Джованни Беллини – выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения. Джованни Беллини — выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения. Наиболее существенную роль в становлении молодого художника сыграл знаменитый живописец Андреа Мантенья, который вошел в семью Беллини в 1453 году, став мужем сестры Джованни, Николозии. Джованни Беллини (1433 – 1516 гг. ) – выдающийся живописец эпохи Возрождения, младший сын венецианского художника Якопо Беллини.
Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок.
Иову и св. Это было время зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и др. И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Винченцо Ферреро (ок. В 1420-е годы вместе со своим учителем Якопо работал во Флоренции. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Святые объединены общим действом, общим чувством. 1505, Лондон, Нац.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. В закрытом пространстве алтарной картины для ц. Сан-Джоббе (ок. 1505г., Лондон, Национальная галерея). Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению).
В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома Якопо Беллини. Пейзаж строится уходящими к дальнему плану параллельными горизонтальными полосами. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Сюжет этой картины связывали с поэмой француза Гийома де Дегийвиля Паломничество души. 1455, Нью-Йорк, Метрополитен). Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников».
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Старшим представителем этой семьи художников был Джакопо Б., род. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Две картины— «Св.
Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Себастьяна, защитников от чумы. Франциска и Иеронима и напоминает, по мнению Р. Лонги, «старинные китайские картинки». На картине есть подпись художника и дата 1488г.
Винченцо: «Св. — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. Здесь же представлены Мадонна, апостолы Павел и Петр, а также фигура Правосудия. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи.
В картине Мадонна на лугу (1505, Лондон, Национальная галерея) поза и смертельная бледность спящего Младенца напоминают иконографию композиции Оплакивание, в которой Богоматерь держит на коленях мертвого Христа. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, – пишет П. Муратов. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно для его ранних произведений.
галерея, окончен Тицианом). Однако благодаря теплым тонам оно кажется почти живым. В работе Джованни Беллини все контуры смягчены теплым сиянием зари. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577.
В последней работе Беллини изобразил мёртвого Христа у парапета, фигуру которого поддерживают Мадонна и Иоанн. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. 1450). Нетипичный для Беллини пример работы в этом жанре – Портрет дожа Леонардо Лоредано (ок.
Марка и в венецианской академии Крестное Чудо. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Себастьяна, защитников от чумы.
Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино».
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). В ней видели иллюстрацию к поэме "Паломничество души" Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне.
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. Нет картин знаменитого художника в Риме.
Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Эта работа подчеркивает предпочтение художником профильных портретов. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих "Мадоннах").
«Распятие» (Венеция, музей Коррер) свидетельствует о влиянии Мантеньи (в изображении тела Христа и скал, на которых расположен крест), но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини: в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия. В картине «Распятый Христос» (ок. Святые изображенные Джованни Беллини, словно замерли навеки в просветленном раздумий. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты».
В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Старший сын Якопо Беллини, Джентиле, вместе с отцом и братом Джованни исполнил алтарный образ для капеллы Гаттамелаты в ц. Санто в Падуе (1460, не сохранился). Олимпийцы пируют среди буйной растительности (пейзаж был переписан Тицианом после смерти Беллини). Свидетельством тому служит картина «Коронование Марии» (Пезаро, Гор. Джованни вдохновила пространственная концепция Мантеньи, но, отбросив ее систематичность и чрезмерную археологичность, он вдохнул в нее свою страстную любовь к человеку и к природе. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости.
Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие.
Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок. Он же хорошо мне заплатит. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. Екатерины и св.
С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными ("Стигматизация святого Франциска", Нью-Йорк, собрание Фрик "Святой Иероним" для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс "Преображение", Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Следующей крупной работой художника является триптих из венецианской церкви Санта Мария деи Фрари. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений.
1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. В великолепно рассчитанной трактовке пространства в «Триптихе Фрари» (1488, Венеция, ц. СантаМария Глориоза деи Фрари) Беллини апеллирует к урокам Антонелло и добавляет к ним геометрическую строгость объемов.
(Jacopo Bellini) (ок. В 1479-1480 Джентиле работает в Константинополе в качестве портретиста султана Магомета II («Портрет Магомета II», Лондон, Нац. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской.
Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них – "Портрет мальчика" (около 1490, частное собрание, Бирмингем), "Портрет молодого человека в красном" (1490, Национальная галерея, Вашингтон), "Портрет Пьетро Бембо" (около 1505, Хэмптон-корт). Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». «Женщина за туалетом», 1515, Вена, Музей истории искусств «Опьянение Ноя», Безансон, Музей изящных искусств).
Изображённый за парапетом св. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо).
В то же время атмосферное сияние в композиции «Преобрахение» (1485, Неаполь, Капо-димонте) смягчает рельефность пейзажа. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Екатерины и св. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. После 1470 г. развернулся гений его великого ученика Тициана, повлиявший на самого учителя. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
«Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Так, например, в одной из последних картин Опьянение Ноя художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
Великолепен архитектурный фон — огромная алтарная ниша с покрытым золотом мозаики сводом, тонкой каменной резьбой, украшающей пилястры и трон, на котором сидит Мадонна. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Человечность, особое внимание к подлинным человеческим чувствам людей пронизывает все картины Беллини.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена.
1501, Лондон, Национальная галерея). Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена.
Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. В 1474 он исполняет официальный портрет дожей. — Знаменитее Джентиле был его брат — Джованни Б. (Джанбеллин или Самбеллин), род. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году.
Св. Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Полотна настолько похожи, что возникает вопрос: не было ли между их авторами своего рода художественного соревнования.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов.
Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
Св. Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов.
Христофор» и «Св. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы).
В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Богоматерь молится своему спящему Сыну. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах.
Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. Глубина, объем чувств и переживаний (П. П. Муратов) как свойства самой живописной плоти беллиниевских картин явились заветом венецианскому чинквеченто, заветом эпохе, сделавшей местную школу школой колоризма для многих поколений европейских художников. Иоанна Евангелиста. Возможно также, что эта картина, которую называют иногда Озерная мадонна, является расширенной и изощренной композицией типа Сакра Конверсационе (Святое собеседование) и была выполнена Беллини по заказу оставшегося неизвестным просвещенного венецианского патриция с рафинированным и утонченным вкусом. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов». Греческая мадонна 1460-1464Святой Георгий и дракон Алтарь Пезаро, 1474Моление о чаше (Агония в саду), 1465Воскрешение Христа 1475-1479Портрет кондотьера Джованни Эмо, 1480 С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. Кроме того, его картины хоть и несли в себе элементы иконописного искусства, все же были вполне земными, а Ватикану требовались фрески для церквей и соборов в библейском стиле. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения.
Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. Строгость перспективы, кажется, поглощена свободным сочетанием тонов. В картинах Беллини исторический пейзаж полностью растворяется в природном, где и сама природа, подобно рукотворным холмам, также приобретает историческое значение. Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности.
Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». В знаменитой картине «Оплакивание Христа» (Милан, пинакотека Брера) гладкий и нетленный мрамор Мантеньи, одушевленный, по замечанию Паллуккини, «внутренней жизненной силой, данной цвету светом», обретает у Беллини нежную плоть.
Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». В рациональное пространство, присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира, сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство, которое художник изучает в многочисленных «мадоннах»). Не вызывает сомнений только «Триптих св.
Сравнительно немногочисленные портреты Джованни Беллини как бы подготавливают расцвет этого жанра в венецианской живописи 16 столетия. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г.
Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. Он же хорошо мне заплатит. В «Алтаре СанДзаккариа» фигуры двигаются в ослепительном свете открытой в природу апсиды цвет, вылепленный светотенью, достигает здесь эффектов, достойных кисти Джорджоне.
Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. 1459, Лондон, Нац. Влияние Мантеньи усилилось, возможно, благодаря ранней картине Джованни Бел-лини и проявилось в «Пьете» (1472. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
Вероятно именно Беллини положил начало схеме, вскоре принятой за образец, а Антонелло использовал ее в своей алтарной картине из ц. Сан-Кассьяно: Богоматерь на высоком троне в центре композиции, а святые по обе стороны от нее – «Святое собеседование» располагается в апсиде, открывающейся наружу позади трона. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Венецианский мастер создал целую серию картин с изображением Святой Марии с младенцем Иисусом — от совсем небольших по размерам произведений, предназначенных для частных капелл, до огромных алтарных композиций. 1501, Лондон, Нац. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Иову и св.
Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал. По другой версии (П. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
Картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Лучшие из них, например, Мадонна с деревцами (Венеция, Академия) или Мадонна в лугах (Лондон, Национальная галерея), написаны мастером в 1490-1500-х годах. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам.
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Около 1506 Дюрер называет Беллини самым крупным венецианским художником. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. 1471—1475, Пезаро, Городской музей). Не вызывает сомнений только «Триптих св.
Лаврентия», «Триптих св. С одной стороны, здесь присутствует «строго выверенная перспектива», в основном вдохновленная Антонелло с другой – «расширенное пространство, не пустое, а заполненное атмосферой, смягчающей соотношения объемов». Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). В этих произведениях пространственные ритмы фигур создают новую художественную реальность, характерную для фресок в Фондако деи Тедески (1503, Джорджоне и Тициан) и в створках органа ц. Сан-Бартоломео (Себастьяно дель Пиомбо).
Шедевром этого периода (1460-е) стал «Полиптих св. Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. В 1500 – 1505 годах художник написал один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок.
Иова и св. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой.
Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения – между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в. ) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. музей «Алтарь Сан-Кри-зостомо», 1513, Венеция, ц. Сан-Кризостомо), присуща монументальность и черты, появившиеся в работах молодых современников художника, ставшего у истоков нового течения в венецианской живописи («Пир богов», 1514, Вашингтон, Нац.
нового ренессансного стиля. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св.
Это произведение уже зрелого мастера. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты.
В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). 23 февраля 1506г. Эту работу он исполняет в сотрудничестве с Джованни и многими другими художниками. Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет.
Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо).
В восьмидесятых годах окончательно складывается самостоятельный стиль Беллини: исчезает мантеньевская перенапряженность форм, моделировка объемов становится более мягкой, сдержанная выразительность рисунка сочетается со световоздушной цельностью пространства. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием "Священная Аллегория" (иногда также – "Души в Чистилище", "Озерная Мадонна" Галерея Уффици, Флоренция). Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Венецианцем из венецианцев назвал П. П. Муратов итальянского живописца Джованни Беллини. 1488, Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари Алтарь Сан Дзаккариа, 1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа), в серии небольших произведений (Мадонна с деревцами, 1487, Венеция, галереи Академии Мадонна в лугах, ок. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца— Якопо Беллини. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру.
(так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. «Мадонна» (1448, Милан, пинакотека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях. в начале XV стол., ум. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна».
Напряженная и жесткая энергия рисунка, резкая экспрессия характеров, четкая линейная перспектива, с помощью которой строится аскетичный пейзаж, — все эти характерные черты живописи прославленного падуанца в определенной мере свойственны и таким работам Джованни 1450-60-х годов, как Преображение, Распятие (обе — Венеция, музей Коррер), Моление о чаше (Лондон, Национальная галерея). Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т. е. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти XV в. (Карпаччо, Чима, Монтанья). Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св.
В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Стоящие на плоской вершине скалы Христос и два апостола подобны величественным статуям нарочито сложны и угловаты позы трех пробуждающихся от сна апостолов на одном из нижних уступов скалы. 1455, Венеция, Музей Коррер).
Одновременно Джентиле исполняет и многочисленные заказы (большинство не сохранилось): в 1466 он продолжает роспись Скуола Гранде ди Сан-Марко, начатую отцом в 1474 ему поручают перенести на холст фрески Джентиле де Фабриано и Пизанелло в зале Большого Совета Дворца дожей. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно уже для его ранних, «мантеньевских» произведений. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
гал. ), восходящей к работе Мантеньи на тот же сюжет (1457, Тур. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле).
Алтарь Сан Джоббе (Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется концом 1470-х годов. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. Изображённый за парапетом св.
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Они расположены в три яруса.
музей). В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). 1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр). В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст. На ней можно видеть, как св.
Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Марка, представленного на картине и облик Венеции, ее архитектуры, костюмов ее жителей призваны увековечить чудо – исцеление от частицы Святого Креста, перенесение которой сопровождает торжественная процессия.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св.
К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Венецианская школа). Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Так, в серии «Мадонн с младенцем» (ок. Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи.
Створки органа собора Сан-Марко («Св. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано». Между заказом и исполнением прошло почти двадцать лет и внесённые за эти годы художником изменения и дополнения вызвали множество вопросов у исследователей.
Однако Беллини не удается достичь пространственной достоверности, присущей тосканской живописи, его работы всегда сохраняют готическую фантазию. Однако может быть предложена и другая интерпретация. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Картины «Воскресение Христа» (Берлин-Далем, музей), «Св.
Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. Сюжет картины восходит к Метаморфозам Овидия. Художником был и его брат Джентиле (1429-1507), с именем которого связано зарождение в Венеции жанрово-исторической картины.
В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. Винченцо: «Св. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки.
Только звуки ангельской музыки нарушают тишину этого мира, где «жизнь понимается как своего рода вслушивание», как сказал знаменитый художественный критик 19 в. Уолтер Патер о картине ученика Беллини – Джорджоне. Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Он жил во Флоренции, Вероне и Венеции. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах).
Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. В первое время он часто употреблял золотой фон. Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (Оплакивание Христа, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Рядом изображено языческое жертвоприношение.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Картина «Священная аллегория» предвещает такие произведения мастера, как «Святое собеседование Джованнелли» (Венеция, гал.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Дальнейшая эволюция художника была определена его знакомством с произведениями Пьеро делла Франчески и Антонелло да Мессины. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин.
Марка (Венеция, галерея Академии), входящей в цикл полотен, созданных им в 1496 вместе с другими художниками для братства св. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Они расположены в три яруса. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
(Bellini) — семейство замечательных венецианских живописцев. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Как живое воплощение Венеции предстает стоящая рядом с троном золотоволосая венецианка в черной шали. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Иова и св.
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения. В своих многочисленных портретах он следует разработанной Антонелло да Мессиной классической схеме погрудного трехчетвертного портрета, но дает ей новую интерпретацию, наделяет своих персонажей большей внутренней активностью, сообщает небольшим по размерам работам венецианскую праздничность, декоративную нарядность изображая свои модели на фоне сияющей голубизны неба, подчеркивающей яркость одежд, тона белокурых или рыжих волос (Портрет юноши, ок.
Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Беллини вписал этот алтарный образ в архитектуру храма таким образом, что он создавал полную иллюзию продолжения храмового пространства. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Он располагается в одноименной церкви Венеции.
1400-70/71). У живописца Андреа Мантенья драма отраженная в призме научной стратиграфии теряет свою насыщенность у Беллини напротив она подчеркивается и усиливается самой природой. Величие его таланта проявилось в фигурах, вырисовывающихся на «зеленом нефрите воды» (Р. Чаще всего, на них изображались молодые люди. в 1426 году, ум. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). Произведениям Беллини исполненным после 1510 («Мадонна», 1510, Милан, пинакотека Брера «Успение», Мурано, Гор. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота.
1429–1507). Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы.
С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского.
Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Если это так, то на полотне изображено чистилище. Дож изображен погрудно, за низким парапетом его лицо словно втиснуто в узкие рамки вышитой шапочки и накидки. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга).
В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Р. Лонги, который атрибуиро-вал это произведение Беллини, подчеркивает здесь важность света, слегка касающегося фигур святых и «дерзко ниспровергающего тонкую ювелирную работу падуанского мастера и оживляющего холодную композицию». Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. В центре их возвышается на троне Мадонна с младенцем на руках. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция).
гал. ) здесь он испытывает влияние персидских миниатюр. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа).
Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия.
Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло дЭсте», а также «Мадонну Лионелло дЭсте» (Париж, Лувр) – одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры. в 1516. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии.
Мадонна тихо склоняет голову, стоящий на ее колене Младенец шаловливо перебирает ножками, в тихую задумчивость погружены стоящие у подножия трона святые. Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины Моление о чаше (видимо, в начале 1460-х годов обе – в Национальной галерее в Лондоне). Живость в подражании природе, наивная и вместе с тем тонкая характеристика, сила и интенсивность колорита были свойственны ему в высокой степени.
Лонги) в картине «Процессия на площади Сан-Марко» (1496), в многоцветных мраморных мостовых в картине «Исцеление Пьетро де Людовичи» (1502), а также в работе «Чудо с крестом на мосту СанЛоренцо» (1500). Они идентичны по композиции и изображают один и тот же сюжет: Мадонну с младенцем и старого священника на переднем плане. Так в картине Моление о чаше (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона.
Одна из последних и самых знаменитых работ художника – Пир богов (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Творческое долголетие Джованни Беллини, создавшего в старости свои наиболее значительные работы, отмеченные зрелостью стиля, полнокровием образов, красочным богатством, стилистически уже вписывающиеся в искусство Высокого Возрождения, проявилось и в том, как органично он освоил в последние годы своей жизни новую для него светскую тематику (Женщина перед зеркалом, 1515, Вена, Музей истории искусства Пир богов, 1515, Вашингтон, Нац. Однако современные исследователи пересмотрели систему отношений Антонелло – Беллини.
В его картине «Опьянение Ноя» выражена юношеская привязанность к жизненным ценностям, непринужденность существования. Некоторые исследователи полагают, что она навеяна средневековой поэмой о паломничестве души отсюда и второе название картины — Души Чистилища. гал. ), «Крещение Христа» (Виченца, ц. Санта-Корона), «Алтарь СанДзаккариа» (1505, Венеция, ц. Сан-Дзаккариа). На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
1455), Распятие (ок. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Лаврентия», «Триптих св. гал.
Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. Христофор» и «Св. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.
св. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается.
В обеих композициях молящийся перед взятием под стражу Христос изображен на фоне пейзажа. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника – "Портрете дожа Леонардо Лоредана" (1501, Лондон, Национальная галерея) – силу характера и интеллектуальную энергию. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа ("Мадонна в лугах", около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали ("Мадонна", Академия Каррара, Бергамо).
Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Франциска» (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы около 1480. Как правило, это изображения молодых людей. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти.
1480, Лондон, Национальная галерея). Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля интерес к линейной перспективе и археологии. По их мнению, женщина в центре картины олицетворяет собой Венецию, чей покой оберегает апостол Павел, острый меч которого символизирует правосудие. В картине «Блаженный Лоренцо Джустиниани» (1465, Венеция, гал.
1505 г., Лондон, Национальная галерея). В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. 1500, Рим, Капитолийские музеи). 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан.
В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Сфумато (легкая дымка) окутывает все поверхности, оттеняя бородатые лица святых эти два крайних образа кажутся весомыми и спокойными по контрасту с более стройными фигурами юных святых жен, взгляды которых обращены к Богоматери с Младенцем. Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым.
Искусство Беллини носило абсолютно иной характер. Замечательнейшие его картины в Брере (Милан) Проповедь св. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты.
Вскоре художник возвратился в Венецию и продолжал писать жанрово-исторические виды родного города. (Gentile Bellini) (ок. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. 1485, Венеция, гал. Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата).
В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Это были небольшие по размеру картины изображающие Мадонну с младенцем. С момента своего создания она украшала Дворец дожей в Венеции в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Его старший сын Джентиле Б. родился в 1427 или 1428 и ум. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Картины "Воскресение Христа" (Берлин-Далем, музей), "Святой Иероним" (Флоренция, Палаццо Питти) и "Стигматизация святого Франциска" (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. около 1464 г., принадлежавший к числу учеников Джентиле да Фабриано.
Это, видимо, граничит с тем, что во время Высокого Ренессанса папский престол пользовался услугами более маститых живописцев, а Джованни только начинал свою карьеру. Захария, св. Св. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Эта комната располагалась в частных апартаментах Альфонса и, вероятно, получила своё название от находившихся там мраморных рельефов Антонио Ломбардо. Приняв реформы Мантеньи, Б. дал новое направление венецианской живописи. Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка которых (возможно, 1440–1450) остаются спорными. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога».
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Иоанна и Павла и друг. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. О душах молятся их святые покровители Иов и Себастьян. Символом богатства и процветания являются, видимо и золотые яблоки, которыми играют в центре площадки маленькие дети.
Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Величав ее облик и жест благословляющей нас руки, прекрасны ангелы, музицирующие, сидя на ступеньках трона.
(ок. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. будущую крестную жертву Христа.
Но сложность композиций Карпаччо побуждает Джентиле вернуться к рисункам отца, в которых он находит более понятные, механические перспективные решения. В начале 1470-х гг. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Лондон, Национальная галерея).
Самым замечательным его произведением считается писанное для веронского собора Распятие Христа. На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
Остается непонятным, каково хронологическое соотношение двух алтарных образов нового типа sacra conversazione (святое собеседование – композиция, в центре которой изображается Богоматерь с Младенцем, а по сторонам святые), один из которых написан Джованни Беллини для церкви Сан Джоббе, другой – Антонелло да Мессина для церкви Сан Кассиано (сохранился частично). в 1507. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире».
1400–1470), ведущий представитель венецианской школы живописи первой половины 15 в. ученик Джентиле да Фабриано, мастера, работавшего в стиле «интернациональной» готики. Сонм ангелов, держащих в руках орудия страстей, парит на совершенно осязаемом облаке. Стигматизация святого Франциска, 1480-1485Святой Иероним, читающий на природеПортрет дожа Леонардо Лоредано, 1501Распятие 1501-1503Портрет фра Теодоро Да Урбино, 1515 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Винченцо Феррери» (1464, Венеция, ц. Санти-Джованни-эПаоло). В 1436 Якопо пишет «Распятие» (не сохранилось) для собора в Ве-роне, одном из центров готики в этом произведении он показывает себя учеником Джентиле да Фабриано.
«Картина Беллини запечатлена каким. 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок.
Его любовь к точности никогда не ограничивается выделением эпизода или детали. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения. И вид празднества на площади св.
Ранние "Мадонны" Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). За перилами стоят апостолы Павел и Петр. 1460, Лондон, Нац. В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос.
Вся венецианская культура претерпела глубочайшие изменения, последствия которых отразились в первую очередь в искусстве Мантеньи, а также в творчестве самого Джованни Беллини. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Совершенный и упорядоченный мир залит ясным осенним светом. Какой же смысл вложил в это выражение автор замечательной книги Образы Италии. Так, в картине «Моление о чаше» (ок. Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание».
Иероним» (Флоренция, палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси) и «Стигматизация св. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.
Академии), «Пьета» (там же), «Мадонна дель Прато» (Лондон, Нац. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер.
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах.