Джованни Беллини (1433 – 1516 гг. ) – выдающийся живописец эпохи Возрождения, младший сын венецианского художника Якопо Беллини. Несмотря на многочисленные попытки увидеть в картине скрытый философский смысл, Беллини создавал полотно без установки на дидактические поучения – пейзаж и герои здесь, по мнению художника, представляют собой всего лишь неотъемлемые составляющие вселенской гармонии. В свою очередь, эволюцию стиля художника можно проследить по изображению любимого образа Джованни Беллини – Мадонны. Именно такой образ – на полотнах великого истинно венецианского художника эпохи Возрождения Джованни Беллини, Джамбеллино, как его называли в родном городе.
В поздний период жизни и творчества художник Беллини заинтересовался сюжетами античной мифологии. 1430–1516), младший брат Джентиле, прозванный Джамбеллино (Giambellino), выдающийся художник эпохи Возрождения, основоположник новой живописной традиции, в которой главная роль отводится колориту и свету. Имя художника Джованни Беллини 1430-1515гг. мне было знакомо давно, но хотелось ближе и подробнее познакомиться с его творчеством. Его судьба неразрывно связана с Венецией. Здесь он родился в семье художника, здесь прошла вся его творческая жизнь.
В раннем творчестве Беллини были драматически острые работы, выдержанные в холодных тонах («Оплакивание Христа» — 1470), но с конца 70–ых годов что-то меняется в творчестве художника. Родился Джованни в семье художника Якопо Беллини по разным источникам либо в 1426, либо в 1430-1433 годах, отец был его первым учителем. Известно, что родился он в семье художника Якопо Беллини, что у него было два брата и сестра. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень.
Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: «Джованни Беллини очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. Будучи младшим братом Джентиле, Джованни Беллини по прозвищу прозванный Джамбеллино (около 1430 – 1516 годов) – необыкновенный художник эпохи Возрождения. Этим же приемом художник воспользовался спустя 14 лет при написании «Портрета Фра Теодоро да Урбино». Полотно стало красивой точкой в творческом пути Джованни Беллини.
Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. Наиболее существенную роль в становлении молодого художника сыграл знаменитый живописец Андреа Мантенья, который вошел в семью Беллини в 1453 году, став мужем сестры Джованни, Николозии.
будущую крестную жертву Христа. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). На самом деле, конечно, это идет от Пантеона. Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов.
Этот тип распространился и за пределами Венеции. Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника, мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения – между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в. ) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св.
Возможно также, что эта картина, которую называют иногда Озерная мадонна, является расширенной и изощренной композицией типа Сакра Конверсационе (Святое собеседование) и была выполнена Беллини по заказу оставшегося неизвестным просвещенного венецианского патриция с рафинированным и утонченным вкусом. И если художник начал ее в 17-18 лет, видно, насколько он сильный. Произведениям Беллини исполненным после 1510 («Мадонна», 1510, Милан, пинакотека Брера «Успение», Мурано, Гор.
Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Но зато как на драгоценном пьедестале стоит эта голова. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Величие его таланта проявилось в фигурах, вырисовывающихся на «зеленом нефрите воды» (Р.
Строгость перспективы, кажется, поглощена свободным сочетанием тонов. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Она написана в свойственной поздним работам Беллини широкой живописной манере, дымка светотени смягчает очертания лиц, контуры очерченных широкими, плавными линиями фигур, рисунок складок, объединяет звучание сине-голубых, ультрамариновых, карминных, розово-красных, бледно-розовых пятен одежд. Но мы видим по композиции, что это две очень похожие картины. Мантуя, тоже древний город в области Ломбардии, с трех сторон окружен затоками реки Минчо. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины.
Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция).
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность.
Ну, как на иконах. Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Вот таким образом он один из первых, кто при оплакивании, вообще при погребении Христа показывает Богородицу постаревшей. Есть множество литературы по этому поводу и исследователи расходятся в толковании этой картины. 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. Кстати, вот это находящееся в Прадо «Успение» тоже очень интересно, так как, во-первых, только часть этой работы Может быть, он отчасти и повторил то, что было во фресках.
Картины «Воскресение Христа» (Берлин-Далем, музей), «Св. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Хотя он достаточно долго писал эти фрески. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св.
В то же время атмосферное сияние в композиции «Преобрахение» (1485, Неаполь, Капо-димонте) смягчает рельефность пейзажа. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – Пир богов (1514, Вашингтон, Национальная галерея). 1459, Лондон, Нац. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья).
Вершиной его искусства 1480-х гг. По-видимому, ок. Человечность, особое внимание к подлинным человеческим чувствам людей пронизывает все картины Беллини. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина.
галерея, окончен Тицианом). Почему на фоне пейзажа, а не на фоне храма. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок.
Как во главе Флоренции встали однажды Медичи, так здесь – клан Гонзага. В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). И Джованни Беллини тоже это показывает – вот эту человечность Христа. Мы видим эту фигуру Христа. В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин.
Около 1506 Дюрер называет Беллини самым крупным венецианским художником. Мы знаем, что древнеримский Пантеон был построен с незакрытым отверстием в куполе. Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины.
В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям. С 1115 года в Мантуе установилось республиканское правление. Вообще он очень рано начал свою творческую деятельность. В 1420-е годы вместе со своим учителем Якопо работал во Флоренции. Мы еще поговорим о том, как меняется техника, это очень интересный момент.
Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок.
Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Сонм ангелов, держащих в руках орудия страстей, парит на совершенно осязаемом облаке. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты.
Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). Напряженная и жесткая энергия рисунка, резкая экспрессия характеров, четкая линейная перспектива, с помощью которой строится аскетичный пейзаж, — все эти характерные черты живописи прославленного падуанца в определенной мере свойственны и таким работам Джованни 1450-60-х годов, как Преображение, Распятие (обе — Венеция, музей Коррер), Моление о чаше (Лондон, Национальная галерея). Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал. Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно.
Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо).
Однако современные исследователи пересмотрели систему отношений Антонелло – Беллини. Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Беллини достигает в ней сложного синтеза поэтичности и религиозной метафоричности, который отражает всю тонкость его щедро одарённой натуры. 1505, Лондон, Нац. Видимо, он ее писал не на заказ, писал, наверное, для себя. 1505г., Лондон, Национальная галерея).
От отца и шурина он унаследовал интерес к литературе и изобразительному искусству античности, о чем свидетельствуют вышедшие из его мастерской картины на аллегорические сюжеты и изображения эпизодов из римской истории. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века.
Взаимовлияние здесь можно легко прослеживать. В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). В VI в. на помощь пришла Византия и как сообщает папа Либерий: они (франки) начали безбожно грабить Италию. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. В 1449 году он был приглашен на роспись капеллы Оветари в церкви Эремитани.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его).
Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. 1480, Лондон, Национальная галерея). Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Беллини вписал этот алтарный образ в архитектуру храма таким образом, что он создавал полную иллюзию продолжения храмового пространства. В центре картины изображена Мадонна с Младенцем, восседающая на троне по разным сторонам от нее стоят святые, среди которых можно рассмотреть полуобнаженные фигуры св.
Вот здесь в «Святом Франциске» у него явно влияние Андреа Мантеньи. (Gentile Bellini) (ок. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Шедевром этого периода (1460-е) стал «Полиптих св.
Это была, конечно, религиозная идея, так как Пантеон – это храм всех богов, а над всеми богами находится вот тот неведомый бог, о котором говорил апостол Павел афинянам: «Я знаю, что вы чтите неведомого бога, о нем я пришел вам рассказать». «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Себастьяна, защитников от чумы. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Это одна из первых картин, алтарный триптих, где он применил масляную краску.
«Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Как бы вырванный кадр. Спорят, какая из них первичнее – какая сначала написана, какая потом написана.
