Поскольку, говоря «Древний Восток», мы подразумеваем общность из сразу нескольких цивилизаций, логично будет рассмотреть архитектуру разных стран древнего мира для составления наиболее полного представления о развитии и становлении архитектуры той эпохи. В повышенной декоративности и условности изобразительных средств миниатюры проявляются черты стилевого единства с архитектурой и прикладным искусством стран Среднего Востока. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи, стремящиеся отразить всю красоту арабского Востока. Тесная связь с миниатюрой и архитектурой и особенно присущие средневековому прикладному искусству живое содержание и высокое художественное мастерство сделали его одной из важнейших областей художественного творчества народов Среднего Востока на всем протяжении феодальной формации.
К слову говоря, частью архитектуры можно считать и знаменитые на Востоке крытые рынки.
Этот архитектурный мотив — основной объединяющий элемент всей композиции мечети. «касба» – крепость). По этой причине равнинные земли Междуречья всегда считались очень плодородными.
Именно в этот период зарождаются ключевые элементы индийской культуры. Крышу могли также затенять навесами. Когда Дамаск становится столицей халифата, складывается тип колонной мечети.
В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Они фланкировались башнями из обожженного кирпича. Во многих домах была канализация. Адма и Ссвоим были уничтожены с лица земли огнем с неба. прил. По мере высыхания он спрессовывался и слеживался в однородную монолитную массу.
Первый этап развития Двуречья протекал между 3200-1800 гг. Сегодня мы знаем эти ворота как Ворота богини Иштар. Считается, что это – усыпальница саманидских правителей, возведенная в конце IX– начале Xвека. Многие области творчества оказались связанными со светской, придворной культурой.
Во всех восточных странах есть свои особые культурные обычаи и ценности. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства. Одни из самых древних цивилизаций Востока складывались приблизительно в один и тот же период (более 5000 лет назад) и охватывали территории современных Дагестана и Азербайджана (государство Кавказская Албания), Армении (царство Урарту) и территории междуречья Тигра и Евфрата.
Такого типа постройки были распростны практически на всем Древнем Востоке. Эти тексты поясняют суть картины.
Некоторые исследователи видят в архитектуре мавзолеев своего рода космограмму. Вредоносные ветры насылались на людей богами в наказание. Эта территория чрезвычайно бедна полезными ископаемыми, в т. ч. Михрабная ниша, кроме пальметок, также украшена куфической надписью.
А Катар, в свою очередь, вовсю готовится к чемпионату мира по футболу 2022 года – Фостер строит здесь стадионы, Бен ван Беркель из UNStudio проектирует в катарской столице метро, а 26 крупнейших архитекторов мира (включая Ренцо Пьяно, Дэвида Чипперфильда, лауреата Притцкера этого года Алехандро Аравену, Энрике Собехано и, кстати, Юрия Григоряна с «Проектом Меганом») борются за право превратить комплекс мельниц в Дохе на берегу залива в музейный комплекс. Скульптура Передней Азии -- круглая и рельефная -- во многом отличалась от египетской. Узкие, тройные арочные окна дополняются сверху круглыми люнетами. Все это пространство было опоясано крепостной стеной протяженностью 18 км.
Однако при всей изобразительной условности миниатюра достигла огромной художественной выразительности, раскрывающей жизненное содержание в глубоко поэтичных образах. Более того, она пуста и эта пустота имеет особое религиозное значение. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем.
Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки. Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила. Мусульманин становится человеком Земли (в буквальном и метафорическом смысле) ибо аналогичные по форме здания светского характера рассыпаны по всему миру.
История мира предстает как некий единый всемирно-исторический спектакль спасения. К примеру, лендморфный подход, столь ясно прочитываемый в современной архитектуре мечети (королевская мечеть в Брунее и мечеть в Хартуме на месте слияния Белого и Голубого Нила), демонстрирует явные попытки пробуждения новых ценностей в сознании мусульман. Рядом с храмовым комплексом располагался и царский дворец. Основание купола опирается на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арки, перекинутые в угловых частях.
Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене (михраб), где хранится коран. Обычный и самый простой из применяющихся типов – арка подковообразная, стрельчатая однолопастная иногда трехлопастная.
3 тыс.
Минарет одной из самых старых мечетей Каира, Ибн Тулуна, напоминает минарет мечети Мутаваккиля «Мальвийа» («закрученный» – араб. ) в города Самарра (Ирак), тело которого представляет собой усеченный конус, вокруг которого идет спиралевидный пандус. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды.
Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Сад орошался при помощи водоподъёмного колеса.
Двойные толстые стены защищали дома от солнечного перегрева. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София.
кв. Бог объявил Аврааму, что Содом будет уничтожен. В данном храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол.
Производились керамические, медные, бронзовые, каменные сосуды очень простых форм. Исламская же архитектура в большей степени склоняется к простоте и ясности. Классическая мечеть с многочисленными колоннами восходит к дому, который построил Пророк Мухаммед вЙасрибе (впоследствии – Медина), ставшему мечетью и неоспоримым прообразом мусульманской мечети.
В восточной традиции, как уже говорилось выше, в знаке мандалы видят космограмму, раскрывающую модель Вселенной, «карту Космоса». Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона им сопутствовали иероглифы – знаки – картинки письма древних египтян. Их появление граничит с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол на прямоугольное основание). В Иране мастера изготовляли специальную полихромную керамическую плитку в технике «corde seka». Более того, храмы здесь ориентировались по характеру того или иного ветра.
С точки зрения постмодернизма сегодня можно говорить о возникновении нового типа рациональности, характеристиками которого являются насилие и дибилизм (ограниченность и ослабленность). Рай (джанна) по своей природе скрыт и таинственен он соответствует внутреннему пространству, духовному миру, сокровенной сущности. Это было вечером. От ворот Иштар, параллельно берегу Евфрата, шла прямая прецессионная дорога. При входе в него высились 10-метровые статуи человеко-быков. Постройки теряют свою пространственно-временную замкнутость.
Восемь граней барабана здесь, абсолютно очевидно, соответствуют восьми направлениям, структурирующим пространство. В истории миниатюры, как упоминалось, наряду с более, условно-декоративной тенденцией развивалась и изобразительная тенденция, для которой характерны расширение тематического и сюжетного круга, убедительность реального изображения, передача бытовых подробностей интерес к конкретной натуре, в частности к человеку. К 612 г. до н. э. Дома были прямоугольными в плане, почти без окон, освещались в основном через двери. Средневековые зодчие Востока прекрасно чувствовали архитектурный ансамбль. Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями.
возникает Вавилонская империя. Картина реальности в философии постмодерна состоит из «симулякров», не имеющих оснований во внешней реальности (симулякры – точные копии, оригинал которых никогда не существовал). Значит истиной реальности просто нет. до н. э. существовали рабовладельческие государства.
Затем плитку подвергали нескольким обжигам (по числу наносимых красок). Так, пятиступенчатый зиккурат в Чога-Замбиль (13 в. до н. э. ) гораздо сложнее разработан в деталях, включал в себя арки, переходы и нетипичные для Двуречья подземные сводчатые помещения, служившие, как считает ряд исследователей, жильём в жаркие летние месяцы. Турция, где последнее время тоже неспокойно, в этом году принимает международную ботаническую выставку, обновляет аэропорты и наращивает «знаковые» мощности.
К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними». Затем появились большие т. н.
Мечети строились следующим образом. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и страшного суда. В монументальной архитектуре этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола.
Взамен нам предлагается целый ряд реальностей виртуальных. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. Это был центральный район города. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня в общем, восемь башен – одна на другой. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Однако и он развивался не изолированно. состоял из небольших, овальных и прямоугольных в плане глинобитных домов.
На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты. Целые кварталы таких погребений – «город мертвых» – занимали специально отведенные территории. Купола украшены звездчатым орнаментом, резанным в камне.
В них ежегодно устраивались церемонии подношения дани царю. Начиналась Дорога процессий величественными Воротами Иштар. Таким образом, мечеть отмечает замечательная цельность.
Часто используемый философами постмодернизма термин «следовое восприятие» означает скольжение субъекта по поверхности явления без понимания сущности последнего. Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. В Средней Азии и Индии культовые здания, как правило, снабжены мощными (высотой в 2–3 этажа) порталами (пиштак – перс. ). представляет собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами.
Величие архитектуры Арабского Востока полностью признают и за его пределами: в списке «Семи чудес света» 5 мест заняли рукотворные объекты, находившиеся на Ближнем Востоке. Эта притча символизирует духовную модель всякого купольного сооружения. Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами (нередко служили в качестве защиты города), в которой пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного.
Но в них всегда много от наблюдательности и характерности. Город был пересечён системой длинных прямых улиц – дорог процессий, которые вели к центральным храмам.
На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Обе точки зрения аргументированы.
земли. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе и др.
Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые города мёртвых. Однако во все времена японцы максимально адаптировали строения к собственной культуре. Исламский дом полностью закрыт для внешнего мира семейная жизнь удалена от жизни общественной, она обращена только вверх, к небу, которое она отражает внизу– в водном источнике двора. Мечеть не отражает иерархических отношений между Богом и людьми.
Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры Пророка (с. г. в). чрезвычайно плодородная земля давала очень высокие урожаи. Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены.
Светская и религиозная архитектура Японии достигла своего полного расцвета в VIII—XII вв. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга. Само слово мечеть, по-арабски масджид, означает место поклонения.
зиккурат. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы. На смену представлений об упорядоченности мира приходит констатация факта «ризоматических» изменений, т. е. Подобный прием использовался ими для культовых построек – мечетей и мавзолеев. Сохранились уставы цехов, содержащие легендарную историю ремесла и излагающие в своеобразной форме нормы поведения мастера (устада) и его учеников.
Северная часть сильно укреплена, поскольку здесь расположены дворцовые здания. Испания, 1195). Четыре города: Содом, Гоморра. В 707 г. до н. э.
Лучше всего сохранился зиккурат храма в Уре (к. В связи с этим их собственная архитектура приобретает смешанный характер. Масштаб сооружения был огромен. Главным в изображении являются глаза (зеркало души), фигуры часто оторваны от земли. Тесная взаимосвязь художественных культур на Среднем Востоке, особенно в период развитого феодализма (10—15 вв. ), привела к тому, что многие выдающиеся явления литературы и искусства стали общим наследием ряда народов. В эпоху, когда подавляющему большинству было недоступно непосредственное обращение к Библии (ее перевод с латинского появился лишь в XVI в. ), главным языком христианства являлись изобразительные виды искусства, в цельной, образной форме дающие представления о красоте божественного: живопись выступала как немая проповедь.
Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. В начале 1 тыс. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны – фараону.
Главенствует могучая квадратная башня Комарес, высотой 45 метров Там же. Гостеприимныи Лот принял их в своем доме, не зная, что это ангелы.
Финикия занимала узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами. людям сим не делайте ничего, учитывая, что они пришли под кров дома моего». В отличие от Египта в Месопотамии часто устраивали сводчатые перекрытия из кирпича.
Города Передней Азии в III-II тыс. Цеховые организации должны были защищать права ремесленников. В искусстве мусульманского мира были созданы прекрасные образы. до н. э. Потому храмы хтонических богов ориентировались на юго-восток.
Храм был центром города-государства, при нём имелось своё усадебное хозяйство, в кот. Снаружи поселение обносилось толстой крепостной стеной. На вершине этой лестницы царь появлялся перед народом. Серия статей подготовлена по материалам портала ТехЛиб. Да и весь Вавилон был ориентирован в сторону этого божества. Строительство Ассусианской плотины грозило ему при этом плением.
Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. И тем не менее другие специалисты видят в нем исламское священное сооружение. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле имама Али в Неджефе).
В Содоме жил Лот, праведныи человек со своей женой и двумя дочерьми. В нем проживает по меньшей мере 200 тыс. И взяли за руку его и жену его и двух дочерей его и вывели его и поставили его вне города. По внешним стенам находилось 240 башен, по внутренним – 360. Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов. С северо-востока приходил в Вавилонию горныи ветер.
Флигелем к ней пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти. Для гидроизоляции использовался битум. Углы кубического объема, под барабаном, скошены. Архитектура Древнего Востока на территории Древнего Междуречья начинается с возникновения так называемых шумерских городов, которые городами можно считать лишь с большой натяжкой. Нижняя часть представляет собой многогранник. И даже стороны света обозначались в вавилонском языке названиями ветров.
лет, стали её отличительной чертой. Одним из последствий арабского завоевания и временного включения стран Среднего Востока в состав Арабского халифата было повсеместное распространение ислама. Но при этом строительство этого города было почему-то приостановлено уже в самом начале. Символической средой человека при таком осмыслении целей архитектуры становится все окружающее пространство.
Кроме того, здесь много природного асфальта (битума) и глины, которая и стала основным строительным материалом в этом районе. Бог послал в город двух ангелов, принявших людское обличье. Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола на барабане, которые «накрывали» молельные залы. М., 2005. Занимая значительную площадь (157100 м), мечеть делится на трехнефный молитвенный зал глубиной 37 м и обширный двор. I).
На царские стройки сгонялись лучшие художники и скульпторы со всех концов империи. Очень важной характеристикой является ее слитность с местностью со скалистым рельефом. Здесь был политический центр империи. В скалах над Персеполем устраивались усыпальницы царей. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, к примеру, Исаакиевский собор.
Вместе с ием соразмерное построение аркады в плане и по высоте подчинено строгой логике. Перед входом располагался просторный дворик, окруженный портиками и обычно засаженный деревьями, с фонтаном посередине (для омовения правоверных) мечети были увенчаны одной или несколькими башенками, высокими и стройными минаретами, с которых муэззин возвещал час начала службы. С. 235.
Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. Собственно храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба – ниши иногда облицованной эмалевыми плитками (а в Кордове, в виде исключения, стеклянной мозаикой), направленного в сторону Мекки, перед которым по правую сторону минбара (трибуны или пюпитра) молились верующие. Арки опирались на колонны и столбы.
Иногда сталактиты украшают свод над главным входом в мечеть, как это сделано в мечети султана Хасана в Каире (1536). Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Оба принадлежат к типу святилищ. Так, юго-восточныи ветер, дующий с Персидского залива и приносящий дожди, облачность, наводнения, был связан с морскими богами и богами преисподней.
Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Сам город сначала застраивался хаотично и беспорядочно. Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор.
В городах улицы делались узкими, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. В 1453 году завоевавший Константинополь султан МехмедII повелел превратить собор в мечеть. до н. э. Древнейшим государством было государство Шумер, которое вскоре после своего создания слилось с государством Аккад в единое целое. Софийский собор или собор Святой Софии, Айя-София в Константинополе – выдающийся памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы.
Города строились в те времена согласно четкому плану с четкой геометрией. Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Каждый город имел своего бога-покравителя, котрому посвящался центральный храм города.
Его принципы требовали особо стройной, логически цельной художественной концепции. По такому плану построена мечеть султана Хасана в Каире. В глубине святилища находилась статуя божества, которому и посвящён храм. (СКАЗАТЬ – В отличие от египетской пирамиды, служ. Ниша михраба обычно оформлялась из цветного камня и представляла собой арку.
Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Зодчие принялись тщательно изучать наследие античности (в ее римской интерпретации, единственно доступной в то время) и Ренессанса. «касба» -- крепость). Своего расцвета архитектура Древнего Китая достигла во времена правления династий Сунн и Тан (VII—XIII вв). Оттого и письмо такого рода получило название клинописи. Жилые помещения отличались достаточной простотой форм и внутреннего соотношения комнат.
Основными строительными материалами были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Данное течение получило название ориентализм. В плане они имели прямоугольные очертания.
Однако создать действительно новое удается нечасто, да и можно ли представить себе существование в культуре, где не было бы ничего устойчивого, ничего повторяющегося, где каждый шаг требовал бы разучивания заново. Во дворце бьющие из фонтанов струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Стена становится для современной мечети особо значимой. Япония – страна, в которой очень часто идут проливные дожди.
На эту мысль наводит, помимо связи «куб-квадрат» и «купол-круг», параллель между 40 «перлами» знака и 40 арочными проемами в верхней внешней части стен. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса. Скульптура Передней Азии – круглая и рельефная – во многом отличалась от египетской. Для строительства была избрана труднодоступная терраса, защищенная горами с северо-запада. В результате возведение осуществлялось ударными темпами.
На их головах размещены короны похожие на короны египетских фараонов. Он превращает процесс восприятия любой вещи в религиозно значимый акт. Пологие в несколько маршей лестницы, созданные впервые в Персеполе, закрепились в дальнейшем в иранской архитектуре более чем на тысячелетие. Слово – часть текста, сообщения.
При рассмотрении его в трехчетвертном ракурсе создавалось ощущение объемной формы. Арки опирались на колонны и столбы. Фасад его состоит из двух башен и открытой террасы посередине, кровля которой (иногда с галереей) опирается на 2-4 круглых деревянных столба. Защитная стена города, выстроенная Навуходоносором II, достигает 18 км.
На Востоке любое действие превращается в искусство. Частные дома строились из сырцового кирпича, с плоскими крышами. Характерно, что даже знаменитый «Черный камень» помещен в углу Каабы, то есть он не отмечает центра и не является никакой священной функцией (рис. 28). И ому обязательной была крепостная стена вокруг любого, даже небольшого, поселения.
Здесь уже четко соблюдались определенные правила застройки. Так, например, самый древний город – Иерихон, в 8-7 тыс.
Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. Но они сказали:. Отныне все открыто для верующего. Зодчие стран Среднего Востока решали много интересных градостроительных задач.
С середины 3 тыс. Кроме того, один Бог лучше понятен человеку имеющему одного хозяина (сеньора).
Подробнее других древние авторы описывают вавилонский зиккурат Этеменанки. На больших угловых блоках камня, по обе стороны от арки, высекались изображения ламассу – крылатых сфинксов, охранителей входов. «Вот пришлец и хочет судить.
Как правило, крыша сооружения делается плоской из сплетенных веток, обмазанных глиной. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию.
Из них 2 – пирамиды Гизы (единственное «чудо», существующее и по сей день) и Александрийский маяк – на территории современной Арабской Республики Египет и висячие сады Семирамиды – в Ираке. Иногда в надписях, служащих украшением средневековых построек, скромно упомянуты имена тех, чья творческая мысль создавала прекрасные архитектурные формы и узоры. Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Засушливый климат побуждал к созданию развитой системы ирригации, устройству водоемов, крытых резервуаров, водопроводов, водоемы, облицованные камнем круглой или полигональной формы, оштукатуренные гидроизоляционным раствором и огражденные парапетом, часто достигали огромных размеров (водоем в Кайруане, диаметр – 128 м), к ним примыкали сооружения отстойников, сводчатые цистерны, акведуки и другие сооружения.
Храмовые архитектурные строения Древней Японии можно разделить на два основных типа – синтоистский и буддистский. Огромный размер объясняется необходимостью вмещения всех верующих, дабы никто не остался на улице без места для молитвы светлые оттенки в интерьере – жарким климатом, в котором не выгодно окрашивать здания в темный цвет, притягивающий солнечные лучи прочная стойкая конструкция – сейсмологической активностью, ведь ближневосточная история хранит немало случаев, когда с лица земли в миг исчезали целые города. XIV вв.
Это стройные призматические (например, в Испании и Марокко) или цилиндрические (в Персии и Турции) башни с галереями, видимо, берущие начало от исходных форм и функций звонницы. Стоит упомянуть, что, говоря о своем вознесении к Небесам (мирадж), Пророк описывает огромный купол из белого перламутра, опирающийся на четыре угловые колонны, на которых написаны четыре части коранической формулы «Во имя – Бога – милостивого – и милосердного» и от которых (то есть колонн) истекают четыре реки блаженства: река воды, река молока, река меда и река вина. Снаружи, перед внешней стеной города, располагался большой ров шириной в 25 м (рис.
При рассмотрении его в трехчетвертном ракурсе создавалось ощущение объемной формы. От ворот Иштар, параллельно берегу Евфрата, шла прямая прецессионная дорога.
Но как бы не возникли сады, слава об этом чуде быстро распространилась по всему Востоку. Цвета принято связывать с определенными аспектами и в этой палитре белый цвет – олицетворение «совершенного Бытия» источника всего сущего (и источника любого из существующих цветов). Замечательны были сооружения города Вавилона – столицы одноименного государства времени его расцвета (первая половина 1 тысячелетия до н. э. ). Это еще одно подтверждение могущества восточной цивилизации. Позднее он был превращен в своеобразный дворцово-храмовый комплекс. В Ираке в 15-16 вв.
Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 – 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Это – пятикупольное сооружение высотой более 70 метров из белого полированного мрамора с мозаикой из цветных камней, к которому примыкают четыре минарета и сад (рис. 30). до н. э. Главным, жанром была иконопись.
до н. э. небольшие и застраиваются в зависимости от местного рельефа. Это пирамида фараона Хеопса. Священная книга мусульман Коран никогда не иллюстрировалась и украшалась лишь орнаментом. Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. В развитой четырехайванной композиции снаружи на главном фасаде здания возвышается большой входной пештак (чаще всего превышающий размеры всех остальных), а за противолежащим входу айваном — купольное помещение с михрабом внутри меньшие по размеру купола возведены позади боковых айванов двора углы сооружения украшают башенки или минареты.
Сплошные сырцовые стены имели разные цвета: низ – чёрный (обмазка битумом), следующий ярус – красный (облицовка обожжёным кирпичом) и верхний – выбеленный. «аль-Хамра» -- Красная). Узоры арабесок, «устилающих» стены, неизбежно сохраняют живыми некоторые элементы кочевой обстановки, состоящей фактически из ковров и тентов. В индуизме, как уже было показано, храм есть центр Мира вхристианстве благочестие стремится сосредоточиться на конкретном центре ибо «Воплощенное Слово» есть центр как в пространственном, так и во временном смысле вхристианском храме человек как бы сам себя помещает в центр Вселенной. Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.
На каменных стенах здания выгравированы тексты Священного Корана (рис. 26, 27). Второй ярус поднимался на высоту 18 метров. Византийские зодчие разработали этот переход через применение «паруса» исламские архитекторы стали в основном использовать сталактиты. Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко – 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр. В плоской проекции мавзолей, по их мнению, воспроизводит архаичный геометрический знак «мандалы», широко распространенный в азиатской традиции. Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. Орнамент кочевников стоит несколько особняком в искусстве народов Среднего Востока.
Сначала совершенствуй себя, а потом и мир вокруг себя. «Тогда мужи те (т. е. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца.
Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным массам. Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. Важным элементом, характеризующим всю исламскую культуру, является уподобление исламского дома этому миру. Зиккурат ставился так, чтобы он не доминировал над царским дворцом.
На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Характерным примером иллюстрирующим сказанное выше о становлении исламской архитектуры, ассимилировавшей многие инокультурные элементы, является мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополь) в Турции. Основными магистралями города стали Дороги процессий.
Арабы редко применяли для построек камень они предпочитали обожженный кирпич и цемент. Двухъярусные аркады интерьера высотой около 15 м несут плоский балочный потолок. Мастер наносит тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинает «выбирать» излишний материал, создавая причудливый объемный рисунок, куда в общий фон переплетений можно внести картуши с цитатами из Корана или с затейливым цветочным узором.
Скорей всего, это нужно для того, чтобы, войдя в зал, остановиться и осмотреть уходящие во все стороны ряды опор. А третий, четвертый и пятый (может быть и шестой) ярусы были высотой по 6 метров. Они представляет собой комплексное сооружение, включающее небольшую мечеть, помещения для жилья шейха и мюридов, а также приют для странников (дервишей)45. Мы можем судить об этом в том числе и по количеству башен.
При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Большая мечеть в Дамаске построенная в 708 г. Стала прообразом нового архитектурного типа.
Четыре ветра были непременными спутниками и всесильного вавилонского бога Мардука. Выше уже говорилось об отношении ислама и искусства. С 13 в. доначало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Применение высушенного на солнце кирпича (его изголяли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило воз-можности сырцовой кладки.
Гробницы свободно расположены на большой территории. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство.
С другой стороны, определенные изменения в мусульманском мировосприятии также оказались сопряженными с поисками новых архитектурных форм. Посмодернисты настаивают на множественности истины (в этом смысле логический закон исключенного третьего теряет свой смысл) – т. е. Замечательны были сооружения города Вавилона -- столицы одноименного государства времени его расцвета (первая половина 1 тысячелетия до н. э. ). Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор.
ангелы) простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом и дверь заперли. Большие крыши, обычно двускатные. лишенных определенного направления и регулярности. Они украшены узором исполненным чеканкой, гравировкой или инкрустированным серебром.
На западном склоне холма расположена его самая старая часть – Алькасаба (от араб. до н. э. ) и Нововавилонское царство (VII-VI вв. Да и сам город делился на части не менее высокими стенами. Двуречье или Междуречье (гре-ческая Месопотамия), т. е.
XIII – кон. На первый план в этой философии выходят проблемы языка, новой субъективности иронии, культуры «цитат и кавычек». Но были мечети с плоской и покатой кровлей.
Это был ветер пустынь горячий, засушливый и разрушительный. Архитектуре хеттов характерны простота форм и некоторая монументальность стиля. Гнев Господний был вызван нечестием и отвратительными грехами жителей этих городов.
М., 2001. Таковы сталактитовые карнизы в Львином дворике дворца Аль-Гамбра (Гранада). Задача точной и объективной оценки образцов массового производства немедленно приводит к проблемам выбора критериев и методов такой оценки. На примере хотя бы архитектуры Помпеи мы имели возможность воочию убедиться, осознать все значение лозунга правдивости в архитектуре.
Но так не стало. Однако трактовка форм здесь отличается самобытностью. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале. На западном склоне холма расположена его самая старая часть -- Алькасаба (от араб. Центральная часть города располагалась на левом берегу реки.
При мечетях, как правило, работают школы-медресе. Возле Нижнего храма, где хранилась золотая статуя бога Мардука, размещалась храмовая башня – семиэтажный зиккурат Этеменанки (Дом основания небес и земли, Вавилонская башня), высотой 90 м. Ярусы зиккурата имели разные цвета: верхний ярус – храм Мардука, был облицован синим глазурованным кирпичом и по углам был увенчан золотыми рогами – знаками плодородия. И когда клинопись забывается, то постепенно исчезает и эта древняя культура. Всего в Вавилоне было 53 храма. Так состоялась встреча новой архитектуры и традиционного мышления на суданской земле».
и простым камнем. до н. э. Перед этим «святилищем» обычно располагался двор, окруженный арками на колоннах. Постепенно и сам дворец начал приобретать форму лестницы, устремленной к богам.
Причина тому – поступок Хама. Ной, выпив вина, спал обнаженным в шатре своем. Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н. э. Последние века эта порочная ребность человека в саморазгорячении всё более усиливалась.
прил. В качестве вспомогательных материалов использовали дерево, тростник, гипс, поливную керамику (майолику или фаянс). Здание фактически становится одним из объектов окружающей среды.
Причем по отношению друг к другу они были расположены со сдвижкой. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку, которую можно сравнить с иконописью в христианских храмах. Господствующие в постмодернизме эклектика (смешение жанров), скептицизм порождены противоречием между нравственным дискомфортом, переживаемым культурным человеком в современном Западном обществе и комфортными условиями его повседневной жизни. Например, сталактиты — заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических форм, расположенных рядами, выступающими один над другим и похожих на разрезанные соты меда или на известковую накипь, которая образуется в пещерах от просачивания воды через почву и называется сталактитом (отсюда и само название декоративного мотива).
Храмовый священныи участок – четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. А людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого.
Практически все строения, как храмовые, так и светские выполнялись из древесины. Создание таких произведений требовало долгого времени и большой профессиональной выучки. Здания прямоугольной формы со стрельчатыми арками, наиболее часто используемые для возведения мечетей и иных зданий духовной направленности (например, медресе – духовные училища), получили название пештак.
Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде. Сочетание видимого в перспективе «леса колон» с ажурными арками, подчёркнутыми клинчатой кладкой из белых и красных камней, образует в пространстве богатый и красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. Бытовая утварь выполнялась и из стекла, белого и цветного – голубоватого, красного. Часть этой территории ныне – в пределах советской Средней Азии (Узбекская и Таджикская ССР). Кривые и узкие переулки и тупики, немощеные улицы были здесь естественны. «Город мертвых» — гробницы Мамлюков 15—16 веков — является одним из примечательных ансамблей Каира. Зеленый цвет купола мечети Масджид ар-Расул в Медине олицетворяет цвет ислама.
Общая высота храма составляла 90 метров. Не менее яркий пример -- деятельность крупнейшего художника конца 15--начала 10 в. Бехзада, работавшего часть своей жизни в Герате (Афганистан), а часть в Тебризе (Азербайджан). до н. э.
Центром композиции всегда служит фигура Христа. Центральная часть города располагалась на левом берегу реки. В области архитектуры объектами оценки становятся образцовые сооружения и типовые проекты.
Художники пренебрегают фоном из живописи на долгое время исчезает пейзаж (христианство не уделяет природе внимания, в Библии она упоминается очень редко). Дерева здесь было мало. произошло объединение нескольких государств и в начале 2 тыс. Своего рода дворцовой мастерской являлась и кетабхане (библиотека), где переписывали и украшали рукописные книги, бывшие в то время достоянием главным образом высших классов общества. храма в г. Ниппур).
Ученые приходят в замешательство, рассчитывая масштабы и точность конструкции. Эти украшения назвали арабесками (хотя они и применялись задолго до арабов). Сохранились лишь подвалы дворца. В конечном счете все параметры и пропорции здания возникают на базе круга, являющегося символом Единства, объемлющим все формы существования, что находит свое отражение в многочисленных куполообразных сооружениях с многогранными лоджиями, арками и ажурными потолками с трехгранными углублениями.
Божественная власть распространялась от царя к людям. Сама Алькасаба входит общую в оборонительную систему, плотным кольцом (окруженную в 1400м) замыкающую холмом. до н. э. в Ассирии появляются строго спланированные крупные города: Кар-Тукульти-Нинурта (XIII век до н. э. ), Дур-Шаррукин (VIII век до н. э. ) – резиденция Саргона II, частично Ниневия (VIII-VII века до н. э. ).
В результате внедрения принципа лендморфной архитектуры человек отныне перестает быть стесненным стенами мечети (например, мечеть Негери Сембилан в Малайзии, построенная в 1981–1982гг. ). Стиль дизайна был перенят во многих регионах, где господствует Ислам, сливаясь с местными традициями, в результате чего мы можем видеть современные мечети в Поволжье, Турции, на Балканах и Кавказе – в основе всех лежит фундамент арабских представлений о религиозном здании, где совершаются угодные Богу дела. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Символически эта аналогия подтверждается светильником, висящим перед михрабом.
К концу 3 тыс. Литургический символизм — одно из проявлений предметного символизма. Башни словно вырастают на гребне обрывистого ущелья. Однако монументализация древних приемов в условиях феодализма произошла на абсолютно иной конструктивно-строительной и идейно-художественной основе, чем в эпоху рабовладения. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок. Он представляет собой массивное трех- пяти- или же семиярусное сооружение.
По верху стен шел фриз-надпись протяженностью в 1989 метров с изречениями из Корана. В некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей.
Их архитектура тяготела к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. С земной точки зрения, которая естественна для человека и допускает конкретную символику, звезды движутся в концентрических кругах, более или менее отдаленных от Земли как центра и окруженных беспредельным пространством, которое, в свою очередь, «окружено» Мировым Духом, рассматриваемым как метафизическое «состояние» всего восприятия.
Запретительные предписания соблюдались, однако, далеко не всегда и не всюду. Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. На середине лестницы находятся скамьи – должно быть, для отдыха. Иранский минарет XI-XIII вв.
Тесная взаимосвязь художественных культур на Среднем Востоке, особенно в период развитого феодализма (10--15 вв. ), привела к тому, что многие выдающиеся явления литературы и искусства стали общим наследием ряда народов. Наивысшего расцвета культура в Нижней Месопотамии достигает приблизительно к 3000 г. до н. э., когда возникает государственность – города-государства Шумер и Аккад (а так же в Египте). В XIV-XV вв. Основу формы города составляет уже прямоугольник. Об этой символике много говорилось в разделе первой главы, посвященном индуистскому храму.
Еще Эпикур считал, что самым большим врагом наслаждения является его избыток. Среди них – мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. (см. Внутри квадратов имеются также большие и малые «двукрылые» знаки. Второй тип городских зданий хеттские бит-хилани. до н. э. ) Он и сейчас возвышается на высоту 20 м. Нижний ярус представляет собой усечённую пирамиду 43х65 м., высотой 15 м, наклонные плоскости расчленяли вертикальные нишы.
Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн.
Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). Изображения на рельефах менее условны и более объемны. Вавилон периода VII в. до н. э. – это одно из чудес света. Перламутр или белый жемчуг – это символ Духа (ар-рух), купол из которого заключает в себе все Мироздание. до н. э.
до н. э. ) и Вавилон снова становится столицей. Вот таким образом пустота Каабы есть своеобразный символ этой божественной бесконечности. В I тыс.
Эта дорога, шириной около 7, 5 м, была вымощена плитами известняка и красной брекчии (ит. Религиозные сооружения располагаются обычно в глубине парка или стоят на сваях на воде. Внешняя (наружная) стена толщиной 3, 5 м, внутренняя стена – более мощная, толщиной 6, 5 м. Высота внутренней стены была около 25 м. Стены укреплялись башнями, которые были расположены на расстоянии 25 м друг от друга. И сегодня большинство зданий в этом районе традиционно принадлежат к одному из этих двух типов строений. В оформлении интерьеров использованы мозаика, керамические изделия, раскрашенный алебастр. Стуком декорированы мечети XIV в. в Исфахане, Бестаме, Абаркухе.
Высокие колонны украшались каннелюрами и специфическими капителями в виде торсов быков. Обеспечить её сооружение и контроль над работой могла лишь сильная власть. Над святилищем помещалась еще вышка высотой 6 метров, увенчанная огромными бронзовыми (вероятно, золочеными) рогами.
С востока к этому комплексу подходила центральная улица Вавилона – "дорога процессий", которая приводила к центральным священным северным воротам, посвященным богине плодородия Иштар. Однако эти элементы дошли до нее через искусство Персии и Византии.
В 539–525 гг. Наиболее знаменит мавзолей-усыпальница Каит-бея (1483), объединяющий мечеть, школу и фонтан. Широкое применение в исламском зодчестве получили сталактиты, которыми обычно заполняли своды или ниши. до н. э. дома были побогаче двухэтажные и с деревянной галереей, огибавшей внутренний двор.
Его истоки — в сложной многозначной символике, пронизывающей всю жизнь церкви. Лампа напоминает о «нише света» (Коран: «Аллах – свет небес и земли. Художник заполнял плоскость сложнейшим переплетающимся узором — арабеской. Северная часть сильно укреплена, поскольку здесь расположены дворцовые здания. Башни словно вырастают на гребне обрывистого ущелья.
На юге у берегов Персидского залива обитали племена шумеров (азиатская подгруппа), а на севере современного Ирака – племена семитов аккадов (их потомками многие историки называют племена хазар, смешавшихся с тюркскими народностями, а в настоящее время дагестанскую народность лакцев, смешавшуюся с арийскими племенами). Нижняя часть представляет собой многогранник. Каждый ярус зиккурата обладает формой параллелепипеда. Исламская архитектура ассимилировала многие черты, присущие иным традициям.
Интерьеры под куполоми, акцентрированные декором, украшены сложной системой пересекающихся арок – полуциркульных, трех и пятилопастных. Зачастую фонтан прикрыт небольшим куполом, оформленным наподобие балдахина. Тем не менее поскольку Единство всегда уникально (единственно), то в контексте божественного правильная форма здания с его многочисленными углами соответствует «граням» (аспектам, принципам) Божественных Качеств, а сам купол символизирует недифференцированное Единство. Бурныи ветер дул с юго-запада.
3. 1). до н. э.
Определённые новшества прослеживаются в художественном оформлении дворцов и зиккуратов. (ТОСКАВАЛА В БЕЗЛЕСОМ И ПЛОСКОМ ЛАНДШАФТЕ ВАВИЛОНИИ). Декоративное и орнаментальное начало в искусстве породило плоскостность трактовки форм, локальность цвета и т. д. Появились ставшие традицией изобразительные каноны некоторые из них (например, цвет в архитектуре, жесты людей изображенных на миниатюрах) имели символическое значение. Этому учат и восточные религии. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве. Они фланкировались башнями из обожженного кирпича.
именно в Двуречье очень рано стали применять кирпичные и каменные арочные своды. Основополагающее значение для формирования архитектуры арабов имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг. ). долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древ-нейших очагов человеческой культуры. (КЛИНОПИСЬ). Основную часть города составляли одноэтажные оштукатуренные жилые дома простолюдинов прямоугольные в плане, без окон, с освещением через дверные проемы, с плоской крышей и внутренним двором.
Изображения на рельефах менее условны и более объемны. Одним из них, бесспорно, является мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия). Свойственная Египту техника ан крё здесь отсутствует. жителей.
происходит завоевание Вавилона персами и возникает могущественная Персидская империя. Возможно сказалось то, что легко разрушавшиеся храмы приходилось достраивать.
Искусство оформления книги достигло в странах Среднего Востока исключительной высоты. Стены двора между айванами решены в виде аркад, возведенных в один или два яруса.
Наверх зиккурата могли вести три лестницы, соединявшиеся у каменной террасы. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к на-чалу июля воды его спадали. Богатой резьбой покрыты многие бытовые предметы из дерева.
в эмирате Гранада -- Альгамбра (от араб. Над пятым (или шестым) ярусом находилось святилище из обожженного кирпича высотой 15 метров, облицованное синими изразцами. Мы истребим сие место: ому что велик вопль на жителей его к Господу. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Божественный Свет, который мусульманские мастера ищут в материале и свет, которым их усилиями насыщается этот материал, вызывает в памяти древнеиндийское представление о шакти как таинственной силе, в которой проявляется Божественное Творение (глава 1) (рис. 36).
Имена обычно включают нисбу (указание места происхождения) мастера, а иной раз и профессиональное звание. В отличие от церкви исламский молитвенный зал не имеет центра. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Главным строительным материалом арабской архитектуры являлся обожженный кирпич, реже разные породы камня (песчаник известняк).
Похоже выглядело и поселение Чатал-Гююк в Малой Азии.
Чтобы показать диапазон «стыка» современного архитектурного проектирования с такими отраслями знания и их новыми методами, достаточно несколько примеров. Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды.
С. 236 Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. прил. В 331 г. до н. э молодой македонский царь Александр двинул свои армии в Переднюю Азию, Персидская армия, не получившая поддержки внутри империи, откатывалась назад и вскоре была разбита.
Неотделимой от архитектуры становится скульптура. пилонами. В Вавилоне этого периода построены Висячие сады Семирамиды и знаменитая Вавилонская башня. При этом внешний круг обозначает всю Вселенную в целостности, он очерчивает границу, отделяющую гармонический Космос от Хаоса.
Фонтан с 12 фигурами мраморных архаических львов дал название Львиному дворику. В архитектуру дворца органично включены вода и зелень. спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть». Арки различных видов – подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители – излюбленный прием декорирования культовых зданий ислама. Важно понимать – для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами. В Междуречье глина служила не только строительным материалом, но и материалом для письма. Это отдельныи жилой дом в несколько комнат с главным залом, растянутым в ширину.
(см. Архитекторы с давних времен ценились в странах Арабского Востока. По мнению ученых, никакая другая архитектура не превосходила их.
до н. э. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. И это еще одно объяснение роскоши восточной архитектуры подобного характера – место поклонения обязательно должно положительно отличаться от всего вокруг, так как это (в переносном смысле) дом Аллаха. Тут же раньше всего стали использовать медь (КАКАЯ ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА). У зажиточных горожан в начале II тыс.
Он ассоциировался со злыми демонами болезней и войны. Лот, выйдя к ним, запер за собою дверь и сказал: «Братья мои, не делайте зла. Не случайно многие ученые сегодня называют клинопись латиницей Древнего Востока. Проблема творчества оставалась, временами приобретая чрезвычайную остроту.
Купол своим основанием опирался на четыре стоны основного квадратного объема и на небольшие арочки – тромпы, перекинутые в угловых частях. Каменными были и многие детали дворца – колонны, рельефы и т. д. В 20-17 вв. Собственно эти цели преследует и ислам, резюмировал клиент. Кроме того, деревянные строения лучше выдерживали землетрясения, которые тут нередки.
Искусство Востока оказало огромное влияние на культуру Запада. Строительство мечети (1566–1574) граничит с именем самого выдающегося турецкого архитектора Ходжи Синана, которого считают прямым наследником византийских традиций (рис. 35). Главенствующую роль играла архитектура, высокого совершенства достигли художественное ремесло и искусство миниатюры. «аль-Хамра» – Красная). Выделены главный неф и отдельные подкупольные ячейки. Среди них -- мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. (см.
Для того чтобы подняться к самому храму, надо было пройти еще две платформы. В середине 3 тыс. Производились керамические, медные, бронзовые, каменные сосуды очень простых форм.
до н. э. ). прил. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. И вызвали Лота и говорили ему: Где люди, пришедшие к тебе на ночь.
Кладка многих мавзолеев из чередующихся рядов темного и белого камня. Сталактитовая капитель обычно собиралась из разных элементов (от 7), создавая карниз колонны. Стены были двойными. На последней башне воздвигнут большой храм. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтро-пикам.
Эти приёмы получили самое широкое распространение в последующей архитектуре Двуречья на протяжении 2, 5 тыс. Но при этом висячими сады только казались. С. 234.
Культура арабов в каждой из стран преломилась сквозь призму местных народных традиций, учтены были местные особенности -- социальные, материальные и другие. «Еще не легли они спать, как городские жители. Усыпальницы имеют вид кубических сооружений, покрытых куполами шлемовидной формы.
Даже изысканная архитектура мечети в Кордове (Испания) с ее двухъярусными аркадами – это воспоминание о пальмовой роще. Обширное персидское царство становится частью империи Александра Македонского. Кому удавалось перелистать пожелтевшие от времени страницы древнего восточного манускрипта, тот испытал незабываемое эстетическое впечатление. Впрочем, существует также версия, согласно которой сады устроены великой царицей Семирамидой (Шаммурамат), построившей и сам Вавилон. Недалеко от места своего впадения в Персидский залив реки широко разливаются, образуя обширное заболоченное пространство, в древности называвшееся Горькой рекой.
Исследователи полагают, что данное сооружение относится к первым исламским мавзолеям, в которых была воплощена исходная праформа «куб-купол». Навуходоносором.
В 12 веке впервые за все время развития западноевропейской культовой архитектуры скульптурные изображения начинают широко использоваться для декорирования фасадов церквей. Царские приемные залы, построенные таким образом, назывались стаканами. С юга и запада терраса была укреплена высокой глинобитной стеной. Собор был построен в 324–337 годах при византийском императоре Константине. Около 5 тыс.
Непосредственно к дворцовому хозяйству относились и знаменитые висячие сады, устроенные, по преданию, Навуходоносором II для жены-мидянки, не привыкшей к плоскому и безлесому ландшафту Вавилонии. Картина передает не одно временное состояние. В прошлом же их было еще больше.
Рубленый дом к тому же достаточно легко разобрать и собрать на новом месте. Жертвоприношения совершались на четыре ветра. до н. э. Основополагающее значение для формирования арабской архитектуры имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг. ).
Первой мечетью служил двор жилища Посланника Аллаха в Медине. Население проживало в земледельческих посёлках. 3. 2). Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической архитектурной традиции.
Главный вход города облицован синим кафелем, украшен рельефными фигурками. Застройка вблизи дорог велась стихийно, но некоторые кварталы были распланированы. В средние века в России о Востоке узнавали чаще всего из западноевропейских источников.
Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. Духовно скрепляли все эти разнообразные культуры единая система письма (клинопись) и единое мировоззрение, отличающееся даже в рамках Древнего мира некоторым своеобразием. Но в них всегда много от наблюдательности и характерности. История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелетий, представляет собой пеструю картину смены народов государств. 3. 3).
Выведи их к нам: мы познаем их». Парадная лестница царского дворца выходила на двор для собраний.
Бесчисленное множество композиций, которое можно обнаружить как на внешних стенах, так и внутри мусульманских построек свидетельствует о том, что при создании очередного арабескового орнамента мастер руководствовался логически-строгим и математически выверенным узором и полетом своей фантазии, которые в рамках дозволенного исламом отнюдь не кажутся ограниченными. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Это вызвано его взаимоотношениями с христианской идеологией, которая отвергала идеалы, воодушевляющие античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент Космоса), разрушала античную гармонию тела и духа, человека и земного мира.
В качестве примера Ш. М. Шукуров упоминает о мечети Нила в Хартуме (Судан) с интерьером, лишенным привычных стен. Мрамор использовался реже, например, для небольших колонн, поддерживавших своды и чаще всего в тех регионах арабского мира, которые в силу географического положения испытывали наиболее сильное европейское влияние (Северная Африка, Испания). Типичным примером может служить погребальная мечеть султана Хумайуна (1565, Дели). Подобные постройки из тростника и сейчас сооружаются в низовьях Евфрата – заросли тростника в середине вырубаются, образованная площадка застилается циновками (тканями из грубообработанных растительных волокон), а несрубленные с боков стебли сгибаются, образуя арочный потолок. В сакральных сооружениях купол представляет Мировой Дух, тогда как кубическая часть здания в таком случае символизирует Космос с четырьмя угловыми опорами (арканами) как его элементами – принципами и невидимого и видимого, то есть материального Мира. один из них сказал: Не оглядывайся назад.
Затем вся процессия подходила к подножию ападаны Дария-Ксеркса. XIV вв. И храмы главного вавилонского бога Мардука (бог весеннего, восходящего и дневного солнца) ориентировались в эту сторону.
И подошли содомляне к Лоту, чтобы выломать дверь. Сама Алькасаба входит общую в оборонительную систему, плотным кольцом (окруженную в 1400м) замыкающую холмом Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. Символ этого трона – невидимое пространство, выходящее за пределы звездного неба. Несколько слов стоит сказать об архитектуре мавзолеев. О погребальных сооружениях этого периода известно очень немного. (см.
На верх храма с двух сторон вели лестницы или пандусы. Арки повышенных очертаний выкладывались обычно из кирпича. Двор с фонтаном посередине, а также сад при мечети, орошаемый четырьмя ручьями, берущими начало из его центра, – все это сотворено как подобие рая ибо Коран повествует о садах блаженства, где струятся водные источники – один или два в каждом саду – и обитают небесные девы (гурии). большая часть Месопотамии объединяется под властью города Вавилона (Врата бога), расположенного на пересечениии важных торговых путей, в составе, так называемого Древнего Вавилонского царства. Не менее яркий пример — деятельность крупнейшего художника конца 15—начала 16 в. Бехзада, работавшего часть своей жизни в Герате (Афганистан), а часть в Тебризе (Азербайджан).
Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. В узорах этих изделий преобладают геометризованные орнаментальные формы. работали рабы.
Иногда подобный орнамент исполняет роль фриза идущего по периметру внутреннего помещения. Сказали мужи те Лоту:. Уже в 7 в. сложился тип колонной арабской мечети.
Для чтения корана здесь оборудована деревянная или каменная кафедра. Аркада охватывает огромное (92 X 92 м) пространство открытого двора, пять нефов молитвенного зала, в котором создается многообразие точек зрения, сложная ритмическая игра пространства.
I). Город это то, что огорожено. Они были огнепоклонниками и обожествляли свет, которому строили жертвенники и алтари огня. Свойственная Египту техника «ан крё» здесь отсутствует.
М., 2001. Как раз это письмо стало объединяющим для всей культуры Междуречья. По планировке мечеть имеет две части: обширный двор с колодцем для ритуальных омовений и непосредственно молельня.
Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Застройка производилась стихийно, между домами были кривые узкие немощёные улицы. Позже появляется и более прогрессивная форма производства – товарная, например в Вавилоне.
Со временем складывается некий «стандарт» города, который имеет овальную форму, так как жители селятся вокруг цитадели с царским дворцом. Реализм (от позднелат.
Из этих неприхотливых сооружений и состояло большинство городов древней Месопотамии. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации. Сооружения этого типа по планировке во многом повторяли концепцию мечетей, это правда, однако они всегда вносили функциональные изменения. в эмирате Гранада – Альгамбра (от араб. Таким его увидел Хам (и сын Хама Ханаан) и рассказал своим братьям те же, не взглянув на Ноя, покрыли наготу отца своего. Все восточные произведения искусства имеют потаенный смысл.
У них были легкие передвижные и разборные жилища, колесный транспорт, предметы быта. надгробным памятником фараону, Этеменанки и другие храмы были святыней всего города). В середине каждой части города воздвигнуто здание.
Персы не строили храмов. Поселение лишено улиц, но застроено домами жителей имеющих несколько помещений, возведенных вокруг центрального внутреннего дворика. Все строения максимально гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Снаружи вся постройка замкнута глухой стеной, над которой видны лишь верхушки айванов. Всего этого традиционная архитектура не знала и не могла знать.
Главенствует могучая квадратная башня Комарес, высотой 45 метров. По общей площади мозаичных изображений мечеть превзошла византийские образцы.
Для средневекового художника мир двухмерен, плосок. Ассирийское государство окончательно погибает, возникает Нововавилонское царство (625–539 гг. Интересными архитектурными формами отличались храмовые комплексы.
Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана (госпиталя) султана Калауна (1284–1285) в Каире.
Индуистскую архитектуру, одновременно лапидарную и чрезмерно насыщенную символикой, сравнивают со священной горой с таинственными пещерами. Стены членились прямоугольными вертикальными выступами с каждой стороны. Часть этой территории ныне -- в пределах советской Средней Азии (Узбекская и Таджикская ССР). Япония и сейчас очень богата лесами. Но практически во всех, даже маленьких городах археологи находят сегодня следы канализации.
Это был особый класс людей, которые своими идеями пробивали место в истории. Это дает основание говорить о местной архитектуре не в моноэтническом значении, а даже в поликультурном, так как к строительству исторических достопримечательностей приложили руку и древние египтяне, вавилонцы, евреи, персы и другие.
Вот таким образом крыши должны были быть максимально надежными. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей. Так должно было бы быть.
Постепенно зиккурат становится наиболее типичным храмом. Возможно храмы расписывались, но во влажном климате росписи не могли долго сохраняться. Эти города как правило враждовали между собой. До сих пор поражает своим великолепием ребристый купол мавзолея Тимура «Гур-Эмир» (1404).
Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира). XIII -- кон. Никакого изображения божества там, однако, нет.
Стена, обращенная к Мекке имеет пустую нишу, михраб. Древние китайцы, вероятно, одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре. В Индии, где состоялась встреча двух архитектурных традиций, контраст между местной архитектурой и художественными идеалами мусульманских завоевателей особенно заметен. Христианство явилось своего рода "золотой серединой", компромиссом духа и плоти ибо, при всей своей спиритуалистичности, Христос воскресает как телесное существо имеющее плоть и кровь, которое можно пощупать (Фома Неверующий).
Жилые дома в городах лепились вокруг центрального храмавого, а познее – дворцового комплекса. Огромный купол мечети опирается на восьмиугольник – восемь столбов образованная ими гигантская ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство слилось в одно целое. Основной улицей была дорога процессий богини Иштар, тянувшаяся почти через весь город и соединявшая главный храмовый комплекс бога-покровителя Мардука (Эсагиле) с наиболее важными северными воротами – воротами Иштар. breccia порода, состоящая из сцементированных обломков различных пород).
В контур внешних квадратов вписаны 40 «перлов-колечек». Постмодернизм эту проблему пытается решить по-своему, быть может, осознавая себя не как «конец философии», а как переходное состояние между закатом и рассветом. История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство (XIХ-XVI вв. Средневековое изобразительное искусство в своей символичности дает ирреальную трактовку пространства (например, обратная перспектива) для большего воздействия на зрителя.
Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Зато почти всегда арабский жилой дом зажиточного человека имел сад, несмотря на преимущественно засушливый климат. Арки используются для оформления сводов между колоннами молитвенного зала, для декорирования окон (в том числе и ложных). Так ширина главной улицы, так называемой Дороги процессий, должна была составлять 52 локтя (около 26 м).
В средневековой художественной культуре земной мир есть символ мира сверхчувственного. Среди произведений искусства этих народов в первую очередь должны быть названы превосходные ковры и ковровые изделия. С. 464.
Многими поколениями строителей го-родов Ассирии и Вавилонии были ре-шены такие крупные градостроительные задачи, как проблема монументального главного здания города (в виде зиккурата) использование цвета как одного из композиционных средств при формиро-вании городских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке городских территорий и многое другое. Бытовая утварь выполнялась и из стекла, белого и цветного -- голубоватого, красного. Великолепное сооружение, построенное в 1632–1650 годах, представляет собой усыпальницу султана Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Огромная роль в архитектуре стран Среднего Востока принадлежит орнаменту, которым покрывали большие, свободные от архитектурных членений поверхности. Что касается дворцов и замков, принадлежащих правителям, то это отдельный момент.
Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). По-видимому, так же рано зародился упомянутый выше четырехайванный тип монументальных зданий, параллельно развивавшийся в культовом (мечеть, медресе) и в гражданском (дворец, караван-сарай) зодчестве. Месопотамию захватывает Ассирия и возникает новое государство со столицей в Ниневии.