Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Мария классична в полной мере.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита.
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Не свое ли чадо использовал он как модель для младенца Христа. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Совсем бедняга допился – облик потерял. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Полотно хранится в мадридском музее Прадо. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Здесь режиссура высшего порядка.
В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Восхождение Веласкеса было стремительным. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества. Причем в не меньшей степени, чем его волшебное умение владеть кистью, вызывал восхищение прижизненный успех мастера и, конечно же, его немеркнущая слава.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Оставьте комментарий. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога.
Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко (1611 – 1617), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году. Мужики совершенно живые. Любить Веласкеса всегда было чуть ли не генетической особенностью русских живописцев.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Вместе с ней появляется на свет «Туника Иосифа», которая теперь находится в Эскориале. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея).
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Вот что может сделать мастер-колорист.
Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница. Естественно, Веласкес без колебаний принял это предложение. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. По утверждению биографов, уже в раннем возрасте будущий художник схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и с юных лет стал собирать библиотеку, которая к концу жизни живописца выросла в собрание, поражавшее современников своими масштабами и универсальностью. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Хотя Он уже год женат. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Картина поражает точностью характеристик образов. С 1622 года он возглавил правительство. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием.
В картине присутствуют два плана.
Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
Автопортрет великого испанского художника Диего Веласкеса. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. В 1621 году умирает Филипп III. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Это обычный традиционный дворцовый «ростовичок», написанный по канонам придворного портрета. Здесь видно, как Веласкес бился за выразительность силуэта.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Художнику долго не удавались королевские ноги. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане.
Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».
Пятно движения фигуры выверено почти орнаментально. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. Он на шесть лет младше Веласкеса. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
А слева у деревянного станка в небрежно наброшенном на голову платке сидит уставшая ткачиха и разговаривает со своей помощницей. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Особенно это сказалось на легкости решения пространств и задних планов. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Там пишет он свою «Кузницу вулкана». На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. А в Испании перемены. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). Его «Менины» копировал Илья Репин. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Факт выбранной профессии стал вызовом для местной аристократии, так как профессия художника считалась недостойным дворянина занятием. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда. Как и современные ему художники, Веласкес использует эффектное «погребное освещение», когда из темноты выхвачены светом лишь те формы, которые предложены зрителю для рассмотрения. И в этом особенный трагизм.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Краснорожий у него серебристо-седой, а бледнолицый – конечно же, брюнет. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. До 1623 Веласкес работал в Севилье. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины.
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Итак, время действия – 1656 год. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.
После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Нередко, художник выносит действие на природу, отчего освещение становится ровнее, а краски сверкают богаче. У её босых ног лежит кошка. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Bookmark the permalink. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. «бодегон»).
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Самый великий художник испанской школы родился в Севилье в 1599. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории изгнание из страны всех, кто имел арабское и иудейское происхождение.
Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. А вот «Кузница» – в Прадо. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. Их позы и жесты живые, естественные.
Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Мастерски расставлены блики на черной одежде. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Каганэ. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Такие сюжеты назывались в испанской традиции bodegon, что означало: трактир, харчевня.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Вакх получился бледным одутловатым лукавым юношей с ярко-красными губами. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Находится в музее Прадо в Мадриде. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее.
Впоследствии оно только увеличивалось. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В левой части картины изображен сам художник. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. В 1629 году Веласкес на галере прибывает в Венецию и по 1631 год живет в Италии. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Правда, передний план выглядит еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени преувеличены. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Молодой художник предпринимает первую попытку перебраться в Мадрид. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Сюжет был выбран Веласкесов под влиянием творений венецианцев эпохи Возрождения – Джорджоне и Тициана. Неожиданно и смело выхвачена светом рука, едва удерживающая за палец перчатку, готовую вот-вот упасть на пол Уместно прикрыта перчаткой другая рука. Никакой напомаженности, броскости красок – все строгая ограниченность, почти скупость палитры, но она «. От его «Папы Иннокентия X» не мог оторваться Василий Суриков. В нем с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.
Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. Досадно, что он слаб по рисунку и неважно вылеплен.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Удивительно настроенчески назван общий тон лица.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Веласкес многое позаимствовал от приемов Рубенса в их химическом виде. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Автопортрет написан живописцем в возрасте сорока лет, в годы расцвета своего таланта, в годы, когда современники стали называть Веласкеса «художником Истины». На втором показана мастерская художника.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Великолепен коленопреклоненный балбес, которого Вакх венчает венцом, скрученным из виноградных листьев. На переднем плане – несколько работниц. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Однако, через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место.
Ему 57 лет. Разумеется, нет. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. На первом изображена мастерская, где происходит работа. В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон). Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Имеется в виду чувство краски и ее количества, оставленного на холсте.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Для двадцатилетнего едва оперившегося юноши задача в высшей степени сложная. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. смирением высокая, нищетою богатая». Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. Веласкес ничего нового не выдумывает. В охотничьих портретах Веласкес достигает светового единства первого и второго планов, хотя до конца они еще не объединены.
Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Таким образом художник напоминает об их статусе. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Веласкес Диего, великий испанский художник. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
На престол вступает шестнадцатилетний Филипп IV. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Детство Веласкеса было достаточно обеспеченным, он смог получить хорошее образование. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Здесь пока еще видна скованность кисти (безусловно, по сравнению с самим же Веласкесом поры расцвета), упорная борьба за точность силуэтов. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Однако тот в высшей степени оказался полезен как обладатель техники сверхбыстрописи. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Нам, будущим живописцам, хотелось равняться на Веласкеса буквально во всем. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
«Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Однако, прелестное лицо девочки по-детски надменно, оно уже выражает сознание своего особого положения, своей недосягаемости.
Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии. 1625 год. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Однако, в двенадцатилетнем возрасте Диего Веласкес окончательно решил стать художником. Ему понравилось настолько, что он приказал брату— кардиналу-инфанту, уступить очередь позирования. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо. Вчерашний ученик готов к самостоятельному полету. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Этот портрет короля (теперь потерянный) произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. Холст огромный – два метра в высоту, метр двадцать пять в ширину.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Слабее всех написан Иосиф.
Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой.
С неё было сразу же сделано немало копий. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов.
На лицо его легла тень от вакховой руки, так что светится только нос. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Каждый образ на редкость красноречив.
Здесь не только непопадание в возраст святого плотника. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Весь эффект кроется в точности живописных отношений или, как в музыке, – совершенности слуха. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна.
Лица обеих групп реальны. По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. С 1622 года он возглавил правительство. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. А почему в мастерской находится инфанта. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. В июле 1629 года художник в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Правда, вины художника в том нет. То, что он ловил все советы учителя буквально на лету, подтверждает его первая серьезная самостоятельная картина «Крестьянский ужин», которая вышла из-под его кисти в 1617 году, когда художнику едва исполнилось восемнадцать. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Волхвы удались намного лучше. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». и о наличии вакансии на это место.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо).
Она нынче находится в Эрмитаже.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. На это указывает отражение в зеркале.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. И Я, кажется, слишком строг к этому великолепному по краскам произведению. Впоследствии оно только увеличивалось. В своем раннем периоде мастер черпал вдохновение с быта и жизни простых людей, которые окружали его.
И как это в натуре верно подмечено и как уместно перенесено в картину. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.