С пришествием Микеланджело начинается новый этап – Позднее Возрождение.
Микеланджело усилии массивность устоев и стен. Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее.
Среди выдающихся северных памятников можно назвать Лоджию дель Консильо (строение муниципалитета) в Вероне. Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Леонардо было свойственно исключительно широкое понимание задач архитектуры, что отразилось в его эскизах идеальных городов со множественными дифференцированными по своему назначению улицами, с движением в разных уровнях. по проекту Джулио Романо.
Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора. Нынешнее название вилла получила в XVII веке, когда ее купил герцог Бомарцо Ланте делла Ровере – его потомки владели домом до XIX века. Андреа Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» (1570 г. ) высказал идею расположения дворцов на центральных площадях, которая была использована при создании дворцовых и трехлучевых композиций вплоть до конца XVIII в. Начиная со второй половины XVII в., в связи с развитием в городах крупной промышленности перед градостроителями возникают острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т. п. Развитая центра города в эпоху Возрождения условно можно разделить на три основных этапа.
Первоначально эти новые элементы появились в архитектуре малых форм, зачастую включаясь в традиционный готический ансамбль. Но облик Венеции создают не только уникальные сооружения. Оживилась строительная деятельность в Париже. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей. Формы античного мира сначала проявляются в архитектуре итальянских городов, в интерьерах зданий.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Завершающий этап царствования эпохи ренессанс приходиться на вторую половину XVI – начало XVII века. Построена в 1615 – 1620 г. г. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. Простота изящество, легкость постройки пленяли не одно поколение архитекторов.
Возрожденческая живопись, хоть и вдохновлялась античными идеалами красоты, в большей степени развивалась самостоятельно, да к тому же и на основе средневековой католической иконописи. Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу. Изображения были почти монохромными, без оттенков.
Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. Капелла увенчана куполом с фонарем. Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов 16 века был Андреа Палладио. Но ратуша в Лувене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может.
Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио. Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство. Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Второй ярус фасада Лоджии инкрустированный мрамором золотисто — желтых оттенков.
Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность.
С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии». 15). Принципиальная новизна его решения в том, что он предложил соорудить легкий пустотелый купол из двух оболочек. Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам.
В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. В Альгамбре был построен большой дворец в духе Возрождения (начало XVI в. ). В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. На фасаде – двуглавый черный орел – символ Вольного Имперского города, а на фронтоне – шишка пинии (итальянской сосны) – напоминающая о Древнем Риме и истории города Аугсбург, которому исполнилось 2000 лет.
В центре гладкой гротескной композиции обычно помещается резной медальон с профильным изображением мужской или женской головы исполненный также в низком рельефе. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами. platero — ювелирный). К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи.
Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля. Вынос карниза здесь значительно уменьшен. Теоретические размышления Брунеллески сыграли большую роль в переломе стиля. Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники.
Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. В декоре применяются орнаменты гротеска. Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли.
Здесь можно увидеть смешение разных школ – немецкого барокко, готики (библиотека и зал Короля) и Ренессанса (северная и восточная части замка). Самые значительные из архитектурных работ Бюллана — замки Экуан и Шантельи. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания.
В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). Однако общий характер сооружения был сильно изменен. в той или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. Вместо ордера, рассчитанного на высоту одного этажа, Палладио одним ордером объединил два верхних этажа, а позже стал «украшать» многоэтажное палаццо колоссальными ордерами, поднимающимися от основания до карниза. Палаццо Каносса и особенно Помпеи представляют более строгие примеры веронских дворцов мастера.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм. 12). 1). Они отличаются гармоничностью, величием пропорций изяществом деталей, отделкой и орнаментом. В храмовом строительстве – стремление к масштабности и величественности. В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения.
Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий. В первой трети XVI в. в архитектуре Франции заметно еще влияние готики. Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати.
В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе. VI. Среди выдающихся художников и зодчих, находившихся в Милане одновременно с Браманте, необходимо выделить гениального Леонардо да Винчи, передовые градостроительные и архитектурные идеи которого зафиксированные в его записях и набросках, несомненно, оказали влияние на развитие Браманте. Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным.
Первый был сложен из грубых рустированных блоков в стиле древнейших традиций Италии. Время Высокого Возрождения в архитектуре Италии было очень недолгим. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.
Оспедале дельи Инноченти отражает основные тенденции наступающей эпохи Ренессанса: изысканный архитектурный проект разработан для светского, а не религиозного здания автор проекта не анонимен, напротив – его имя увековечено.
Что же такого особенного в местном саду. гротески, т. е. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Не было расхождения в путях архитектуры, живописи и скульптуры. Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла. По существу.
Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа. Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания. В середине 16 века, в период усиления общественной реакции, в Тоскане выдвигается группа мастеров нового поколения, которых обычно связывают с маньеристическим направлением. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др.
Петра в Риме. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Во Франции архитектура Возрождения получила развитие с начала XVI в. до 70-х годов.
Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой.
Распространение мануфактур характеризует эпоху упадка феодализма и подъёма нового класса – буржуазии. На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур.
Архитектура служила мощным орудием, с помощью которого католическая церковь подчеркивала свое значение и силу. Сооружения Браманте отличаются чистотой линий, гармоничной уравновешенностью, удивительной легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором (особенно в Темпьетто) в виде колоннад, развитых карнизов и пышных капителей. Такова декоративная композиция палаццо Перфеттицио (в Виченце), построенного в 1571 г. С этой же целью были сделаны тройные арочные проемы большой высоты. В городах зарождались ростки гуманизма.
Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив.
Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу.
В то время как в средневековом домашнем хозяйстве предметы обстановки служили, как правило, в соответствии со своим прямым назначением, то во дворцах и богатых домах Возрождения они демонстрировали ещё и достаток и могущество их хозяев. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну. На исходе средневековья в Германии происходили те же процессы, что и в других государствах Европы: усиливалась роль городов, развивалось мануфактурное производство, все более важное значение приобрело бюргерство и купечество, распадался средневековый цеховой строй. В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила. Перуцци).
Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Во всей композиции фасада чувствуется отпечаток классического совершенства.
Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов.
Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. При этом зодчие стремились добиться пластической выразительности (Б.
Почти одновременно с работами над собором Св. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. Он предложил считать главным мерилом («модулем») ордеров длину радиуса нижней части ствола колонны. Несколько зданий муниципалитетов и гильдий XVI в. сочетают в себе характерные местные элементы с применением классических мотивов. В данном случае очень необычный: он почти лишен зелени, но украшен множеством фонтанов, в том числе шутих, созданных инженером Томмазо Гинуччи. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики).
Этот этап ознаменовался проведением различных архитектурных экспериментов с формами, частотой расположения колонн и других архитектурных элементов на фасаде, усложнением деталей, появлением сложных линий. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии. Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами. Необычайно высокая эстетическая культура ощущается в Венеции повсеместно. Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево.
Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. ниже). Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором.
Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко. Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена. Она представляла собой множество крупных и мелких княжеств и самостоятельных имперских городов, которые вели почти независимое существование и всеми способами старались сохранить такое положение вещей. Архитектура барокко в Италии.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Архитекторы изучали древности Рима и новые здания, построенные, в частности, Донато Браманте. Вилла во Фьезоле (1471) – самая садовая.
Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Архитектурные элементы фасада симметричны, набор тяготеет к античному – наличники с фронтонами на окнах и дверях, пиястры, декоративные барельефы и визуально разделяющие фасад карнизы. Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Столь патетичных дворцов не строили себе иные короли.
Наиболее удобную и логичную систему разработал архитектор Виньола. Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой.
Единым зальным пространством характеризуются и пристройки к старым храмам – хор церкви святого Лаврентия в Нюрнберге и хор церкви Богоматери в Эсслингене. Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре. Это усиленное внимание к декоративности и затушевывание рациональной основы зданий, заметные и в более ранних постройках зодчих итальянского Возрождения, привело во второй половине XVI в. к стилю барокко (дословно: вычурный).
В сознании бюргера – заказчика и архитектора- исполнителя не произошло еще того перелома, который составляет одну из коренных особенностей архитектуры итальянского Ренессанса. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском. В постройках появились величественность, сдержанное благородство и признаки монументальности.
Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. мастерам. Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму. Композиция строилась на основе двухъярусной ордерной схему и должна была быть до предела насыщенна скульптурой.
Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада. 5).
Раньше рассматривалось каждое здание в отдельности Микеланджело впервые задумал площадь как целое, все элементы которого (лестницы, конная статуя Марка Аврелия, боковые фасады) ведут к центру – господствующему над городом и площадью дворцу Сенаторов. Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг. Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки.
Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. Менее оригинален он в своем крупнейшем церковном сооружение – цркви Санта Мария дель Кориньяно (начата в 1552 Г), в замысле которой заметно воздействие Микеланджело. Такие же точные пропорции были установлены для мелких частей строения.
Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности. Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под Римом.
В стране строились королевские замки и дворцы аристократии в смешанном стиле. В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения. Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место.
Нижний этаж обычно обработан рустом, второй и третий этажи объеденены каннеллированными пилястрами большого ордра. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Некоторые идеи были воплощены в жизнь. Крышка сундука изнутри покрывается росписью.
Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры его «четыре книги об архитектуре», трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий. Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью.
Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Но он ничем не напоминает строгие и торжественные дворцы Флоренции. Законченность ансамбля, строительство которого продолжалось и в 17 веке, была предопределена Микеланджело установкой в центре площади античной конной статуи императора Марка Аврелия в 1538году. Сооружение венчалось мощным карнизом.
К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса. Они, в частности сказались в успешной разработке им одной из важнейших задач Возрождения – создания абсолютного в своей симметрии кристаллически закономерного и гармоничного центрально-купольного здания, в котором целостное внутреннее помещение было бы органично выражено во внешнем объеме и граничит с реальным природным окружением. Центральным зданием площади является дворец Сената, построенный по проекту Микеланджело и завершенный Джираломо Раинальди. Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе. (И.
Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон. Леон Баттиста Альберти (1404—1472) был архитектором, скульптором, художником, писателем, математиком, автором ряда научных трактатов об искусстве («О зодчестве», «О статуе» и др. ), воплотив в себе присущий эпохе Возрождения идеал гармонической личности. В XIII–XIV вв. Она стала образцом нового архитектурного стиля. Она еще сохраняет связь с архитектурой, но уже не подчинена ей, как в средние века.
Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573). Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями. дворцы или палаццо, предназначавшиеся для жилья и торжественных приемов.
Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, — проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г). Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. Мы продаем проекты по всей России и странам СНГ. Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся. Филенки обрабатываются резьбой низкого рельефа с применением особой разновидности гротескного орнамента, т. н.
Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются. В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился. Это прежде всего городские коммунальные постройки, в которых уже заметна меньшая, нежели прежде, зависимость от форм церковного зодчества.
Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Фронтон (от лат. Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения. Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе). Античное наследие (римская архитектура) в его творчестве получило новую трактовку.
В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи. Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль. Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг.
Это было светское здание – Воспитательный дом во Флоренции. Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества был Микеле Санмикеле (1484-1539). Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) — завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Как это часто бывает свиллами той эпохи, главная ее прелесть – сад. Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. В 15-16вв.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов. Окончание виллы Виньоло предоставил Вазари, Амманати и др. 33а). Их роль сводилась к убранству архитектурных ордеров: барельефы на карнизах, капителях, фризах и порталах. Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени.
При этом они органично дополняли друг друга. (Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана). Представители старшего поколения зодчих – в их числе Перуцци и Антонио да Сангалло — младший, которые работали в Риме совместно с Браманте и Рафаэлем и возвратились в папскую столицу после ее разграбления, — пытались здесь найти компромисс между классическими принципами и новыми требованиями. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна.
Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность. до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. Микеланджело вернулся к очень четкому плану Браманте, уменьшил габариты собора, придал ему центрическую композицию.
Во второй половине XV в. здесь работали архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи. Петра и создание новой огромной архитектурной композиции Ватикана. курульные кресла.
Другим приёмом, также пришедшим из далекого прошлого, является украшение углублённой резьбой. Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ). В шкафах этого времени, как уже выше отмечалось, в большом количестве применяют архитектурные шаблоны: пилястры, карнизы, фронтоны, консоли, профили и др. Филиппе Брунеллески (1377—1446) родился и провел всю свою творческую жизнь во Флоренции.
Пилястры активнее выступают из стен, окна имеют разнообразную форму и обрамлены сильно выступающими наличниками. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно.
Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Замок был разрушен войсками Людовика XIV в ходе войны за пфальцское наследство (1693 г. ) и после восстановлен только отчасти. В итоге проект собора претерпел изменения.
Особенно привлекателен южный фасад с подчеркнутым лаконизмом гладкой плоскости стены. Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. Архитектура замка не ограничивается одним стилем. В 1821 году историческое здание виллы снесли и построили новое – в1860 году его купил Павел Демидов (виллу иногда называют Villa Demidoff), во владении наследников которого, Абамелек-Лазаревых имение и находилось до 1955 года. Это и называется маньеризмом. Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора.
Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Продолжение задних ножек у таких стульев служит стойками для высокой прямой спинки, которые заканчиваются вверху резными декоративными элементами – акантами, львиными масками и др. В первом этапе, относящемся к XIV—XV вв., преобладающее зпачение имеют торговые площади. VI.
В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис.
Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Язык архитектуры эпохи Возрождения обычно ассоциируется с классическими формами, основанными на изучении греческих и римских образцов. В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии.
В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того. Лицевая их сторона строится как архитектурное сооружение, как фасад здания – с колоннами, фризом и фронтоном. Под влиянием местных условий складываются ясно различимые итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская и испанская разновидности нового стиля. Микеланджело опять возвратился к центрическому плану, в чем проявилось торжество гумманистических идеалов.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив. Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками.
Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектур причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительной зданием средневековой ратуши. Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. Это был прообраз современного секретера.
Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников. Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло выставил также близкое ей по характеру казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа – первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии.
Храм Иль-Джезу (рис. Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки.
Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра. В начале XVI в. она занимала первостепенное значение в испанской культуре. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Имя архитектора, создавшего этот дворец, к большому сожалению, остается неизвестным.
С другой стороны дворца расположен парк. Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Крайние пролеты Базилики несколько уменьшены, зрительно закрепляя углы здания и завершая его фасады. Такой замысел со времен архитектора Альберти являлся идеалом для зодчих Возрождения. Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато Данджело Браманте (1444-1514). Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными.
Дома в Риме стали строить по принципу центрально-осевой симметрии. Сделанные в1670-х годах при участии великого скульптора Лоренцо Бернини, они и правда сложны и прекрасны, но вилле известной также подназванием Тиволи (по городу, на окраине которого она стоит) и без них есть чем заинтересовать публику. Возведя здание Библиотеки и снеся прилегавшую к ней хаотическую застройку, Сансовино зафиксировал южную сторону площади перед собором Сан Марко, разбил очаровательную Пьяцетту (по –итальянски – маленькую площадь) и связал центр Венеции с водной стихией, раскрыв его на лагуну и на устье главной транспортной артерии – Большого канала.
Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы. Особенно богато декорированы локотники и их стойки. Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу.
Секрет конструкции заключается в том, что купол имеет двойную оболочку. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы.
Примером замкового строительства этого периода может служить королевский замок Шамбор в долине реки Луары, построенный в 1519—1559 гг. Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики. Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера.
Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Определить призвание Брунеллески помогла архитектура Вечного города – Рима. Площадь перед монастырем выложена каменными плитами. Палаццо Бекилаква в Вероне — характерный пример этих сооружений. Но только к середине столетия создались предпосылки для более широкого внедрения классического стиля в архитектурную практику.
Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. канделябра, о котором ранее уже шла речь. Его смелое новаторство проявилось уже в первой крупной работе – грандиозном куполе собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма. Во многом они были сходны с более ранними домами.
Несмотря на то, что он был на 15 лет старше Джулио Романо, начало самостоятельного творчества Санмикеле относится уже к 1530г. Это говорит нам о том, что основной стороной жизнедеятельности горожан в этот исторический период была торговля. Позднее убранство рустами сохраняется лишь в обработке цоколей и на углах зданий. Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов и Вестфалии (группа вестфальских замков).
Браманте перестроил также маленькую надгробную часовню Сан Сатиро — 9 век, у северного конца трансепта, превратив ее из крестообразной постройки в круглую с нишами и пилястрами, образующими свободный ритм, подчеркнутый светотенью. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства.
Сад в Пратолино может служить сценой дляграндиозного спектакля на мифологический или героический сюжет (собственно, театральные представления тут и правда были нередки). Метопы украшены эмблемами папского достоинства. VI. 6). Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо.
Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры. Если ренессансные площади Италии обычно формировались из немногих крупных объемов, то застройка площадей Брюсселя и Антверпена в своей значительной части состояла из множества узких фасадов, каждый из которых выделялся богатством декоративной фантазии и необычайной тщательностью исполнения самых мелких деталей. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. Рельеф рустов понижался с увеличением этажей.
Ренессансная архитектура Северной Италии была более нарядной и прихотливой. Наиболее заметным проявлением ренессансной культуры стал стиль Возрождение в архитектуре. В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н. Сама система формирования мастеров искусств способствовала этому.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. VI. 2). Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы.
И подлинным назначением этой виллы мог бы быть дворец пионеров. Достраивал лебединую песню мастера его ученик Винченцо Скамоцци. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Прежде всего католические, где религиозные догматы в эпоху Средневековья были наиболее суровы.
Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. 6. 2).
их масштабной мерой становится человек. В своих великолепных веронских дворцах Сан Микеле создал первые образцы нового типа зданий широко распространившегося в европейской архитектуре в последующие два столетия. По низу дворец окружала своего рода скамья из крупных каменных блоков. Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи.
Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.
Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппе Брунеллески (1377-1446). В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в. : «.
Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. План базилики происходил от римских залов собраний. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям), на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена – балконом или окружена рустом. Размеры, которые рассчитал Виньола, не соответствуют ни одному из реально существующих памятников античности. В крайне тесной застройки города площади играли роль своеобразных открытых залов. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций.
В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева. VI. Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений.
На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Образцом ренессансного искусства является собор в Павии. Используя особенности рельефа, Микеланджело устроил с этой стороны торжественный подход – широкую и пологую лестницу, на верху которой он поставил античные статуи диоскуров. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувенне (1448-1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. Интенсивная строительная деятельность (руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора.
Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада.
Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств.
Каркасная система позволила обойтись без лесов. Петра в Ватикане (рис.
В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н. Этот храм, построенный Браманте. Особой известностью у поклонников позднего ренессанса пользуется построенная Палладио во второй половине XVI в. вилла Ротонда близ Виченцы.
может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Джакомо Бороццы да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях.
Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Столовые были, в общем, не известны. Они лишь дают обобщающее представление архитекторов Ренессанса об идеальной сооружение.
К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу. В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами — пилястрами и корпус (так называемая Каваллериция) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, — проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту. Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. VI. 9).
Здесь была главная резиденция курфюрстов Пфальца до конца XVII века. 16).
Старая Ратуша – одно из самых красивых светских строений эпохи Ренессанса.
Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. Еще одна вилла, оставившая глубокий след вмировом искусстве.
Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов. VI. 5). Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии).
Строительство всего комплекса дворца, города и большого парка вблизи Парижа было начато в середине XVII в. и закончено в начале XVIII в. Главным композиционным центром являлся королевский дворец, перед которым расположена громадная площадь (площадь Армии). чертозскую мозаику. Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора. Темпьетто – высшее достижение ренессансной архитектуры в Риме. Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви. Одним из классических примеров в области градостроительства того времени является Версаль.
3), построенный по проекту зодчего Мике-лоЦцо ди Бартоломео в 1444—1452 гг. Фасад симметричен относительно вертикальной оси.
Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло.
в немецких землях не только не наблюдалось, тенденции к централизации страны, но, наоборот, усиливалась ее раздробленность, содействовавшая живучести феодальных устоев. В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон. В. Жолтовский и его последователи).
Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы. во многих европейских городах. Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей.
Появление Ренессанса в культурных сферах в первую очередь затронуло зодчество. С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех.
Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Архитектура Высокого Возрождения. Ларцы обычно богато декорировались.
На раннем этапе техника инкрустации деревом была сравнительно простой и применялась, главным образом, для украшения церковной мебели. Он всегда воспевал одну из самых любимых тем маньеризма — фантастический пейзаж или пейзаж с руинами (украсивший, в частности, виллу Барбаро-Вольпи в Мазере). Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.
Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, «классичны» в своей гармонической цельности. Подготовили почву для более решительных изменений. Здания приобретают монументальный, величественный облик. Над ней величественно возвышались два этажа. VI. 7). Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции.
10). Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций. Мощный четкий силуэт купола и теперь царит над городом.
В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. VI. 8). Правда. Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев.
Хотя готика как Господствующий архитектурный стиль была уже на исходе, ее традиции были еще очень сильны подавляющее большинство сору сооружений 15в. Упадок экономического значения городов Северной Италии, вызванный перемещением мировых торговых путей в Атлантику и возвышением католической церкви, обладавшей значительными богатствами, перенес центр строительной деятельности в Рим, являвшийся папской резиденцией. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. Архитектурное решение фасадов явилось одним из самых смелых новшеств испанского зодчества. Церковь Джезу, построена Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала большое влияние на последующие развитие церковной архитектуры и вне Италии.
Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами.
Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани. Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой. Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики). В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. по заказу фактического правителя Флоренции Козимо Медичи (в XVII в. дворец был продан семейству Рикарди). В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии).
Его считают первым зданием стиля Ренессанс, оно послужило образцом для всей архитектуры Возрождения. На этой мебели – высокая рельефная резьба, фантастичные животные, вместо ножек – гермы, колонны, делаются портики и фронтоны на шкафах и креслах. VI. 4). Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения.
Вдоль фасада тянутся бассейны, также прямоугольной формы. Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру. Его идейный замысел связан с некогда высоким общественным значением Капитолийского холма, являвшегося центром и символом Древнего и средневекового Рима. В 1570 г. в Венеции вышел трактат Палладио "Четыре книги об архитектуре", который содержит анализ классических произведений по архитектуре Древней Греции и Древнего Рима.
Потолки стали делать под античность. В 15 и даже в 16 вв. Архитектурные постройки и скульптуры Возрождения все больше отдалялись, не теряя взаимосвязи. Несколько тяжеловесная мощь ее прототипов — средневековых готических беффруа — уступала здесь место стремительному взлету легких динамических форм.
Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройность. Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио.
человек, открывала перед ними широкие возможности. Джулио Романо, один из первых познакомивший северную Италию с достижением римского зодчества, в позднем периоде своего творчества изменяет простоте и правдивой тектоничности своих ранних композиций.
Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями). Одним из примеров дворцовой архитектуры середины XV в. во Флоренции может служить трехэтажный дворец Медичп-Рикар-ди (рис. Эти боковые опорные элементы опираются на массивное основание с резными лежащими львами вместо ножек, на котором стоит ряд точеных балясин, подпирающих подстолье.
В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей. Выбранная автором готическая форма купола еще продолжала применяться в архитектуре Италии.
Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564). Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Джакомо дела Порта и получил несколько вытянутые очертания.
Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Художник долгое время творил, находясь во Флоренции. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца.
Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи. Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи.
Однако вся композиция с обилием жестикулирующих скульптур и портиков придает ложную многозначительность владельцу виллы Ротонда, основной добродетелью которого был крупный капитал. Всего их двадцать семь и у каждой есть свои особенности: самая старая, самая маленькая. Среди сооружений этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530).
Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом. В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля. Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города.
Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья.
В плане этот маленький храм представляет собой ряд концентрических кругов. Эти пространства были как бы взаимно связаны.
Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. Микеланджело выполнил также и огромный карниз главного фасада, который в сочетании с центральным порталом и балконом над ним придал композиции исключительную цельность и монументальность. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы.
Купол диаметром 42 м пересечен мраморными нервюрами и покрыт красной черепицей. VI. Этому способствовало создание своего рода оси Севилья — Гранада. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Великолепный декор Дворца дожей (плафон зала X) и Золотой лестницы выполнен в духе маньеризма — орнаменты сочетают римско-мантуанские черты. Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca).
rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов.
Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе. Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы.
Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид. Оригинальность общего объемного построения, редкое изящество силуэта соединяется в этом здании с поистине сказочными богатством архитектурного и скульптурного декора ее фасадов. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Таким образом создается плоский узор на плоском фоне.
Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Нынешнее название сооружение получило в честь Маргаты Пармской – жены племянника папы Климента Седьмого – Александра Медичи, первого герцога Тосканы. Великолепный карниз с широким фризом, рустированные углы и портал завершают собой украшение стены, самый простор и спокойствие которой порождают впечатление богатства. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами.
Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась. В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо.
Петра в Риме. Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня. Подобным североитальянским путем развивалась и архитектура Венеции. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке.
В поздний период творчества Браманте в композиции дворца Ватикана (1503 г. ) ощущается повышенная декоративность, в известной мере предвещавшая появление стиля барокко. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Лаврентия, напоминающий собор Св.
Четыре мощные угловые башни ансамбля и величественный купольный собор Св. Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. В подобных случаях строгое композиционное равновесие различных частей площади обычно не соблюдалось и признаки единого ансамбля оказывались выраженными в меньшей степени.
Так возникло это сооружение наделено чертами почти гипертрофированной монументальности и представляющее уникальное в своем роде соединение укрепленного замка и великолепного дворца, геометрически четкая масса, которого господствует над окружающим ландшафтом. Западная часть СОБРа уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карла Модерна (с 1607г) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму.
Первая значительная постройка Палладио — знаменитая Базилика в Виченце (1549-1514). В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу.
Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений. Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. Новые, раннеренессансные идеи начали проникать и в архитектуру. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т. д. ), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих.
Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. Развитие получила наука, литература искусство. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве.
Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-палас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. Донателло создал тип самостоятельной, не связанной с архитектурой, круглой статуи, положил начало новому скульптурному портрету-бюсту, напоминающему римские портреты, создал новый тип надгробия, был автором первого конного монумента в эпоху Возрождения, разработал новые виды рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий.
Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим. Прежде всего это касалось защиты города. 11). 6). Боковые опорные щиты делаются с проемами, как и в эпоху готики, но эти проемы теперь имеют форму античной арки с каннелированными колоннами по сторонам.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Скульптура получает художественную самостоятельность и идейную значительность.
виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис.
Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526-1540 гг. ). Интерес к центрально-купольному сооружению и все предшествующие постройки этого рода как нельзя лучше подготовили Браманте к решению подобной задачи.
Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. Архитектор Элиас Холь.
Микеланджело умер еще до окончания строительства собора и работу завершил архитектор Джакомо делла Порта, который вытянул купол вверх и увеличил высоту фонаря.
Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Этим не нарушалась общая прямолинейность композиции, характерная для Ренессанса. Единому суровому ритму подчинены горизонтальные тяги и близко расположенные окна. Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы». Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис.
Здесь сохранилось много прекрасных образцов зданий в стиле Ренессанс. VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями.
И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом, статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. – studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного.
Главной площадью города оставалась рыночная площадь, на которой размещалась ратуша, а также гильдейские и цеховые дома. Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Жизнеутверждающий гуманизм сочетается в нем с чертами трагичности, порожденными характерной для Франции противоречивой сложностью возникновения нового исторического этапа.
Это слияние архитектуры с пейзажем будет потом блестяще развито стилем барокко. Его форма по-прежнему остается шестигранной, но передняя грань делается более широкой за счёт боковых. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса. Руст, рустовка, рустик (от лат.
Он придал монументательный характер старому торговому центру Венеции в районе моста Риальто, построив большое торгово- административное здание известное под названием Фаббрикке Нуове. Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок.
Архитектор Леон Батиста Альберти возводит в 1446 г. во Флоренции дворец для банкира Джованни Ручеллаи (рис. Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти.
В период расцвета Ренессанса в европейском обществе наблюдался интерес к античности. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка.
Так, например, широкое внедрение трансформированных классических ордерных систем начинает происходить только на рубеже XIV–XV вв. Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики.
Для всех ордеров высота антаблемента должна была составлять четвертую часть высоты колонны, а подставки (если он был) — третью часть. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло).
Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. В 40-50гг 16 века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение. а также Дом гильдии стрелков в Антверпене.
Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Зодчий, проектируя здание, уже обдумывал его украшение.
Ранний период. В основном заказчики дворцов желали во внешнем облике сооружения подчеркнуть величие своего рода и личное могущество. Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. Здание окружено колоннадой тосканского ордера. Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки. Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки.
– 1466). Сундук начал утрачивать характер простого ящика. Сама площадь Сан Марко приобрела свой окончательный вид после завершения строительства Новых Прокураций (начатый Скамоцы, законченный Лангеной в 17 веке) и торцового корпуса, замкнувшего площадь Сан Марко с запада (построен в начале 19 века). В частности, это влияние заметно в архитектуре классицизма во Франции в XVII—XVIII вв.
Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. В этот период в стране формировалось государство с сильной абсолютистской властью.
Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Свое особое место в северо-итальянском зодчестве заняла архитектурная школа Генуи. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками. Этот город был основан Людви-ком XIV в качестве королевской резиденции. Архитектура Аугсбурга развивалась под сильным влиянием итальянского зодчества. В области зодчества Милан был необычайно консервативен.
Грандиозный купол храма возводился после смерти Микельанджело (1564 г. ) по его рисункам. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. VI. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
Венеция, в которой проживало 125 тыс. От нее начинаются три лучевых проспекта, образующие основные композиционные оси города. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой.
Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась). Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. Этому же подчинялись и классические формы используемые испанскими архитекторами.
Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты. Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. По сторонам центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные, по видимому, для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном).
Конструкция купола собора Св. Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений.
Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить. VI. Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре.
Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Здесь большую роль играли декоративные детали, внешняя отделка поверхности стены. Определилось несколько различных направлений, связанных преимущественно с особенностями социальной и культурной обстановки, складывавшейся в тех итальянских государствах, в которых приходилось работать архитекторам.
Предшествие теории практике характерно для искусства Ренессанса. Впоследствии, постепенно и в общей концепции и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.
Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514). Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти. Если гротеск строился симметрично относительно центральной вертикальной многоярусной оси, получался так называемый канделябр.
Трактат Д. Виньолы "Правило пяти ордеров" систематизировал законы пропорционирования античных сооружений. Последовательное обучение разным профессиям было не исключением, а скорее, правилом. В комнатах той поры располагалось только самое необходимое. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде.
Не менее выразительны фахверковые общественные постройки (конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям.
Помимо собора Св. башни соборов и ратуш.
Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. В XVII в. стиль барокко распространился в других странах Западной Европы для «обогащения» фасадов зданий с совсем иным назначением, чем в Италии. На рубеже 14 — 15вв. Здание завершено единым ордерным карнизом. Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись крупные русты. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.
К счастью, гений Микеланджело мы можем оценить и по другим его произведениям. Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. XV век – время расцвета в Италии монументальной скульптуры.
Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати. Жилые дома обычно строились в три – четыре этажа на свайных основаниях, стены предельно облегчались. Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки — узкие стройные многогранники.
В связи со строительством собора Микеланджело часто стали называть отцом барокко, так как его идеи, касающиеся внешнего и внутреннего убранства храма, декоративные наличники, глубокие оконные ниши, скульптуры, карнизы, пояски легли в основу нового архитектурного стиля – барокко. Дворцовое строительство развивалось под сильным влиянием таких ранних построек, как дворец могущественных Медичи во Флоренции. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера. Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис.
Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет того, что происходит наслоение горизонтальных этажей друг на друга. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения.
Он был первым архитектором, который осознал необходимость реформы и ясно сформулировал идеи нового художественного мировоззрения. После разграбления Рима в 1527–1528 гг. В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо.
Его увлекали идеи создания сложных жилых комплексов ирригационных сооружений и судоходных каналов, церквей, общественных зданий и монументов, а также многие конструктивные проблемы, на пример вопросы построения сводов. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме).