Лев Самойлович Бакст родился в ныне белорусском городе Гродно 9 мая 1866 года, мальчика нарекли Лейбом-Хаимом Израилевичем Розенбергом.
Первые впечатления были противоречивыми. Результатом поездки стали публикация дорожных записок «Серов и я в Греции» и большое декоративное панно архаико-символического звучания «Terror antiquus» («Древний ужас», 1908 г. ). Мировой успех этих спектаклей принес мировую славу и Б. Им в сезоны 1910—1912 гг. Довольно правильным чертам лица вредили подслеповатые глаза («щелочки»), ярко-рыжие волосы и жиденькие усики над извилистыми губами. Оформленная подобным образом «Выставка русского искусства», организованная Дягилевым, пользовалась неизменным успехом в Париже, Берлине и Венеции. Произведения Б. имеются: в Третьяковской галерее (Вечер в Алжире, Элизиум, Эскиз занавеса для театра Коммисаржевской, Эскизы костюмов) в Русском музее в Ленинграде (портреты А. Бенуа, Нувеля, эскизы костюмов) и в театральных музеях Москвы и Ленинграда. Художник часто жаловался, что вынужден выполнять неинтересные заказы только ради материального благополучия (копия с портрета царя – поездка в Испанию заказ Военно-морского министерства – обучение в Париже преподавал рисование детям великого князя Владимира и писал портреты всего его семейства).
С 1889 подписывал свои работы: Бакст (от Бакстер – фамилия бабки по материнской линии). Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. «Мир искусства» совершил, можно сказать, бескровную революцию в искусстве оформления русской книги. Первый номер иллюстрировал Михаил Александрович Врубель (1858—1910).
С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого им журнала — Лев Бакст стал его активным участником. Бакст оформляет «Снежную маску» Блока (1907 г. ) и «Нос» Гоголя (1904 г. ) создает проекты ваз для императорского фарфорового завода. Александр Николаевич Бенуа в своем труде "Русская живопись в XIX веке" дал вот такую, несколько ироничную, характеристику Баксту: "У Бакста «золотые руки», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Себастиана, Дафнис и Хлоя и др. Б. отправился в Париж, к центру современного искусства. В последующие годы в оформлении Б. были поставлены пантомима «Сердце маркизы» (1902) в Эрмитажном театре, балет И. Байера «Фея кукол» (1903) в Эрмитажном и Мариинском театрах, трагедии Еврипида «Ипполит» (1902) и Софокла «Эдил в Колоне» (1904) в Александрийском театре, трагедия Софокла «Антагона» (1904, частный спектакль И. Рубинштейн).
Прелестны егоакварели-миниатюры иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Сильное впечатление оставляют «огромные широко разверстые глаза, бушующие костры на бледном изможденном лице» А. Белого (1905 г. ). Б. занимался по преимуществу портретом и графикой, его театрально-декорационные работы этого периода (Ипполит, 1902, Фея кукол, 1903, Эдип в Колоне, 1904) уже свидетельствуют, что именно тут заложена главная сила дарования Б. В 1909 Б. был выселен из Петербурга, как не имеющий права жительства еврей. Помимо театральных работ он создал великолепные панно на тему «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне. В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства».
"Мир искусства" помог ему определить себя и найти свое призвание. «С одной стороны, — пишет по этому поводу Алексей Алексеевич Сидоров, — в годы разочарования и пессимизма после временной победы реакции образы смерти чем дальше, тем больше стали входить как тема в русскую графику с другой — «маскарадность», театральность возникла из убеждения, что внешняя видимость мнимого благополучия, официально провозглашаемого, есть обман, что задачей искусства является преодоление его»8. Единственной преградой между ними было различие в вероисповедании. Его ходатайство о предоставлении вида на жительство (октябрь 1913), поддержанное вел.
А. СомовымиС. Выполнил декорации к спектаклю «Ипполит» Еврипида (1902), балетам «Фея кукол» Й. Байера (1903), «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (1911), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1916), хореографической постановке «Клеопатра» на музыку балета А. С. Аренского «Египетские ночи» (1909) и другим. Старик был заядлым театралом и привил эту страсть внуку. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер).
Ближайший сподвижник Дягилева, с 1911 был художественным директором его «Русских сезонов». В 1910 поселился в Париже. Такая трактовка для жюри была просто немыслима. Он жил и работал в Женеве, хотя труппа с успехом гастролировала по Америке. кар., мел 1906) и «Портрет С. П. Дягилева с няней» (масло 1906), картины «Сиамский священный танец» (1901) и «Ужин» (1902), панно «Элизиум» (1906).
В своей работе «Богоматерь, оплакивающая Христа» он изобразил мать Иисуса старой измученной женщиной с покрасневшими от слез глазами, а остальные персонажи наделил явно выраженными еврейскими чертами. Декор Бакста (в «Русских сезонах» – балетов Клеопатра А. С. Аренского, 1909 Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910 Дафнис и Хлоя М. Равеля и др. ) – по-своему «со-режиссерский», концентрировал образную суть спектакля в экзотически-сказочных зрелищах традиция живописного театра достигла здесь своих вершин. Н. Гиппиус (1906), живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).
В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. В 1911–1913 принимал участие в постановках И. Рубинштейн и А. П. Павловой. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. Характерный стиль Бакста изысканно-графичный, полный острого чувства театральной (то забавной, то зловещей) ирреальности окружающего бытия, сформировался на рубеже веков в оформлении журнала «Мир искусства», «Ежегодника Императорских театров», журналов «Художественные сокровища России», «Весы» и др., а также в дизайне книг (Снежная маска А. А. Блока, 1907 и др. ).
Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Детство и юность провел в Петербурге. Все это – желтое, оранжевое, красное, зеленое. Наиболее полно Б. реализовал себя в театре.
С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. Это не приносило ему творческого удовлетворения. в С. -Петербурге в 1867 г., где и получил образование в 6-й гимназии. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И.
В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Ближайший сподвижник Дягилева, в 1911 он был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. В 1914 г. получил звание академика в России, был избран членом Академии Художеств. В эти годы писал картины в манере передвижников: «Супруги (Мезальянс)», «Философ (Пьяный факельщик)», «Старуха еврейка», «Отчаяние», «Иуда, беседующий с Христом». Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом.
Б. занимался по преимуществу портретом и графикой, его театрально-декорационные работы этого периода ("Ипполит", 1902, "Фея кукол", 1903, "Эдип в Колоне", 1904) уже свидетельствуют, что именно тут заложена главная сила дарования Б. В 1909 Б. был выселен из Петербурга, как не имеющий права жительства еврей. Как художник он еще не сложился, а ему приходилось искать заработок, чтобы помочь семье после смерти отца (часть расходов взял на себя дед). Также он оказался хорошим педагогом. Провел персональные выставки в Париже (1911), Лондоне (1912, 1913, 1914, 1917), Берлине (1913), Стокгольме (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1916, 1920, 1922), Бостоне (1914), Филадельфии (1914), Чикаго (1914, 1923), Лос-Анджелесе (1924) и Балтиморе (1924).
Евр. П. Дягилев с няней» (1906), — этот, наиболее известный из портретов великого антерпренера изображает его крайне напористым и энергичным, остановившимся как бы лишь на мгновение, вдали же сидит его старая няня, словно олицетворяющая уходящую усадебную Россию, столь милую сердцу «мирискусников». В 1992 выставка работ из петербургских собраний состоялась в ГРМ. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. (в «Русских сезонах» балетов «Клеопатра» Антона Степановича Аренского (1909), «Жар-птица» Игоря Федоровича Стравинского (1910) и др. ) выражали образную суть спектакляСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др. ), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. в феерических, экзотически-сказочных зрелищах романтическая традиция «живописного театра» достигла здесь своих вершин.
Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину— в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). Кто-то познакомил его с издателем, выпускавшим «книжки для народа». бабушки по матер. С 1901 — работал для театра: оформлял спектакли Эрмитажного (1902, 1903), Александринского (1902, 1904), Мариинского (1903) и других театров Петербурга, труппы Иды Рубинштейн (1904) и Анны Павловой (1910-е). главный оформитель одноименного журнала. — современный художник и рисовальщик род.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Художник, график, художник театра. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.
С 1883 года Лев Розенберг состоял вольнослушателем при Академии художеств. Художник максимально использовал игру света и цветов. Весь свой живописный темперамент, полный чувства театральности, Бакст выплеснул, оформляя балет «Шахеразада» (1910 г. ). В 1889 году художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии – Бакстер. Валечка пришел для того, чтобы прочесть нам письма Бакста к нему.
Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером.
В 1883 г. Лев стал вольнослушателем Академии художеств. Так, художественное оформление балета «Жар-птица» (музыка Стравинского) взял на себя Головин, но исключительно трудный наряд Жар-птицы создал Бакст.
В 1900-1901 гг. Имя Леон Бакст стало звучать как парижское. Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. Что-то пикантное и милое мы находили в его говоре, в его произношении. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом Лебеде М. М. Фокина (1907), создал декорации и эскизы костюмов для балета Шахерезада на музыку Римского-Корсакова Н. А., декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912), а также для многих других спектаклей. Смущало приятелей пристрастие Бакста к академической школе, к творчеству передвижников.
Это влекло Б., естественно, к экзотическим, в частности — восточным мотивам и сюжетам. В 1903 году в Варшаве принял лютеранство источник не указан 716 днейК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко6. В 1921 г., после трехлетнего перерыва, возобновив сотрудничество с Дягилевым, оформил для него балет «Спящая красавица» Чайковского П. И., свою последнюю крупную постановку. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. А еще он находил время участвовать во всех начинаниях «мирискуссников», ведь этот «нежный Бакст с розовой улыбкой» долго был одинок. До 1914 г. оформил 12 спектаклей, в т. ч. Бакст — выдающийся мастер русской графики конца XIX — начала ХХ века.
Был одним из основателей общества «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Он их читал, подражая интонации и манере говорить Бакста. Бакстовские эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. В 1907 у Б. родился сын Андрей (1907-1972), в будущем художник театра и кино.
В 1907 под впечатлением от поездки вместе с В. А. Серовым по Греции создал цикл пейзажей и декоративное панно «Древний ужас (Terror Antiquus)», которое получило философское толкование в книге Вячеслава Иванова «По звездам» (СПб., 1909). Это сказывалось в выборе сюжетов картин, близких то ли к Крамскому, то ли к Маковскому. Ему принадлежала идея «Выставки русских и финляндских художников», устроенной С. Дягилевым в начале 1898 в Петербурге и затем показанной в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. линии, принятая в качестве псевд.
Воспитывался в Петербурге дедом и бабушкой по матери, вот таким образом впоследствии и взял их фамилию (Бакстер) в качестве основы псевдонимаПсевдоним — условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящие имя или фамилию (либо то и другое). Под их влиянием художник увлекается акварелью. Но особенно удаются художнику портреты друзей. Сотрудничал также с театральными труппами Европы и Америки. Особенно велико было уменье Б. дать движение и жизнь сценическому костюму, в котором он с большим искусством располагал ряды типических для каждого костюма, ритмически повторяющихся цветовых узоров, характеризующих сценический образ и подчеркивающих динамику пляски и жестов актера. Графика Бакста «населена» не цветами, листьями и бутонами, а людьми или вполне очеловеченными образами неземных существ.
Он слишком легко поддавался влиянию извне и не выработал четкой, собственной манеры письма. Член-учредитель объединения «Мир искусства» (1898–1921, с перерывами), член Союза русских художников (1903–1910), Осеннего салона в Париже (1907–1911, с перерывами). Настоящая фамилия – Розенберг. Сблизившись сА. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В.
Конец 1900-х – начало 1910-х – самый плодотворный период в творчестве Б. Он работал также над эскизами костюмов и декораций для антрепризы И. Рубинштейн (мистерии Г. ДАннунцио «Мученичество Святого Себастьяна» и «Пизанелла», 1911 и 1913: драма О. Уайльда «Саломея», 1912 трагедия Э. Верхарна «Елена Спартанская», 1912), для труппы А. Павловой (балет на муз. В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. были поставлены: Шехерезада, Жар-Птица, Клеопатра, Нарцисс, Голубой бог, Мучение св.
На первых порах воскресло утраченное искусство декорации в книжном деле: графические работы для печати иллюстрации, рамки, виньетки инициалы, концовки оказались первыми стилистически правильными произведениями нового искусства. Лицо дамы закрыто, но современники догадывались, что под маской незнакомки таится Смерть. Костюм становится как бы одушевленным и активно участвует в спектакле. Его называли «арбитром элегантности и хорошего вкуса», с его мнением считались не только художники, но и артисты и музыканты. Однако личное счастье было недолгим.
Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину – в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). Преобладают равнины. Юный художник был вынужден покинуть Академию под предлогом прогрессирующей близорукости.
Бенуа познакомил Бакста со своими друзьями — Валентином Нувелем и Дмитрием Философовым. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. В 1883-1887 гг. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Под рисунками стояла подпись «Л. Бакст». Жерома, в академии Р. Жюльсна и у А. Эдельфельда.
Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Себастьяна» К. Дебюсси – 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака – 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913). Аналогия допустима, но говорить о влиянии Сомова на Бакста не приходится, поскольку «Театр» появился примерно на год позднее «Снежной маски». Клеопатра, Шехерезада, Карнавал, Дафнис и Хлоя, Полуденный отдых фавна и др. «Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия. Средняя высота ок. В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже.
БАКСТ, ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ (наст. Б. отправился в Париж, к центру современного искусства. С 1889 подписывал свои работы «Бакст» (от Бакстер – фамилия бабки по материнской линии). В театральных работах художник стремился передать дух эпохи.
Н. Гиппиус (литографии 1899-1901), В. В. Розанова (пастель, гуашь 1901), Андрея Белого (цв. Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. Но чувство одиночества и тоски изводило этого обаятельнейшего человека. A. Эфрос.
В последней, запечатлев себя и свою жену бредущими по двум тропинкам, огибающим большую садовую вазу, Б. отразил перипетии личной жизни. Лев Бакст родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1866 года в Гродно, в небогатой еврейской семье раввинаРаввин (от древне-еврейского рабби — мой учитель) — в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа. Новое искусство Европы, как известно, пошло одновременно по двум параллельным путям. Однако молодые люди одеты совсем не по-зимнему. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями.
Она была, по признанию критики и публики, лучше самого балета. С дягилевской антрепризой Б. продолжал сотрудничать и тогда, когда Фокина и мирискусников сменили балетмейстеры и художники следующих поколений: эскизы декораций и костюмов к мимодраме-балету «Шутницы» Д. Скарлатти (1917), к балету П. Чайковского «Спящая красавица» (1921) и др. К этому-то делу Дягилев, впервые разгадавший Бакста и направил его. Особенно его привлекали Древняя Греция и Восток.
Льва Бакста проявился в сценографии. Синтез музыкальных, ритмических и художественных достижений позволял создавать неповторимые зрелища, потрясая зрителей от спектакля к спектаклю («Карнавал», 1910 г. «Нарцисс», «Видение розы», «Пери», все в 1911 г. «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Послеполуденный отдых фавна», все в XII г. ). В декорациях и картинах всегда склонный к архаике художник великолепно передал «грандиозную и священную красоту Древнего Египта».
Он был в центре художественной жизни Парижа. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной. Художественное образование получил в Петербургской академии художеств (которой не кончил), а затем в Париже.
Для Бакста, привыкшего к журнальной работе и любившего ее, закрытие «Мира искусства» было неприятным событием. Глубоко психологичны портреты К. А. Соловьева (1906 г. ), М. А. Балакирева (1907 г. ). По заказу вел.
Родился в Гродно 27 января (8 февраля) 1866 в семье раввина. Первый из них – ориентальный («Клеопатра» на муз. А. Аренского, С. Танеева, М. Глинки и др., 1909 «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, 1910 «Жар-птица» И. Стравинского, 1910 «Синий бог» Р. Гана и «Тамара» М. Балакирева, 1912), окрашенный, по словам одного из критиков, «в цвета страсти и сказки». Участник международных выставок в Берлине (1896), Венеции (1907, 1914), Всемирной выставки в Риме (1911), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде (1896) и других. Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. М. Сыркин. В 1892 г. появляются его акварельные портреты – Кармен, Испанец, Боярыня, Украинка.
Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Марией Павловной, было отклонено императором (февраль 1914). Дягилев умел выжимать из подчиненных последние силы. Через четыре года в семье родился сын Андрей (впоследствии стал известным театральным декоратором в Париже), которого отец горячо любил, впрочем, как и свою приемную дочь Марину Грищенко. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. (собств.
Вскоре они переехали в Петербург. Публиковал статьи в парижской газете «Comoedia Illustre». Определенный, хотя и небольшой заработок в начале 1890-х годов давала работа в журналах «Художник» и «Петербургская жизнь». В дальнейшем Б. активно сотрудничал с Дягилевым и Бенуа в издании журнала «Мир искусства» (1898/991904), участвовал в выставках того же названия (1899-1903, 1906, 1913), в выставке «Современное искусство» (1903), ретроспективных выставках русского искусства в Париже и Берлине (1906), в Международной художественной выставке в Венеции (1907), выставках Союза русских художников (190310) и др. Затем был поставлен балет Фея кукол (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Выступал с лекционными программами по вопросам современного искусства и костюма в европейских городах и совершил лекционный тур в США (1923). Экспонировал свои произведения на выставках: Blanc et noir (1890, 1891), ИАХ (1890–1897, с перерывами), Общества русских акварелистов (1891–1897, с перерывами), Общества поощрения художников (1892), Санкт-Петербургского общества художников (1895), Общества Леонардо да Винчи (1906), Еврейского общества поощрения художеств (1917) в Петербурге — Петрограде, Московского общества любителей художеств (1896–1910, с перерывами), Мюнхенского Сецессиона (1898, 1899), Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде (1909). Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержаниемпортретов: Вел.
К лучшим достижениям в жанре портрета относятся ранние: «Уриэль Акоста» (1892 г. ), «Голова араба» (1893 г. ), «Молодой дагомеец» (1895 г. ). В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия. По возвращении Бакст начинает преподавательскую деятельность в школе E. Н. Званцевой (1906-1910 гг. ). Золотое Руно, 4, 1906 (номер, посвященный Б. ) Arsene Alexandre et Jean Cocto, Lart decoratif de Leon Bakst, P., 1913 Andre Lewinson, Leon Bakst, В., 1923 о влиянии русских сезонов Б. на западную сцену см. В 12 лет он стал победителем конкурса в гимназии, лучше всех нарисовав портрет Жуковского.
Бакст выполнил эскизы декораций и костюмы к опере «Саломея» (1908 г. ), балетам «Клеопатра» (1909 г. ), «Жар-птица» (1910 г. ), «Шахерезада» (1910 г. ), «Нарцисс» (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» (1912 г. ) и др. имя и фамилия Розенберг, Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924), русский художник и сценограф. кар., мел 1905), К. А. Сомова (цв. Одним из его учеников был Марк Шагал.
Талант Бакста-графика и его опыт иллюстратора был полной мерой востребован, когда он возглавил художественный отдел журнала «Мир искусства» (1898 г. ). Оформляя «Спящую красавицу», он словно грезил о первых дягилевских сезонах, о своих былых триумфах. Затем (1893-1896 гг. ) занимался в парижских студиях Ж. -Л. Тут он встретился с группой молодых русских талантов во главе с K. A. Чуждый чванства и слепого упрямства, Бакст был очень искренним и простым человеком».
По словам одного из мастеров младшего поколения мирискуссников Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883—1973), «в 1900-х годах оформление изданий стало ремесленным. Он нередко придумывал костюмы и не только для сцены. Прекрасный, основательный идеализированный рисунок Б. постоянно сближает его с античным созерцанием среди его портретов лучше всего рисованные и лишь слегка тронутые акварелью в портретах собратьев и людей пера и мысли большая свобода в отношениях к модели позволяет ему порой достигать замечательных результатов в психологической суггестивности (портреты Левитана, Розанова, А. Белого, г-жи З. Гиппиус).
Никто до него не уделял костюму такого внимания. Розенберг). Стал одним из основателей общества «Мир искусства» (1898). Провел персональные выставки в Париже (1893, 1911), Лондоне (1912, 1913, 1917), Берлине (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1920, 1922), Цюрихе (1913), Бостоне, Буффало, Филадельфии (все — 1914), Чикаго (1914, 1923). Гранд-опера, Мишель в США, работал для трупп И. Рубинштейн и А. Павловой. Впрочем, на все это вскоре перестали обращать внимание. Но эта область декоративного искусства особого интереса у Бакста не вызывала.
Но все же, отбросив горечь обид и неприязнь к Дягилеву, он создает для этого театра свою лебединую песню – необычайно эффектный спектакль «Спящая красавица» (6 декораций и около 300 костюмов). Сказывалось многолетнее переутомление. Монблан). Самыми яркими впечатлениями мальчика стали встречи и общение с дедом. С этим произведением у Бакста было связано воспоминание о встрече с Чайковским в 1890 г., когда Бакст с юношеским задором сказал прославленному композитору: «Я нахожу музыку «Спящей красавицы» хорошей. », чем вызвал смех собравшихся.
В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис10. Предисловие к первому номеру было отпечатано золотом. Художественное образование получил в Петербургской академии художеств (которой не кончил), а затем в Париже. обнаружило в начале ХХв.
Исполнил портреты многих знаменитостей театрального и литературно-художественного мира (Ж. «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908). Живописи и графике «Мира искусства» (Л.
Панно имело большой успех: в частности, поэт Вячеслав Иванович Иванов посвятил ему специальное эссеЭссе (французское essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень в русской литературе образцы у Федора Михайловича Достоевского, Василия Васильевича Розанова, Вячеслава И. Иванова)., вошедшее в его книгу «По звездам» (1909). В 1907 г. художник осуществил давнишнюю мечту и вместе со своим лучшим другом В. Серовым отправился в путешествие по Греции. Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) писал: «Рисунок.
кн. был вольнослушателем Петербургской Академии Художеств, уйдя из Академии занимался самостоятельно (с 1893 г. продолжал обучение в Париже). В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922).
Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899-1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901-02), «Весы» (1904-09), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Примечательно, что первые его самостоятельные шаги в искусстве были связаны с книгой. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. В 1890-1893 годах делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922).
Когда «Золотое руно» прекратило существование, Л. С. Бакст начал сотрудничать в журнале «Аполлон», выходившем в Санкт-Петербурге с октября 1909-го по 1917 год. Н. Бенуа, К. Его работа была вычеркнута из списка участников из-за того, что все персонажи на картине на библейскую тематику имели еврейские черты.
Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в сущности, призван. Примкнув к балетной труппе С. П. Дягилева, Б. переехал в Париж и целиком отдался театру. Вернувшись после развода в иудаизм, навлек на себя нападки черносотенной прессы. Вскоре после рождения Б. семья переехала в Петербург. «Это прямое, сладострастное, яркое, как ткани Востока и самоцветные камни, раздушенное ароматами Востока творчество Бакста» выплеснулось за пределы театра.
(жанровые сценки, еврейские типажи, религиозные композиции). В 1900-х гг., начав свою работу в театре (эскизы декораций и костюмов к спектаклям Сердце маркизы (1902) и Фея кукол, (1903), с 1909 г. оформляет спектакли Русских сезонов, Русского балета Дягилева. Занимался в студии Ж. -Л. К концу 1890-х Б. стал горячим энтузиастом объединения молодых художественных сил России. Органичней всего талант Бакста проявился всценографии. И только виновник торжества «чувствовал себя постыло равнодушным и почти унылым среди этого успеха».
В работах над «Ипполитом» и «Эдипом в Колоне» раскрылся талант непревзойденного ретроспективного стилиста. Дань своему еврейству Б. отдает несколько мечтательными поисками еврейского стиля. Второй европейский («Карнавал» Р. Шумана, 1910 «Призрак розы» КМ. Вебера), обращенный к эпохе романтизма и стилю бидермайер. Путешествовал по ряду стран ЕвропыЕвропа — часть света площадью около 10 млн. Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. В 1921, возобновив контакты с Дягилевым, оформил балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского – свою последнюю крупную постановку. Ближайший сподвижник Дягилева, с 1911 был художественным директором его «Русских сезонов».
Письма написаны очень блестяще, остроумно, смешно. »11. В обложках и виньетках, сделанных Бакстом для журнала, почти нет растительной орнаментики, столь привычной в работах Константина Андреевича Сомова (1862—1939). Мировой успех этих спектаклей принес мировую славу и Б. Им в сезоны 1910—1912 гг. Дом бывшего известного парижского портного больше напоминал парижский салон. На втором была представлена Жанна дАрк на костре. На одном из них был изображен проповедник и религиозный писатель отец Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829—1908), пользовавшийся в ту пору колоссальной популярностью.
в С. -Петербурге в 1867 г., где и получил образование в 6-й гимназии. кн. Новое искусство Европы, как известно, пошло одновременно по двум параллельным путям. К концу 1900-х гг. Оформил также спектакли для труппы Иды Рубинштейн («Мучения св.
В эскизе модель запечатлена в порыве. Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Умер Лев Самойлович Бакст в Париже 27 декабря 1924 года. Кокто, М. Казатги, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский, К. Дебюсси, А. Павлова, И. А. Бунин, Б. Сандрар), написал семь декоративных панно на сюжет сказки «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне. Бакст, Лев Самойлович (1866—1924) — художник, декоратор, график. С той же силой непосредственного художественного впечатления и мастерством исполнены более поздние портреты И. Рубинштейн (1921 г. ), Ж. Кокто (1911 г. ), М. Казата (1912 г. ), Л. Мясина (1914 г. ), В. Цукини (1917 г. ). Умер в больнице Риэль-Мальмезона от последствий нервного припадка, случившегося во время работы над балетом «Истар» В. д Энди для труппы Иды Рубинштейн.
Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа. Накануне отъезда развелся с женой – Любовью Павловной Гриценко (дочерью П. М. Третьякова и вдовой художника Н. Н. Гриценко), ради брака с которой в 1903 принял лютеранство. В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922)12.
Мастерство и изысканный вкус Бакста проявились в портретных работах, пейзажах и графике. Журнал издавал и редактировал Н. П. Рябушинский. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. В 1887 ушел из АХ под предлогом болезни глаз. Декор Бакста (в «Русских сезонах» – балетов Клеопатра А. С. Аренского, 1909 Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910 Дафнис и Хлоя М. Равеля и др. ) – по-своему «со-режиссерский», концентрировал образную суть спектакля в экзотически-сказочных зрелищах традиция живописного театра достигла здесь своих вершин.
— Е. Н. ) обведены карандашным контуром, в ряде мест рисунка трактованы как кружево. Но главной остается игра линий. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину— в Беларусь11 (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). Мемориальные выставки состоялись в Париже (J. Этого художник стерпеть не смог. Отойдя от дягилевской антрепризы, Бакст остался не у дел.
В 1909–1918 и 1921–1921 — художник Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже (с 1911 — художественный директор антрепризы). Бакст оформил 12 спектаклей в «Русских балетах» Дягилева, а также несколько постановок для И. Рубинштейн и А. Павловой. В 1888-92 работал над иллюстрациями для детских книг и периодических изданий «Художник» и «Петербургская жизнь».
Евгении (1902-05). Все тяжелее становился отрыв от родины. Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Беларусь (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). В 1911 – 1913 принимал участие в постановках И. Рубинштейн и А. П. Павловой. Изящный портрет-рисунок М. Г. Савиной (1899 г. ) является лучшим изображением актрисы. Charpentier, 1925 и 1928), Брюсселе (1926), Льеже (1926), Лондоне (1927) и Берлине (1927).
Мир искусства помог ему определить себя и найти свое призвание. Иллюстрировал детские книги для издательств А. А. Холмушина и А. Ф. Дев115 риена. Примкнув к балетной труппе С. П. Дягилева, Б. переехал в Париж и целиком отдался театру.
Выступал с лекциями «Искусство одежды», «Театр завтра», «Новые формы классического танца» в Америке. и имя Розенберг Лей Хаим Бакст – фам. К этому-то делу Дягилев, впервые разгадавший Бакста и направил его. Один из основателей и активных членов Мира искусства, в 1899-1904 гг. И Сидоров вспоминает об обложке Константина Сомова к книге «Театр. Последний раз посетил Петербург в январе 1914. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ).
РОЗЕНБЕРГ Лейб-Хаим Израилевич) 9. 05 (27. 04). Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале. В 1907 Б. вместе с В. Серовым побывал в Греции, завершил панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», масло, 1908). Эскизы костюмов, выполненные Бакстом, стали самостоятельными произведениями искусства. В последние годы жизни он выполнял также эскизы для парижских театров «GrandОрбга», «Theatre Jumnase», «F6mina», «de la Renaissanse». Успех был потрясающий.
характерные признаки стиля модерн с его метафоричностью образов и декоративностью изобразительных приемов, особенно заметных в тяготеющей к орнаменту и силуэту журнальной, книжной и прикладной графике (рисунки для журналов «Мир искусства» 1902-4, «Золотое руно», 1906) и в таких станковых работах как «Ужин» (масло, 1902), «Ливень» (гуашь, тушь, 1906), «Ваза» (гуашь, акварель, 1906). Острота видения людей позволяет ему в образованном, веселом, остроумном В. Ф. Нувеле (1895 г. ) одновременно показать «паршивого сноба» и позера. А картина "Ужин" (1902) стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве. (1866—1924) — художник, декоратор, график. наст. Результатом становится создание объединения "Мир искусства" (1898).
В 1906 г. работал над портретами С. Дягилева с няней, З. Гиппиус, К. Сомова и др. Третий – античный («Нарцисс» Н. Черепнина, 1911 «Дафнис и Хлоя», М. Равеля, 1912 «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, 1912), где проявилось увлечение художника греческой архаикой и Эгейской культурой. Архаическая статуя Аполлона, возвышающаяся здесь на фоне грозовой горной панорамы, олицетворяет античностьАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Поступив в 1886 г. в Академию художеств, еще при старом академическом режиме, он пробыл в ней три с половиной года, пока и с ним не случилось то, чем пестрит летопись господства этого режима, — столкновение окаменелых школьных традиций с кипучей молодой индивидуальностью. Необычайно зрелищным стал спектакль «Пизанелла», созданный Мейерхольдом для Иды Рубинштейн в 1913 г. Это самая большая, сложная постановка Бакста.
км2. «Восточная фантазия» М. Ипполитова-Иванова и М. Мусоргского, 1913 балет П. Чайковского «Спящая красавица», 1916), для парижских и лондонских театров. У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: вкнижной иллюстрациион достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: Мир Искусства, Золотое Руно, Аполлон и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумныекарикатуры в журналахЖупел, Адская почта и Сатирикон. Рисунок фронтисписа экспрессивен и динамичен. Лев Самойлович был не только постоянным участником выставок «Мир искусства», но и художником их интерьеров.
Сотрудничали с журналом ведущие художники. В 1909 г. Бакст принял приглашение С. Дягилева стать художником-сценографом в его антрепризе и оформил балет «Клеопатра». Работая в самых разных техниках, Бакст проявил себя и как высокоодаренный художник, в том числе мастер остроэкспрессивного портрета (В. В. Розанов, 1901, Третьяковская галерея С. П. Дягилев с няней, 1906, Русский музей, Петербург, – картина, которая считается лучшим портретом великого антерпренера). П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения Мир искусства (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала Мир искусства. Какая боль и затаенное страдание во взгляде обреченного, безнадежно больного художника.
Одновременно Бакст не отходит и от портретной живописи – им исполнены отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899) и А. Белого (1905) и 3. «Он — художник в душе» — это слова Александра Николаевича Бенуа из той главы его книги «Мои воспоминания», которая называется «Левушка Бакст»1. Представлен во многих музеях мира. Побывав вместе с В. А. Серовым в Греции (1907), создал ряд пейзажей, а также панно Древний ужас (1908, там же), где античность представлена в ее пугающем, дионисийски-«ницшеанском» облике.
В общем его творческую эволюцию можно представить как движение от линии к цвету. С 1890 — участник выставок. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева.
Н. Гиппиус (1906 г. ). Леонардо да Винчи (М., 1906), «Современное искусство» (СПб., 1902), «Современные течения в искусстве» (СПб., 1907), «Салон» С. К. Маковского (СПб., 1909), «Искусство в книге и в плакате» (СПб., 1911/12), общества «Мир искусства» (СПб., М., Киев, 1913), в международных выставках в Мюнхене (1899), Венеции (1907) и Риме (1911), в мюнхенском (1899) и венском (1908) Сецессионах, парижском салоне Национального общества изящных искусств (1904), в других выставках в России и за границей. Лев родился в Гродно в большой еврейской семье.
Место рождения – город Гродно имя при рождении – Лев Самойлович Розенберг. 1866 (Гродно)-27. 12. 1924 (Париж). В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева». В 1906-10 руководил художественной школой Е. Н. Званцевой в Петербурге. После возвращения дягилевской антрепризы (1917 г. ) Бакст с горечью осознает, что его место отдано другим художникам, а старый друг ведет себя более чем некорректно – то поручает оформление спектаклей, то отдает работу другим.
каждый занавес сопровождался громом аплодисментов». Публика аплодировала декорациям, лишь только взлетел занавес. Он создавал дизайн интерьеров для изысканных дамских будуаров, для помещения дягилевской антрепризы. Работает над театральными декорациями. Елены Владимировны и Вел. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина)., а также панноПанно (франц. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас».
Начиная с первого же года издания журнала из номера в номер в нем печаталась нарисованная им издательская марка, на которой изображен вполне реалистичный белый орел на черном фоне. опять-таки разные источники пишут по-разному о них их роде занятий и происхождении. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем. Жерома, Р. Жюльена и А. Эдельфельта. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера. » (1891). «Единственно кто имел успех – это Бакст, – вспоминал Мейерхольд, – в зале стоял стон.
L. Moussinac, La decoration theatrale, Paris, 1922. Он всегда был полон замыслов и исканий. — современный художник и рисовальщик род. Бакст делал для этого журнала обложки, рисовал иллюстрации и виньетки.
Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922). В начале 1900-х исполнял портреты, сюжетные картины, пейзажи и декоративные панно: портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина, 3. В этот период Б. был увлечен идеей неоклассицизма, что проявилось в его публицистических выступлениях, педагогической деятельности в студии Е. Званцевой (1906-10) и лишь отчасти в собственном творчестве, до конца остававшемся неотрывным от модерна.
В 1900-е Б. неоднократно совершал поездки в Западную Европу, в память о чем остались пейзажи, свидетельствующие о возросшем живописном мастерстве, об умении запечатлеть природу в обобщенных выразительных формах: «Пристань в Ментоне» (масло, 1903), «Оливковая роща в горах» (масло, 1903-4), «Море» (масло, 1908). Лит. : Журн. Тут он встретился с группой молодых русских талантов во главе с K. A. Занимаясь станковой живописью, в 1903 г. создал портрет Л. Гриценко-Бакст, в 1905 г. – А. Белого.
Париж был подлинно пьян Бакстом», – писал А. Левинсон в журнале «Жар-птица». в ее пугающем, дионисийски-«ницшеанском» облике. (Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л. П. Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно "наказан". ).
Балеты в постановке Бакста еще долгое время шли в Париже. В 1901 с группой коллег по «Миру искусства» работал над эскизами декораций и костюмов к неосуществленной постановке в Мариинском театре балета Л. Делиба «Сильвия». «Форму легче почувствовать и синтезировать через краску, подлиннее и реальнее выходит», — писал он художнице А. П. Остроумовой-Лебедевой в том же году. Словно «черный жук, завалившийся в глубокое кресло» изображен погруженный в чтение А. Н. Бенуа (1898 г. ). Для его произведений характерны «щедрость» цвета и форм: легкий мазок, гибкая экспрессивная линия, контрастность колористических сочетаний.
Дань своему еврейству Б. отдает несколько мечтательными "поисками еврейского стиля". Графические работы он еще долгое время подписывал своей фамилией Розенберг, хотя под первыми живописными пробами уже ставил псевдоним Бакст, сократив фамилию бабушки по матери (Бакстер). Покладистый и терпеливый Бакст очень страдал от наполеоновских замашек директора антрепризы от того, что «не позволяют сделать для родины самое лучшее, самое зрелое, самое вдохновенное» от разлуки с сыном. А как он всю жизнь боялся смерти. »10. П. Дягилев с няней», 1906 г. ). А представленную художником на выставке «Современное искусство» (1903 г. ) изящную мебель для будуара в стиле модерн приобрел барон фон Мекк.
Площадь островов около 730 тыс. Все чаще и чаще его нервная система давала сбои. Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист.
Путешествовал по ряду стран Европы (1891), в 1893–1899 брал уроки в частных академиях Парижа. Соглашаясь с этим высказыванием, я бы, однако, вместо «в 1900-х годах» написал «к 1900-м годам», да еще изменил бы порядок имен, поставив на первое место Бакста, — хотя бы для того, чтобы соблюсти хронологию, принимая во внимание время, когда эти мастера пришли в книжное искусство. Настоящее имя Бакста — Лев Самойлович Розенберг2. Это влекло Б., естественно, к экзотическим, в частности — восточным мотивам и сюжетам.
кн. в 1889) (27. 4. 1866, Гродно – 27. 12. 1924, Париж) – художник, график, художник театра. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций.
Продолжал заниматься станковой живописью и графикой. К тому же это был декор воистину «балетмейстерский»: уделяя особое внимание костюмам (и придавая им, с одной стороны, раскованную легкость античных одежд, а с другой — пышную восточную роскошь), Бакст активно способствовал модернизации балетного танца в сторону «ритмики свободного тела», преодолевающего условность прежних канонических движений и поз. «Бакст изумительный каллиграф русского искусства. Трагически звучит контрастный графический «Портрет И. И. Левитана» (1899 г. ). В начале 1900-х впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александринского театра и балет «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн. 1893-99 гг.
Бенуа познакомился с ним в марте 1890 года и сразу же решил привлечь его к сотрудничеству в кружке, в котором угадывались контуры будущего «Мира искусства». Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта. Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (галереи La Boetie и Devambez, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palace, 1924). В 1890 году Бакст изучал технику акварелиАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Отец его занимался торговлей, мать воспитывала детей и вела хозяйство.
Выступал как либреттист.
(1891), в 1893-1899 годах брал уроки в частных академиях Парижа. Оформлял спектакли многих крупных театров, в т. ч. Ошеломляющее впечатление исходило от всех спектаклей. Его вкусу доверяли при оформлении выставок. Растущая популярность сделала художника желанным сотрудником в редакциях многих журналов: «Нива», «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Жупел», «Сатирикон» и др.
энц. Работал для петербургских журналов, создавал репортажные рисунки иллюстрировал книги. Набоковой и автопортрет. Подробностей я еще не знаю. фам. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора.
Это был трудный период в жизни юноши. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». В 1902 г. Лев Самойлович познакомился со вдовой художника H. Н. Грищенко, Любовью Павловной (дочерью П. М. Третьякова). Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным был ближайшим сотрудником С. П. Дягилева и с 1911 – художественным директором антрепризы. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., в том числе как мастер портретаПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
С Львом Самойловичем Бакстом мы встречаемся в четвертом номере «Золотого руна» за 1906 год. В «Золотом руне» печатались Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский. Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. Влияние Б. перешагнуло границы рампы, сказалось в оформлении интерьера и в светской одежде. О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно.
Но не всегда талант художника был востребован. В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму Сердце маркизы. кн. Картина, созданная по мифу о гибели Атлантиды, принесла Баксту большой успех на выставке в Париже (1909 г. ). В 1890-е участвовал в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1890-95 М., 1897), С. -Петербургского общества художников (1895), МОЛХ (1896) и академических выставках (1890, 1896-97).
Его характерный стиль, — изысканно-графичный, полный острого чувства театральной (то забавной, то зловещей) ирреальности окружающего бытия — сформировался в процессе оформления журналов «Мир искусства» (1898-1904), «Ежегодника Императорских театров», «Художественные сокровища России», «Весы» и др., а также в дизайне книг («Снежная маска» Александра Александровича Блока, 1907). Побывав в 1907 году вместе с Валентином Александровичем Серовым в Греции (путевые записки об этом «Серов и я в Греции» вышли в 1923 отдельной книжкой), Лев Бакст создал ряд средиземноморских пейзажейПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Он как-то шепелявил и делал своеобразные ударения.
Бакст, которого часто упрекали в «похожести на других живописцев», виртуозно использовал это качество для создания исторически достоверных костюмов и декораций, органично соединяя его с требованиями зарождающегося модерна. В 1890-93 делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. Обложки, рисунки, шрифт — мелко, сухо и тощо — невыразительно. Прекрасный, основательный идеализированный рисунок Б. постоянно сближает его с античным созерцанием среди его портретов лучше всего рисованные и лишь слегка тронутые акварелью в портретах собратьев и людей пера и мысли большая свобода в отношениях к модели позволяет ему порой достигать замечательных результатов в психологической суггестивности (портреты Левитана, Розанова, А. Белого, г-жи З. Гиппиус). В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в Петербурге.
Второй номер был отдан Константину Сомову, а третий — Виктору Эльпидифоровичу Борисову-Мусатову (1870—1905). Полотно перечеркнули крест-накрест. Оно воспитало, с одной стороны, глубокое красочное созерцание действительности, с другой — небывалое утончение линейного элемента. Участвовал в выставках: русских и финляндских художников (СПб., 1898), журнала «Мир искусства» (СПб., 1899-1903 М., 1902), СРХ (М., СПб., 1903-10), Общества им. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Выдаются также его Императрица Елизавета Петровна на охоте (1903), Коппелиус (1909), очень интересно написанный Ужин (1903) и два панно: Осень (1906) и Элизиум, эскиз занавеса (1906).
Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектакляхРусских сезонов Дягилева. Пропустим графу о родителях, т. к. 300 м, максимальная — 4807 м (г. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. Отец – Робинович Израиль Самуил Борух Хаимович, мать – Басия Пинхусовна (урожд. Нити жемчуга, золотые браслеты и другие украшения усиливали сверкание.
К числу самых известных его портретных картин принадлежат «В. Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А. А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М. А. Волошина (М., 1910) и др. Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения. В. Розанов» (1901), — с философом, замершим в задумчивости с фигуркой Изиды в руке, — и «С.
Осуществил постановки балетов: «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909), «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жарптица» И. Ф. Стравинского (1910), «Видение розы» К. М. Вебера (1911), «Нарцисс» Н. Н. Черспнина (1911), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Синий Бог» Р. Гана (1912), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912-13), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917) и др. В журнальной графике Бакст раскрылся как превосходный стилист. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства7. Он очень любил этот вид искусства. В 1907 началось сотрудничество Б. с балетмейстером-реформатором М. Фокиным (эскизы костюмов для танцевальных номеров: «Лебедь» в исполнении А. Павловой и др. ), С 1909 работал в антрепризе С. Дягилева, с 1911 ее художественный директор.
Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. «Каждый день растет в его мастерской количество русских образов группы, фигуры. С 1909 по 1914 гг. «Из графика я превратился в чистого живописца», — писал он критику и коллекционеру П. Д. Эттингеру в 1910.
Б. занимал среди участвовавших в нем художников одно из первых мест благодаря своему личному стилю, отличавшемуся мужественной твердостью рисунка и тонким чувством линий. С 1902 года художник работал для Эрмитажного и Александринского театров. Консервативное образование тех лет дало юноше только первоначальные технические навыки, существенно не повлияв на его художественную индивидуальность. Себастиана", "Дафнис и Хлоя" и др. Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro».