«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. » Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень используя монохромный цвет. Вся работа напоминает другие картины эпохи Возрождения, является симметричной, гармоничной и поддерживает атмосферу спокойствия. Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году. Ян ван Эйк изобразил семью Арнольфини в момент бракосочетания, сюжет бытовой. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини».
Купец Арнольфини изображённый ван Эйком на полотне, обладает портретным сходством с президентом РоссииПутиным, что дало пищу для различных шуток на эту тему в прессе. Вот почему последнее время там можно увидеть множество русских туристов, которые хотят убедиться в этом. » Портрет четы Арнольфини»является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. В искусстве Нидерландов является работой чрезвычайного характера. В настоящее время, ее можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2.
Неспроста здесь изображено зеркало. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Впервые художник показал своих современников в обыденной обстановке, раскрывая человеческую индивидуальность без посредников между профанным и сакральным, роль которых в других случаях осуществляют религиозные персонажи. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Очень хочется представить себе, что это свидители бракосочетания. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Любой в обещаниях может стать богатым).
В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда.
Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. До сих пор вопрос остается открытым. Благодаря им стало известно, что большинство деталей картины, которым придаётся символическое значение, были написаны на завершающем этапе работы— ван Эйк не делал подготовительные рисунки для этих предметов. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Это тайна и гордость братьев Эйков, это их открытие, которое теперь стало столь обыденным, что о нем даже и не вспоминают. Реализм подкреплен еще и техникой.
И действительно, Маргарита ван Эйк 30 июня 1434 года родила сына, это тоже подтверждено документально. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Она гласит: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»).
Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Это особенно заметно по одежде. В письме от 26 февраля 1433 года, адресованном Лоренцо Медичи, Бартоломея сообщает о смерти своей дочери Констанцы. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром.
Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь.
Взять хотя бы головные уборы. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Картина написана с необыкновенной тщательностью, поражает зрителя тонкостью письма и любовным отношением к каждой детали.
Итальянский купец, живший в Брюгге, Джованнн Арнольфини держит за руку Иоанну Ченани, свою юную невесту. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Возрождение. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434».
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Но некоторые косвенные свидетельства все-таки можно привести. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Правда и тут не обошлось без загадок. Еще в 1934 году известный австрийский искусствовед Эрвин Панофский предположил, что на картине изображено не бракосочетание, а помолвка. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой.
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Как считает Кэмпбелл, кровать — ещё один предмет, который указывает на богатство хозяина дома276.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что портрета Арнольфини и его жены вообще не существует. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Доказать обратное трудно, практически невозможно. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета.
В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев.
Что и говорить, красота – страшная сила. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Любой в обещаниях может стать богатым). Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини.
Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. В конце работы художник выполнил также и надпись. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Лондон. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. У окна лежат апельсины. 1434». ).
Далее. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Она— в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Выпуклые зеркала были более доступны. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Здесь иная форма. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. А историю того портрета, который находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и изображены на нем совсем другие люди. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.
1434». ). Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать».
И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности. все исследователи без исключения сходятся на том, что в «Портрете четы Арнольфини» запечатлен момент бракосочетания или обручения молодых. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. А женщина.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Наоборот.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем). По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Кровать – это и реальный предмет спальни и символ брачных утех.
1434. ). Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Если это бракосочетание, то где же тогда священник. У ван Эйка и Маргариты по документам было десять детей.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Затем картина была покрыта лаком. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
На женщине платье (т. Это особенно заметно по одежде. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Это особенно заметно по одежде. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Между 1425-м и 1430-м ван Эйк немало путешествовал по Европе, встречался с коллегами по цеху, что называется.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Однако если посмотреть на дам на других портретах того времени, то покажется, что беременна если не каждая, то половина из них. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
Национальная галерея. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Эта картина, согласно сообщению историка Бартоломео Фацио, хранилась в коллекции кардинала Оттавиани как работа ван Эйка, в настоящее время она утрачена.
82 x 59, 5 см. То же лицо – неправильное, очень характерное, незабываемое в своей выразительности. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Что же может означать фраза «Ян ван Эйк был здесь». В 1990-х годах историком Жаком Павьо было установлено, что Джованни ди Арриджо Арнольфини и Джованна Ченами заключили брак только в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка.
Однако документальные подтверждения того, что на портрете изображён именно Джованни ди Арриджо, не были обнаружены. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.
Наоборот. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Выпуклые зеркала были более доступны.
Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Составлялся брачный контракт, по которому жена не могла претендовать на наследство мужа в случае его смерти, а только лишь на оговоренную денежную компенсацию. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. На женщине платье (т. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Вообще Нидерланды были, наверное, единственной страной, где живопись развивалась самобытно, без влияния греческого искусства.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Так кто же все-таки герой картины. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. А женщина. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Это особенно заметно по одежде. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Некоторые исследователи считают, что художник написал автопортрет с женой, Маргаритой ван Эйк. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38.
Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Несмотря на абсолютную точность, а иногда почти прозаичность изображенных предметов, бльшая их часть носит двойной смысл, обладает символическим звучанием. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82.
В то же время многие нюансы указывают на то, что пара уже давно жената: волосы женщины собраны и спрятаны под убором (невесты изображались с распущенными локонами), а её поза свидетельствует о возможной беременности. Историк искусства предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Одеты герои богато, по последней моде Северной Европы, которая во второй четверти XV века отличалась изрядной экстравагантностью. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Цвета костюма женщины — синий и зелёный — в эпоху позднего средневековья символизировали молодость, красоту, верность и влюблённость.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Он клянется свое жене в супружеской верности. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). А мог и сам подарить по дружбе. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Нидерланды (Фландрия). Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Стиль Ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. «Портрет четы Арнольфини» — одна из наиболее загадочных картин в истории европейской живописи. Получилось пространство, наполненное символами.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года55K 5.
Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. А вовлечь зрителя в картину всегда было очень заманчивой мечтой художников. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Так интерпретация ван Мандера основана на предположении, что персонажи соединяют правые руки, как было принято при вступлении в брак, на картине же мужчина подал женщине левую руку. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9.
Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством.
Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Фрукты на сундуке и на подоконнике – яблоки, напоминающие о грехопадении прародителей. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Обмен кольцами на миниатюре из французского средневекового календаря происходит не в церкви, однако в присутствии свидетелей— и в этом случае кольца надеваются на правые руки. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Авторская подпись отличается от тех, которые проставлял на своих картинах ван Эйк.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Если у истоков такого рода произведений стоит «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, то на вершине подобного рода экспериментов оказываются знаменитые «Менины» Веласкеса, где тоже все зеркально обыгрывается. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Дерево, масло.
Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Тогда как многослойная живопись пишется очень долго, притом, что необходимо ждать, когда предыдущий слой высохнет, этот художник писал свою картину намного быстрее, так как использовал технику когда краски – масло и темпера, наносятся друг на друга ещё не просохшими.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк.
Несогласованность размеров люстры, зеркала, фигур мужчины и женщины с размером комнаты, а также то, что в помещении отсутствует камин, позволяют предполагать, что интерьер этот не существовал на самом деле, а был сочинён художником28. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. А женщина.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Сохранившиеся изображения свидетельствуют, что во время этих церемоний жених и невеста соединяли в пожатии правые руки после обмена кольцами.
А тогда именно братья Эйки изобрели химическую смесь, которая нужна была для выработки масляных красок. Приверженцы такого взгляда утверждают, что не мог мужчина подавать левую руку, если дело шло о бракосочетании или помолвке.
отмечает, что в то время в Тоскане церемония обручения не требовала присутствия невесты, достаточно было мужчин из её семьи, а помолвка и бракосочетание не имели строго установленного протокола. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. По-разному трактуют и подпись художника, которая сохранилась и расположена в глубине под висящим на стене зеркалом. Здесь нет двери, от которой мы видим фигуры, а в отражении она присутствует. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза.
В конце работы художник выполнил также и надпись. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. Обыкновенно Ян ван Эйк писал «fecit» («сделал») или «picsit» («написал»).
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. И эта подпись трактуется иногда в очень широком смысловом диапазоне. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Восточный ковёр на полу, люстра, зеркало, остеклённая верхняя часть окна, на столе под окном дорогие апельсиныK 3 — вся обстановка комнаты свидетельствует о зажиточности её хозяина. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Поясной портрет, срез фигуры ниже, чем на других портретах ван Эйка, — слегка ниже пояса. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году.
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Однако она по-городскому узка. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. В XX веке, как и в случае с портретом «Человек в красном тюрбане» иногда делаются попытки уточнить или оспорить эту традиционную атрибуцию.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Однако она по-городскому узка. В середине XV века маленькая Голландия славилась своим богатством и благосостоянием, хотя и не была промышленной страной.
При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк».
И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. morgen – утро). Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Это особенно заметно по одежде. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. На женщине платье (т. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. В конце работы художник выполнил также и надпись. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. 1434». ).