Не менее известным стал и автопортрет Тинторетто, выполненный с тем же мастерством. Не менее известным стал и автопортрет Тинторетто, выполненный с тем же мастерством. Первый автопортрет Тинторетто создал в 1547 году. Первый автопортрет Тинторетто создал в 1547 году.
Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон.
Распространенный сюжет из Библии. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Зрелый период.
Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Возрождение, маньеризм. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте).
У кого Якопо учился дальше не известно. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Данный жанр был органичен для художника-визионера, который мог охватить основные черты грубой реальности. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии).
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Среди ее членов было немало влиятельных и состоятельных людей, вот таким образом только она, вслед за Скуола ди Сан Марко владела большим двухэтажным зданием, строительство которого было завершено в 1542 году архитектором Антонио Скарпаньино. Что же касается Скуола ди Сан-Рокко, то ее основали в 1478 году, а спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество.
Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Главным девизом работы Тинторетто был лозунг: "Рисунок Микеланджело, колорит Тициана".
Полотно было заказано Братством св. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства.
Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Марка» (1562 – 1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Иосиф плот- ничает снаружи, не подозревая о драматических событиях. 1550 — 1635 гг. ).
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Центром второй части является св.
Марка. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
В 1550 – 1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя.
Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). 1585). Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658).
Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана». Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
542 x 440 см. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
По желанию св. Но к ней следует относиться осторожно. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore).
И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. «Распятие» – это действительно целый мир. Рох во славе».
Это движение начинается от нижнего правого угла композиции, где опустившийся на колени Христос омывает ноги одному из апостолов. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Свет, проникающий в нее сквозь высоко поднятые окна, достаточно ярок, чтобы высветить пол постройки, который как бы и сам испускает свет, но не в силах полностью разогнать тени, сгущающиеся около стены, где стоит длинный стол, столь же стремительно, как и само помещение, уходящий в глубину. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам.
Т. е, это уже опосредованная информация. Марка для Скуола ди Сан-Марко одной из наиболее крупных венецианских благотворительных организаций того времени. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. В том же году художник становится членом братства. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины.
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Вся жизнь Тинторетто – это пример самозабвенного творчества, бескорыстной преданности искусству и любимому городу, на украшение которого не жалел сил его выдающийся гражданин. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал.
Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. В пятнадцать лет отец показал будущего художника Тициану, но что-то там у них не сложилось.
Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. 62 x 52 смЛувр, Париж, Франция «Автопортрет», написанный семидесятилетним художником, производит глубокое впечатление. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи.
Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.
Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Рох в госпитале». Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Италия.
Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Наверное именно это сочетание и позволило добиться ему таких высот. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Марка». Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. В 1548 по заказу Скуола ди СанМарко он написал картина «Чудо св. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. происходящих внутри.
Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
Веронезе. Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Он был сыном красильщика шелка.
Школы существовали на добровольные пожертвования. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.
Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок.
Уже в следующем, 1565-м, году его попросили написать большую картину Распятие, которая бы закрыла стену того же зала. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками.
Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Тинторетто отличался крайним бескорыстием.
Но линия такой толщины уже не линия. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Когда слава о художнике разнеслась по всей Венеции и далеко за её пределами, на него посыпались многочисленные заказы. Тинторетто был ведущим представителем итальянского маньеризма.
О предках художника почти ничего не известно. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Тинторетто использовал легенду об александрийском рабе, которого подвергают пытке за то, что он ослушался своего хозяина и ушел молиться на могилу св. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Рох в госпитале». Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
Марка»). Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Проследить творческое становление Тинторетто достаточно трудно, тем не менее очевидно, что его мало притягивали традиции венецианского Высокого Возрождения, представленные именами Джорджоне, Пальмы Веккьо, Тициана.
Иными словами, свидетельства расходятся, однако, на сегодняшний день принято считать, что художник родился в 1518 году. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св.
Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит.
Вероятно, по этой причине, сам того не желая, Тициан оказал прямое воздействие на ранний этап творчества Тинторетто. Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где чтонибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению.
Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
Рох во славе». В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои».
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения».
Венецианская школа. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто.
От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. «поэзий». Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Холст, масло.
Эта группа составляет самостоятельную композицию. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях.
В «Спасении св. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Скуола Сан Рокко.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Якопо Тинторетто Автопортрет (около 1588) Холст, масло. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
Картину «Чудо Св. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. «Живопись Тинторетто изумительна.
В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Венеция. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Будучи бескорыстным и равнодушным к богатству и роскоши, художник часто ради возможности рисовать соглашался на весьма скромную плату.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Живописное наследие Тинторетто огромно. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Он написал для Братства св. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Марке («Похищение тела св. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.
Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Роха во славе. В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини. Именно с нее началось признание Тинторетто. В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви СантаМария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для СанМаркуоло (1547), СанСимионе (около 1560), СанТровазо (около 1565), СанПоло (1578).
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Программа этого грандиозного живописного цикла, отчасти сходная с программой росписей Сикстинской капеллы — украшающие потолок плафоны посвящены библейским эпизодам, настенные панно — евангельским, охватывает весь библейский цикл истории человечества — от Первородного греха до Вознесения Христа. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия.
В том же году художник становится членом братства. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями.