Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «Станца делла Сеньятура» как образ древнегреческого художника Апелеса2. Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «Станца делла Сеньятура» как образ древнегреческого художника Апелеса. Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «» как образ древнегреческого художника Апелеса.
Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Он настолько чужд горделивости, что дружески обходится с каждым». Иногда кажется, что русские пословицы говорят как раз о нём.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Композиции Перуджино – как у всех остальных мастеров кватроченто – были основаны на линейных ритмах. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506).
1514, галерея Питти, Флоренция). С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир.
Портрет тонко сбалансирован. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». И отвращение ко всякого рода гордыне – качества, которые ценятся нами испокон веков.
Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника.
Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Одежда подчёркивает её благородное происхождение.
Это самый известный портрет Рафаэля. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию.
Но хочется думать, что больше прочего русским в Рафаэле нравилась его доброта. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру.
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора.
Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Или «Гордым быть – глупым слыть». На темно-зеленом фоне изображен папский библиотекарь в красной сутане и такого же цвета шапочке.
На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. золотых и снял для неё виллу. 1513, музей Гарднер, Бостон). Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой.
Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками».
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. «Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись». Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». В XX в. картину вернули из Уффици в Национальную галерею Марке, на родину автора. Елизавета Гонзага была одной из образованнейших женщин своего времени.
1512, Прадо, Мадрид). Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля.
При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II.
Этот камерный портрет действительно необычен. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело.
По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Смирение без унижения.
На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их».
С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба».
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера.
Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Рядом с ним представлены и другие современники мастера: кардиналы Алессандро Фарнезе, Антонио дель Монте, Джованни Медичи.
Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Во Флоренции Рафаэль преобразовал свой композиционный тип в конструктивно-монументальном смысле. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю.
Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Один из лучших – «Донна Велата» (ок.
В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Мадонна с задумчиво-грустным выражением глядит на этот крест, как бы предчувствуя события, которое он сулит сыну.
Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). fornaro – пекарь).