Портрета Бальдассаре Кастильоне, возможно, была практическая и близкая цель.
Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. И здесь заметно предвестие искусства барокко, но осуществленное классическими средствами. Его волосы, как у пророка, подняты и спутаны.
И в пропорциях тела младенца и в его позе Рафаэль подчеркивает героическое. Картина имеет пирамидальную композицию.
Бог — это дитя на ее руках. Бальдассарре Кастильоне был автором знаменитого трактата Придворный (Кортеджиано) и близким другом Рафаэля. Уже в 1516 году картоны к коврам при непосредственном участии Рафаэля были закончены (теперь они хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне).
Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» — в духовной концепции богоматери и младенца. Если портреты кватроченто были немы, то портреты Рафаэля говорят.
Общий замысел, однако, несомненно восходит к Рафаэлю. Объяснение надо искать в тех же причинах, которые вызвали неудачу «Парнаса». На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось)4. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал.
Кастильоне (1478–1529) — выдающийся гуманист и писатель, был одним из корифеев итальянского Возрождения, а его работы воплощают многие взгляды и идеи эпохи. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). Подобную тему — Мадонна во славе — можно встретить и в живописи кватроченто.
Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания).
Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный»6 идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира7. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Разумеется, для того чтобы нарушить непогрешимую статику классического стиля, чтобы раздробить ее динамикой, сильными аффектами, чтобы вывести зрителя из равновесия, потрясти.
Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. «Преображение» (теперь в Ватиканской галерее) было заказано Рафаэлю в 1517 году Джулио Медичи и после смерти мастера закончено Джулио Романо. Его руки сложенны, а взгляд, видимо, направлен на художника. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Эта декоративная концепция очень характерна для консервативной натуры Рафаэля.
Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Наконец, — и это самое главное — замечательной логикой композиционной линии. Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры1.
Событие, о котором рассказывает фреска, произошло в IX веке. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. золотых и снял для неё виллу.
Получил гуманистическое образование в Милане. Получил гуманистическое образование в Милане. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. Картина имеет пирамидальную композицию.
В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Красота изливается как луч солнца на все сотворенные вещи. Мастерски Рафаэль сумел выделить именно это господство папы над окружающим. Его взгляд не по-детски тверд и суров. Потолок рассматривался как реальная непроницаемая плоскость.
И точно так же к Христу ведет линия переднего берега и падающий контур холмов в глубине. С 1501года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Прежде всего тем, что для украшения люнет он подбирает исключительно те эпизоды легенды, которые происходят на небе, где герои сидят на облаках или летают и хотя сами изображения в люнетах имеют чисто пластический характер, все же у зрителя получается впечатление воздушных сфер, открывающихся позади обрамления гирлянд. Пережитки этой схемы еще заметны в композиции Мадонны ди Фолиньо, но Рафаэль стремится внести в нее ряд поправок. Аналогичный стилистический процесс совершается и в творчестве Рафаэля.
Тяготение к небесным сферам, к сверхъестественным явлениям, к видениям и полетам противоречит и рационализму и статике классического стиля и, напротив, в высокой мере свойственно эмоциональной концепции как маньеризма, так и барокко. Бог-отец, подобный Зевсу, является в окружении евангелических символов.
Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. Картина изображает как бы мимолетное сверхъестественное видение: занавес отдернут и зритель видит богоматерь, теперь уже не сидящую, а шествующую по облакам в сопровождении святой Варвары и папы Сикста II. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Этот масштаб дает прежде всего вершина могучего дерева на горе — единственное, что видно от земли. Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины.
Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры. В решении третьей залы, так называемой Станцы дель Инчендио (то есть Комнаты пожара), участие учеников принимает гораздо более широкие размеры. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа.
Кастильоне родился близ Мантуи. fornaro – пекарь). В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Римский стиль требует суровости и возвышенности. Тицианов портрет Томмазо Мости общепринято считается написанным под влиянием картины Рафаэля и отражающим представление Кастильоне об идеалах личности придворного29.
Классицизм Рафаэля все более начинает перерождаться в псевдоклассицизм. Кастильоне родился близ Мантуи. В 1513 назначен Франческо Мариа Делла Ровере посланником в Риме.
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Сюда относится, во-первых, роспись загородной виллы, впоследствии получившей название виллы Фарнезины, которую мастерская Рафаэля исполнила по заказу крупнейшего римского банкира Агостино Киджи. Как продолжение и завершение флорентийских тенденций можно рассматривать только так называемую Мадонну делла Седиа (в галерее Питти во Флоренции).
Его несут не потому, что он не может ходить, а именно потому, что он — высшее существо. Кастильоне изображён сидящим на фоне землистого цвета в тёмном дублете, отделанном беличьим мехом и чёрной лентой. Наиболее близкой к духу Рафаэля является главная фреска — «Пожар в Борго», давшая зале наименование.
Два момента в замысле Рафаэля следует особенно подчеркнуть. Этот замысел очень интересен как явная попытка нарушить декоративные принципы классического стиля. К «Сикстинской мадонне» Рафаэля почти так же трудно подойти беспристрастно, как к «Моне Лизе» Леонардо. В них всегда есть тенденция к несколько наивной фиксации физического сходства.
Характерно, что не сохранилось собственноручных набросков Рафаэля к декорациям лоджий. Попробуем отдать себе отчет, на чем покоится сила воздействия этой картины.
Окончательный отрыв от земли фантазия Рафаэля совершает в знаменитой Сикстинской мадонне. Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры.
На нем и сосредоточена основное внимание художника. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Начало работы датируется 1514 г. первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция датируется 1524 (без посвящения) она была напечатана в Венеции в 1528г. В 1508-1513 принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Но эта ситуация портретов Рафаэля имеет чисто идеальный характер. Заказ на ковры Рафаэль получил немедленно после окончания Станцы дЭлиодоро.
Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски)4. Мы не верим ни усердию папы, ни робости святой Варвары. Как Леонардо, Рафаэль заканчивает свой путь предвестником маньеризма и барокко. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббьены сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры).
Главное противоречие Высокого Ренессанса (богатство изысканность и особенно величие на обломках полуразрушенной, проданной иноземным войскам и капиталам страны) не могло укрыться и от созидателей классического стиля. Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме. Темой для декорации послужила сказка Апулея об Амуре и Психее. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме5. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев, различных интеллектуальных развлечений, в том числе, остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Эту черту Рафаэль подчеркивает в жесте рук, отчасти в позе модели (но есть и гордость и прямодушие). Наиболее сильное движение сосредоточено по краям центр фрески свободен и главное действующее лицо — благословляющий крестом папа — помещено в самой глубине пространства, но на этот раз чересчур далеко, так что теряет свое господствующее значение.
Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай». С 1504 года – на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Тему мадонны Рафаэль редко трактует теперь в полуфигурах и так интимно, как в годы флорентийского пребывания. Портрет имел несомненное влияние на Тициана, который мог впервые увидеть его в доме самого Кастильоне в Мантуе23. В 1515 году королём Франции становится Франциск I Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно. Мы чувствуем, что перед нами не обыкновенный человек, но личность, делающая историю. В 1514 году фрески Станцы дЭлиодоро были закончены. Таким образом, тот эклектизм, который широко распространился в итальянском искусстве после Ренессанса, несомненно получил свой первый толчок от классического стиля и именно из круга Рафаэля.
Энгр говорил, что Рафаэль писал людей добрыми и честными. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах.
Во всяком случае именно они, размноженные в гравюрах, разнесли славу Рафаэля и принципы классического искусства по всей Европе. Еще меньше личное участие Рафаэля надо предполагать в росписи так называемых лоджий Ватикана. Таким образом, во всяком случае композиционный замысел восходит к Рафаэлю.
Это глубокое противоречие объясняет недолговечность классического стиля. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Это момент, чрезвычайно важный для уяснения психологии классического стиля. Архитектурные заказы Рафаэль получает и в самом Риме и из других городов. Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями1.
Еще более строго построен портрет Неизвестного кардинала (в мадридской галерее Прадо). Одну из копий портрета, ныне хранящуюся в институте искусства Курто, выполнил Питер Пауль Рубенс.
Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. С 1519 на службе у Федериго Гонзага. Как выше уже говорилось, принципы эти заключались в следующем.
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. С 1504года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Папа не смотрит на зрителя. Нет никаких сомнений в том, что Рафаэль увидел эту картину в Риме и почерпнул некоторые элементы из нее, хотя настроение портрета Кастильоне значительно отличается от Моны Лизы. Но Рафаэль решительно избегает как леонардовского сфумато, так и глубоких фонов. В 1508 – 1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. У Рафаэля Христос остановился у самого края картины (только на мгновение, как кажется, чтобы отдать ключи апостолу Петру и сейчас он исчезнет) при этом одна фигура Христа уравновешивает всю толпу апостолов — опять замысел, далеко выходящий за пределы классической схемы. Статическое, неподвижное в картине одерживает верх над легким и переменчивым.
Это самый известный портрет Рафаэля. Во-первых, контрастами ее чистого, ясного силуэта, слева очерченного непрерывным контуром, справа изгибающегося тремя взлетами плаща. Еще к концу флорентийского периода относится так называемая Мадонна Каниджани (в Мюнхене), с чересчур последовательным, геометрически точным проведением пирамидальной композиции и с несколько плоскостным характером фигурной группы.
Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями. В 1515 году королём Франции становится Франциск I Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно. Зачем он это сделал. Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски).
С 1504 года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины3.
Несмотря, однако, на поистине гениальное композиционное мастерство, «Месса в Больсене» производит значительно менее сильное впечатление, чем «Изгнание Илиодора» и «Освобождение Петра». В некоторых из них, как, например, в женщине, несущей на голове кувшин с водой, чувствуется непосредственная инспирация Рафаэля, но уже лишенная чувства меры мастера.
В мае 1523 в составе свиты Изабеллы дЭсте путешествует в Падую и Венецию. В марте 1520 года его схватывает жестокая горячка, а шестого апреля мастера не стало.
(Именно Людовик Сфорцо позвал к себе инженером Леонардо да Винчи, а в последствии да Винчи писал портрет его любовницы, к которой Леонардо сам испытывал неоднозначные чувства — Чечилии Галлерани — портрет «Дама с горностаем»). Мягкие контуры одежды писателя, округлая борода, весь его облик в целом передают утончённость, ранимость и чувствительность личности, что зачастую свойственно портретам Рафаэля позднего периода6. Затем самой невесомостью ее маленьких ног, чуть касающихся облаков. Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный» идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира.
Во-вторых, Рафаэль поставил в фоне две сопроводительные, но явно подчиненные папе фигуры. Верхняя часть напоминает идею «Сикстинской мадонны» но теперь божественное видение дополняется драматической сценой, происходящей на земле. Обратите внимание, что у левого ангелочка только одно крыло. В портрете папы Льва X проблема была гораздо труднее.
Но именно благодаря остановке мгновение теряет всю свою красоту. Главной целью Рафаэля была легкость полета, мимолетность видения.
На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось). Мало того, папа поручает Рафаэлю надзор за всеми римскими древностями, заставляет его производить обмеры античных памятников и чертить планы Древнего Рима. Но эта барочная цель достигнута в картоне Рафаэля еще классическими средствами. Дальнейший подъем в небесные высоты знаменует маленькая картинка Видение Иезекииля (в галерее Питти). Тема «Мессы» имеет эмоциональный характер, она лишена активного драматизма и вот таким образом классическое оружие Рафаэля перед ней бессильно. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель, автор комедии «Каландрия», будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры).
Это впечатление усиливается благодаря двум ангелочкам у нижней рамы. Кастильоне родился близ Мантуи. Но портреты Рафаэля представляют собой особенную, специфическую разновидность портретного искусства.
Но Рафаэлю удалось создать впечатление исторически значительной ситуации. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Возможно, что Кэстиглайон позже служил «академическим советником» Рафаэля Школа Афин и что описание Zoroaster в той фреске может быть портретом придворного. Сущность классического стиля лучше всего можно было бы характеризовать словами Фауста: «Остановись мгновение, ты прекрасно».
В результате создается резкий диссонанс в совершенно геометрически правильном построении. Первая и, несомненно, самая совершенная композиция изображает Чудесный улов. Здесь небесная сфера еще объединена с земной. Но особенно содействует впечатлению воздушного витания мадонны контраст с окружающими фигурами. В облике папы не было ни властности, ни силы, ни значительности.
Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Получил гуманистическое образование в Милане. Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне называли идеалом целой эпохи. Его портреты ясны, отчетливы, как при дневном свете и пластически крепко выделяются на нейтральном фоне.
Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. На возвышении, в центре композиции, собрался весь хор апостолов. С формальной точки зрения портреты Рафаэля можно разбить на две группы. Но именно этот замысел чрезвычайно поучителен для перелома его стиля.
На заднем плане сцены слева происходит сбор пожертвований, справа — их раздача. Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось). Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями.
Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508). Тут есть заимствования из древнеримского декоративного репертуара (например из терм Тита и Золотого дома Нерона) использованы античные рельефы, саркофаги, геммы, но также мотивы средневековых скульптур и мозаик и даже рельефы Якопо делла Кверча.
Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный» идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира. Состав пирамидальный. Переходную стадию в этом тяготении Рафаэля от земли занимает так называемая Мадонна ди Фолиньо (теперь в Ватикане).
Он популяризировал термин sprezzatura, который переводит примерно к «беспечному мастерству» идеалу легкого изящества, приличествующего культурному человеку. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Такое же преувеличение бросается в глаза и в отдельных фигурах.
Всякому человеку Рафаэль стремится придать значительность и возвышенность. Castiglione усажен на коричневом фоне и носит темную копию с отделкой меха белки и черной ленты на его голове тюрбан, возглавленный зубчатым беретом. Следует отметить, что и руку кардинала Рафаэль кладет таким образом, что не видны пальцы и, следовательно, подчеркнута чисто абстрактная функция руки, как постамента, как горизонтального завершения. В этой тенденции безусловно проявляется процесс разложения классического стиля. Главным достоинством кавалера Кастильоне считал скромность.
«Сикстинская мадонна» с чрезвычайной наглядностью демонстрирует нам трагедию Высокого Ренессанса. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме.
В 1508—1513годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. Картина имеет пирамидальную композицию.
Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Если портреты кватроченто находились как бы вне времени, то портретам Рафаэля всегда присуща определенная ситуация. Как это впечатление достигнуто.
Картина «Преображение» распадается на две части. Следует, однако иметь в виду, что если в росписи двух первых ватиканских станц Рафаэль находился на высшем уровне чистого классического стиля (бесстрастное классическое спокойствие, возвышенный язык, выражающий великие гуманистические идеалы Ренессанса), то композиции ковров представляют собой шаг к разложению классического стиля — отчасти в сторону псевдоклассицизма, в сторону рассудочной схемы, сухого интеллекта, отчасти же в сторону динамики и пафоса барокко.
Это было первоначально окрашено на деревянной панели и позже перешло к холсту. На портрете он изображен от талии, в три четверти.
Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Папа только что рассматривал книгу с миниатюрами. Наверное, Рафаэль был согласен с этими словами Кастильоне, гуманиста и писателя, чье имя в Италии начала XVI века было синонимом обаяния, эрудиции, взыскательного художественного вкуса.
В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. В своем портретном искусстве Рафаэль руководствуется иными намерениями.
Для первой группы характерным примером может служить портрет Балдассаре Кастильоне, писателя-гуманиста, автора знаменитого трактата II Cortegiano, рисующего качества идеального кавалера и рыцаря. Но чем дольше мы смотрим на «Сикстинскую мадонну», тем яснее нам открывается ее основной недостаток. К римскому периоду деятельности Рафаэля с полной достоверностью можно отнести только один женский портрет — так называемую Donna velata (Дама в покрывале из флорентийской галереи Питти), в которой хотят видеть модель для Сикстинской мадонны. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же.
Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. И то, что казалось нам сначала необъяснимым чудом, обнаруживается как совершенство логического механизма.
Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски). Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес.