Творчество П. Брейгеля-старшего («Слепые», «Охотники на снегу», «Падение Икара»), А. Дюрера («Меланхолия», «Автопортрет»), И. Босха («Воз сена», «Корабль дураков», «Сад наслаждений»), Ян Ван Эйка («Семейство Арнольфини», «Мадонна канцлера Роллена»). Мы даже не знаем, как выглядел Босх, так как те несколько автопортретов Босха, которые дошли До нас, у многих исследователей вызывают сомнения в их принадлежности кисти художника. Босх не оставил после себя ни дневников, ни писем, ни достоверных автопортретов.
В данном случае нужно найти 99объектов в Саду земных наслаждений – например, двуногую собаку, автопортрет Босха, нож с ушами и группу людей, залезающих в яйцо. Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Единственный автопортрет Босха, который признается большинством исследователей, как выполненный рукой самого мастера.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). 13. Возможно, автор работы – Жак Ле Боу (Jacques Le Boucq).
Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. 12:1). По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.
Он родился в голландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и 1455 годами (как и многие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. тварей на балу не мало.
В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Сохранилось пять произведений: «Охотники на снегу», «Хмурое утро», «Жатва», «Возвращение стада», «Сенокос». Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока.
Я сам извращенец и псих. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch).
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Очевидно их было крайне мало.
В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. Там же и умер в 1516году. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя.
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного).
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Тем не менее, надпись на картине противоречит этому предположению: «My sach die gat / Als es oben schtat». Иконографическую схему в иконе по своему смыслу можно приравнять к обрядовой формуле, которая может видоизменяться — расширяться или сокращаться, — составляя либо более торжественный, либо более будничный вариант, но ядро ее остается неизменным.
На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. На выставке будет представлено около 50 произведений мастера. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно.
Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I». Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы.
Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.
Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. 1478 года), стали художниками.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Кроме того, аллегорический язык этого времени, да и более позднего, действительно, многозначен. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания).
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Известно, что он был членом Братства Богородицы, религиозного сообщества, объединявшего людей не только верующих, но и занимавшихся благотворительностью. Есть другой автопортрет – старше чуть и рисунок, а не картина маслом, но этот своим символизмом нам интереснее. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы.
О значении синеголовика гадали много. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. На природу и человека Брейгель смотрит глазами мудрого философа истинно великими в его полотнах предстают труд на земле, жизнь в согласии с законами природы. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6.
То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Ко второму людей, у которых рассудок преобладает над чувством: ученых, государственные деятелей. 11.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Антония". Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Лишь семь творений Босха подписаны. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Брак Иеронима Босха не был счастливым (супруги не имели детей), но он дал ему материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.
Вот, собственно и всё. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Итак, Иеронимус Босх (которого на самом деле звали Ерун ван Акен), родился в фламандском городе Хертогенбосе, предположительно в 1453 году, в семье живописца Антония ван Акена. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу.
Основанная в XIV веке в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка конгрегация выступала и против еретических сект и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Величайшим сатириком под стать Себастьяну Бранту, коль скоро оба описали Корабль дураков, один в стихах, другой – в красках.
Зритель видит не замкнутый уголок пейзажа, а широкую панораму планеты («Падение Икара», 1555—58). И правда, кем был Босх. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Спустя четыре столетия после смерти сюрреалисты нарекли его «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Иероним родился в большой семье потомственных художников. И даже Игорь Фёдорович, да. Босх умер в Хертогенбосе.
Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Синеголовик также называют в народе в Германии «мужской верностью» (нем. Чернокнижником и алхимиком. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания).
Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Там, вероятно и родился около 1450 года.
Я в психах и извращенцах куда как больше вашего понимаю. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Они пьют вино.
«Автопортрет» — картина немецкого художника Альбрехта Дюрера. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Подлинного Босха будут окружать копии его картин художников XVI и XVIIвеков, в частности кисти Лукаса Кранаха Старшего, а также подготовительные рисунки художника из берлинского собрания. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Босх сам присоединился к этому братству в конце 1480-х годов. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
Сюжет последней основан на притче, рассказанной Иисусом Христом своим ученикам: «Если слепой ведёт слепого, не упадут ли оба в яму. » Образ шести калек, вслепую бредущих по жизни за столь же незрячим поводырём, жутко реален, как кошмарный сон. Св. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри.
Одновременно он стал членом Братства Богоматери — религиозного общества, возникшего в Хертогенбосе в 1318 г. и включавшего в себя как монахов, так и мирян. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Пытаясь восстановить замысел художника, некоторые историки искусства считают, что картин было четыре и они изображали времена года, а «Сенокос» написан иным мастером.
О нем вообще мало что известно. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».
Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 в., он в то же время оказался дальним предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ.
В «Несении креста» (1564), «Поклонении волхвов» (1567), «Обращении Савла» (1560-е гг. ) главные герои с трудом различимы среди толп людей. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Еще острее Босх. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Священное писание.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Живописцем был и его дед и дяди и даже мать была дочерью резчика по дереву, так что надежды на выбор какой-то иной профессии у мальчика практически не было. Это действительно, как метко подметил психиатр и художник Р. Б. Хайкин, напоминает обстановку старого сумасшедшего дома, хотя фактически такие дома и их изображения появились значительно позже. Иероним Босх – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Вероятно, Дюрер создал этот автопортрет, как и другие, для себя. Победителем-учеником.
По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока.
Крупнейшая выставка Иеронима Босха в рамках проекта «Босх 500» откроется 31 мая 2016 в Музее Прадо, который владеет рекордным количеством произведений Босха. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Это очень тонкая аллегория. Приписывается Босху (автопортрет. ). Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы».
1566 г. ). Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Что же думал про себя сам художник. В родном городе Босха – (Хертогенбосе) открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Более или менее достоверно следующее.
Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант).
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Св.
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Лишь 7 творений Босха подписаны. В их облике подчёркнуто не индивидуальное, а типичное, взгляды скрыты низко надвинутыми шляпами и платками.
Телегу тянут черти, а позади с пышной свитой едут сильные мира сего: император (возможно Максимилиан I) и папа римский, как доказано, Александр VI, пресловутый Р. Борджиа. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это.
Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Апокрифы. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Суровые будни Нидерландов под игом испанцев воплотились в картинах, где в образах библейских персонажей представлены жестокие завоеватели и беззащитные деревенские жители («Избиение младенцев», ок. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Лилия Хлебникова, вы меня ещё учить начните. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Выставка века чуть-чуть, но все-таки затмевает ретроспективу в Хертогенбосе: тут и Сад земных наслаждений и самое знаменитое Искушение святого Антония, которое Прадо удалось загадочным образом выписать из Лиссабона. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». творчество Босха строится на уже развитой системе символов и воззрений, вливая их в форму исскуства.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Этот ван-мандеровский взгляд на Брейгеля Старшего как на первого живописца Нидерландов XVIвека, взявшего у Босха все лучшее и не взявшего ничего плохого, в профессиональных искусствоведческих кругах, кажется, не был поколеблен до недавних пор. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии».
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
Вот и Босх населял свои картины такими животными. 12.
Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня».
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. В 1480 Босх вернулся в Хертогенбос мастером-живописцем. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника.
Рядом, у входа в трактир, горит костёр и люди греются у огня. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Больные называют это сном наяву.
Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Справа в шатре сидят любовники. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях.
600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).
Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Даже многие церковные деятели эпохи Возрождения, будучи покровителями искусства, сами заказывают картины на сюжеты языческой мифологии. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин.
Это выражение доверия к Богу очень трудно связать с подарком к сватовству. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Картины Брейгеля были высоко оценены современниками. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Впоследствии купец был вынужден продать картины и часть из них исчезла. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Вспомните хотя бы как Умберто Эко в «Имени розы» говорит о них устами молодого послушника: «там видел я жену похабную, оголенную, со спущенной кожей, угрызаемую нечистыми лягвами, уязвляемую аспидами и уестествляемую толстобрюхим сатиром с крупом грифа, с ногами, утыканными жестким пером и с бесстыжею глоткою, выкликающею ему же самому вечное посрамление видел я и скупца, коченеющего смертным холодом на своем ложе под колоннами и навесами беззащитною жертвою злой бесовской когорты, на него бросающейся, рвущей с последними хрипами из греховной глотки душу в образе младенчика (но не для вечной жизни, о горе. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Средневековую мистику и демонологию. Иероним с детства приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Достоверные факты скупы. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте).
Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. В самой известной работе «Охотники на снегу» усталые крестьяне с охотничьими собаками спускаются с холма к родной деревне.
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Все это как будто списано с картин Босха. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит».
Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Удивляет богатство и необычность образов картин, тем более XV век, но здесь надо отметить важный фактор для творчества Босха – это алхимия.
На полотне изображен молодой Альбрехт Дюрер с чертополохом (синеголовиком) в правой руке, воспринимавшимся как символ наСтрастей Христовых. Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Здесь количество «нечисти» еще ограничено.
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Лица людей свирепые. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Удивителен подход художника к решению пространственных задач. Принадлежностью к художественной династии, где навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, объясняется высокий профессионализм Босха.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Иоанна, бесследно исчезли. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Линии холмов и равнин плавно перетекают из одной картины цикла в другую. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника.
Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Пылали костры инквизиции. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. "Блудный сын", 1503 г. "Семь смертных грехов и четыре последние вещи", 1475-1480 гг.
Размышления о смысле бытия человека и человечества воплотились в картинах-притчах («Вавилонская башня», ок. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Чтобы убедиться в этом, придётся немного углубиться в биографию художника. Психиатры называют это состояние онейроидом. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом.
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. В полуфигурах тюремщиков отражены все градации сопричастности злу, апогей его проявления — сатанинская усмешка старика с козлиной бородкой.
Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев.
Его техника называется алла прима. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. Иоанна. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы — водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. В работе "Воз сена" (центральная часть) обыкновенный воз сена на фоне фантастического пейзажа торжественно и неумолимо движется к конечной цели – Аду.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Здесь сказали свое веское слово и психиатры.
1563 г. «Две обезьяны», 1562 «Ловушка для птиц», 1565 «Слепые», 1568). Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Для Йонгелинка был создан в 1565 г. знаменитый цикл «Времена года» (или «Месяцы»). Босх вырос в семье потомственных художников. Это вполне традиционно и понятно.
Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Это триптихи, фрагменты триптихов, отдельные картины и рисунки. Бестселлер эпохи Молот ведьм. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси.
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Антония" благочестивый отшельник Св.
К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины.
Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Босх обращается к композициям с небольшим числом персонажей, представленных в виде поясных фигур, что открывало перед ним возможность сосредоточиться на психологической характеристике действующих лиц.
На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». В культурной атмосфере того времени были очень густо перемешаны христианские аллегории, персонажи античной мифологии, народные пословицы и крылатые фразы, а также гностика, алхимия, эзотерика, астрология. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Босх сам присоединился кэтому братству вконце 1480-х годов.
Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). 14. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. и др.
Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. Пассажиры корабля Босха – представители различных слоев общества.
Мы все-таки склонны считать это проявлением болезненной абстрактности и парадоксальности мышления художника. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Онродился вголландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и1455 годами (как имногие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна).
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св.
Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
15. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Погоню за удовольствиями, тщеславие и суету он изображает как безумный, «перевёрнутый» мир людской глупости и слепоты («Игры детей», 1560 «Нидерландские пословицы», 1559).
Это увлечение длилось несколько десятилетий. В циклах картин на темы крестьянской жизни («Крестьянская свадьба», 1568 «Крестьянский танец», варианты 1566 и 1568 гг. ) крестьяне предстают детьми природы, сильными своей стихийной мощью, связью с землёй. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера.
Творчество Босха остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Все, что действительно точно известно оБосхе, можно описать буквально внескольких фразах. И хотя голландская и испанская выставки почти идентичны, да и организованы совместно, каталоги их будут, скорее всего, отличаться: Музей Северного Брабанта, следуя последним данным проекта по изучению и сохранению наследия Босха, вычеркнул Семь смертных грехов из списка работ Босха, а хранящий картину Прадо настаивает на ее подлинности. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы».
Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Единственный нидерландский участник проекта – видеохудожник Габриэль Лестер – создаст инсталляцию Земля. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие.
В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Все. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один».
В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. В алтаре "Искушение Св. В «Несении креста» фигура падающего под тяжестью ноши Иисуса, затерянная в глумящейся над ним толпе, является для художника подлинным центром и смыслом человеческой истории. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт».
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».