В музее «Царицыно» с 19 сентября по 4 ноября 2012 г. проходила выставка работ великого французского скульптора Огюста Родена (Rodin Franсois-Auguste-Rene, 1840 – 1917) из собрания Патрика Карпентье и Сержа Гольденберга. Franois-auguste-ren Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Творчество Франсуа Огюста Рене Родена (Franois-Auguste-Ren Rodin) по праву считается одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства.
В 1905—1906 годах личным секретарём Родена был немецкий поэт Райнер Мария Рильке, позднее написавший восторженную биографию скульптора. Даже через 70 лет после смерти мастера можно возобновить отлив в бронзе новым тиражом («second cast»), конечно, сопровождая его указанием на это. Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона. «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера. Литейный дом Airaindor, ФранцияТворчество Родена плохо связывается у меня с «кабинетными» вариантами его известных больших скульптур. Основой его собрания стали скульптуры, рисунки и коллекция произведений искусства, которые Роден завещал государству. Находясь под влиянием великого мастера, Роден исполняет одно из самых знаменитых своих произведений – «Бронзовый век» («Раненый воин» или «Побежденный», 1876-1880гг. ).
Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет». В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). От холода и сырости в этой «мастерской» погибло много творений великого мастера. История гласит, что в 1346 году, английские войска почти год держали в осаде французскую крепость Кале.
Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера. Лист 115. 1897Этюд. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54. Роден часто нанимал натурщиков для того, чтобы они отрабатывали определённые движения или просто ходили перед ним обнажёнными и в это время рисовал или делал наброски из глины. Эти формы, как правило, разбросаны по музейным и крупным частным собраниям. Некоторое время у него работал и Аристид Майоль. Роден становится авторитетом в области скульптуры.
Постоянно посещая выставки импрессионистов, он подружился со многими из них. Сравним. Однажды, когда Роден попытался подписать работу своим именем и продать в обход патрону, тот узнал об этом и тут же уволил его. Целью Родена было знакомство с искусством Возрождения, в особенности с великими скульпторами прошлого Микеланджело и Донателло.
Их отлив начался в 1895 году и окончился в 1996 году, то есть длился целый век. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Два скульптора сняли мастерскую в Икселе и договорились совместно продавать свои работы, при этом скульптуры, продаваемые в Бельгии, подписывал своим именем ван Расбург, а во Франции скульптуры шли под именем Родена. Однако Роден не собирался следовать общепринятым правилам и создал очередной шедевр.
Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Его работы стали образцом для многих художников, а умение передать энергетику живого тела, его пластику и сложные линии, стали образцом для последующих поколений мастеров. Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). БИОГРАФИЯ – Роден Огюст (1870 – 1917) Неподалеку от площади Инвалидов на левом берегу Сены в бывшем дворце Биронов находится музей Родена, один из самых своеобразных в Париже. Позже он вспоминал, что всё время рисовал «углём на оберточной бумаге или мелом на мостовой».
". Изначально произведение называлось «Побежденный» или «Раненый воин» и представляло собой фигуру обнаженного юноши с копьем. Преодолев сопротивление отца, в 1854 году Огюст поступил в бесплатную школу математики и рисунка (1854–1857). Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения.
Ещё были «Три тени» из бронзы 1880 год, «Ева» из бронзы 1881 год, «Данаида» из мрамора 1885 год, «Прекрасная Омьер» из бронзы 1885 год, «Поцелуй» из бронзы 1886 год и другие. Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора).
Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения. Роден Огюст (1840 – 1917)"Три тени".
Они изначально договорились продавать совместные работы каждый под своим именем. На Родена, как позднее он сам признавался, оказало огромное влияние творчество Микеланджело. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. Монахини, стремившиеся к аскетичной обстановке изъяли из дома все излишества и украшения.
1895. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Мать Огюста работала обычной горничной.
Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия. Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути. В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников – "Граждане города Кале" (1889) и "Бальзак" (1897), которые были приняты в штыки. Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век».
Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён. Сотрудничество с заводом продолжалось до 1882 года. 1912.
Её смерть настолько потрясла Огюста, что он прекратил заниматься скульптурой и вообще решил уйти в монастырь.
Борьба окончится трагедией. Вглядитесь в лицо французского писателя — и перед вами в мраморе будто оживает напряженная работа мысли.
Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент. (Вот-вот.
В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Кале (Франция)Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер. Роден в старости стал падок на женскую красоту.
Литейный дом Airaindor, ФранцияСтарое дерево. Скульптура, выражавшая восхищение некрасивым, покрытым морщинами и шрамами лицом и бросившая вызов академическим канонам красоты, была отклонена78. Тем не менее, Родену удалось неплохо зарабатывать в Бельгии и он перевёз сюда Розу. Также в Брюсселе Роден оформил монументально-декоративной скульптурой здание Биржи, дворца Академии, многих особняков, декорировал фонтан в Антверпене, лепил каменные статуэтки также продолжил самообразование, в основном в области средневекового искусства и творчества Рубенса.
Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30. Одной из наиболее известных скульптур Огюста Родена является «Бронзовый век». За годы совместной работы с Камиллой Роден создал многочисленные работы, среди которых особенно выделяется «Поцелуй». Многие его романы были непродолжительными, за исключением связи с маркизой де Шуазель, которая длилась почти восемь лет. Франсуа Огюст Рене Роден (1840 год, Париж – 1917 года, Мёдон) – знаменитый французский скульптор.
С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи. Все это отразилось в будущем на его стиле. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон.
Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери. Наиболее известный и талантливый производитель подделок — Ги Эн по прозвищу «Бургундский герцог», на складе которого было обнаружено около двадцати тонн подделок роденовских работ. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре.
Вокруг одной из них и вовсе разразился настоящий скандал. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23. Рок, фатум преследуют его героев. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26. я изучил, таким образом, всестороннее мастерство скульптора». Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Одним из условий такого процесса является использование литейного слепка из гипса в точном соответствии с формой, созданной скульптором, чего на практике добиться чрезвычайно трудно. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе.
Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога. В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году. В 1866 году у пары родился сын Огюст. Авторизованные скульптуры есть во многих музейных собраниях по всему миру. Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. В 1902 году Роден увеличил скульптуру до 181 см и отлил её в бронзе.
У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами. Целью Родена было знакомство с искусством Возрождения, в особенности с великими скульпторами прошлого Микеланджело и Донателло13. Первым добровольцем, который вызвался спасти город, стал самый богатый горожанин Эсташ де Сен-Пьер, за ним последовали другие. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. В 1904 году обновленный «Мыслитель» был выставлен в парижском Салоне, а в 1906 году установлен в Пантеоне. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52.
1881. В 1884 году Роден получил заказ от чилийского правительства на статуи покойного президента Франсиско Рамона Викуньи и военачальника Патрисио Линча, героя завершившейся недавно Второй тихоокеанской войны. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51.
В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Отливка мастерской БарбедьенаТень, торс. Ван Расбург – в Бельгии, а Роден – во Франции. Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке. В настоящее время существует три музея, которые посвящены творчеству великого скульптора. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году).
Бюст Виктора Гюго. Литейный дом Airaindor, ФранцияПроклятые женщины. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16. Крестьянин обладал правильным красивым телосложением, а особенно Роден был впечатлён его движениями при ходьбе.
После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Этот метод приучил его видеть в натуре главное, схватывать суть образа, а не отдельные детали также Роден часто ходил в Лувр и делал наброски с античных статуй: «Молодой скульптор много рисует в Лувре, делает наброски животных в Ботаническом саду под руководством известного анималиста А. Л. Бари, пользуется советами Ж. Б. Карпо». Литейный дом Gantz, СШАНижинский. В 1866 году у них родился сын Огюст-Эжен и в это время мастерскую наполняют композиции с фигурками детей: «Мать и дитя», «Материнская нежность», «Венера и Амур». А здесь мы можем дотронуться до нее рукой. Так в 1880 году Огюст Роден оформляет двери для Музея декоративного искусства. Роден отлил своего «Человека со сломанным носом» в мраморе и вновь предложил его Парижскому Салону, который всё-таки принял работу. Кроме здания биржи к самым замечательным работам бельгийского периода относятся Дворец Академии и фонтан в Антверпене.
— Я. обтёсывал мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле. Есть вероятность того, что многие работы, подписанные Ван Расбургом, всё же принадлежат Родену, но доказательства не сохранились. 1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре.
Родился в Париже 12 ноября 1840. 1891Портрет Анри Рошфора. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель.
Когда скульптор впервые вылепил сгорбленную фигуру для "Врат Ада". Почти 30 лет мастер работал над порталом для Музея декоративного искусства. С раннего детства он проявлял склонность к рисованию. Роден, конечно же, никогда таких правил не придерживался.
Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры. Именно под впечатлением работ величайшего мастера, вернувшись на родину через полтора года, Роден изваял свою знаменитую скульптуру «Бронзовый век». Вечная весна.
Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Это требование было исполнено. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре.
Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году. Отец его был мелким служащим, мать – горничной. Как и многие произведения мастера, критики отвергли эту работу, которая изначально носила название «Франческа да Римини» и была задумана как часть скульптурной группы «Врата Ада».
Он выкрашен (как и многие другие скульптуры) в сплошной блестящий черный цвет, скрывающий благородный цвет бронзы, а заодно и мелкие неровности, делающие материал «живым». В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя».
Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14. Над этой работой мастер работал почти до конца жизни, назвав её «Вратами ада», которые стали величайшим творением Родена. В процессе работы над семиметровыми «Вратами ада» он создал множество композиций (более 180 различных фигур), некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными произведениями. Это «Мимолётная ночь», упоминавшийся выше «Поцелуй», «Вечная весна», «Адам» и «Ева». Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Прекрасный роман о нем Дэвида Вейса «Нагим пришел я» у нас был переведен еще в 1969 году. Исследователи причисляют Родена к нескольким направлениям искусства одновременно: реализму, романтизму импрессионизму, символизму.
В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте.
Работа была отвергнута жюри Салона, как и многие работы современников Родена — импрессионистов, молодых живописцев ищущих новые пути в искусстве. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Моделью для скульптуры послужил французский боксёр по имени Жан Бо, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей. Впервые взору публики «Мыслитель» был представлен в 1888 году. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла.
С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами. Музей, для которого предназначались «Врата Ада», так и не был построен, но Роден Огюст скульптор трудился над произведением до конца своей жизни. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне. Таковыми стали памятник «Граждане Кале» (бронза, 1884-1895года), «Памятник Бальзаку» (1892-1898 года), который вызвал скандал и был отвергнут. Англичане целый год осаждали крепость, доведя ее защитников до жестокого голода. Но жюри не оценило работу мастера и она даже не вошла в список претендентов конкурса. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать.
«Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23. Однако этот закон под названием «Декрет Маркуса» был принят в 1981 году. 1898Еще один бюст Виктора Гюго. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий). Когда я увидела эти скульптуры в следующий раз, вместо загородок появились деликатные надписи-просьбы об уважительном отношении к произведениям искусства). В экспозиции представлен еще ряд работ из «Врат ада». Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную».
Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. 1884. Однако, если подойти к вратам, стоящим в саду особняка на рю де Варен, они сразу будут узнаны в фантасмагории фигур Ада Данте. Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911).
Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153. В последние годы он получал заказы от самых богатых людей Франции. Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой.
Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят. Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью.
Так, в 2009 году статуэтка «Мыслитель» размером 72 сантиметра была продана аукционным домом Drouot за 4, 2 миллиона долларов, что стало аукционным рекордом. Интенсивные личные и творческие отношения продолжались до 1898 года. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела».
Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. 1902. Центральный образ — человек с ключом (ключи — символ свободы города), Жан дЭр — выражает особенно глубокие и горестные переживания. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол».
Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде. Альбом разошёлся мгновенно45.
На некоторые вопросы организаторы отвечают в текстах на выставке: «ОТЛИТЫЕ ИЗ БРОНЗЫ СКУЛЬПТУРЫ О. РОДЕНА И ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОБронзовые статуи занимают особое место в ряду предметов искусства. Несмотря на то, что скульптор ваял их модели из гипса и из воска, бронзовые отливки этих произведений считаются подлинными шедеврами. В отличие от не подлежащей тиражированию живописной картины, они существуют в нескольких экземплярах. Но до открытия музея Роден не дожил. Роден видел будущий памятник массивной стоящей фигурой с крупной головой и телом, скрытым драпировками39. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу».
Он вложил в скульптуру более общий смысл — идею пробуждения человечества. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. После смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре.
В 1885 году учитель лепит Клодель, назвав портрет «Аврора», в следующем году появилась «Мысль». В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. Из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел принять участие), он отправился в Брюссель и там до 1877 оформил монументально-декоративной скульптурой несколько знаний. 1890"Шторм""Угрожающая рука и фигура молящего". Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам».
Ирида, посланница богов. Возможно ли это. Реймский соборВ 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. В то же время подлинные скульптуры Родена стоят огромных денег. Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. Но Роден продолжал работать над скульптурой.
Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Хотя собрание и велико по московским меркам, но это – отдельные работы, оказавшиеся вместе по воле случая (благодаря сохранившимся гипсовым моделям). Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать.
В своём роде он был настоящим новатором. Так называемые «Врата Ада», были навеяны произведением Данте «Божественная комедия», отчасти и поэзией Бодлера. В своём творчестве Огюст Роден использовал многие приёмы и удачно совмещал их в скульптуре.
Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Их отношения продолжались вплоть до 1898 года, когда она, не захотев смириться с ролью «протеже Родена», ушла от него. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
Разорвал шаблоны Роден и в другой работе, созданной по заказу мэра города Кале. Так, сообщают, например, тираж «Вечного идола» – 231 копия «Поцелуй» – 319 копий. Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Роден мечтает создавать такие монументы, которые могли бы стоять на улицах и площадях городов. Скульптура по идее автора должна была символизировать пробуждение человечества. Ведь по нему абсолютно невозможно представить окончательный вариант (его размеры: 635х400х85 см. ). Врата ада (этюд).
Первая находится в музее Родена и была создана по заказу правительства Франции за 20 тысяч франков. Одну из ранних работ скульптора «Человек со сломанным носом» (авторское название «Портрет Биби») современники вообще не желали замечать, так как она противоречила существующей направленности изображать красивые лица с утонченными чертами. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения.
Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании. «ВРАТ АДА» – 7 экз. В итоге его четырехлетний труд был встречен практически единодушным восхищением. В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки.
Они обретали независимость, меняли названия. Потребовались годы усилий и поисков, чтобы собрать эту коллекцию. Часть памятника «Граждане Кале» Многие скульптуры, которые мы привыкли воспринимать как самостоятельные произведения, являются частями грандиозной композиции «Врат ада».
Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню.
Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок и к 1885 г. Музей так и не был создан. 1896. Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). И три десятилетия большинство произведений Родена были связаны с ним. Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст.
Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Непросто определить вклад Камиллы Клодель в творчество своего наставника и любовника. Кроме того, Роден много работал с фотографиями. В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь. Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон. Подготовительный этюд, практически набросок в гипсе, тоже можно отлить в бронзе. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того.
С 1880-х годов Родену стали поступать государственные заказы на монументальные произведения. "Ветер". Такое впечатление, как будто Данаида попала под нефтяную струю. Данаида. 1885Бюст Пюви де Шаванна.
Одновременно с вратами Роден выполняет памятник гражданам Кале (1884—88). Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т. е. Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ.
Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Работа была не закончена и её передали известному бельгийскому скульптору Антуану-Жозефу ван Расбургу, который вновь пригласил Родена.
Особенно жаль было Родену его скульптуру «Юность», про которую он как-то сказал, что он «никогда не создавал ничего лучше её». Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни». Большинство из них – это подготовительные этюды, наброски. Когда в 1879 году был объявлен конкурс на лучший памятник солдатам, погибшим во франко-прусской войне, защищая Париж, Роден представил композицию «Призыв к оружию», выполненную в аллегорической форме крылатую женскую фигуру. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43. Первое официальное признание во Франции Роден получи уже в сорок лет, когда по рекомендации премьер-министра Гамбетте, министерство изящных искусств приобрело его «Иоанна Крестителя». На протяжении всей жизни Родена сопровождала преданная ему Роза Бёре, с которой у него был совместный сын. Дата рождения великого скульптора Огюста Родена – 12 ноября 1840 года.
Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Он ставил модель на несколько минут и затем её надо было нарисовать по памяти. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари.
Среди работ Родена есть также «Тень», сделанная из бронзы в 1880 году, «Мыслитель» из бронзы в 1880 году, «Адам» из бронзы 1880 год. Работам Огюста Родена посвящены три музея. Пастораль.
ТЕХНОЛОГИЯ БРОНЗОВОГО ЛИТЬЯБронза – это сплав металлов: меди (85-90 ), олова (7-12 ), цинка и свинца. Человек умеет изготавливать изделия из бронзы вот уже 5000 лет. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13. Еще три скульптуры купил музей дОрсе. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Оценка Родена менялась с течением времени.
Для меня всё это послужило своего рода обучением. Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену от «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Откровенное неприятие обществом постигло многие неординарные работы Родена. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878).
Они были отобраны для издания из 1500 рисунков и офортов. Община была выселена из отеля Бирон в 1904 году. И тот факт, что на Всемирной выставке 36 скульптур Родена демонстрируются вместе с работами Моне, еще больше повышает престиж скульптора. В следующее десятилетие 1890-1900 несмотря на все еще активное сопротивление представителей Академической школы, Роден получает официальное признание. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена.
По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо.
И он всегда побеждал – если не при жизни, то после смерти. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34. Так, осматривая массивную фигуру «Мыслителя», вспомним, что она предназначена для восприятия с большого расстояния – ее место на «Вратах ада» достаточно высоко.
Микеланджело, — писал Роден, — это дыхание жизни. Скульптура обрела такую популярность, что до сих пор процветает бизнес по поддельным «Мыслителям». «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. А может быть великого художника просто невозможно втиснуть в «направления».
По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель.
О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888). Первое значительное произведение молодого скульптора — «Человек со сломанным носом» (1864), чуждое по самому замыслу официальным требованиям, не было допущено в парижский Салон. Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком. В 1897-1899 гг. через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора. (И о памятнике гражданам Кале и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы. )С другой стороны, у Родена было очень много друзей искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше.
И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения. РОДЕН, ОГЮСТ (Rodin, Auguste) (1840–1917), французский скульптор. Именно с Розы он создал свои бюсты «Девушка в шляпе с цветами» (1865-1870) и «Миньон» (1870). В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50. В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор.
В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз.
1898. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Ежедневно, после школы и до самого закрытия Лувра, Огюст рисовал античную скульптуру. Роден получает заказ на памятник в честь средневековых героев войны между Англией и Францией. Здесь Роден получил несколько частных заказов.
Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры. Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие.
Работам Огюста Родена посвящены три музея. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног». Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. Английский король Эдуард III согласился помиловать обитателей крепости при условии, что они передадут на казнь шестерых самых знатных горожан. Пришлось экспонаты огородить решетками.
В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Работу над скульптурой он продолжал полтора года, пригласив в натурщики обычного солдата с очень развитой мускулатурой. Известность Родена растет и ему поручают важные государственные заказы.
Мастер создал ее после поездки в Италию, впечатленный величайшими произведениями Микеланджело и Донателло. Автор неизвестен. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, кто более велик, чем он сам»18. Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй». Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе. Теперь он занимается в основном небольшими скульптурами, скульптурными портретами, контролирует работу своих ассистентов и очень много рисует. Некоторые из работ этого периода: "Поэт и муза" 1905"Купидон и Психея" 1905"Ромео и Джульетта" 1905"Портрет Варвары Елисеевой" 1908Портрет японской танцовщицы Ханако 1908"Моцарт" 1910Бюст Клемансо 1911В 1908 году Роден арендует часть комнат в особняке Бирон, а в 1911 году и весь особняк.
Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Альбом разошёлся мгновенно.
Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44. Роден в это время был практически без средств к существованию. В 1893 году на Всемирной выставке скульптуру «Поцелуй» посчитали слишком откровенной для широкой публики и выставили в небольшой комнате, куда можно было попасть исключительно по заявлению. В период отношений с Камиллой Роден создал большое количество скульптур, главной темой которых была чувственная любовь.
Это статуя Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов. Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры.
Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. 1887 – 1890. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан.
Литейный дом Airaindor, ФранцияДальше малогабаритные скульптуры в витринах из «Врат ада» :Ирида, пробужденная нимфой. Роден в старости стал падок на женскую красоту. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз. 1897"Бодлер".
Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств.
Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви. Литейный дом Gantz, СШАВечная весна. Одним из тех, кто отвергнул каноны, стал французский скульптор-импрессионист Огюст Роден. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году.
С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Когда война закончилась Каррье-Беллёз оставил работу над заказом и вернулся на родину.
«Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте. Обычно или он своей самобытностью порождает новое течение или является уникальным. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери5. Роден коллекционировал предметы искусства.
По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829.
Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65. Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже. Он был частым гостем и в Ботаническом саду, где по совету известного скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари, курсы которого он посещал в Музее естественной истории, любил часами рисовать животных. 1892А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно.
Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело». К эпизодам из "Божественной комедии" прибавлялись образы, созданные собственной фантазией.
Его примеру последовали и другие. и ему пришлось зарабатывать на жизнь, работая декоратором. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. Позже скульптура «Побежденный» превратилась в «Бронзовый век» и символизировала пробуждение с одновременным предчувствием страдания.
Бронзовое изделие как произведение искусства появляется лишь в XVI веке. Технология бронзового литья – это переводная технология переноса формы, которая позволяет перейти от первоначальной модели, созданной мастером, к ее воспроизведению из металла. Сам Роден называл свои работы из бронзы «бронзовыми репродукциями своих моделей из глины». Крупноформатных отливок «МЫСЛИТЕЛЯ» в мире насчитывается 21 экз. Скульптура была призвана запечатлеть историческое событие, произошедшее в крепости Кале во времена Столетней войны. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Запечатлеть момент быстрого, неординарного движения – что может быть сложнее.
В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины». По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки.
Третья копия находится в Копенгагене.
В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Роден мучительно бился над "Вратами" и будь он жив, он наверняка продолжал бы работу. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Сперва – это были предметы посуды, оружия, украшения.
Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Рудьер помечал копии своим клеймом. ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Его поражала её культура, её молодость вдохновляла, её талант восхищал.
После франко-прусской войны (1870-1871) Роден вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, выезжает в Брюссель, где он пробудет до 1877 года. Он хотел оживить скульптуру. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475.
«Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно. 1895. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. В Брюсселе Роден создал несколько скульптур для частных домов, для здания биржи и боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке дАнверс.
Вторую купил коллекционер из Англии, но она не оправдала его ожиданий и долгое время находилась позади конюшни. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24. На то он и «великий».
Работы Шумова хранятся в Музее Родена и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»). В качестве ассистентки и модели она помогала Родену в создании многих шедевров. Интересовали скульптора и лирические интимные сюжеты. Когда ему было 24 года он взял к себе в натурщицы молодую симпатичную деревенскую девушку Розу Бёре, работавшую швеёй. Последние годы Роден провёл в окружении многочисленных любовниц, занимавшихся расхищением его коллекций. Со своей постоянной спутницей Розой Бёре Роден оформил законный брак в 1916 году, за год до своей смерти.
Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.
Лист 121. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде.
Все отливались после смерти скульптора. Статуя БАЛЬЗАКА – 13 экз. Он много работал также в жанре портрета. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром). Но будучи рождённым не в браке, ребёнок получил фамилию матери. Она стала ученицей и помощницей мастера.
Оценка Родена менялась с течением времени. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Родену это удалось.
Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят.
На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113. Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году.
К сожалению, от работ того периода сохранилось совсем немного: бюст отца Родена и маска «Человека со сломанным носом». Наиболее известна среди них работа «Поцелуй», созданная автором в 1886 году. При этом никаких смиренных или героических поз и взглядов.
Не сумев поступить в Школу изящных искусств (он пытался поступить туда четыре раза), Роден начинает работать помощником в мастерской Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, постигая там все нюансы работы скульптора: «Необходимость заработка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). Это музеи во Франции – в Отель Бирон и в Мёдоне (в одном городе он жил, другом городе похоронен), а также музей в Филадельфии. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Например, крупноформатный «Мыслитель» отливался 21 раз, то есть тиражом в 21 экземпляр, – сначала самим ваятелем, затем его правопреемниками.
1885. Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Также ему выделили новую мастерскую. Кроме того, размах и мощь гаснут в «настольных» копиях больших работ. А небольшие «Врата ада». Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63.
Но церемония открытия состоялась только в 1895 г. По настоянию городских властей он был установлен на пьедестале и с оградой. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. Родена увлекали трудновыполнимые задачи, которые до него никто и не ставил. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. Изготовлены после смерти ваятеля с 1931 по 1970 год. Скульптурной группы «ГРАЖДАНЕ КАЛЛЕ» – 12 экз. Родену даже пришлось вернуть аванс за нее, так как заказчики не пожелали забирать работу.
Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Но стоит ли.