В эскизе модель запечатлена в порыве. Характерный стиль Бакста изысканно-графичный, полный острого чувства театральной (то забавной, то зловещей) ирреальности окружающего бытия, сформировался на рубеже веков в оформлении журнала «Мир искусства», «Ежегодника Императорских театров», журналов «Художественные сокровища России», «Весы» и др., а также в дизайне книг (Снежная маска А. А. Блока, 1907 и др. ). Он мало работал в жанре пейзажа, но имеющиеся работы показывают импрессионистское видение художника. Место рождения – город Гродно имя при рождении – Лев Самойлович Розенберг. В 1909 г. Бакст принял приглашение С. Дягилева стать художником-сценографом в его антрепризе и оформил балет «Клеопатра». В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа.
Лев Бакст родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1866 года в Гродно, в небогатой еврейской семье раввинаРаввин (от древне-еврейского рабби — мой учитель) — в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа. С 1889 подписывал свои работы «Бакст» (от Бакстер – фамилия бабки по материнской линии). Но все же, отбросив горечь обид и неприязнь к Дягилеву, он создает для этого театра свою лебединую песню – необычайно эффектный спектакль «Спящая красавица» (6 декораций и около 300 костюмов). Выступал с лекциями «Искусство одежды», «Театр завтра», «Новые формы классического танца» в Америке. В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. Среди его картин – Ужин, 1902 Древний ужас, 1908, обе – в ГРМ Автопортрет, 1906, ГТГ. Елены Владимировны и Вел. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций.
С 1909 по 1914 гг. Пропустим графу о родителях, т. к.
Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Один из организаторов и активнейших деятелей объединения Мир искусства. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., в том числе как мастер портретаПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
в ее пугающем, дионисийски-«ницшеанском» облике. Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в сущности, призван. П. Дягилев с няней», 1906 г. ). Ближайший сподвижник Дягилева, в 1911 он был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Через четыре года в семье родился сын Андрей (впоследствии стал известным театральным декоратором в Париже), которого отец горячо любил, впрочем, как и свою приемную дочь Марину Грищенко.
Льва Бакста проявился в сценографии. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Сказку продолжил театр, куда родители стали вывозить сына едва тот достиг сознательного возраста. Одновременно Бакст не отходит и от портретной живописи – им исполнены отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899) и А. Белого (1905) и 3. В обложках и виньетках, сделанных Бакстом для журнала, почти нет растительной орнаментики, столь привычной в работах Константина Андреевича Сомова (1862—1939).
Под их влиянием художник увлекается акварелью. Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки – Бакстер. «Он — художник в душе» — это слова Александра Николаевича Бенуа из той главы его книги «Мои воспоминания», которая называется «Левушка Бакст»1. «Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия.
К лучшим достижениям в жанре портрета относятся ранние: «Уриэль Акоста» (1892 г. ), «Голова араба» (1893 г. ), «Молодой дагомеец» (1895 г. ). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица».
Бакст оформил 12 спектаклей в «Русских балетах» Дягилева, а также несколько постановок для И. Рубинштейн и А. Павловой. Работая в самых разных техниках, Бакст проявил себя и как высокоодаренный художник, в том числе мастер остроэкспрессивного портрета (В. В. Розанов, 1901, Третьяковская галерея С. П. Дягилев с няней, 1906, Русский музей, Петербург, – картина, которая считается лучшим портретом великого антерпренера). Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. В 1909–1918 и 1921–1921 — художник Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже (с 1911 — художественный директор антрепризы).
Его называли «арбитром элегантности и хорошего вкуса», с его мнением считались не только художники, но и артисты и музыканты. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения Мир искусства (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала Мир искусства. Декор Бакста (в «Русских сезонах» – балетов Клеопатра А. С. Аренского, 1909 Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910 Дафнис и Хлоя М. Равеля и др. ) – по-своему «со-режиссерский», концентрировал образную суть спектакля в экзотически-сказочных зрелищах традиция живописного театра достигла здесь своих вершин. Так, художественное оформление балета «Жар-птица» (музыка Стравинского) взял на себя Головин, но исключительно трудный наряд Жар-птицы создал Бакст.
В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис15. А как он всю жизнь боялся смерти. »10.
Его самоуверенной фигуре художник противопоставляет фигурку доброй старенькой няни, сидящей в дальнем углу («С. Экспонировал свои произведения на выставках: Blanc et noir (1890, 1891), ИАХ (1890–1897, с перерывами), Общества русских акварелистов (1891–1897, с перерывами), Общества поощрения художников (1892), Санкт-Петербургского общества художников (1895), Общества Леонардо да Винчи (1906), Еврейского общества поощрения художеств (1917) в Петербурге — Петрограде, Московского общества любителей художеств (1896–1910, с перерывами), Мюнхенского Сецессиона (1898, 1899), Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде (1909). Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908). Оформленная подобным образом «Выставка русского искусства», организованная Дягилевым, пользовалась неизменным успехом в Париже, Берлине и Венеции.
— Е. Н. ) обведены карандашным контуром, в ряде мест рисунка трактованы как кружево. Архаическая статуя Аполлона, возвышающаяся здесь на фоне грозовой горной панорамы, олицетворяет античностьАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). В журнальной графике Бакст раскрылся как превосходный стилист. (в «Русских сезонах» балетов «Клеопатра» Антона Степановича Аренского (1909), «Жар-птица» Игоря Федоровича Стравинского (1910) и др. ) выражали образную суть спектакляСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др. ), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. В. Розанов» (1901), — с философом, замершим в задумчивости с фигуркой Изиды в руке, — и «С. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение.
в феерических, экзотически-сказочных зрелищах романтическая традиция «живописного театра» достигла здесь своих вершин. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями.
Растущая популярность сделала художника желанным сотрудником в редакциях многих журналов: «Нива», «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Жупел», «Сатирикон» и др. В этот период он занимается живописью в парижской студии Ж. -Л. Жерома, в академии Р. Жюльена, учится у А. Эдельфельда. Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Среди его лучших работ называют портреты А. Бенуа, И. Левитана, зрелые работы начала 20 века, портреты З. Гиппиус, И. Рубинштейн, С. Дягилева с няней, Ж. Кокто, В. Цукини. Бакст — выдающийся мастер русской графики конца XIX — начала ХХ века. Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства., подписывая им с 1889 года свои работы. Родился Лев Самойлович Бакст (Розенберг) 9 мая 1866 года в Гродно.
Что-то пикантное и милое мы находили в его говоре, в его произношении. Все чаще и чаще его нервная система давала сбои. Для Бакста, привыкшего к журнальной работе и любившего ее, закрытие «Мира искусства» было неприятным событием. Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии.
Подробностей я еще не знаю. Учился в ИАХ (1883-1887, вольнослушатель) в студии Ж. – Л. Жерома, в академии Р. Жюльена у А. Эдельфельта (1893-1896) в Париже. Имя Леон Бакст стало звучать как парижское.
В 1889 году художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии – Бакстер. В 1883 поступил по совету М. М. Антокольского вольнослушателем в петербургскую Академию художеств, где учился до 1887. Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержаниемпортретов: Вел.
Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Лицо дамы закрыто, но современники догадывались, что под маской незнакомки таится Смерть. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Но главной остается игра линий.
Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Острота видения людей позволяет ему в образованном, веселом, остроумном В. Ф. Нувеле (1895 г. ) одновременно показать «паршивого сноба» и позера. Первое течение тянет нас назад, к предкам.
Ближайший сподвижник Дягилева, с 1911 был художественным директором его «Русских сезонов». Смущало приятелей пристрастие Бакста к академической школе, к творчеству передвижников. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Обложки, рисунки, шрифт — мелко, сухо и тощо — невыразительно.
Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. Сказывалось многолетнее переутомление. Необычайно зрелищным стал спектакль «Пизанелла», созданный Мейерхольдом для Иды Рубинштейн в 1913 г. Это самая большая, сложная постановка Бакста. Все это – желтое, оранжевое, красное, зеленое. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист.
П. Дягилев с няней» (1906), — этот, наиболее известный из портретов великого антерпренера изображает его крайне напористым и энергичным, остановившимся как бы лишь на мгновение, вдали же сидит его старая няня, словно олицетворяющая уходящую усадебную Россию, столь милую сердцу «мирискусников». Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И. Первые впечатления были противоречивыми. В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922). (Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л. П. Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно "наказан". ).
И только виновник торжества «чувствовал себя постыло равнодушным и почти унылым среди этого успеха». С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. На выставках с 1890 г. (Академия художеств, Общество русских акварелистов, Союз русских художников и другие). Он предлагал домам тканей и мод не только модели, но и разработанные им рисунки тканей. Этот автопортрет – среди представленных там работ.
Побывав в 1907 году вместе с Валентином Александровичем Серовым в Греции (путевые записки об этом «Серов и я в Греции» вышли в 1923 отдельной книжкой), Лев Бакст создал ряд средиземноморских пейзажейПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Он до мелочей прорабатывал каждую деталь театрального наряда, делая их удобными и исключительно выразительными. С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого им журнала — Лев Бакст стал его активным участником. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.
Рисунок фронтисписа экспрессивен и динамичен. Декор Бакста (в «Русских сезонах» – балетов Клеопатра А. С. Аренского, 1909 Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910 Дафнис и Хлоя М. Равеля и др. ) – по-своему «со-режиссерский», концентрировал образную суть спектакля в экзотически-сказочных зрелищах традиция живописного театра достигла здесь своих вершин. Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) писал: «Рисунок.
«С одной стороны, — пишет по этому поводу Алексей Алексеевич Сидоров, — в годы разочарования и пессимизма после временной победы реакции образы смерти чем дальше, тем больше стали входить как тема в русскую графику с другой — «маскарадность», театральность возникла из убеждения, что внешняя видимость мнимого благополучия, официально провозглашаемого, есть обман, что задачей искусства является преодоление его»8. Прелестны егоакварели-миниатюры иллюстрирующие русский быт начала XIX века. опять-таки разные источники пишут по-разному о них их роде занятий и происхождении. Мастерство и изысканный вкус Бакста проявились в портретных работах, пейзажах и графике. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства12.
Затем (1893-1896 гг. ) занимался в парижских студиях Ж. -Л. Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна. Весь свой живописный темперамент, полный чувства театральности, Бакст выплеснул, оформляя балет «Шахеразада» (1910 г. ). «Мир искусства» совершил, можно сказать, бескровную революцию в искусстве оформления русской книги. В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в Петербурге.
Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Костюм становится как бы одушевленным и активно участвует в спектакле. Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектакляхРусских сезонов Дягилева. В 1898 году совместно с Дягилевым создают журнал «Мир искусства», графика, напечатанная в этом издании, принесла Баксту широкую известность.
Он всегда был полон замыслов и исканий. Начал заниматься живописью самостоятельно изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов. км2.
В 1883 г. Лев стал вольнослушателем Академии художеств. В 1911–1913 принимал участие в постановках И. Рубинштейн и А. П. Павловой. А картина "Ужин" (1902) стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина)., а также панноПанно (франц.
На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст. Этого художник стерпеть не смог.
В 1890 году Бакст изучал технику акварелиАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Бакст. Однако личное счастье было недолгим. Но уже к концу 1900-х гг. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева».
имя и фамилия Розенберг, Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924), – русский художник и сценограф. Вольнослушатель Академии художеств до 1894 г., далее учился в Париже. Она была, по признанию критики и публики, лучше самого балета. Глубоко психологичны портреты К. А. Соловьева (1906 г. ), М. А. Балакирева (1907 г. ). Второй номер был отдан Константину Сомову, а третий — Виктору Эльпидифоровичу Борисову-Мусатову (1870—1905).
Художник максимально использовал игру света и цветов. Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. С 1914 г. – академик. Это сказывалось в выборе сюжетов картин, близких то ли к Крамскому, то ли к Маковскому. Стал одним из основателей общества «Мир искусства» (1898). Участник международных выставок в Берлине (1896), Венеции (1907, 1914), Всемирной выставки в Риме (1911), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде (1896) и других. В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис.
На него сыпались интересные заказы и от других театров. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера. » (1891). Н. Гиппиус (1906), живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).
Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж» и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов. Журнал издавал и редактировал Н. П. Рябушинский.
Он жил и работал в Женеве, хотя труппа с успехом гастролировала по Америке. С Львом Самойловичем Бакстом мы встречаемся в четвертом номере «Золотого руна» за 1906 год. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной. Вскоре они переехали в Петербург. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Внутренне напряженным, в эффектной позе предстает перед зрителем знающий себе цену и привыкший повелевать С. П. Дягилев.
Старик был заядлым театралом и привил эту страсть внуку. По возвращении Бакст начинает преподавательскую деятельность в школе E. Н. Званцевой (1906-1910 гг. ). Панно имело большой успех: в частности, поэт Вячеслав Иванович Иванов посвятил ему специальное эссеЭссе (французское essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень в русской литературе образцы у Федора Михайловича Достоевского, Василия Васильевича Розанова, Вячеслава И. Иванова)., вошедшее в его книгу «По звездам» (1909). Он продолжал заниматься и станковым искусством – исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Средняя высота ок. Никто до него не уделял костюму такого внимания.
Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898). Работая над театральными костюмами, Лев обнаружил в себе талант стилиста, он рисовал эскизы дамских нарядов и стал настоящим законодателем моды в стиле модерн. А еще он находил время участвовать во всех начинаниях «мирискуссников», ведь этот «нежный Бакст с розовой улыбкой» долго был одинок. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем.
Определенный, хотя и небольшой заработок в начале 1890-х годов давала работа в журналах «Художник» и «Петербургская жизнь». Как художник он еще не сложился, а ему приходилось искать заработок, чтобы помочь семье после смерти отца (часть расходов взял на себя дед).
Это не приносило ему творческого удовлетворения. Бакст оформляет «Снежную маску» Блока (1907 г. ) и «Нос» Гоголя (1904 г. ) создает проекты ваз для императорского фарфорового завода. Письма написаны очень блестяще, остроумно, смешно. »11.
Однако молодые люди одеты совсем не по-зимнему. Ближайший сподвижник Дягилева, с 1911 был художественным директором его «Русских сезонов». Настоящее имя Бакста — Лев Самойлович Розенберг2. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. Синтез музыкальных, ритмических и художественных достижений позволял создавать неповторимые зрелища, потрясая зрителей от спектакля к спектаклю («Карнавал», 1910 г. «Нарцисс», «Видение розы», «Пери», все в 1911 г. «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Послеполуденный отдых фавна», все в XII г. ). Площадь островов около 730 тыс.
С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым отправился в Грецию и на Крит.
Талант Бакста-графика и его опыт иллюстратора был полной мерой востребован, когда он возглавил художественный отдел журнала «Мир искусства» (1898 г. ). «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов. Валечка пришел для того, чтобы прочесть нам письма Бакста к нему. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
В работах над «Ипполитом» и «Эдипом в Колоне» раскрылся талант непревзойденного ретроспективного стилиста. Побывав вместе с В. А. Серовым в Греции (1907), создал ряд пейзажей, а также панно Древний ужас (1908, там же), где античность представлена в ее пугающем, дионисийски-«ницшеанском» облике. Также Бакст принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Путешествовал по ряду стран ЕвропыЕвропа — часть света площадью около 10 млн. Под рисунками стояла подпись «Л. Бакст». С 1890 — участник выставок.
Живописи и графике «Мира искусства» (Л. О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году.
Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). Картина, созданная по мифу о гибели Атлантиды, принесла Баксту большой успех на выставке в Париже (1909 г. ). Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. БАКСТ, ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ (наст. Бенуа познакомил Бакста со своими друзьями — Валентином Нувелем и Дмитрием Философовым. Член-учредитель объединения «Мир искусства» (1898–1921, с перерывами), член Союза русских художников (1903–1910), Осеннего салона в Париже (1907–1911, с перерывами).
В 1909-1914 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас». сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже – как в дамских платьях (в том преобладании красного – fraise, которое я отмечал недавно), так и на картинных выставках.
На втором была представлена Жанна дАрк на костре. Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Путешествовал по ряду стран Европы (1891), в 1893–1899 брал уроки в частных академиях Парижа. кн.
А представленную художником на выставке «Современное искусство» (1903 г. ) изящную мебель для будуара в стиле модерн приобрел барон фон Мекк. Публика аплодировала декорациям, лишь только взлетел занавес. Изящный портрет-рисунок М. Г. Савиной (1899 г. ) является лучшим изображением актрисы.
Н. Гиппиус (1906 г. ). Исполнял обложки и виньетки для журналов. Набоковой и автопортрет. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину— в Беларусь16 (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. (жанровые сценки, еврейские типажи, религиозные композиции).
В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов. В своей работе «Богоматерь, оплакивающая Христа» он изобразил мать Иисуса старой измученной женщиной с покрасневшими от слез глазами, а остальные персонажи наделил явно выраженными еврейскими чертами. Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения. Бакст делал для этого журнала обложки, рисовал иллюстрации и виньетки. Но чувство одиночества и тоски изводило этого обаятельнейшего человека.
Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств. Нити жемчуга, золотые браслеты и другие украшения усиливали сверкание. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.
В 12 лет он стал победителем конкурса в гимназии, лучше всех нарисовав портрет Жуковского. «Из графика я превратился в чистого живописца», — писал он критику и коллекционеру П. Д. Эттингеру в 1910. Сотрудничал также с театральными труппами Европы и Америки. Известен также как рисовальщик. Первый номер иллюстрировал Михаил Александрович Врубель (1858—1910).
Русский балет пользовался колоссальнымуспехом за рубежом и особенно во Франции и Великобритании, оноказал значительное влияние не только на хореографию, но и на на развитие мирового искусства в целом. По сути, до «Русских сезонов»парижане и не подозревали о такой мощи российскогоискусства. Его характерный стиль, — изысканно-графичный, полный острого чувства театральной (то забавной, то зловещей) ирреальности окружающего бытия — сформировался в процессе оформления журналов «Мир искусства» (1898-1904), «Ежегодника Императорских театров», «Художественные сокровища России», «Весы» и др., а также в дизайне книг («Снежная маска» Александра Александровича Блока, 1907). В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом.
Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом. Помимо театральных работ он создал великолепные панно на тему «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне. Семья была большой, с патриархальными устоями. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными.
Воспитывался в Петербурге дедом и бабушкой по матери, вот таким образом впоследствии и взял их фамилию (Бакстер) в качестве основы псевдонимаПсевдоним — условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). Но особенно удаются художнику портреты друзей. каждый занавес сопровождался громом аплодисментов». Также он оказался хорошим педагогом.
Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. кн.
В общем его творческую эволюцию можно представить как движение от линии к цвету. Жерома, Р. Жюльена и А. Эдельфельта. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Для его произведений характерны «щедрость» цвета и форм: легкий мазок, гибкая экспрессивная линия, контрастность колористических сочетаний. «Форму легче почувствовать и синтезировать через краску, подлиннее и реальнее выходит», — писал он художнице А. П. Остроумовой-Лебедевой в том же году. В 1891 году художник взял фамилию деда – стал Бакстом. Бенуа познакомился с ним в марте 1890 года и сразу же решил привлечь его к сотрудничеству в кружке, в котором угадывались контуры будущего «Мира искусства». Он очень любил этот вид искусства. Художник часто жаловался, что вынужден выполнять неинтересные заказы только ради материального благополучия (копия с портрета царя – поездка в Испанию заказ Военно-морского министерства – обучение в Париже преподавал рисование детям великого князя Владимира и писал портреты всего его семейства). Успех был потрясающий.
Его вкусу доверяли при оформлении выставок. В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922)17. За этим шагом последовала жестокая реакция властей – они выслали тогда уже знаменитого на всю Европу художника из Петербурга, запретив ему как еврею проживать в столице. Графика Бакста «населена» не цветами, листьями и бутонами, а людьми или вполне очеловеченными образами неземных существ. Лев Самойлович был не только постоянным участником выставок «Мир искусства», но и художником их интерьеров.
Результатом поездки стали публикация дорожных записок «Серов и я в Греции» и большое декоративное панно архаико-символического звучания «Terror antiquus» («Древний ужас», 1908 г. ). Какая боль и затаенное страдание во взгляде обреченного, безнадежно больного художника. Монблан). Кто-то познакомил его с издателем, выпускавшим «книжки для народа». Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др.
По словам одного из мастеров младшего поколения мирискуссников Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883—1973), «в 1900-х годах оформление изданий стало ремесленным. Бакст, которого часто упрекали в «похожести на других живописцев», виртуозно использовал это качество для создания исторически достоверных костюмов и декораций, органично соединяя его с требованиями зарождающегося модерна. В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры и выставки).
Выполнил декорации к спектаклю «Ипполит» Еврипида (1902), балетам «Фея кукол» Й. Байера (1903), «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (1911), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1916), хореографической постановке «Клеопатра» на музыку балета А. С. Аренского «Египетские ночи» (1909) и другим. Он как-то шепелявил и делал своеобразные ударения. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. «Это прямое, сладострастное, яркое, как ткани Востока и самоцветные камни, раздушенное ароматами Востока творчество Бакста» выплеснулось за пределы театра. Здесь образ строился с помощью сопоставления цветовых пятен. Был одним из основателей общества «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву.
С 1902 года художник работал для Эрмитажного и Александринского театров. Но не всегда талант художника был востребован. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.
В 1981 году Бакст, Бенуа и Дягилев создают общество «Мир искусства». Отец его занимался торговлей, мать воспитывала детей и вела хозяйство. 1893-99 гг. Начало ХХ века прошло в Европепод знаком «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева из которых позже (c 1909 г. по 1929 г. ) выросла его же балетная антреприза «Русский балет С. Дягилева». Соглашаясь с этим высказыванием, я бы, однако, вместо «в 1900-х годах» написал «к 1900-м годам», да еще изменил бы порядок имен, поставив на первое место Бакста, — хотя бы для того, чтобы соблюсти хронологию, принимая во внимание время, когда эти мастера пришли в книжное искусство. Это был трудный период в жизни юноши. Впрочем, на все это вскоре перестали обращать внимание.
Аналогия допустима, но говорить о влиянии Сомова на Бакста не приходится, поскольку «Театр» появился примерно на год позднее «Снежной маски». Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Он был в центре художественной жизни Парижа. Лев Бакст, картины которого поражают разнообразием, много экспериментировал с живописной техникой. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». После возвращения дягилевской антрепризы (1917 г. ) Бакст с горечью осознает, что его место отдано другим художникам, а старый друг ведет себя более чем некорректно – то поручает оформление спектаклей, то отдает работу другим.
Дом бывшего известного парижского портного больше напоминал парижский салон. Сотрудничали с журналом ведущие художники. Когда «Золотое руно» прекратило существование, Л. С. Бакст начал сотрудничать в журнале «Аполлон», выходившем в Санкт-Петербурге с октября 1909-го по 1917 год. «Единственно кто имел успех – это Бакст, – вспоминал Мейерхольд, – в зале стоял стон. В декорациях и картинах всегда склонный к архаике художник великолепно передал «грандиозную и священную красоту Древнего Египта». И Сидоров вспоминает об обложке Константина Сомова к книге «Театр. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне.
Ошеломляющее впечатление исходило от всех спектаклей. Трагически звучит контрастный графический «Портрет И. И. Левитана» (1899 г. ). Провел персональные выставки в Париже (1893, 1911), Лондоне (1912, 1913, 1917), Берлине (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1920, 1922), Цюрихе (1913), Бостоне, Буффало, Филадельфии (все — 1914), Чикаго (1914, 1923). Выдаются также его Императрица Елизавета Петровна на охоте (1903), Коппелиус (1909), очень интересно написанный Ужин (1903) и два панно: Осень (1906) и Элизиум, эскиз занавеса (1906).
Предисловие к первому номеру было отпечатано золотом. В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства». Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. С 1883 года Лев Розенберг состоял вольнослушателем при Академии художеств. Чуждый чванства и слепого упрямства, Бакст был очень искренним и простым человеком». 300 м, максимальная — 4807 м (г. Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно.
Родился в Гродно 27 апреля (9 мая) 1866 в семье раввина. Сильное впечатление оставляют «огромные широко разверстые глаза, бушующие костры на бледном изможденном лице» А. Белого (1905 г. ). Тогда началась эра «золотых двадцатых», в моде был джаз, блюз, чарльстон, «гарлемские ренессанс». Париж был подлинно пьян Бакстом», – писал А. Левинсон в журнале «Жар-птица». Лев родился в Гродно в большой еврейской семье.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаЛеон БакстГоды жизни: 08 февраля 1866 — 28 декабря 1924Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникПервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Бакстовские эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа. Юный художник был вынужден покинуть Академию под предлогом прогрессирующей близорукости.
На одном из них был изображен проповедник и религиозный писатель отец Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829—1908), пользовавшийся в ту пору колоссальной популярностью. Балеты в постановке Бакста еще долгое время шли в Париже. Приобщение к искусству началось с чтения книг, обучения музыке и общения с дедом, который прожил много лет в Париже и превратил свою квартиру на Невском проспекте в подобие шикарного парижского салона. Примечательно, что первые его самостоятельные шаги в искусстве были связаны с книгой.
К числу самых известных его портретных картин принадлежат «В. Он их читал, подражая интонации и манере говорить Бакста. Но эта область декоративного искусства особого интереса у Бакста не вызывала. В 1911 – 1913 принимал участие в постановках И. Рубинштейн и А. П. Павловой. Он нередко придумывал костюмы и не только для сцены.
Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. В 1903 году в Варшаве принял лютеранство источник не указан 712 днейради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко11. Полотно перечеркнули крест-накрест. Словно «черный жук, завалившийся в глубокое кресло» изображен погруженный в чтение А. Н. Бенуа (1898 г. ). Результатом становится создание объединения "Мир искусства" (1898). Умер Лев Самойлович Бакст в Париже 27 декабря 1924 года.
Единственной преградой между ними было различие в вероисповедании. Дягилев умел выжимать из подчиненных последние силы. Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. «Бакст изумительный каллиграф русского искусства. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового.
В 1890-1893 годах делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». Довольно правильным чертам лица вредили подслеповатые глаза («щелочки»), ярко-рыжие волосы и жиденькие усики над извилистыми губами. (1891), в 1893-1899 годах брал уроки в частных академиях Парижа. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. В «Золотом руне» печатались Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский. С той же силой непосредственного художественного впечатления и мастерством исполнены более поздние портреты И. Рубинштейн (1921 г. ), Ж. Кокто (1911 г. ), М. Казата (1912 г. ), Л. Мясина (1914 г. ), В. Цукини (1917 г. ). Покладистый и терпеливый Бакст очень страдал от наполеоновских замашек директора антрепризы от того, что «не позволяют сделать для родины самое лучшее, самое зрелое, самое вдохновенное» от разлуки с сыном.
Графические работы он еще долгое время подписывал своей фамилией Розенберг, хотя под первыми живописными пробами уже ставил псевдоним Бакст, сократив фамилию бабушки по матери (Бакстер). К тому же это был декор воистину «балетмейстерский»: уделяя особое внимание костюмам (и придавая им, с одной стороны, раскованную легкость античных одежд, а с другой — пышную восточную роскошь), Бакст активно способствовал модернизации балетного танца в сторону «ритмики свободного тела», преодолевающего условность прежних канонических движений и поз. Отойдя от дягилевской антрепризы, Бакст остался не у дел. Такая трактовка для жюри была просто немыслима.
Когда же мы отучимся от этой гибельной манеры пренебрегать, презирать, а главное, не замечать минуту настоящую, сегодняшнюю, которая и есть реальная жизнь. В 1902 г. Лев Самойлович познакомился со вдовой художника H. Н. Грищенко, Любовью Павловной (дочерью П. М. Третьякова). С 1901 — работал для театра: оформлял спектакли Эрмитажного (1902, 1903), Александринского (1902, 1904), Мариинского (1903) и других театров Петербурга, труппы Иды Рубинштейн (1904) и Анны Павловой (1910-е). В 1911-1914 годах именно Бакст оказал наибольшее влияние на европейских художников-модельеров.
Александр Николаевич Бенуа в своем труде "Русская живопись в XIX веке" дал вот такую, несколько ироничную, характеристику Баксту: "У Бакста «золотые руки», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Самыми яркими впечатлениями мальчика стали встречи и общение с дедом. В 1890 году Бакст знакомится с художником Альбертом Николаевичем Бенуа изучает технику акварели в мастерской А. Н. Бенуа и выставляет свои работы в «Обществе акварелистов». Преобладают равнины.