В архитектуре Борромини нет больше конструктивных схем и привычного распределения частей здания по принципу равновесия тяжести и опоры, конструкция – это продукт творческого импульса, охватывающего образ здания от плана дл мельчайшей орнаментальной детали. Хотя Борромини не создал архитектурной школы, влияние его получило отражение в широко распространенной ремесленной архитектуре Рима, в произведениях многих итальянских мастеров от Сицилии до Пьемонта. Цель данного реферата – изучить особенности архитектуры эпохи барокко, выявить особенности творческого метода Франческо Борромини через анализ его работ, а также проследить влияние эпохи барокко на творчество этого архитектора и влияние работ Борромини на развитие стиля барокко. Особенности барокко времени его расцвета, так ярко выраженные уже в первых архитектурных произведениях Бернини и Борромини, были восприняты и другими римскими архитекторами. В маленьком дворике и зданиях монастыря, аособенно в решении храма (1634-1641) Борромини предложил новую концепцию пространства, чтостанет главной темой всей его архитектуры: передача равновесия противодействующих сил пространства внешнего, которое вдавливает и внутреннего, которое расширяется.
Архитектурные и градостроительные идеи Борромини имели даже вне Италии более широкое распространение, чем Бернини: если они и не выражают духовную власть церкви и государства, то интерпретируют и выражают духовные устремления индивидуума и общества. Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон. Среди замечательных зодчих, наложивших отпечаток своего дарования на римскую архитектуру XVII в., первые места принадлежат Бернини и Борромини, в творчестве которых получили выражение противоположные крайности высокого римского барокко.
Мартино Лунги Младшему (1602— 1657) принадлежит церковь Санти Винченцо э Анастасио (1646—1650), фасад которой, построенный по классической, но очень собранной и вытянутой вверх двухъярусной схеме, найденной Виньолой, как будто бы сплошь составлен из колонн.
Его попытка объединить пяти эркерный фронтон и две башни с существующим овальным куполом предвосхитила строительство церкви Агнез ин Агоне (в ПьяццаНавона) с ее размещением пластических объемов в пространстве. В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. 38). Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Но не в этом его главная особенность.
58). Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью». В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663).
Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Устроился на строительстве собора Св.
Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым.
Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Карла Борромея. БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco), настоящее имя Франческо Кастелли (родился 25. 09. 1599, Биссоне, герцогство Ломбардия — умер 02. 08. 1667, Рим) итальянский архитектор, который был главным раз работником стиля барокко.
В интерьере собора возвёл гигантский бронзовый балдахин (киворий) со спиральными, устремлёнными вверх колоннами, оформил эффектной барочной скульптурой алтарную апсиду, создал множество статуй, рельефов и надгробий. Рожденный от брака Джованни Доменико Кастелли и Анастасии Гарого, Борромини был введен в искусство архитектуры, когда отец послал его в Милан (1608 или 1614) учиться на каменотеса. Вход в собор оформлен в виде триумфальной арки. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв.
Вилла Альдобрандини — загородная вилла семьи Альдобрандини, представитель которой стал папой римским Климентом VIII. 36). Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. рис. Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. Приехав в Рим в 1614 году, он работал камнетесом в Мадерны, своего дяди.
Средний пролет выступает вперед два боковых образуют запады. В 1658—78 гг.
Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. выполнил Пьетро да Кортона. По приезде в Рим Борромини сначала работал со своим дядей К. Мадерной.
Биография Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino) италоязычном кантоне на юге Швейцарии. История. Петра — одна из крупнейших в практике градостроительства. Джузеппе Цимбало, прозванный Цингарелло, расширил собор, построил церкви Сант Анджело (1663), Санта Кьяра (1687) и особенно поражающую богатством деталей Санта Кроче, а также монастырский корпус при ней, служащий теперь Префектурой (рис. История, особенности, тенденции развития. V2:Тема 1. 1 Введение в анатомию.
выше). Таз в целом, возрастные, половые и индивидуальные особенности. Изменение пропорций ордерных форм Борромини достигает экспрессивных эффектов.
Он четко отделяет нижнюю часть церкви от парусов и арок, перекрывающих неравные апсиды. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. С 1615 г. переехал в Рим, где выполнил следующие работы: перспективный коридор в палаццо Спада (между 1632 и 1638), церковь и монастырь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (1638—1640, фасад — 1667), церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642, освящена в 1660), оратория Сан Филиппо Нери (до 1650), перестройка интерьера церкви Сан Джованни ин Латерано (1647—1650, скульптура выполнена позднее), церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1657, заканчивалась Райнальди), фасад Колледжо ди Пропаганда Фиде (1645—1666), трансепт, купол и колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (с 1654), палаццо Фальконьери (1650—1658). Значительно дальше от Турина лежит охотничий замок Ступиниджи (с 1729). Правилом – бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. Таким образом, его обвиняли в отрицании основы хорошей архитектуры.
Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). том V) были основаны на круглом и квадратном плане. Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов. Как круглая скульптура, он смотрится со всех сторон. 1647 г. ) – пример одухотворённого интимного портрета.
Молодые годы и образование. Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). Расчет делался на внезапность, контраст, неожиданность впечатления. В начале своего творчества тяготел к маньеризму.
Огромный бронзовый балдахин был сделан благодаря теснейшем7 сотрудничеству между Борромини и Бернини: огромные, Sобразные спирали, которые венчают четыре штопорные колонны, являются их наиболее важным общим детищем. Это противоположно тому, что сделал Бернини на той же улице в церкви Сант-Андреа. Мастером построена церковь Санта Мариа ин Кампителли (1665—1667 рис. на рис. Петра. Его брат Франческо (1659— 1739) построил Филармонический театр в Вероне и перед тем, как обосноваться в Болонье (1726), работал в Риме, Вене и Нанси.
Материальная база строительства была ограничена. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа – и музыки).
Ступенчатый спиралеобразныйфонарь над куполом церкви богато украшен и несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару. В поздних произведениях бравурность преобладает над стремлением раскрыть психологические черты модели («Портрет герцога Франческо дЭсте», 1650—51). Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). 1634–1667 гг. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Интерьеры дворца решены иначе, просторно и динамично. 1634–1667 гг. Другие возможные влияния связаны, по-видимому, с проектом виллы Альдобрандини (в том, что касается решения террасы использовании гротов и бассейнов), а также с работой флорентийского маньериста Буонталенти (проект пышно декорированной изогнутой лестницы).
Готический тип «статуи-колонны» был осмыслен в контексте барочного храма: фигуры ангелов вырастают из прямоугольных колонн верхнего яруса колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте. Перед ним была поставлена задача создать новый фасад для церкви Санта Бибиана (ил. Борромини сыграл значительную роль в формировании городского силуэта.
Отсюда впечатление какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму.
Карла Борромея. Росписи «Большого зала» в 1633—1639 гг. Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину. Поздние годы и влияние.
56). Бернини создал тип барочной гробницы, распространившийся по всей Европе. Расцвет барокко приходится здесь на 2-ю половину XVIII в., когда арх. План церкви и монастыря с большой виртуозностью вписан в незначительный по размерам участок, угол которого срезан и был украшен впоследствии фонтаном (одним из четырех, отметивших все углы перекрестка). Дворец имеет сложный план, но главный фасад выстроен симметрично, по «французской схеме», восходящей к традициям двора — курдонера и боковых корпусов.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОСТЯЗАНИЙ В КЛАССЕ «б».
ввысь, к основному источнику света в этом темноватом помещении, к овальному фонарю. 41). 53). Он все более и более огорчался известностью и успехом своего конкурента Бернини.
Церковь увенчана высоким барабаном имеющим сложную выпукло-вогнутую форму.
Агаты, двор монастыря Иезуитов. Оригинален устроенный мастером перед собором фонтан, посреди большой круглой чаши которого на высоком постаменте поставлен большой античный слон, выполненный из черной вулканической лавы и несущий на своей спине обелиск (см.
Фасады: Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. 44). Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633—1637). «Камнями преткновения» стали великолепные постройки— фасад церкви Святой Агнессы Борромини ифонтан Четырех Рек Бернини. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории.
Лишь границы ризалита и изломы боковых крыльев отмечены пилястрами. Для Палаццо Барберини Мадерна дал общую концепцию, поручив Борромини отделку деталей. В интерьере нет плоскостей, в нем все беспокойно и напряженно, все поверхности искривлены, то выступают вперед, то западают, перетекая одна в другую.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Он отличался от Джана Лоренцо Бернини и других современников, основывая свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела.
Райнальди выполнены также устремленный ввысь двухъярусный ордерный фасад церкви Сант Андреа делла Валле (1665—1670) и апсида церкви Санта Мариа Маджоре (1673), которая завершила алтарную часть этой древней базилики и ориентированную на нее улицу Феличе, пробитую Д. Фонтана (главный портик базилики см. Пластические объёмы кажутся мягкими и текучими. Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах – местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером.
Петра в 1739—1743 — руководил строительством римского порта во Фьюмичино. К наиболее совершенным созданиям такого типа относятся фонтаны «Четыре реки» на площади Навона и фонтан «Тритон» на площади Барберини исполненные Бернини. Рима. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Работал каменотесом на строительстве собора св. Луиджи Ванвителли (1700, Неаполь— 1773, Казерта) учился в Риме у отца — художника Гаспара ван Виттеля. Соединения позвонков.
Высокая фасадная стена «прикрывает» основной объем сооружения. Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой.
Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. 47). Десятки дизайнеров наживут себе капитал на этом революционном наследии.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Внушительному пятиэтажному фасаду свойственно почти классическое благородство, но богатейший парк, украшенный фантастическим каскадом (пожалуй наиболее богатым в бедной водой Южной Италии) и интерьеры — яркие произведения позднего барокко. Своеобразие планировки отличает ц. Сант-Иво алла Сапиенца (1642-1660), расположенную во внутреннем дворе Римского ун-та.
Уже первая работа мастера была неожиданностью и стала буквально манифестом нового стиля: это грандиозный бронзовый балдахин (киворий) высотой 30 м, устроенный в центре собора под его стометровым куполом. Борромини продолжал работать на строительстве дворца и под руководством Лоренцо Бернини (1629-32). Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. Им были заложены две центрально-купольные церкви на пьяцца дель Пополо (1662), отметившие начало знаменитой трехлучевой системы улиц: Санта Мариа ин Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (рис. 2, 8, 69).
Расположена на одном из склонов Альбанских гор. Филиппо Ювара (1678, Мессина — 1736, Мадрид) изучал архитектуру в Риме у К. Фонтана. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Балдахин был закончен в 1633 году. В 1628 г. назначен главным архитектором собора св.
Важнейшие фонтаны — Ла Баркачча на площади ди Спанья (по рис. доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Его копия рафаэлевской Гала- теи произвела такое впечатление на Саккетти, что тот пригласил его для серьезной работы в возрасте лишь двадцати семи лет.
Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Это была Римская церковь и монастырь СанКарло ал ле Куатро Фонтане, начатые в 1638 году.
Центр эллипса отмечен установленным Фонтаной обелиском, а фокусы — фонтанами.
Овладел профессией каменотеса. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. рис.
Пьетро начал свою карьеру с росписи церкви Санта Бибиана. Зданиепостроено в 1662-1675 годах на месте более древнего храма в память об избавлении от чумы. Лоренцо Бернини (1598—1680) великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, . В бюсте кардинала Ш. Боргезе (1632) сочетаются естественность, жизненная полнокровность и величавость образа. Карнизы – сложной волнообразной формы, гладкие поверхности отсутствуют вовсе.
В главном фасаде церкви Сан Карло (1660--1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. С 1624 г. начинается деятельность Бернини в соборе св. Бернини – автор знаменитых фонтанов Рима (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637 фонтаны Четырёх рек и Мавра на площади Навона, 1648—55 и др. ).
Этот принцип использован в венецианской церкви Спасения и в туринской церкви Сан-Лоренцо. В 15 лет убежал в Рим. Член Академии Сан Лука с 1706 г., занимался скенографией.
Важнейшая градостроительная работа — площадь св. Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Еще недавно историки архитектуры порицали Борромини за его крайности. Особенно характерна его первая самостоятельная работа – небольшая францисканская церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (Святого Карла у Четырех Фонтанов) в Риме (1638-1667). Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый».
Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. выше). В 1605 г. Бернини ездил в Париж и разработал проект фасада Лувра (не осуществлен).
Церковь в Аричча является прототипом наиболее замечательного в культовом зодчестве произведения Бернини — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме, которая, хотя и была задумана еще до церкви в Аричча, но получила завершение лишь в конце жизни мастера в 1678 г. Если не считать различия в плане (круг в Аричча, эллипс в Сант Андреа), построение интерьеров чрезвычайно близко: ордер, обрамляющий капеллы и водруженный на него, украшенный кессонами и расчлененный арочными ребрами купол.
Петра, лежащую перед фасадом собора. Бернини, по-видимому, принадлежит центральная часть главного фасада. Пантеона) и решетки у входа в капеллу Св. Придуманный Серлио план при строительстве церкви впервые применил Виньола. Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах. Джованни Баттиста Ваккарини (1702—1768), получивший образование в Риме, — пожалуй наиболее крупный из архитекторов, работавших в Сицилии в XVIIIв. Прямоугольные варианты планировки площади были отвергнуты после проверки на макетах фрагментов колоннады, сделанных в натуральную величину (1657): ближайшая к Ватикану колоннада скрывала благославляющего с балкона папу от значительной части собравшейся на площади толпы.
Работы Борромини исполнены драматического напряжения. Это осложняет замысел и вносит динамику в окруженное капеллами внутреннее пространство. Основатель этой династии декораторов и граверов Фердинандо Галли (1657—1743) издал в 1711 г. в Болонье большой трактат. Борромини, однако, строил свои здания исходя из геометрических конфигураций, по существу в средневековой манере, которую, вероятно, освоил в Ломбардии, где средневековые способы строительства передавались от поколения к поколению. Позже, однако, между ними возник серьезный конфликт. Между 1634 и 1638 годами, на вершине славы он становится президентом академии св.
Франческо (25. 09. 1599, Биссоне, Швейцария – 2. 08. 1667, Рим) итал. БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco) (1599–1667) итальянский архитектор. Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания.
Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В 1632 г. получил звание архитектора.
Организация фасада в целом очень сложна. 2. «Афиша». Ювара возвел купола церкви Сант Андреа в Мантуе и собора в Комо.
Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы церкви. Обелискперенесен сюда из цирка Максенция. Приходившийся ему дядей главный архитектор собора Карло Мадерно привлек его в качестве помощника на строительство купола церкви Сант-Андела дела Валле (1621-23) и дворца Барберини (1625-29). Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. Эта ажурная конструкция, увенчанна золотистым шаром и крестом. Петра в Риме (1657—63). Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний.
Личность Борромини проявляется в этих проектах, хотя стиль Мадерна доминирует в них. После первых, относительно скромных произведений Джакомо Амато (1643—1732), приехавшего в Сицилию из Рима и строившего в Палермо и многих других городах, оно расцвело пышным цветом. Церковь Санта Мариа ин Кампителли. Карло Райнальди (1611-1691)Одна из самых яркихбарочных церквей Рима. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм. Настоящий, первоклассный архитектор, он не просто строитель, он уже художникКак и любое искусство, в данном случае, научное искусство, архитектуру можно подразделить на три основных вида.
Независимый архитектор.
Участвовал в качестве резчика по камню в строительстве кафедрального собора в Милане.
Внутреннее пространство церкви довольно четко выражено во внешних объемах. Холостой и вспыльчивый Борромини посвятил себя архитектур ной науке. Ее план имеет форму шестиконечной звезды (аллюзия на храм Соломона), в сложной форме купола угадывается сходство с рисунками Леонардо да Винчи. Наиболее ранний (1632— 1638) оригинальный замысел Борромини осуществлен им в ренессансном палаццо Спада: это рассчитанный на иллюзорный, театрализованный эффект короткий коридор, прорезающий низкий садовый корпус и ориентированный на поставленную в крошечном садике позади корпуса, ярко освещенную статую. «Большой город». Папа Иннокентий Х, когда средства наобустройство столь любимой имплощади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог— нафонтаны, начто получил ответ отжителей Рима: «Pane, pane, non fontane. » (Хлеба, хлеба, анефонтанов. ).
Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. Особенно замечательны в этом отношении декоративные композиции иезуитского монаха Андреа Поццо (1642—1709), главными произведениями которого являются росписи церкви Сант Иньяцио и алтарь в церкви Иль Джезу в Риме (рис. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Карло Мадерна. Стройный, вытянутый по вертикали, он заставляет задирать голову в этой узкой улице. Джованни или Джан Лоренцо Бернини (1598, Неаполь — 1680, Рим) учился у отца в Неаполе. В центре алтаря находится икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит. Боковые капеллы базилики, кроме одной (Антония Падуйского) также посвящены Деве Марии и украшены алтарными образцамиработы Тициана («Апостол Марк на троне»), Луки Джордонеи Пьетро Либери.
Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). Особенности банкротства кредитных организаций. VIII. был разносторонне одаренным человеком. Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах -- местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.
Изысканность, чистота ритма нарастают с увеличением внутреннего напряжения. Оратория Филиппо Нери Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli).
Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. Петра, в более камерном плане – в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596-1669). В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание. Колонны полукруглого входного портика спарены.
Первый – архитектура объемных сооружений, включающая жилые дома, общественные здания (стадионы, магазины, торговые центры, кинотеатры и театры, детские сады и пр. ), промышленные сооружения. 29). По его просьбе был захоронен безымянно в могиле своего учителя и друга Мадерна.
26) — сдержанная композиция, хорошо выразившая официальный характер здания. В оформлении интерьера часто встречается эмблема ордена иезуитов. Церковь выполнена в светлых тонах: розовом, сером, а также золотом и белом. В 1870- 1946 годах Сант-Андреа-аль-Квиринале была дворцовой церковью итальянского королевского дома. С 1998г. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале является тиулярной церквью. В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599-1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. Каждой пилястре, отмечающей шесть основных устоев церкви, соответствует ребро купола.
Балдахин — произведение, стоящее на грани между скульптурой и архитектурой. Даже его сторонники чувствовали себя неловко с его новыми созданиями.
Борромини приписываются капеллы Спада в церкви Сан Джироламо делла Карита (после 1660) и Фальконьери в церкви Сан Джованни деи Фиорентини. построил в Риме церковь Сант-Андреа аль Квиринале.
Родился в семье скульптора Б. Кастелли. Интерьер этого храма выполнен в традициях монументальной архитектуры барокко: сложная конфигурация стен, обилие декора, богатая полихромия (позолота, цветной мрамор и т. д. ). Пространство архитектуры, плоскость стены или плафона заполняется обилием деталей так, что они скрывают конструктивные членения. А декорационный тип фасада, наподобие театрального занавеса или даже «задника», прикрывающего собой объем церковного здания, сформирован еще в искусстве Итальянского Возрождения, но получил законченное выражение в эпоху Барокко.
Достигнув экономической независимости, предложил безвозмездно свои услуги ордену Тринитариев (Святой Троицы). Исполнительное мастерство Борромини всегда обусловлено практической необходимостью. Был в Лиссабоне (1719—1720), где выполнил проекты собора, замка и каноники, в Мадриде, где начал разрабатывать проект королевского дворца. Позвонки: виды позвонков их групповые признаки.
В базилике хранится картина Тинторетто«Брак в Кане» (1561 год). А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим.
Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. С 1619 г. жил в Риме, как зодчий и резчик по камню работал на строительстве собора св.
Оборудование и его конструктивные особенности. II. Фантазия архитектора тратилась на создание причудливых планов из хитро составленных треугольников, овалов, звезд и пентаграмм. Она интересна не только своей формой (например, вогнутым фасадом), но и интерьерами. При восстановлении собора Ваккарини сделан богато украшенный колоннами и раскреповками фасад (1736), а церковь Сан Джулиано он завершил окруженным восьмигранной арочной галереей куполом. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Прочие работы: Лаццаретто (1733) и церковь Джезу в Анконе (1743—1745) церковь Сантиссима Анунциата (с 1761), палаццо дАнгри (1755) и другие дворцы в Неаполе проект фасада Миланского собора (1750) и перестройка палаццо Реале в Милане (вместе с Пьермарини). Этот прием, восходящий к поздней античности (церковь св.
Кругу он неизменно предпочитал эллипс. 46). Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644 Иннокентий X Памфили, 1644—1655 и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667) их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание.
35). и получил у Лонгены новую типично барочную разработку. История зарубежного искусства Искусство Франции.
Созданная Бернини площадь св. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Известный Джан Лоренцо Бернини был назначен ответственным за этот проект, хотя его архитектурные способности были слабыми. Он отличался роскошной отделкой и богатством материалов. В надгробии папы Александра VII (1671—78) Бернини представил главу католической церкви в окружении многочисленных аллегорических фигур, создал яркую и эффектную театрализованную сцену. Вся нижняя часть церкви обработана ордером с сильно выступающими, почти свободно стоящими коринфскими колоннами, которые объединяет огибающий все очертания плана антаблемент. XVII в., представитель стиля барокко. Таковы элементы этого архитектурно-скульптурного произведения, в котором нельзя сказать, что является структурой, а что — украшением, но которое невольно останавливает взгляды каждого проходящего и заставляет их устремиться вверх, а следовательно (по замыслу глубоко верующего мастера), — к богу.
Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). Но наружный облик церкви чрезвычайно различен.
Петра. Эта смелая комбинация и новшество объединяются сложными вплетенными ритмами. Архитектор Карло Мадерна заканчивал строительство собора святого Петра в 1605-1613 гг., а вернее, делал его перестройку.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. Петра, палаццо Барберини и купола храма Сант-Андреа делла Валле под рук. Овальная площадь с обелиском посередине и двумя фонтанами в ее геометрических фокусах охвачена, словно щупальцами, гигантскими четырехрядными колоннадами (символ раскрытых для верующих объятий церкви) и превращена в огромный раскрытый вестибюль перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем.
Его«Аллегория Божественного Провидения» (1638—1639) —барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Созданный Кортоной таким образом фасад лишь в средней, выступающей вперед части соответствует объему церкви делла Паче за левым боковым крылом находятся монастырские помещения (их венчает маленькая колоколенка) правое же крыло является чисто декоративным добавлением.
Новый стиль, прежде всего, утвердился в церковной архитектуре. Особенности правового положения и виды небанковских кредитных организаций. II.
Сооружения Бернини выражают торжественность и величие, Борромини же духовный наследник Микеланджело его произведения характеризуются напряжённостью, экспрессией, контрастами, подчёркнутой динамикой масс и пространств. Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573).
В 1625 г. создал первые проекты 2 колоколен для храма Всех святых (бывш. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. Их монастырь и церковь Святого Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (1634-41) – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр.
Карло Райнальди (1611—1691), выходец из семейства североитальянских зодчих, работал вместе с Борромини на постройке церкви Сант Аньезе и завершал ее после смерти мастера. Безудержная фантазия мастера, его стремление довести до предела все выразительные средства архитектуры (его изгибающиеся стеновые поверхности, усложненные силуэты венчающих частей, взаимное пересечение и перетекание пространств в интерьерах) придают произведениям Борромини трепетную, доходящую до беспокойства динамичность, а вместе с тем лишают их той тектонической целостности и внушительной, величавой серьезности, которые отличают творчество Бернини. Даров в соборе св.
Петра (1630-33) идея завершения которого принадлежит Борромини. Позвоночный столб в целом. V2:Тема 1. 4 Кости пояса нижней конечности и их соединения. Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час.
Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. Даже гирлянды и путти в основании купола повторяются в обоих интерьерах. Он отличался от Лоренцо Бернини и прочих современных ему архитекторов тем, что основывал свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела.
42). Общая синдесмология. 64). Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1661), первоначально строившаяся Райнальди, но перешедшая потом к Борромини, расположена на площади Навона напротив Берниниева фонтана Четырех Рек (см. Его произведения сосредоточены в Катанье — портовом городе, расположенном у подножья Этны, который был почти полностью превращен в руины землетрясением 1693 г. Ваккарини не только принадлежит прямоугольная планировка, но и многие выдающиеся здания города: палаццо Муничипале (1741), церковь св.
Очень быстро Мадерна узнал потенциал Борромини. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. Площадь является ярким примером барочной организации городского пространства. Церковь Сант Иво алла Сапиенца Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом. Общее движение архитектурных форм фасада направлено к средоточию композиции-входному порталу, над которым помещена статуя св. Своего высшего выражения принцип «бега и потока форм» достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью», – говорил Бернини.
Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). Учился у Карло Мадерна в Риме. Борромини (который изменил свое имя приблизительно в 1627 году) завоевал европейскую репутацию своим замечательным дизайном маленькой церкви СанКарло алле Куатро Фонтане в Риме. Подобная идея сакрализации внутреннего пространства двора, освящаемого храмом-алтарем, вероятно, была вызвана влиянием произведений архит.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Словом, весь мир ордерных форм, разработанный предшествующими поколениями зодчих, дополненный и преобразованный вдохновенной фантазией барочного мастера становится на службу новой эпохи, отвечая ее потребности в насыщенной, полновесной, напряженной и многословной архитектуре. Мраморный бюст Констанцы Буонарелли (ок.
Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. своего дяди, архит. Луки или редкие классические мотивы, как в колокольне Сант-Андреа делле Фратте, с горьким чувством ставя себя вне истории, а искусство – над временем, как выражение высшей духовности, которой способен обладать каждый, какой бы ни была его культура. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660-1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Средняя часть выделена ризалитом и выступает вперед. Борромини начал компоновать вместе три различных модуля, которые могли быть обычно использованы только в разных зданиях: необычная, волнообразная нижняя зона, середина по стандартному плану греческого креста и овальный купол (относительно новая и еще мало применявшаяся форма).
Пьетро да Кортона также довольно рано завоевал репутацию разностороннего мастера. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Мадерна оставил их как элементы конструкции, а в 1636 году Бернини предложил закончить их.
Борромини сжег все свои рисунки, которые у него были. Вот таким образом его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров.
Церковь расположена среди исключительно тесной застройки, восходящей к XV и XVI вв. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером. слева).
Наиболее видными мастерами барокко 17 века были: Л. Бернини (1598 -1680) и Ф. Борромини (1599 -1667). Франческо Кастелли, прозванный Борромини (1599, Биссоне близ Комо— 1667, Рим), с 1608 г. обучался скульптуре в мастерской отца Б. Кастелли, архитектора герцогов Висконти в Милане. Берннини по праву считается главным разработчиком стиля барокко. храмом имп. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью.
Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Увеличение высоты колонн и комбинация главного и дополнительного ордеров являются одним из мотивов позднего маньеризма, а известная непоследовательность, присущая проекту, напоминает о ранних работах Бернини (в частности, участии в создании фасада церкви Санта Сусанна). В интерколюмниях – ниши со скульптурой, четыре скульптурные группы с фонтанами и определили название церкви. Ранние работы («Давид», 1623 «Плутон и Прозерпина», 1621—22 «Аполлон и Дафна», 1622—25) полны движения, драматического пафоса, страстного порыва.
В результате три фронтона оказались вписанными один в другой (рис. Крылья постепенно отступают. Важнейшие работы в Турине и окрестностях: церковь дель Кармине, базилика Суперга (1715—1731), палаццо Мадама (с 1718), широко раскинувшийся охотничий замок Ступиниджи (после 1729), семинария и многие другие. Колонны самого пышного коринфского ордера устанавливались на высокие пьедесталы.
IBM Восточная Европа/АзияII. Стареющий мастер и его юный ученик вместе работали в соборе святого Петра. В Сицилии барокко получило исключительно богатое развитие. Вместо центрических в плане построек создавались удлиненные, базиликальные. Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору.
Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтоны нижних окон «наложены» на антаблемент. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца—католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVIIвека. Церковь была заложена ещё в начале XIV века как часовня римского университета Ла Сапиенца. Франческо Борромини приступил к сооружению современной церкви в 1642 г. Предполагают, что в основе шестиугольной формы лежитформа пчелиных сот, поскольку пчела (символ божественной мудрости)— геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII (1568-1644г. г. ). Начало строительства церкви относится ко времени его правления. Два фасада выходили теперь на пьяцца Барберини и виа Пиа, в то время как боковые фасады с лоджиями смотрели на сады, раскинувшиеся вокруг дворца.
17 в. Бернини стал придворным архитектором и скульптором римских пап. Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца.
Петра и окружающая ее колоннада (1657—1663). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. 34).
52). Церковь расположена на углу виа Феличе (теперь Куаттро Фонтане), у ее пересечения с виа Квиринале, соединяющей Квиринал с выездом из города, отмеченным микеланджеловской Порта Пиа, т. е. у одного из самых ответственных перекрестков барочного Рима. Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Круглый план и здесь усложнен экседрами и нишами. Столь же значительным было изменение им плана Мадерна для церкви святого Игнатия, путем использования пары свободно стоящих колонн он предложил разделение пространства, что являлось главной характеристикой его стиля. По контрасту с нижней частью верхний ярус облегчен за счет глубоких ниш, усиливающих эффект «прогибания» стены.
Этот широкий отбор стилей был дополнен его пониманием структур и материалов.
Чередование дворцовых пространств замыкается парадными помещениями дворца. Бернини редко потворствовал профессиональной зависти, однако во время своего парижского визита в 1665 году он обвинял Борромини в отказе от антропометрического основания архитектуры.
Сотрудничал с Бернини при проектировании и сооружения балдахина в соборе Св.
В основании купола, над антаблементом, устроены окна, хорошо освещающие церковь. Работал главным образом в Турине (с 1715 по 1735), выезжая во многие города Италии. По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio). В 1660 году удача трагически отвернулась от Борромини. По краям площади имеются еще два фонтана: один изних—Фонтан Мавра, был создан попроекту Джакомо дела Порты, аотреставрирован попроекту Бернини.
Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». До того ведь были известны лишь круглые и овальные в плане купола либо сомкнутые восьмигранные купола, подобные флорентийскому шедевру Брунеллеско. Пластическая выразительность и динамичность усиливаются. Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах. архит.
Франческо Борромини дает новое понимание внутреннего пространства. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. В создании дворца в 1627-1633гг.
Плафон Сант Иньяцио (1681)—фантастическая перспективная композиция, в которой уничтожены всякие границы между архитектурными, скульптурными и живописными формами — является, пожалуй, наиболее ярким, экстатическим примером театрализованно эффектного завершения внутреннего пространства в культовом зодчестве барокко. Обычно меланхоличный, он был неузнаваем в припадках ярости. Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667).
С 1751 переехал в Казерту, где построил замок. Овал представляет собой самое простое сочетание кругового и осевого планов. В сер.
Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами – все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. Неудивительно (учитывая пребывание Борромини в мрачном расположении духа), что возник его конфликт со знаменитым и популярным Бернини.
Пиранези – венецианец, как и Лонгена – доводит до высшей точки восприимчивость к драматическим аспектам пространства. Фасад украшен скульптурами архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии (над центральным фронтоном). Колонны и арки церкви были расположены архитектором таким образом, чтобы привлекать взгляд зрителя к часовням и другим деталям архитектуры здания, как будто это было здание театра. Чувство города Борромини было также высоко развито, как это демонстрирует одна из его реализованных схем. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства.
Еще один элемент маньеризма можно усмотреть в подчеркнутом контрасте между аскетическим обликом главного фасада и пышно орнаментированным садовым фасадом, спроектированным, по-видимому, по образцу виллы Боргезе (Джованни Вазанцио). В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. 60). Он был любимцем нескольких сменившихся за его долгую жизнь пап, а Людовик XIV, пригласивший его (в 1664 г. ) в Париж в связи со строительством Лувра, встречал его с королевскими почестями.
Главное его творение – ансамбль площади собора Св. Борромини декларировал свой отход от античности и природы (в том числе от творчества Микеланджело), но он и в самом деле отвергал правильные и ортодоксальные композиционные мотивы древнего мира. 27). участвовали три великих зодчих— Карло Мадерна, его племянник Франческо Борромини и наконец Бернини.
Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники. доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения. Почти одновременно со строительством монастыря, церкви и созданием интерьеров Сан Карло Борромини работал над ораторией Сан Филиппо Нери в монастыре Филиппинцев (1637—1643).
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1628-1641) эллиптическая в плане, с вытянутой продольной осью, что создает эффект сжатия, а не расширения пространства, как у Бернини в церкви Сан-Андреа. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Жанровые и структурные особенности журналистских материалов.
Будучи почти самоучкой, он развивал в себе культ Микеланджело. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Поверхности стен нигде не оставлены гладкими: раскреповки, пилястры, трехчетвертные колонны собираются в группы между ними в тело стены врезаются ниши, проемы получают дополнительные обрамления.
Алтарная ниша богато декорирована. Занимался реставрацией моста Сант Анджело, на котором установлены скульптуры, выполненные по рисункам Бернини (1669—1670). Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Виньола обратился к форме купольной базилики. К числу первых самостоятельных работ Б. относится ц. Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1641, 1665-1667), построенная для мон-ря ордена босых тринитариев. Первоначальное образование получил в мастерской отца.
Центральное место на площади занимает знаменитый фонтан Четырех рек гениального Бернини. Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. Петра.
Третья церковь Кортоны — Санта Мариа аль Корсо (ранее — Санта Мариа ин виа Лата) при обычной вытянутой форме плана имеет высокий фасад, верхний ордерный ярус которого по ширине равен нижнему и является, следовательно, декоративным. Плоскости трехъярусного, увенчанного аттиком фасада гладко оштукатурены.
Бравурность скульптурных форм эффектно соединилась в них с подвижной стихией воды. Петра, не прекращавшаяся всю его жизнь. Терезы» (1644—52, церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим) – великолепная архитектурно-скульптурная композиция.
Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Петра и словно «обнимают» входящего, направляя его движение к главному фасаду здания. Противостояние вылилось вовзаимные упреки иподозрения.
Д. Браманте (папская вилла и Бельведер в Ватикане, первоначальный проект храма мон-ря Сан-Пьетро ин Монторио (Темпьетто). Общее впечатление, производимое интерьером, — безусловная устремленность пространства. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Прочие архитектурные работы в Риме: участие в строительстве палаццо Барберини (с 1629 вместе с Мадерна) дворцы Монтечиторио (продолжение работ с 1656) и Киджи-Одескальки фасад коллегии Пропаганда Фиде отделка интерьера церкви Санта Мариа дель Пополо (около 1658) скала Реджа в Ватикане (1666) церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653—1658).
Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм. Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, по-видимому, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада). В подлинном Барокко стена агрессивна, напряжена и динамична.
Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Его первой самостоятельной работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). Работы мастеров следующего поколения — Антонио, Джузеппе, Джованни Мариа Бибиена, а также представителей другого семейства театральных художников Гальярди, оказали большое влияние на отделку дворцовых интерьеров XVIII в. и на архитектуру малых форм в итальянском градостроительстве. Его карьера была успешной, пока не пришли разочарования последних лет. Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов.
Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину (рис. Второй – ландшафтная архитектура, включающая в свой состав, в большей мере, организацию садово-паркового пространства (парки, бульвары, скверы, также «малые» архитектурные формы – беседки, фонтаны, мостики). Ее широкий двухъярусный ордерный фасад является по сути дела декоративным экраном, за которым теперь (в отличие от Ренессанса, когда форму внутреннего пространства стремились наиболее ясно отразить во внешних объемах) полностью скрывается крестообразное построение внутреннего пространства, своды, перекрывающие ветви креста и вписанные в углах между этими ветвями второстепенные помещения. Барокко как стиль ранее всего и наиболее определенно проявился в Италии.
В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. Построил церкви в Кастельгандольфо (1661) и Аричче (1664). Купол, сплошь покрытый шестигранными, уменьшающимися кессонами, дополнительно расчленен ребрами, поднимающимися от каждого устоя вверх, к узкому венчающему фонарю.
«Экстаз св. С 1769 — в Милане. Исследователь испанского искусства Татьяна Каптерева отмечает следующие характерные черты живописи данного периода:преобладание остроты наблюдения натуры над художественным воображением концентрация внимания на человеке, с исключением других пластов восприятия реальности (это вело к слабому развитию пейзажа и своеобразному, внесюжетному развитию бытового жанра). В Риме с 1604 г. Первая архитектурная работа — реконструкция церкви Сан Бибиана (1625).
Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) – становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. К счастью сохранился литературный труд Борромини с описание его собственных работ. В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность. Помимо церкви Борромини построил и монастырь Сан Карло.
Борромини работал над проектами реконструкции более ранних построек для семейства Спада, Фальконьери, кардинала Памфили, для испанского представительства в Риме, был главным архитектором ордена филиппинцев (1637-43), римского университета Ла Сапиенца (1645-50), Латеранской базилики Сан-Джованни (1653-57), палаццо ди Пропаганда Фиде (1654-64). Новое понимание внутреннего пространства дает Франческо Борромини (1599--1667) (настоящее имя Франческо Кастелли) изобретательный архитектор, ученик Карло Мадерны, современник и художественный соперник Бернини. Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. Однако пространство церкви крайне усложнено расположенными крест-накрест эллиптическими нишами и проемами в соседние помещения. Это обилие деталей притягивает к себе внимание входящих в церковь. Фасад Иль-Джезу выполнен Джакомо делла Порта.
Луки. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности.
Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Оформляя гигантским ордером центральный неф Латеранской базилики, он опирался на опыт Микеланджело (фасад дворца Консерваторов на Капитолийском холме), установив т. о. связь между историческим центром и древнейшим христ. Эффекты светотени здесь абсолютно исключительны.
Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтончики нижних окон «наложены» на антаблемент. Наружный облик церкви организован Борромини с расчетом на создание впечатления повышенной живописности. Он кажется сквозным благодаря восьми овальным, находящимся где-то позади этих арок окнам.
Здесь также характерно возвращение от Классицизма к Готике и даже к романским прообразам. Одновременно укрепляется господство светских властей. Карла Борромея.
Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. отца, 1626), Тритона на площади Барберини (1640), фонтан Четырех рек на площади Навона (1646—1652), монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мариа Сопра Минерва и др. Боковые торцы изгибающихся снова вперед антаблементов выглядят как раскреповки. Главная лестница Ватикана, Скала Реджа известная также, как «Королевская», является ещё одной выдающейся постройкой итальянского архитектора Лоренцо Бернини. Чтобы усилить пространственный Эффект и подчеркнуть осевую перспективу улиц, архитектор ставит в точках схода лучевых проспектов и в их концах обелиски и фонтаны, добиваясь тем самым большого композиционного единства и завершенности.
По странному стечению обстоятельств она отмечает не только начало наиболее активного периода в деятельности мастера (с 1638), но также и финал его творчества, поскольку фасад церкви оставался длительное время незавершенным (после окончания всех прочих работ) и был выполнен мастером лишь перед самой его смертью, явившись таким образом его последней работой. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера. Патрон (хозяин), однако, начал прислушива гься к советам третьего дизайнера, Пьетро да Кортона и в конечном счете отказался от проекта Мадерна, для восточного фасада дворца. Конкуренция с Л. Бернини перешла с годами в личную неприязнь.
Петра, для которого сделал большой бронзовый балдахин (киворий) на витых колоннах (с 1624 по 1633), кафедру (1657), проект двух кампанил (одна была возведена в 1641 г. и снесена в 1648) и выполнил несколько надгробий. Закругленные или скошенные углы его построек (оратория филиппинцев, Сан-Карло), угловая башня, служащая ориентиром среди узких улиц (монастырь филиппинцев), ритмика крупных пластических акцентов на протяженном фасаде (палаццо ди Пропагадна Фиде), вогнутые очертания фасадов закрепи в римском градостроительстве приемы, намеченные его предшественниками. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. Кости нижней конечности и их соединения. VI.
Наряду с работами по завершению собора и площади св. ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫVI. Он спарил колонны по длинным сторонам двора, срезал углы, обработав их искривленными в плане антаблементами и, ритмически чередуя архивольт с горизонталью, по-новому подал мотив арочного и двух прямоугольных проемов, носящих название «палладианского». Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
30). Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Однако не эти объемы привлекают внимание проходящих по улице.