Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Читательская реакция на появление «Азбуки» была неоднозначной: некоторые критики обвинили книгу в манерности, а М. В.
Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге.
«Азбука в картинах» достойно выдержала проверку временем. К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894).
С 1926 года жил во Франции. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города.
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности).
Здесь, отдыхая от городской суеты, Бенуа мог спокойно работать над «Азбукой». Бенуа тогда находился в Париже, куда ему и были присланы авторские экземпляры. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.
Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко.
Его отец был архитектором. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Не исключено, что А. Н. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.
Но даже с большевиками А. Н. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Он обратился в лучшую русскую государственную типографию – Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка».
Знак зодиака — Телец. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». По некоторым сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в сотрудничестве с типографией И. Кадушина. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Главной чертой характера Бенуа все его биографы и современники называют всепоглощающую любовь к искусству.
Биография Александра Бенуа продолжала писаться уже вдали от Родины, но в Париже к этому времени оказалось большинство его друзей и единомышленников. Бенуа отказался. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части.
В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В частности, Репин не очень любил эту компанию, а самого Бенуа называл недоучкой, библиографом и хранителем Эрмитажа, хотя и принимал участие в выставках. Начатая в Петербурге, «Азбука» была завершена летом в Финляндии, на даче в имении Горки. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус.
Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. И если отказаться от мысли, что Азбука эта предназначена для маленьких детей. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии.
Бенуа в меру фантастичен, всегда забавен, остроумен и даже порою насмешлив. Серебряный век принёс читателям азбуку в стиле «Мира искусства». Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Однажды, размышляя о детских книгах, Бенуа сказал, что хотел бы выразить в них «непосредственное увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далёком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость».
Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Но и здесь перед А. Н. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.
В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Бенуа с большой ответственностью подходил к своей работе в Эрмитаже, который он любил с самого детства и мечтал превратить в музей мирового уровня. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Его судьба – это судьба русского европейца. Всё это мы без труда найдём на искрящихся фантазией и весельем страницах «Азбуки в картинках». Русско-финляндская выставка имела большой успех. Добужинский писал и о том, что его дети с наслаждением разглядывают «Азбуку» Бенуа.
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Они организовали кружок любителей искусства. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Пьермарини, G. Piermarini).
Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. Художник, график, сценограф, художественный критик инициатор создания группы «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа на протяжении более чем полувека оставался одной из ключевых фигур русской культуры. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Русский музей стр. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Это очень домашне, местно, лично». Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. У него какие-то извивающиеся девицы играют в жмурки, мундирные люди, широкобёдрый франт одевается перед зеркалом. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Первоначально предполагалось, что книга выйдет в московском издательстве Иосифа Николаевича Кнебеля.
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Так, открывающий и закрывающий книжку Арап появился в балете Игоря Стравинского «Петрушка», декорации и костюмы к которому разработал сам основатель «Мира искусства». Дягилева, забывая, что именно А. Н.
Но расчётливый, практичный Кнебель предложил выпустить «Азбуку» массовым тиражом в дешёвом полиграфическом исполнении по цене 25, 50 и 75 копеек. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Именно там им были написаны «Версальские серии». Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Они организовали кружок любителей искусства. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Предки Александра по матери были итальянцами, семья отца перебралась в Россию после революционных потрясений во Франции.
Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Один из таких шедевров – «Азбука в картинках». Тошно. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV».
401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Но в целом.
Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Некоторые персонажи «Азбуки» Бенуа впоследствии взошли на настоящую театральную сцену. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». А композитор Николай Черепнин даже озвучил азбучные сюжеты своего друга и родственника в «14 эскизах для фортепьяно к Азбуке Александра Бенуа». Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.
Шаляпина и З. Е. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге.
Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Добужинский назвал её «чудесной». Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06).
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. «От этих.
Но неужели, пройдя через три (. ) поколения, книжка не стёрлась вконец. Вот как, например, оценивал «Азбуку в картинах» издатель сатирического журнала «Зритель» Ю. К. Арцыбушев: «Грешит манерностью. Жил в основном в Петербурге. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17).
Процесс работы над книгой прослеживается благодаря сохранившемуся альбому с подготовительными рисунками (ныне хранится в Государственном Русском музее). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
Каждая её страница построена в виде весёлой сценки, насыщенной действием и персонажами. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.
Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. В ту пору, по воспоминаниям Бенуа, это был очаровательный «карапузик Коля», который тянулся к старшим сестрам и нередко «присаживался к ним, стараясь вникнуть в те истории, которые содержались в нескольких любимых книжках, среди коих почётное место занимал сборник сказок в зелёном с золотом переплёте».
«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Каждая страница Азбуки — удивительный завораживающий сказочный мир. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Предлог детского чтения чисто внешний. Эти сценки пронизаны духом домашних театров, бывших не редкостью в России прежних уютных времён, поэзией «петербургских детских комнат», что с восхищением отмечал писатель Михаил Кузмин, по словам которого Бенуа «сам, весь, целиком в этих комнатах, этих восторгах и фантасмагориях. Совершал длительные заграничные поездки. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Каждая эпоха в России предлагала свой тип азбуки.
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Он был убежденным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.
Косвенным подтверждением этому служат слова из письма Бенуа, отправленного им знакомому в мае 1958 года: «Спасибо за добрые слова об «Азбуке». В 1898 году вместе с С. П. Точнее было бы сказать, что А. Н. Русский музей). «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Он как будто противопоставляет их бронзовой скульптурной группе изображающей детей играющих в воде. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные.
Бенуа уже в апреле 1923 года. А. Н. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Реставрационный отдел. ). Во второй половине 20 века его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация изящная орнаментальность.
Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков».
«Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В октябре 1904 года «Азбука» получила разрешение цензуры, а полгода спустя, в середине августа – начале сентября 1905 года, поступила в продажу по цене 3 рубля.
Азбука Бенуа. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Живописи и графике «Мира искусства» (Л. «Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. Этот балет впервые увидел свет в 1911 году во время знаменитых «Русских сезонов» в Париже.
В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Александр Бенуа был женат. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Изысканная графика Бенуа — до сих пор непревзойденный образец книжной иллюстрации.
Александр Николаевич Бенуа (фр. Ей недостает именно историзма. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Много лет спустя Александр Николаевич с наслаждением будет вспоминать это место: «воздух идеальной чистоты, аромат сосен и елей, прозрачность озёрных вод и нежную меланхолию лимонно-жёлтых зорь». Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).
Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. С 1901 — 1903 г. г. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Работу над ней Бенуа начал в 1903 году.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Гораздо более ощутимым недостатком книги является шаткость и неясность общей исторической концепции, положенной в основу исследования.
В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Одновременно он нередко преувеличивал значение творчества своих ближайших соратников и друзей.
Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы».
Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа написал множество статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных в основанном им в 1901 г. художественно-историческом сборнике Художественные сокровища России в журналах Мир искусства, Московский еженедельник, Старые годы, Золотое руно. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей.
Детство будущего художника прошло в Петербурге. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Среди таких пособий выделяется «Азбука в картинах» Александра Бенуа – первая книга, в которой художник выступил как автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель в одном лице.
Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Один из центров мировой оперной культуры. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
Но почему-то именно декоративность «Азбуки в картинах», специально задуманная как изюминка книги, «обидела» других читателей -и не только приверженцев, скажем, «Азбуки» Льва Толстого с её гениальной простотой, узнаваемостью и доходчивостью. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Тем не менее «Азбука в картинках» быстро стала редкостью, а с годами – редкостью практически ненаходимой.
В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.
В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Серебряковой. Одна из самых замечательных книг для детей — Азбука в картинах русского художника историка искусства Александра Николаевича Бенуа (1870-1960). Они составляют едва ли не половину его наследия.
Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. с консервативно-охранительских позиций. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Впоследствии Николай Александрович Бенуа прославился как выдающийся театральный художник. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.
Оба художники. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Всё это навряд ли может тронуть людей того возраста, когда они принимаются за азбуку. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».
Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». "Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности", – говорил Бенуа. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».
Крупный знаток французской культуры XVII – XVIII веков, Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию как выражение всего художественного духа великой страны. Книжная страница для него становится сценической площадкой». Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. он всегда и прежде всего декоративен. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».
И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Возникли в 15-16 веках.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже.
Виктор Замирайло подготовляет демонстративный выход из сотрудников журнала». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Почувствовав это, А. Н.
Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10.
На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Из письма художника к Ф. Ф.
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
Тираж составил 2500 экземпляров. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.
Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. В этом плане примечательна реакция ещё одного гениального «мирискусника», Мстислава Добужинского: «Послать Вам ту гнусность, что написал Арцыбушев в Зрителе. Среди ее работ есть портрет Б. Ф.