Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione 1478-1529)- итальянский писатель. Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione 1478—1529) — итальянский писатель. Бальдассаре Кастильоне (Castiglione 1478—1529)— итальянский писатель.
Бальдассаре Кастильоне (Castiglione 1478—1529)— итальянский писатель. Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione 1478—1529) — итальянский писатель. Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione 1478—1529)— итальянский писатель.
Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione 1478—1529)— итальянский писатель. Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione 1478—1529)— итальянский писатель.
Главное произведение Кастильоне — диалоги «О придворном» («О царедворце»), рисующие тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. В 1513 г. он занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим. Подобную тему — Мадонна во славе — можно встретить и в живописи кватроченто. К «Сикстинской мадонне» Рафаэля почти так же трудно подойти беспристрастно, как к «Моне Лизе» Леонардо.
На нем и сосредоточена основное внимание художника. На заднем плане сцены слева происходит сбор пожертвований, справа — их раздача. Уже в 1516 году картоны к коврам при непосредственном участии Рафаэля были закончены (теперь они хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне).
Главное сочинение Кастильоне – построенный в диалогической форме трактат «Придворный» («Il Cortegiano», книги 1-4, около 1516, опубликован в 1528), в котором описан ренессансный идеал личности. Получил гуманистическое образование в Милане. В 1521 году принял сан в 1524 назначен апостолическим нунцием в Мадриде.
Сущность классического стиля лучше всего можно было бы характеризовать словами Фауста: «Остановись мгновение, ты прекрасно». В мае 1523 г. в составе свиты Изабеллы дЭсте путешествует в Падую и Венецию.
В них всегда есть тенденция к несколько наивной фиксации физического сходства. Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный»6 идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира7. Папа только что рассматривал книгу с миниатюрами. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. Художники кватроченто не стремятся найти какое-нибудь определенное выражение у модели, подчеркнуть ее характер или мимолетное настроение, но придерживаются ее, так сказать, постоянных, незыблемых физических свойств. В марте 1520 года его схватывает жестокая горячка, а шестого апреля мастера не стало. Более того, чтобы не ошибиться, — даже хорошо зная, что похвалы ему воздаются неложные — пусть он на них не соглашается и не принимает без тени смущения как сами собой разумеющиеся но.
В решении третьей залы, так называемой Станцы дель Инчендио (то есть Комнаты пожара), участие учеников принимает гораздо более широкие размеры. Получил гуманистическое образование в Милане. В январе 1491 г., во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче дЭсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле дЭсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо II Гонзага (1466–1519 гг. ). Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. В 1513 году назначен Франческо Мариа Делла Ровере посланником в Риме.
Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях. Но вот одновременно с моментом преображения Рафаэль показывает сцену исцеления бесноватого мальчика. В облике папы не было ни властности, ни силы, ни значительности. В сочинении Кастильоне с громадный художественной силой выразилась вера в достоинство человека, в его способность к самосовершенствованию, убеждение в его безграничных творческих возможностях.
С 1504 г. – на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506 г. ) и Францию (1507 г. ). Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно. Но Рафаэлю удалось создать впечатление исторически значительной ситуации.
Наконец, — и это самое главное — замечательной логикой композиционной линии. Характерно, что не сохранилось собственноручных набросков Рафаэля к декорациям лоджий. По философскому направлению трактат Кастильоне «О придворном» следует отнести к ренессансному индивидуализму и неоплатонизму. Его взгляд не по-детски тверд и суров.
В 1508—1513годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Во-вторых, Рафаэль поставил в фоне две сопроводительные, но явно подчиненные папе фигуры. С античным неоплатонизмом у него есть общее: он старается оправдать, возвысить и превознести материальный мир, увековечить его при помощи идеалистических категорий основных представителей античного неоплатонизма Плотина (III в. ) и Прокла (V в. ).
Несмотря, однако, на поистине гениальное композиционное мастерство, «Месса в Больсене» производит значительно менее сильное впечатление, чем «Изгнание Илиодора» и «Освобождение Петра». Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай». В этой тенденции безусловно проявляется процесс разложения классического стиля.
Главным достоинством кавалера Кастильоне считал скромность. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е. Круг собеседников – приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббьены сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). В своем портретном искусстве Рафаэль руководствуется иными намерениями. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году.
(Именно Людовик Сфорцо позвал к себе инженером Леонардо да Винчи, а в последствии да Винчи писал портрет его любовницы, к которой Леонардо сам испытывал неоднозначные чувства — Чечилии Галлерани — портрет «Дама с горностаем»). Первая редакция сочинения была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция диалогов была напечатана в Венеции в 1528 г. в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки. Пятьдесят две фигурные композиции на сводах с изображением событий из Ветхого и Нового завета — так называемая Библия Рафаэля — и гротески на столбах составляют главное украшение лоджий. Надгробный памятник выполнен Джулио Романо (1492–1546 гг. ).
Во-первых, контрастами ее чистого, ясного силуэта, слева очерченного непрерывным контуром, справа изгибающегося тремя взлетами плаща. Еще более строго построен портрет Неизвестного кардинала (в мадридской галерее Прадо). Первая редакция сочинения была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция диалогов была напечатана в Венеции в 1528 г. в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки. Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай». Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. Поддерживал дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Римского Льва X (1513–1521 гг. ): Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем Санта, Микеланджело Буонарроти, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо.
Его несут не потому, что он не может ходить, а именно потому, что он — высшее существо. В мае 1523 в составе свиты Изабеллы дЭсте путешествует в Падую и Венецию. В некоторых из них, как, например, в женщине, несущей на голове кувшин с водой, чувствуется непосредственная инспирация Рафаэля, но уже лишенная чувства меры мастера.
Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. БАЛЬДАССАРЕ Кастильоне (1478–1529 гг. ) – итальянский писатель, граф Новилары, автор трактата «О придворном» – одного из самых знаменитых сочинений итальянского Возрождения. После кончины Кастильоне (возможно, от бубонной чумы) мать перевезла его прах в Мантую. Первая и, несомненно, самая совершенная композиция изображает Чудесный улов. Получил гуманистическое образование в Милане.
И точно так же к Христу ведет линия переднего берега и падающий контур холмов в глубине. К римскому периоду деятельности Рафаэля с полной достоверностью можно отнести только один женский портрет — так называемую Donna velata (Дама в покрывале из флорентийской галереи Питти), в которой хотят видеть модель для Сикстинской мадонны.
Переходную стадию в этом тяготении Рафаэля от земли занимает так называемая Мадонна ди Фолиньо (теперь в Ватикане). Но именно этот замысел чрезвычайно поучителен для перелома его стиля. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. С 1501года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах.
Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного. Классицизм Рафаэля все более начинает перерождаться в псевдоклассицизм. Объяснение надо искать в тех же причинах, которые вызвали неудачу «Парнаса».
Бог — это дитя на ее руках. КАСТИЛЬОНЕ (Castiglione) Бальдассаре (6. 12. 1478, Казатико, близ Мантуи – 2 или 7. 2. 1529, Толедо) итальянский писатель. Энгр говорил, что Рафаэль писал людей добрыми и честными. В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» — в духовной концепции богоматери и младенца. Вот таким образом эстетика Ренессанса не космологична и не теологична, но антропоцентрична. Два момента в замысле Рафаэля следует особенно подчеркнуть. Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо.
Главное произведение Кастильоне — диалоги «О придворном» («О царедворце»), рисующие тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Аналогичный стилистический процесс совершается и в творчестве Рафаэля.
Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Мы чувствуем, что перед нами не обыкновенный человек, но личность, делающая историю. В 1508 – 1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Тут есть заимствования из древнеримского декоративного репертуара (например из терм Тита и Золотого дома Нерона) использованы античные рельефы, саркофаги, геммы, но также мотивы средневековых скульптур и мозаик и даже рельефы Якопо делла Кверча.
Эта служба обширно прославила Кастильоне в Италии и за её пределами. Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес.
Мастерски Рафаэль сумел выделить именно это господство папы над окружающим. Для завершения характеристики Рафаэля нам остается познакомиться с его алтарными картинами римского периода. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме.
Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508). Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества. В 1508-1513 принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
В 1513 назначен Франческо Мариа Делла Ровере посланником в Риме. Наиболее сильное движение сосредоточено по краям центр фрески свободен и главное действующее лицо — благословляющий крестом папа — помещено в самой глубине пространства, но на этот раз чересчур далеко, так что теряет свое господствующее значение. Архитектурные заказы Рафаэль получает и в самом Риме и из других городов. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. Кастильоне родился близ Мантуи.
В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Он неглупый советчик правителя, преследующий не свой собственный, но государственный заинтересованность. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году.
В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Римский стиль требует суровости и возвышенности. Как продолжение и завершение флорентийских тенденций можно рассматривать только так называемую Мадонну делла Седиа (в галерее Питти во Флоренции). Затем самой невесомостью ее маленьких ног, чуть касающихся облаков.
И, во-вторых, то, что саму тему преображения Рафаэль трактует не как объективное событие, а как субъективное преломление в чувствах зрителей. Картина «Преображение» распадается на две части. С 1519 на службе у Федериго Гонзага. Болезненно переживает кончину Рафаэля Санта (1520 г. ) и посвящает его памяти латинскую элегию.
С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский- в 1561году.
В 1514 году фрески Станцы дЭлиодоро были закончены. Ковры должны были изображать жизнь апостолов Петра и Павла и украшать нижнюю часть стен Сикстинской капеллы, под фресками кватрочентистов.
Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. Леонардо разрешил проблему в духе чистого классического стиля тем, что поместил Христа в середине композиции. Итальянский дипломат, деятель культуры, писатель. Бог-отец, подобный Зевсу, является в окружении евангелических символов.
Но чем дольше мы смотрим на «Сикстинскую мадонну», тем яснее нам открывается ее основной недостаток. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения.
В результате создается резкий диссонанс в совершенно геометрически правильном построении. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. С формальной точки зрения портреты Рафаэля можно разбить на две группы. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах.
После избрания Римским папой Климента VII (ноябрь 1523 г. ) был назначен папским нунцием в Испании, куда прибывает в марте 1525 г. К 1527 г. относится острая полемика Кастильоне с секретарём императора Карла V Альфонсо де Вальдесом (братом известного мыслителя Хуана де Вальдеса). Его мать, Луиджа-Алоизия (так он сам будет называть ее в письмах), была родственницей семейства Гонзага, синьоров Мантуи. Попробуем отдать себе отчет, на чем покоится сила воздействия этой картины.
Дальнейший подъем в небесные высоты знаменует маленькая картинка Видение Иезекииля (в галерее Питти). Задача, стоявшая перед Рафаэлем, была аналогична той, которую Леонардо разрешил в своей Тайной вечере: Христос — пассивный, молчаливый свидетель драматической сцены, бурного проявления чувств и в то же время именно он должен быть духовным и физическим центром события. Следует, однако иметь в виду, что если в росписи двух первых ватиканских станц Рафаэль находился на высшем уровне чистого классического стиля (бесстрастное классическое спокойствие, возвышенный язык, выражающий великие гуманистические идеалы Ренессанса), то композиции ковров представляют собой шаг к разложению классического стиля — отчасти в сторону псевдоклассицизма, в сторону рассудочной схемы, сухого интеллекта, отчасти же в сторону динамики и пафоса барокко.
С 1504 года — на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. Возвышение Кастильоне в аристократических кругах шло параллельно с растущим признанием Рафаэля в качестве придворного живописца урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. Получил гуманистическое образование в Милане. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт.
Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. И здесь заметно предвестие искусства барокко, но осуществленное классическими средствами. Это самобытный синтез гуманистических представлений об идеале личности. Решение, данное Рафаэлем, во многих отношениях ближе к барокко, чем к Ренессансу, — Христос находится на самом краю картины, почти спиной к зрителю и тем не менее является магнитом, стягивающим к себе все элементы композиции.
Вместе с тем в поздних римских картинах Рафаэля обнаруживается и еще одна тенденция, весьма характерная для развития его стиля, — тенденция отделиться от земли, перенести место действия в небесные сферы из стоящих фигур сделать парящие в воздухе. Находился на службе у Лодовико Сфорца в Милане (1499), у Франческо Гонзага в Мантуе (с 1500), с 1504 у Гвидобальдо да Монтефельтро в Урбино, важнейшем культурном центре позднего гуманизма. Всякому человеку Рафаэль стремится придать значительность и возвышенность.
В 1508—1513годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Кастильоне родился близ Мантуи. Еще к концу флорентийского периода относится так называемая Мадонна Каниджани (в Мюнхене), с чересчур последовательным, геометрически точным проведением пирамидальной композиции и с несколько плоскостным характером фигурной группы. Помимо воображаемых, стилизованных портретов Боттичелли портреты кватроченто принадлежат к одному определенному типу.
Бальдассарре Кастильоне был автором знаменитого трактата Придворный (Кортеджиано) и близким другом Рафаэля. Эта декоративная концепция очень характерна для консервативной натуры Рафаэля. Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме5. Родился близ Мантуи. Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес.
Кастильоне изображён сидящим на фоне землистого цвета в тёмном дублете, отделанном беличьим мехом и чёрной лентой. С 1504 года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Писал на итальянском и латинском языках. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Начало работы датируется 1514 г. первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция датируется 1524 (без посвящения) она была напечатана в Венеции в 1528г. На их создание Кастильоне вдохновил изысканный и образованный Урбинский двор. Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. Главное противоречие Высокого Ренессанса (богатство изысканность и особенно величие на обломках полуразрушенной, проданной иноземным войскам и капиталам страны) не могло укрыться и от созидателей классического стиля.
Эта работа широко прославила Кастильоне в Италии и за её пределами. Потолок рассматривался как реальная непроницаемая плоскость. Кастильоне родился близ Мантуи. С 1501 г. выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах.
На портрете он изображен от талии, в три четверти. Это момент, чрезвычайно важный для уяснения психологии классического стиля. На возвышении, в центре композиции, собрался весь хор апостолов. В 1515 г. королём Франции становится Франциск I (1515–1547 гг. ). Начальное гуманистическое образование Кастильоне получил в Милане, где учился рыцарскому искусству при дворе Лудовико Моро.
Родился 6 декабря 1478 г. в Казатико, в окрестностях Мантуи, в знатной семье. Заказ на ковры Рафаэль получил немедленно после окончания Станцы дЭлиодоро. Как выше уже говорилось, принципы эти заключались в следующем.
Более того, занятия сии сделают его красноречивым и, как ответил Аристипп некоему тирану, смелым, дабы говорить уверенно с кем угодно. Получил гуманистическое образование в Милане. Этот замысел очень интересен как явная попытка нарушить декоративные принципы классического стиля. Первая редакция сочинения была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция диалогов была напечатана в Венеции в 1528 г. в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки.
принимал участие в войне Камбрейской лиги. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл.
Папа не смотрит на зрителя. Особенно яркой иллюстрацией этого перелома классического стиля является геркулесовски сложенный обнаженный юноша, напрягающий всю энергию своего мощного тела только для того, чтобы спрыгнуть с невысокой стены, которую он проще всего мог бы обойти. Наиболее близкой к духу Рафаэля является главная фреска — «Пожар в Борго», давшая зале наименование. Получил гуманистическое образование в Милане. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне называли идеалом целой эпохи. господина).
На их создание Кастильоне вдохновил изысканный и образованный Урбинский двор. В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»). Темой для декорации послужила сказка Апулея об Амуре и Психее.
Главной целью Рафаэля была легкость полета, мимолетность видения. Средние века и Возрождение».
Среди других сочинений – эклога «Тирси» («Tirsi», 1506), «Письма» (опубликованы в 1561). Шедевр создавался, когда Рафаэль был на пике славы, следовательно, появился благодарясовместным усилиям художника и его помощников, в том числе Джованни Франческо Пенни (1496–1536), Джулио Романо (1499–1546) и Перино дель Вага (1501–1547). Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий).
Как это впечатление достигнуто. «Сикстинская мадонна» с чрезвычайной наглядностью демонстрирует нам трагедию Высокого Ренессанса. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che gi s detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. Общий замысел, однако, несомненно восходит к Рафаэлю.
С 1519года на службе у Федериго Гонзага. В 1508–1513 гг. Главное произведение Кастильоне- книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Идеальный придворный само воплощение грации, гармонии, красоты, он эстетически совершенен.
Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. В сочинении Кастильоне с большой художественной силой выразилась вера в достоинство человека, в его способность к самосовершенствованию, убеждение в его безграничных творческих возможностях.
Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски)4. Зачем он это сделал. В портрете папы Льва X проблема была гораздо труднее. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Таким образом, во всяком случае композиционный замысел восходит к Рафаэлю.
Это глубокое противоречие объясняет недолговечность классического стиля. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). С 1504 года- на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Кастильоне родился близ Мантуи.
Но портреты Рафаэля представляют собой особенную, специфическую разновидность портретного искусства. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Это самобытный синтез гуманистических представлений об идеале личности.
Эта служба обширно прославила Кастильоне в Италии и за её пределами. Красота изливается как луч солнца на все сотворенные вещи.
Событие, о котором рассказывает фреска, произошло в IX веке. Граф Бальдассаре ди Кастильоне, живший при дворе герцога Гвидобальдо де Монтефельтро в Урбино, был представителем аристократической ветви гуманизма. Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508).
Это впечатление усиливается благодаря двум ангелочкам у нижней рамы. А между тем именно в ней элементы академического застывания классических приемов резко выражены. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме.
Но эта барочная цель достигнута в картоне Рафаэля еще классическими средствами. В 1521 году принял сан в 1524 году назначен апостолическим нунцием в Мадриде. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск. На их создание Кастильоне вдохновил изысканный и образованный Урбинский двор. Главное произведение Кастильоне диалоги О придворном (О царедворце), рисующие тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения.
В этом образе придворного Кастильоне не только воплотил гуманистический идеал личности, он оказался в то же время и социально ограниченным средой и представлениями аристократической элиты, к которой принадлежит герой Кастильоне и в которой он живёт и действует. Находился на службе у Лодовико Сфорца в Милане (1499 год), у Франческо Гонзага в Мантуе (с 1500 года), с 1504 года у Гвидобальдо да Монтефельтро в Урбино, важнейшем культурном центре позднего гуманизма. Окончательный отрыв от земли фантазия Рафаэля совершает в знаменитой Сикстинской мадонне.
Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями1. На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось)4. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель, автор комедии «Каландрия», будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры).
С 1504 года – на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Статическое, неподвижное в картине одерживает верх над легким и переменчивым. С 1504года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины3. Обратите внимание, что у левого ангелочка только одно крыло.
Такая личность сама по себе органично подходила к представлениям художника об идеальном человеке. Среди других сочинений – эклога «Тирси» («Tirsi», 1506 год), «Письма» (опубликована в 1561 году). Писал на италянском и латинском языках. И в пропорциях тела младенца и в его позе Рафаэль подчеркивает героическое. Возрожденческий неоплатонизм не удовлетворяется ни античным политеизмом, ни средневековым монотеизмом.
Как только симультанное впечатление было окончательно зафиксировано, оно перестало быть мгновением. В мае 1523года в составе свиты Изабеллы дЭсте путешествует в Падую и Венецию. Но именно благодаря остановке мгновение теряет всю свою красоту. LXXIII).
Картина имеет пирамидальную композицию. Для первой группы характерным примером может служить портрет Балдассаре Кастильоне, писателя-гуманиста, автора знаменитого трактата II Cortegiano, рисующего качества идеального кавалера и рыцаря. В этом образе придворного Кастильоне не только воплотил гуманистический идеал личности, он оказался в то же время и социально ограниченным средой и представлениями аристократической элиты, к которой принадлежит герой Кастильоне и в которой он живёт и действует.
Кастильоне (1478–1529) — выдающийся гуманист и писатель, был одним из корифеев итальянского Возрождения, а его работы воплощают многие взгляды и идеи эпохи. В 1513 г. назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. В 1508-1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
Верхняя часть напоминает идею «Сикстинской мадонны» но теперь божественное видение дополняется драматической сценой, происходящей на земле. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). Его руки сложенны, а взгляд, видимо, направлен на художника.
Мы не верим ни усердию папы, ни робости святой Варвары. Тема «Мессы» имеет эмоциональный характер, она лишена активного драматизма и вот таким образом классическое оружие Рафаэля перед ней бессильно.
Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же. Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра». Если же из-за других дел или недостаточной подготовки он не достигнет совершенства, которое снискало бы его творениям большое одобрение, пусть он предусмотрительно их схоронит, дабы не давать другим повода для насмешек над собой и показывает их только другу, которому можно доверять.
Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев, различных интеллектуальных развлечений, в том числе, остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Как Леонардо, Рафаэль заканчивает свой путь предвестником маньеризма и барокко. Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Известная еще до публикации, «Книга о придворном» была отдана в печать сразу двум известным издателям: Мануцию в Венеции, где она вышла в апреле 1528 г. и Джунти во Флоренции, где она появилась несколькими месяцами позже.
Получил гуманистическое образование в Милане. Главное сочинение Кастильоне – построенный в диалогической форме трактат «Придворный» («Il Cortegiano», книги 1-4, около 1516 года, опубликован в 1528 году), в котором описан ренессансный идеал личности.
Его волосы, как у пророка, подняты и спутаны. Но Рафаэль решительно избегает как леонардовского сфумато, так и глубоких фонов. Его безукоризненный придворный наделён всеми достоинствами абсолютного, всесторонне образованного и утончённо воспитанного человека.
И так же двоится духовное содержание картины: к волнению, вызванному чудесным исцелением, примешивается восторженное изумление перед тем, что происходит на горе. Но эта ситуация портретов Рафаэля имеет чисто идеальный характер. У Рафаэля Христос остановился у самого края картины (только на мгновение, как кажется, чтобы отдать ключи апостолу Петру и сейчас он исчезнет) при этом одна фигура Христа уравновешивает всю толпу апостолов — опять замысел, далеко выходящий за пределы классической схемы. Для того чтобы лучше понять портретную концепцию Рафаэля, стоит вспомнить, как к проблеме портрета подходили художники кватроченто.
С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Здесь небесная сфера еще объединена с земной. С 1519 г. – на службе у Федерико II Гонзага (1500–1540 гг. ). «Преображение» (теперь в Ватиканской галерее) было заказано Рафаэлю в 1517 году Джулио Медичи и после смерти мастера закончено Джулио Романо. Такое же преувеличение бросается в глаза и в отдельных фигурах. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббьены сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры).
Эту черту Рафаэль подчеркивает в жесте рук, отчасти в позе модели (но есть и гордость и прямодушие). Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры1. В 1516 году отправляется в ссылку в Мантую вслед за отстранённым от власти Франческо Марией делла Ровере. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевропейской литературы. В 1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а годом позже – в завоевании Болоньи.
Если портреты кватроченто были немы, то портреты Рафаэля говорят. Богоматерь легка и чудесна, но она выступает здесь только в качестве опоры, в качестве носительницы.