Автопортрет Лукас Кранах Старший написал в зрелом возрасте, будучи признанным мастером, работы которого приобретали знатоки и ценители искусства, аристократы и разбогатевшие горожане.
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Картина «Аполлон и Диана» создана художником в 1530 году. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Картина «Суд Париса» написана немецким живописцем Лукасом Кранахом около 1514 года. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. У художника имелось еще три дочери.
Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая – цветной фон. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
Ряд произведений был создан в лютеранской манере. синим. Картину «Отдыхающая нимфа» или иначе «Нимфа источника» художник Лукас Кранах написал в 1530-х годах. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Известен как замечательный мастер портретного жанра.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Немецкий художник и график эпохи Возрождения. В зрелые годы Лукас Кранах создал целый ряд портретов, в том числе «Портрет Шеринга» (Брюссель), «Портрет дамы» (1526 Мюнхен), «Автопортрет» (1527 Флоренция). гуманист, ректор Виттенбергского университета доктор Кристоф Шойрль. История искусства. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Выделить картины руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «кранаховский стиль» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Размер картины художника 41 x 26 см, дерево, масло.
«Наряду с сухими и скучными произведениями, отражавшими те или иные догмы лютеранства, – «Христианские заповеди», «Грехопадение и спасение», он написал несколько картин, осуждающих пороки и недостачей общества. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Размер доски 50, 5 x 35, 7 см, дерево, масло. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Картину относят к зрелому периоду творчества художника. Его портреты пользовались большой популярностью. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты.
Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Однажды он заблудился в заколдованном лесу и уснул. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Портрет относится к раннему периоду творчества художника.
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. и вскоре переросло в тесную дружбу. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца.
Картина относится к ранним работам художника. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Портрет доктора философии Иоганна Куспиниана написан Лукасом Кранахом Старшим в 1503 году.
«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. История искусства. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Пейзаж утрачивает свое значение, подчиняясь трафаретной схеме. Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты).
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Лишь после нидерландского путешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Екатерины».
В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха.
Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Венера, 1529. Не вполне удовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива и несмелые приемы наложения красок. В 1493г. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного».
Во сне к нему явились хитрый бог Гермес и три красавицы-богини с просьбой определить, кто из олимпийских богинь является «прекраснейшей». Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател.
В портрете господствует графическая манера письма, тонкий извилистый контур. Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок.
Это бесконечные «Адам и Ева», «Диана», «Юдифь», «Венера», «Вирсавия» – картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха". Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно.
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Картина «Три грации» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16 века. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Портрет относят к среднему периоду творчества художника. Большое внимание в картинах уделяется натурализму деталей. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Картинная галерея, Берлин.
Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. В 1508г. «Покаяние святого Иеронима» создана в 1502-1503 году.
Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темносиним. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св.
Картина «Распятие с преображенным центурионом» создана художником по мотивам известной библейской легенды Нового Завета. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Латинская надпись на краю бассейна предупреждает: «Я, нимфа источника, отдыхаю.
Размер 56 x 42 см, дерево, масло. Известно, что у художника было еще три дочери. В позднем творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530-50-х гг. : манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника. Картину относят к позднему периоду творчества художника.
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Собственно, юношеских работ художника не сохранилось.
Никулин). Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504г.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. К лучшим из них принадлежит «Портрет отца Лютера» (1530 Вартбург), в котором дано яркое изображение человека с характерным выразительным лицом. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. 1530, Вена, Музей истории искусства). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Не смей нарушить мой сон». Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
Источник молодости, 1546. Картину «Портрет женщины» немецкий художник Лукас Кранах Старший написал в 1526 году.
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Однако художник в своих картинах изображал историю не так, как о ней повествовано в древнегреческом мифе, а так, как ее пересказал итальянский сочинитель XIII века Гвидо делле Колонне в романе «История разрушения Трои». Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Согласно итальянской версии средних веков Парис – рыцарь, королевский сын. В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Подтверждением этому является целый ряд многочисленных картин немецкого живописца «Суд Париса» на известный историко-мифологический сюжет. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах «Рай» (1530) и «Источник юности» (1546). Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Впоследствии Кранах не раз обращался к изображению обнаженной женской фигуры, но ее трактовка со временем существенно меняется. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника». Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Произведения, проданные на Sothebys и Christies.
В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Н. Н. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
Лукас Кранах продолжал писать портреты всю свою творческую жизнь: небольшие интимные или иногда, официальные по заказу, в полный рост. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.
Однако, несмотря на дружбу кранаха с мартином Лютером в числе постоянных заказчиков художника был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Картина «Меланхолия» создана художником в 30-х годах 16 столетия на основе популярного сюжета, пользующегося спросом и бытовавшего в среде мастеров и заказчиков. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. К примеру, Христос изображен традиционно, а апостолы – без нимбов и с лицами реформаторов-лидеров.
В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. «Отдыхающая нимфа» – одна из таких картин. Размер работы 88, 5 x 58, 6 см, дерево, масло. В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство.
Размер доски 83, 8 x 56, 5 см, дерево, масло. В них еще нет правильного перспективного построения, они перегружены деталями, в изображениях присутствуют элементы мистики сам рисунок кажется составленным из запутанных вьющихся линий.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Приняв учение Лютера в начале 1520-х годов, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Никулин). В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546).
В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Впервые Лукас Кранах обратился к этому сюжету в 1508 году, в гравюре на дереве. Он владел большой мастерской, несколькими домами и земельными участками, аптекой, книжной лавкой и типографией, был членом городского совета Виттенберга и несколько раз избирался бургомистром. В 1550 г. Кранах последовал за Иоганном Фредериком Великодушным в изгнание в г. Аугсбург, а в 1552 г. в г. Веймар. Лукас Кранах умер 16 октября 1553 г. Произведения живописца можно увидеть в таких всемирно известных музеях, как Берлинская картинная галерея, Дрезденская галерея старых мастеров, Амстердамский Рейксмузеум, Венский Музей истории искусств, Королевская галерея Маурицхёйс, Музей Крёллер-Мюллера, Пражская Национальная галерея, Будапештский Музей изобразительных искусств, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. Возможно, на ней художником изображена не просто нимфа источника, а богиня Диана или сама Венера. Затем картины «Суд Париса» по мотивам античного сюжета неоднократно создавались в его мастерской.
Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Дерево, масло, 3822 см. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). После 20-х годов 16 века в творчестве художника нарастают другие тенденции.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. История искусства. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509года. В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Поиски в области формы приводят художника к счастливым находкам, которыми изобилует эта работа. Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма.
Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
Лувр, Париж. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. Для них он написал портреты.
Картина «Распятие с преображенным центурионом» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го столетия. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. Размер картины 30, 5 x 23 см, дерево, масло. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий. Год спустя художник скончался в Веймаре.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир для него имел значение исключительно внешний облик. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Является парной картиной к портрету супруги доктора Анны Куспиниан.
В картинах художника после 30-х годов проскальзывают элементы эротики. В этом смысле особенно характерны поздние картины Лукаса Кранаха на мифологические темы – «Суд Париса» (1529 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Аполлон и Диана» (1530 Берлин), «Венера с амуром» (Рим), «Венера» (1532 Франкфурт-на-Майне) и другие. Размер работы 43 x 32, 2 cm, дерево, масло. молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Никулин).
Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Размер доски 51 x 97 см, дерево, масло.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Мария как бы находится в широкой раковине, образованной ее одеждами через всю картину тянется вереница обращенных к младенцу Христу фигурок ангелов, чьи беспокойные движения уравновешиваются позой Иосифа, прислонившегося к сосне. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В 1501г. Однако это приносит и неожиданные результаты. Размер 59 x 45 см, дерево, масло. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3.
Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Шёнер»). Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Картина «Обиженный Амур и Венера», размер 81, 3 x 54, 6 см, дерево, масло.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Портрет молодого мужчины в берете написан немецким художником Лукасом Кранахом в 1521 году. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546). Построение пространства в этих картинах нарочито упрощенное: на фоне цветущего пейзажа с игрушечными горами, домиками, деревьями резвятся крохотные, смешные, хрупкие фигурки людей и животных изображенные художником совсем в иной плоскости» (Н. Н.
Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Размер работы 77 x 121, 5 см, дерево, масло. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – «Оплата» (1532), «Влюбленный старик» уродливая старуха ищет взаимности юноши – «Влюбленная старуха». В поздний период творчества художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Лукас Кранах прожил долгую и, скорее всего, счастливую жизнь. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди).
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. В наиболее ранних из дошедших до нас произведений, прежде всего в гравюрах, можно отметить признаки связи Кранаха с позднеготическими традициями (гравюры на дереве 1502-1509 годов – «Распятие», «Святой Иероним», «Искушение святого Антония»). Неслучайно Лукас Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Юдифь», «Суд Париса», «Диана», «Лукреция», «Мезальянс», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков, а также другие античные и мифологические темы.
.