В этом произведении – тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю. Только солнечный свет, который врывается в открытую дверь, как бы напоминает о существующих где-то радости и красоте. Впоследствии к ним присоединились Серов, Остроухов, Е. Поленова, Ап. Васнецов и С. Иванов.
Социально-обличительные тенденции искусства Архипова наиб, ярко проявились в картине Прачки (90-е гг., ГРМ 1901, ГТГ). И в центре среди них – Архипов. В 1884 году А. Е.
На них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: В лавке старьевщика (1882), Пьяница (1883), Водопой (1883) и др. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться к поступлению в 1876 в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где тот занимался с перерывом в 1877 – 1883 и 1886 – 1888. Все произведения А. Е.
Живописная манера Архипова в этот период несколько изменилась. Картина По реке Оке выставленная в 1891 году, принесла успех и славу русском художнику.
Излюбленными становятся красные интенсивно-розовые, звучные тона. И недаром, конечно, художник, рассказывая о своих заграничных впечатлениях упоминает на первом месте имя Микел-Анджело. Собрав последние деньги и захватив свои рисунки Архипов 16-летним юношей попадает в Москву. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: Крестьянин Рязанской губернии (1925), Девушка с кувшином (1927), Крестьянка в зеленом фартуке (1927).
В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: Крестьянин Рязанской губернии (1925), Девушка с кувшином (1927), Крестьянка в зеленом фартуке (1927). После Октябрьской революции Архипов принимал активное участие в реорганизации художественных училищ в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), где вел преподавательскую деятельность с 1918 по 1920 гг., а затем в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) с 1922 по 1924 гг. Но Архипов недолго пробыл в Академии.
Членом Товарищества стал в 1891. В его картинах, как правило, господствует настроение легкой, светлой задумчивости. Родители его поощряли и в 1877 года, накопив необходимую сумму денег, отправили его в Москву на учебу. С 1904 Архипов – один из создателей и активных деятелей Союза русских художников. Однако, к великому удивлению всех мальчиков, ожидавших самых неприятных последствий для художника, учитель посадил его за свой стол, начал давать ему бумагу, карандаши и всячески одобрять его занятия. В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились две близкие по теме картины: Смена.
Преемственность и новаторство органически соединены и воплощены художником в образах, порожденных знанием современной ему жизни, умными и тонкими натурными наблюдениями, присущей ему душевной теплотой. Видный педагог. В 1887 году Архипов за картину «Посещение больной» был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника. Еще в детском возрасте молодой Архипов обнаружил склонность к рисованию. Изображение радостного в жизни – вот главный мотив творчества Архипова «сюжет» в узком смысле слова, в понимании его основной группой передвижников (Ярошенко, Мясоедов, Прянишников и др. ) не созвучен натуре художника и его трудно увлечь на тенденциозность в картине.
Письмо было написано С. В. Ивановым и подписано всеми выше перечисленными художниками. состоял до его конца в 1922 г. Он не примкнул к петербургской группе, когда в 1909 г. обединенный «Союз» распался и петербуржцы, оставшись верными старому лозунгу «Мир Искусства», пошли по пути стилизации и ретроспективизма, все более и более удаляясь от окружающей действительности. Он приблизил фигуры к зрителю, дал их более крупным планом. Первые уроки мальчик получал у местных и приезжающих иконописцев. Абрам Ефимович Архипов родился в Рязанской области 15 августа 1862 года.
Таким образом, причины для недовольства московской группы продолжали оставаться. Все эти, в то время молодые художники, остро переживали узость передвижнических взглядов на искусство. ". Архиповские «крестьянки в красном» (к примеру, популярная «Девушка с кувшином», 1927) продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда. Результат не заставил себя долго ждать, написанная картина «Посещение больной», выставленная в 1887 году, была отмечена Большой серебряной медалью.
