Гл. соч. : Большой труд (Opus n-iajus, 1266—68). устройство, при помощи которого можно перемещать тысячи людей. Вообще вопрос этот остается нерешенным.
Он касается только материальных предметов. Так, говорит Бэкон, сколько бы человеку, не видавшему огня, ни рассказывали про то, что огонь жжет, воспламеняет вещи, он не успокоится, «пока сам не положит руку или воспламеняющуюся вещь в огонь, чтобы на опыте проверить то, чему учат доводы»16.
Бревер полагает, что речь идет о Ричарде Корнваллийском но то немногое, что известно о Ричарде, не согласуется с мнением Бревера, а равно и с тем, что говорится о нем в другом месте у Б. Ердман усматривает тут Фому Аквината, что также невероятно, так как Фома не был в числе первых изучавших и преподававших философию в ордене. Москва. Познание не мыслится Р. Б. В. Зубов. Однако в его взглядах определенную роль играли также моменты мистики, астрологии, алхимии, магии (попытки найти эликсир жизни и т. п. ). библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. В вопросе об универсалиях Р. Б. Животное, символизирующее долголетие, должно продлить человеческую жизнь.
Он полагал, что человек всегда будет стремиться к совершенной истине, но находить лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям. В этом отношении Роджер Бэкон никак не отличается еще от одного великого францисканца – Бонавентуры, который все науки сводит к единому центру – теологии. Только в последние пятнадцать лет искусство переделки текстов стало массовым.
Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б. – Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее – Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Конечно, главное, то, что лежит на почти поверхности – естественные науки. Но он пошел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность.
Бэкон снова продолжает интенсивную научную деятельность. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». Папа умер в 1268. В этом отношении Роджер Бэкон никак не отличается еще от одного великого францисканца – Бонавентуры, который все науки сводит к единому центру – теологии.
библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Опыты с порохом приводят его к убеждению, что порох неоценим в военном деле при осаде и штурме крепостей. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). 1214, Ильчестер – ум. Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. произв. «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. 1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец.
Такое золото лучше того, что встречается в природе и того, что изготовляют алхимики. Роджер Бэкон редко принимал участие в философско-богословских дискуссиях. Судя по всему, произошел конфликт интересов личности и организации. любая конкретная вещь), а также некоторые акциденции (свойства вещей), такие, как холод, тепло, влага, сухость, свет, тон, запах, вкус, активны и вследствие этого производят определенные действия.
Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Обличал феодальные нравы идеологию и политику. В качестве приложения к Opus majus и Opus minus Папе был послан также специальный трактат De multiplicatione specierum, в котором находят своё отражение натурфилософские взгляды Роджера Бэкона.
В своей книге Об опытной науке он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Был освобожден в 1292. Наконец, самый важный ингредиент – змея, о чем упоминает еще Аристотель.
ок. Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним. а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы. При внутреннем опыте ум обыкновенно бывает просветлен божественной правдой.
Основные причины невежества Р. Б. Так, рассказывали, что брат Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество.
Подозрения в занятиях алхимией (а возможно и черной магией), но в ещё большей степени нападки на невежество и порочность духовенства существенно осложнили его жизнь. d. Phil», 192, 249). 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum». Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. Важен для Бэкона и вопрос о способах познания.
Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Так или иначе, в 1278 г. философ был заключен в тюрьму, где и провел четырнадцать лет.
Роджер считает эту смесь превосходным лекарством от старости и от всех болезней. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Б. выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), то есть Пикардиец. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно.
1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические и др.
Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch. Главное учение носит чисто средневековый характер: всякая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, наблюдение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл главным (Opus principale), остался неосуществленным. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл.
англ. Некоторые исследователи считают, что Бэкон чуть ли не первым стал читать лекции по «Физике», что не могло не обратить на себя крайне недружелюбного внимания парижской профессуры. Но в целом деятельность и атмосфера Парижского университета разочаровали его. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Учение Р. Б.
Под влиянием своих новых увлечений и в надежде обрести поддержку Роджер Бэкон вступает во францисканский орден, но, похоже, надежды его не оправдались. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Писании. Часть IV (стр. Известность Р. Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете.
В «Communia naturalium» изложил даже квинтэссенцию всех познаний своей эпохи. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе»—высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Для объяснения последней нужны соответствующие инструменты и такими инструментами он считал философию и каноническое право (напомним себе, что каноническое право юридически регулирует отношения церкви и общества). Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний).
Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Бэкон экспериментировал и сам, точнее сказать, моделировал. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками.
А Бэкона больше интересует аристотелевская «Физика» – произведение сомнительное и даже опасное с точки зрения соответствия христианским истинам. Сам великий авторитет того времени Аристотель, на котором они, главным образом, основывались, был плохо понят ими, так как его сочинения дошли до них в искаженных переводах. принципы. Р. Бэкон вернулся в Оксфорд. В одном из писем Папе Римскому он жалуется, что его беспрестанно нагружают всевозможными обязанностями и что он подвергается наказаниям с «невыразимой жестокостью»: наказывают его голодом, держат под строгой охраной и никого не допускают к нему.
Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». Надо полагать, что благодаря этому покровительству Б. в 1268г.
1–16, Oxf., 1909–40. Его можно назвать философом XVI и XVII столетия, брошенного судьбой в XIII век. БЭКОН Роджер. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище «doctor mirabilis» (Удивительный доктор).
Р. Б. Основные произведения: Большое сочинение (Opus Majus), Малое сочинение (Opus Minus), Третье сочинение (Opus Tertium), Компендий философии (Compendium Studii Philosophiae) и др.
Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов). Став здесь магистром искусств, он затем длительное время (примерно с 1236 по 1247гг. ) преподавал в Парижском университете. Здесь он читает лекции по Аристотелю, в основном занимаясь изложением идей, содержащихся в «Физике» и «Метафизике» и их комментированием. Труды Роджера Бэкона не отличались оригинальностью, в нем мы не встречаем ясных творческих мыслей или такого метода исследования, в силу которого наука могла бы принять другое направление. Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис. Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике.
XI «Метафизики». Особенно большое значение имели переводы Аристотеля, которого до сих пор европейцы знали только как логика, а теперь они познакомились и с его естественно-научными работами и с его «Метафизикой». О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Внешний опыт ведет к природным истинам, а внутренний – к сверхприродным. Inedita» Бревера (313—389).
Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. Бэкон сознает неоценимое значение опыта для изучения природы. Часть I (стр. Бэкон пишет, что в этом искусстве разбираются очень немногие.
После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. Францисканский монах известный как адепт Алхимии и Магических Искусств. Учение Р. Б. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук.
Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Илчестере (графство Сомерсет). Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Церкви его тезисы показались подозрительными и он провел в заключении 15 лет (1277-1292). Атмосфера теологических спекуляций, поддерживаемая католической ортодоксией, вынудила его покинуть Парижский университет и вернуться в Оксфорд, где удивительный доктор в течение ряда лет преподавал в университете математику, различные разделы физики и языки (по-видимому, греческий, еврейский, возможно и арабский). Написать сочинение такого объема и в такое короткое время былобольшим подвигом. учение о пустоте и неделимости атомов.
После Нового времени под опытом мы понимаем эксперимент или знание, получаемое посредством чувственного восприятия. Р. Б. 256—857) посвящена трактату о перспективе. 1294, Оксфорд) – англ, философ и естествоиспытатель Doctor mirabilis (см.
Известность Роджера Бэкона основывается, главным образом, на его механических изобретениях, хотя новейшие исследования о жизни и изобретениях Б. умаляют значение его в этой области. Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания. В 1250г. Часть VI (стр. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны.
Необходимыми инструментами распознавания этих трех видов откровения являются соответственно знание языков, знание математики и моральные и духовные дисциплины. На свободе он оказался лишь в 1292г. Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). философ и естествоиспытатель, францисканец. Современники называли его «удивительным доктором».
Физика – это наука о естественных деятелях и их действиях или эффектах.
Это произведение энциклопедического характера, в котором автор рассмотрел причины человеческих заблуждений, отношение теологии и философии, важность изучения языков для той и другой, принципиальный характер математики для всех наук (и в первую очередь для оптики и астрономии). 1214, Илчестер, графство Сомерсет—1294, Оксфорд)—английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Бэкону было 78 лет, но ни нравственные, ни интеллектуальные силы не покинули его. Все сочинения Бэкона—наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. Учился в Оксфорде у Роберта Гроссетеста и Адама из Марша до 1234, затем в Париже, где слушал Александра Гэльского, Альберта Великого, Гильома из Оверни. Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Роджер написал и отослал Клименту IV свои произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Меньшее сочинение» («Opus Minus») и «Третье сочинение» («Opus Tertium»). Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium). лучше природы. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии».
Помощи от родных он получить не смог: семья к этому времени была разорена. «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Р. Б. Произведения Бэкона (многие дошли до нас в зашифрованном виде) оказали относительно малое воздействие на последующую интеллектуальную историю. Между 1265 и 1268 по просьбе папы Климента IV спешно за год-полтора излагает свое учение в т. н. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». Познание не мыслится Р. Б. Бэкон получил прозвище Doctor Mirabilis — «ученый, возбуждающий удивление» (с башней, в которой он вел наблюдения за небом и созвездиями, связывались самые невероятные легенды башня существовала до конца XVIIIв. ).
Часть этого сочинения обыкновенно наз. Р. Б. ), долгое время считался его изобретателем. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»).
Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. В 1260г. В. высказывал ряд смелых, дальновидных науч. 57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. Р. Б. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд». Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь.
РОДЖЕР БЭКОН Широко известный францисканский монах, живший в тринадцатом веке в Англии. Высказал интересные идеи по поводу аэроплана, взрывчатки, механической тяги паровозов. Bacon), (р. База познания—математика. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке.
Он исследовал также законы отражения и преломления лучей, явления атмосферного преломления лучей, занимался изготовлением оптических приборов высказал много идей, предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (напр., создание выпуклых стекол и пороха) т. о., можно считать, что Роджер Бэкон был первым естествоиспытателем средневековья. В учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний – мистич. Годы, когда Бэкон был в Париже, были очень оживлёнными. До 1247 г. преподавал в Парижском университете.
Излагаются наилучшие диеты, польза и вред от вина и бань, приводятся рецепты приготовления лекарств, очерк физиогномики (искусства угадывать характер по внешнему виду). Тем самым Б. подчёркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. Р. Б. Век его был, как мы видим, долог, 78 лет, наследство его философское довольно значительно. Вместе с работами арабских мыслителей переводились и труды античных философов и учёных. Хотя по степени противоеретического рвения они и отличались друг от друга (особой непримиримостью отличались доминиканцы), задача у них была одна: укрепление папской власти, преследование всякого проявления инакомыслия, усиление влияния католичества. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis».
1214 – ум. Состоял в Францисканском ордене. Однако примерно в 1257г. Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам.
Но каким образом человек обретает знания. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а ещё к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству.
Если мудрость от Бога, то и всё знание – тоже от Бога. В 1240г. Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним. Он разработал программу практического назначения знаний, которое улучшит человеку жизнь, выделяя два способа познания: а) при помощи аргументов и доказательств б) из экспериментов и опыта (эти два способа должны сочетаться).
Сторонник отделения теологии от светских наук. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. 1733), Второй труд (Opus secundum) или Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 60-х гг. Однако знание достигается и проверяется только с помощью экспериментальной науки, которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. достиг папского престола под именем Климента IV.
Но нет – Роджер Бэкон был вполне сыном 13 века, сыном своего времени. Мировоззрение Б. непоследовательно, но в нем немало материалистических моментов. А надо это христианам, во-первых, в борьбе против неверующих и язычников. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
Он привлекает совсем другим, тем. ок. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ. Его главный труд «Большое сочинение», где он утверждал: «истина – дочь времени, на ее пути четыре препятствия – доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости и невежество наука – дочь всего человечества.
Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура прекратил его лекции в Оксфорде и велел ему оставить город и отдал его под надзор ордена в Париже. Ничуть не означает. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Из-за этого он часто попадает в сложные переделки.
В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. По некоторым сведениям, собратья по ордену к тому же хотели добиться, чтобы Бэкон открыл им секреты получения золота (которых он, разумеется, не знал). Но следует помнить, что сегодня мы вкладываем в понятие опыта абсолютно иной смысл, чем оно имело в средние века. rience physique chez Roger Bacon, P., 1924.
Получил образование в Оксфорде и Париже, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах, занимался алхимией, астрологией и оптикой, первым в Европе описал технологию изготовления пороха (1240). Предложенную им реформу решился осуществить лишь папа Григорий XIII в конце XVIв. Ведь многие располагают доказательствами относительно предмета познания, но так как не обладают опытом и пренебрегают им, то не избегают зла и не приобретают блага»15.
В 1292 г., уже, по-видимому, будучи на свободе, он пишет свою последнюю работу «Теологический компендиум» и вскоре умирает. философ и естествоиспытатель. Роджер Бэкон и по времени и по своей собственной сущности, конечно, относился к первому типу – пионеров науки, он был настоящим микрокосмом научного знания.
В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Зачем и кому надо, чтобы у власти стояли умные люди. Однако смерть папы, последовавшая в 1267 году, похоронила надежды Бэкона на осуществление его замыслов.
Настоящие алхимики терпеть не могут тех, кто отделяет философию от теологии. Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др.
В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theolgiae», он уже был опять на свободе. Роджер Бакон родился в 1214г. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено.
Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). Неизвестность этого ученого и незаслуженная слава, которой пользовались профессора школ, возбудили негодование Бакона. Его основные физические положения — вещество и силы, последние он называет: virtus, species, imago agentis и многие др.
и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене. Он ясно сознавал заблуждение современников, когда они утверждали, что философия достигла уже совершенства. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму. Главное учение носит чисто средневековый характер: любая мудрость – от Бога и имеет три источника откровения: Писание, слежение природы и внутренний свет души, достигаемый восхождением по семи ступеням «внутреннего опыта». Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке.
Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. XI «Метафизики». в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви.
«Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. Часть IV (стр. Р. Б. Член францисканского ордена, сначала был комментатором Аристотеля и лишь позднее разработал свое собственное мировоззрение (в «De speculis», «Metaphy-sica» и «De compute naturali»).
Это, скорее всего, ошибка. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа». Возможно, какую-то помощь ему оказали его друзья.
В 1250 г. Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден. Роджер пишет, что и в жизни и в науках для одного и того же вывода пользуются тремя «наихудшими доводами», которые сильно мешают продвижению науки вперед: это передано нам от предков это привычно это общепринято, следовательно, этого должно придерживаться. предрассудки, Б. высказал ряд смелых научных и технических догадок. Ему также принадлежат Второй труд (Opus secundus), Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 1260-х годах и множество других. Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»).
По его мнению, свет распространяется с чрезвычайно большой скоростью. В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). Затем Б. старается доказать, хотя это не всегда ему удается, что знание математики составляет основание богословия. Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. Роджер Бэкон родился в 1214 г. близ Илчестера в Сомерсетшире, в богатом семействе.
Продолжая традиции средневекового свободомыслия, Бэкон резко нападает на авторитет. И последний штрих – косточка из сердца оленя ибо олень – символ долголетия. Р. Б. Но если бы кто-то сказал Бэкону, что это – магия, он был бы весьма удивлен ибо свой рассказ о чудесных свойствах орешника он завершает следующими словами: Это удивительное явление. Познание не мыслится Р. Б.
К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные.
было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. Б. отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. d. Phil», 192, 249). 445 – 477) говорит об опытных науках «Domina omnium scientiarum». С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл.
Бэкон горячо возмущается подобным положением дел в науке. Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum).
Бэкон много внимания уделял изучению зрения, описал анатомическое строение глаза. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
Но в молодые годы в средствах он не нуждался, учился в Оксфорде, затем в Париже. Именной указатель). Папа к тому же был болен, наверно занят собой или другими делами. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте.
Он объяснил функции линз, усовершенствовал конструкцию очков. А Бэкона больше интересует аристотелевская. Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. Так, о работе Александра Гэльского «Сумма теологии» он говорил, что она тяжела, как лошадь и весьма сомнительна с точки зрения авторства.
геометрии»), астрономии. Однако знание достигается и проверяется только с помощью «экспериментальной науки», которую Бэкон считает применением теории к практической работе – открытиям и изобретениям, полезным для материального благополучия, а также к моральной и духовной работе, приводящей к вечному блаженству. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. В 1266 г. Ги де Фулькази становится Папой Климентом IV и в письме Бэкону напоминает о книге, а также предлагает ему изложить свои взгляды на проблемы университетского образования, церковной жизни и др. Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства2 первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение.
БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. также «Encyclopaedia Britannica» (т. Когда-то ею были наделены иудейские "патриархи" и "пророки". В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. Компендий философии.
Здесь Бэкон вновь обращается к магическому принципу: подобное производит подобное. Он рассматривает два способа познания: с помощью доказательства, основанного на рассуждении и опыта, на котором основывается всякая наука. 339—348). В вопросе об универсалиях Р. Б.
Истину мы будем искать до конца мира ибо в человеческих замыслах нет ничего абсолютного. Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием.
Все субстанции (т. е. Бэкон имел какие-то письменные материалы и в течение короткого времени (1267-1268) он написал и послал папе свое Большое сочинение. Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер.
Около 1257г. Если его правильно растворить, оно окажет поистине удивительное действие. Б. предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году.
Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265г. Аглийский ученый известный своей проповедью экспериментального метода в науке. обыкновенный опыт, который не может дать полного представления о предметах видимых, а тем более о предметах умственных.
В вопросе об универсалиях Р. Б. Возможный (человеческий) интеллект пассивен и сам по себе к познанию не способен. Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре. Кардинал предписал прислать ему сочинение, предполагая, что оно уже готово.
Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. Тут он 10 лет оставался под присмотром, терпел лишения и не имел возможности издать что-либо, написанное им. Р. Б. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». Противопоставляя магии эксперимент.
57— 255) содержит обработанный трактат «О математике»— этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. ок. Основные причины невежества Р. Б. и вскоре умер. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б.
Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде. работами к нему являются Большой труд (Opus majus изд. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику.
Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV. Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. Часть V (стр. В вопросе об универсалиях Р. Б.
358—444). Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. Таким, действительно неординарным человеком, не грех было и увлечься. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De А n imа». Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности.
Бэкон был осужден в 1278г., заключен в тюрьму, где находился 14 лет. Учение Р. Б. способ погружения на дно реки или моря, безопасный для жизни и тела». Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы. Соч. : Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859 The opus majus, ed. Часть V (стр. Так или иначе, за очень короткий срок он написал и отправил папе «Большое сочинение» – свой самый значительный труд.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Часть VI (стр. Дома Соломона, стал своего рода прообразом современных научных сообществ (типа академии наук), осуществляющих планирование и организацию всех научных исследований и активно внедряющих их достижения в производство. Но и здесь Бэкон сумел написать свое последнее большое произведение – Компендий теологии. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений.
Опыт бывает внешний и внутренний. 1292) – англ.
После выхода из тюрьмы он написал новое сочинение «Compendium Theologiae», которое оказалось последним. 1618). Уделяя большое внимание опытной науке как владычице умозрительных наук, Р. Б.
близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Он последовательно проводил отделение теологии от светских наук (т. е. III, 1888). 1214. 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Бэкон называет четыре причины, заслуживающие высшего порицания ибо они являются величайшими препятствиями на пути к постижению истины: преклонение перед жалким и недостойным авторитетом постоянство привычки (к устоявшимся положениям) мнение несведущей толпы прикрытие собственного невежества показной мудростью14.
Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. В качестве приложения к Opus majus и Opus minus Папе был послан также специальный трактат De multiplicatione specierum, в котором находят свое отражение натурфилософские взгляды Роджера Бэкона.
В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Наиболее известное произведение «Большой труд».
Стал монахом ок. Часть этого сочинения обыкновенно наз. получил разрешение вернуться в Оксфорд. Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей. В 1278 В. был заточен в монастырскую тюрьму.
«Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национ. дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и математике. За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии». Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках.
Ему приписывается авторство работы «Зеркало астрологии», в которой выявляется связь между магией, астрологией и алхимией и утверждается, что они являются вершинами естествознания. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви. В трактате содержались и прямые указания на Аристотеля. Целью наук Б. считал увеличение власти человека над природой. и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене.
Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). В 1278г. Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (D hring, «Critische Ge sch.
Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. Родился близ Ильчестера (графство Сомерсет) ок. Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей».
by J. Bridges, v. 1–3, Oxf., 1897–1900 Opera hactenus inedita, fasc. Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Затем нужна гвоздика – смесь листьев и частичек одревесневшего стебля с небольшой долей цветков. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. в делах служебных он был неутомим и усерден (трудоголиком был).
Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное. Подготовит. «озарение», объект к-рого бог и внешний – чувств, знание, открывающее тайны природы. Жил в тринадцатом веке в Англии. что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики. Ср.
Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. Р. Бэкон ввел в научный обиход термин «опытная наука» Его труд «Об опытной работе» поднимал вопросы эксперимента в физике и оптике. Бэкон считал скорость света конечной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе. 358—444). Сведения о его жизни довольно скупы.
оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. У этого популярного в свое время трактата была и другая слава. На этом пути человек сталкивается с многочисленными препятствиями (идолами или призраками), мешающими его продвижению к истине. Следовательно, доводов недостаточно. Не означает ли это, что он, как его часто рисуют, был чуть ли не первым ученым, отдавшим предпочтение естественным наукам пере традиционными теологией и философией.
В своих трудах Б. предугадал возрастание роли науки в жизни человеческого общества. Бэкон (Bacon) Роджер (около 1214, Илчестер, — около 1292, Оксфорд), английский философ и естествоиспытатель. Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму.
Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. И наконец повествуется о тайнах астрологии, приворотных снадобьях, силе драгоценных камней и трав.
1214, Илчестер – 11. 6. 1294, Оксфорд), ср. -век. База познания — математика. 256—357) посвящена трактату о перспективе. Когда-то ею были наделены иудейские патриархи и пророки.
К тому же умер в 1267 году, окончательно похоронив надежды Бэкона на какую-либо поддержку. Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. Считается изобретателем пороха для пушек, формулу которого он позаимствовал у арабов. Он касается только материальных предметов. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст.
чем всегда нас привлекают люди – энциклопедичностью своего ума и своих знаний. Бакон или Бэкон Роджер. 1214-1292) – ученик Гроссетеста, францисканский монах. Он также угадал принцип магнетизма. Также Р. Бэкон получил степень доктора наук.
Бэкон занимается математикой, языкознанием, ставит химические и физические опыты. На основе этих исследований ученый предугадал принцип телескопа и микроскопа.
Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Научные занятия Роджера чрезвычайно разнообразны. науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т. п. ), о чем выразительно писал в Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии (Epistola fratris Rogeri Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae изд.
Эту ветку следует расщепить вдоль и вручить части ее двум участникам опыта. В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Он был замечательным физиком и химиком и ему приписывают изобретение пороха, хотя он говорил, что узнал этот секрет от Азиатских (Китайских) мудрецов. Inedita» Бревера (313—389).
Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Р. Б. Возникшие ордены стали орудием папства в усилении его власти и пресечении вольнодумства.
Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году. Учение Р. Б.
и технич. Вероятнее всего, автором «Зеркала астрологии» является Альберт Великий. I—IV аристотелевской «Физики», к кн. Познание не мыслится Р. Б. Однако отношения его со старшими братьями по ордену вскоре испортились.
Структура взаимодействия в природе включает в себя деятеля, претерпевающую часть («материальное начало» или просто «материю») и результат. Бэкон был обвинен в ереси и в 1278 заключен в монастырскую тюрьму. 1 – 22) часто называется «De Utilitate Scientiarum», в ней говорится о четырех offendicula или причинах ошибок. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Идеями мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина. догадок (о телескопе, летательных аппаратах и др. ).
Ветка снова станет целой. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено.
У Бэкона, по-видимому, уже были сделаны многие наброски. Несмотря на присмотр, ему удалось при посредстве одного рыцаря передать письмо папе (принявшему имя Климент IV).
Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ. озарение – и внешний). Задумал обширную энциклопедию наук, подготовительными работами к которой явились его «Большой труд», «Меньший труд» и «Третий труд». ок. Бэкон утверждал. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество.
Далее, он объясняет, как его метод может быть применен к некоторым вопросам, как, напр., к свету звезд, морским приливу и отливу, движению весов. Доводов недостаточно, необходим опыт, решительно заявляет он.
английский философ и ученый (Ильчестер, Сомерсет, 1214 — Оксфорд, 1292), прозванный Замечательным доктором. Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. парижский епископ Этьен Тампе объявил еретическими и торжественно осудил 200 философских положений, бывших в ходу в университетском преподавании. См. Тут предлагается два метода исследования: один – путем доводов, другой – опытами.
Научное объяснение этого феномена, Бэкон заимствует у Плиния, полностью разделяя взгляды последнего: некоторые предметы, даже будучи разделены в пространстве испытывают взаимное влечение. В раствор следует добавить множество разнообразных ингредиентов. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления.
Но вот что дальше. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. Детально рассказывается об обязанностях министров, судей, военачальников и послов.
Умер Бэкон в Оксфорде 11 июня 1294. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет.
I–IV аристотелевской «Физики», к кн. у учёного случился конфликт с руководством ордена. Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. принципы.
Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Бэкон устанавливает неточность юлианского календаря (по которому каждые 130 лет накапливается один лишний день). Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium) эти трактаты явились подготовительными работами к задуманной им обширной энциклопедии наук. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась.
Резко критически относился к академической науке своего времени изобрел план и метод реформы наук и по просьбе папы Климента IV изложил свои идеи в известном трактате Главный труд (Opus maius). Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находятся в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке университетского комитета в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находятся в коллекциях Слоана, т. е. При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище Доктор Мирабилис (Удивительный учитель). Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний — мистический «озарение» и внешний). В то же время Б. отрицал атомистич. Он не был противником папской власти.
Схоластич. Необходим опыт».
Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки под заглавием «Quinta Pars Compendii Theologiae» – в британском музее «Метафизика», в национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theologiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене.
Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. Идеей мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина (недаром же был францисканцем. ), по шел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность. Конечно – и мы еще раз подчеркнем, не в этом было истинное значение Роджера Бэкона в философии 13 века. Ему не разрешают писать. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
Действующий же интеллект (прежде всего интеллект божественный, а затем и ангельский) иллюминирует, «освещает», «просветляет» человеческую душу, сообщая ей способность к познанию. англ. Р. Б. Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего. различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств внутренний, направленный на познание духовных сущностей и интерпретируемый Р. Б.
Причем, эти призраки являются атрибутами самой человеческой природы, т. е. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Во время пребывания в Париже Бэкон приобрел известность, получил степень доктора философии и почетный титул «Удивительный доктор» (или «Изумительный доктор»). Но когда генералом ордена стал Бонавентура, в 1257 г. над братом Роджером был учрежден строгий надзор и его перевели в монастырь под Парижем (одной из причин таких мер по отношению к Бэкону, возможно, послужили его занятия астрологией и алхимией, которые были тогда частью физической науки и преследовались официальной церковью). объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику.
Он, кажется, готов был признать и объективное существование общего, но считал, что философия должна это ещё обосновать. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях. В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния.
Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха. Образование Бэкон получил в Оксфорде. 1257, жил в францисканском монастыре в Париже.
С одной стороны, это было ускорение социально-экономического развития Европы, в основе которого лежало интенсивное развитие производительных сил, ремёсел и сельского хозяйства, сопровождавшееся различными изменениями орудий труда и средств производства (усовершенствование водяного колеса, металлургических процессов, появление механических часов и т. д. ). В Париже даже читал лекции по Аристотелю (а по кому же еще. ) на факультете искусств. Так, рассказывали, что Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества.
Оригинальные философские идеи изложены в Opus maius. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. В «Третьем сочинении» (кстати, Роджер Бэкон предполагал создать «Opus Principale», Большее, Меньшее и Третье сочинения были только подготовительными, но осуществить свой замысел не смог) он писал, что существует ряд главных сект: секта Сатурна — египетская, секта Венеры — сарацинская, секта Марса — халдейская, секта Меркурия — христианская. Тем самым его значение как мыслителя, опережающего свое время, нельзя переоценивать.
То место в сочинении Б., где говорится о порохе и на основании которого ему приписали честь этого изобретения, едва ли может привести к такому заключению. Спустя сто или сто пятьдесят лет его слава возобновилась, но в том качестве, в котором он никогда не был, а именно в качестве мага, чародея, ревностного адепта колдовства и астрологии. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии.
Он был обвинен в сношении с Сатаною. Бэкон утверждал, что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта.
Ветхозаветные старцы и пророки оказались первыми философами и учёными. Основные причины невежества Р. Б. род ок. Осн. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию.
занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Конечно, главное, то, что лежит почти на поверхности – естественные науки. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи.
Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). Основные причины невежества Р. Б. Только в 1292г. Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Там учёный провел более десяти лет. В делах служебных он был неутомим и усерден. Когда еще не был снят запрет с изучения естественнонаучных произведений Аристотеля, Бэкон (примерно в начале 40-х годов) публично комментировал Физику Аристотеля.
Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде. 1—310), который полагает, что она представляет отдельный и абсолютно самостоятельный трактат. Эту работу Бэкон считал началом энциклопедии, которую он намеревался написать.
Во всяком случае уже в 60-е годы Бэкон постоянно ищет спонсоров для своих ученых занятий. Роджер Бэкон, (1214 – 1292) – один из наиболее интересных, оригинальных мыслителей своего века., английский ученый известный своей проповедью экспериментального метода в науке, основатель методологии опытной науки Удивительным доктором (doctor mirabilis) называли его многие современники. Но даже простое участие папы ободрило францисканского монаха. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний— мистический «озарение» и внешний). Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления1.
«Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». 339—348). Опыт необходим еще больше, чем математика.
Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис. Последнее заблуждение самое опасное и, в некотором отношении, причина других заблуждений. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым бог наделил святых Отцов Церкви.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к Большому) и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей Большого). Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Он убежден, что с ее помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет. Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. Последняя причина представлялась Бэкону самой опасной, так как «от этой смертоносной чумы происходят все бедствия человеческого рода ибо из-за этого остаются непознанными полезнейшие, величайшие и прекраснейшие свидетельства мудрости и тайн всех наук и искусств».
В числе их были и некоторые положения, принадлежащие Бэкону. Эти идеи вполне созрели, т. к.
11 нояб. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Глубины знания откроются только христианам и Бэкон уверен во всемирном распространении католичества путем покорения, уничтожения или обращения иноверцев. Затем Роберт Гроссетест и Вильем из Мербеке стали переводить античных авторов с греческих подлинников.
Очень быстро автор написал Меньшее сочинение (алхимия и причины упадка теологии) и Третье сочинение. Бэкон на самом деле увлекался астрологией, но об отношении его к магии лучше всего свидетельствует его «Послание о тайных действиях искусств и природы и ничтожестве магии». Можно сконструировать кареты, которые помчатся без лошадей. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластич.
XIII стол. Однако смерть папы, последовавшая в 1267 году, похоронила надежды Бэкона на осуществление его замыслов. В 1265 г. Бэкон встречался в Париже с кардиналом, просил его о поддержке и помощи. Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна.
Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Вообще вопрос этот остается нерешенным. В общем выводе этой части, который сделал Бэкон в «Opus Tertium», ясно выступает взгляд Бэкона на необходимость единства наук.
Это можно отметить, скажем, по бэконовской интерпретации опыта. Далее следует добавить то, что море выбрасывает на сушу, – серую амбру. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. Вначале это были переводы с арабского языка, поскольку арабы давно были знакомы с ними. Человек, считал Бэкон, всегда будет стремиться к совершенной истине, но он будет находить лишь ту её часть, которую Бог захочет сообщить людям. Необходимо то, что плавает в море.
Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». Трактовки философии Роджера Бэкона очень разнообразны и зависят от вкусов его интерпретаторов. В 1277-78 гг.
Отсюда опытом может считаться любое знание, полученное не путем логических и математических доказательств, а чувственно интуитивно или путем "духовного прозрения" – то есть мистически. Закончив обучение в университете (между 1236 и 1240 гг. ) и став магистром искусств, он уезжает в Париж, тогдашний центр мыслящей Европы и начинает там свою преподавательскую деятельность на факультете искусств. Тирийцы ели змей, приготовляя их особым образом со специями. Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже.
Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г. ), долгое время считался его изобретателем. "Третье сочинение" содержало также и автобиографические черты. Математика как естественная логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им школьной – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Неизвестно, смог ли Климент IV прочитать посланное ему Большое сочинение ибо вскоре умер. С 1268 по 1277 г. он написал книги «Философский компендиум», «Общая физика» и ряд других работ. – Opus maius.
Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Преподавал в университете в Оксфорде, состоял в францисканском ордене.
Роджер Бэкон, монах, над которым смеялись как над знахарем-шарлатаном, в настоящее время считается одним из «претендующих» на знание магии но тем не менее его открытия были приняты и ими пользуются по сей день те, кто над ним смеялись. Но ему нужны были средства для приобретения книг и оборудования, а их у него не было. В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе. Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания. В главном философском сочинении – Новый Органон или истинные указания для истолкования природы (1620) – он ставит задачу сформулировать правильный метод исследования природы.
Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Эти работы Р. Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага».