11 Персонажи картины: 1 Джованини дель Лама (заказчик) 2 Святое семейство 3 Козимо Медичи Старший 4 Пьеро иль Готтозо 5 Лоренцо Медичи 6 Джулиано Медичи 7 Сандро Боттичелли (автопортрет) Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов», ок г. 24 Персонажи картины: Царь Мидас с Невежеством и Подозрением 2 Клевета и Зависть 3 Коварство и Обман 4 Обвиняемый 5 Раскаяние 6 Истина 5 4 Сандро Боттичелли ««Клевета» Апеллеса», ок. 1495 г. 29 Домашнее задание Сандро Боттичелли «Весна», 1482 г. Выполнить в рабочей тетради описание одного из известнейших произведений художника Сандро Боттичелли.
Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая). В нем доселе не частое в портретной живописи скопление противоречий, где строго замкнутая гордыня соседствует с невольной открытостью впечатлительной души. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой.
Этот единственный — сам автор, согласно этикету тогдашних живописцев, занимающий в картине скромное место «живой подписи». Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. В философии неоплатонизма немалое место занимало учение о двуединой сущности Венеры — Венере Пандеймос, олицетворявшей земную любовь и о Венере Урании (Венере Гуманистас), олицетворении небесной любви, приобщающей человека к познанию высших духовных истин.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. 1495). Судьба живописца сполна испытала воздействие бурь напряженной эпохи.
В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Иоанном Крестителем» (ок. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы.
From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. «Проповедь Савонаролы во Флоренции», ок г. В 1490 году во Флоренции появляется монах Джироламо Савонарола. Сандро Боттичелли «Портрет молодой женщины» (Симонетта Веспуччи), ок г. Картины Боттичелли становятся аллегоричными и навеяны античной мифологией. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо».
История души художника является вместе с тем и историей его искусства. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). Он сумел приобрести в городе много сторонников. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок.
Они занимали художника, как все вообще неповторимо особенное. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения. СПб., 1996.
Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонение волхвов (ок. 1475, Уффици). Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). собеседование» (ок. М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Иоанном Крестителем» (ок. Некоторые высказывают предположение, что с момента их встречи художник изображал на всех полотнах Симонетту в образе Мадонны или Венеры на протяжении 15 лет.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Иероним», «Св. Острый акцент вносит в композицию распахнутая дверь на заднем плане.
С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Всем, кроме одного. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli.
25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь.
Sandro Botticelli. compi. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. М., 1960 Боттичелли: Сб.
Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. Он — представитель зрителей на сцене, комментатор и свидетель чуда.
1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством.
В картине Боттичелли в ролях волхвов и их спутников выступают члены семьи Медичи. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno).
Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Milano, 2003. Предметы, окружающие св. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен.
(ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Иероним. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио.
Он использовал приемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436) и экспериментировал с перспективой. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Писатели рубежа XIX-XX вв.
Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. compi. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок.
С. Боттичелли «Покинутая» (ок. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно. Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами.
Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. В его руках жертвенная чаша и кропило. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). 9 Друзья и покровители художника Сандро Боттичелли «Портрет Джулиано Медичи», гг.
Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Это Козимо Медичи, некогда мудро заметивший: «Достаточно одеть человека как следует, чтобы сделать из него уже порядочного гражданина». На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св.
Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. Все эти качества присутствуют во фреске Св. Там Боттичелли оставался до начала 1467. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем.
Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480). Milano, 1989 Botticelli e Dante. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli.
Свои заказы Сандро Боттичелли, произведения которого приводят зрительскую аудиторию в полный восторг, в основном получал во Флоренции. Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Она не замечала скромного художника и не подозревала о том, что была для него идеалом красоты.
1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение».
Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Milano, 1958 Argon G. C.
К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. Поздний период творчества Боттичелли совпал с драматическими событиями в жизни Флоренции, где уже в конце 1480-х годов назревало недовольство правлением Лоренцо Великолепного огромные толпы собирались на проповеди доминиканского монаха Джироламо Савонаролы, обличавшего правителя Флоренции. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Судьба живописца сполна испытала воздействие бурь напряженной эпохи. Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли.
1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). В 1470—1480-х годах Боттичелли неоднократно обращался и к портретному жанру. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Использование форм и приемов, чуждых ренессансному художественному методу, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены.
Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. А Сандро Боттичелли как никто другой был плотью от плоти этого города, этой жизни. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения.
Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. В стенах Платоновской Академии сформировалась новая философская доктрина — неоплатонизм. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Однако традиции творчества Боттичелли продолжали существовать вплоть до начала 1520-х годов, найдя дальнейшее развитие в творчестве его талантливого ученика, рано умершего Филиппино Липпи (сына учителя Боттичелли Филиппо Липпи) и в работах Пьеро ди Козимо. Тогда Пилат приказал отдать тело. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком.
Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее имевших большое распространение в эпоху Возрождения. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583.
Таков «Портрет Джулиано Медичи» (ок. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти).
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Он тайно исповедовал христианство. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470) иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Художник был силен в написании натюрморта. Он был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой.
Читайте в статье «Олимпийские боги»). М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь. К сожалению, этот штандарт не сохранился.
Botticelli. История души художника является вместе с тем и историей его искусства.
Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». Это прозвище распространилось и на других братьев. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм их изобразительный язык казался грубым и невнятным. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Firenze, 1990 Botticelli. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Такова одна из его ранних работ — небольшая композиция «Возвращение Юдифи» (ок. Первая из дошедших до нас многофигурных композиций Боттичелли — «Поклонение волхвов» (1475—1478, Флоренция, Галерея Уффици) — была заказана семьей Лама, близкой к правившей во Флоренции этого времени семье Медичи и предназначалась для капеллы Лама в церкви Санта Мария Новелла. Последняя картина Боттичелли —«Мистическое Рождество» (1501—1505, Лондон, Национальная галерея) составляет разительный контраст всем созданным им на протяжении тридцатилетнего творческого пути работам.
Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы.
Вып. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которую воспевали поэты – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным).
1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. 20 января 1474 по случаю праздника св. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо.
1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. С. Боттичелли «Весна» (1482). По миновании этого срока дьявол снова будет закован и мы увидим низвергнутым, как на этой картине» (перевод с греческого). Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
И тогда те, кто свыше, на них наложили такое наказанье: он ее постоянно догоняет, убивает и вынимает ее сердце, выбросив его собакам. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».
Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.
Иосиф изображён с терновым венком в руке. Боттичелли выполнил три сцены. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. Композиция двухфигурная.
М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Работая при дворе Медичи художник часто изображал на картинах своих друзей и покровителей: Лоренцо Медичи, прозванного современниками «Великолепным», а также его брата – Джулиано Медичи и его возлюбленную – Симонетту Веспуччи.
London, 1978 Baldini U. Botticelli. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
26 апреля 1478 года, во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, представитель семьи Пацци убил Джулиа-но Медичи. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа.
Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. Фра Бартоломео «Джироламо Савонарола», ок г. Под влиянием проповедей Савонаролы стиль Боттичелли резко изменяется, а в произведениях стали преобладать библейские сюжеты. Одно из самых могущественных религиозных объединений Флоренции «Братство Трех Волхвов» устраивало проходившее через весь город многолюдное костюмированное шествие Трех волхвов, которое обычно возглавляли члены семьи Медичи, пришедшей к власти в 1434 году. Еще и хвастались.
Его брату Лоренцо удалось спастись. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). Благодаря этому отодвинутый к самому краю картины автор не исчезает для зрителя. М., 1962 Пасло Д. Боттичелли. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.
Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. 1472—1473, Флоренция, Галерея Уффици).
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви.
Во Флоренции второй половины XV века острее, чем где бы то ни было, ощущалась напряженность тогдашней жизни. Восстание сопровождалось всплеском религиозного фанатизма — на площадях Флоренции запылали костры, на которых сжигались «языческие» картины и книги. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. К сожалению, этот штандарт не сохранился. С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи.
Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Свое имя-прозвище Боттичелли ("бочонок") Алессандро получил от старшего брата. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола.
Выполнение ряда портретов по заказу семьи Медичи принесло художнику известность. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». он пишет две маленькие работы изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Вилла в Карреджи стала и местом собраний прославленного объединения блистательных флорентийских эрудитов — поэтов, философов, знатоков античной философии и литературы, названного его участниками Платоновской Академией, которую возглавлял философ и эрудит Марсилио Фичино. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
Это почти политическое заявление, эдакая выстраданная «запись в блоге», помещенная вверху картины: «Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. 25 Проповеди Савонаролы Ломтев Н. П. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли.
В сцене весьма куртуазного «Поклонения», где вымышленные персонажи искусно перемешаны с реальными и реальным в различной степени приданы отдельные вымышленно-сказочные черты. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца.
В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Заказы его были весьма многочисленны. Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, кватроченто, его младшие современники – Высокому Возрождению, определившему развитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Это явление Весны и ее спутников осеняет своим присутствием Венера Урания, облаченная в целомудренно строгие одежды. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).
Кто она, эта женщина. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Его портреты очень разнообразны по композициям — наряду с традиционным типом портрета-бюста, где модель изображается в трехчетвертном повороте, он пишет профильные портреты или изображает модель в более резком, чем в три четверти повороте (так называемый «убегающий профиль»), что придает облику портретируемого более острую экспрессию. Видимо, портрет этот пользовался большой известностью, о чем свидетельствует превосходная авторская реплика, где Джулиано изображен на фоне открытого окна (Бергамо, Академия Каррара).
После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Он выглядит юношей, хотя ему здесь уже более тридцати лет. В картине Боттичелли рождение Венеры уподобляется некому сакральному явлению. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Известно, что его гибель потрясла Боттичелли. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante.
В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). В картине «Клевета» (1494—1495, Флоренция, Галерея Уффици) он в последний раз обращается к античной тематике, но выбирает драматический сюжет, основываясь на описании, сделанном Лукианом, картины древнегреческого живописца Апеллеса, которое привел в Трактате о живописи крупнейший флорентийский теоретик искусства Леон Баттиста Альберти. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
В оформлении этого действа участвовал Боттичелли изобразивший на персональном знамени Джулиано Симонетту в образе Минервы в белом платье, с головой Медузы Горгоны в руках. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
Вновь обретает тончайшую одухотворенность рисунок и ритм линий, особенно поразительный в хороводе танцующих в небесах ангелов. Ни один из мастеров этой эпохи не обладал таким даром поэтического воображения, не создал мир, наделенный такой одухотворенностью и утонченной, хрупкой красотой. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. В 1475 году Боттичелли слегка приоткрыл неповторимое свое лицо в «Поклонении волхвов».
Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. И так каждый день, в одно и то же время.
До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. (Р.
По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. В отличие от «Весны», ее сюжет не нуждается в расшифровке и восходит к античному мифу о рождении Венеры из морской пены. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. Литература о Боттичелли: Вазари 2001. Это дает Боттичелли возможность открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. материалов о творчестве.
1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св.
Современник Боттичелли и учитель Рафаэля Пьетро Перуджино так подписал одну из своих рядовых фресок: «Петрус Перузинус, отличный художник, если искусство погибло, то эта живопись его возродила». А редчайший, чуть ли не единственный пример подписи Боттичелли имеющийся на работе «Мистическое Рождество» – вовсе не обозначение авторства. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Медичи были изгнаны из Флоренции. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Что же. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. 1475).
Поднаторев в этом тонком искусстве, требующем уверенности и точности в черчении, вскоре увлекся живописью и через два года записался в ученики к флорентийскому живописцу Фра Филиппо Липпи, у которого проучился до 22-летнего возраста. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один.
Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Самую известную свою работу — «Рождение Венеры» — Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
Четыре листа раскрашены темперой. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». В то же время этот именитый, популярный и прославленный мастер не подписывал свои картины.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. Афродиты. В 1472-75гг.
Спустя несколько лет Боттичелли написал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи другую, не менее прославленную картину — «Рождение Венеры» (1484—1486, Флоренция, Галерея Уффици).