Несмотря на многочисленные попытки увидеть в картине скрытый философский смысл, Беллини создавал полотно без установки на дидактические поучения – пейзаж и герои здесь, по мнению художника, представляют собой всего лишь неотъемлемые составляющие вселенской гармонии.
Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция).
Мирная, полная спокойствия природа становится для него гармонической средой человеческого бытия. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. По-видимому, ок.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости).
Это произведение уже зрелого мастера. В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано».
Эту работу он исполняет в сотрудничестве с Джованни и многими другими художниками. В настоящее время хранится в галерее National Gallery of Art, США, Вашингтон. 1460, Лондон, Нац.
Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. 1450). Но сложность композиций Карпаччо побуждает Джентиле вернуться к рисункам отца, в которых он находит более понятные, механические перспективные решения. Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Не вызывает сомнений только «Триптих св. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Он произвёл впечатление на местных художников, включая Беллини, однако и Беллини в свою очередь повлиял на творчество Антонелло. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. Лаврентия», «Триптих св. Однако может быть предложена и другая интерпретация. Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти. 1485, Венеция, гал. Лонги) в картине «Процессия на площади Сан-Марко» (1496), в многоцветных мраморных мостовых в картине «Исцеление Пьетро де Людовичи» (1502), а также в работе «Чудо с крестом на мосту СанЛоренцо» (1500).
Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения – между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в. ) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. Эту гармонию подчеркивают прекрасно уравновешенные фигуры апостолов Петра и Павла слева от трона и Святых Иеронима и Франциска справа, хотя их позы и жесты отнюдь не являются зеркальными. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577.
На нём художник изобразил в центре— Мадонну с младенцем на троне, слева— святых Николая и Петра, справа— святых Марка и Бенедикта. галерея, окончен Тицианом). Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов.
Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. По мнению исследователей в изображении чудес святого художнику ассистировал один из его помощников Лодовико Падовано.
По предположению Роберто Лонги, она являлась продолжением неоконченного Мантеньей живописного фриза для украшения одного из залов дома некоего Франческо Коронаро, богатого выходца из Мантуи, жившего в Венеции. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Себастьяна, защитников от чумы.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Они расположены в три яруса. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок.
Примечательно, что в этой обширной, создававшейся на протяжении трех с лишним десятилетий серии Джованни Беллини никогда не повторяется, хотя эти небольшие, полные жизни и гармонии композиции построены на одном и том же мотиве — Мадонна предстает перед нами крупным планом на фоне далекой, полной спокойствия и тишины пейзажной панорамы она задумчива и серьезна, бережно поддерживает прелестного и тоже полного серьезности малыша. Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал. Богатство и праздничность цветовой гаммы, смягченной дымкой светотени, сближает эту композицию Беллини с работами мастеров Высокого Возрождения. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Он же хорошо мне заплатит.
Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца. Чаще всего, на них изображались молодые люди.
Франциска и Иеронима и напоминает, по мнению Р. Лонги, «старинные китайские картинки». Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру.
«Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. «Распятие» (Венеция, музей Коррер) свидетельствует о влиянии Мантеньи (в изображении тела Христа и скал, на которых расположен крест), но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини: в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. 1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию.
1455), Распятие (ок. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. На картине есть подпись художника и дата 1488г.
Произведениям Беллини исполненным после 1510 («Мадонна», 1510, Милан, пинакотека Брера «Успение», Мурано, Гор. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника.
Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини. музей), пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. Мадонна тихо склоняет голову, стоящий на ее колене Младенец шаловливо перебирает ножками, в тихую задумчивость погружены стоящие у подножия трона святые.
У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок.
Так в картине Моление о чаше (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
1505, Лондон, Нац. Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов. В середине 1470-х годов, видимо, под впечатлением от работ Антонелло да Мессина, Джованни Беллини обратился к портретному жанру. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин.
К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
На ней можно видеть, как св. Винченцо Феррери» (1464, Венеция, ц. Санти-Джованни-эПаоло). Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. 1505, Хэмптон-корт). Винченцо: «Св.
Картина «Священная аллегория» предвещает такие произведения мастера, как «Святое собеседование Джованнелли» (Венеция, гал. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна». Вероятно именно Беллини положил начало схеме, вскоре принятой за образец, а Антонелло использовал ее в своей алтарной картине из ц. Сан-Кассьяно: Богоматерь на высоком троне в центре композиции, а святые по обе стороны от нее – «Святое собеседование» располагается в апсиде, открывающейся наружу позади трона.
Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании.
Преклонивший перед ним колена ангел собирает в чашу сочащуюся из ран Христа кровь. Христофор» и «Св. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок.
Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был.
Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Эта работа подчеркивает предпочтение художником профильных портретов. И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь.
гал. ), восходящей к работе Мантеньи на тот же сюжет (1457, Тур. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Вершиной его искусства 1480-х гг. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок.
Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок. Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет. 1500, Рим, Капитолийские музеи).
музей «Алтарь Сан-Кри-зостомо», 1513, Венеция, ц. Сан-Кризостомо), присуща монументальность и черты, появившиеся в работах молодых современников художника, ставшего у истоков нового течения в венецианской живописи («Пир богов», 1514, Вашингтон, Нац. Они расположены в три яруса.
Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Изображённый за парапетом св. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Строгость перспективы, кажется, поглощена свободным сочетанием тонов.
— Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия.
В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Однако современные исследователи пересмотрели систему отношений Антонелло – Беллини. Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло дЭсте», а также «Мадонну Лионелло дЭсте» (Париж, Лувр) – одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе.
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. гал. ), «Крещение Христа» (Виченца, ц. Санта-Корона), «Алтарь СанДзаккариа» (1505, Венеция, ц. Сан-Дзаккариа).
На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Себастьяну за избавление Венеции от эпидемии чумы и в качестве прославления Богородицы— защитницы Венеции, а также для утверждения францисканских ценностей над доминиканскими взглядами на Непорочное зачатие.
Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). (ок. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Св. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
И в то же время они естественны и полны жизни карминно- и розово-красные, мшисто-зеленые, сине-голубые тона их одежд образуют полнозвучный, праздничный аккорд. Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок.
У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Екатерины и св. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства.
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини.
будущую крестную жертву Христа. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне.
Джованни Беллини (1427/1430-1516) – один из величайших итальянских художников эпохи Возрождения. Завершающий этап его творчества, 1514—1516 годы, на удивление богат новыми темами и блестящим художественным их решением. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (Оплакивание Христа, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя они застыли и как бы живут каждый своей отдельной жизнью. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). На ярком сине-зеленом фоне контрастно выделяется белая с золотом и серебром парчовая мантия. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению).
23 февраля 1506г. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Влияние Мантеньи усилилось, возможно, благодаря ранней картине Джованни Бел-лини и проявилось в «Пьете» (1472. Так, в серии «Мадонн с младенцем» (ок. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок.
Две картины— «Св. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). В великолепно рассчитанной трактовке пространства в «Триптихе Фрари» (1488, Венеция, ц. СантаМария Глориоза деи Фрари) Беллини апеллирует к урокам Антонелло и добавляет к ним геометрическую строгость объемов. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского. В то же время атмосферное сияние в композиции «Преобрахение» (1485, Неаполь, Капо-димонте) смягчает рельефность пейзажа. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица.
Нет картин знаменитого художника в Риме. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен. В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях.
Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). 1459, Лондон, Нац. — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок.
Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.
Стоящие на плоской вершине скалы Христос и два апостола подобны величественным статуям нарочито сложны и угловаты позы трех пробуждающихся от сна апостолов на одном из нижних уступов скалы. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). Греческая мадонна 1460-1464Святой Георгий и дракон Алтарь Пезаро, 1474Моление о чаше (Агония в саду), 1465Воскрешение Христа 1475-1479Портрет кондотьера Джованни Эмо, 1480 С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). 1455, Венеция, Музей Коррер).
Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. В 1436 Якопо пишет «Распятие» (не сохранилось) для собора в Ве-роне, одном из центров готики в этом произведении он показывает себя учеником Джентиле да Фабриано. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.
1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. Богоматерь молится своему спящему Сыну. В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга).
Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля интерес к линейной перспективе и археологии. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501).
Рядом изображено языческое жертвоприношение. гал. ) здесь он испытывает влияние персидских миниатюр. И с этого времени Джованни продолжил обучение в мастерской Мантеньи, который был придворным художником у герцогов Гонзага.
Здесь он подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику, в которой соединились достижения северной и итальянской живописи. Венецианская школа). Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской.
Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. 1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр).
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т. е. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан.
В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. В рациональное пространство, присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира, сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство, которое художник изучает в многочисленных «мадоннах»).
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Картины «Воскресение Христа» (Берлин-Далем, музей), «Св.
Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах). Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Величие его таланта проявилось в фигурах, вырисовывающихся на «зеленом нефрите воды» (Р.
Он располагается в одноименной церкви Венеции. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. 1501, Лондон, Национальная галерея) погрудный формат не мешает Беллини создать некое подобие великолепного парадного портрета. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Екатерины и св.
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Они идентичны по композиции и изображают один и тот же сюжет: Мадонну с младенцем и старого священника на переднем плане.
– Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Но, следуя традиционной схеме решения таких композиций, Джованни Беллини вносит в нее чисто венецианскую праздничность. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции.
15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок. 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Академии), «Пьета» (там же), «Мадонна дель Прато» (Лондон, Нац. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини.
В начале 1470-х гг. Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Шедевром этого периода (1460-е) стал «Полиптих св. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид).
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Этот тип распространился и за пределами Венеции.
Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов».
Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Гармонический строй дарования Джованни Беллини проявляется уже в ранних, отмеченных влиянием Мантеньи, композициях художника. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини.
Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия.
«Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). «Женщина за туалетом», 1515, Вена, Музей истории искусств «Опьянение Ноя», Безансон, Музей изящных искусств).
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти XV в. (Карпаччо, Чима, Монтанья). Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. О любимых мотивах Мантеньи напоминает место действия — скала с плоской вершиной, спускающаяся подобными гигантским ступеням уступами к первому плану, где скудный покров почвы составляет россыпь камней и редкие кустики жестких трав.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия.
Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Иову и св.
По предположению Роберто Лонги, она являлась продолжением неоконченного Мантеньей живописного фриза для украшения одного из залов дома некоего Франческо Коронаро, богатого выходца из Мантуи, жившего в Венеции. музей). Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо).
Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно уже для его ранних, «мантеньевских» произведений. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы).
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). В 1474 он исполняет официальный портрет дожей. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии.
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Изображённый за парапетом св. Так, в картине «Моление о чаше» (ок. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу.
Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Немногие его картины датированы, а то, что он часто прибегал к помощи учеников, затрудняет атрибуцию произведений.
Пейзаж, расстилающийся на заднем плане, ничем не напоминает каменистые пустыни в работах Мантеньи этого времени — к горизонту уходят зеленые луга, вьется сельская дорога, мерцает зеркальная гладь воды, легкая дымка облаков затягивает высокое небо. В «Алтаре СанДзаккариа» фигуры двигаются в ослепительном свете открытой в природу апсиды цвет, вылепленный светотенью, достигает здесь эффектов, достойных кисти Джорджоне. Иова и св. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера.
Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). В знаменитой картине «Оплакивание Христа» (Милан, пинакотека Брера) гладкий и нетленный мрамор Мантеньи, одушевленный, по замечанию Паллуккини, «внутренней жизненной силой, данной цвету светом», обретает у Беллини нежную плоть. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога».
С одной стороны, здесь присутствует «строго выверенная перспектива», в основном вдохновленная Антонелло с другой – «расширенное пространство, не пустое, а заполненное атмосферой, смягчающей соотношения объемов». Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. За перилами стоят апостолы Павел и Петр.
1455, Нью-Йорк, Метрополитен). На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века.
Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини и мысль о Венеции неизменно овладевает душой.
гал. Размер картины: 170 x 188 см. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св.
Стремясь к более четкому, возвышенному и монументальному пространству, художник вместе с тем использует чисто живописные эффекты, предвосхищая некоторые тенденции чин-квеченто. В картине «Блаженный Лоренцо Джустиниани» (1465, Венеция, гал. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции.
В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. В его картине «Опьянение Ноя» выражена юношеская привязанность к жизненным ценностям, непринужденность существования.
Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе.
Святые объединены общим действом, общим чувством. «Мадонна» (1448, Милан, пинакотека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях. Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание». Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Одновременно Джентиле исполняет и многочисленные заказы (большинство не сохранилось): в 1466 он продолжает роспись Скуола Гранде ди Сан-Марко, начатую отцом в 1474 ему поручают перенести на холст фрески Джентиле де Фабриано и Пизанелло в зале Большого Совета Дворца дожей.
На картине есть подпись художника и дата 1488г. Франциска» (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы около 1480. Академии) свет, наполненный полутонами и золотистыми отблесками мозаики, окутывает объемы и оживляет все то, что Беллини заимствовал у Антонелло. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).
Сравнительно немногочисленные портреты Джованни Беллини как бы подготавливают расцвет этого жанра в венецианской живописи 16 столетия. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Винченцо Ферреро (ок.
Его любовь к точности никогда не ограничивается выделением эпизода или детали. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века.
Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи.
Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. По другой версии (П. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья).
Лондон, Национальная галерея). Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. В картине «Распятый Христос» (ок. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.
Христофор» и «Св. Это произведение уже зрелого мастера. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
В них Беллини сохраняет верность своим принципам в искусстве – гармонии, ясности и красоты. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. 1471—1475, Пезаро, Городской музей). Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень.
Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Винченцо: «Св. По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Однако интерес к подобному творчеству мог возникнуть под влиянием и других мастеров того времени.
Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Старший сын Якопо Беллини, Джентиле, вместе с отцом и братом Джованни исполнил алтарный образ для капеллы Гаттамелаты в ц. Санто в Падуе (1460, не сохранился). Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны.
Стигматизация святого Франциска, 1480-1485Святой Иероним, читающий на природеПортрет дожа Леонардо Лоредано, 1501Распятие 1501-1503Портрет фра Теодоро Да Урбино, 1515 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. Происходил из семьи известных венецианских живописцев.
Заказанное феррарским герцогом Альфонсо дЭсте для украшения его кабинета, оно входило в серию мифологических композиций, продолженную в 1516 году Тицианом. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Рядом изображено языческое жертвоприношение.
Иероним» (Флоренция, палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси) и «Стигматизация св. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди.
«Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. 1475, Городской музей в Пезаро).
1501, Лондон, Нац. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской.
В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника.
В закрытом пространстве алтарной картины для ц. Сан-Джоббе (ок. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). На ней можно видеть, как св. Все исследователи творчества Беллини считают, что обучение он прошел в мастерской своего отца. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература.
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины.
«Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Лаврентия», «Триптих св. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок.
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям.
Происходил из семьи известных венецианских живописцев. В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). В 1424 Якопо переезжает в Венецию, где вскоре возглавит мастерскую, в которой после 1450 будут работать его сыновья, Джованни и Джентиле. Великолепный трон, чуть приподнятый над уровнем украшенного мраморными плитами пола и стоящие у трона святые предстают на фоне голубого неба, где в облаках порхают херувимы, а высокая спинка трона превращена Беллини в огромную мраморную раму, в просвете которой предстает написанный в мягких, чуть приглушенных тонах пейзаж города Пезаро с крепостью на вершине холма. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г.
В 1479-1480 Джентиле работает в Константинополе в качестве портретиста султана Магомета II («Портрет Магомета II», Лондон, Нац. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». 23 февраля 1506г.
Исследователи отмечают, что в сравнении с алтарём из Сан-Джоббе, эта работа выглядит несколько архаично, поскольку придерживается схемы полиптиха, однако считают, что, возможно, такова была воля заказчика. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Из переписки Изабеллы дЭсте с Пьетро Бембо известно, что герцогиня поручила Бембо заказать Беллини картину ещё в 1505 году. Р. Лонги, который атрибуиро-вал это произведение Беллини, подчеркивает здесь важность света, слегка касающегося фигур святых и «дерзко ниспровергающего тонкую ювелирную работу падуанского мастера и оживляющего холодную композицию».
Створки органа собора Сан-Марко («Св. В этих произведениях пространственные ритмы фигур создают новую художественную реальность, характерную для фресок в Фондако деи Тедески (1503, Джорджоне и Тициан) и в створках органа ц. Сан-Бартоломео (Себастьяно дель Пиомбо). Мадонна располагается в центре, восседая на троне, в окружении святых: Петра, Екатерины, Лючии и Иеронима.
Он же хорошо мне заплатит. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Джованни Беллини недаром называли «отцом зенецианской живописи». Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм».
В первые годы своего правления Агостино делал множество крупных заказов на художественные и строительные работы общественного характера. 1505г., Лондон, Национальная галерея). Свидетельством тому служит картина «Коронование Марии» (Пезаро, Гор.
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Около 1506 Дюрер называет Беллини самым крупным венецианским художником. В 1483 году Беллини получает официальное звание художника Венецианской республики. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. Начиная с Беллини, краска стала для живописца главным, если не единственным средством художественного выражения.
Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. С 1470-х гг. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
и подпись Беллини. Св.