Его крестьянские портреты-типы — «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927) — стали еще более мажорными. Можно ли не остановиться с радостным изумлением перед фейерверком Архипова. Однажды молодой Архипов нарисовал «чорта» и испугавшись, надеялся только на наказание. Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. По собственным воспоминаниям, он рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно» и учился у приезжих иконописцев.
Выставлял жанровые картины и этюды с 1886. Красный цвет, его Архипова, любимый цвет, звонко, настойчиво, задорно бьет почти с каждого полотна. Углекопы Н. А. Касаткина и Поденщицы на чугунолитейном заводе А. Е. Архипова.
Неутомимо создавал характерные национальные типы русских женщин новой России. Углекопы" Н. А. Касаткина и "Поденщицы на чугунолитейном заводе" А. Е. Архипова. На картине изображена мать художника. Содержание картины перерастает сюжетные рамки. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Здесь, по воспоминаниям самого художника, он "увидел старую женщину.
Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились две близкие по теме картины: "Смена. И все это нераздельно, едино, плавно. После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова. Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина Подруги или Посещение больной (1885, ГТГ).
Всем, что попадалось ему под руку, углем известкой, мелом он «мазал» стены и двери, продолжая рисовать в сельской школе, где он обучался до 13-летнего возраста. Несмотря на молодой возраст, уже угадывалась зрелость автора в профессиональном плане. На первой выставке этюдов и рисунков русских художников, устроенной этим обществом, появились следующие его произведения: «Старуха», «Старик», «Девочка», «Мальчик». Там его рисунки были замечены учителем, который начал поощрять его способности. Архипов обратился к лирическому, наполненному светом и воздухом пейзажу (По реке Оке, 1890, ГТГ Лёд прошёл, 1895, Рязанский художественный музей), органически сочетал так называемый пейзаж настроения с эмоциональным состоянием изображаемых людей (Обратный, 1896, ГТГ).
Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события. В 1920-х годах русский художник исполняет серию крестьянских портретов. В 1898 году Абрам Ефимович получает звание академика. Уже ранние произведения Архипова «Подруги» (1886) и «Иконописец» (1889) обратили на себя внимание зрителей и критики.
Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос. Многократные поездки на Север не дали желаемых результатов. Одну из проблем пленэрной живописи – проблему передачи настроения человека посредством пейзажа – художник мастерски решает в картине «На Волге». Советы Чистякова, его беседы о цвете, о красках до сих пор вспоминается А. Е. Зато экзамен по рисованию прошел блестяще. Впоследствии художник пишет в основном в социальном жанре.
Живописная манера Архипова в этот период несколько изменилась. Абрам Ефимович Архипов, советский художник. Первые солнечные лучи заливают все вокруг.
На полотне изображен лишь небольшой участок церковного двора, но близкое присутствие широкой и спокойной природы русской деревни ощущается удивительно непосредственно и неоспоримо. В картинах «Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894-1895), «На реке» (1898), «Проводы крестного хода» (конец 1890-х гг. ) также хорошо видно слияние пейзажа и жанрового сюжета. Маковский, А. К. Абрам Ефимович Архипов родился 15 августа 1862 году в одном из глухих селений Рязанской губернии, в крестьянской семье. Колорит, построенный на сочетании приглушенных неярких красок, соответствует общему настроению произведения. По-особому благородна красота народных одежд, пусть это будет даже самый бедный армячок. Она отрешённо смотрит в одну точку, низко опустив голову.
Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой. Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Впоследствии пейзаж и эмоции человека постоянно будут перекликаться в таких работах художника, как «Радоница», «Лед прошел», «На реке», «Проводы крестного хода». В Русском музее и в Третьяковской галерее сегодня можно увидеть такие знаменитые полотна Абрама Ефимовича Архипова, как «Крестьянская девушка», написанная в 1917 году, «Женщина в красном» (1919 год), «Крестьянка в розовом» (1910 год), в том числе особо популярные работы, такие как «Девушка с кувшином», «Северная деревня» (1902 год), есть и знаменитая картина «Прачки», которая была написана в 1890 – х годах, а второй вариант художник воссоздал в 1901 году. Он приблизил фигуры к зрителю, дал их более крупным планом.
Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг). По рассказам художника помещик бил дедушку, а с отца почти накануне «освобождения» требовал выкупа от крепостной зависимости, но так как в семье денег на это не хватало, то жадный помещик сдал его в солдаты. Сохранилось немало его жанровых картин той поры. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Виллевальде. Ранние работы Архипова так же обаятельны.
Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой. На периодических выставках того же об-ва он выставляет в 1889 г. «Деревенского иконописца», в 1891 г. «Келейника» и в 1892 г. «Проводы». Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883, 1886-1888) у В. Г. Портрет за портретом. Его волновал общий настрой людей молодой Республики их оптимизм их вера в будущее. Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос.
Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. После сельской школы с ее «законом божием», да четырьмя правилами арифметики, к тому же еще основательно забытыми, куда там было выдержать довольно трудный экзамен. С 1924 он – член Ассоциации художников революционной России (АХРР), наиболее крупного объединения художников-реалистов 1920-x.
В позах женщин видны покорность и безнадёжность. Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен "По реке Оке" (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. Талантливый юноша быстро и успешно учился.
Большое внимание художник уделил колориту картины. В 1890-е гг. В 1904 стал одним из основателей «Союза русских художников» – объединения, обращавшегося к национальной культуре и истории.
Архиповские «крестьянки в красном» (к примеру, популярная «Девушка с кувшином», 1927) продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда. Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале». Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ). В своих произведениях Архипов использовал яркие краски с переходами в промежуточные тона. В этом произведении — тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю. Соседка, пришедшая навестить больную подругу, присела рядом. Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. Солнечный луч, покорившийся живописцу, зажигает пламенем цветастые, яркие наряды.
А. Е. был тесно связан с той группой художников, с которыми он вместе кончал Московское Училище: Рябушкиным, Левитаном, Нестеровым, К. Коровиным. Она отрешённо смотрит в одну точку, низко опустив голову. В полутёмной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой сидит больная женщина. После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова. Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина "Подруги или Посещение больной" (1885, ГТГ). После этого Архипов был удостоен звания классного художника.
На выставку картина попала уже как собственность Третьяковской галереи. С малых лет проявился его талант в живописи. Виллевальде в Академии художеств Санкт-Петербурга. Основная смысловая нагрузка ложится на изображение обстановки. К таким полотнам Абрама Ефимовича Архипова относят такие работы: «Игра в свайку», «В лавке старьёвщика», «Пьяница».
Не отступая ни на шаг от реальной жизни он ищет передачи ее во всей ее красоте чисто-живописных впечатлений. Если в первых своих произведениях, находясь под влиянием учителей-передвижников, он стремился передать натуру так, как она существует, передать «настоящий» солнечный свет, то уже вскоре он оставляет эти тщетные стремления. В 1920-х гг. Обучение молодого таланта продолжалось до 1883 года.
Художник отказался от многих ненужных подробностей. В 1920-х гг. Это посещение предрешило вопрос о поступлении. Формальное построение последних картин Архипова вполне соответствует тому значительному заданию, которое он себе поставил.
Т-во пошло на уступки и молодежь была выбрана в члены, но во избежание «засорения» был организован Совет «старейшин», куда, однако, попали А. Е. Все живописно – пар клубится, усталость старухи. Крестьяне в творчестве живописца – сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди.
С 1910-х гг. Была поставлена голова Антиноя. Это утверждение поэзии русской природы, с голубыми далями, весенними разливами рек, потоками солнечного света. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин. Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг). В полутёмной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой сидит больная женщина.
По приглашению Дягилева московская группа живописцев приняла участие в «Мир Искусстве». Первые солнечные лучи заливают все вокруг. Оно шире, глубже, значительнее. Прянишникова и других в ИАХ (1884-1885).
С самого детства он начал проявлять интерес к живописи. Впервые приобщился к рисованию в местной школе. В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. Знаменитый художник родился 15 августа 1862 года в деревне Егорово Рязанской области.
устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть. В 1920-х гг. Изменилась живописная манера Архипова.
Выступил с остросоциальными жанровыми картинами (Прачки, 1890-е гг., ГРМ), позже разрабатывал жанры пейзажа и крестьянского портрета (Крестьянка, 1916, ГТГ). Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Прянишников, В. Д. Также художник некоторое время (1884-1886 годы) учился в мастерской Б. П. С 1894 г. Абрам Ефимович руководил натурным классом Московского училища живописи, ваянии и зодчества, в 1898 г. он получил звание академика Академии художеств. Здесь он обучался с 1877 по 1883 год и с 1886 по 1888 год. Преподавателями у Архипова были В. Е.
для своей коллекции. В позах женщин видны покорность и безнадёжность. Весенней бодростью веет от полотна "Лед прошел" (1895, Рязанский областной художественный музей). В то время уже среди них слагалось то новое отношение к живописи, которое привело к крушению передвижничества и образованию «Мир Искусства». Перова, И. М. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: "Крестьянин Рязанской губернии" (1925), "Девушка с кувшином" (1927), "Крестьянка в зеленом фартуке" (1927).
устроили выставку «36». В 1924 г. Абрам Ефимович вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), а в 1927 г. ему, одному из первых советских живописцев, в связи с сорокалетием художественной деятельности было присвоено звание народного художника РСФСР. – отмечал в 1926 году Луначарский. Этот факт подтверждают картины, написанные им в период учебы. Он родился в деревне «Егорово», Рязанской губ., 15 августа 1862 г., через год после «освобождения» крестьян.
Изба, окно, солнце бьет в окно, сидят бабы. После того, как профессор Виллевальд заставил его исправлять с антиков «следки» у писавшегося учениками натурщика в парике, Архипов в апреле 1886 г. бросил Академию, но вместе с тем Академия в лице П. П. Чистякова оставила огромный след на развитии художника. В 1920-х гг. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен По реке Оке (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. Для него, сына рязанского мужика, не было в мире никого краше русских деревенских женщин. Все живописно – пар клубится, усталость старухи.
В это время, в конце 90-х годов в Москву приехал Дягилев. Его крестьянские портреты-типы – «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927) – стали еще более мажорными. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Он писал их широким мазком, сочно, темпераментно. Некоторые работы этого периода («Посещение больной», «По реке Оке», «Келейник») были приобретены Третьяковым П. М. Весенней бодростью веет от полотна Лед прошел (1895, Рязанский областной художественный музей).
Абрам Ефимович Архипов происходит из крестьян Рязанской губернии. Так вошла в творчество Архипова социальная тема, которая получила глубокое и законченное воплощение в известной его картине "Прачки" (первый вариант – конец 1890-х гг., второй вариант- 1901). Еще не успев, как следует, закончить рисунка, молодой художник увидел двигающуюся по залу процессию профессоров.
– говорил тогда Константин Коровин – До сих пор я не видел ни в русской, ни в иностранной живописи ничего подобного. и А. М. Васнецов. Художник Абрам Ефимович Архипов любил писать крестьянок. Построенные на личном вкусе Дягилева и единоличном отборе произведений первые выставки «Мир Искусства» положили водораздел между «петербургской» и «московской» группами молодых живописцев. Изображая портреты, он не изменяет своей манере, сложившейся ещё в до революционные годы.
о необходимости дать развитие его дарованию. В самом деле, какую тенденцию можно извлечь из этого парнишки, лежащего вечером на плоту и играющего на гармошке в картине «На Волге» или солнечных баб и мужиков, переплывающих на лодке Оку («По реке Оке»). Архипов был участником обоих выставок «36» в 1902 и 1903 гг. Было продано все, что можно продать в крестьянском хозяйстве, до последней коровы и лошади, лишь бы спасти отца художника от ужасов тогдашней солдатской службы.
Предреволюционный период обогащает цветовую палитру художника. Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. Он сотрудничал с ТПХВ, членом которого стал в 1891 г. Его неослабевающий интерес к жизни деревни отразился в картинах, написанных сразу же по окончании МУЖВЗ: "Пересуды", "На Волге" (обе 1888-89), "Деревенский иконописец" (1889). В биографии Архипова Абрама Ефимовича появился новый важный виток. Архипов делал этюды на окской переправе, дома в деревне, работал в московской мастерской. Потрясенный увиденным, Архипов решил начать новый холст.
Её взгляд наполнен горем и печалью. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. Его учителями были, пробудивший в Архипове интерес к крестьянской тематике, В. Д. Поленов, один из первых русских пленэристов, А. К. Саврасов и В. Е. Маковский.
Однако академическая система преподавания его разочаровала. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета – все это создает образы людей, полных здоровья и радости, придает им жизнеутверждающую силу. Светопись у Архипова полностью отражала не только настроение, но и социальное положение моделей: (1890-х и 1901), «Прачки» Обратный (1896) «Северная деревня» (1902) «Гости» (1914) и т. д. После 1917 г. стиль и тематика произведений Архипова существенно не менялись. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: "Крестьянин Рязанской губернии" (1925), "Девушка с кувшином" (1927), "Крестьянка в зеленом фартуке" (1927). Естественность и непринуждённость в позах людей.
Родился в крестьянской (мещанской) семье. Саврасов, И. М. Однако академическая система преподавания его разочаровала. Активное действие и острые ситуации чужды полотнам Архипова.
Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1884-86 годах занимался в Петербургской Академии художеств в мастерской Б. П. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Выполнив пейзаж с лодкой, писал с натуры отдельных крестьян. На картине изображена мать художника.
А. Е. Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской семье и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой его творчества. С детства художник рисовал везде, всегда, всюду, где только можно, как сам вспоминал впоследствии. С 1894 Архипов занимается преподавательской деятельностью. Став членом Товарищества передвижных выставок, Архипов создал данное произведение. В 1904 г. Архипов принял участие в создании «Союза русских художников». Он всегда наряжал их в красные платья, кофты, юбки, платки. Здесь изображена мать художника.
Образ поднят художником до глубокой степени обобщения, он стал олицетворением беспросветности, обреченности существования работниц, от зари до зари занятых тяжким трудом. С этого времени начинаются разговоры учителя с отцом А. Е. В последние годы жизни много работал в жанре портрета.
Социальные мотивы творчества Архипова проявились в таких работах, как «Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1896) и «Прачки» (1899-1901). Для того чтобы запечатлеть родную ему, земляную силу русского крестьянства нужны были иные формы и прежнюю дробность своих многофигурных композиций художник, после последней заграничной поездки, меняет на однофигурные изображения «мужиков» и «баб». Впервые приобщился к рисованию в местной школе. Выражением основных черт творческой манеры Архипова стала картина «Прачки», написанная в двух версиях. Художник отказался от многих ненужных подробностей. Цикл картин крестьянского жанра был завершен полотном «Обратный». Нетороплива беседа собирающихся к обедне жителей села.
Особенно значительную роль в становлении Архипова как художника сыграли В. Г. Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме и В. Д. Поленов один из первых русских пленэристов. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин. В своем творчестве художник много внимания уделял пейзажным работам, особенно в 1900-10.
Начав с создания жанровых сцен (Посещение больной, середина 80-х гг., ГТГ), в 90-х гг. Показ был проведен в Москве. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета – все это создает образы людей, полных здоровья и радости, придает им жизнеутверждающую силу.
Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. Этой тематике Архипов останется верен всю свою жизнь. Архипов начинает творческий путь как художник – жанрист, явный преемник и последователь своего учителя.
Картина принесла русскому художнику первый большой успех. Академии художеств. В 1924 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России. Сотрудничал с Товариществом Передвижных Художественных Выставок, членом которого стал в 1891 г. В картине «На Волге» (1888-1889) художник подошел к решению одной из основных проблем пленэрной живописи – изображению человека на открытом воздухе, где эмоциональное состояние человека передается через пейзаж. В советский период Архипов продолжал писать работы, посвященные жизни крестьянства: «Молодуха» (1919), «Крестьянка Рязанской губернии» (1926), «Мальчик-пастух» (1928) и др. Здесь, по воспоминаниям самого художника, он увидел старую женщину.
Он как бы символизирует новое время, новую молодую Россию. Картина «Обратный» (1896) завершила цикл крестьянского жанра и художник обращается к теме социального жанра. Потрясенный увиденным, Архипов решил начать новый холст. Произведения Архипова реалистичны, отличаются сочностью письма и декоративной яркостью.
Излюбленными становятся красные интенсивно-розовые, звучные тона. По собственным воспоминаниям, он рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно» и учился у приезжих иконописцев. Перов.
Поленов, В. Г. Вспомним такие известные картины, как «По реке Оке» или «Лед прошел». Продолжал педагогическую деятельность и в советский период, преподавал во Вхутемасе. Передвижники чувствовали наступление молодежи и всячески старались его задержать. устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть.
Словно песня, звучит это полотно. Народный художник Республики (1927). Её взгляд наполнен горем и печалью. Тонко, с любовью выписаны бытовые детали. Подобное настроение ясно выражено и в одной из ранних картин Архипова «Радоница», В мягкой и красивой живописи здесь передан неяркий свет погожего осеннего утра. Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события. Оно шире, глубже, значительнее.
Картина «Девушка с кувшином» критикой и самой публикой была воспринята как само воплощение России, страны героически принявшей события революции 1917 года. В картинах Архипова почти никогда нет активного действия. Картина «По реке Оке» исполнена в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Москвичи по почину С. Иванова, К. Коровина и др.
Но посещение Трутовского помогло. В 1904 стал одним из основателей «Союза русских художников» — объединения, обращавшегося к национальной культуре и истории. Ее мертвенная атмосфера не была в состоянии удовлетворить жизнелюбивого художника. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. Тут были Перов, Прянишников, Саврасов, Десятов, Сорокины.
С 1898-го – академик, с 1916-го – д. чл. Светопись у Архипова полностью отражала не только настроение, но и социальное положение моделей: «Прачки» (1890-х и 1901), «Обратный» (1896) «Северная деревня» (1902) «Гости» (1914) и т. д. После 1917 стиль и тематика произведений Архипова существенно не менялись. Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале». Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ). В 1903 г. Архипов вступил в только что возникший СРХ. В 1904 г. произошло слияние «36» и «Мир Искусства» и организован «Союз русских художников», бессменным членом которого А. Е.
Содержание картины перерастает сюжетные рамки. Но методы Дягилева, применяемые им при устройстве выставок неудовлетворили москвичей. В этом произведении – тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю. Наряду с изображением быта крестьян автор остро показывал социальные вопросы.
Особенно четко они были выражены в картине «Прачки», которую художник воплотил в двух вариантах. В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Изменилась живописная манера Архипова. В «поддевочке», в деревенских сапогах он приходит к инспектору Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества художнику К. А. Трутовскому показывать свои рисунки. Из многочисленных вывезенных им оттуда этюдов не пришлось построить картины.
В 1890-х художник создал ряд выдающихся жанровых полотен — «По реке Оке» (1890), «Лед прошел» (1895), «Обратный» (1896), – полных жизненности, глубокого демократизма. Кроме откровенного любования ярким солнцем, крепким, бодрым народом, блещущим веселыми красками, любования радостью горящего художника – там нет никакой «тенденции», никакого сюжета. Соседка, пришедшая навестить больную подругу, присела рядом.
Вместе с этим переходом видоизменяется и техника. Так вошла в творчество Архипова социальная тема, которая получила глубокое и законченное воплощение в известной его картине Прачки (первый вариант – конец 1890-х гг., второй вариант- 1901). Родился в крестьянской (мещанской) семье.