База познания — математика. «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов). Между 1265 и 1268 по просьбе папы Климента IV спешно за год-полтора излагает свое учение в т. н. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». На своих современников Роджер Бэкон не оказал уж очень сильного влияния, частью из-за того, что Оксфорд был все же интеллектуальной провинцией Европы, частью из-за сомнительной своей славы, частью из-за того что "нет пророков в сове время ив с воем отечестве", но зато ученые Нового времени оценили его программу эмпирической науки, оторвав ее от иллюминизма Бэкона и превратив его в провозвестника новых времен. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны.
В то же время Б. отрицал атомистич. Он был учеником Гроссетеста и отдавал предпочтение изучению природы, а не схоластическим умствованиям. Аристотель отделял математику от других наук, а Платон, наоборот, считал математику введением во все науки.
Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов). без благодати веры, тем более, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Далее следует добавить то, что море выбрасывает на сушу, – серую амбру. Основные причины невежества Р. Б. ок. Преподавал в университете в Оксфорде, состоял в францисканском ордене.
В Оксфордском университете прилежно штудировали и естественнонаучные сочинения Аристотеля. Основные причины невежества Р. Б. На основе этих исследований ученый предугадал принцип телескопа и микроскопа.
Папа к тому же был болен, наверно занят собой или другими делами. Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. Затем Б. старается доказать, хотя это не всегда ему удается, что знание математики составляет основание богословия. Здесь Бэкон вновь обращается к магическому принципу: подобное производит подобное. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию.
1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. "Третье сочинение" содержало также и автобиографические черты. Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях.
Их переводил, в частности, Роберт Гроссетест, т. е. А Бэкона больше интересует аристотелевская «Физика» – произведение сомнительное и даже опасное с точки зрения соответствия христианским истинам.
Излагаются наилучшие диеты, польза и вред от вина и бань, приводятся рецепты приготовления лекарств, очерк физиогномики (искусства угадывать характер по внешнему виду). Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Истину мы будем искать до конца мира ибо в человеческих замыслах нет ничего абсолютного.
Наконец, самый важный ингредиент – змея, о чем упоминает еще Аристотель. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. учение о пустоте и неделимости атомов.
Просто общество, как обычно, отстает в своем развитии от выдающихся личностей. Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства2 первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение. Его можно назвать философом XVI и XVII столетия, брошенного судьбой в XIII век.
Богословы, по Бэкону, это «священники знания» имеющие знания не только в области религии, но и глубогие научные познания. Р. Б. Папа — самый ученый из священников — объединяет в себе духовную и светскую власть.
Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Математика как естественная логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им школьной – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Эту ветку следует расщепить вдоль и вручить части ее двум участникам опыта.
При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище «doctor mirabilis» (Удивительный доктор). Конечно, главное, то, что лежит на почти поверхности – естественные науки. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Ср. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна.
Роджер считает эту смесь превосходным лекарством от старости и от всех болезней. предрассудки, Б. высказал ряд смелых научных и технических догадок. На свободе он оказался лишь в 1292г. Р. Б. Математика имеет огромнейшее значение, это одна из важнейших наук.
В вопросе об универсалиях Р. Б. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет.
До 1247 г. преподавал в Парижском университете. d. Phil», 192, 249). Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. Опыт необходим еще больше, чем математика. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны.
Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания. Противопоставляя магии эксперимент. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний — мистический «озарение» и внешний).
Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластич.
оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Наиболее известное произведение «Большой труд». «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. I–IV аристотелевской «Физики», к кн. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus».
генерал ордена Иероним из Асколи начинает преследовать Бэкона за его убеждения, а также за нападки на духовенство. Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. 1214, Илчестер, графство Сомерсет—1294, Оксфорд)—английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis).
Но ему нужны были средства для приобретения книг и оборудования, а их у него не было. Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г. ), долгое время считался его изобретателем. Церкви его тезисы показались подозрительными и он провел в заключении 15 лет (1277-1292). Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму.
озарение – и внешний). Только в последние пятнадцать лет искусство переделки текстов стало массовым. Ветхозаветные старцы и пророки оказались первыми философами и учёными.
1214, Илчестер – 11. 6. 1294, Оксфорд), ср. -век. устройство, при помощи которого можно перемещать тысячи людей. Ничуть не означает. 445 – 477) говорит об опытных науках «Domina omnium scientiarum».
А надо это христианам, во-первых, в борьбе против неверующих и язычников. «озарение», объект к-рого бог и внешний – чувств, знание, открывающее тайны природы. Громадное количество манускриптов находится в британских и французских библиотеках, между которыми есть много ценных произведений в том отношении, что они объясняют сущность философии Бэкона.
Годы, когда Бэкон был в Париже, были очень оживлёнными. И последний штрих – косточка из сердца оленя ибо олень – символ долголетия. Писании. а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы. Последняя причина представлялась Бэкону самой опасной, так как «от этой смертоносной чумы происходят все бедствия человеческого рода ибо из-за этого остаются непознанными полезнейшие, величайшие и прекраснейшие свидетельства мудрости и тайн всех наук и искусств».
Учение Р. Б. Все сочинения Бэкона—наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость.
База познания—математика. Кроме того, Б. упорядочил греч. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
В Париже даже читал лекции по Аристотелю (а по кому же еще. ) на факультете искусств. Его поразительные высказывания, действительно уникальные для того времени, овеяны пророческим духом, абсолютно чуждым науке (вопреки собственному заявлению Бэкона о том, что все его открытия имеют сугубо научный характер). Далее следует добавить то, что море выбрасывает на сушу, – серую амбру. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Он касается только материальных предметов. В 1278 г. за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинён в ереси и заключен в тюрьму освобождён в 1292 г. Р. Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой пытался внести в алхимию элементы науки.
По мнению большинства исследователей, Роджер Бэкон родился близ Ильчестера в Соммершите в богатой семье. Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические и др. 1733), Второй труд (Opus secundum) или Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 60-х гг.
11 нояб. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находятся в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке университетского комитета в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находятся в коллекциях Слоана, т. е.
У Бэкона, по-видимому, уже были сделаны многие наброски. Он объяснил функции линз, усовершенствовал конструкцию очков. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV. Но он пошел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность.
Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. С ее помощью можно проверять данные всех остальных наук. «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национ. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.
Однако отношения его со старшими братьями по ордену вскоре испортились. В общем выводе этой части, который сделал Бэкон в «Opus Tertium», ясно выступает взгляд Бэкона на необходимость единства наук. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»).
Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». Часть VI (стр. В Париже его надолго заточили в монастырь, выпустив лишь по указанию папы Климента IV.
Он также угадал принцип магнетизма. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. произв. В вопросе об универсалиях Р. Б.
Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Необходимо то, что плавает в море. Но нет – Роджер Бэкон был вполне сыном 13 века, сыном своего времени. 57— 255) содержит обработанный трактат «О математике»— этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. 358—444). Последнее заблуждение самое опасное и, в некотором отношении, причина других заблуждений. В раствор следует добавить множество разнообразных ингредиентов.
Труды Роджера Бэкона не отличались оригинальностью, в нем мы не встречаем ясных творческих мыслей или такого метода исследования, в силу которого наука могла бы принять другое направление. Если нет ощущений, утверждает он, то нет и науки. Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Одним из первых Р. Бэкон начал активно призывать к внедрению в науку практических методов исследования. Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). III, 1888).
Если мудрость от Бога, то и всё знание – тоже от Бога. Соч. : Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859 The opus majus, ed. Но в молодые годы в средствах он не нуждался, учился в Оксфорде, затем в Париже. Здесь Бэкон отходит далеко от Платона. Там учёный провел более десяти лет. Для объяснения последней нужны соответствующие инструменты и такими инструментами он считал философию и каноническое право (напомним себе, что каноническое право юридически регулирует отношения церкви и общества). Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене.
В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Структура взаимодействия в природе включает в себя деятеля, претерпевающую часть («материальное начало» или просто «материю») и результат. Однако примерно в 1257г. Образование Бэкон получил в Оксфорде. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей.
Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. Так, рассказывали, что Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества.
В 1240г. Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Познание не мыслится Р. Б. Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Но от обещаний до их исполнения слишком большая дистанция – папа ничего не делает для исполнения своих обещаний. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas).
В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение. дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и математике. Все субстанции (т. е. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Зачем и кому надо, чтобы у власти стояли умные люди. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл.
Offendicula Роджера Бэкона были предшественниками более знаменитой теории об идолах Френсиса Бэкона. 1214. Его идеи, подобно семенам, оставшимся в почве на зиму, «проросли» значительно позже, когда экспериментальное знание обрело достаточно прочную методологическую основу прежде всего в механике, физике. Если его правильно растворить, оно окажет поистине удивительное действие.
В своей книге "Об опытной науке" он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Сам Бэкон занимался не только философией, большое время уделял собственно научным опытам и исследованиям. Часть IV (стр. В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками.
В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Роджер считает эту смесь превосходным лекарством от старости и от всех болезней. Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой.
Уделяя большое внимание опытной науке как владычице умозрительных наук, Р. Б. Но в целом деятельность и атмосфера Парижского университета разочаровали его. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась.
В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. Р. Бэкон ввел в научный обиход термин «опытная наука» Его труд «Об опытной работе» поднимал вопросы эксперимента в физике и оптике. Бэкон считал скорость света конечной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica»находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки под заглавием «Quinta Pars Compendii Theologiae» – в британском музее «Метафизика», в национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theologiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене. Эта третья просвещенность была утрачена и только, частично восстановлена греческими философами. философ и естествоиспытатель. Также Р. Бэкон получил степень доктора наук.
ок. В. Зубов. В 1292 г., уже, по-видимому, будучи на свободе, он пишет свою последнюю работу «Теологический компендиум» и вскоре умирает. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). Бэкон много внимания уделял изучению зрения, описал анатомическое строение глаза.
Всем государствам суждено объединиться, а народам принять христианство. Животное, символизирующее долголетие, должно продлить человеческую жизнь. Он убежден, что с ее помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет. Так, рассказывали, что брат Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества.
Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. В общем выводе этой части, который сделал Бэкон в «Opus Tertium», ясно выступает взгляд Бэкона на необходимость единства наук. Р. Б. Однако, аргументы только подводят к выводу, но не оставляют сомнений. Ему приписывается авторство работы «Зеркало астрологии», в которой выявляется связь между магией, астрологией и алхимией и утверждается, что они являются вершинами естествознания.
Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Б. выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище Доктор Мирабилис (Удивительный учитель). Во всяком случае уже в 60-е годы Бэкон постоянно ищет спонсоров для своих ученых занятий.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Кардинал предписал прислать ему сочинение, предполагая, что оно уже готово.
1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре.
библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году.
Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления1. английский философ и ученый (Ильчестер, Сомерсет, 1214 — Оксфорд, 1292), прозванный Замечательным доктором. Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках. Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности.
В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. без благодати веры, тем более, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования. Учение Р. Б. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым бог наделил святых Отцов Церкви. Преподавал он и в Англии, где тоже подвергался гонениям.
Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде. Знание должно укреплять веру. Это, скорее всего, ошибка.
Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. В 1250 г. Б. снова возвращается в Оксфорд и, вероятно, в это же время вступил во францисканский орден. Надо полагать, что благодаря этому покровительству Б. в 1268г. Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное. Гроссетест был первым ректором Оксфордского университета, затем был избран епископом Линкольнского графства, был в своих действиях человеком довольно независимым, что привело его к конфликту с римской курией – руководством католической церкви.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Судьба не баловала Роджера Бэкона, хотя сначала складывалась благоприятно. Хотя по степени противоеретического рвения они и отличались друг от друга (особой непримиримостью отличались доминиканцы), задача у них была одна: укрепление папской власти, преследование всякого проявления инакомыслия, усиление влияния католичества.
Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De А n imа».
что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего. Так или иначе, за очень короткий срок он написал и отправил папе «Большое сочинение» – свой самый значительный труд. догадок (о телескопе, летательных аппаратах и др. ).
Идеей мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина (недаром же был францисканцем. ), по шел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность. Судя по всему, произошел конфликт интересов личности и организации. Однако в его взглядах определенную роль играли также моменты мистики, астрологии, алхимии, магии (попытки найти эликсир жизни и т. п. ). Он касается только материальных предметов.
Внешний опыт ведет к природным истинам, а внутренний – к сверхприродным. Когда-то ею были наделены иудейские патриархи и пророки. Папа умер в 1268. Познание не мыслится Р. Б. Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок.
В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». Возникшие ордены стали орудием папства в усилении его власти и пресечении вольнодумства. Однако и от платоновской линии Бэкон отходит достаточно далеко и утверждает, что единичные предметы существуют реально и обладают реальным бытием. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено.
Резко критически относился к академической науке своего времени изобрел план и метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный труд (Opus maius). Б. предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). род ок. Р. Бэкон вернулся в Оксфорд. Он касается только материальных предметов.
В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. Бакон или Бэкон Роджер. и вскоре умер. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха.
Он был скорее проницательным и систематическим мыслителем и работал по хорошо проторенной колее, по колее, с которой его современники были сбиты сооблазнительностью доводов богословов и метафизиков. получил разрешение вернуться в Оксфорд. Р. Б. В 1265 г. Бэкон встречался в Париже с кардиналом, просил его о поддержке и помощи.
Следовательно, доводов недостаточно. Бэкон пишет «Большое сочинение», папа Климент IV отпускает его из этого монастыря. Таким, действительно неординарным человеком, не грех было и увлечься.
Среди них – создание выпуклого стекла, пороха и тому подобное. Оно есть средство обращения атеистов и еретиков. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви.
Во многих частях этого сочинения можно увидеть прозрения, удивительные для того времени. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Один из самых образованных умов своего времени, он первый заметил ошибку в латинском календаре. 1214-1292) – ученик Гроссетеста, францисканский монах.
Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. В трактате содержались и прямые указания на Аристотеля. Бэкон пишет, что в этом искусстве разбираются очень немногие. Закончив обучение в университете (между 1236 и 1240 гг. ) и став магистром искусств, он уезжает в Париж, тогдашний центр мыслящей Европы и начинает там свою преподавательскую деятельность на факультете искусств. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний).
И последний штрих – косточка из сердца оленя ибо олень – символ долголетия. Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Эту работу Бэкон считал началом энциклопедии, которую он намеревался написать.
1214, умер в 1292 или в 1294 учился в Оксфорде, в Париже получил степень доктора богословия. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Эти выводы следует проверять на фактическом материале. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
Причем Возрождение упростило и в некоторой мере вульгаризировало идеи 13 века, а Новое время сузило область их применения. Необходимо "то, что плавает в море. Но вот что дальше. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Основная направленность мышления состояла в естественно-научных интересах и Роджер Бэкон обсуждает Фому Аквинского, его умозрительное толкование Аристотеля, считая, что Аристотеля нужно понимать прежде всего в духе его «Физики», его занятий наукой.
В одном из писем Папе Римскому он жалуется, что его беспрестанно нагружают всевозможными обязанностями и что он подвергается наказаниям с «невыразимой жестокостью»: наказывают его голодом, держат под строгой охраной и никого не допускают к нему. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы. Подготовит. Глубины знания откроются только христианам и Бэкон уверен во всемирном распространении католичества путем покорения, уничтожения или обращения иноверцев.
достиг папского престола под именем Климента IV. Возможный (человеческий) интеллект пассивен и сам по себе к познанию не способен. 1–16, Oxf., 1909–40. Кстати, он и перевел на латинский язык Аристотелевскую "Физику" и сам написал очень интересное сочинение – трактат "О свете или начале форм".
Р. Б. До 1247 г. преподавал в Парижском университете. XI «Метафизики». принципы.
и технич. Ее роль в познании мира и для существования других наук является решающей. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму. Известны его труды, посвященные научному знанию вообще и математике в частности.
С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Конечно, главное, то, что лежит почти на поверхности – естественные науки. Во время пребывания в Париже Бэкон приобрел известность, получил степень доктора философии и почетный титул «Удивительный доктор» (или «Изумительный доктор»). И дело не в том, что его не понимали. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха. Век его был, как мы видим, долог, 78 лет, наследство его философское довольно значительно.
Именной указатель). 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum». Первая интенция характерна для ученых, вторая – для научных сотрудников, а это совсем разные категории людей. чем всегда нас привлекают люди – энциклопедичностью своего ума и своих знаний. Бэкон снова продолжает интенсивную научную деятельность.
Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Р. Б. В. высказывал ряд смелых, дальновидных науч. 339—348).
объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. И вполне понятно, что все перечисленные отрасли имели соответствующую историческую форму развития (например, алхимия выступала историческим предшественником современной науки химии). Математика — единственная из наук, которая достоверна и ясна. 1 – 22) часто называется «De Utilitate Scientiarum», в ней говорится о четырех offendicula или причинах ошибок. ок.
выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Он последовательно проводил отделение теологии от светских наук (т. е. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). XI «Метафизики».
Он касается только материальных предметов. Написать сочинение такого объема и в такое короткое время былобольшим подвигом. а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы".
Учение Р. Б. d. Phil», 192, 249).
Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Платя дань веку, Б. верил в астрологию, в предзнаменования, в философский камень и в квадратуру круга.
Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Илчестере (графство Сомерсет). Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Последний бывает внешним и внутренним.
Высказал интересные идеи по поводу аэроплана, взрывчатки, механической тяги паровозов. работами к нему являются Большой труд (Opus majus изд. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium) эти трактаты явились подготовительными работами к задуманной им обширной энциклопедии наук. Бэкон утверждал, что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики. «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы.
Основные произведения: Большое сочинение (Opus Majus), Малое сочинение (Opus Minus), Третье сочинение (Opus Tertium), Компендий философии (Compendium Studii Philosophiae) и др. В 1250г.
С 1268 по 1277 г. он написал книги «Философский компендиум», «Общая физика» и ряд других работ. Когда-то ею были наделены иудейские "патриархи" и "пророки". Inedita» Бревера (313—389). Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. Такое золото лучше того, что встречается в природе и того, что изготовляют алхимики. В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theolgiae», он уже был опять на свободе.
Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Большеголовый (1175–1253)— основатель оксфордской научно-философской школы. 256—857) посвящена трактату о перспективе. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния.
Ветка снова станет целой. 256—357) посвящена трактату о перспективе. Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). Ветка снова станет целой. Считается изобретателем пороха для пушек, формулу которого он позаимствовал у арабов.
Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях. Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. также «Encyclopaedia Britannica» (т. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество.
Настоящие алхимики терпеть не могут тех, кто отделяет философию от теологии. Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним. Идеями мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина. Его главный труд «Большое сочинение», где он утверждал: «истина – дочь времени, на ее пути четыре препятствия – доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости и невежество наука – дочь всего человечества. лучше природы. Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение.
Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Но он пошел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность.
было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. См. А Бэкона больше интересует аристотелевская «Физика» – произведение сомнительное и даже опасное с точки зрения соответствия христианским истинам.
Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. Целью наук Б. считал увеличение власти человека над природой.
Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии».
Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). принципы.
Его можно назвать философом XVI и XVII столетия, брошенного судьбой в XIII век. Тирийцы ели змей, приготовляя их особым образом со специями.
выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Москва. Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания. Он изобрел увеличительные стекла, высказал весьма остроумные мысли о преломлении лучей и перспективе, о кажущейся величине предметов, об увеличении солнечного и лунного диска на горизонте, описывал смесь, горящую в воде и состав, очень схожий с порохом.
Подозрения в занятиях алхимией (а возможно и черной магией), но в ещё большей степени нападки на невежество и порочность духовенства существенно осложнили его жизнь. По некоторым сведениям, собратья по ордену к тому же хотели добиться, чтобы Бэкон открыл им секреты получения золота (которых он, разумеется, не знал). С одной стороны, это было ускорение социально-экономического развития Европы, в основе которого лежало интенсивное развитие производительных сил, ремёсел и сельского хозяйства, сопровождавшееся различными изменениями орудий труда и средств производства (усовершенствование водяного колеса, металлургических процессов, появление механических часов и т. д. ).
Бэкон выделял два типа опыта:1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис. Р. Б. В 1250 г. Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден.
Мировоззрение Б. непоследовательно, но в нем немало материалистических моментов. Тут предлагается два метода исследования: один – путем доводов, другой – опытами. В раствор следует добавить множество разнообразных ингредиентов.
Часть I (стр. Р. Б. Часть VI (стр. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas).
Бэкон экспериментировал и сам, точнее сказать, моделировал. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), то есть Пикардиец. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений.
Те, кто пытается знать обо всем понемногу, становятся дилетантами и ничего путного в науке добиться не могут. На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага». Ему также принадлежат Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 1260-х годах и множество других. 1257, жил в францисканском монастыре в Париже. Современники называли его «удивительным доктором». Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. Однако, Б. было выдвинуто много идей, предусмотрели открытие позднего времени.
Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. 1214 – ум. у учёного случился конфликт с руководством ордена. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п.
Он привлекает совсем другим, тем. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Сведения о его жизни довольно скупы. 1292) – англ. А Бэкона больше интересует аристотелевская.
Научная деятельность была направлена главным образом на естествознание. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса.
Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок. Бэкон утверждал. Вот таким образом вывод Б. : истина – это дочь времени».
Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл главным (Opus principale), остался неосуществленным. англ. По Роджеру Бэкону, существуют три способа познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Сторонник отделения теологии от светских наук. Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов). любая конкретная вещь), а также некоторые акциденции (свойства вещей), такие, как холод, тепло, влага, сухость, свет, тон, запах, вкус, активны и вследствие этого производят определенные действия. В 1278г.
Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет. Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году.
Некоторые исследователи считают, что Бэкон чуть ли не первым стал читать лекции по «Физике», что не могло не обратить на себя крайне недружелюбного внимания парижской профессуры. Б. критиковал многих схоластов, в частности Александра из Гэльса и Альберта фон Больштедта возмущался теми студентами Парижского ун-та, к-рые думали, что Фома Аквинский знает все и что все вопросы разрешены в его сочинениях. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius.
При внутреннем опыте ум обыкновенно бывает просветлен божественной правдой. Основные причины невежества Р. Б. Личность этого Пикардуса мало известна но, по всей вероятности, это был ни кто иной, как математик Петр Перегринус из Пикардии, автор трактата о магните, рукопись которого хранится в Национальной библиотеке в Париже. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины».
Стал монахом ок. – Opus maius. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (D hring, «Critische Ge sch. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны.
Опыт бывает внешний и внутренний. Но существует ещё духовный опыт, утверждал Бэкон, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение. Часть этого сочинения обыкновенно наз. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Возможно, какую-то помощь ему оказали его друзья.
У этого популярного в свое время трактата была и другая слава. полагал, что существуют три способа познания: авторитет, который опирается на рассуждение и опыт, на котором основывается всякое знание. В 1266 г. Ги де Фулькази становится Папой Климентом IV и в письме Бэкону напоминает о книге, а также предлагает ему изложить свои взгляды на проблемы университетского образования, церковной жизни и др.
Наконец, самый важный ингредиент – змея, о чем упоминает еще Аристотель. В 1278 В. был заточен в монастырскую тюрьму. Обличал феодальные нравы идеологию и политику.
Большинство ученых из современников Б. настолько плохо знали греческий язык, что им трудно и невозможно было понять мысли греческих философов во всей их сущности.
По его мнению, свет распространяется с чрезвычайно большой скоростью. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). Опытные науки, говорит Роджер Б. имеют три преимущества перед другими науками: 1) они проверяют свои заключения прямым опытом 2) они открывают истины, до которых никогда бы не могли дойти 3) они доискиваются тайн природы и знакомят нас с прошедшим и будущим. Наука того времени была тесно связана с алхимией и астрологией, которые, в сущности, были частью физической науки.
46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б. – Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее – Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир. Член францисканского ордена, сначала был комментатором Аристотеля и лишь позднее разработал свое собственное мировоззрение (в «De speculis», «Metaphy-sica» и «De compute naturali»). Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый.
Когда-то ею были наделены иудейские "патриархи" и "пророки". В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis».
Помощи от родных он получить не смог: семья к этому времени была разорена. Учение Р. Б. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Часть I (стр.
by J. Bridges, v. 1–3, Oxf., 1897–1900 Opera hactenus inedita, fasc. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». 1 – 22) часто называется «De Utilitate Scientiarum», в ней говорится о четырех offendicula или причинах ошибок.
Познание не мыслится Р. Б.
Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Вот таким образом предпочтение он предоставляет эксперимента. Главное учение носит чисто средневековый характер: любая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, слежение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». Роджер Бэкон не обошел вниманием и общие для его времени проблемы философии.
aston S. С., Roger Bacon and his search for a universal science, Oxf., 1952 Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). ок. Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь.
Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа». Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Эту ветку следует расщепить вдоль и вручить части ее двум участникам опыта.
Такого рода наблюдения часто встречаются в сочинениях Бэкона: он осуждает магию, при этом, будучи магом. Бэкон на самом деле увлекался астрологией, но об отношении его к магии лучше всего свидетельствует его «Послание о тайных действиях искусств и природы и ничтожестве магии». Бэкон (Bacon) Роджер (около 1214, Илчестер, — около 1292, Оксфорд), английский философ и естествоиспытатель. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки под заглавием «Quinta Pars Compendii Theologiae» – в британском музее «Метафизика», в национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theologiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене. Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис.
Они суть: авторитета, привычки, мнения необразованного большинства и смешение полного невежества с кажущимися знаниями или претензией на знание. По возвращении в 1240 в Оксфорд он вступил во францисканский орден и читал в университете лекции, на которые стекалось много слушателей. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна.
Идеями мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина. I—IV аристотелевской «Физики», к кн. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Можно сконструировать кареты, которые помчатся без лошадей. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а ещё к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству.
Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г. ), долгое время считался его изобретателем. Он исследовал также законы отражения и преломления лучей, явления атмосферного преломления лучей, занимался изготовлением оптических приборов высказал много идей, предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (напр., создание выпуклых стекол и пороха) т. о., можно считать, что Роджер Бэкон был первым естествоиспытателем средневековья.
В 1277-78 гг. Физика – это наука о естественных деятелях и их действиях или эффектах. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Часть IV (стр.
По проблеме универсалий, то Б. считал, что универсалы не являются самостоятельными. 1294, Оксфорд) – англ, философ и естествоиспытатель Doctor mirabilis (см. В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе.
Часть этого сочинения обыкновенно наз. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Животное, символизирующее долголетие, должно продлить человеческую жизнь. Римский папа — наилучший и умнейший из них — должен возглавить власть духовную и светскую. Анализировал преграды на пути познания истины.
Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Известность Р. Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете. За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд».
При внутреннем опыте ум обыкновенно бывает просветлен божественной правдой. Здесь Бэкон вновь обращается к магическому принципу: подобное производит подобное. Роджер Бакон родился в 1214г. Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др.
Тем самым Б. подчёркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. Задумал обширную энциклопедию наук, подготовительными работами к которой явились его «Большой труд», «Меньший труд» и «Третий труд». Особенно большое значение имели переводы Аристотеля, которого до сих пор европейцы знали только как логика, а теперь они познакомились и с его естественно-научными работами и с его «Метафизикой». Часть V (стр. В «Communia naturalium» изложил даже квинтэссенцию всех познаний своей эпохи.
Б. признавал три способа познания: авторитет, рассуждение и опыт (двух видов: внутренний – мистич. библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Такое золото лучше того, что встречается в природе и того, что изготовляют алхимики. и евр. Тирийцы ели змей, приготовляя их особым образом со специями.
Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное. в делах служебных он был неутомим и усерден (трудоголиком был). Аглийский ученый известный своей проповедью экспериментального метода в науке.
Так, о работе Александра Гэльского «Сумма теологии» он говорил, что она тяжела, как лошадь и весьма сомнительна с точки зрения авторства. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ. У Фомы Аквинского было, например, звание "ангельского доктора", у его учителя Альберта – универсального доктора, а вот Роджер Бэкон удостоился звания "удивительного доктора".
Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его образцом для других наук. «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Основные причины невежества Р. Б.
Вместе с работами арабских мыслителей переводились и труды античных философов и учёных. Часть VI (стр. Схоластич. Познание не мыслится Р. Б. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним.
Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). Действующий же интеллект (прежде всего интеллект божественный, а затем и ангельский) иллюминирует, «освещает», «просветляет» человеческую душу, сообщая ей способность к познанию. 1214, Ильчестер – ум.
Такой была одна из первых попыток сформулировать метод научного анализа. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium) эти трактаты явились подготовительными работами к задуманной им обширной энциклопедии наук. В учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний – мистич. Гл. соч. : Большой труд (Opus n-iajus, 1266—68). Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи.
Р. Б.
«Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты.
Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. В своей книге Об опытной науке он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Здесь он читает лекции по Аристотелю, в основном занимаясь изложением идей, содержащихся в «Физике» и «Метафизике» и их комментированием. и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене.
Свое «Большое сочинение» Роджер Бекон посвятил различным проблемам. Путями познания, заслуживают внимания, мыслитель считает аргументацию и эксперимент. В вопросе об универсалиях Р. Б. Осн.
Часть V (стр. Так или иначе, в 1278 г. философ был заключен в тюрьму, где и провел четырнадцать лет. 1618).
Потом он пишет еще ряд работ, «Меньшее сочинение», «Третье сочинение», «Компендий философии» и последнее произведение «Компендий теологии» Бэкон пишет опять в монастыре ибо после смерти папы Климента IV Роджера Бэкона опять туда отправили. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл.
Опыт находится в основе всего, в том числе и такой ценимой Бэконом математики. Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. Эти работы Р. Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам.
«Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец.
В вопросе об универсалиях Р. Б. Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде. Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. Последнее заблуждение самое опасное и, в некотором отношении, причина других заблуждений. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265г.
Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D. Роджер Бэкон редко принимал участие в философско-богословских дискуссиях. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п.
Он убежден, что с ее помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет. XIII век, особенно богатый великими людьми и Роджер Бэкон, как сын этого века, занимает видное место между такими мыслителями, как Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинат. К тому же умер в 1267 году, окончательно похоронив надежды Бэкона на какую-либо поддержку. Он, правда, много читал, наблюдал и был знаком с прикладными знаниями, но весь запас его сведений не мог принести существенной пользы науке, так как он не имел представления об истинном методе иcследования. Некоторые исследователи считают, что Бэкон чуть ли не первым стал читать лекции по «Физике», что не могло не обратить на себя крайне недружелюбного внимания парижской профессуры.
Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках. философ и естествоиспытатель, францисканец. науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т. п. ), о чем выразительно писал в Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии (Epistola fratris Rogeri Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae изд. Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum).
Он не был противником папской власти. Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». Изменения или какой-нибудь естественный процесс происходит через действие virtus или species на вещество. Греческую философию он определил как объяснение Божественной мудрости с помощью идей и действий. Bacon), (р.
Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Был освобожден в 1292. Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер.
Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний— мистический «озарение» и внешний).
Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. способ погружения на дно реки или моря, безопасный для жизни и тела». rience physique chez Roger Bacon, P., 1924. Необходим опыт».
В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. Протест действия не возымел, папа не обратил внимания на гневные письма и речи английского епископа, злоупотребления продолжались, конфликт разрастался и Бог весть, чем бы дело кончилось, если бы не смерть Роберта Гроссетеста. Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины».
близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Р. Б. XIII стол. Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени.
В 1250 году Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден. Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294.
Если его правильно растворить, оно окажет поистине удивительное действие. Его увлечение были разносторонни. Ему надо еще «дозреть» до восприятия их идей. Но каким образом человек обретает знания.
Детально рассказывается об обязанностях министров, судей, военачальников и послов. англ. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. Ведь со времени эллинской культуры философия и науки обычно не разделялись. Я отбросил эти заклинания и обнаружил, что передо мной – чудесное действие природных сил, подобное действию магнита на железо". Важен для Бэкона и вопрос о способах познания.
О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. Он разработал программу практического назначения знаний, которое улучшит человеку жизнь, выделяя два способа познания: а) при помощи аргументов и доказательств б) из экспериментов и опыта (эти два способа должны сочетаться). После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее.
Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находятся в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке университетского комитета в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находятся в коллекциях Слоана, т. е. Inedita» Бревера (313—389). Состоял в Францисканском ордене.
Б. отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Это можно отметить, скажем, по бэконовской интерпретации опыта. Вообще вопрос этот остается нерешенным.
Ходили слухи, что, подобно Фаусту, Бэкон подписал договор с дьяволом, предложив ему свою душу в обмен на владение искусством магии, но при условии, что он умрет не в церкви и не подле нее. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. В делах служебных он был неутомим и усерден.
Тем самым его значение как мыслителя, опережающего свое время, нельзя переоценивать. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ. 57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии.
Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. Одно время показалось, что помощь может прийти от Ги де Фулькази, папского легата в Англии, который был наслышан о Бэконе ещё во времена его работы в Оксфорде и сочувственно относился к его идеям. Вероятнее всего, автором «Зеркала астрологии» является Альберт Великий.
Из-за этого он часто попадает в сложные переделки. Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Илчестере (графство Сомерсет). 358—444).
Наиболее полно раскрылись достоинства оксфордской школы в произведениях Роджера Бэкона, которого за обширные знания и ясный ум называли «удивительным доктором». В делах служебных он был неутомим и усерден. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе»—высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. 445 – 477) говорит об опытных науках «Domina omnium scientiarum». Тут предлагается два метода исследования: один – путем доводов, другой – опытами. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику.
геометрии»), астрономии. Вначале это были переводы с арабского языка, поскольку арабы давно были знакомы с ними. Однако в бурное время правления короля Генриха III, когда оппозиция королю, опиравшемуся на иностранцев и союз с римской курией, местных баронов, горожан и верхушки крестьянства, привела к гражданской войне, семья Бэконов очень пострадала: имущество её было разорено, многие члены семейства были изгнаны. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к Большому) и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей Большого). Вот таким образом христианство является гарантом знания.
Р. Б. 339—348). и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания. Вообще вопрос этот остается нерешенным.
Около 1257г. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. Таким, действительно неординарным человеком, не грех было и увлечься. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные.