Крупнейшим мастером 17 в., сыгравшим определяющую роль в сложении и развитии скульптуры барокко, был прославленный Джованни Лоренцо Бернини. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652годы). В эпоху позднего барокко декоративная скульптура достигает полной свободы: статуи заполняют все пространство церквей и фасадов, садятся на выступы карнизов, взлетают до купола.
Ярчайшим мастером культовой скульптуры барокко был Бальтазар Пермозер («Отчаяние проклятого», «Святой Амвросий»). В отличие от Италии или Франции, где наряду с религиозной тематикой широко культивировалась и мифологическая, скульптурабарокко в Испании носила сугубо культовый характер. Крупнейшие представители скульптуры барокко -- Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ).
На фото изображена скульптура в стиле барокко, выполненная из дерева. В эпоху Возрождения скульптура служила украшением стен, в эпоху барокко она делается украшением пространства. Характерные черты скульптуры барокко — обилие складок в одежде, ярко выраженные эмоции на лицах и динамичный сюжет. Скульптура барокко подразделяется на светскую и культовую. Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме Скульптура барокко, дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.
Как и всё в барокко, скульптура отличается излишеством и театральностью. В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды. В скульптуре стиль барокко проявил себя в полной мере.
Неаполитанская традиция скульптуры барокко, несомненно, не имеет себе равных. Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Скульптура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории. Скульптура в эпоху барокко становится частью дворцового и церковного интерьера, парка, городской площади, поэтому заказывается в значительных объёмах.
Презентация для школьников на тему Скульптура барокко по математике. Скульптура для барокко была незаменима ещё и по той причине, что позволял добиться нужной торжественности и впечатляющего эффекта.
Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). Но в то время были часты войны и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Отдельные фонтаны: Баркаччо, фонтан Пчел, фонтан Тритон. Скульптурные группы в творчестве Бернини (Эней, Анхис и Асканий, Плутон и Прозерпина, Аполлон и Дафна). Скульптура и скульптурные фонтаны на площади.
Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. «Мадонна ди Лорето». богоматерь участливо и ласково встречает паломников на пороге своего дом: выслушивает их мольбу благожелательно и понимающе, с добротой и сочуствием. Эта скульптурная группа, выполненная Григорио Фернандесом, пронизана глубокой патетикой. Констанции Буонарелли – женщины, которую он любил. Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль9. Тем не менее, художники предпочитают писать образы Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя, апостолов или изображать эпизоды евангельской истории (например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи).
была провозглашена парламентская республика. Это высокая прическа из множества локонов. Петра в Риме. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом7, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына, Вацлава Потоцкого, Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына, философского Станислава Гераклиуша Любомирского в прозе— преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение— «Мемуары» Яна Хризостома Пасека). Ангела (1669 —1671), слон с обелиском на площади возле Пантеона (1666—1667). «Небесный мир» и «земной мир», «рай» и «ад», «грехопадение», «искушение», «воскресение духа и тела» -- эти и иные категории зримо и незримо присутствуют в картинах Возрождения. 1. 2), к примеру, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело.
«Мария Магдалина» – это крестьянская девушка с трогательной искренностью переживающая свои прошлые заблуждения ни в образе, ни в композиции нет никакой внешней патетики или театральной демонстративности. Таков прежде всего портрет сумрачного Иннокентия X (ок.
Очень популярны были громадные кровати с нарядными навесами, с которых струились вниз красочные покрывала. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Мы имеем в виду обелиск Непорочного Зачатия на площади Дель Джезу (см.
Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем -- в Неаполе (1607 и 1609--10), на острове Мальта и в Сицилии (1608--09). Первоначально психологический момент живописных персонажей выражен не очень ярко.
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). (маньеризму и академизму). В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог дарует далеко не каждому. В отличие от «Давидов» работы Донателло, Верроккьо, Микеланджело, победитель Голиафа у Бернини представлен не после и не до абсолютного подвига, а в самом его разгаре — он запускает камень в противника: быстрый момент между подниманием камня и его броском.
Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Учился в Милане (1584--88) у С. Петерцано. Криволинейные очертания овального плана, его динамичная центричность.
А его мимика – как он закусил губы в своем мгновенном напряжении. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно— тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Она стремилась уподобиться живописи благодаря искусным переходам света и тени. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета -- непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Тереза не мифический персонаж, а реальная монахиня, жившая в XVI веке и причисленная потом церковью к лику святых. К концу 1590-х гг. Для барокко характерна идея спящего бога— деизм. 1. 3) и Аполлон и Дафна (1622-1624г. ) (Рис.
