Беатриче дЭсте (29 июня 1475— 2 января 1497, Милан)— одна из самых красивых и целеустремленных принцесс итальянского Ренессанса, дочь Эрколе I дЭсте и младшая сестра Изабеллы дЭсте и Альфонсо I дЭсте. Беатриче дЭсте (29 июня 1475— 2 января 1497, Милан)— одна из самых красивых и целеустремлённых принцесс итальянского Ренессанса, дочь Эрколе I дЭсте и младшая сестра Изабеллы дЭсте и Альфонсо I дЭсте. Вот так и закончилась история жизни герцога Людовико Сфорцаи его женыБеатриче дЭсте. Она неразрывно связана с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи.
Это надгробие Людовико иль Моро Сфорца и Беатриче дЭсте. Находится в картезианском монастыреЧертоза ди Павия, возле Милана. Беатриче дЭсте — одна из самых красивых и просвещенных принцесс итальянского Ренессанса. Вплоть до конца XV века в Италии продолжал существовать тип традиционного средневекового надгробия в виде смертного ложа, примером которого может служить надгробие миланского герцога Лодовико Моро и его жены Беатриче дЭсте (ок 1499 г. ), работы скульптора Кристофоро Солари (1489–1520).
Вероятно, он весьма схож с оригиналом. Послы вынесли гроб к воротам замка, где его приняли члены городского совета. Когда разразилась война с французским королем ЛюдовикомXII, Леонардо получил должность «придворного инженера». Костабили также описывает похороны. По традиции Моро надевал длинный траурный плащ из грубой ткани.
Леонардо написал ее портрет, но его не удается точно идентифицировать, хотя чаще всего утверждают, что это «La Bella Ferroniere» в Лувре. Нельзя сказать, чтобы она была особенно счастлива. Основным его вкладом в строительство этой церкви были кресла в хорах и фасад. Ренессанс.
Слава о миланских ювелирах и оружейниках гремела повсюду. Жизнь, любовь и вожделение не кончаются там, где закончились ее отношения с мужем. Университетские преподаватели находились не в лучшем положении. Людовико оказался нерасторопным женихом.
Французский король ЛюдовикXII в 1499г. Даже его друг, Изабелла дЭсте, почувствовала произошедшие с ним перемены. Эта мысль наполнила ее новой силой.
В замке есть одна трогательная реликвия, на которую я наткнулся случайно. «Я могу также провести по каналам воду с одного места в другое. Чем меньше внимания мы будем ей уделять, тем быстрее он откажется от нее. Арьергард составляли восемь тысяч швейцарцев. Леонардо провел в Милане лучшие годы своей жизни.
То, что поднималось в ней, требовало новых ощущений. По его словам, он призвал меня, чтобы я передал вам, что если Его Милость обходился с вашей дочерью не так, как она этого заслуживала и также, если он нанес ей какую-либо обиду (что он и сам признает), он просит прощения у Вашей Светлости и у нее самой, будучи до глубины души потрясен ее смертью. Повсюду шло строительство. Считается, что это была та картина, которую Леонардо подарил императору Максимилиану. «Он расколотил мрамор, пока не осталось ничего, кроме остова» — пишет Джон Поуп-Хеннесси в своей книге «Итальянское Высокое Возрождение и скульптура барокко». Каньола пишет: «Этот славный и великодушный государь украсил замок Порта Джовио в Милане удивительными и прекрасными строениями, а площадь напротив названного замка была расширена и он расчистил все улицы города, выкрасил и нарядил их и то же самое он сделал в городе Павии вот таким образом, хотя поначалу их называли уродливыми и грязными, теперь их можно назвать прекраснейшими это великое достижение, славнейшее и заслуживающее высочайшего признания, особенно со стороны тех, кто видел их ранее и видят, каковы они сейчас».
Они выглядели так реалистично, что казались живыми. Моро женился на дочери герцога Феррары красавице Беатриче ДЭсте, герцогине де Бари (1475–1497), брак с которой был необычайно гармоничным, несмотря на многочисленных любовниц Моро. Их motti (остроты), басни, аллегории, гадания и шутки звонким смехом откликались в мрачных залах замка.
Именно тогда Максимилиан просил Людовико назвать своего старшего сына в его честь. Она написала Галлерани, попросив ту одолжить свой портрет, «поскольку вдобавок к тому наслаждению, которое мы получим от такого сравнения, мы также будем иметь удовольствие увидеть ваше лицо» она пообещала сразу же вернуть картину. Работа обычно поручалась тому, кто соглашался на меньшую плату.
Здесь у него было столь необходимое ему свободное время. Герцогиня Элеонора приехала туда в 1477 году, чтобы посетить своего отца. С ними находился и посол Венеции. Беатриче почувствовала, как чьи-то руки оторвали ее от пола и потащили вон из церкви. Кажется, что они написаны совсем недавно. У городских ворот ее приветствовали оба герцога.
Отметка на камне показывает место, куда в его камеру попадал единственный луч света. Приехало много молодых женщин. Беатриче скончалась от родов в возрасте 22 лет.
Увы, смех, блеск золота и бриллиантов через шесть лет исчезли. К тому времени все уже было улажено. В конце концов она подошла к кровати и попросила свою госпожу лечь вместе с ней, чтобы согреть ее, «но я так желала ей Вас, Ваша Милость, зная, сколь мало я могу служить заменой, я едва ли могла согреть ее так, как Вы, non avendo io il modo» (я не имею такой возможности). Моро был в отчаянии — он считал, что вместе с женой его навсегда покинула удача. Во внешности типичной ломбардской женщины эпохи кватроченто не было ничего возвышенного.
il moro «мавр» и было дано ему из-за смуглой кожи и черных волос, по другой — оно образовано от лат. Никто, видя меня и этот портрет вместе, не подумал бы, что это мое изображение. Беатриче казалось, что со всех сторон к ней устремлены искушающие взгляды. Факт остается фактом: французы пришли. Самой жизнерадостной была шестнадцатилетняя невеста Беатриче дЭсте.
Строительством фасада руководил главным образом Джованни Антонио Амадео. Деньги доставались творцам нелегко. Огромные лучники из Швейцарии казались наблюдателю того времени звероподобными людьми. Он отдал ей также Бролетто Нуово — дворец, некогда принадлежавший Карманьоле.
Весьма характерной ее чертой был маленький, заостренный нос. Были выстроены хоры и величественный купол, перепланированы кельи, установлены шкафы в ризнице Леонардо было поручено написать «Тайную вечерю» и начать роспись на другой стене трапезной, на которой до сих пор еще видны остатки его портретов герцога и герцогини. Вдоль каждой стороны улиц были выстроены в ряд манекены, полностью облаченные (как и их кони) в самые лучшие доспехи из ковавшихся в этом городе.
Беатриче была рада выпавшему ей счастливому жребию. Начались большие гидравлические работы, рыли каналы. В 1495 году один из Станга сообщал в письме к жадной до сплетен Изабелле о том, что Людовико воспылал к Кривели еще большей страстью (piu cotto), чем когда-либо, но ведет себя чрезвычайно осмотрительно.
Была ночь и Микеланджело держал фонарь. Это была последняя работа Микеланджело — Пьета — страшное свидетельство жестокой старости. Я намереваюсь сделать много больше, нежели переслать портрет для вашего удовольствия».
Зима была очень морозной, одной из самых холодных из всех когда-либо здесь известных. цжлйй 8000 ееДайежеееДЗ жцгДУйпйДД цИДджИже (дДежйлйЗ, гйлйпйжцже, аДйИжпйжцже, БИДгйлзедД гИЮд Д ажежйЮлцИже, гйцлжеДБжИже, жБЧ Д цИДУйлже), е гейжй джлзджЗ едджИ ейпйппЮеИже Д цИДеедлйжежпгйЗ й цгжЗ Д цИжУйЗ жцгДйй.
Странная сила, проникшая в кровь, жаждала освобождения. Толпы людей собирались вокруг феррарских дам и особенно вокруг невесты. Так оно и оказалось.
Как обычно, эта миссия не привела к какому-либо определенному результату. Но очарование его личности было неоспоримым.
Беатриче не стала нарушать его уединение. По-видимому, Леонардо да Винчи прибыл в Милан из Флоренции около 1482 или 1483 года. Она была особой гордостью Людовико он любил показывать ее своим гостям.
Герцог и герцогиня Феррары начинали проявлять беспокойство, поскольку хорошо знали о главной причине этой отсрочки. Но он призывает свою супругу не беспокоиться по этому поводу. Портрет Беатриче дЭсте 1490-е годы. Послы, ожидавшие у дверей Санта Мария делле Грацие, приняли тело из рук магистратов и перенесли его к главному алтарю, где сам преподобный кардинал-легат, сидя между двумя епископами, прочел заупокойный чин».
Неужели они не смогут обрести мир в объятиях друг друга. Ее блестящая судьба была прервана смертью во время родов.
Людовико был одет в костюм из золотой парчи. Тем не менее умоляю Вашу Милость быть вполне уверенной в моем благоволении. Лишь намного позднее Леонардо смог приобрести практические познания в гидравлике. Леонардо да Винчи организовывал свадебную церемонию.
Помните ли вы о вашем поручении расписать camerini (комнаты).
По одной версии, это прозвище происходит от итал. Ее высветил безжалостный солнечный луч. Из письма Эрколе Феррарского к своей супруге видно, что и в этом случае тоже «желаемый исход дела не последовал».
Как обычно, Галеаццо Сансеверино взял первый приз — отрез золотой парчи. Постепенно продвигались работы в Чертозе в. Павии. Людовико всегда отдавал должное религии, но он теперь стал еще более набожен. Людовико не был вульгарен в своих любовных связях. Она поехала туда с матерью, герцогиней Феррары и делегацией, превышающей тысячу человек. Несомненно, они onestamente (благородно) развлекали себя подобными разговорами, о которых сообщает нам мессир Банделло, доминиканец из церкви Санта Мария делле Грацие, ставший затем епископом.
Все эти картины находятся сейчас в Лувре. Следом отбивали ритм четыре барабанщика, а за ними два трубача. Конная статуя Франческо Сфорца так и не была отлита в металле, «Тайная вечеря» сильно пострадала от времени и уже невозможно идентифицировать ни один из его портретов миланского периода. morus «шелковица», которая считалась символом благоразумия и добродетели.
Неужели раньше она просто не замечала всех этих знаков внимания. Как она могла забыть о нем.
Сестры дЭсте занимались латынью и немного греческим и с ранних лет умели танцевать и петь. К концу года река По замерзла и Феррара была покрыта глубоким снегом. Она не позволит своему верному рыцарю бесчестить себя сравнением с Лодовико. Венеция давала понять, что не собирается ради Людовико выгребать каштаны из огня и вскоре герцог уже активно выступал на стороне Флоренции против Пизы.
Ребенок был мертворожденным сыном. Если бы Мадонна Камилла не послала им ужин, «то я была бы уже святой в Раю». Особенно близок ему был Браманте.
Работы не закончены, но теории разрастаются, обогащаются и расширяются во всех направлениях, отвечая ненасытным устремлениям мастера и снабжая его идеями для новых трактатов». Артиллерийские орудия тащили не волы, а лошади и блестящие пушки двигались так же быстро, как пехота. Кто теперь скажет. захватил Милан.
Я знаю, о чем говорю». Людовико любил прославлять своего отца. Ведущую роль в турнире сыграл участвовавший в нем инкогнито Джан Франческо Гонзага, маркиз Мантуанский, супруг Изабеллы. Два их сына впоследствии также стали миланскими герцогами. Она оглядывала зал в поисках возможного кандидата в любовники и удивлялась. Если герцог Бари, наделенный, помимо недостатков и пороков, всеми достоинствами итальянского государя эпохи Ренессанса, сумел сыграть гораздо более значимую роль, чем позволяло его положение, то во многом благодаря его супруге, тщеславной абсолютно по-женски и, если вам будет угодно, даже жестокой, особенно по отношению к герцогине Изабелле, но с характером решительным и упорным и острым умом, увлекаемым всеми соблазнами роскоши и очарованным искусством».
Затем возникло еще одно препятствие, что вызвало немалое беспокойство дЭсте. «В Леонардо проявляется характерная особенность итальянского Ренессанса. Джакомо Тротти, наделенный теперь в Милане значительными полномочиями, был послан в Феррару, с тем чтобы изложить условия Людовико и уладить дело. Беатриче понимала, что ведет себя как все жены, мужья которых затеяли интрижку на стороне.
Казна Мантуи, в сравнении с Миланом, часто была пуста. Семнадцатого января в часовне замка в весьма скромной обстановке состоялось их венчание.
Своим очарованием Беатриче была обязана не своей внешности, а живости своей натуры, своему духу и энергии, той жизненной силе, которая сквозит во всем, что мы знаем о ней, как, например, на портрете работы Леонардо, в подлинности которого нет сомнений. Сад располагался за Порта Верчеллина. Скорее, так повел бы себя ее муж. Высказывались различные мнения относительно причины этого переезда.
Галеазз сидел в большом кожаном кресле отдельно от прочих гостей. Позднее он обычно ходил туда по четвергам и субботам и обедал с приором. Дома, еще не покрашенные снаружи, были завешены дорогой парчой и увиты зелеными ветками. Скандал вскоре стал публичным достоянием, что никак не способствовало увеличению популярности Людовико.
Если не смотреть на ее связь с Моро, Цецилия представляется образцом добродетели. Людовико не стал больше медлить. Я должным образом засвидетельствовал ему свое почтение. Рыцари были одеты в причудливые наряды.
На их щитах была изображена эмблема — голова мавра. Заточение его длилось восемь лет.
Лодовико почувствовал себя покинутым и вынужден был бежать, но был выдан французам в тот момент, когда, переодетый швейцарским купцом, стоял среди войска. К ним относились ненамного лучше, чем к другим наемным работникам. Траур соответствовал трагизму события.
Бона Савойская и ее дочь Бьянка Мария приветствовали Беатриче в замке. Она была помолвлена в возрасте пятнадцати лет с Лодовико Сфорца.
Нам известно, что старший сын Беатриче, не достигнув еще трехлетнего возраста, произвел хорошее впечатление на приеме у архиепископа Милана, но когда его спросили о самом заветном желании, он ответил: «Не ходить в школу». Еще при подъезде к городу ее встречала кузина и давняя подруга, герцогиня Милана. После смерти Лоренцо он оказался самым влиятельным государственным деятелем Италии. Беатриче не могла выбрать.
Могила Беатриче находится в Чертозе. Изабелла дЭсте была в хороших отношениях с Цецилией и после французского завоевания предоставила ей убежище и радушно, приняла ее в Мантуе. Людовико постоянно давал Винчи поручения и советовался с ним.
Вероятно, свой первый заказ в Милане Леонардо получил от приора Скуола делла Конченцьоне. Здесь их ожидали баржи, присланные из Павии.
С этого времени он предпочитал пользоваться печатью с изображением головы Беатриче. Похоронен рядом с Беатриче в монастыре Чертоза. Ее Галеазз не мог поступить так эгоистично. Таков же был и его ответный визит.
Разве они оба не переживают одну мучительную утрату. Здесь невеста сошла на берег и встретилась с Людовико. Миланский при нем двор стал самым блестящим не только в Италии, но и в Европе.
Зачем я помогала ему.
Внушали страх как кавалеристы, так и их лошади с подрезанными ушами. Весь город был охвачен горем. Среди неоконченных картин, над которыми он работал, когда на него находило вдохновение, — «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Мадонна с младенцем и святой Анной». Паоло Джовио называет Леонардо редким мастером: «Он был творцом всех изысканных представлений и в особенности утонченных сценических зрелищ, опытным также и в музыке он играл на лютне и прекрасно пел и стал в высшей степени угоден всем знавшим его государям».
После падения Людовико он покинул Милан. Его Милость поблагодарил меня за поддержку. Посредником между ними был Маркезино Станга. Шутница и сорвиголова предстала там холодной, умеющей себя подать молодой женщиной.
Умер он в пятьдесят семь лет. Его яркие, жизнерадостные фрески из Бреро прежде находились в Палаццо Панигарола. 2 января 1497г. Пинакотека Амброзиана, Милан. Зажжено было громадное число свечей из белого воска.
Ах, не все ли равно. Белый собор странной для своего времени готической архитектуры поднимался медленно, но зато Чертоза из Павии компенсировала этот архитектурный анахронизм.
Беатриче получила хорошее образование, в соответствии с педагогическими идеями той эпохи. В 1497 году церковь была торжественно освящена папским легатом. На великолепном боевом коне сидел крошечный человечек с тонкими, словно спички, ногами.
Его примечательное письмо, в котором он рассказывает о своих возможностях, подразумевает, что он не имел какого-либо определенного поручения. Почему в Новаре я не бросила его в руки Людовика Орлеанского и сама не заключила договор с французами. Его письмо датировано третьим января 1497 года. Комната плыла перед глазами, но Беатриче твердо знала, что не должна останавливаться.
Здоровые и полнокровные, они обладали характерными особенностями телосложения.
На церемонии отсутствовали даже герцог и герцогиня Милана. Наиболее значительным из свадебных торжеств стал рыцарский турнир, начавшийся 26 января. Двадцать первого января Беатриче прибыла в Милан. Так в 1494 году он и Беатриче стали седьмыми герцогом и герцогиней.
По сравнению с ее мужем все они выглядели стройными, подвижными и юными. Даже безжалостный Альфонсо был воспитан в уважении к науке, что стало традицией для арагонской династии. Таким образом им пришлось ждать денег около десяти лет. О некоем Салаи, поступившем к нему на службу в 1494 году, мы узнаем, что «он был весьма привлекателен и грациозен, обладал вьющимися волосами и локонами, которые доставляли Леонардо великое удовольствие и тот обучил его многому в искусстве».
По-видимому именно к этому периоду относится фреска (ныне хранящаяся в коллекции Уолейса), на которой изображен Джан Галеаццо, читающий Цицерона или, скорее играющий с томиком его произведений.
Свет не сошелся клином на Лодовико. По-видимому, Браманте появился в Милане между 1480 и 1482 годами. На самом деле памятник работы Кристофоро Соляри, по прозвищу Гоббо (Горбун), свидетельствующий о столь поразительном сходстве Беатриче и Ферранте из Неаполя, был перевезен отсюда в Чертозу в Павии. Людовико разрешил спор в пользу художников. Французам пришлось с боем покидать Италию. Как бы хотелось увидеть это прибытие своими глазами, посмотреть на встречу Беатриче дЭсте с ее сорокалетним мужем. Жили они в довольстве и роскоши, которым удивлялся даже Милан.
Король не проявил к нему милосердия, препроводил во Францию и заточил в тюрьму. В мая 1497 года Кривели родила ему ребенка были у нее и другие дети от него. Гаспарре Сансеверино (Фракасса), брат Галеаццо, явился с двенадцатью миланскими рыцарями, переодетыми в мавританские костюмы из черной и золотой ткани.
Леонардо должен был написать алтарный образ и, как полагает Малагуцци-Валери, эта картина была копией «Мадонны на скалах» (из Национальной галереи). Ее округлые щеки и полные губы достались ей от арагонской династии, вернее, от матери. «Тайная вечеря», которой время причинило великий урон, была названа величайшей картиной в мире — «гениальным синтезом всех искусств и всех наук, в которой душа Ломбардии и Италии чувствует отзвук своего величия и своих бедствий» (Солми).
У него был огромный нос и большущий рот. Лодовико Мария Сфорца (1452–1508)— миланский герцог с 1494г., вошедший в историю под прозвищем Моро. Надо было заключить союз с Изабеллой Арагонской и Неаполем.
«Мы имеем достаточно доказательств того, что государи и государыни, господа и дамы прибегали к помощи безграничного воображения Винчи, чтобы изобрести какие-нибудь новые костюмы или украшения либо придумать какое-нибудь изящное изречение или девиз».
Кортеж отправился в путь 29 декабря. Шум стоял, как на ярмарке. Скульптору было почти девяносто.
На своем смертном одре он взял с Людовико слово, что тот позаботится о ней. Богатства герцогства были фантастическими, по-видимому и налоги тоже.
Ежегодная церемония выделения средств на собор проходила с величайшей торжественностью. Вазари пишет о редком сочетании красоты, грации и гения, «благодаря которому, к чему бы ни обращался такой человек, каждое его действие оказывается таким божественным, оставляя всех остальных далеко позади и вполне очевидно, что это должно быть нечто дарованное Богом, а не приобретенное посредством искусства». Но не следует торопить время, которое исцеляет все. В архитектуре и живописи он мог соперничать с кем угодно.
Винчи полагал, что, помимо всего прочего, сможет построить легкие переносные мосты или сжигать мосты противника изготовить военные машины, уничтожить любую крепость или сконструировать любое военное снаряжение, включая самую мощную артиллерию. Неужели он просто устал от Беатриче. Солми пишет в своей превосходной работе (лучшей из всех, что мне доводилось читать) о Леонардо да Винчи: «Если он начинает работать над планом купола для миланского собора, то тотчас же погружается в расчеты общих для всех куполов механических и архитектурных законов.
Максимилиан посетил Италию скорее как близкий друг Людовико, чем как император. Есть нечто необычайно современное в письмах Изабеллы. Это и есть его благодарность. Но именно на службе у Моро он создал свой главный художественный шедевр. Герцог всегда поддерживал его, как, например, в его споре с канониками из Сан Амброджио, настаивая на праве Браманте расписывать их монастырь и кельи так, как он сам сочтет необходимым.
Здесь, в Кастельнуово, под сенью волшебного лавра, прошло ее детство. В то время на строительстве церкви Санта Мария делле Грацие можно было увидеть Браманте или Леонардо да Винчи, рисующего лица на рынке либо обдумывающего создание аэроплана или ранним утром заметить, как он входит в трапезную церкви Санта Мария делле Грацие, чтобы добавить несколько мазков к фреске «Тайная вечеря». В январе 1491г. Менее грациозная женщина давно бы утратила равновесие. Словно женщину с портрета что-то мучило, словно ей было что скрывать. В августе Людовико послал Франческо да Касате в Феррару с более определенными обещаниями.
Скульптор заметил, что гость смотрит на мрамор, над которым он в данный момент работал. Она пришлась ему по душе возможно, ее возвышенные устремления забавляли его. Галеаццо Сансеверино заперся в своих комнатах в Кастелло, где занемог от недостатка физической активности, поклявшись, что, когда его тесть призовет его, он приползет к нему «con la lingua per terra», то есть буквально: влача язык по земле (форма покаяния, до сих пор практикуемая в отдаленных частях Италии).
Сопровождать Беатриче должны были ее мать и сестра Изабелла. Малагуцци-Валери так характеризует состояние ломбардского искусства того времени: «Художники, толпившиеся в столице, неотрывно наблюдая за двойным созвездием чужеземцев, которые заслужили внимание восторженных учеников благодаря своему обаянию изяществу и некоторым своим личным качествам festosita decorativa, принадлежавшая исключительно ломбардцам, которые украшали цветами Браманте терракотовые дворцы и церкви, приобретающие на солнце столь прелестный красноватый оттенок и бесхитростное веселье putti и безмятежные Мадонны работы Бельтраффо и Солари и яркие, совершенные работы школы портретистов, небезосновательно равнявшихся на Леонардо, хотя и оставшихся далеко позади него, все это до сих пор вызывает интерес не только у художественных критиков, но и у более широкого круга зрителей». Сам вид войска приводил в трепет. В 1489 году Пьетро Аламанни, флорентийский посол, сообщал в письме Лоренцо Медичи о том, что синьор Людовико намеревается установить достойный памятник своему отцу и уже поручил Леонардо да Винчи подготовить модель, которая представляет собой гигантского бронзового коня и восседающего на нем герцога Франческо в полном вооружении и поскольку Его Светлость желает «una cosa in superlativo grado» (нечто в высшей степени выдающееся), он потребовал написать Лоренцо и попросить его прислать какого-нибудь мастера или двух, которые могли бы исполнить такую работу ибо, хотя он уже поручил эту работу Леонардо да Винчи, он, кажется, сомневается в его способности ее завершить. Для такой благотворительности у него было несколько причин. Эти наряды дикарей выдумал Леонардо да Винчи, доказательством чему служит запись в «Атлантическом Кодексе».
Свадьбу опять назначили на позднюю зиму. Отметим, что автор ошибся на год в датировке сонета. «Я так стар, — сказал он, — что смерть постоянно дергает меня за плащ. Вазари посетил Микеланджело в Риме незадолго до смерти великого человека. Содержался он в разных местах.
Оставленное Банделло описание великого мастера за работой заслуживает того, чтобы процитировать его еще раз: «Он имел обыкновение, как я много раз видел и наблюдал, рано утром влезать на помост и от восхода солнца до сумерек не выпускать кисти из рук и, забывая о еде и питье, беспрерывно писать.