Когда художнику Рафаэлю Санти исполнилось двадцать три года, автопортрет был полностью дописан.
В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Автопортрет 1506. Все чаще в 10-е гг.
Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Работа датируется 1498 годом. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно.
В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Иногда кажется, что русские пословицы говорят как раз о нём. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
Но хочется думать, что больше прочего русским в Рафаэле нравилась его доброта. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
В 1513-1514 гг. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фоне. 1512, Прадо, Мадрид). Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой.
Молитвенник, который она держит в сторону от себя, вносит разнообразие в строго выдержанную схему. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
1502), приписывался Гольбейну, а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Дерево, темпера. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Джованни Санти не был крупным мастером. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого.
золотых и снял для неё виллу. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Можно ли представить такое святотатство. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Или «Гордым быть – глупым слыть». Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Рафаэлю было двадцать три года. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. В середине 10-х гг.
Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Один из лучших – «Донна Велата» (ок.
Уговаривает папу (сохранилось его письмо) запретить своими указами варварское отношение к памятникам старины. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
1514, галерея Питти, Флоренция). До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. 1513, музей Гарднер, Бостон). К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба».
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Этот камерный портрет действительно необычен. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». VI).
«Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Сегодняшние критики приписывают это произведение Рафаэлю и считают, что его можно приурочить примерно к 1505 году, к флорентийскому периоду творчества мастера. Первые уроки Рафаэль брал у своего отца. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса».
На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. И отвращение ко всякого рода гордыне – качества, которые ценятся нами испокон веков. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. Как он проклинал себя за то, что когда-то превозносил его в глазах Марии. fornaro – пекарь). 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.
Это самый известный портрет Рафаэля. Впервые в истории занимается тем, что мы сейчас называем охраной памятников. Рядом с ним представлены и другие современники мастера: кардиналы Алессандро Фарнезе, Антонио дель Монте, Джованни Медичи.
У ангела слева одно крыло. XVI в. Рафаэль ограничивается тем, что дописывает вещи своих учеников, передает им эскизы, а порой просто композиционную идею, которую они разрабатывают. Взгляд задумчив и мечтателен. Смирение без унижения. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника. Так началась история Рафаэлевых Станц. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. «Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись». Большинство его работ над собором Cвятого Петра были изменены или уничтожены после его смерти и принятия проекта Мичеланджело, выжили только несколько рисунков. Образы Девы и младенца, кажутся столь же невесомыми, как и облака на которых они стоят, вместе с тем они передают сильное чувство материальности. Контур необыкновенно тонок, чуть волнист (во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо).
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Сохранилось несколько достаточно заурядных его работ. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Со времен Рафаэля это разрушение было прекращено. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме.
Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто.
Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Одежда подчёркивает её благородное происхождение. Однако хваленое красноречие Биббиены оказалось бессильным.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
47, 5x33 Юноша с вдохновенным лицом, лицом молодого гения – таков Рафаэль, смотрящий на нас с автопортрета. Когда мы говорим о зрелом, позднем Рафаэле, приходится постоянно считаться с тем, что в этих работах художника учавствовали и его помощники. Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия.
Но именно потому, что их в нем нет именно потому, что он парит над своими картинами, как почти бесплотный дух, они как будто отличаются тем же, что когда-то сообщало произведениям безымянного религиозного искусства их силу и мощь: словно они созданы не отдельной личностью, словно в них воплотился дух прекрасного века. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Портрет тонко сбалансирован.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания).
Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Растет мастерская. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их».
Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. С тех пор Рафаэль находится в Риме практически безвыездно, до смерти. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. «Форнарина» (прибл. В городе болтают, говорил он, что Форнарина истощила художника своей греховной страстью.
Он настолько чужд горделивости, что дружески обходится с каждым».