Слава его достигла апогея: в 1914 году он удостоился ордена Почетного легиона. К числу самых известных его портретных картин принадлежат «В. Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Подробностей я еще не знаю.
Когда «Золотое руно» прекратило существование, Л. С. Бакст начал сотрудничать в журнале «Аполлон», выходившем в Санкт-Петербурге с октября 1909-го по 1917 год. Побывав в 1907 году вместе с Валентином Александровичем Серовым в Греции (путевые записки об этом «Серов и я в Греции» вышли в 1923 отдельной книжкой), Лев Бакст создал ряд средиземноморских пейзажейПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Париж был подлинно пьян Бакстом», – писал А. Левинсон в журнале «Жар-птица». Сблизившись сА.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. И только виновник торжества «чувствовал себя постыло равнодушным и почти унылым среди этого успеха». Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале.
Лев Самойлович Бакст (Розенберг) родился 10 мая 1866 года в Гродно, но детство его прошло в Петербурге, в среде, далекой от искусства и абсолютно к нему безразличной, что было не редкостью для многих интеллигентных семей того времени. Член-учредитель объединения «Мир искусства» (1898–1921, с перерывами), член Союза русских художников (1903–1910), Осеннего салона в Париже (1907–1911, с перерывами). Бакстовские эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Декоративный стиль Б. сложился из компоновок больших красочных масс, доведенных в своей цветовой силе до наибольшего напряжения и ритмически развертываемых в пространстве.
Он продолжал заниматься и станковым искусством – исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. В декорациях и картинах всегда склонный к архаике художник великолепно передал «грандиозную и священную красоту Древнего Египта». Он стал вольнослушателем Академии художеств, но вскоре, разочаровавшись, покинул ее. А представленную художником на выставке «Современное искусство» (1903 г. ) изящную мебель для будуара в стиле модерн приобрел барон фон Мекк. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Талант Бакста-графика и его опыт иллюстратора был полной мерой востребован, когда он возглавил художественный отдел журнала «Мир искусства» (1898 г. ).
Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Через четыре года в семье родился сын Андрей (впоследствии стал известным театральным декоратором в Париже), которого отец горячо любил, впрочем, как и свою приемную дочь Марину Грищенко. Он был в центре художественной жизни Парижа. Все это – желтое, оранжевое, красное, зеленое. Лев родился в Гродно в большой еврейской семье. Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем.
Последнее вело к идеализации изображения и в то же время открывало новые горизонты в декоративном украшении обстановки в самом обширном смысле этого слова. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа. А еще он находил время участвовать во всех начинаниях «мирискуссников», ведь этот «нежный Бакст с розовой улыбкой» долго был одинок. Мировой успех этих спектаклей принес мировую славу и Б. Им в сезоны 1910—1912 гг.
«С одной стороны, — пишет по этому поводу Алексей Алексеевич Сидоров, — в годы разочарования и пессимизма после временной победы реакции образы смерти чем дальше, тем больше стали входить как тема в русскую графику с другой — «маскарадность», театральность возникла из убеждения, что внешняя видимость мнимого благополучия, официально провозглашаемого, есть обман, что задачей искусства является преодоление его»8. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. А картина "Ужин" (1902) стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве.
С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). На этот раз Бакст основательно поработал в мастерских Эдельфельда и Бенжамен-Констана и под конец совершил обычное художественное путешествие в Тунис и Алжир, откуда вывез, между прочим, поступивший в Третьяковскую галерею пейзаж Аин-Сефра. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Он очень любил этот вид искусства. Место рождения – город Гродно имя при рождении – Лев Самойлович Розенберг.
Но эта область декоративного искусства особого интереса у Бакста не вызывала. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). Все чаще и чаще его нервная система давала сбои. Дом бывшего известного парижского портного больше напоминал парижский салон.
Выступал с лекциями «Искусство одежды», «Театр завтра», «Новые формы классического танца» в Америке. По словам одного из мастеров младшего поколения мирискуссников Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883—1973), «в 1900-х годах оформление изданий стало ремесленным. Лицо дамы закрыто, но современники догадывались, что под маской незнакомки таится Смерть. Мир искусства помог ему определить себя и найти свое призвание. км2. В театральных работах художник стремился передать дух эпохи. Площадь островов около 730 тыс.
«Мир искусства» совершил, можно сказать, бескровную революцию в искусстве оформления русской книги. Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898). ограничил себя работой в театре изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна.
Набоковой и автопортрет. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». кн.
Также он оказался хорошим педагогом. кн. В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922). Этого художник стерпеть не смог.
Архаическая статуя Аполлона, возвышающаяся здесь на фоне грозовой горной панорамы, олицетворяет античностьАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Оформленная подобным образом «Выставка русского искусства», организованная Дягилевым, пользовалась неизменным успехом в Париже, Берлине и Венеции. Бакст в 1910 году развелся с Гриценко и вернулся к иудаизму. (1891), в 1893-1899 годах брал уроки в частных академиях Парижа. А. СомовымиС. Если художник не оформлял полностью какой-либо спектакль, то он часто создавал для них изумительные костюмы.
Примкнув к балетной труппе С. П. Дягилева, Б. переехал в Париж и целиком отдался театру. Евр. Панно имело большой успех: в частности, поэт Вячеслав Иванович Иванов посвятил ему специальное эссеЭссе (французское essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень в русской литературе образцы у Федора Михайловича Достоевского, Василия Васильевича Розанова, Вячеслава И. Иванова)., вошедшее в его книгу «По звездам» (1909).
На одном из них был изображен проповедник и религиозный писатель отец Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829—1908), пользовавшийся в ту пору колоссальной популярностью. Совместная работа с Вацлавом Нижинским над балетом К. Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912) открыла путь к новому экспрессионистическому балету. Это влекло Б., естественно, к экзотическим, в частности — восточным мотивам и сюжетам. В эскизе модель запечатлена в порыве.
Успех был потрясающий. Журнал издавал и редактировал Н. П. Рябушинский. (жанровые сценки, еврейские типажи, религиозные композиции).
(Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л. П. Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно "наказан". ). В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры и выставки). С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева.
Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Начиная с 1906 года он организовал в Париже серию выставок и концертов русской живописи и русской музыки, а в 1909 году состоялся первый Русский сезон, в программе которого значительное место занял балет. (в «Русских сезонах» балетов «Клеопатра» Антона Степановича Аренского (1909), «Жар-птица» Игоря Федоровича Стравинского (1910) и др. ) выражали образную суть спектакляСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др. ), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. Для Бакста, привыкшего к журнальной работе и любившего ее, закрытие «Мира искусства» было неприятным событием.
Н. Бенуа, К. Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства".
Н. Гиппиус (1906 г. ). Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. опять-таки разные источники пишут по-разному о них их роде занятий и происхождении. Нити жемчуга, золотые браслеты и другие украшения усиливали сверкание. В. Розанов» (1901), — с философом, замершим в задумчивости с фигуркой Изиды в руке, — и «С.
Сотрудничали с журналом ведущие художники. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. В 1890-1893 годах делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». Б. отправился в Париж, к центру современного искусства.
Путешествовал по ряду стран ЕвропыЕвропа — часть света площадью около 10 млн. В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в Петербурге. Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. Монблан). Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства».
Произведения Б. имеются: в Третьяковской галерее (Вечер в Алжире, Элизиум, Эскиз занавеса для театра Коммисаржевской, Эскизы костюмов) в Русском музее в Ленинграде (портреты А. Бенуа, Нувеля, эскизы костюмов) и в театральных музеях Москвы и Ленинграда. Смущало приятелей пристрастие Бакста к академической школе, к творчеству передвижников. Весь свой живописный темперамент, полный чувства театральности, Бакст выплеснул, оформляя балет «Шахеразада» (1910 г. ). Льва Бакста проявился в сценографии. Но уже к концу 1900-х гг.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., в том числе как мастер портретаПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Соглашаясь с этим высказыванием, я бы, однако, вместо «в 1900-х годах» написал «к 1900-м годам», да еще изменил бы порядок имен, поставив на первое место Бакста, — хотя бы для того, чтобы соблюсти хронологию, принимая во внимание время, когда эти мастера пришли в книжное искусство. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера. » (1891). Тут он встретился с группой молодых русских талантов во главе с K. A. Но чувство одиночества и тоски изводило этого обаятельнейшего человека.
В работах над «Ипполитом» и «Эдипом в Колоне» раскрылся талант непревзойденного ретроспективного стилиста. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. «Бакст изумительный каллиграф русского искусства. С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого им журнала — Лев Бакст стал его активным участником. A. Эфрос.
Живописи и графике «Мира искусства» (Л. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Как художник он еще не сложился, а ему приходилось искать заработок, чтобы помочь семье после смерти отца (часть расходов взял на себя дед). Выполнил декорации к спектаклю «Ипполит» Еврипида (1902), балетам «Фея кукол» Й. Байера (1903), «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (1911), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1916), хореографической постановке «Клеопатра» на музыку балета А. С. Аренского «Египетские ночи» (1909) и другим.
Он очень любил этот вид искусства. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Для его произведений характерны «щедрость» цвета и форм: легкий мазок, гибкая экспрессивная линия, контрастность колористических сочетаний. Предисловие к первому номеру было отпечатано золотом.
С 1890 — участник выставок. 1893-99 гг. Его вкусу доверяли при оформлении выставок.
Большей частью это были портреты — одно из наиболее удачных изображений А. Н. Бенуа (1898, ГРМ) философа В. В. Розанова (1901, ГТГ), с которым художник был весьма близок великолепный Портрет С. П. Дягилева с няней (1906, ГРМ) с контрастным сопоставлением двух возрастов и двух состояний, спокойствия и энергии. Необычайно зрелищным стал спектакль «Пизанелла», созданный Мейерхольдом для Иды Рубинштейн в 1913 г. Это самая большая, сложная постановка Бакста. Публика аплодировала декорациям, лишь только взлетел занавес. В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств.
Сказывалось многолетнее переутомление. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь).
Ближайший сподвижник Дягилева, в 1911 он был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. — современный художник и рисовальщик род. На втором была представлена Жанна дАрк на костре.
В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Сильное впечатление оставляют «огромные широко разверстые глаза, бушующие костры на бледном изможденном лице» А. Белого (1905 г. ). Довольно правильным чертам лица вредили подслеповатые глаза («щелочки»), ярко-рыжие волосы и жиденькие усики над извилистыми губами.
С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. Бакст, Лев Самойлович (1866—1924) — художник, декоратор, график.
Художественное образование получил в Петербургской академии художеств (которой не кончил), а затем в Париже. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Кто-то познакомил его с издателем, выпускавшим «книжки для народа».
Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. были поставлены: Шехерезада, Жар-Птица, Клеопатра, Нарцисс, Голубой бог, Мучение св. Юный художник был вынужден покинуть Академию под предлогом прогрессирующей близорукости. Покладистый и терпеливый Бакст очень страдал от наполеоновских замашек директора антрепризы от того, что «не позволяют сделать для родины самое лучшее, самое зрелое, самое вдохновенное» от разлуки с сыном. Он создавал дизайн интерьеров для изысканных дамских будуаров, для помещения дягилевской антрепризы. Результатом становится создание объединения "Мир искусства" (1898). Примечательно, что первые его самостоятельные шаги в искусстве были связаны с книгой.
Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас». Воспитывался в Петербурге дедом и бабушкой по матери, вот таким образом впоследствии и взял их фамилию (Бакстер) в качестве основы псевдонимаПсевдоним — условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). П. Дягилев с няней», 1906 г. ). энц.
Процесс становления Бакста как художника был сложным и затянувшимся манера его, складываясь в течение долгого времени, претерпела множество изменений. 300 м, максимальная — 4807 м (г. «Это прямое, сладострастное, яркое, как ткани Востока и самоцветные камни, раздушенное ароматами Востока творчество Бакста» выплеснулось за пределы театра. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. Умер Лев Самойлович Бакст в Париже 27 декабря 1924 года. Но он продолжал дружить с бывшей женой и падчерицей, в 1921 году они по его приглашению смогли покинуть Советский Союз и поселиться в Париже.
Графические работы он еще долгое время подписывал своей фамилией Розенберг, хотя под первыми живописными пробами уже ставил псевдоним Бакст, сократив фамилию бабушки по матери (Бакстер). В «Золотом руне» печатались Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский. Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский.
Бенуа познакомил Бакста со своими друзьями — Валентином Нувелем и Дмитрием Философовым.
В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922). Самыми яркими впечатлениями мальчика стали встречи и общение с дедом. М. Сыркин.
Но все же, отбросив горечь обид и неприязнь к Дягилеву, он создает для этого театра свою лебединую песню – необычайно эффектный спектакль «Спящая красавица» (6 декораций и около 300 костюмов). Эскизы костюмов, выполненные Бакстом, стали самостоятельными произведениями искусства. Валечка пришел для того, чтобы прочесть нам письма Бакста к нему. Новое искусство Европы, как известно, пошло одновременно по двум параллельным путям. Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас». «Он — художник в душе» — это слова Александра Николаевича Бенуа из той главы его книги «Мои воспоминания», которая называется «Левушка Бакст»1.
Чуждый чванства и слепого упрямства, Бакст был очень искренним и простым человеком». Затем (1893-1896 гг. ) занимался в парижских студиях Ж. -Л. Пропустим графу о родителях, т. к. Ближайший сподвижник Дягилева, с 1911 был художественным директором его «Русских сезонов».
В общем его творческую эволюцию можно представить как движение от линии к цвету. Это сказывалось в выборе сюжетов картин, близких то ли к Крамскому, то ли к Маковскому. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину— в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). Одновременно Бакст не отходит и от портретной живописи – им исполнены отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899) и А. Белого (1905) и 3. Результатом поездки стали публикация дорожных записок «Серов и я в Греции» и большое декоративное панно архаико-символического звучания «Terror antiquus» («Древний ужас», 1908 г. ).
Какая боль и затаенное страдание во взгляде обреченного, безнадежно больного художника. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. В 1909 г. Бакст принял приглашение С. Дягилева стать художником-сценографом в его антрепризе и оформил балет «Клеопатра».
Он нередко придумывал костюмы и не только для сцены. Бакст, которого часто упрекали в «похожести на других живописцев», виртуозно использовал это качество для создания исторически достоверных костюмов и декораций, органично соединяя его с требованиями зарождающегося модерна.
Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения. Отойдя от дягилевской антрепризы, Бакст остался не у дел. Такая трактовка для жюри была просто немыслима. С той же силой непосредственного художественного впечатления и мастерством исполнены более поздние портреты И. Рубинштейн (1921 г. ), Ж. Кокто (1911 г. ), М. Казата (1912 г. ), Л. Мясина (1914 г. ), В. Цукини (1917 г. ). Прекрасный, основательный идеализированный рисунок Б. постоянно сближает его с античным созерцанием среди его портретов лучше всего рисованные и лишь слегка тронутые акварелью в портретах собратьев и людей пера и мысли большая свобода в отношениях к модели позволяет ему порой достигать замечательных результатов в психологической суггестивности (портреты Левитана, Розанова, А. Белого, г-жи З. Гиппиус).
Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. В 1909–1918 и 1921–1921 — художник Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже (с 1911 — художественный директор антрепризы). В 1911 – 1913 принимал участие в постановках И. Рубинштейн и А. П. Павловой. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист.
Первый номер иллюстрировал Михаил Александрович Врубель (1858—1910). Мастерство и изысканный вкус Бакста проявились в портретных работах, пейзажах и графике. в С. -Петербурге в 1867 г., где и получил образование в 6-й гимназии. Впрочем, на все это вскоре перестали обращать внимание.
Прелестны егоакварели-миниатюры иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Второй номер был отдан Константину Сомову, а третий — Виктору Эльпидифоровичу Борисову-Мусатову (1870—1905). Органичней всего талант Бакста проявился всценографии. Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержаниемпортретов: Вел. Изящный портрет-рисунок М. Г. Савиной (1899 г. ) является лучшим изображением актрисы. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. Помимо театральных работ он создал великолепные панно на тему «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне.
Игра, фантастика — черты, столь характерные для искусства рубежа веков, подводят к театру, где эти качества узаконены и необходимы, где стилизация (играющая значительную роль в творчестве мирискусников) и воссоздание забытых эпох обоснованы. Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) писал: «Рисунок. С 1901 — работал для театра: оформлял спектакли Эрмитажного (1902, 1903), Александринского (1902, 1904), Мариинского (1903) и других театров Петербурга, труппы Иды Рубинштейн (1904) и Анны Павловой (1910-е). П. Дягилев с няней» (1906), — этот, наиболее известный из портретов великого антерпренера изображает его крайне напористым и энергичным, остановившимся как бы лишь на мгновение, вдали же сидит его старая няня, словно олицетворяющая уходящую усадебную Россию, столь милую сердцу «мирискусников». Званцевой.
Это был трудный период в жизни юноши. Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. Он жил и работал в Женеве, хотя труппа с успехом гастролировала по Америке.
«Форму легче почувствовать и синтезировать через краску, подлиннее и реальнее выходит», — писал он художнице А. П. Остроумовой-Лебедевой в том же году. «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908). Он всегда был полон замыслов и исканий. Многоцветная красочность увлекала зрителя, одурманивала его, подчиняла воле художника. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора.
Бакст делал для этого журнала обложки, рисовал иллюстрации и виньетки. Особенно его привлекали Древняя Греция и Восток. каждый занавес сопровождался громом аплодисментов».
Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". В 1890 году Бакст изучал технику акварелиАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Картина, созданная по мифу о гибели Атлантиды, принесла Баксту большой успех на выставке в Париже (1909 г. ). Лев Бакст родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1866 года в Гродно, в небогатой еврейской семье раввинаРаввин (от древне-еврейского рабби — мой учитель) — в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа. На первых порах воскресло утраченное искусство декорации в книжном деле: графические работы для печати иллюстрации, рамки, виньетки инициалы, концовки оказались первыми стилистически правильными произведениями нового искусства.
Лит. : Журн. Растущая популярность сделала художника желанным сотрудником в редакциях многих журналов: «Нива», «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Жупел», «Сатирикон» и др. Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектакляхРусских сезонов Дягилева. Экспонировал свои произведения на выставках: Blanc et noir (1890, 1891), ИАХ (1890–1897, с перерывами), Общества русских акварелистов (1891–1897, с перерывами), Общества поощрения художников (1892), Санкт-Петербургского общества художников (1895), Общества Леонардо да Винчи (1906), Еврейского общества поощрения художеств (1917) в Петербурге — Петрограде, Московского общества любителей художеств (1896–1910, с перерывами), Мюнхенского Сецессиона (1898, 1899), Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде (1909).
Но особенно удаются художнику портреты друзей. К тому же это был декор воистину «балетмейстерский»: уделяя особое внимание костюмам (и придавая им, с одной стороны, раскованную легкость античных одежд, а с другой — пышную восточную роскошь), Бакст активно способствовал модернизации балетного танца в сторону «ритмики свободного тела», преодолевающего условность прежних канонических движений и поз. Бакст оформил 12 спектаклей в «Русских балетах» Дягилева, а также несколько постановок для И. Рубинштейн и А. Павловой.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина)., а также панноПанно (франц. Все это время жил в Европе, поскольку, будучи иудеем, не имел вида на жительство вне ее. Графика Бакста «населена» не цветами, листьями и бутонами, а людьми или вполне очеловеченными образами неземных существ.
Однако личное счастье было недолгим. Бенуа познакомился с ним в марте 1890 года и сразу же решил привлечь его к сотрудничеству в кружке, в котором угадывались контуры будущего «Мира искусства». Лев Бакст, выставка которого сегодня могла бы собрать большое количество поклонников его творчества в любом городе мира, не испытывал в себе уверенности как в живописце. С 1883 года Лев Розенберг состоял вольнослушателем при Академии художеств. Сотрудничал также с театральными труппами Европы и Америки. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР. А как он всю жизнь боялся смерти. »10. Он нередко придумывал костюмы и не только для сцены.
Бакст оформляет «Снежную маску» Блока (1907 г. ) и «Нос» Гоголя (1904 г. ) создает проекты ваз для императорского фарфорового завода. По возвращении Бакст начинает преподавательскую деятельность в школе E. Н. Званцевой (1906-1910 гг. ). в феерических, экзотически-сказочных зрелищах романтическая традиция «живописного театра» достигла здесь своих вершин.
в ее пугающем, дионисийски-«ницшеанском» облике. «Единственно кто имел успех – это Бакст, – вспоминал Мейерхольд, – в зале стоял стон.
С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. С 1909 по 1914 гг. Блестящая журнальная графика Бакста современниками ценилась очень высоко и порой заслоняла его живописные работы, постоянно появлявшиеся на выставках Мира искусства. Был одним из основателей общества «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Выдаются также его Императрица Елизавета Петровна на охоте (1903), Коппелиус (1909), очень интересно написанный Ужин (1903) и два панно: Осень (1906) и Элизиум, эскиз занавеса (1906). Отец его занимался торговлей, мать воспитывала детей и вела хозяйство.
Лев Самойлович был не только постоянным участником выставок «Мир искусства», но и художником их интерьеров. После возвращения дягилевской антрепризы (1917 г. ) Бакст с горечью осознает, что его место отдано другим художникам, а старый друг ведет себя более чем некорректно – то поручает оформление спектаклей, то отдает работу другим. Что-то пикантное и милое мы находили в его говоре, в его произношении. — Е. Н. ) обведены карандашным контуром, в ряде мест рисунка трактованы как кружево. Имя Леон Бакст стало звучать как парижское. Себастиана, Дафнис и Хлоя и др. Его называли «арбитром элегантности и хорошего вкуса», с его мнением считались не только художники, но и артисты и музыканты.
«Из графика я превратился в чистого живописца», — писал он критику и коллекционеру П. Д. Эттингеру в 1910. Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия. Обложки, рисунки, шрифт — мелко, сухо и тощо — невыразительно. В 1909-14 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей Русских балетов. Дань своему еврейству Б. отдает несколько мечтательными поисками еврейского стиля.
Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. Дягилев умел выжимать из подчиненных последние силы. Определенный, хотя и небольшой заработок в начале 1890-х годов давала работа в журналах «Художник» и «Петербургская жизнь».
Так, художественное оформление балета «Жар-птица» (музыка Стравинского) взял на себя Головин, но исключительно трудный наряд Жар-птицы создал Бакст. Жерома, Р. Жюльена и А. Эдельфельта. Однако молодые люди одеты совсем не по-зимнему.
L. Moussinac, La decoration theatrale, Paris, 1922. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. По степенно преодолевалась робость и банальность первых работ, появилось уверенное владение рисунком и цветом. К этому-то делу Дягилев, впервые разгадавший Бакста и направил его. Золотое Руно, 4, 1906 (номер, посвященный Б. ) Arsene Alexandre et Jean Cocto, Lart decoratif de Leon Bakst, P., 1913 Andre Lewinson, Leon Bakst, В., 1923 о влиянии русских сезонов Б. на западную сцену см.
Ошеломляющее впечатление исходило от всех спектаклей. В журнальной графике Бакст раскрылся как превосходный стилист. Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения Мир искусства (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала Мир искусства. В обложках и виньетках, сделанных Бакстом для журнала, почти нет растительной орнаментики, столь привычной в работах Константина Андреевича Сомова (1862—1939).
Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Словно «черный жук, завалившийся в глубокое кресло» изображен погруженный в чтение А. Н. Бенуа (1898 г. ). Лев вырезал фигурки из журналов или рисовал их сам и ставил спектакли для своих братьев и сестер. Елены Владимировны и Вел. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица».
Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Письма написаны очень блестяще, остроумно, смешно. »11. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). В 1907 г. художник осуществил давнишнюю мечту и вместе со своим лучшим другом В. Серовым отправился в путешествие по Греции. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева». В 1883 г. Лев стал вольнослушателем Академии художеств.
Никто до него не уделял костюму такого внимания. Полотно перечеркнули крест-накрест. С 1902 года художник работал для Эрмитажного и Александринского театров. Острота видения людей позволяет ему в образованном, веселом, остроумном В. Ф. Нувеле (1895 г. ) одновременно показать «паршивого сноба» и позера. На него сыпались интересные заказы и от других театров. В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Костюм становится как бы одушевленным и активно участвует в спектакле.
Также он оказался хорошим педагогом. Париж был подлинно пьян Бакстом, — вспоминал один из современников. Журнал стал также новым этапом в развитии критики и в изучении истории искусств в России.
Русские балеты (так стали называться ставшие регулярными сезоны) явили собой целую эпоху — великолепный театральный эксперимент, для осуществления которого самые разные художники, захваченные созданием цельного зрелища, объединились в поисках нового языка. Преобладают равнины. Старик был заядлым театралом и привил эту страсть внуку.
С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. Он как-то шепелявил и делал своеобразные ударения. Единственной преградой между ними было различие в вероисповедании. Глубоко психологичны портреты К. А. Соловьева (1906 г. ), М. А. Балакирева (1907 г. ). Бакст выполнил эскизы декораций и костюмы к опере «Саломея» (1908 г. ), балетам «Клеопатра» (1909 г. ), «Жар-птица» (1910 г. ), «Шахерезада» (1910 г. ), «Нарцисс» (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» (1912 г. ) и др.
Елизавета Званцева пригласила в 1900 году Бакста в свою художественную школу, где он старался помочь юным дарованиям найти свой стиль в живописи. Декор Бакста (в «Русских сезонах» – балетов Клеопатра А. С. Аренского, 1909 Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910 Дафнис и Хлоя М. Равеля и др. ) – по-своему «со-режиссерский», концентрировал образную суть спектакля в экзотически-сказочных зрелищах традиция живописного театра достигла здесь своих вершин. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Провел персональные выставки в Париже (1893, 1911), Лондоне (1912, 1913, 1917), Берлине (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1920, 1922), Цюрихе (1913), Бостоне, Буффало, Филадельфии (все — 1914), Чикаго (1914, 1923). Но не всегда талант художника был востребован. Трагически звучит контрастный графический «Портрет И. И. Левитана» (1899 г. ).
Она была, по признанию критики и публики, лучше самого балета. Дань этому увлечению была неизбежна и вполне законна, но чисто живописный принцип, выдвигавшийся этим направлением, не вполне отвечал природному дарованию Б. : его сила лежала не в колорите, а в чувстве формы и линии пока это стало ясно ему самому, его произведения не могли достигнуть высоты, отвечавшей его таланту. Средняя высота ок. Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом.
Во время визитов в город Санкт-Петербург преподавал в школе Е. Н. Но главной остается игра линий. Синтез музыкальных, ритмических и художественных достижений позволял создавать неповторимые зрелища, потрясая зрителей от спектакля к спектаклю («Карнавал», 1910 г. «Нарцисс», «Видение розы», «Пери», все в 1911 г. «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Послеполуденный отдых фавна», все в XII г. ). С Львом Самойловичем Бакстом мы встречаемся в четвертом номере «Золотого руна» за 1906 год. 1893-99 гг.
С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной. И Сидоров вспоминает об обложке Константина Сомова к книге «Театр.
Это не приносило ему творческого удовлетворения.
Первые впечатления были противоречивыми. Бакст — выдающийся мастер русской графики конца XIX — начала ХХ века. Художник максимально использовал игру света и цветов. Н. Гиппиус (1906), живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).
Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Под рисунками стояла подпись «Л. Бакст». В своей работе «Богоматерь, оплакивающая Христа» он изобразил мать Иисуса старой измученной женщиной с покрасневшими от слез глазами, а остальные персонажи наделил явно выраженными еврейскими чертами. «Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия. Рисунок фронтисписа экспрессивен и динамичен. Их объединяло общее увлечение театром историей живописи, музыки, литературы, философии и недовольство ситуацией, сложившейся в культурной жизни России.
Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Он их читал, подражая интонации и манере говорить Бакста. Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. Участник международных выставок в Берлине (1896), Венеции (1907, 1914), Всемирной выставки в Риме (1911), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде (1896) и других. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И.
Его характерный стиль, — изысканно-графичный, полный острого чувства театральной (то забавной, то зловещей) ирреальности окружающего бытия — сформировался в процессе оформления журналов «Мир искусства» (1898-1904), «Ежегодника Императорских театров», «Художественные сокровища России», «Весы» и др., а также в дизайне книг («Снежная маска» Александра Александровича Блока, 1907). В 12 лет он стал победителем конкурса в гимназии, лучше всех нарисовав портрет Жуковского. Вскоре они переехали в Петербург. В 1902 г. Лев Самойлович познакомился со вдовой художника H. Н. Грищенко, Любовью Павловной (дочерью П. М. Третьякова). Художник часто жаловался, что вынужден выполнять неинтересные заказы только ради материального благополучия (копия с портрета царя – поездка в Испанию заказ Военно-морского министерства – обучение в Париже преподавал рисование детям великого князя Владимира и писал портреты всего его семейства).
Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Б. занимался по преимуществу портретом и графикой, его театрально-декорационные работы этого периода (Ипполит, 1902, Фея кукол, 1903, Эдип в Колоне, 1904) уже свидетельствуют, что именно тут заложена главная сила дарования Б. В 1909 Б. был выселен из Петербурга, как не имеющий права жительства еврей. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. Аналогия допустима, но говорить о влиянии Сомова на Бакста не приходится, поскольку «Театр» появился примерно на год позднее «Снежной маски». Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Балеты в постановке Бакста еще долгое время шли в Париже.
Настоящее имя Бакста — Лев Самойлович Розенберг2. К лучшим достижениям в жанре портрета относятся ранние: «Уриэль Акоста» (1892 г. ), «Голова араба» (1893 г. ), «Молодой дагомеец» (1895 г. ).