Но если следовать Евангелию, то все-таки если воплощение было полным, то и смерть была полной, «до полной гибели всерьез», как сказал Пастернак. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
Джованни Беллини работал на стыке раннего и высокого Возрождения.
Вот такой Мантенья. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
В них Беллини сохраняет верность своим принципам в искусстве – гармонии, ясности и красоты. Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Старший сын Якопо Беллини, Джентиле, вместе с отцом и братом Джованни исполнил алтарный образ для капеллы Гаттамелаты в ц. Санто в Падуе (1460, не сохранился). На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании.
Венецианская живопись XV века находилась под влиянием двух культур— византийской и нидерландской. Нетипичный для Беллини пример работы в этом жанре – Портрет дожа Леонардо Лоредано (ок. 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. гал.
Святые объединены общим действом, общим чувством. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Св. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501).
1475, Городской музей в Пезаро). В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). 1505, Хэмптон-корт). 1471—1475, Пезаро, Городской музей).
В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. Свидетельством тому служит картина «Коронование Марии» (Пезаро, Гор. гал. ), «Крещение Христа» (Виченца, ц. Санта-Корона), «Алтарь СанДзаккариа» (1505, Венеция, ц. Сан-Дзаккариа). Художник строит пространство словно по интуиции, рожденной впечатлениями от света и волнения облаков. Ее осеняет необычной формы балдахин: зонтик, поддерживаемый длинным изогнутым стержнем — один из символов власти дожа.
1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил».
Колонна уже разрушается, а он как колонна стоит. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Т. е.
Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. 23 февраля 1506г. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». В его картине «Опьянение Ноя» выражена юношеская привязанность к жизненным ценностям, непринужденность существования.
Характерны для Джованни Беллини картины-загадки. Он показан здесь именно таким. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Но мы сейчас ее не будет расшифровывать.
Но мне она кажется очень глубокой и интересной. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. Христофор» и «Св. В обеих композициях молящийся перед взятием под стражу Христос изображен на фоне пейзажа. 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. нового ренессансного стиля.
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини.
1500, Рим, Капитолийские музеи). Винченцо Феррери» (1464, Венеция, ц. Санти-Джованни-эПаоло). Это было время зарождения в творчестве Донателло, Гиберти, Мазаччо, Брунеллески и др. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция).
У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Эремиты – это отшельники, это был монастырь августинцев-отшельников. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь).
Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. 1460, Лондон, Нац. На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия).
Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. К тому же, долгое время ходили слухи, что немалый вклад в написание полотна внесла и сестра заказчика Изабелла дЭсте. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике.
Рядом изображено языческое жертвоприношение. Однако об этой живописи можно составить представление по другим картинам, написанным Джентиле для скуол – венецианских религиозных братств, например по композиции Процессия на площади св. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон. Сейчас эта картина отрезана.
На одной из работ того периода – «Пьете», художником сделана латинская надпись: «Как только эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини исторгнет слёзы» – слова из «Элегии» Секста Проперция. Джованни Беллини недаром называли «отцом зенецианской живописи». (Jacopo Bellini) (ок. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. С 1470-х гг. И после отъезда Джентиле из города главным художником назначается Джованни. Его усыновили.
Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре.
Обучался сначала у отца – Якопо Беллини, затем в мастерской Мантеньи, женой которого была его сестра Николлоза. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал.
галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. Он был младшим, Джентиле был старшим. Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Святые изображенные Джованни Беллини, словно замерли навеки в просветленном раздумий.
Это произведение уже зрелого мастера. Такие картины-загадки, конечно, любили в это время и часто зашифровывали целые послания, целые тексты в эти картины. Он пробудил его интерес к занятиям живописью, был его первым учителем. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Он, кстати, был очень интересным человеком и довольно долгое время занимал эту должность.
Марка (Венеция, галерея Академии), входящей в цикл полотен, созданных им в 1496 вместе с другими художниками для братства св. Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. Лучшие из них, например, Мадонна с деревцами (Венеция, Академия) или Мадонна в лугах (Лондон, Национальная галерея), написаны мастером в 1490-1500-х годах.
1488, Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари Алтарь Сан Дзаккариа, 1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа), в серии небольших произведений (Мадонна с деревцами, 1487, Венеция, галереи Академии Мадонна в лугах, ок. Картина «Священная аллегория» предвещает такие произведения мастера, как «Святое собеседование Джованнелли» (Венеция, гал. Интересно, что пейзаж у Мантеньи и у Джованни Беллини играет разную роль. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим.
Иероним» (Флоренция, палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси) и «Стигматизация св. Самая известная из них – «Греческая Мадонна» украшала Дворец Дожей, пока в начале 19 века после наполеоновских церковных реквизиций не попала в Галерею Брера. Себастьяна, защитников от чумы. Одно из наиболее принципиальных достижений Беллини в эти годы — превращение пейзажа из простого фона в особый эмоционально глубокий и поэтически цельный мир, настолько прекрасный, что кажется именно он и преображает духовно и просветляет пребывающих в нем людей.
Однако может быть предложена и другая интерпретация. Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна». вот этот священный сюжет уже как бы становится привычным. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. каждый из персонажей что-то значит и нужно это как-то расшифровать. Фон, конечно, совершенно нейтральный, тут уже нет никаких ни перспектив, ни антуража.
Джованни Беллини был сыном основоположника венецианской ренессансной школы Якопо Беллини и младшим братом живописца Джентиле Беллини с семьей Беллини был связан родственными узами один из ведущих мастеров Северной Италии Андреа Мантенья, женатый на Николозии, сестре Джентиле и Джованни и оказавший существенное влияние на творческое формирование последнего. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера.
В центре их возвышается на троне Мадонна с младенцем на руках. музей «Алтарь Сан-Кри-зостомо», 1513, Венеция, ц. Сан-Кризостомо), присуща монументальность и черты, появившиеся в работах молодых современников художника, ставшего у истоков нового течения в венецианской живописи («Пир богов», 1514, Вашингтон, Нац.
Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. На ней можно видеть, как св. В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок.
Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Как правило, это изображения молодых людей. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Только звуки ангельской музыки нарушают тишину этого мира, где «жизнь понимается как своего рода вслушивание», как сказал знаменитый художественный критик 19 в. Уолтер Патер о картине ученика Беллини – Джорджоне.
Лондон, Национальная галерея). — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». С 1475 года Джованни Беллини работает вместе с отцом и братом над украшением венецианского Дворца дожей.
Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Они расположены в три яруса. Исследователи считают произведение поворотным пунктом в творчестве Беллини, поскольку оно является первым опытом мастера в области тональной живописи, которая станет основой творчества Джорджоне и других позднейших венецианских мастеров.
В картине «Блаженный Лоренцо Джустиниани» (1465, Венеция, гал.
Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Эта картина многим исследователям кажется очень странной. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти.
Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. В 1483 году Беллини получает официальное звание художника Венецианской республики. Богоматерь молится своему спящему Сыну. Винченцо: «Св.
Все они, в первую очередь, поражают совершенством колористического решения, которое в полной мере раскрывается в шедевральных «Мадонна на лугу» и «Мадонна с благословляющим младенцем», написанных уже в начале XVI века. Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. О душах молятся их святые покровители Иов и Себастьян.
Сравнительно немногочисленные портреты Джованни Беллини как бы подготавливают расцвет этого жанра в венецианской живописи 16 столетия. Изображённый за парапетом св. Работа маслом помогла художнику наполнить воздухом пространство картины и тем самым сделать образ портретируемого удивительно живым. И вид празднества на площади св. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру.
Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). В картине не происходит никакого действия ее очарование – в теплом, мягком свете, который связывает и объединяет все части произведения в неразрывное целое, в некое духовное пространство. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
1455, Венеция, Музей Коррер). Очень личным мне кажется произведение, которое он писал явно не на заказ.
То же самое – в картинах «Преображение», «Распятие», «Моление о чаше», написанных под влиянием Мантеньи. Исследователи указывают на «нежную бесстрастность» Мадонн Беллини, связывая это качества с влиянием византийской школы, при этом технику исполнения определяя как нидерландскую. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. Но на раннее творчество Беллини оказали существенное влияние не столько отец и брат, сколько муж сестры Николосии художник Андреа Мантенья. Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Св.
Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. 1501, Лондон, Национальная галерея). В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь.
В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. 1400-70/71). Так, в серии «Мадонн с младенцем» (ок. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости).
Венецианцем из венецианцев назвал П. П. Муратов итальянского живописца Джованни Беллини. Он же был римским воином. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Это были небольшие по размеру картины изображающие Мадонну с младенцем.
Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Франциска и Иеронима и напоминает, по мнению Р. Лонги, «старинные китайские картинки». Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г.
В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т. е. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. Остается непонятным, каково хронологическое соотношение двух алтарных образов нового типа sacra conversazione (святое собеседование – композиция, в центре которой изображается Богоматерь с Младенцем, а по сторонам святые), один из которых написан Джованни Беллини для церкви Сан Джоббе, другой – Антонелло да Мессина для церкви Сан Кассиано (сохранился частично). Алтарь Сан Джоббе (Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется концом 1470-х годов.
Но общую композицию и даже живописный строй мы можем видеть. Сюжет картины восходит к Метаморфозам Овидия. Сейчас они, конечно, реставрированы и укреплены, но часть из них все-таки утрачена. С 220 г. до н. э. город стал центром колонизации севера Италии.
Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. В 1513 году Джованни подписал и датировал алтарную картину с фигурами святых Христофора, Иеронима и Людовика Тулузского из церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции. В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского.
Венеция имела тесные связи с Ближним Востоком в 1479–1480 Джентиле Беллини в качестве художника и военного советника служил при дворе султана в Константинополе. Рядом изображено языческое жертвоприношение. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти XV в. (Карпаччо, Чима, Монтанья). В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Это тоже повлияло на культуру этого города. Художником был и его брат Джентиле (1429-1507), с именем которого связано зарождение в Венеции жанрово-исторической картины.
Сейчас он находится в Милане, в пинакотеке Брера. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). Вообще он использует такую фрагментарность. Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов».
Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло дЭсте», а также «Мадонну Лионелло дЭсте» (Париж, Лувр) – одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры. Сфумато (легкая дымка) окутывает все поверхности, оттеняя бородатые лица святых эти два крайних образа кажутся весомыми и спокойными по контрасту с более стройными фигурами юных святых жен, взгляды которых обращены к Богоматери с Младенцем. Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Р. Лонги, который атрибуиро-вал это произведение Беллини, подчеркивает здесь важность света, слегка касающегося фигур святых и «дерзко ниспровергающего тонкую ювелирную работу падуанского мастера и оживляющего холодную композицию». Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти. В великолепно рассчитанной трактовке пространства в «Триптихе Фрари» (1488, Венеция, ц. СантаМария Глориоза деи Фрари) Беллини апеллирует к урокам Антонелло и добавляет к ним геометрическую строгость объемов. Он в официальном облачении.
Вероятно именно Беллини положил начало схеме, вскоре принятой за образец, а Антонелло использовал ее в своей алтарной картине из ц. Сан-Кассьяно: Богоматерь на высоком троне в центре композиции, а святые по обе стороны от нее – «Святое собеседование» располагается в апсиде, открывающейся наружу позади трона. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году.
Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. Екатерины и св. «Распятие» (Венеция, музей Коррер) свидетельствует о влиянии Мантеньи (в изображении тела Христа и скал, на которых расположен крест), но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини: в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия.
Глубина, объем чувств и переживаний (П. П. Муратов) как свойства самой живописной плоти беллиниевских картин явились заветом венецианскому чинквеченто, заветом эпохе, сделавшей местную школу школой колоризма для многих поколений европейских художников. В этих произведениях пространственные ритмы фигур создают новую художественную реальность, характерную для фресок в Фондако деи Тедески (1503, Джорджоне и Тициан) и в створках органа ц. Сан-Бартоломео (Себастьяно дель Пиомбо). В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). Вот есть такая картина – «Священная аллегория».
Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Одновременно Джентиле исполняет и многочисленные заказы (большинство не сохранилось): в 1466 он продолжает роспись Скуола Гранде ди Сан-Марко, начатую отцом в 1474 ему поручают перенести на холст фрески Джентиле де Фабриано и Пизанелло в зале Большого Совета Дворца дожей. Олимпийцы пируют среди буйной растительности (пейзаж был переписан Тицианом после смерти Беллини).
Здесь же представлены Мадонна, апостолы Павел и Петр, а также фигура Правосудия. По другой версии (П. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. В «Алтаре СанДзаккариа» фигуры двигаются в ослепительном свете открытой в природу апсиды цвет, вылепленный светотенью, достигает здесь эффектов, достойных кисти Джорджоне. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов.
Лонги) в картине «Процессия на площади Сан-Марко» (1496), в многоцветных мраморных мостовых в картине «Исцеление Пьетро де Людовичи» (1502), а также в работе «Чудо с крестом на мосту СанЛоренцо» (1500). Джованни Беллини (1427/1430-1516) – один из величайших итальянских художников эпохи Возрождения. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. Совершенный и упорядоченный мир залит ясным осенним светом.
Например, вот знаменитое еще одно «Сретение» показано не как «Принесение во храм», вот таким образом оно даже имеет название «Nunc dimittis», «Ныне отпущаеши». Эту работу он исполняет в сотрудничестве с Джованни и многими другими художниками. Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия.
Если это так, то на полотне изображено чистилище. За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». В своих картинах изображающих сцены Преображения и Оплакивания, Мадонну и святых, он стремился воплотить одухотворенные чувства и глубоко проникновенные состояния человеческой души. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов.
Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). На картине есть подпись художника и дата 1488г. У него картины полны воздуха. музей).
В закрытом пространстве алтарной картины для ц. Сан-Джоббе (ок. Так, в картине «Моление о чаше» (ок. Его так и звали – Мантуанский Лебедь.
Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано». 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии).
Ну, конечно, Джованни Беллини прекрасно делает ткани и т. д. В начале 1470-х гг. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно уже для его ранних, «мантеньевских» произведений. А здесь подчеркивается, я бы сказала, такое чисто римское мужество.
Академии), «Пьета» (там же), «Мадонна дель Прато» (Лондон, Нац. Какой же смысл вложил в это выражение автор замечательной книги Образы Италии. Здесь тоже как бы идея «Святого собеседования», но такое впечатление, что все персонажи находятся каждый в каком-то своем отдельном пространстве.
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. В «Мадонне Леман» того же периода уже чувствуется влияние Мантеньи – застылая, мертвенная атмосфера, силуэт, будто высеченный из мрамора и ощущение остановившегося времени.
Пейзаж строится уходящими к дальнему плану параллельными горизонтальными полосами. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Наверху было «Вознесение». Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. После падения Западной Римской империи Падуя попала под власть готов и была разрушена Тотилой.
Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Беллини создает иллюзорное пространство с изображением словно продолжающейся в перспективе архитектуры храма с кессонным сводом, глубокой нишей и боковыми пилястрами, повторяющими реальные пилястры церкви. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника.
Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. Преклонивший перед ним колена ангел собирает в чашу сочащуюся из ран Христа кровь. Так как он стремился показать вот эту тонкость, эту мистичность.
Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины Моление о чаше (видимо, в начале 1460-х годов обе – в Национальной галерее в Лондоне). Он располагается в одноименной церкви Венеции. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление.
В рациональное пространство, присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира, сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство, которое художник изучает в многочисленных «мадоннах»). В 1474 он исполняет официальный портрет дожей.
В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. С одной стороны, здесь присутствует «строго выверенная перспектива», в основном вдохновленная Антонелло с другой – «расширенное пространство, не пустое, а заполненное атмосферой, смягчающей соотношения объемов». Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями.
Створки органа собора Сан-Марко («Св. Две картины— «Св. В то же время в этой монументальной композиции впервые во всей полноте раскрывается присущее дарованию Беллини гармоническое начало. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс.
О любимых мотивах Мантеньи напоминает место действия — скала с плоской вершиной, спускающаяся подобными гигантским ступеням уступами к первому плану, где скудный покров почвы составляет россыпь камней и редкие кустики жестких трав. Отсюда говорят, что он был или приемным или внебрачным сыном. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Наследие этого мастера представляет собой красочные, подробные и документально точные виды Венеции в моменты наиболее важных событий из истории города.
1429–1507). Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия.
Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Влияние Мантеньи усилилось, возможно, благодаря ранней картине Джованни Бел-лини и проявилось в «Пьете» (1472.
Академии) свет, наполненный полутонами и золотистыми отблесками мозаики, окутывает объемы и оживляет все то, что Беллини заимствовал у Антонелло. В работе Джованни Беллини все контуры смягчены теплым сиянием зари. Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. Сюжет этой картины связывали с поэмой француза Гийома де Дегийвиля Паломничество души. 1501, Лондон, Нац. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св.
Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Джованни -младший сын Якопо Беллини, младший брат Джентиле Беллини, прозванный Джамбеллино.
Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Не вызывает сомнений только «Триптих св. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля интерес к линейной перспективе и археологии.
1400–1470), ведущий представитель венецианской школы живописи первой половины 15 в. ученик Джентиле да Фабриано, мастера, работавшего в стиле «интернациональной» готики. Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки.
Эта работа подчеркивает предпочтение художником профильных портретов. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Иова и св. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо).
Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Чаще всего, на них изображались молодые люди. Это художник, коллекционер, тоже достаточно крупная личность в это время.
И в то же время в композиции картины есть гармоническое равновесие: облик Христа и стоящих рядом с ним старцев величав и ясен, тона серебристо-белых одежд Христа и рубиново-красных и сиреневых одеяний старцев образуют полнозвучный, праздничный аккорд. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Джованни Беллини или Джамбеллино, родился в семье венецианского художника Якопо Беллини (ок.
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. В 1328 году синьория Мантуи провозгласила главенство рода Гонзага.
Иоанна Евангелиста. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. 1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр).
1450). В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома Якопо Беллини. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Винченцо Ферреро (ок.
Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника.
1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. В 1436 Якопо пишет «Распятие» (не сохранилось) для собора в Ве-роне, одном из центров готики в этом произведении он показывает себя учеником Джентиле да Фабриано. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет. 1485, Венеция, гал.
Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. Однако благодаря теплым тонам оно кажется почти живым. Он же хорошо мне заплатит. Лаврентия», «Триптих св.
И иллюзия открытого неба. Иову и св. Но сложность композиций Карпаччо побуждает Джентиле вернуться к рисункам отца, в которых он находит более понятные, механические перспективные решения. Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка которых (возможно, 1440–1450) остаются спорными. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини.
Нет картин знаменитого художника в Риме. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах). И он первый, кто делает горизонт низким. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Искусство Беллини носило абсолютно иной характер.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Мягкий мерцающий свет, сдержанное звучание колорита передают состояние покоя и гармонии, глубокой внутренней сосредоточенности. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера».
(так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах.
Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости. В 1479-1480 Джентиле работает в Константинополе в качестве портретиста султана Магомета II («Портрет Магомета II», Лондон, Нац. Такое в Ренессансе тоже, к сожалению, появляется. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини.
Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Франциска» (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы около 1480. В древности на месте Мантуи находились поселения этрусков и галлов. 1455), Распятие (ок. Это «Сретение» или «Принесение во храм», как оно называется в католической традиции.
В картине Мадонна на лугу (1505, Лондон, Национальная галерея) поза и смертельная бледность спящего Младенца напоминают иконографию композиции Оплакивание, в которой Богоматерь держит на коленях мертвого Христа. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. 1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. Венецианская школа).
Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св. Я уже сказала, там и перспектива немножко разная.
Иова и св. У подножия трона три ангела играют на музыкальных инструментах святые погружены в молитву и благочестивое размышление. Это тот жанр, о котором мы говорили, «Святое собеседование», когда вокруг Мадонны выстраивается целый сонм святых и они как бы собеседуют, но здесь Мадонна прямо покровительственно рукой указывает или даже благословляет именно герцога Гонзага. Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции.
Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом.
Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции.
1455, Нью-Йорк, Метрополитен).
В знаменитой картине «Оплакивание Христа» (Милан, пинакотека Брера) гладкий и нетленный мрамор Мантеньи, одушевленный, по замечанию Паллуккини, «внутренней жизненной силой, данной цвету светом», обретает у Беллини нежную плоть. Но отец его любил. Относительно героя этого произведения велась долгая дискуссия в качестве претендентов назывались имена Бартоломео дАльвиано, Джакомо Марчелло, Витторио Павиони, Бартоломео Коллеони. Он просто выражал свои зрительные образы цветом, вместо того чтобы выражать их линией и светотенью, сменив пластически-линеарный метод на пластически-живописный». «Женщина за туалетом», 1515, Вена, Музей истории искусств «Опьянение Ноя», Безансон, Музей изящных искусств). Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Мадонны того времени – знаменитая «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря церкви Сан-Джоббе, будто окутанная дымкой, «Мадонна с младенцем» 1483 года из Академии Каррара, отличающаяся чувством умиротворённости, а также «Мадонна с деревцами» – нежное и наполненное символами произведение. Это произведение уже зрелого мастера. Здесь есть очень интересные находки и особенно это плафон Камеры дель Спози.
Вот можно сравнить две картины. гал. ), восходящей к работе Мантеньи на тот же сюжет (1457, Тур. Они имели множество оттенков и предоставляли обширные возможности для импровизаций, разобраться в которых подчас крайне трудно. Вот эта соединенность интерьера и экстерьера – на этом постоянно будет играть Мантенья. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».
Несколько «Мадонн с младенцем» относят к раннему этапу творчества художника, это где-то 1450-60-е годы. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты.
гал. ) здесь он испытывает влияние персидских миниатюр. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. (ок.
Оно долго оставалось незавершённым и одиннадцать лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись. А он значительно понижает этот горизонт, т. е. Но если в полотнах последнего все пронизано стремительным движением, бурной экспрессией, то в последней работе Джованни Беллини перед нами предстает прекрасный мир, полный спокойствия и тишины. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. 80-е года для творчества Беллини можно назвать переходными – он уже состоялся как художник, но четкости в определении своего стиля у художника еще не было. Это «Мертвый Христос».
Т. е. Произведения монументальной живописи, созданные Якопо Беллини, не сохранились, но его станковые работы свидетельствуют, что художник соединял в своей живописи элементы готического и нового ренессансного стиля: декоративность, обилие деталей изысканность и вычурность поздней готики и интерес к реалистическому изображению предметов в пространстве, характерный для эпохи Возрождения. В картине «Распятый Христос» (ок. Богатство и праздничность цветовой гаммы, смягченной дымкой светотени, сближает эту композицию Беллини с работами мастеров Высокого Возрождения. Он полностью созрел для понимания уроков Пьеро делла Франческа, самого благородного примера использования законов перспективы. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца.
Он создан до того, как Беллини познакомился с портретным искусством Антонелло да Мессины, в нём ощущается застылость и ещё видна связь с портретом поздней готики. Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах.
Он тоже бывает жестковат. Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. «Мадонна» (1448, Милан, пинакотека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях. Его любовь к точности никогда не ограничивается выделением эпизода или детали.
Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание».