Специальные издательства выпускают музейные каталоги, представляющие творчество Джованни Беллини, – картины (с названиями, датой происхождения, хронологией и условиями хранения). На картинах Джованни Беллини отображен мир во всем его разнообразии: глубокое синее итальянское небо, сельские виды, разнообразные человеческие переживания и чувства. По целому ряду картин Джованни Беллини можно проследить, как изменялся его стиль по мере того, как он переходил под влиянием Антонелло к живописи масляными красками.
Это первое из полотен на мифологический сюжет, созданных по заказу Альфонсо дЭсте для алебастрового кабинета в его замке в Ферраре. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Здесь тоже как бы идея «Святого собеседования», но такое впечатление, что все персонажи находятся каждый в каком-то своем отдельном пространстве. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника.
Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо). Композиция Святого собеседования с изображением Богородицы в окружении группы святых появилась в изобразительном искусстве в XV веке.
На самом деле, конечно, это идет от Пантеона.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. и подпись Беллини.
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века». В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Христофор» и «Св. Мы еще поговорим о том, как меняется техника, это очень интересный момент.
Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. Винченцо: «Св. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Изображённый за парапетом св.
Ну, как на иконах. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Беллини очень заинтересовали ее художественные возможности и он начинает сначала работать в смешанной технике, а потом полностью переходит на масляную живопись. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование».
И после отъезда Джентиле из города главным художником назначается Джованни.
А он значительно понижает этот горизонт, т. е. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины.
Мантуя, тоже древний город в области Ломбардии, с трех сторон окружен затоками реки Минчо. В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена.
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки.
Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Они расположены в три яруса.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Не вызывает сомнений только «Триптих св. По другой версии (П.
Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко.
А когда в 1479 году старший брат художника уехал в Константинополь с дипломатической миссией, Джованни официально назначают вместо него руководителем работ. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне.
Лаврентия», «Триптих св. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Изображённый за парапетом св. Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании.
На картине есть подпись художника и дата 1488г. На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. Уравновешенность его композиций являются предвестником работ Клода Лоррена, у которого логика организации пространства в произведениях смягчается мягким, сияющим светом.
Она находится не в очень хорошем состоянии сохранности, так как в 1949 году не слишком удачно была переведена с дерева на холст. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Две картины – «Св. вот этот священный сюжет уже как бы становится привычным.
Наверху было «Вознесение». В 1500 – 1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). 1501, Лондон, Нац. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи.
Мы знаем, что древнеримский Пантеон был построен с незакрытым отверстием в куполе. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. галерея, окончен Тицианом). В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. 1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию. Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини – картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Иову и св. Его так и звали – Мантуанский Лебедь. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания». Это тот жанр, о котором мы говорили, «Святое собеседование», когда вокруг Мадонны выстраивается целый сонм святых и они как бы собеседуют, но здесь Мадонна прямо покровительственно рукой указывает или даже благословляет именно герцога Гонзага.
Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Винченцо: «Св. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре.
Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. На ней можно видеть, как св.
Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Да, здесь тоже сидит Мадонна, перед ней кто-то стоит, кто-то отошел, много персонажей: тут и святой Себастьян и Иов стоит – но они как-то все рассредоточены. Он в официальном облачении. С 1115 года в Мантуе установилось республиканское правление.
Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино». И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля интерес к линейной перспективе и археологии. 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). В VI в. на помощь пришла Византия и как сообщает папа Либерий: они (франки) начали безбожно грабить Италию.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини.
«Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Исследователи отмечают, что в сравнении с алтарём из Сан-Джоббе, эта работа выглядит несколько архаично, поскольку придерживается схемы полиптиха, однако считают, что, возможно, такова была воля заказчика. Т. е. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Между заказом и исполнением прошло почти двадцать лет и внесённые за эти годы художником изменения и дополнения вызвали множество вопросов у исследователей.
Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Они расположены в три яруса. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501).
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. По другой версии (П. В 1328 году синьория Мантуи провозгласила главенство рода Гонзага.
В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). будущую крестную жертву Христа. К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.
Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). И если художник начал ее в 17-18 лет, видно, насколько он сильный. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей – Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Но общую композицию и даже живописный строй мы можем видеть. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Он тоже бывает жестковат. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия.
(так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе.
Интересно, что пейзаж у Мантеньи и у Джованни Беллини играет разную роль. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции.
каждый из персонажей что-то значит и нужно это как-то расшифровать. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами.
Он, кстати, был очень интересным человеком и довольно долгое время занимал эту должность. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Мадонны того времени – знаменитая «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря церкви Сан-Джоббе, будто окутанная дымкой, «Мадонна с младенцем» 1483 года из Академии Каррара, отличающаяся чувством умиротворённости, а также «Мадонна с деревцами» – нежное и наполненное символами произведение. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Отсюда говорят, что он был или приемным или внебрачным сыном.
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе.
В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Сейчас они, конечно, реставрированы и укреплены, но часть из них все-таки утрачена.
Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. Так, например, в одной из последних картин Опьянение Ноя художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах.
В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата).
Себастьяна, защитников от чумы. Это «Мертвый Христос». Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой.
– Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. С 220 г. до н. э. город стал центром колонизации севера Италии. То же самое – в картинах «Преображение», «Распятие», «Моление о чаше», написанных под влиянием Мантеньи.
Св. Екатерины и св. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано». А здесь подчеркивается, я бы сказала, такое чисто римское мужество.
Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Но отец его любил.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин.
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св.
Святые объединены общим действом, общим чувством. Такое в Ренессансе тоже, к сожалению, появляется. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. В 1513 году Джованни подписал и датировал алтарную картину с фигурами святых Христофора, Иеронима и Людовика Тулузского из церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции.
Т. е. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Например, вот знаменитое еще одно «Сретение» показано не как «Принесение во храм», вот таким образом оно даже имеет название «Nunc dimittis», «Ныне отпущаеши». Вот эта соединенность интерьера и экстерьера – на этом постоянно будет играть Мантенья. На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини.
В настоящее время хранится в галерее National Gallery of Art, США, Вашингтон. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Размер картины: 170 x 188 см. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь).
Мы видим эту фигуру Христа. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. Здесь есть очень интересные находки и особенно это плафон Камеры дель Спози.
Св. Ну, конечно, Джованни Беллини прекрасно делает ткани и т. д. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия.
Но мы сейчас ее не будет расшифровывать. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». С 1470-х гг. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах).
Иова и св. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки.
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.
Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна». Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата).
Все они, в первую очередь, поражают совершенством колористического решения, которое в полной мере раскрывается в шедевральных «Мадонна на лугу» и «Мадонна с благословляющим младенцем», написанных уже в начале XVI века. Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского.
Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна». Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. Изображённый за парапетом св.
Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Точная дата его рождения неизвестна.
Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. Как бы вырванный кадр.
Но мне она кажется очень глубокой и интересной. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям. Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Рядом изображено языческое жертвоприношение. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы.
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Итальянский исследователь Мариолина Оливари считает, что это, скорее всего, 1432–1433 годы. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Именно с творчества Беллини понятие Венецианской школы живописи связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). Сейчас он находится в Милане, в пинакотеке Брера.
Вот такой Мантенья. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. На одной из работ того периода – «Пьете», художником сделана латинская надпись: «Как только эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини исторгнет слёзы» – слова из «Элегии» Секста Проперция.
В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно». В 1449 году он был приглашен на роспись капеллы Оветари в церкви Эремитани.
Лаврентия», «Триптих св. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т. е.
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Хотя он достаточно долго писал эти фрески. Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо).
«Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. 1505 г., Лондон, Национальная галерея).
Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Вот можно сравнить две картины. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Первым учителем Джованни, естественно, стал отец.
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога».
Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос» – обе в Прадо, Мадрид). Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины.
крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св.
Он же хорошо мне заплатит. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Он застал ее в тот момент, когда она выходила из своей византийской оболочки, которой грозило окаменеть под воздействием педантически соблюдаемых канонов и передал в руки Джорджоне и Тициана искусство, самое человечное из всех, какие знал западный мир после конца греко римской культуры».
В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Я уже сказала, там и перспектива немножко разная. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов».
Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Колонна уже разрушается, а он как колонна стоит. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. Но если следовать Евангелию, то все-таки если воплощение было полным, то и смерть была полной, «до полной гибели всерьез», как сказал Пастернак.
Одна из них, написанная Беллини, хранится в Галерее Кверини Стампалья в Венеции, другая, созданная Мантеньей, в Государственных музеях Берлина. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Происходил из семьи известных венецианских живописцев. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Лаврентия», «Триптих св. Богоматерь молится своему спящему Сыну. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт).
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). Он же хорошо мне заплатит. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Четкие светотени прекрасно рисуют высокие скулы, нос и упрямый подбородок умного и волевого лица пожилого человека. Мадонна располагается в центре, восседая на троне, в окружении святых: Петра, Екатерины, Лючии и Иеронима. И он первый, кто делает горизонт низким.
1505, Лондон, Нац. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Этого тоже почти нет у предыдущих художников – Богородица всегда юная, она всегда прекрасна. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости.
Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. 23 февраля 1506г.
Его творчество превратило Венецию в центр Ренессанса, который по значимости был равен только Флоренции и Риму.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Между 1460 и 1464 годами он участвовал в создании алтарей для церкви Санта-Мария делла Карита. Эремиты – это отшельники, это был монастырь августинцев-отшельников.
Христофор» и «Св. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915). — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. Исследователи указывают на «нежную бесстрастность» Мадонн Беллини, связывая это качества с влиянием византийской школы, при этом технику исполнения определяя как нидерландскую.
Две картины— «Св. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица.
В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Это одна из первых картин, алтарный триптих, где он применил масляную краску. Сейчас эта картина отрезана.
Он пробудил его интерес к занятиям живописью, был его первым учителем. Он показан здесь именно таким. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463 г. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501 г. Лондон, Национальная галерея). «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. За перилами стоят апостолы Павел и Петр. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
Но мы видим по композиции, что это две очень похожие картины. Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид).
В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. Характерны для Джованни Беллини картины-загадки. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии.
галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Но зато как на драгоценном пьедестале стоит эта голова. 1505г., Лондон, Национальная галерея). На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Вот здесь в «Святом Франциске» у него явно влияние Андреа Мантеньи. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св.
23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание». В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577.
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Они расположены в три яруса. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Венецианская школа).
Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно. Джованни Беллини был удивительным мастером, способным на протяжении своей карьеры, продолжавшейся более 60 лет, улавливать новые веяния и воспринимать их, оставаясь, тем не менее, самим собой. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм».
Вообще он очень рано начал свою творческую деятельность. Вообще он использует такую фрагментарность. Эта картина, к сожалению, не сохранилась.
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г. и подпись Беллини. Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру.
Винченцо: «Св. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души». Спорят о том, был ли Джованни Беллини, самый талантливый из этого семейства, прямым потомком Якопо.
Фон, конечно, совершенно нейтральный, тут уже нет никаких ни перспектив, ни антуража. И Джованни Беллини тоже это показывает – вот эту человечность Христа. Критик В. Н. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок.
Не вызывает сомнений только «Триптих св. Это тоже повлияло на культуру этого города. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Несколько «Мадонн с младенцем» относят к раннему этапу творчества художника, это где-то 1450-60-е годы.
Кстати, вот это находящееся в Прадо «Успение» тоже очень интересно, так как, во-первых, только часть этой работы Может быть, он отчасти и повторил то, что было во фресках. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством». К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца.
Одни ученые полагли, что сюжет изображения был заимствован из средневековой поэмы о скитаниях души. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
По-видимому, ок. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы.
Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Он же хорошо мне заплатит. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века.
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Это произведение уже зрелого мастера. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза.
Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Он был младшим, Джентиле был старшим. Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти.
Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках.
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Это художник, коллекционер, тоже достаточно крупная личность в это время. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Очень личным мне кажется произведение, которое он писал явно не на заказ. 1500, Рим, Капитолийские музеи). Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
Эта картина знаменита ещё и тем, что, по мнению историков-искусствоведов, является первой картиной венецианской школы на мифологическую тему. Взаимовлияние здесь можно легко прослеживать. Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. В начале 1470-х гг. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы).
Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Его усыновили. Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. Это было последнее завершенное произведение мастера. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. Чаще всего, на них изображались молодые люди. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской.
Джованни -младший сын Якопо Беллини, младший брат Джентиле Беллини, прозванный Джамбеллино. Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Расцвет творчества Джованни Беллини начинается с середины 1470-х, когда некоторая жесткость ранних работ уступает место обобщенности и мягкости светотеневой моделировки форм, плавности и ясности ритмического строя художник переходит к технике масляной живописи, открывшей для него новые возможности. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св.
Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Винченцо Ферреро (ок.
1500). Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св. Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица.
Так как он стремился показать вот эту тонкость, эту мистичность. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини.
Краснова). Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской.
Спорят, какая из них первичнее – какая сначала написана, какая потом написана. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. 1505, Хэмптон-корт).
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. На ней можно видеть, как св. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями.
В 1479 Беллини, назначенный официальным живописцем Венеции, начинает работы по украшению Зала Большого Совета во Дворце Дожей, сменив избранного для этого ранее своего брата Джентиле. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини.
Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Он очень стар, но все еще лучший в живописи».
Иероним, отшельник и Отец церкви, представляет вершину духовной жизни – аскезу и науку, открывающую истину. Нет картин знаменитого художника в Риме. К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании.
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Вазари пишет: «Венецианский художник Якопо Беллини, отец Джентиле и Джованни, соперник Скварчоне, решил выдать за Андреа одну из своих дочерей. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был.
Это «Сретение» или «Принесение во храм», как оно называется в католической традиции. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. На картине есть подпись художника и дата 1488г. Это была, конечно, религиозная идея, так как Пантеон – это храм всех богов, а над всеми богами находится вот тот неведомый бог, о котором говорил апостол Павел афинянам: «Я знаю, что вы чтите неведомого бога, о нем я пришел вам рассказать».
Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. По другой версии, обнажённая женщина – это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине – аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок. 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило.
В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. С момента своего создания она украшала Дворец дожей в Венеции в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.
23 февраля 1506г. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам.
Иову и св. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Эта картина многим исследователям кажется очень странной.
Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Христофор» и «Св.
На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Он же хорошо мне заплатит. Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Беллини не успел закончить другое произведение – «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко.
Екатерины и св. Вот есть такая картина – «Священная аллегория». В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы.
1459, Лондон, Нац. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. И иллюзия открытого неба. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости).
Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен. Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи.
И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св.
Почему на фоне пейзажа, а не на фоне храма. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. В древности на месте Мантуи находились поселения этрусков и галлов. Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. Вершиной его искусства 1480-х гг.
В «Мадонне Леман» того же периода уже чувствуется влияние Мантеньи – застылая, мертвенная атмосфера, силуэт, будто высеченный из мрамора и ощущение остановившегося времени. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. У Мантеньи меньше людей, чем у Джованни Беллини, но мы видим, что это практически одна композиция. Он располагается в одноименной церкви Венеции.
Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Джованни Беллини создает тот тип земной, полнокровной красоты, который затем на протяжении всей эпохи Возрождения будет определять облик венецианской школы, находит новые живописные средства ее воплощения.
1455, Нью-Йорк, Метрополитен). Джованни Беллини работал на стыке раннего и высокого Возрождения.
В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Он же был римским воином.
Видимо, он ее писал не на заказ, писал, наверное, для себя. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов.
Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. 1455), Распятие (ок. У него картины полны воздуха. Лондон, Национальная галерея). Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Самая известная из них – «Греческая Мадонна» украшала Дворец Дожей, пока в начале 19 века после наполеоновских церковных реквизиций не попала в Галерею Брера. Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея).
Она создана совместно с братом Джентиле. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым.
Алтарная картина Беллини была одной из них она была размещена на почётном месте в главном салоне семейного дворца и являлась как бы знаком искупления морального долга перед братом. Как во главе Флоренции встали однажды Медичи, так здесь – клан Гонзага. 1475, Городской музей в Пезаро). Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно.