутствие благоприятных условий сказывалось на приживаемости и росте насаждений. Андре учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ, занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637 г. ) передавшего ему свою должность. Оттачивал он свое мастерство и у еще одной знаменитости – живописца Лебрена. Плодородие почвы при планировании сада роли не играло.
Так появились парк Шантийи (1663-84, владение герцогов Конде) и Шуази (1693, владение герцогини Монпансье), Сен-Клу (1658, владение брата короля), Со (1670-1683, владение министра финансов Кольбера) и Медон (1680, владение военного министра Лувуа). Классические парки Франции стали образцом для подражания. Поражают сами масштабы ансамбля. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга – работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. В государствах Древнего Двуречья существовали большие заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII век до н. э. ). В 1657 г. становится генеральным контролером строений, садов и мануфактур Людовика ХIV.
В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI—XVII вв. На окончательно сформированном плане мы видим четыре оси, образующих при пересечении прямоугольник с далеко уходящими за его стороны осями (См. И он заподозрил министра Фуке в попытке превзойти его самого в роскоши.
Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем»7. В целом, ансамбль как бы постепенно растворяется среди лесных аллей, полей, перелесков.
Последняя четвертая ось проходит параллельно главной оси в значительном отдалении от нее через бассейн Октагон, центральное расширение Большого Канала и зеленый партер Шатене. В 24 года после смерти отца Андре занимает его место. Почти сорока годами ранее, в 1662 г., генеральный контролёр строений (Controleur Gnral des Btiments du Roi) Людовика XIV, приступил к разбивке Версаля и строительству города. Редкими растениями (такими как анемоны, гвоздики, обычные и желтые нарциссы, примулы, розы Эглантин, лавровишни, наперстянки и др. ) обменивались.
Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. Теперь ее заменила зеленая изгородь, обнесенная ажурной металлической решеткой. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами.
Они постепенно спускаются от дворца к реке. Андре родился 12 марта 1613 года и в тот же день был крещен в церкви Святого Роха (фр. glise Saint-Roch). Огромное количество деревьев, более 30 000, было привезено из Нормандии и других регионов.
Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Аллея главной оси называется ныне Аллеей Славы.
Влияние Ленотра и его школы на последующее развитие ландшафтного искусства сложно переоценить. В 1667 году Ленотр продлевает аллеи парка на запад, образуя проспект, который в будущем станет Елисейскими Полями. Но его пространство вполне соответствовало королевскому размаху (более8 тысяч га).
Площадь резиденции Фуке составляла 100 га. В середине XVIII века в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки. Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Править он будет 72 года. Продольный канал имел длину 1, 4 км, поперечный – 1 км.
Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Деревья рядом с домом не высаживали, дабы не загораживать его. Еще три скульптурные группы изображающие купанье Аполлона, размещены с северной стороны дворца.
Воевать он будет постоянно, хотя политикой будет интересоваться мало. Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года. За этот период он создал большую часть своих незабываемых работ – парки Во-ле-Виконта (1657-1661), Версаля (1661-1693), Фонтенбло (1661), Сен-Жермен (1663), Тюильри (1664-72), район Елисейских полей в Париже (1667), Кланьи (1674) и Люксембургский сад в Париже. В 1657 г. Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. Через два года отец передал ему свою должность. Перед дворцом разбиты широкие партеры, в том числе и водные.
Им созданы Северный и Южный партеры. Выработал каноны построения обширного французского регулярного парка, которые господствовали в европейском паркостроительстве до середины ХVIII в. Андре Ленотр (1613-1700) продолжил династию мастеров озеленения, которые с детства привили ему умение находить и подчеркивать прекрасное в окружающей природе. Он выражал свой внутренний мир исключительно посредством своих садов. Основная планировочная ось (1) должна была проходить через главные ворота усадьбы, пересекать дворец перпендикулярно парковому фасаду здания и уходить через открытое пространство партеров к горизонту. выше План расширенной усадьбы Со).
Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. французский архитектор, мастер садово-паркового искусства, представитель классицизма. Дворец со всех сторон окружает ров с водой. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1, 5 га). Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности».
Такие посадки обязательно дублировали молодыми растениями, которые подрастали не в самых лучших условиях, затеняемые большими соседями, которых они и заменяли впоследствии. В парковом строительстве даже использовали архитектурные термины. Среди других его работ можно отметить планирование и создание парка в Фонтенбло, Шантийи, замке Сен-Клу, Сен-Жерменском дворце.
Сад рассматривали как продолжение залов дворца. Сам дворец располагался на возвышенностях, среди партеров, водных зеркал и плоских террас. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. Однако настоящим триумфом Ленотра, стал парк (созданный всего за 4 года) близ нового дворца в Во-ле-Виконт близ Мелёна, возведенного Луи Лево для королевского министра Фуко (1656 г. ). По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди – палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Настоящим триумфом Ленотра стал созданный всего за четыре года парк близ нового дворца королевского министра Фуко в Во-ле-Виконт близ Мелёна.
Но Именно при нем Франция достигнет небывалого расцвета и могущества. С 1666 г. – советник короля и генеральный контролер зданий его величества. Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем».
Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном (фр. Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года. Не говоря уже об итальянских садах в стиле барокко (виллы ДЭсте, Ланте, Капрарола), в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. Андре Ленотр — самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве.
Франция завоюет новые земли, объединит их силой и властью короля. В 1635 г. он принят на должность первого садовника Гастона Орлеанского, брата короля. Протяженность его фасада примерно 500 м. Западный фасад дворца обращен к парку.
Центральная мраморная группа работы братьев Марси представляет Латону с детьми. Однако самым великим творением Ленотра стал ансамбль Версаля и Трианонов (1661—1668 гг. ).
Поскольку заказчик всегда рассчитывает получить в результате строительства уже готовый парк с тенистыми аллеями, цветочными партерами, декоративной яркой зеленью, то Ленотру, знавшему, что расцвета его детище достигнет через несколько лет, приходилось создавать первое впечатление о парке за счет малых архитектурных форм: лестниц, бассейнов, скульптур и пр. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства перешел от камерности итальянских вилл к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат). Ленотр занимал должность главного королевского строителя садов и парков.
Ассортимент их был скуден, а их цветовая гамма – не яркой (розовой, желтой, белой и фиолетовой). Кстати, над украшением Версаля работали почти два поколения скульпторов.
В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном шато де Со (Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года. Фонтан «Латона» был запланирован архитектором Ленотром и открыт в 1670 году. С 1663 г. начинает работы в Версале. Важную роль играют поперечные оси парка.
Открытость, разомкнутость пространства радовала взор. Периоды творческого поиска естественной природы — так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре — как правило, свойственны эпохам наступления разрушительного Хаоса, революционного брожения идей. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. 1629), занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца Ленотра, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637) передавшего ему свою должность. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло.
Также он является автором проектов Сент-Джеймсского парка в Лондоне и Гринвичского парка. Можно вспомнить об итальянских садах в стиле барокко (виллы ДЭсте, Ланте, Капрарола), так и в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. Андре Ленотр родился в Париже в семье мастеров озеленения. Широкие ступени (их в парке немного, поскольку Ленотр отдавал предпочтение пологим спускам) естественно переходят в нижние ярусы. Кроме парка Во ле Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (гг. ), Сен-Клу, Шатильи (1693 г. ) сад Марии (1699 г. ). Парковый фасад дворца открывает вид на террасы с разнообразными партерами, уходящими к горизонту с огромным зеленеющим ковром газона.
Лучи основных аллей, расходящиеся от дворца «короля солнца» (так называли приближенные Людовика XIV), как бы подчеркивают идеологическую сущность его совершенной монархии. Так построены резиденции правителей, храмовые комплексы, другие общественные учреждения – математическая логика и точность, как символ организации общества. Он был мастером настоящих дальних перспектив, учитывающих законы оптического восприятия. Он выражал свой внутренний мир исключительно посредством своих садов.
Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. После завершения строительных работ переходят к оформлению территории парка. Это благотворное влияние отразилось и на французском садово-парковом строительстве.
Многообразые композиционные приемы можно свести к 2 основным приемам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному имитирующему естественный ландшафт). Андре Ленотр учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ (ок. Все приемы подчеркивают парадность и торжественность.
Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Фонтан «Латона» представляет скульптурную композицию, раскрывающую древнегреческий миф.
Здесь было болото, а стал сад. Ее перспектива ничем не закрыта и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Планировка садов была простая – в виде квадратов имеющих внутреннее членение. Также он является автором проектов Сент-Джеймсского парка в Лондоне и Гринвичского парка. Однако самым великим творением Ленотра стало создание (в 1661–1668) ансамбля Версаля и Трианонов.
Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца». (Первый музыкант французского королевского двора Ж. Б. Люлли начинал карьеру поваренком.
И имя его станет в одном ряду со знаменитыми зодчими, художниками, скульпторами. Экзотические растения (тутовые, мастиковые и апельсиновые деревья, олеандры, падубы, калину вечнозеленую и др. ) акклиматизировали или убирали на зиму кадки с ними в оранжереи. Его назовут Король-Солнце. Андре Ленотр родился в Париже в семье мастеров озеленения. Примером технических достижений того времени может служить «машина Марли», которую построили для обеспечения Версаля водой. В Со ясно просматривается упорядоченность размещения партеров. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.
В XVII-XVIII вв. О потрясающей работоспособности Ленотра можно судить по тем фактам, что одновременно с Версалем он построил Шантильи для принца Людовика Кондэ, абсолютно построил Тюильрийский сад (именно в этом парке стоит памятник Ленотру). Продолжающий его далее на запад Большой парк (скорее даже лесопарк с широкими аллеями) занимает 6600 га. Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями.
во Франции не было большого количества декоративных цветов. Позднее эта идея была позаимствована для Петербурга и Вашингтона (Невский проспект от Адмиралтейства до Московского вокзала и главная ось центрального Вашингтонского парка равняются тем же 3 км). Он строил сады Тюильри, вместе с сыном Пьером обустраивал резиденции французских королей. В этой должности работает в парках Сен-Жермен, Фонтенбло и др. Новое время требовало новых форм.
Андре Ленотр. Учился у С. Вуэ, Ш. Лебрена и, возможно, у Ф. Мансара. Его дед Пьер был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и одновременно проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г. ).
Именно увидев его рисунки клумб, Фуке (о нем ниже) приглашает Ленотра в Во-ле-Виконт. Наиболее известное произведение – регулярный парк в Версале (1662-1690) с сеткой прямых аллей, ось симметрии которых составляют главная аллея с бассейном Латоны и Аполлона и большой канал (длина 1520 м). Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. В этот период (1660-е годы) им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие.
Его крёстным отцом был администратор королевских садов Андре Берар, а крёстной матерью была супруга Клода Молле. Андре Ленотр родился в Париже в семье мастеров озеленения. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга — работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других.
Через 6 лет он назначается королевским чертежником и рисователем проектов садов. Точкой отсчета при планировании сада был дворец.
С 1645 по 1693 гг.