Петра. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Все элементы возрастают к средокрестию и постепенно повышаются по мере приближения к куполу, создавая грандиозный и сложный интерьер, отчасти напоминающий иерархической соподчиненностью своих частей готические соборы, но резко отличающийся от них ясной, быстро воспринимаемой закономерностью центрического уравновешенного построения. В 1493 г. Браманте уехал из Милана.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. библиографию), Ант. Он сохранил там только алтарь св.
Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. 16). Сначала Браманте служил помощником архитектора при папе Александре VI, когда строились фонтаны за Тибром и на площади Сан Пьетро. С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра.
З 1499 р. псля захоплення Млана французькими вйськами перехав до Рим. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании.
В 1499-м после захвата Милана французами Браманте уезжает в Рим, где теряет последние творческие оковы, каковыми служили своеобразные вкусы требовательного миланского двора и где его творчество достигает той чистоты и монументальности, которые с тех пор как раз и служат недосягаемым образцом эстетики Высокого Возрождения. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм.
Папа принял решение разместить в одном месте, а именно на Виа Джулиа, выпрямленной для этой цели Браманте, все государственные и судебные учреждения Рима, дабы удобнее было купцам заключать свои сделки, при которых до того постоянно возникали большие неудобства. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Тут мистецтво Браманте придбало класичну чистоту монументальнсть. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви.
Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. – обелиск, который стоял в Большом цирке. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. Народився Браманте у Кастелло— Дуранте, в держав Урбно в убогй, але шанованй родин.
Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства.
Для этого достаточно сопоставить карниз Канчеллерии с характерными для Браманте карнизами, например во дворе Санта Мария делла Паче в Риме или на барабанах капеллы и церкви Сан Сатиро в Милане.
З дитинства вн навчався читати писати, та ще багато часу вддавав лчб. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514.
Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. Петра у Ватикан (з 1505 р. ) встиг звести храм до висоти арок. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок. 21). Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
С 1499г. До него этот приём применялся лишь в живописи. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. 1510).
Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Задача осложнялась сильным падением рельефа местности от виллы ко дворцу, различной ориентацией подлежавших объединению зданий и необходимостью обеспечить обороноспособность сооружений Ватикана с востока, так как существовавшие с этой стороны укрепления следовало снести при постройке нового двора. Достраивал её Браманте. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино.
Донато Браманте (итал. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио.
Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. 1510).
Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. 15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Скоро батько, бачачи його любов до малювання бажаючи, що вн здобув корисне ремесло, посила його навчатися живопису до Фра Бартоломео з Урбно, вдомого пд мям Фра Карновале, що малював картину «Санта Маря делла Белла в Урбно». После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму.
Возвратимся, однако, к Браманте. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки.
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. рис. В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом.
Сначала успешно работал маляр. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). По оси сооружения, со стороны виа Джулиа, находился главный вход, отмеченный большой квадратной башней с многоярусным завершением. Из этого проекта Браманте осуществил первый коридор идущий от дворца до Бельведера со стороны Рима, за исключением последней галереи, которая должна была проходить поверху. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры.
Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций.
17 этой главы и рис. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. ниже). План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом.
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. В центре был задуман огромный купол. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. Петра в Риме.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями.
Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Творчсть Браманте – одна з вершин архтектури Вдродження. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Петра в Риме. Однако такое перекрытие гражданам не понравилось и строить его они не позволили и так все и оставалось непокрытым в течение многих лет, пока в 1561 году попечители этого строительства не обратились к герцогу Козимо с прошением о том, чтобы его превосходительство соизволил разрешить им завершение купола.
5). Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Начал он так: Julio II Pont.
Петра, Браманте сломал половину старого и приступил к работе с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и украшенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт.
После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. Разработанный последним базиликальный план сооружения, видимо отражавший усилившееся влияние реакционных клерикальных кругов, очень красив и тонко сочетает в себе преимущества центрального и базиликального построения. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг.
Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат.
Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др.
224). Знаменитый двор (рис. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами).
Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. на стр. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец.
рис. 22). Петра.
Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Состоял он и в совете по расширению церкви Сан Якопо дельи Спаньуоли ин Навона, а также при вынесении решения о церкви Санта Мариа дель Анима, постройка которой была поручена одному немецкому архитектору. Импровизировал и сам и сложил несколько сонетов, если и не таких тонких, как это сейчас принято, но все же довольно строгих и погрешностей не имеющих.
Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Вся композиция, активно изменяясь, развивается от первого, глухого яруса, в гранях которого чередуются плоские и полуциркульные ниши, через второй ярус, включающий круговой обход в толще стены, открывающийся внутрь двумя арочками в каждой грани, к завершающему восьмигранному куполу, сквозь круглые проемы которого помещение получает естественный свет.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). Спроектував почав будувати головний храм Риму – собор Св. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Крупнейшим творением Браманте является собор св. Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией.
Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Найбльшою пластично цлсност вн досяг в маленькй каплиц-ротонди Темпьетто (1502) у двор монастиря Сан-Птро н Монторо.
Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма.
Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Начав архитектурную деятельность в Милане, свои основные сооружения архитектор возвел в Риме именно римский период в жизни Д. Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени.
Тогда его имя было еще не известно. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). диаметры главного и второстепенного куполов на плане Антонио да Сангалло Младшего) и требует уменьшения пространственной расчлененности постройки последнее, как показывают работы Микеланджело, могло нанести ущерб масштабной выразительности сооружения. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Миланский период Браманте длился двадцать лет. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор.
Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. 1510).
Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Так же контрастно соотношение высоты нефов и средокрестия, перекрытого поднятым на широком фризе куполом, безраздельно гос подствующим над невысоким пространством этой маленькой церкви подкупольное пространство сразу же воспринимается как ядро всей композиции.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро в Монторио было построено Донато Браманте в 1502 году, по поручению испанских монархов Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Весь план пронизан нерушимой логикой. А после их смерти Бальдассаре Перуцци, строивший в средокрестии со стороны кладбища капеллу короля французского изменил его замысел, при Павле же третьем все переиначил Антонио да Сангалло и, наконец, Микеланджело Буонарроти отверг все многочисленные предложения и без излишних затрат достиг такой красоты и такого совершенства, о каких никто из тех не мог и помышлять и которые целиком вытекали из его проекта и из его вкуса, хотя он и мне говорил не раз, что он считал себя лишь осуществителем замысла и проекта Браманте ибо тот, кто спервоначалу заложил большое здание, тот и автор его. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами.
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. Необычно и то, что угловые, крайние арки опираются на такие же стройные колонны, как и все прочие, а согнутые пилястры, которые, очевидно, должны были получиться во втором этаже по всем углам двора, можно сопоставить только с согнутыми пилястрами в сакристии Сан Сатиро. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике.
Тод його мя було ще не вдоме. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры.
Мланський перод Браманте тривав двадцять рокв. Этому способствовала также и биография мастера. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. Петра, продолжалось много лет. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом.
Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Там вн мандру вд мста до мста, заробляючи на життя дрбними й незначними роботами. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св. Распознав, глядя на это, намерения Браманте, неаполитанский кардинал стал к нему присматриваться и ему покровительствовать. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. Но в зависимости от участка количество пролетов легко могло быть увеличено, а лавки и мастерские перенесены также и на другие стороны сооружения.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Але любов до архтектури змусила Браманте покинути Батьквщину податися до Ломбард. Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. И если бы начало столь потрясающего и великолепного сооружения было меньших размеров, то ни Сангалло, ни все другие и даже ни Буонарроти не смогли бы расширить этот проект, а только уменьшили его так, как они это и смогли сделать ибо Браманте задумал нечто большее. Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. «Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами.
Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме.
Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро.
После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме.
Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. 18).
Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы).
Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Так же, по-видимому, должны были выглядеть углы в незаконченном Браманте дворе каноники Сант Амброджо в Милане.
Плоскостная обработка, светлая окраска и обильное освещение интерьера, а также искусное применение кругов в его декоре придают куполу вид легкой скорлупы, подчеркивая в то же время просторность и крупные масштабы внутреннего пространства церкви. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан).
Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане.
Работал в Милане и (с 1499) в Риме. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Однако собор св.
От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. здесь же работал римлянин Джулио Романо. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения.
В Бельведере он строил с величайшей быстротой и такое было неистовство, охватившее и его и папу, которому хотелось, чтобы такие здания не строились, а сами вырастали, что рабочие ночью таскали песок и твердый грунт, а днем в присутствии Браманте только строили, так что за закладкой фундамента он не следил. Другу галерею майже цлком створили за онифкат нового папи. Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Знаменитый хор, нарисованный в перспективе, дает иллюзию объемности и глубины, не смотря на то, что невелик размерами.
К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. При пап Юл II став головним папським архтектором з 1503 р. вв за дорученням Юля II велик роботи в Ватикан (двр Сан-Дамазо двр Бельведера).
В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств.
После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым. Многому обучился у него в архитектурном деле Рафаэль Урбинский, для которого он, между прочим, придумал строения изображенные там в перспективе в папском покое, где он написал гору Парнас в этом же покое Рафаэль изобразил Браманте измеряющим что-то циркулем. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. Он был первым главным архитектором нового собора св. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис.
Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Петра в Риме. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. Прожил он 70 лет. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью.
В архитектурном творчестве испытал воздействие Л. Б. Альберти, Л. Лаураны и сиенского мастера Ф. ди Джорджо Мартини. Но в числе их был один особенно чудесный, в котором он обнаружил высшее понимание, на какое он только был способен и на котором были по две колокольни по обе стороны фасадов, как это можно увидеть на монетах, вычеканенных впоследствии Юлием II и Львом X и выполненных превосходнейшим золотых дел мастером Карадоссо, в чеканке не имевшего себе равных его же можно увидеть и на очень красивой медали Браманте, выполненной им же. С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Окончательно разработав после переезда в Рим в 1499 году тему купольного сооружения, Браманте внес важнейший вклад в развитие мировой архитектуры. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. В углах креста Браманте предполагал возвести купольные капеллы, а на западном фасаде – 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архитектурных масс к центру композиционной доминантой собора должен был стать купол. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом.
Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Вн звв клька будвель, наприклад, ввтарну частину церкви Санта-Маря-делле-Грац.
Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Вд давньоримських часв папська столиця не бачила такого гарного задуму. 15, слева вверху).
Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой.
От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор).
Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте.
При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. В 1492—1497 гг. Браманте и сам начинал как художник. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио).