Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят о чувстве меры, о творческом применении античного ордера. чертозскую мозаику. Их прочные экономические и культурные связи с североитальянскими городами (Венеция) и славянскими городами восточного побережья Адриатики в немалой степени предопределили своеобразное развитие местной архитектуры и участие в создании лучших архитектурных памятников этого периода славянских мастеров – выходцев из Далмации.
Вторым после Брунеллески великим итальянским зодчим раннего Ренессанса был Леон Баттиста Альберти (1404–1472). Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.
Но, такой подход, вероятно, наскучил и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией. Около 1473 г. им построена Сикстинская капелла в Ватикане прямоугольной формы (41 м. длины и 13 м. ширины), а около 1487 г. церковь Санта Mapия делле Паче. по заказу Лоренцо Медичи. Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. Недаром именно в Милане на рубеже XIV и XV вв.
гротески, т. е. Но на рубеже 15 – 16 вв. Здесь работали лучшие художники из других городов Италии. В городах, подобных Венеции, новые здания отражали местные традиции, хотя использовали также и классический словарь. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Образующие равнофасадную центрическую композицию четкие прямоугольные объемы рукавов креста расчленены на две неравные по высоте части, соответствующие членению интерьера: на нижний ордерный ярус и цилиндрический свод, скрытый за верхней увенчанной фронтоном частью фасада.
В Неаполе Джульяно да Майяно приписывают Tpиyмфальную арку короля Альфонса Аррагонскаго в Кастелло Нуово, начатую в 1442 г. и законченную в 1471 г. Над ее богатой, пластичной отделкой трудились лучшие скульпторы эпохи Возрождения, как-то: Исайа да Пизо, Андреа Доменико Ломбардо, Франческо Аццара, Паоло Романо, Сильвестро и Андреа дель Аквила и Дезидерио да Сеттиньяно (автор великолепного монумента Карлу Марзуппини в церкви Санто Кроче во Флоренции). Этот фасад с большой входной аркой и гигантскими пилястрами на всю высоту стены (прототип так называемого большого или колоссального ордера, охватывающего несколько этажей) до венчающего ее треугольного фронтона скомпонован на основе того же мотива трехпролетной римской триумфальной арки, как и церковь Сан Франческо в Римини. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания. В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94).
Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Слегка заостренный огромный (диаметр — 42 м) купол состоял из двух оболочек, основной каркас — из 8 основных ребер и 16 дополнительных, связанных между собой погашающими распор горизонтальными кольцами. Он отличался пышностью и помпезностью, его цель – прославление могущества империи.
В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры.
Особая роль в развитии искусства принадлежала Флоренции (тогда Итальянская республика). В 1570 г. Палладио напечатал трактат «Четыре книги об архитектуре» с приложением собственных рисунков античных сооружений и их реконструкций. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность. Издание было обобщением теоретических и практических навыков архитектора.
Такова, например, сакристия церкви Сан Спирито (1488–1492) во Флоренции, выполненная им в содружестве с архитектором Кронака, – центрическое восьмигранное сооружение, увенчанное зонтичным куполом. Боковые одноарочные фасады заканчиваются мраморными скамьями. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить объем здания тяжелой полусферой. Архитектурная деятельность Микеланджело в Риме началась с реконструкции падшей площади Капитолия.
Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72).
Но если в ансамблях средневековых площадей живописность и свобода в расстановке зданий чаще всего были результатом исторических напластований иди хаотической застройки города, то у Росселлино эти особенности определены единым архитектурным замыслом. Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446).
Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. Эти жилые здания с минимальными удобствами, с ограниченной площадью помещений, со скромным внешним обликом и простой отделкой составляли основную застройку территории города. Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон.
е. ранее 1433 г). Руст, рустовка, рустик (от лат.
Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным. Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Никому не показывая своего проекта, он предложил его флорентийскому правительству.
В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Наиболее полно и ярко классические тенденции архитектуры кватроченто проявились у Лаураны в архитектуре интерьеров и главным образом парадного внутреннего двора, составляющей разительный контраст с внешними фасадами. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.
Достопримечательность французского классицизма – ансамбль королевской резиденции Версаль (ведущие архитекторы Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, паркобудивничий Андре Ленотр). Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1.
Но Возрождения в буквальном смысле слова не было, так как функциональные требования и типы зданий, а также конструкции были совсем другими.
Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей : учебное пособие.
В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства. Бартенев, В. Н.
К тому же вид здания оставался типично ренессансным. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Указанные сооружения, где античные традиции были переработаны средневековыми зодчими применительно к местным требованиям, местным строительным материалам и конструкциям, оказались наиболее важным источником формирования нового стиля. Церковь Санта Мария деи Мираколи (1481–1489), построенная и богато украшенная Пьетро Ломбарди и его сыновьями, является первым культовым сооружением раннего венецианского Возрождения.
В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. Первым ее применил Ф. Брунеллески в двух видах Флоренции. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар (резной шкаф для посуды), поставец (невысокий шкаф с полками), кассоне (сундук-ларь). В соответствии с этим интерьер церкви оказывается более расчлененным и сложным. Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419-1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени.
Из других построек считается принадлежащим Лауране оригинальный палаццо Префеттицие в Пезаро, бывшей резиденции Сфорца.
Часто угловые стойки таких ёмкостей трактуются как полуфигуры атлантов, зрительно поддерживающих крышку сундука. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. Обе эти церкви в долевой части состояли из трех кораблей с капеллами. Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками. Основой боз-ара является синтез элементов итальянского ренессанса и французского барокко.
Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Мадонна изображена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях. Овальная колоннада высотой около 20 м кажется небольшой по сравнению с фасадом и тем огромным пространством, которое она ограничивает. Торжественный интерьер церкви напоминает залы венецианских дворцов. В духе маньеризма близко к эстетике барокко. В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. Лат. Очень важным является и изменение характера пространства.
Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. План ее восходит к трехнефным готическим базиликам с обходом вокруг алтаря и венцом из полукруглых капелл, примыкающих к обходу. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. 1460 г. ) во Флоренции.
Дворцы были символом власти и богатства династий, чьи амбиции ясно выражались в архитектуре этих зданий. Помимо Флоренции тосканская архитектура раннего Возрождения пышно расцвела также в Сиене. Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения было дополнено характерным для готики приемом – приданием своду стрельчатого очертания. В конкурсе 1418 г. на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре выиграл Брунеллески (1377-1446) — архитектор, математик и инженер. Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец.
В 1659 г. дворец этот перешел к фамилии Риккарди и носить теперь ее имя.
Мадонна протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. В 1505 г. Юлий ИИ заказал Микеланджело проект своей гробницы, которая должна была быть грандиозной, но ее завершения после смерти папы. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини.
Вот таким образом первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения стал Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (начат в 1419 г. ). Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. Марка. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Начиная от формы свода и заканчивая декором фасада, архитекторы Высокого Возрождения желают показать в своих произведениях классическую целостность и гармонию. В ней заложена идея христианства о рождении души из воды во время крещения. Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы.
Темой изображения было «Жертвоприношение Авраама» в виде рельефа. Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Проект Альберти был осуществлен только частично, ему принадлежат западный и южный фасады.
Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. «Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима: посреди цветущего луга стоит Венера — богиня любви, представленная в виде нарядно одетой девушки. В истории мировой архитектуры дворец и парк в Версале занимают особое место. Подавляющее большинство его сооружений – дворцы и виллы.
Портик включает шесть колонн коринфского ордера с большим средним продетом, перекрытым аркой, врезанной во второй аттиковый этаж. Брунеллески принадлежит заслуга первого практического осуществления прямой перспективы. Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена.
Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур. Подковообразные арки мавританских сооружений были заимствованы арабами у вестготов. Ордеры фасада, несмотря на их суховатую проработку имеют вполне зрелые канонические формы. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой. Победу одержал Гиберти. Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики.
Бернини создал большую площадь перед фасадом собора. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто.
Франция ответила на появление итальянского классического стиля более не-посредственно, чем другие европейские страны, хотя и здесь классические черты временами проявлялись в основном в элементах декора. Не менее дворца Строцци интересен расположенный также во Флоренции изящный дворец Гонди, начатый в 1490 г. архитектором Джульяно да Сангалло (1443-1517 г. ) для богатого негоцианта Джульяно Гонди, смерть которого остановила работы и заставила уменьшить сооружение относительно первоначально предположенного проекта.
Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс. Но гуманистический характер направленности искусства выражал поддержку не только развивающейся буржуазии, но также и прогрессивным слоям населения. Формы античного мира сначала проявляются в архитектуре итальянских городов, в интерьерах зданий. Впоследствии, постепенно и в общей концепции и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства. В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму.
Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. В картине очень много символики: сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу, говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Потолки стали делать под античность. – studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного. Со второй половины XV в. Испания уже была единым государством. Такова его церковь Мадонны делле Карчери в Прато (1485–1491). Считается, что Высокий Ренессанс продлился лишь 27 лет (в отдельных городах 40), но при этом оказал существенное влияние не только на эпоху Позднего Ренессанса, подарившего миру «архитектурные бестселлеры» Виньола и Палладио, но и на становление последующих стилей.
Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс.
Архитекторы основательно и глубоко изучают античное зодчество. Этот стиль внес изменения в планировочную и пространственную системы городов, «прорезал» нерегулярную средневековую структуру улиц величественным комплексом прямых проспектов и площадей, а на пересечении их осей разместил архитектурные памятники. Эта капелла, выстроенная по заказу семейства Пацци в качестве их семейной молельни и служившая также для собраний духовных лиц из монастыря Санта Кроче, является одним из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески. Творческие устремления Браманте развернулись с его переездом в папскую столицу. Церковь Сан Дзаккария (начата в 1483 г. ), построенная Моро Кодуччи, дает пример более сдержанной и архитектоничной манеры.
Из всех этих сооружений наибольший интерес представляет палаццо Пикколомини (1460–1464), в котором традиционная схема флорентийского палаццо с внутренним двором осуществлена Росселлино с большими, чем в предшествующих сооружениях, размахом и законченностью всех частей и деталей. Ключевыми чертами стиля являются надежность, гармоничность, стабильность и комфорт. для светских и религиозных сюжетов художники используют один и тот же художественно-образный язык.
Зачинателем архитектуры Раннего Возрождения, создателем нового стиля по традиции считается Брунеллески (1377 – 1446), работавший во Флоренции в первой половине 15 в. Он был создателем светской по духу архитектуры. – Новый) или «псевдо» (от лат. Для Боттичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством.
Ранний период. Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом. Брунеллески- итальянский архитектор, скульптор, ученый, один из создателей теории перспективы. Однако, есть предположения, что указанные работы (а может быть, только проекты) принадлежать не Франческо ди Джиорджио, а флорентинцу Бернардо Росселино (1409—1464 г. ). Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения.
Если возможно, да минует Меня чаша сия". (Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана).
Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Таким образом, церковное здание утрачивает свою социальную замкнутость, его функции становятся более сложными и разнообразными.
Важную роль играло функциональное назначение здания. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они летают под потолком. Бельведер стал примером изобретательного сочетания стены, ордера и аркад.
Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев. Архитекторы пытались выстроить модель идеального храма. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Вполне вероятно, что Боттичелли вложил в изображение подтекст, взятый из неоплатонизма. 1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов и Марко Кодуччо (ок.
Таким образом создается плоский узор на плоском фоне. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. В Ареццо в конце XV в. городская община поручила Бенедетто да Майяно построить церковь Мадонна делле Граше, находящуюся в сообщении с монастырем.
Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. Нынешними же владельцами он был увеличен и частично перестроен.
Самым важным новым качеством в пространственной композиции здания явился принцип «открытого плана», при котором сооружение Брунеллески включает в себя такие элементы окружения, как уличный проезд, проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными помещениями. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Последнему было отдано предпочтете только потому, что названные художники сами отказались от первенства в пользу молодого Гиберти (который был годом моложе Брунеллески). 20 в., Продолжает развитие классических традиций, в противовес национальному романтизма.
Удачное соединение анфиладного принципа композиции с центрическим (восходящее к планировке античных римских терм) и компактное построение плана в виде квадрата обусловили монументальную выразительность и цельность объема здания, что особенно подчеркивается его постановкой на мощном стилобате, образующем открытую террасу по периметру здания. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция).
Новая архитектура временами включала в себя элементы прежнего стиля и местные строительные особенности, соединяя старое и новое идеями преемственности и гражданской гордости. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции. Направленность на утилитарное, житейское мироощущение, характерное для античности, на земные ценности способствует появлению наук, целью которых является изучение человеческого (от лат. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно.
Они не только дают довольно ясное представление о градостроительных идеях своего времени, но являются документами огромной исторической важности, в которых как бы подведен итог выработанным ранним Возрождением композиционным приемам и формам в области дворцового зодчества и отчасти мемориальных и культовых сооружений. План базилики происходил от римских залов собраний. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Вилла Капра (вилла Ротонда) в Виченце считается образцом виллы в стиле классицизм или его разновидности – палладианства. Мазаччо создал в фреске «Троица» перспективное построение. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.
Барокко зародилось в Италии уже в период Позднего Ренессанса. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Против междустолий расположены полукруглый ниши.
Архитектура эпохи Возрождения / И. А. Отнюдь не характерный представитель флорентийского искусства, зодчий и скульптор Антонио Аверлино (ок. Альберти был не только крупнейшим архитектором середины XV в., но и первым энциклопедистом-теоретиком в итальянском искусстве, перу которого принадлежит ряд выдающихся научных трактатов, посвященных искусству (трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре, включая его знаменитый труд «Десять книг о зодчестве»). Петра, завершила в середине 17 в. формирование ансамбля.
Классицизм (от лат. Остатки его работ заключают в себе дворец Торнабони (ныне Корси) и некоторый другие здания во Флоренции. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Строительная деятельность Альберти в Мантуе характеризуется еще одной, быть может, наиболее зрелой и последовательной попыткой создания нового церковного здания и церковного фасада, отвечающих светским идеалам эпохи Возрождения.
Примером вполне сформировавшегося венецианского дворца раннего Возрождения может служить построенный Пьетро Ломбарди палаццо Вендрамин-Калерджи в Венеции (1481–1509). Если в творчестве Пьетро Ломбарди возобладал принцип плоскостной обработки объема и интерьеров здания, сближающей его творчество с декоративными тенденциями архитектуры тосканского средневековья и раннего Возрождения, то в облике и композиции церкви Сан Дзаккария ощущается влияние того монументального направления в архитектуре раннего Возрождения истоки которого были связаны с творчеством Альберти. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок.
Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. Но общая тенденция развития ренессансной архитектуры проявилась достаточно ярко. Двор со всех сторон окружался крытым проходом на колоннах или столбах с арками и сообщался непосредственно с вестибюлями и лестницами (с довольно крутыми еще ступенями). Столовые были, в общем, не известны.
Одним из самых выдающихся художников римского барокко был Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Церковь была окончена после смерти последнего, так что работы ее принадлежат разным авторам. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой.
Бозар – это стиль театров, академий, банков, библиотек. Итальянские архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в своих проектах характерные приемы и элементы римской классической архитектуры, применив их не только в храмовых, но и в городских, загородных домах зажиточных граждан, общественных строениях. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. Фоном служит изображение сада с темной листвой. Каждый декоративный элемент должен быть гармонично вписанным в общую картину.
Кроме свадебных сундуков-ларей и пристенных скамеек большое распространение имели скамьи в виде сундука-ларя с откидывающейся крышкой сиденья и более низкой глухой спинкой и глухими массивными локотниками, которые с лицевой стороны украшались масками, пальметтами, волютами или головками ангелов. Андреа Палладио считают основателем архитектуры классицизма. Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо. Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Крышка сундука изнутри покрывается росписью.
канделябра, о котором ранее уже шла речь. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл — кадуцей. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Обеденные столы, которые можно было легко сложить или разложить, ставились в лоджиях, составлявших важную часть как городского, так и загородного дома.
Перекрыты они крестовыми сводами. Формы здания уподоблялись пропорциям человеческого тела. Один из самых красивых частных дворцов во Флоренции это дворец аристократической фамилии Строцци, заложенный в 1489 г. архитектором Бенелетто ла Майяно (1442-1497 г. ).
Архитекторы – Джакомо да Виньойола и Джакомо делла Порта. В сфере искусства возникла необходимость отражения новых веяний века. В Санта Агостино концы креста закруглены, над Санта Mapия поставлен восьмиугольный купол.
Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий. с. 109-136. Достоинство (dignitas) как выражение величия было девизом Альберти и самой характерной чертой его архитектурных произведений. В экстерьерах и интерьерах зданий увеличилась ширина карнизов, которые украшались античными мотивами самого разного вида. Храм построен в духе маньеризма, близко к эстетике барокко течение 1568 – 1584 гг.
В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи. Отсюда стремление к такому сочетанию и обработке этих материалов, которая выявляла бы все их наиболее выразительные естественные качества. Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа. Как архитектурный стиль романтизм проявляется в захвате «романтическим» прошлым. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг.
Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.
Именные капеллы богатых флорентийских семейств сооружены также вдоль боковых нефов. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. Использовав двери Флорентийского собора как естественную раму, Брунеллески поставил перед ними проекцию баптистерия (здания крещальни, расположенной перед собором) и эта проекция на определенном расстоянии совпадала с силуэтом здания.
Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический.
Тройное нефовое деление долевой части церкви образуется двумя рядами колонн. Еще одно открытие кватроченто — прямая перспектива. Справа от Венеры три грации ведут хоровод.
Речь идет о церкви Сант Андреа в Мантуе (начата в 1472 г. ), по своим размерам и замыслу представляющей самое значительное произведение Альберти. На лице застыла гримаса гнева и напряжения. Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–1451) – наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов. Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов.
курульные кресла. Классицизм в архитектуре – это изысканная и ненавязчивая роскошь, где все играет важную роль, особенно аксессуары. Наибольшая работа Бернини в Риме – грандиозная колоннада перед собором св. В основном романтизм стал стилем загородных вилл, храмов, правительственных зданий.
Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. В правой части картины из глубины чащи летит бог ветра Зефир, воплощающий стихийное начало в природе. Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся.
Купол этот так грандиозен и, вместе с тем, так легко устремляется к небу своей мощной и стройной, как башня готического собора, массой, прекрасно вяжущейся с очертаниями нижележащих частей собора, что Микеланджело говорил о нем: «трудно сделать столько и нельзя больше». Он предпочел более простой и более подходящий к духу самого Козимо проект, составленный Микелоццо Микелоцци (1396-1472 г. ), лучшим учеником Брунеллески, также скульптором-архитектором по профессии, который в своем произведении счастливо сочетал местный рустичный стиль с классическими деталями.
Одновременно с Палладио в Венеции работал архитектор Сансовино. Одно из главных культовых сооружений Альберти – церковь Сан Франческо в Римини (начата в 1446 г. перестройка ранее существовавшей готической монастырской церкви) – было задумано в виде величественного купольного сооружения – мавзолея для тирана Римини Сиджисмондо Малатесты, его родственников и сподвижников. по проекту Джулио Романо. После нанесения контура какого-либо изображения резцом фон вокруг него снимается на одинаковую глубину.
«Рождение Венеры» — это отнюдь не языческое воспевание женской красоты. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429). Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе.
Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Здание это не было закончено. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом.
По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Ви нчи. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. Художники Высокого Возрождения стремились к гармоничным, уравновешенных композиций, для маньеризма же характерные асимметричные композиции.
В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. Знание итальянской архитектуры распостранялось в Северной Европы двумя путями: через архитектурные трактаты, переведенные на голландский и другие языки и через архитекторов, работавших в Италии. Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. Планы по сооружению нового собора святого Петра были грандиозными. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). Основным типом таких зданий являлся двух- или трехэтажный жилой дом, сблокированный из одинаковых жилых секций имеющих самостоятельный вход с улицы и внутреннюю лестницу, которая связывала верхние комнаты с нижними. Так же, как и в предшествующие периоды, архитекторы придерживались своим неотступным принципам симметрии. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. В отдельном здании фасадная стена играет роль выразителя архитектурного замысла. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии. Жизнь папы Пия II была полна ярких событий и Пинтуриккьо рассказал о встречах папы с королем Шотландии, с императором Фридрихом III.
Но в постройке Микелоццо еще сохраняются некоторые средневековые черты. Именем Палладио назван целое направление в архитектуре Западной Европы – палладианство. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Построенная им в Риме церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658) особенно четко выявляет характерную для барокко тенденцию к выделению на фасаде торжественного портала.
Крупнейшим из учеников и последователей Альберти был Бернардо Росселлино (1409–1464).
Высокий Ренессанс изменил соотношение локальных художественных школ Италии. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов.
В оформлении спален применяют драпировки. После смерти Браманте строительство возглавил его ученик, знаменитый художник Рафаэль Санти (1483--1520), который пытался решить проблему взаимного отношения живописи, скультуры и архитектуры.
Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н. Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму.
В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе. Наиболее ранним из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420–1436). Особенно богато декорированы локотники и их стойки.
Иль Джезу стала образцом церковной архитектуры во всей Европе. Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок. Так, восьмиугольную ризницу, могущую служить примером восьмиугольных церковных сооружений этого времени, построил Симоне Полайоло, прозванный Крошка, (1457-1508 г. ) в 1493 году, а вестибюль, ей предшествующей исполнил Андреа Контуччи, прозванный Сансовино (1460 — 1529 г. ). Вместе с Донателло им выполнена замечательная по композиции и архитектурным деталям декора наружная кафедра собора в Прато (1430-е гг. ), удивляющая ранней зрелостью классических форм.
Однако очень часто одно сооружение сочетала черты нескольких стилей, вот таким образом не удается определить ее стиль. Женевьевы в Париже (позже он получил название Пантеона), упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Участвуя в раскопках древних зданий в Риме и склепов, которые получили название гротов, в 1516 – 1518 гг., Рафаэль, увидев ранее неизвестные ему античные орнаментальные композиции, ввел их в роспись стен Лоджий в Ватикане.
Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности. Искусству Высокого Ренессанса присущи тенденции синтеза и обобщения. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим.
Питти так поссорился с согражданами, что даже рабочие покинули его постройку. В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии. Предметы мебели и прикладное искусство раннего Возрождения Франции, трансформировалась под влиянием итальянских образцов. Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1421–1428).
Вместе со средневековой церковью здание скуолы образует небольшую площадь. Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Строительство собора Cв.
В 1416 г. ее использовал друг Брунеллески, скульптор Донателло в рельефах «Битва св. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками. Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани. Эти пространства были как бы взаимно связаны.
Beaux-arts – изящные искусства) – художественный стиль 19 – нач. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». Но главным призванием Альберти была архитектура. Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др.
Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу. Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов.
Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Для архитектуры стиля ампир характерны мемориальные сооружения античного образца (триумфальные арки и колонны, мавзолеи), парадные дворцы с росписями, мебелью, бронзой античного типа.
Ларцы обычно богато декорировались.
Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Консольные выпуски стропил, украшенные исключительной по своей красоте резьбой, – один из немногих сохранившихся и вот таким образом драгоценнейших образцов деревянной резьбы в наружной архитектуре XV в. Абсолютно иной характер носит палаццо Питти (окончен в первоначальном виде ок.
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. В декоре применяются орнаменты гротеска. было начато возведение самого грандиозного из готических соборов Италии.
Богатые венецианские патриции желали видеть свои виллы в классическом стиле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. В первом этаже размещались кухня, кладовая и общая комната (столовая), во втором – две-три жилые комнаты. Впервые в западноевропейском зодчестве художественный образ купола определен прежде всего его ярко выраженным внешним пластическим объемом ибо самые грандиозные купола средневековья являлись лишь сводами, которые перекрывали внутреннее пространство и, как правило, не играли столь значительной роли в объемной композиции здания. Наиболее характерные его здания – капелла Пацци с легким портиком и Воспитательный дом во Флоренции.
Но едва ли его можно назвать рабом классических форм его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века. Вот таким образом популярной становится почерпнутая у Витрувия идея о подобии здания человеку. 1440 — 1504). Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году). Она расположена в узком и длинном средневековом дворе монастыря и представляет собой прямоугольное в плане помещение, вытянутое поперек двора и замыкающее одну из его коротких торцовых сторон. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи.
Расцветают локальные художественные школы имеющие длительные традиции. В церкви Сан Лоренцо эта традиционная схема плана получила существенные изменения. Альбертиевский фасад церкви Санта Мария Новелла (1456–1470) является перелицовкой ранее существовавшего фасада средневековой базилики.
Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. В Воспитательном доме (приюте покинутых младенцев) филантропическая функция этих учреждений известных еще в средневековье, впервые облечена в архитектурные формы крупного общественного здания, занимающего видное место в городе. Сила его «дальнего действия» определяется не только его гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но и тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой, – барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами.
На высокой спинке, выше головы сидящего, вырезается герб владельца кресла, обрамленный тонким венком. В свои религиозные картины художник вводит античные образы. Но наиболее крупным архитектором из числа выходцев из Далмации был Лучано да Лаурана (1420/25–1479).
Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Ампир был наиболее развит в архитектуре и прикладном искусстве. Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей.
Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Обнаженное тело богини означает чистоту, природа представлена своими стихиями: воздух — это Эол и Борей, вода — море зеленоватого цвета с орнаментальными завитками волн. На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. Скуола ди Сан Марко в Венеции (1485–1495), построенная рядом с церковью Сан Джованни э Паоло архитекторами Пьетро Ломбарди и Моро Кодуччи (ок.
Юлий ИИ решил перестроить собор святого Петра и доверил разработку проекта Браманте. Титаническая мощь художественного образа проявляется здесь в гигантских рустах кладки трех единообразных по размерам и формам этажей и в огромных (высотой около 8 м) окнах-порталах. В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Часто в подобных дворцах делался еще другой двор поменьше, для хозяйственных надобностей. Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари.
Мировоззрение классицизма оказывается уже в архитектуре Восточного фасада Лувра (1667 – 1678), что проектировался К. Перро, одержавший победу над проектом в стиле барокко, выполненным итальянцем Лоренцо Бернини. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. В европейских странах начиная с 17 в. происходило становление капиталистических отношений.
Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Начало второго этапа французского классицизма связан со строительством храма св. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном.
Здесь в начале 16 в. работали выдающиеся архитекторы Палладио, Сансовино, Санмикеле, Млесси. Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887.
Исключительно большое воздействие на сложение характерных черт венецианской архитектуры оказали сами градостроительные условия Венеции. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36). Сундук начал утрачивать характер простого ящика.
Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей. Классицизм был выражением философского рационализма. Искусство, 1983. Исключительное архитектурное мастерство и зрелость композиции палаццо Пацци (закончен до 1445 г. ) и вместе с тем свойственное именно Брунеллески юношеское обаяние художественного образа наводят на мысль о том, что палаццо строился по его проекту. Ни один другой дворец или парк не производили такого большого впечатления.
площади перед фасадом церкви Сантиссима Аннунциата. Фронтон (от лат. Развитие получила наука, литература искусство. На пространстве небольшой трапециевидной площади, примыкающей к главной магистрали города, размещены четыре здания: дворец папы (палаццо Пикколомини) и дом епископа, образующие боковые наклонные стороны трапеции собор, занимающий почти все пространство ее широкого основания и на противоположной стороне – ратуша.
Использование архитектурных ордеров становится более свободным и смелым, а монументальные строения более величественными и благородными. К ее ногам падают розы, ветры направляют раковину к берегу, где нимфа приготовила затканный цветами плащ. В 1534 гг. Обычно в их названиях используют приставку «нео» (вол.
Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Главным достижением Гиберти стали рельефы на двери флорентийского баптистерия. Главным достижением его деятельности был новый внешний вид города. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи. Десять композиций не менее точных и полных, чем живописные картины, в совокупности стали называться «Врата рая».
Термин «маньеризм» используют для характеристики искусства после 1520 и до начала развития барокко в 1590-е гг. Новой была форма фасада.
Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря. В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера.
Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. Величественную атмосферу создают мраморные скульптуры, зеркала в золотых рамах, фарфор, классические картины, гобелены, необычные композиции из цветов, диванные подушки.
В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. «Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482- 1483 гг. Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо.
Прекрасный фасад этого дворца (67 м. длины, 24 м. высоты) имел большое значение для последующих дворцовых работ, так как он является первым с законченным развитием рустикального стиля. Во многом они были сходны с более ранними домами. Церковь интересна тем, что ей во всей ширине ее предшествует одноэтажный портик. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Композиции Палладио уравновешены и гармоничны. Перспектива предполагает передачу светотени и тонально-цветовых отношений.
Давид увенчан лавровым венком победителя. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском. Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла.
В 1471 г. папа Сикст IV поручил Пинтелли постройку церкви Санта Mapия дель Пололо. У всех этих типов кроватей в основании изготавливали цоколь имеющий достаточную ширину, чтобы выполнять функцию прикроватной скамьи. Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве.
Бозар (от фр. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Двери обрамляют наличниками и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами. Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения.
В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, —палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются.
Законченный (со многими изменениями в местном вкусе) значительно позже архитектором Г. Солари, Оспедале Маджоре и теперь удивляет посетителя размахом и красотой своих окруженных двухъярусными аркадами дворов, которые были первым в Милане образцом этого характерного для Флоренции архитектурного мотива. Начиная со второй половины 16 в. возникают художественно более сложные жилые постройки. В формировании архитектуры раннего Возрождения в Венеции большую роль играло семейство Ломбарди во главе с Пьетро Ломбарди (1435–1515)– выдающимся скульптором и зодчим.
Но едва ли его можно назвать рабом классических форм его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века. Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. В середине 16 века в Тоскане появляется группа, объединившая мастеров, творчество которых относят к направлению маньеризма.
Главное имя в архитектуре этого периода – это, конечно же, Филиппо Брунеллески. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью. Церковь была определена как канон для иезуитских храмов по всей Европе.
Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. ведущим центром Италии стал Рим. Брунеллески свой способ вывел из приемов древнеримской каменной кладки, но изменил форму купольного сооружения. Manierismo – от maniera – «манера», «стиль», буквально – капризность, вычурность) – течение в западноевропейском искусстве 16 в., Отразившая кризис гуманистической культуры Возрождения и характеризуется субъективизмом, усложненностью, деформацией пропорций.
Особенностью мавританского стиля является богатое украшение интерьера геометрическими, растительными и каллиграфическими орнаментами в технике асулехо (или асулехос), что является плиткой, похожей на кафеле. Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу. Классическая простота, ясность и завершенность композиции оказалась в явном противоречии с культовым назначением здания, в котором отсутствовало помещение хора (места для алтаря).
Глубинный развитие внутреннего пространства подчеркнуто на фасаде акцентированием входа. palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. В начале 19 в. во время империи Наполеона появился новый стиль ампир, что завершает собой развитие классицизма.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Шкафы Центральной Франции, в частности, парижские, делаются также двухкорпусными и двухстворчатыми.
Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Архитектура Возрождения в Италии характеризуется симметрией, пропорциональностью, строгостью ордерных систем. Вероятнее, однако, что Джульяно принадлежит не эта арка, а так называемый Порта Капуана (1484-1535 г. ), так как известно, что Джульяно приехал из Тосканы в Неаполь лишь в 1481 г. В Риме много работал известный архитектор флорентийской школы Баччио Пинтелли.
Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники. Построенный по его проекту купол Флорентийского собора (1420 – 1436) имел исключительное общественное и идейно-художественное значение. Среди мастеров, собирались со всех концов Италии в папский Рим, ведущее положение занял Донато де Анжело Браманте (1444 – 1514).
Социальная база итальянского Возрождения расширилась. Он получил статус духовной столицы всего католического мира. Сознавая ценность художественной неповторимости, творцы произведений начинают подписывать свои творения, Так, на дверях флорентийского баптистерия написано: «Чудесное произведение искусства Лаврентия Чоне де Гиберти».
Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Дворцовое строительство развивалось под сильным влиянием таких ранних построек, как дворец могущественных Медичи во Флоренции. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. На рубеже XVI и XV веков скульптура начала играть более самостоятельную роль.
В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений. Отличительная черта общественных и богатых частных сооружений в Венеции XV в. – дворцов патрициев и торговых магнатов, крупных культовых и общественных зданий (церквей, скуол, прокураций, библиотек)– необычайная живописность, декоративное богатство, разнообразие форм, красочное великолепие, применение дорогих отделочных материалов (мрамор, смальта, позолота). Помимо построек Филарете (к которым относится и главная башня миланского замка 1451–1454) значительное влияние на современников оказал и его трактат «Сфорцинда», где особое место занимают проекты идеальных городов и многочисленные варианты композиций центрических сооружений. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой.
Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура.
Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. Это был прообраз современного секретера. Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую.
Завершился продолжавшийся с 1378 по 1417 гг.
Ансамбль площади кажется симметричным только в плане. Различные направления эклектики сложно систематизировать. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Облицовка фасадов выполнена разноцветным мрамором. Дворец был окончен еще до изгнания Козимо (т. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии.
Роскошный интерьер сооружения включает один неф с боковыми часовнями. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. В нарядном и легком облике постройки немалое значение имеет хорошо найденное сочетание строительных материалов: светлого каменного остова с темным деревянным верхом, а также мастерски выполненная тонкая орнаментальная резьба по камню, дереву и полихромная роспись.
С наивным старанием изображены все подробности события, персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона четкими контурами. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Двор и лестницы тоже пришлось изменить. Среди архитектурных экспериментов Альберти по созданию нового типа церковного здания заметное место занимает сооруженная по его проекту церковь Сан Себастьяно в Мантуе (начата в 1459 г., впоследствии сильно перестроена). На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками.
К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. В Риме он вместе с Донателло отдается кипучей деятельности, — производит раскопки изучает все оставшиеся сводчатые и купольные античные постройки и особенно купол Пантеона, продумывает способы кладки стен их связи инструменты, необходимые при работах, устройство лесов, приемы возведения без подмостей купольной кладки, что особенно важно было для его цели, придумывает сам приспособления для работ и способы подняли тяжестей и т. д. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Главным призванием Альберти была архитектура. Обычно это четырехсторонние в плане сооружения с угловыми башнями или эркерами. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален.
Очень хорош фасад этой церкви с изящной в высшей степени и роскошной орнаментацией. Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями. Боковые нефы заменены капеллами, главный неф расширен и превращен в большой парадный зал, перекрытый, так же как хор и ветви трансепта, не плоским потолком, как у Брунеллески, а кессонированными цилиндрическими сводами.
Однако некоторая связь с архитектурой все же еще сохранилась. Милан в сфере архитектуры был очень консервативным. Папский дворец в Ватикане и собор святого Петра (главный храм католицизма) должны быть грандиозными, чем монументальные здания Флоренции и Венеции. Купол Санта Марии дель Фьоре быль закончен строителем в 1434 г., фонарь же построен хотя и по рисункам Брунеллески, но уже после его смерти, в 1456 г., архитектором Джульянода Майяно (1432—1491 г. ). Церковь Санто Спирито начата была в 1433 г. Нефы-хоры и трансситея образуют правильный латинский крест (длина 87 м., ширина 49 м. ) со сплошным ходом вокруг клироса и поперечной части.
Подробную теоретическую разработку принципов перспективы дал Альберти в «Трактате о живописи». Его создатель, Жиль Бретон, спроектировал знаменитую Галерею Франциска I, которая является самым ранним примером такого типа помещения, который позднее пользовался популярностью во Франции и Англии. Основой этого стиля были идеи возвращения к античному наследию как к идеальному образцу. Плоскость фасада воспринимается как массивный «экран», по которому главное – внутреннее пространство.
Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась.
Георгия с драконом», а около 1427—1428 гг. В комнатах той поры располагалось только самое необходимое.
Из других областей Италии самобытностью своих архитектурных традиций выделялась Ломбардия. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Оно занимает одну из боковых сторон созданной в XVв. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Альберти.
Расположенный на втором этаже большой зал (перестроенный Вазари в 50-х годах XVI в. ) также расчленен пилястрами в простенках окон и в углах помещения. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Тем самым Альберти реализует одно из теоретических положений своего трактата, требующее единства приемов композиции внешней архитектуры и интерьера. Снаружи здание воспринимается как внушительный объем, расположенный на пересечении двух улиц.
Здесь много прекрасных работ приписывалось прежде многосторонне одаренному Франческо ди Джиорджио Мартини (1439—1502 г. ), который был зодчим, архитектором, живописцем и военным инженером. Одна из знаменитых картин религиозного содержания — «Величание мадонны», созданная в 1483-1485 гг. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Задачей искусно выдвинул на первый план проблему фасада здания.
Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов.
На сукновальных, железоделательных, лесопильных производствах мускульная сила все чаще заменяется силой воды. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Лоджия дель Папа была построена для семьи Папы Пия II.
Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Фасад его, олицетворение силы и величия, быль доведен им на высоту двух этажей, окончен же и завенчан уже впоследствии архитектором Симоном Полайоло (Кронака), которому принадлежит также постройка двора этого великолепного здания.
Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля. Маньеризм (итал. Естественно, что проектировщики машин были в то время не только механиками, но и художниками. Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи. В XV в. гуманисты дважды занимали папский престол.
Он изображен скульптором не как смиренный святой из библии, а как юный герой, победитель, защитник родного города. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник.
Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер. Последней культовой постройкой Брунеллески, в которой наметился синтез всех его исканий, была оратория (часовня) Санта Мария дельи Анджели во Флоренции (начата в 1434 г. ). Здесь впервые в XVв.
Изображения были почти монохромными, без оттенков. Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Квартира располагалась обычно в двух этажах.
После выхода в свет этой книги Палладио стал вторым наиболее признанным теоретиком архитектуры после известного теоретика 15 в. Альберти. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н. Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями). Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям.
Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. 1440–1504), является одним из крупнейших зданий этого типа. По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина.
В 1442 г. монастырь был закончен и освящен папой Евгением IV. Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca). Определяющим в культуре становится светское начало. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Этот композиционный центр здания, как правило, четко выделен на фасаде и пластически обогащен пилястрами, колоннами, аркадами и широкими балконами с балюстрадами. Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки. Теоретики архитектуры также видели связь зодчества с гармонией мироздания.
Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне. Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики. Ордерные формы полного антаблемента применены зодчим также для расчленения здания на два этажа. В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева.
В конце 17 в. во Франции в период правления Людовика XIV зародился новый стиль – классицизм, в переводе с латинского означает «образцовый». Различные детали дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Метопы украшены эмблемами папского достоинства. Это согласуется с тем, как глава флорентийской Академии Марсилио Фичино трактовал миф о рождении Венеры как олицетворение души, которая благодаря божественному началу способна создать красоту.
Самым ярким выразителем новых архитектурных тенденций во флорентийском зодчестве второй половины XV в. был Джулиано да Сангалло (1445–1516). С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Фронтоны делают разрывными, а между боковыми их частями ставят бюст, статуэтку, вазу или небольшую триумфальную арку. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе.
Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники вазы из меди или керамике (фаянс, майолика) декоративную посуду ставят на полки.
Наиболее значительное из его произведений – созданный им ансамбль городской площади в небольшом городке Пьенца (начат в 1460 г. ), который представляет собой единственный в архитектуре XV в. пример единовременно задуманного и притом целиком завершенного ансамбля. Classicus – образцовый, образцовый) – художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 – нач. Леон Баттиста Альберти в посвященном Брунеллески трактате о живописи говорит, что это сооружение, «вздымающееся к небесам», «осеняет собой все тосканские народы».
Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио. – М. : Изобраз.
Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно.
Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке. Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг. Вторая техническая находка – способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, ас наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола – своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы.
Браманте начал свою деятельность в Милане сначала как художник. Этот храм, построенный Браманте. Здесь сильнее, чем где-либо, сказывалось наследие средневекового зодчества.
Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. Значительно возросло значение фасада, который в начале 17 в. был построен выдающимся мастером барокко К. Мадерно. Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг. Стиль возник как альтернатива «романтическим стилям», прежде всего неоготици и бидермайер, мастера пытались возродить и переосмыслить наследие ренессанса и барокко. На фасадах делали рельефные оконные наличники, украшенные полуколоннами и имеющими треугольные и луковые фронтоны.
rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Так, одним из первых известных нам далматинских мастеров, работавших в Анконе, был строитель собора в Шибенике Юрий Далматинец, получивший в Италии местное имя Джорджо да Себенико (Георгий из Шибеника).
Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции. в дворцовых комплексах типа Эскориала, Версаля. Таким образом симметрия и упорядоченность постепенно изменили движение и изменчивость форм предварительного стиля.
Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Очень важным является и изменение характера пространства.
Петра после Рафаэля продолжил Антонио ди Сангалло, также спроектировавший палаццо Фарнезе. С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Суровый и мощный в своих простых массах, дворец этот (180 м. в длину и 38 м. в вышину) был доведен Брунеллески лишь до высоты 2-го этажа и затем, вследствие политических событий, приостановлен. К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. Младенец ест черный виноград – символ причастия.
Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. Поскольку Венеция и прилегающие к ней области Италии были бедны камнем, особенно отделочными породами, здания воздвигались из кирпича с последующей облицовкой дорогими сортами камня, привозимыми морским путем из других стран. – Фальшивый): неовизантийский стиль, псевдоготика, неоклассицизм, необарокко, неорококо, неомавританском стиль. Во второй половине XV в. становятся обязательными рисование с модели и натурные наброски. Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа – знак его простого происхождения.
Дворец был продолжен и закончен лишь в 1568 г. флорентийским скульптором и архитектором Бартоломео Амманати (1511-1592 г. ), которому принадлежит и сооружение его двора. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка дОро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, — еще сохраняет множество готических черт. Это стремление, толкавшее ломбардских мастеров к свободному сочетанию византийских, романских и, наконец, античных архитектурных форм, привело к созданию жизнерадостного, пестрого, подчас атектоничного, но пленяющего своей живописностью северного варианта итальянского зодчества кватроченто и достигло своего апогея в таких произведениях, как капелла Коллеони в Бергамо (1475) архитектора Амадео или в им же начатом (в 1491 г. ) фасаде церкви павийской Чертозы (церковь строилась с 1453 г. архитектором Гвинифорте Солари и другими). Кровли становятся плоскими вместо башен и шпилей часто появляются купола, барабаны, паруса, сдвоенные ордера и др. В архитектуре, скульптуре, живописи начали появляться выдающиеся произведения крупных форм.
Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти глубоко переработал эту тему, придав ей иной художественный смысл и новую пластическую выразительность. Корнелис Флорис, построивший ратушу в Антверпене, много лет провел в Италии и отразил в этом здании знание Браманте. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени – светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах.