Во всяком случае выдающаяся литературная деятельность Бэкона начинается с появлением в свете сочинения его: «Opus Maius». Его неверно считали изобретателем пороха, он высказывал мысль о возможности создания телефона, летающих машин, самодвижущихся повозок и подводных лодок. Написать сочинение такого объема и в такое короткое время было, само собою разумеется, большим подвигом.
Роджер считает эту смесь превосходным лекарством от старости и от всех болезней. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. Резко критически относился к академической науке своего времени изобрел план и метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный труд (Opus maius).
1214. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Часть родственников подверглась изгнанию. В течение этих лет, он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardantis Senectutis Accidentibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Но главное, о чем мы должны помнить, размышляя о Боге, это (опять же, вопреки учению Фомы Аквинского) что Бог есть Любовь.
Солдат ужаснулся, что и его может ожидать подобная участь и позорно бежал прочь. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находятся в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке университетского комитета в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находятся в коллекциях Слоана, т. е. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Уверенность и апломб его дошли до того, что он не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат «De naturalibus». Во всяком случае уже в 60-е годы Бэкон постоянно ищет спонсоров для своих ученых занятий. Здесь он продолжал свои занятия по опытным наукам, а также работал над составлением полных и законченных трактатов.
Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium) эти трактаты явились подготовительными работами к задуманной им обширной энциклопедии наук. Точно также про Альберта нельзя сказать, чтобы он был не сведущ в алхимии, так как его изобретения в этой области известны.
Большеголовый (1175 – 1253) – основатель оксфордской научно-философской школы. Затем нужна гвоздика – смесь листьев и частичек одревесневшего стебля с небольшой долей цветков. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния.
Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Но вот что дальше. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). Часть VI (стр. Только в последние пятнадцать лет искусство переделки текстов стало массовым.
Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). И осел, так и не сделав выбор, умрет от голода. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности.
Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента I V. В следующем году он написал Б., с которыми был все время в сношениях, чтобы он, несмотря на запрещения его начальства, прислал ему научные заметки, которые он уже раз требовал от него, будучи еще папским легатом. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.
Древние философы. С этим утверждением легко бы согласился любой современный представитель естественных наук, но если бы он взял на себя труд продолжить мысль Бэкона, получилось бы следующее: это безусловно верно для астрономических явлений, а поскольку земные дела зависят от звезд, то происходящее на земле невозможно понять, если не знать происходящего на небесах.
У этого популярного в свое время трактата была и другая слава. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ.
Последнее заблуждение самое опасное и, в некотором отношении, причина других заблуждений. Ничуть не означает. Вообще вопрос этот остается нерешенным. Скорее всего, мысль о возможном синтезе знания была навеяна одной характерной особенностью оксфордской школы: соединением опыта и математики.
358 – 444). оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой.
Когда-то ею были наделены иудейские патриархи и пророки. Годы, которые Б. провел во Франции, были необыкновенно оживленными. Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum).
Он привлекает совсем другим, тем. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви. Р. Б.
Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Кстати, почетное прозвище, которое Иоанн Дунс Скот получил, – «Тонкий доктор», возможно, граничит с названием одной из главных его работ – «Тончайшие вопросы к метафизике Аристотеля». Монтескье был рачительным хозяином и хорошим администратором своих земель.
В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Эту ветку следует расщепить вдоль и вручить части ее двум участникам опыта. Им были обнаружены погрешности в юлианском календаре и их причины и составлен исправленный календарь, очень близкий к истине. Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками.
стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Эти работы Р. Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. Любовь – это всегда некоторое стремление, некоторая воля. Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис.
Возрождение нравственности тем более необходимо, что знание проникает только в чистую душу. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Затем описывается анатомия глаз.
Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. 445 – 477) говорит об опытных науках «Domina omnium scientiarum». Именно это, очевидно и послужило основанием для обвинения двух упомянутых нами алхимиков. Ходили слухи, что, подобно Фаусту, Бэкон подписал договор с дьяволом, предложив ему свою душу в обмен на владение искусством магии, но при условии, что он умрет не в церкви и не подле нее.
у учёного случился конфликт с руководством ордена. Он получил степень доктора философии и заслуженный почетный титул «doctor mirabilis». В раствор следует добавить множество разнообразных ингредиентов. Стал монахом ок. Здесь же Бэкон указывает на необходимость и пользу изучения иностранных языков. Задача настоящей философии должна состоять в том.
XIII стол. Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Нет, это ответ Буридану его противников. Tractatus trium verborum et Speculum Secretorum») «Perspectiva» (1614, составляет пятую часть «Opus Maius») «Specula Mathematica» (составляет четвертую часть того же сочинения) «Opus Maius ad Clementen IV» (издано Джеббоном, 1733) «Opera haetenus inedina» (Ж. С. Бревером, 1859, содержащий «Opus Tertium», «Opus Minus» / «Cjmpendium studii philosophiae» и «De secretis operibus naturae»). В своей книге Об опытной науке он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул "do c tor mirabilis".
По Бэкону все науки основываются на математики и только тогда прогрессируют, когда факты могут быть подведены под математические принципы. В Париже даже читал лекции по Аристотелю (а по кому же еще. ) на факультете искусств. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а ещё к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. Ученого заключили в монастырскую тюрьму, где он провел почти 14 лет своей жизни.
"Quinta Pars Compendii Theol giae" – в Британском музее "Метафизика", в Национ. Бэкон дает теорию и способ устройства телескопа, но описание это настолько неудовлетворительно, что нельзя быть уверенным в том, чтобы он владел подобным инструментом. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. Резко критически относился к академической науке своего времени изобрел план и метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный труд (Opus maius). Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. Сочинение это названо Уэвелем вместе и энциклопедией и Органоном 13 столетия.
За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд». Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним. Таким, действительно неординарным человеком, не грех было и увлечься.
Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась. Его идеи, подобно семенам, оставшимся в почве на зиму, «проросли» значительно позже, когда экспериментальное знание обрело достаточно прочную методологическую основу прежде всего в механике, физике. В Париже рассуждали иначе. Идеей мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина (недаром же был францисканцем. ), по шел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность.
Царственная экспериментальная наука остается, однако, все еще спекулятивной в сравнении с подлинно высшей и единственно практической моральной философией. В 1262 г., когда, как думают, появилось последнее произведение Бэкона: «Compendium Syudii Theologiae», он уже был опять на свободе. Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания. Только в последнее время критика восстановила значение Б., но в то же время увлеклась в противоположную крайность, преувеличив его значение. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Но Бэкон вновь возвращается в Англию.
Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. В этой оценке Б. есть доля правды, но многое и преувеличенно. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество.
Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Однако, аргументы только подводят к выводу, но не оставляют сомнений. Опыт необходим еще больше, чем математика. Роджер Бэкон Один из самых знаменитых и интересных мыслителей XIII века, о котором наверняка многие слышали, – Роджер Бэкон (1214 – 1294), монах францисканского ордена, прозванный «Удивительный доктор».
Р. Б. 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Громадное количество манускриптов находится в британских и французских библиотеках, между которыми есть много ценных произведений в том отношении, что они объясняют сущность философии Бэкона. Поскольку Бог всемогущ, то Он может сотворить Вселенную любых размеров.
Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Наконец, самый важный ингредиент – змея, о чем упоминает еще Аристотель.
313 – 389). Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено.
Эти выводы следует проверять на фактическом материале. Он полагал, что человек всегда будет стремиться к совершенной истине, но находить лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви.
Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов). 445 – 477) говорит об опытных науках "Domina omnium Sclentiarum". Но он пошел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность. К тому же умер в 1267 году, окончательно похоронив надежды Бэкона на какую-либо поддержку. Познание не мыслится Р. Б. При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище «doctor mirabilis» (Удивительный доктор).
Иоанн Дунс Скот В конце XIII века прогремит имя Иоанна Дунса Скота (1266 – 1308), другого английского, как и Роджер Бэкон, мыслителя и тоже францисканца. Последние он называет virtus, species, imago agentis и мн. Кстати, он и перевел на латинский язык Аристотелевскую "Физику" и сам написал очень интересное сочинение – трактат "О свете или начале форм". Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г. ), долгое время считался его изобретателем. Ему принадлежит крылатая фраза: «Знание – сила. » В 1278 г. за свои опыты и идеи по приговору церковного суда был заключен в монастырскую тюрьму, где просидел около 14 лет и написал свое последнее большое произведение – «Компендиум теологии» («Compendium philosophiae», 1272).
Об этом мы знаем из Священного Писания из откровения, а не благодаря разуму. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». В Англии мало кто сомневался в честности Гроссетеста при жизни и в его святости после смерти, хотя канонизирован он не был. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным.
Как мыслитель Р. Б. Р. Б. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. Часть IV (стр. 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу.
Неизвестность этого ученого и незаслуженная слава, которой пользовались профессора школ, возбудили негодование Бэкона. Зажигательные стекла были общеупотребительны а очки, как надо полагать изобрел не он, хотя ему нельзя отказать в знакомстве с законом их устройства. При внутреннем опыте ум бывает обыкновенно просветлен божественной правдой и в этом сверхъестественном просветлении существует семь степеней. Судьба не баловала Роджера Бэкона, хотя сначала складывалась благоприятно.
В общем выводе этой части, который сделал Бэкон в «Opus Tertium», ясно выступает взгляд Бэкона на необходимость единства наук. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. чем всегда нас привлекают люди – энциклопедичностью своего ума и своих знаний. Часть этого сочинения обыкновенно наз.
XI «Метафизики». Взгляды на опытные науки, которые в "Opus Tertium" (стр. Третий труд (Opus tertium) является переработкой обоих предыдущих. В это же время Б. начинает третье сочинение, как бы предисловие к первым двум, объясняющее общую цель и задачу их и дополняющее их во многих отношениях. Однако примерно в 1257г. Не один год проводил Р. Бекон химические опыты, пытался сконструировать микроскоп и телескоп.
Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Основные причины невежества Р. Б.
Вандермаст, уверенный, что с его соперником покончено, отправился в Англию, где вызвал на магический бой ученика Бэкона — Бангэя. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294.
В общем выводе этой части, который сделал Бэкон в «Opus Tertium», ясно выступает взгляд Бэкона на необходимость единства наук. В делах служебных он был неутомим и усерден. Примерно около 1214 года вблизи от Илчестера (Ilchester), что в графстве Сомерсет, родился Роджер Бэкон (Roger Bacon), которого впоследствии нарекут почетным званием Doctor Mirabilis – Удивительный или Дивный учитель, подразумевая под доктором доктора философии, а не медика. Основные причины невежества Р. Б.
Он был скорее проницательным и систематическим мыслителем и работал по хорошо проторенной колее, по колее, с которой его современники были сбиты соблазнительностью доводов богословов и метафизиков. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. В трактате содержались и прямые указания на Аристотеля. Физическое действие отсюда – впечатление или переход силы в линию и потому должно быть объяснено геометрией. Далее следует добавить то, что море выбрасывает на сушу, – серую амбру. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец.
46) резко отделяются Бэконом от умозрительных наук и ремесленных искусств (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому вопросу. Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. «Имя его должно быть поставлено в истории мышления на втором месте после Аристотеля.
О его посмертной судьбе ничего не известно. Он указал своему веку на его невежество и это было чрезвычайно смелым шагом с его стороны. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце "Opus Tertium" (глава XIV).
Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В. " (Вена, 1879). Большеголовый (1175–1253)— основатель оксфордской научно-философской школы. Познание не мыслится Р. Б. Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр.
Первая интенция характерна для пионеров науки, вторая – для людей осторожных, предпочитающих синицу в руке журавлю в небе. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). Он убежден, что с ее помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет.
Папа Климент IV предписал Роджеру Бэкону изложить свои идеи письменно и в 1267–1268 гг. На этом основании физик и историк науки Пьер Дюгем пишет: «Если нам требуется указать дату зарождения современной науки, то мы, безусловно, назовем 1277 год, когда епископ Парижа торжественно заявил, что могут существовать несколько миров и что множество небесных сфер может вне всякого противоречия быть оживлено прямолинейным движением». Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
Это вообще была его идея фикс, если можно так сказать: если рядом есть те, кто заблуждается и не знает Христа, мы обязаны их просветить и научить истинам христианства. Рука бросающего камень человека придает этому камню некий порыв импетус, который пропорционален, с одной стороны, скорости, с которой рука воздействует на камень, а с другой – количеству материи этого камня, получающего impetus, а дальше камень движется под действием импетуса, который ослабляется по причине сопротивления воздуха. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п.
Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). Бог есть Любовь, а любовь не может быть абстрактной. Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь. В это время Папой был Николай Третий итальянец Джованни Гаэтано Орсини, которого Данте без колебаний поместил в ад, обвинив того в безудержной алчности, продажности и протекционизме. Ему надо еще «дозреть» до восприятия их идей.
нач. Сочинения Бэкона по большей части представляют собой отрывочные энциклопедические штудии и отражают порядок познаний эпохи Средневековья. Но возникал вопрос о движении летящей стрелы или брошенного камня. Некоторые исследователи считают, что Бэкон чуть ли не первым стал читать лекции по «Физике», что не могло не обратить на себя крайне недружелюбного внимания парижской профессуры. Истина — это дочь времени.
Сведения о его жизни довольно скупы. Личность этого пикардийца мало известна, но по всей вероятности, это был никто иной. Настоящие алхимики терпеть не могут тех, кто отделяет философию от теологии. Часть IV (стр. Такой была одна из первых попыток сформулировать метод научного анализа.
Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б.
Его основные физические положения 0 вещество и силы. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки под заглавием «Quinta Pars Compendii Theologiae» – в британском музее «Метафизика», в национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theologiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене. Все сочинения ученого были осуждены церковью. Подобное мнение о Бэконе дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии». В действительности же. А главное все же – Его любовь, Его воля. Если Р. Б. Прочитав его «Послания о ничтожестве магии», Папа лишь махнул рукой и велел отпустить францисканца-англичанина на его родину.
Аглийский ученый известный своей проповедью экспериментального метода в науке. Конечно, Фома тоже говорил об этом, но здесь важны исходные понятия. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками.
339 – 348). Говорят, что он даже создал порох (независимо от китайцев), правда, в отличие от более позднего человечества, не сделал при этом никаких практических выводов – просто обратил внимание на то, что смесь серы и селитры, если ее поджечь издает громкий хлопок и дает яркую вспышку. также «Encyclopaedia Britannica» (т. Кроме того, Орем высказывает сомнение в господствовавшей системе Птолемея и утверждает, что «никаким опытом нельзя доказать, что небо движется в своем дневном движении, а Земля остается неподвижной». Последняя его поездка закончилась трагически. Систематическое изучение арабских писателей открыло глаза Б. на заблуждение названных ученых. принципы.
Учение Р. Б. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. Р. Б. Последний бывает внешний и внутренний. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
Был освобожден в 1292. В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. Детально рассказывается об обязанностях министров, судей, военачальников и послов. Считал опыт, эксперимент и математику краеугольными камнями храма науки. А венецианец Марко Поло, как известно, осуществил многолетнее путешествие в Центральную Азию и Китай, о чём детально и ярко написал в своей «Книге».
было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. Животное, символизирующее долголетие, должно продлить человеческую жизнь. Излагаются наилучшие диеты, польза и вред от вина и бань, приводятся рецепты приготовления лекарств, очерк физиогномики (искусства угадывать характер по внешнему виду). Всё это имело огромное значение для подготовки Великих географических открытий.
В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. О нем писали так: он обличал короля, спорил с папой, советовал священникам исправлял монахов, учил клир, был опорой ученым, проповедовал слово божье людям, преследовал распущенность исследовал каждое слово Писания. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D.
«Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». Книги его были конфискованы Иеронимом Асколийским, генералом ордена францисканцев, суровым ханжой, который впоследствии вступает на папский престол. Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. 1214.
С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. В «Малом сочинении» излагаются вопросы алхимии и богословские вопросы. Здесь Бэкон вновь обращается к магическому принципу: подобное производит подобное.
Учение Р. Б. Папа умер в 1268. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius.
Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления. Они суть: авторитета, привычки, мнения необразованного большинства и смешение полного невежества с кажущимися знаниями или претензией на знание. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». Часть этого сочинения обыкновенно наз.
Жан Буридан тоже обращается к аристотелевской физике и замечает у него одну серьезную проблему – проблему движения тела. Он касается только материальных предметов.
Впервые в Европе он составил рецепт изготовления пороха, пытался изучать силу пара. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Римский папа — наилучший и умнейший из них — должен возглавить власть духовную и светскую.
БЭКОН, РОДЖЕР (Bacon, Roger) (ок. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Р. Бэкон известен как один из предвестников методологии науки Нового времени. Тут предлагается два метода исследования: один – путем доводов, другой – опытами. В Оксфордском университете прилежно штудировали и естественнонаучные сочинения Аристотеля.
Бэкон утверждал, что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики. Это очень любопытная личность. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны.
Писания его представляют собой непрерывное бичевание невежества. Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278).
Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. Часть V (256 – 357) посвящено трактату о перспективе. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ.
Конечно, главное, то, что лежит на почти поверхности – естественные науки. Только в последнее время, критика восстановила значение Роджера Бэкона, но в то же время увлеклась в противоположную крайность, преувеличив его значение. а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы.
Его можно назвать философом XVI и XVII столетия, брошенного судьбой в XIII век. Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». Бекон вышел на свободу уже совсем старым. С ее помощью можно проверять данные всех остальных наук.
Был освобожден в 1292. Тирийцы ели змей, приготовляя их особым образом со специями. не был оценен современниками, то только так как он превосходил их развитием.
И действительно, кроме уже названных отделов науки, Роджер Бэкон писал о грамматике, логике, астрономии, медицине, этике и т. д. появляются описания разных земель, сделанные путешественниками. Если его правильно растворить, оно окажет поистине удивительное действие. Так, рассказывали, что брат Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества.
Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок. (По Аристотелю и Птолемею, как мы помним, Вселенная конечна и ограничена сферой неподвижных звезд. ) Но бесконечной вселенная быть не может, поскольку бесконечен только Бог. 339—348). Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное. Часть VI (стр. В проповеди Христа, конечно.
«Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Считалось, что кроме явного содержания текста, посвященного невинным рассуждениям о пользе и вреде бань, вин, кушаний, кроме советов по управлению государством, в ней был и другой, скрытый смысл, какие-то тайны, касающиеся влияния на людей и подчинения их своей воле.
Аристотель отвечал просто: их толкает воздух, ведь что-то же должно их двигать, а кроме воздуха с ними ничто не контактирует. И этот импетус присущ всем движущимся предметам. Всем государствам суждено объединиться, а народам принять христианство. В XIV-XV вв. Что для этого нужно. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным.
Бэкон экспериментировал и сам, точнее сказать, моделировал. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV. Говоря об этих мыслителях, прежде всего надо назвать имя француза, ректора Парижского университета Жана Буридана (1300 – 1350). Он лично знает человека, у которого есть бумага от Папы, подтверждающая, что он воистину достиг возраста патриарха. Зиберт (Sie b ert), "Roger В., sein Leben u. seine Philosophie" (Марб., 1661) Шарль (Charles), "Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines" (Брюс., 1861) Schneider, "Boger Bacon" (Аугсб., 1873) Вернер, "D.
Тут предлагается два метода исследования: один – путем доводов, другой – опытами. Анализировал препятствия истины. Противники Жана Буридана придумали контраргумент, который получил название «буриданов осел». Неизвестно, какое мнение о нем составил себе папа Климент IV, но он до своей смерти интересовался судьбой Б. и покровительствовал ему. Жан Буридан приходит к выводу: объяснение Аристотеля – ошибочное камень и стрелу должна толкать какая-то внутренняя сила, которую он называет словом impetus – «импетус». "Третье сочинение" содержало также и автобиографические черты.
III, 1888). Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Бэкон пишет, что в этом искусстве разбираются очень немногие.
В делах служебных он был неутомим и усерден. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Ведь со времени эллинской культуры философия и науки обычно не разделялись. Р. Б. Обычно считается, что этот известный всем аргумент придумал сам Буридан.
Подобно всем своим ученым современникам, Бэкон на первое место ставил теологию как интеллектуальный слепок христианской веры. Хотя достоверно не известно, встречались они на самом деле или нет.
Резко критически относился к академической науке своего времени изобрел проект и алгоритм перестройки наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный работа (Opus maius). На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага». также "Encyclopaedia Britannica" (т. Ср.
Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»). А надо это христианам, во-первых, в борьбе против неверующих и язычников.
В том виде, как его издал Джебб, оно состоит из шести частей, хотя можно найти и семь – «О нравственной философии», которую часто относят к «Opus Tertium». 1 – 22) часто называется «De Utilitate Scientiarum», в ней говорится о четырех offendicula или причинах ошибок. Один из них изложен в трактате «De multi plicatione specieruum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Maius» (стр.
Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. d. Phil», 192, 249). Ему также принадлежат Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 1260-х годах и множество других. Но в молодые годы в средствах он не нуждался, учился в Оксфорде, затем в Париже. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец.
Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. И вот таким образом Иоанн Дунс Скот говорит: мир и Бог синонимичны в плане бытия и, анализируя понятие «бытие», мы можем все-таки как-то соединить философию и богословие. Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. Взгляды на опытные науки, которые в «Opus tertium» (стр. Можно ли им помочь и улучшить их зрение. И дело не в том, что его не понимали.
Точное время его смерти не может быть определено, 1294 год наиболее подходящее время, к которому можно ее отнести. появился его «Большой труд» («Opus majus») – энциклопедия, в которой автор рассмотрел причины многих человеческих ошибок, соотношение теологии и философии, отметив важность изучения языков, особое значение математики для всех наук изложил вопросы этики, физики (предсказал возможность создания увеличительных стекол и создание на их основе оптических приборов). 1257, жил в францисканском монастыре в Париже. Учение Р. Б. То место в сочинении Б., где говорится о порохе и на основании которого ему приписали честь этого изобретения, едва ли может привести к такому заключению.
См. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Наиболее полно раскрылись достоинства оксфордской школы в произведениях Роджера Бэкона, которого за обширные знания и ясный ум называли «удивительным доктором». Его основные физические положения – вещество и силы, последние он называет: virtus, species, imago agentis и многие др.
объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет. Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре. Ещё в XIII в. братья Вивальди из Генуи пытались обогнуть западное побережье Африки.
Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок. Часть V (стр. В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение.
Р. Б. Сочинения философов, если и читались в школах, то читались по искаженным переводам.
Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). Он днями и ночами находился в своей келье в монастырской башне. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы. Его сравнивали с Соломоном, Аристотелем и Авиценной. Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис. Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ. Он не был противником папской власти.
В вопросе об универсалиях Р. Б. Но, тем не менее, есть одно понятие, которое объединяет Бога и природу, богословие и философию, – это понятие бытия. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находятся в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке университетского комитета в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находятся в коллекциях Слоана, т. е. И последний штрих – косточка из сердца оленя ибо олень – символ долголетия.
За занятия астрономией и алхимией за «братом Роджером» был учрежден особый надзор. Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. База познания — математика.
В своем «Opus Minus» и «opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandra Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение, а именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de maharucuria Picardus), т. е. В результате Бэкон отрицает существование единой «первоначальной материи», на чем настаивали алхимики. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б.
что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики. Он был профессором Оксфордского университета и одновременно преподавал в Парижском университете математику, физику, языки (греческий, еврейский и, возможно, арабский).
и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене. После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее.
Идеями мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина. III, 1888). В Париже его надолго заточили в монастырь, выпустив лишь по указанию папы Климента IV. Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. I–IV аристотелевской «Физики», к кн. Р. Бэкон вернулся в Оксфорд.
Часть VI (стр. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в IV и V частях «Opus Maius», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках.
Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в сочинении «Opus Tertium» (гл.
Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. На свободе он оказался лишь в 1292г. Его можно назвать философом XVI и XVII столетия, брошенного судьбой в XIII век.
Зажигательные стекла были общеупотребительны а очки, как надо полагать изобрел не он, хотя ему нельзя отказать в знакомстве с законом их устройства. Более важные рукописи: "Communia Naturalium" (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) "De Communibus Mathematicae", часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке "Baconis Physica" находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии.
Такой была одна из первых попыток сформулировать метод научного анализа. "Opus Tertium" и напечатана была Бревером (стр. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр.
Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. принципы. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году. В 1268 г. за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинён в ереси и заключен в тюрьму освобождён в 1292 г. Р. Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой пытался внести в алхимию элементы науки. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене.
256—357) посвящена трактату о перспективе. В Оксфордском университете прилежно штудировали и естественнонаучные сочинения Аристотеля. Очевидно, все дело в силе и степени талантливости человека, а также в интенциях разума: направленности на знание и тогда никакое знание не будет лишним или направленности на результат и тогда действительно лучше сосредоточиться на чем-то одном. Написать сочинение такого объема и в такое короткое время былобольшим подвигом. Из этого заключения или "Opus Minus", часть дошла до нас и вошла в "Op. В вопросе об универсалиях Р. Б.
Познание не мыслится Р. Б. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха. Папа умер в 1268. Людям не нужна наука, они требуют чудес. Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. Вот таким образом предпочтение он предоставляет эксперимента.
Также Р. Бэкон получил степень доктора наук. Стал монахом ок. Известность Р. Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете.
Часть II (стр. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику.
Наверное, потому, что он многих удивлял своими интересами. Далее, он объясняет, как его метод может быть применен к некоторым вопросам, как, напр., к свету звезд, морским приливу и отливу, движению весов. Их переводил, в частности, Роберт Гроссетест, т. е. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений.
1235 – 1315), получивший почетное прозвище «Просвещенный доктор». Как видим, западноевропейская мысль XIII – XIV веков интересна, глубока и нельзя сводить ее только к примитивным с точки зрения современного человека вопросам, вроде «Сколько ангелов находится на конце иглы. » и «Где существуют общие понятия – в уме Бога или человека. » Эта мысль была направлена и на познание чувственного материального мира. Чарльс же считает его только за предисловием приводит довольно веские основания.
Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. За свои подозрительные новшества Р. Бэкон был осужден и просидел в тюрьме около 15 лет. 57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. Просто общество, как обычно, отстает в своем развитии от выдающихся личностей. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте.
23 – 43) трактует о взаимном отношении философии и богословия. Часть этого сочинения обычно называют «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Ведь со времени эллинской культуры философия и науки обычно не разделялись. Известность Роджера Бэкона основывается главным образом, на его механических изобретениях, хотя новейшие исследования о жизни и изобретениях Бэкона умаляют его значение в этой области.
1214, Ilchester, Somerset, Англия – 1292) – английский монах, ученый и философ известный по прозвищу «удивительный доктор» (doctor mirabiles), отец современной опытной науки. Есть такое мнение, что успехов в науке добиваются только те, кто умеет сосредоточиться на своей науке или на своей теме, стать специалистом, то есть знать много об одном. Путями познания, заслуживают внимания, Бэкон признает аргументацию и эксперимент. Часть I (стр. В 1278 г. Б. подвергается временно преследованию за смелость высказанных им убеждений, что в то время еще впервые практиковалось.
Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок. Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch. Ср. 1214.
Труды Р. Б. Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. Inedita» Бревера (313—389). Так, рассказывали, что Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества. Эти оригинальные мысли Бэкона подтверждал примерами.
Р. Б. Фрагментарный Меньший труд (Opus minus) представляет его в сокращении. А в чем должна состоять задача Церкви.
Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний — мистический «озарение» и внешний). занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Основные причины невежества Р. Б. XIII стол. Они лишь смущали умы неискушенных сынов церкви и могли привести к ереси.
После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. А Бэкона больше интересует аристотелевская «Физика» – произведение сомнительное и даже опасное с точки зрения соответствия христианским истинам. Стал монахом ок. А Бэкона больше интересует аристотелевская.
Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты.
В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. Часть V (стр. Почему «удивительный». 1541, переведен на английский язык в 1597 г. «De mirabili potestate artis et naturae» (1542, английский перевод 1659 г. ) Libellus de retardandis senectutis accidentibus et sensibus confirmandis» (1590 г., перевод на английский как «Cure of Old Age», 1683) «Medicinae magistri D. Rog/ baconis anglici de arte chymicae scripta» (1603, собрание небольших трактатов, содержащих «Excerpta de libro Avicennae de Anima, Breve Breviarium, Verbum Abbreviatum», в конце которого помещена странная заметка.
А опыт может быть разный. Но нет – Роджер Бэкон был вполне сыном 13 века, сыном своего времени. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой "Суммы" (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas).
В вопросе об универсалиях Р. Б. 1320 – 1382), епископ Лизьё, продолжил размышлять об импетусе, введенном Жаном Буриданом и придумал остроумную систему для наблюдения за изменением тела, в которой можно заметить прообраз идеи системы координат, которую впоследствии предложит Декарт. 1257, жил в францисканском монастыре в Париже.
Протест действия не возымел, папа не обратил внимания на гневные письма и речи английского епископа, злоупотребления продолжались, конфликт разрастался и не известно, чем бы дело кончилось, если бы не смерть Роберта Гроссетеста. Кроме того, Б. известен как конструктор приборов и механизмов, возможный изобретатель пороха особую славу принесли ему смелые догадки относительно будущих изобретений и открытий изложенные в «Посланиях о тайных действиях искусства и природы и о ничтожестве магии». 445 – 477) говорит об опытных науках «Domina omnium scientiarum». Когда его спрашивали об источнике этой информации, Бэкон ссылался на древних авторов. Папа умер в 1268. Для объяснения последней нужны соответствующие инструменты и такими инструментами он считал философию и каноническое право (напомним себе, что каноническое право юридически регулирует отношения церкви и общества).
Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Илчестере (графство Сомерсет). Словом, Фриера вызвали во Францию и за попытку введения никому не нужных «новшеств» отправили в темницу, содержа куда строже, чем во время предыдущего ареста. В этом отношении Роджер Бэкон никак не отличается еще от одного великого францисканца – Бонавентуры, который все науки сводит к единому центру – теологии. Судя по всему, произошел конфликт интересов личности и организации.
В 1240г.
Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. Из этой посылки Иоанн Дунс Скот делает последовательно уже чисто философские выводы. Вот представим осла, который стоит между двумя абсолютно одинаковыми стожками сена, которые расположены на абсолютно одинаковом от его морды расстоянии. У Бэкона были братья, один из которых также стал ученым. В следующем году он написал Бэкону, с которым был все время в сношениях.
«Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. Б., потеряв надежду издать что-либо в свете из своих произведений, воспрянул духом, получив подобную просьбу папы. Р. Б.
Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. В этом сочинении, по словам Чарльса, речь идет о грамматике, логике (которую Бэкон считал маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которая ясно доказывает, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части Compendiuma, как думает Бревер.
закончил в Оксфорде. философии). чтобы человечество дошло до абсолютного понимания творца. Это можно отметить, скажем, по бэконовской интерпретации опыта.
Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». Развитие философских идей он объяснял тем, что Бог, разгневанный на человечество, скупо выделяет ему истины, которые смешаны с заблуждениями, вот таким образом человеческое знание всегда неполно и неточно. Порох изобретение которого также приписывается ему, был до него уже известен арабам. Научное объяснение этого феномена, Бэкон заимствует у Плиния, полностью разделяя взгляды последнего: некоторые предметы, даже будучи разделены в пространстве испытывают взаимное влечение.
Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей. Век его был, как мы видим, долог, 78 лет, наследство его философское довольно значительно. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. 358 – 444). Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б.
Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним. Он также решил переоборудовать свой замок Ла Бред на английский манер и писал своим друзьям: «Для меня будет праздником поводить вас по моему имению Ла Бред, где вы найдете замок, прекрасно украшенный по идее, заимствованной мною в Англии». Конечно, главное, то, что лежит почти на поверхности – естественные науки.
При таком объяснении Жан Буридан почти приближается к закону сохранения импульса, когда пишет, что «если тот, кто бросает какие-то предметы с одинаковой скоростью, движет легкий кусок дерева и тяжелый кусок металла из этих двух кусков одинакового размера и формы металлический кусок пролетит дальше, так как заложенный в нем порыв интенсивнее». Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). Вообще вопрос этот относится к нерешенным. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. Многочисленные завистники обвинили Бекона в связях с нечистой силой.
Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви.
Эти идеи не были бесплодны: после такого необычайного толчка средневековая схоластика быстрее пошла к окончательному упадку. Кстати, он и перевел на латинский язык Аристотелевскую Физику и сам написал очень интересное сочинение – трактат О свете или начале форм. Главная его работа Большой труд (Opus majus) в семи разделах содержит теорию человеческого мышления, воззрения на отношения науки и теории, грамматики и языкознания, на перспективы экспериментальных наук и философии морали. Бэкон написал также еще ряд небольших трактатов (запланированный труд Opus principale, в котором он захотел изложить свое видение мира, он не завершил). Около 1256 г. вступил во францисканский орден. 57 – 255) содержит обработанный трактат «О математике» – этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии.
Пикардиец. Р. Б. Бэкон утверждал. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками.
Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях. др. Их переводил, в частности, Роберт Гроссетест, т. е. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда.
Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. Эти выводы следует проверять на фактическом материале. Образование свое Р. Б. 339 – 348).
Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Любовь – это свойство личности. Первая часть труда дошла до нас под именем «Compendium studii philosophiae» и относится к 1271 г. В этом сочинении Бэкон делает резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов и вообще на недостаточность существующих знаний.
объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Бакон Роджер или Бэкон (Bacon). Истину мы будем искать до конца мира ибо в человеческих замыслах нет ничего абсолютного. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Ему кроме того принадлежат Второй работа (Opus secundus), Меньший работа (Opus minus) и Третий работа (Opus tertium), написанные в 1260-х годах и море других. Большое внимание он уделяет опыту как критерию истины.
До 1247 г. преподавал в Парижском университете. Теперь я стар, теперь я беден, но я не изменил своих намерений и буду постоянен в них, если позволит Господь, до самой смерти», – писал о себе Луллий. Были существенно усовершенствованы карты, составлены географические атласы. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии.
Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. Настоящее издание включает фрагменты наиболее известного труда Р. Бэкона – Opus maius (Большое сочинение), а также его работу О тайных деяниях искусства и природы и о ничтожности магии. Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294. XIV в. ) сделал не менее сенсационные выводы относительно Вселенной.
Необходимо то, что плавает в море. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки под заглавием «Quinta Pars Compendii Theologiae» – в британском музее «Метафизика», в национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theologiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Отсюда вывод: познание Бога возможно не через разум, не через мышление, а только через любовь (. ). Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры.
Хотя южанин де Фаулис был верным сыном католической церкви, ему не за что было любить парижан. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны.
Был освобожден в 1292. Сочинения напечатанные: «Speculum Alchimiae». Часть I (стр. 358—444).
Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). Зачем и кому надо, чтобы у власти стояли умные люди. О жизни Бэкона в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже.
Часть IV (стр. Однако какой важной она является, какой полезной. Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. Он утверждал необходимость познания мира на основе наблюдений, эксперимента и последующего анализа результатов с выдвижением гипотез, первоначальных обобщений. Главное учение носит чисто средневековый характер: любая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, слежение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта».
Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде. Когда-то ею были наделены иудейские "патриархи" и "пророки". Написать сочинение такого объема и в такое короткое время былобольшим подвигом. См. Оканчивающаяся словами: «ipse Rogerus fuit discipulus Alberti. ») «Secretum Secretirum. Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294. d. Phil. ", 192, 249).
Сочинения философов если и читались в школах, то читались по искаженным переводам или в неверных изданиях физические знания разрабатывались не опытами, как того требовал Аристотель, но спорами и доводами, основанными на авторитете или обычае. Николай Орем (ок. Последнее заблуждение самое опасное и, в некотором отношении, причина других заблуждений. Inedita" Бревера (313 – 389). Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях. Много времени Монтескье уделял и ведению хозяйства в своем поместье.
Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на аристотелевской «De anima». Истинная мудрость заключается в Священном Писании. В Англии мало кто сомневался в честности Гроссетеста при жизни и в его святости после смерти, хотя канонизирован он не был.
было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. Вслед за Робертом Гроссетестом он развивает неоплатонически-августиновскую метафизику света как первовещества вселенной. Таким, действительно неординарным человеком, не грех было и увлечься. О причинах преследования Роджера Бэкона (и Виллановы тоже) французский исследователь Серж Ютен (Serge Hutin) в своей книге Повседневная жизнь алхимиков в Средние века высказывает следующее предположение: Инквизиционные трибуналы опасались (это стало для них своего рода наваждением) применения средств, соприкасавшихся с черной магией (обвинение требовало самого сурового наказания, если подсудимый сознательно стремился к достижению чего-либо, применяя дьявольские средства (курсив автора).
XIV).
Кроме того он прекрасно разбирался в точных науках, занимался исследованиями в области физики и оптики, ставил алхимические эксперименты, предсказывал появление различных аппаратов и механизмов. Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов). Часть III (стр. Вот, например, многие люди страдают от плохого зрения. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Бэкон (Bacon), Роджер (ок.
Такое золото лучше того, что встречается в природе и того, что изготовляют алхимики. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа». Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость.
Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище Доктор Мирабилис (Удивительный учитель). Вообще вопрос этот остается нерешенным.
В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе. Он касается только материальных предметов. 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum». В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. При внутреннем опыте ум обыкновенно бывает просветлен божественной правдой. Александр Гальс, автор великой «Суммы» был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского.
Он занимался оптикой, геометрией, астрономией, медициной проводил опыты по преломлению света и распространению звука. Раймунд Луллий выдвигает три главных постулата. Часть VI (стр. Роджер Бэкон родился в 1214 г. близ Илчестера в Сомерсетшире, в богатом семействе. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. Папа к тому же был болен, наверно занят собой или другими делами.
1257, жил в францисканском монастыре в Париже. 256 – 857) посвящена трактату о перспективе. Из этого заключения или «Opus Maius» часть дошла до нас и вошла в «Opus inedita» Бревера (стр. То же самое происходит и со стрелой.
Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний). Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет.
В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Maius», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Не означает ли это, что он, как его часто рисуют, был чуть ли не первым ученым, отдавшим предпочтение естественным наукам пере традиционными теологией и философией. Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век.
Роджер Бэкон, в отличие от Фомы Аквинского и Бонавентуры (кстати, Бонавентура, как генерал францисканского ордена, недолюбливал Роджера Бэкона из-за его увлечения алхимией и астрологией и даже сослал его в один из отдаленных простых монастырей) из всего аристотелевского наследия гораздо больше внимания обращал на физику и этику, а не на метафизику. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Ветка снова станет целой. Данное издание впервые представляет русскому читателю сочинения знаменитого английского богослова, философа и естествоиспытателя, монаха-францисканца Роджера Бэкона. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным.
в делах служебных он был неутомим и усерден (трудоголиком был). 1 – 22) часто называется «De Utilitate Scientiarum», в ней говорится о четырех offendicula или причинах ошибок. и вскоре умер.
Преподавал он и в Англии, где тоже подвергался гонениям. Он ясно сознавал заблуждения современников, когда они утверждали, что философия достигла уже совершенства. В основу своего метода Б. ставит исследование природы и причин происхождения радужных цветов, которое действительно представляет превосходный образец индуктивного исследования.
Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. — век, особенно богатый великими людьми и Роджер Б., как сын этого века, занимает видное место между такими мыслителями, как Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинат. Вместе они противостояли козням немецкого мага Вандермаста. Роджер Бэкон последовательно отстаивал идею разграничения теологии и светских наук (т. е. Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок.
Ему также принадлежат Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 1260-х годах и множество других. Бакон или Бэкон Роджер. Он считал: основой познания является опыт. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. лучше природы. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Заслуги последних были оценены еще при жизни их, тогда как Р. Б.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Там учёный провел более десяти лет. И действительно, кроме уже названных отделов науки, Роджер Бэкон писал о грамматике, логике, астрономии, медицине, этике и т. д.