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. «Распятие апостола Петра» чтобы усилить впечатление реальности Караваджо акцентирует физическую сторону события: старческое тело Петра и морщины его налитого кровью лица драматизируют обстановку, также еще преувеличивая в размерах фигуры палачей. Только скульптор барокко и только такой смелый мастер, как Бернини, мог отважиться изваять облака из мрамора — каменный пар. Характер композиций, вкоторых статичные фигуры, тонущие в широких складках одеяния, даны в рост лицом к зрителю и рельефно выделяются на темном фоне стены, лаконизм пластического выражения, четкость мазка подчеркивают присущий этим портретным изображениям своеобразный оттенок «надличного». Создание здания Оратория для ордена благочестивых пилигримов Филиппа Нери. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. 1. 5) – последняя работа мастера.
Барочный принцип живописной картинности наиболее последовательно проявился в скульптурных. Скульптура в стиле барокко была поднята этим гением на необычайную высоту. Большой популярностью пользовалась деревянная скульптура, которая затем раскрашивалась. Это усложнило политические и культурные взаимоотношения между государствами. Все тело Давида находится в резком контрапостном движении, очень далеком от гармонической сбалансированности античного «Дискобола». Взаимодействие архитектурно-скульптурной композиции балдахина с интерьером собора Св. Бернини сильно переживал и перестал есть.
Терезы (1647–1652). Полихромия и разнообразие материалов. Бернини был, несомненно, самым важным скульптором периода Барокко.
Бер-нини-сценограф. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Гений Бернини превратил поэзию в реальность. Картина наполнена светом, смягчающим краскам трепетную вибрацию. Ничего парадного, ничего броского нет в его вдохновенном портретеь. Испанское барокко или по-местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Фигура, помещенная в глубокой нише над алтарем, предстает как бы в открытой гробнице. С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675).
1. 4), выполненные на темы древнеримской мифологии, Блаженная Лодовика Альбертони (1674. ) (Рис. Обращение к классической традиции античности и зрелого Возрождения. Она вся – порыв вверх, на волю. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.
6. Его рельеф «Лев I и Аттила» (1646—1653) в соборе св. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Хосе Рисуэньо — лучший представитель позднего барокко.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Под его руководством были выполнены статуи на колоннаде площади св. Его алтарная группа «Экстаз св. Даже «классический» вкус Лаланда, не слишком благосклонно судившего о двух предыдущих статуях из-за их чересчур искусственного характера, перед этим шедевром барокко остался обезоружен: «работа столь же необычная, как и другие, но притом одно из прекраснейших произведений искусства.
Она дает глубокий синтез этого художественного направления. Их основная тема – изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества. был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. «Обручение св. Екатерины» – уравновешенность построения, величавый композиционный ритм, пластическое обобщение форм, ясное, спокойно-созерцательное настроение, господствующее в картине, придают сцене, столь покоряющее реальной и возвышенной одновременно, монументальность и торжественную полноту звучания, близкую образам классического искусства. Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис.
Караваджо (Caravaggio собственно Мерзи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28. 9. 1573, Караваджо, Ломбардия, -- 18. 7. 1610, Порто-Эрколе, Тоскана) итальянский художник. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1б45 – 1б52 гг. ) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Среди его творений упомянем «Четырех евангелистов» в капелле Сан-Дженнаро церкви монастыря Чертоза ди Сан-Мартино и барельеф «Христос во гробе» на алтаре церкви Сан-Джакомо, послуживший одним из образцов для Джузеппе Саммартино в капелле Сансеверо. В Гранаде творчество Алонсо Кано развивалось от барокко к классицизму, что хорошо видно на примере «Непорочной» из ризницы собора в Гранаде (1655 г. ).
Папа принял решения уничтожить башни. Все вместе дает ощущение неукротимой жизни природы. Как-то во время прогулки ей приглянулся цветок. Дворцовое строительство Бернини (участие в строительстве палаццо Барберини, проект палаццо Людовизи, проекты фасада Лувра). Художники вновь обратились к античности (истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима). Именно барокко открыло пейзажную, парковую эру светской скульптуры.
Фигуры даны в быстрых и резких движениях их лица искажены гримасами боли, горя, радости. Лучшие среди его работ: портреты кардинала Цаккиа (1626), Олимпии Памфили (ок. Он поцеловал кору, скрывшую тело нимфы и на свою голову надел венок из ветвей лавра. Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху. Титанизм проявляется (как уже отмечалось) в страстном порыве к самоутверждению личности. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Петра- пример барочного синтеза архитектуры и скульптуры.
При этом особенно ценятся художественный вкус и чувство меры. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Но все же принадлежащая особому миру Мадонна –высокая, стройная, с величавой осанкой, с красивыми и строгими чертами. Талия— узкая, под платьем носили корсет. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»).
К началу XVII в. Европа оказалась поделённой на две части: протестантскую и католическую. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг. ) (Рис. Трезвость и беспристрастность видения вообще свойственны испанскому искусству. Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV, в Австрии – Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе).
Гуго Гренобольского» и «Посещение св. Бонавертуры Фомой Аквинским». Персонажи реальны по своему облику и одеты в современные костюмы. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон.
Учитывая местные особенности, принято различать несколько школ. Герой приготовился с помощью пращи метнуть камень в своего врага. Портрет Шипионе Боргезе (1632 Рим, галлерея Боргезе)—одно из высших достижений Бернини, замечательный шедевр портретного искусства. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. Мраморная плита еще более подчеркивает безжизненность распростертого на ней тела.
Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. «Евангелист Матфей с ангелом» апостол похож на грубоватого немолодого крестьянина нежный ангел водит его натруженную, узловатую руку по страницам священной книги и от напряженного внимания лоб Матфея собрался морщинами. Овальное в плане здание перекрыто куполом. 1. 5) – последняя работа мастера. Она оставила записки, где рассказала, как к ней однажды во сне явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку».
Вот таким захватывающим может быть искусство. Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурных композиций.
Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. ФРАНСИСКО СУРБАРАН его религиозная живопись. Художники рассмотрели себя как в классической традиции, но восхитились Эллинистической и более поздней римской скульптурой, а не тем из Более «классических» периодов, как они замечены сегодня. Стилистическое единство и разнообразие в использовании материалов, эффектов освещения, эмоционально-чувственная трактовка образа (Экстаз Св.
Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике— к baroco. Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога. Лонгина» Бернини более спокойной и тяжеловесной трактовкой форм.
Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Она якобы удостоилась видения: к ней спустился ангел, когда она лежала в постели и пронзил ей живот золотой стрелой, отчего она испытала «сладостную муку». Особенно у Дафны. Преображается и сам материал: мрамор плащаницы на изгибах тела Христа становится воском. В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.
Гробницы Бернини в интерьере собора (гробницы пап Урбана VIII и Александра VII) и сложение типологии барочной гробницы. Б. Пиранези. С помощью мертвого камня он изображал драматические повествования, особенно искусно используя свет. На рельефах боковых стен изображения заказчиков, созерцающих этот спектакль. Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко)1. Характерным примером является Пьета (1617 Национальный музей скульптуры, Вальядолид).
Прозерпина сорвала его. Роль геометрических построений приводит к новому подходу к пространству изображения. Скульптура Бернини в соборе: статуи в нишах главного пилона (совместно с учениками и мастерской), статуя Константина Великого в нише нартекса собора – пример конного монумента барокко. Тогда в колорите появляется нечто от той яркости и праздничности, которые в народном представлении неотделимы от цвета. («Поклонение пастухов» и «Поклонение волхвов»).
1. 2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. Таким изобретением и стало барочное искусство в целом и скульптура в особенности.
Не случайно принято говорить о титанах и титанизме Возрождения. Лонгин изображен в момент экстатического поклонения невидимому распятому Христу. Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене. Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы». Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе.
Тереза не видит ангела, но ощущает его присутствие всем существом. Стержень их композиционного замысла -- движение воды. В портрете кардинала Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) он воссоздал многогранный образ самоуверенного, надменного, умного и властолюбивого человека.
Лик имеет все благородство, требуемое сюжетом». prola barroca (дословно «жемчужина с пороком») существуют и другие предположения о происхождении этого слова)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. 1635 Флоренция, Национальный музей).
Портрет Констанции Буонарелли. Папа представлен коленопреклоненным, с молитвенно сложенными руками аллегорические фигуры окружают его.
Своими бедрами и всем телом юная отроковица отталкивается от грозного бога. Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) Бернини считается создателем и выразителем барокко. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. Динамика центрических планов и их пространственное взаимодействие.
Каталония знаменита великолепным декором алтарей. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Это происходит потому, что материал полностью подчинен художественной идее.
Из множества скульпторов того времени упомянем соперника Бернини — Алессандро Альгарди (1595 —1654), придерживавшегося более спокойного академического стиля. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Но это не так. Одновременно она ощущает внутренний надлом, постоянную неудовлетворенность.
«Христос и богоматерь в Назарете» В образах сливаются истовость простодушной веры и яркое, глубокое ощущение реальной жизни, – он изображает, естественно причастному земному, человеческому существованию. 1. 9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. новый стиль в живописи6. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Его «Св.
Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592--93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи -- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Творчество Джан Лоренцо Бернини – живописца, архитектора и скульптора. Выражение лица нимфы – это трагедия. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Динамичная композиция «Похищение Прозерпины» хорошо сбалансирована и симметрична. В очертаниях фасадов, в планах построек преобладают причудливые, волнообразные линии.
Саммартино изобразил орудия страстей: терновый венец, гвозди, клещи. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. де Кеведо, П. Кальдерон). Б. Караччоло.
1647 Рим, галлерея Дориа-Памфили). Изображения святых и всякого рода сцены чудес наряду с парадными портретами и пышными гробницами были излюбленными темами в скульптуре того времени. Бернини создает «Экстаз святой Терезы».
Петра, отличается от «Св. Она — нечто нереальное, мистическое: видение чуда, страдание мученичества. Пугать население «божьей карой» и обещать послушным рабам «царство небесное» уже не было смысла и церкви нужно было изобрести что-то, что могло бы поразить людей и вернуть церкви былой авторитет.
Из общего ряда можно выделить наиболее ярких архитекторов того времени. Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок. Динамику образов и напряженность создал в своих работах Лоренцо Бернини. Иеронима (1600) и Св. Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. В число лучших его работ раннего периода входят «Аполлони Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623) Бернини заставлял мрамор светиться, что придавало его так называемым «говорящим», в том числе придворным портретам особую жизненность. Стиль Рококо лучше подходил для меньших работ. Голова неестественно подвернута назад, рука бессильно вытянута.
В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. Первая диагональ проходит от отставленной в сторону ноги Плутона вверх к откинутой головке. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. Значение творчества Бернини для развития стиля барокко. Возрождение не ставит этих задач.
Архитектура, скульптура и фонтаны Бернини (1598-1680) дают высоко заряженные особенности Стиля барокко. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса.
гл. Петра и на мосту св. Рибера создает обобщающий образ большой художественной силы. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции— Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения— классицизма. Они призваны показать, что глубины библейского сюжета вполне доступны всякому человеку. занимает Караваджо и караваджизм.
Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. «Положение в гроб». Сохраняя индивидуальный облик портретируемого, он наделяет его чертами придворного идеала. Организация пространства картины призвана особым образом воздействовать на зрителя. Нежное тело девушки крепко и нежно держат изящные пальцы бога.
Петра, ее архитектурное и образное решение. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVII ВЕКА. Барочная скульптура – скульптура, связанная с барочным культурным движением. Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён.
Статуи правителей и дворянства стали все более и более популярными. Участие Бернини в перестройке площади Св. Контрасты масштабов игра света и тени интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) – все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира.
В Италии это Франческо Борромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св. Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти и Пьетро да Кортона. Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. В его «Св. Превращения, переходы из одного состояния в другое, от одной фазы движения к другой. Только Гелиос с небес видел, как схватил и забрал под землю красавицу могущественный бог. Но его образ Давида (Рис. Возрождение исключительно богато творческими личностями.
Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм, то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша). Полноправным носителем высоких моральных идеалов стал представитель народа. Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты).
Многиемастераначали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. В картине «Воспитание богоматери»все дышит тишиной и миром домашнего очага, где трогательно нежны друг к другу старики родители и девочка Мария- легенда Священного писания. Таков был Леонардо -- один из величайших деятелей Возрождения. В то же время Караваджо не низводит сцену до уровня жанрового, бытового эпизода.
Точно так же выявляется пропорциональная закономерность человеческого лица и тела. Без меры использовалась косметика. Как мужчины, так и женщины, носили трости. Оргаса, религиозные картины, Лаокоон, Толедо в грозу.
VI, раздел «Строительство храмов и богоугодных заведений»). Франсуа Жирардон. Характерное произведение эпохи итальянского барокко, созданное Джованни Лоренцо Бернини. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. «Хромоножка» изображен мальчик- калека, просящий подаяние, – уродливый жалкий, простодушно – лукавый и неунывающий.
Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). статью «Искусство Возрождения в Италии» тома «Искусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»). Фигура Прозерпины извивается в его руках. «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». работа понравилась кардиналу. В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). Особое место в развитии живописи XVII-XVIII вв.
Характер его новаторских исканий ясно ощутим в страстно патетической статуе «Давид» (1623, Рим, галерея Боргезе). По сторонам юбку украшали драпировки. Лоренцо Бернини. У скульптур и лепнины было и ещё одно предназначение в этом смысле.
В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606--10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля.
И всю эту многословную помпезность Риго сумел сочетать с на редкость реалистично переданным образом самого стареющего «королясолнца», его дряблых щек, мясистого, нависающего над верхней губой носа, заплывших маленьких глаз. «Призвание Матфея» (из цикла для Капеллы Контарелли) Караваджо показывает явление возвышенно- духовного в мир низкой обыденности. Сотрудничество Борромини с Карло Мадер-ной и Дж. В конце 20-го века Бернини был больше всего оценен за его скульптуру и для его виртуозности в вырезании мрамора и для его способности создать числа, которые объединяют медосмотр и духовное.
Крупнейшие мастера зрелого римского барокко. В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св.
Но барокко заключало в себе возможность выходов и в иные сферы. Ансамбль церкви Сан Карло алле кватро фонтане – шедевр архитектуры барокко. ственным композициям. Одной рукой она отталкивает от себя голову Плутона, а другую в мольбе о помощи выбросила вверх. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599--1600, церковь Сан – Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600--01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603--06, церковь Сант-Агостино, -- все в Риме «Положение во гроб», 1602--04 (см. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной.
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. 1. 1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.
Таковы, например, портреты моденского герцога Франческе дЭсте (1650—1651 Модена) и Людовика XIV (1665 Версаль), в которых тип парадного барочного портрета достигает высшей точки своего развития. В основе применения геометрико-математических методов лежит убеждение в том, что природа в основе своей гармонична в смысле геометрико-математических пропорций: все в ней подчинено пропорциональности математических отношений. Позже его сменило жабо. Цикл сюжеты легенды о св. Пластика архитектурных форм.
Петра, участие в его создании Бернини и Борромини. Церковь Сайта Мария делла Виттория экстаз св. Во Франции утвердилась абсолютная монархия, тогда как в Англии в результате буржуазной революции 1640—1660 гг. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. Синтез архитектуры и пластики в ансамбле университетской церкви Сант Иво алле Сапиенца.
Синтез архитектуры и скульптуры в ансамбле церкви. В скульптуре барокко главным была не целостная форма или содержание, а ее отделка.
В известном смысле творческий гений художника ставится выше чисто природной красоты. Краски прозрачны, положены жидким слоем, мазок свободен и гибок, легки и прозрачны тени. Иррациональное переводится в план эмоциональный – в сцене господствует стихия чувств. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения».
Градостроительная идея площади собора Св. Архитектурно-скульп-турные ансамбли Бернини. В 1612 -1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
В июле 1641 года он представил свою первую башню. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. «Успение Марии» – один из шедевров Караваджо – поражает и оригинальным решением традиционной евангельской темы и глубоким человеческим содержанием.
В 1624 году, Бернини был избран для строительства купола церкви святого Петра. Широко известно его утверждение: Я сделал мрамор гибким, как воск. Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а плафоны (расписные потолки) создавали эффект прорыва в открытое небо.
Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV — французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам. Использование криволинейных очертаний и планов. Фигуры полны движения, драматического пафоса они переданы в момент наивысшего душевного и физического напряжения. По ее лицу текут слезы.
На примере «Св. Виньола обратился к форме купольной базилики. В искусстве преобладает идея гуманизма, которая переосмыслена в национальном духе. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними – обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Давид.
Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Костюм был подчинен этикету. В истории костюма прическу также именуют куафюра.
Это— полевой вид обуви их носило обычно военное сословие. Барочная скульптура Рима: Франческо Моки, Франсуа Дюкенуа, Альгарди. Ее наряд, спадая с плеча, превращается в кору, руки – в ветви.
Частное индивидуальное получает характер и значение всеобщего и вневременного. Андрей» (1629—1640), установленный в нише одного из подкупольных опорных столбов римского собора св. Интересна его работа «Пьета» (1617) для монастыря августинцев в Вальядолиде. Она основывалась также на греческом мифе. портреты. Искусство Испании XVII века.
Драпировки были также и по краю декольте. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Караваджо добивается максимальной убедительности живописного изображения. Среди них -- знаменитые работы Бернини -- фонтан «Тритон» на площади Барберини в Риме, фонтан «Четырех рек» на площади Навона и др. Особенности архитектурного языка и творческого метода Боромини. Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности.
Первая— светлая, вторая— более темная. В политической жизни Европы в XVII в. тоже произошли существенные изменения. Единство интерьера и тяготение к ансамблевому решению архитектурной композиции. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы Похищение Прозерпины (1621-1622 г. ) (Рис. Для направления барокко присущи контрастность образов и их динамичность, совмещение иллюзорных форм и реальности, великолепие композиций.
В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый». Истоки его стиля.
Такому Богу бесполезно молиться— у Него можно только учиться. Сияние этой благородной духовности исходит от Марии на апостолов, окружающих ее ложе и придает их страданию оттенок высокой просветленности. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина).
«Обращение Савла» чудо преображения Савла- свирепого гонителя христиан, как материализовано в светлом пятне, необычайном по своему эмоциональному заряду, по концентрированной в нем духовной энергии, словно обладающей способностью активного физического действия. Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. В чем здесь дело.
Церковь Сант Андреа аль Квиринале -шедевр архитектуры зрелого барокко. Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Бернини всегда старался создать в своих произведениях целый синтез искусств. Видя это, Бернини тяжело переживал. Искусство XVII в. развивалось в тесной связи с идеями и традициями эпохи Возрождения (см. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером.
Аполлон и Нимфы. Интересен также контраст гладких, с мягкими округлостями тел с мохнатой шерстью цербера. Мастера гордятся своим умением уподобить скульптуру живописи. В период, предшествующий взлету рококо, в Мурсии активно работал Франциско Салсильо.
Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Джованни Лоренцо Бернини (7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) Бернини переехал в Рим в 1605 году. В интерьерах и экстерьерах построек применяются скульптурные элементы, рустованные колонны, волюты и раскреповки, а также пилястры. Личность соизмеряет себя с творческими силами Космоса. Художники идут по пути формальных приемов достижения этих целей. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа.
По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Такова, к примеру, одна из лучших его композиций – Экстаз Святой Терезы (1645-1652 г. ) (Рис. Не было барокко в классическом понимании и в Англии. Виртуозное владение мрамором.
Статуи Бернини все на этом построены, начиная от его юношеских произведений «Давид», «Аполлон и Дафна». Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Работу «Похищение Прозерпины» следует обходить по кругу, тогда выявится, что с минимальным количеством деталей мастер создал шедевр с абсолютно беспомощной девушкой и непоколебимым в своем стремлении Плутоном. Декольте было широким, открывало плечи. Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла (Бавария, Австрия, Польша, Прибалтика) дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства.
Родился 28 июня 1577 года. Личность активна, как никогда раньше. Парадный портрет (пап Урбана VIII, Иннокентия X Франческо д1 Эсте, Людовика XIV), портретные бюсты (Шипионе Боргезе, Костанции Бонарелли). Лаврентия».
В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Барокко (итал. barocco— «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. 1. 4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г. ) (Рис. Из материалов применяется травертин, доломит, мрамор, базальт. Позже Лоренцо было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра.
В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Особенно популярно изображение Богородицы с младенцем (Христом). Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Уничтожение заняло 11 месяцев. лтарях, в создании которых Бернини не имел себе равных. Бонавертуры»). Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680).
Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Новой идеологии должны были соответствовать и новые формы искусства. 1. 9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Мастеру было всего 23 года. В моду также вошли зонтики, у женщин— муфты, веера.
Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703). II, раздел «Пористый город барокко: подпочва Неаполя»). странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм).
Связь Борромини с новыми церковными конгрегациями. Уже ранние работы Бернини «Давид» (1623), «Плутон и Прозерпина» (1621— 1622), «Аполлон и Дафна» (1622—1625), находящиеся в галлерее Боргезе, ярко свидетельствуют о новом по сравнению с Возрождением понимании пластического образа. Прозерпина успела только вскрикнуть. Кафедра собора Св.
В России расцвет стиля барокко приходится на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и Америки (преимущественно Центральной и Южной). Эта скульптура иллюстрирует напрасную любовь. Барокко представляет вечное движение, а смерть — лишь одна из его граней (см. Еще более академический характер носило творчество Франсуа Дюкенуа (1594—1643)— фламандского скульптора, долго работавшего в Риме.
Терезы Тут всего две фигуры — святая Тереза и ангел, направляющий ей в сердце стрелу. выше). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт.
Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Бонавертуре, Св. В творчестве первого интерес представляют образы Св. Вот таким образом эпоху барокко иногда интерпретируют, вслед за теорией О. Шпенглера, в качестве начала триумфального шествия «западной цивилизации». Бернини-портретист.
Творчество ваятеля барокко, скульптура в особенности, входит в контакт с окружающей средой, с воздушным пространством вокруг нее. Античный миф об Аполлоне и Дафне был претворен Бернини в прекрасных поэтических образах. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон).
Через два месяца появились трещины. Если «Давид» был рассчитан на восприятие со всех сторон, то в «Аполлоне и Дафне» чувство скульптурной объемности уступает место живописной картинности. Барокко противостояло классицизму и рационализму. Терезы») (1645—1652 Рим, церковь Сайта Мария делла Виттория) стала своего рода образцом всей барочной скульптуры. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы.
Лаврентий держащий решетку – орудие своей пытки. 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось.
Церковь стояла на болотистой почве и это было очень рискованно. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Наряду с барочной декоративной пластикой Бернини создает ряд статуй и портретов, подчас перерастающих рамки барочного искусства.
Сложно украшенные пряжки называли аграф. Но когда художники изображали на обелиске святых, пути их все же расходились. Экстаз св. Петра.
Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Скульптура создает впечатление, что они сделаны из разного материала. Барокко – стиль подвижный, здесь всё создает иллюзию движения: разные расстояния между колоннами, «скользящая» скульптура (динамичные позы). Бог с бесконечной надеждой смотрит на нее и не верит, что она изменится. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
Эль Греко. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Создание ансамбля Пьяцца Навона: фонтан Четырех рек, фонтан Мавра. Одним из таких титанов был, несомненно, Леонардо да Винчи (1452--1519).
Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. гл. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Лонгина (1629—1638), помещенную в нише одного из подкупольных опорных столбов. Петра», украшающей главный неф.
1645) и бронзовая статуя Иннокентия X (1649—1650). В барочных скульптурах мы видим подчинение материала художественной идее. 1. 3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг. ) (Рис. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Достижением художественной культуры Ренессанса является также правильная геометрическая конструкция картины: изображение в буквальном смысле строится (а не рисуется) при помощи тщательно разработанных точных приемов.
Значит, вот какого рода открытия делало барокко — открытия мира в состояниях становления. Сурбан строит цветовую гамму то на сопоставлении оттенков немногоих тонов- серебристо-серых, белых, бледно-голубоватых («Посещение св. Бонавертуры Фомой Аквинским»), то на гармонии тонов, насыщенных и звучных. Зрелые произведения К. (1599--1606) -- это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. В своих лучших портретах он наименее театрален.
В центре группы -- Платон и Аристотель. Лаврентий и др. Главными заказчиками Сурбана были монастыри, храмы, религиозные братства.
Обшие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Шрства Небесного». План и архитектурное решение внутреннего двора монастыря. В качестве отделочных материалов с целью дальнейшей покраски предпочтение отдается штукатурке и гипсу.
В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – Франческо Каратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774). С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых.
Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. «Экстаз святой Терезы» связан с непростой жизненной судьбой Бернини, которая является хорошим примером образа жизни человека эпохи барокко.
Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах. Отсюда сильно выраженная в религиозной живописи Испании национальная, народная стихия. Однако Возрождение прямо или косвенно подготовляет последующую эпоху. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609). св. Работы этого великого скульптора считаются эталонными для всей барочной эпохи.
Характерно, что фигура написана в рост и взята с точки зрения снизу, что придает изображению определенность, – композиция картины воспринимается как своего рода парафра за парадного портрета«Святая Инеса» вдохновлена легендой о юной римлянке, принявшей христианство. Среди самых известных его скульптур— мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVIIв. Использование перспективных эффектов при создании парадной лестницы Скала Реджа.
И это ему удалось. 3. Из наиболее значительных произведений, украшавших центральную часть храмового интерьера, следует отметить грандиозную по размерам (как и все, что создавалось для собора) статую св. Он стал получать заказы от низких слоев общества.
Он напоминает созданную Бернини завесу между жизнью и смертью. Скульптура и вода образуют одно целое. Терезы). Ничего от нее не осталось, кроме сияющей прелести. Характернейшими образами живописного стиля Сурбана могут служить «Чудо св. Альгарди известен как выдающийся портретист.
Бернини занимался также рисованием и драматургией. Ему же Рим обязан несколькими прославленными фонтанами, в которых декоративная скульптура обрела новую жизнь, соединившись с подвижной стихией воды, заполняющей чаши бассейнов, бьющей сильными струями, мягко стекающей по округлым формам мраморных фигур (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637 фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона, 1648—1655). Цецилии» (1600 Рим, церковь Санта Чечилия ин Трастевере) отчетливо проявились принципы раннебарочной скульптуры с ее натуралистической экспрессивностью, любовью к острым эффектам, тонким расчетом на освещение и архитектурное обрамление. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала.
«Христос под плащаницей», как и вся капелла, — не просто размышление о смерти, а склеп, полный жизни: фигура Христа изображает смерть, но также и воскресение из мертвых, разложение тела, но и вечную жизнь. Интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. В качестве лепного декора используются лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. Вторая – через правую ногу Прозерпины, корпус и голову бога.
Балдахин собора Св. Ренессанс стремится не принизить божественное, а наоборот, возвысить земное до божественного. Первым скульптором барокко был Стефано Мадерна (1576—1636).
Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Душевное движение передано с невиданной ранее убедительностью. По форме скульптура была более близка к классицизму, а по содержанию — к барокко. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». Но его образ Давида (Рис. Так остается человек только наедине с собой и таким его могут видеть глаза близких людей. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»— геометрической правильности построений на плацу.
Бесконечно трогательная в своей нежности, беззащитности и чистоте, – самый лирический и пленительный образ в искусстве Риберы. Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. «Корзина с фруктами».
Вот таким образом барокко— это ещё век Разума и Просвещения. «Мученичество св. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов.
Произведения можно рассматривать со всех сторон и всякий раз они будут совершенны. Необычно смело написана богоматерь. В соборе святого Петра находятся виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини — алтарная кафедра апостола Петра (1657—1666) с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой и масштабностью. Их тела образуют устойчивую X-образную композицию. Франциска Ксавьера (1619), а в творчестве второго — оформление алтаря в соборе Севильи (1670—1672).
Одна из них взывает к молящемуся, две другие, точно живые, выглядывают из глубины ниши. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. На западе в области романа выдающийся представитель— Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы— П. Кальдерон (Испания).
Для архитектуры барокко (Л. Созданные ими «Истории земной жизни Богородицы» следуют заветам их учителя и далеки от нарождающегося академизма: мраморные складки, эффекты светотени создают впечатление движения, внушены повседневной жизнью неаполитанцев, живших вокруг площади.
Он был знаком просвещенным итальянцам по «Метаморфозам» Овидия. Он был также прекрасным скульптором портретов кризиса в высоком требовании среди сильного. Скульптура «Аполлон и Дафна» Бернини изображает именно тот момент, когда ноги нимфы превращаются в корни, а пальцы рук – в ветви с листвой. Барочная скульптура часто имела многократные идеальные углы обзора и отразила, что общее продолжение Ренессанса переезжает от чрезвычайной помощи до скульптуры, созданной в раунде и разработанной, чтобы быть помещенным посреди большого пространства – тщательно продуманные фонтаны, такие как Fontana dei Quattro Fiumi Бернини (Рим, 1651) или те в Садах Версаля были барочной специальностью. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг. ) (Рис.
В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Этому эффекту помогают световые блики играющие на поверхности скульптур. С ее уст срывается крик сладостной муки. «Натюрморт с лимонами и апельсинами» предметы расставлены симметрично, так, что ни один из них не закрывает другого и между ними выдержаны равные пространственные интервалы. Композиция получает спокойный, музыкально-выверенный ритм, а каждая вещь как бы утверждается в своем пластическом совешенстве, своеобразии и красоте формы, цвета, фактуры. Он помогает ему и выполняет ряд самостоятельных работ.
Иными словами, сама смерть рассматривается как становление (превращение), а не как конец всему. Трещины увеличивались. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Интерес к Бернини вновь вырос.
Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.
Наглядным примером в этом отношении может служить полотно Рафаэля «Афинская школа». Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу. Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления. С точки зрения Возрождения в этом не было бы ничего привлекательного.
Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Кроме того, в отличие от «универсальных гениев» Возрождения многие мастера XVII столетия сознательно замыкались в рамках одного жанра. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви.
Он был мал ростом и очень красив. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 1605--06, Лувр, Париж). Он включал зрителя вдействиеисоздавалинтерактивное пространство между ним и своим произведением. Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон. Скульптура— неотъемлемая часть стиля барокко. Он показал динамизм действий и изменений. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Савл падает, пораженный, убедившийся и уверовавший и вся композиция пронизана отраженным сиянием увиденного апостолом небесного света. Скульптурную композицию «Похищение Прозерпины» заказал молодому талантливому ваятелю Л. Бернини (1621-1622 гг. ) кардинал Сципион Боргезе.
Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Погребение графа. Это время абсолютизма. Феб не потерял к ней любви.
Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Творчество Франческо Борромини. Множественность точек зрения. Все соединено в сложном, как бы случайном ансамбле -- порождении природной стихии. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641).