Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова. Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802, Москва) – русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых. Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок.
Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Аргунов, всю свою жизнь работал по заказу, создавая портреты знатных особ, а на этот раз он изобразил свой идеал женщины – с чистой душой и телом крестьянки. Кон. 1750-х – нач. 1760-х – парные изображения неизвестного художника и его жены, предположительно автопортрет Аргунова и его супруги Марфы Николаевны.
На сегодняшний день портреты кисти Аргунова хранятся в музеях Москвы, Петербурга. Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва)— русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых. В 1768 г. Аргунов создает «Портрет Толстой».
Точнее, Иван Аргунов всю жизнь, писавший портреты высшей знати изобразил свой идеал женщины – чистой душой и телом крестьянки. Все больше дел по хозяйству отвлекают Аргунова от рисования, в 70-80-е годы 18 века он пишет мало, но этот период отмечен новаторским портретом — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» изображает женщину из простонародья, этого никто до Аргунова не делал. Аргунов написал портрет Петра Борисовича Шереметьева в 1760 году. Много нового привнес Иван Аргунов в классический портрет: некоторую камерность можно увидеть на портретах Хрипуновых, больших друзей семьи Шереметевых, которых художник изобразил в домашней обстановке, заотдыхом а «Портрет Толстой» изображает женщину за вязанием, добавляя интимную ноту. В 1768 г. Аргунов создает «Портрет Толстой».
К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских. В конце 1750-х годов Аргунов пишет первые интимные портреты. Аргунов Иван Петрович (1727 – 1797) – русский художник – портретист. Скромные, объективные по своему подходу к модели лучшие портреты Аргунова являются ценнейшим историческим документом эпохи и неизменно привлекают своей художественной самобытностью. Автопортретего учителями живописи были двоюродный брат Фёдор Аргунов и немецкий живописец Георг Христофор Гроот, живший в России, с которым он создавал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». По материалам:Коллекция советской открытки – 1964-1990 гг. Знаменитые русские художники, Биографический словарь- Санкт-Петербург-2000 г. Многие исследователи творчества Аргунова сходятся на том, что его учителем был Георг Гроот — придворный портретист поэтому Иван Петрович посвятил всю свою деятельность написанию портретов. В связи с тем, что Аргунов был крепостным Шереметьевых, все портреты художника принадлежали членам семейства Шереметьевых. Хотя формальную вольную H. Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816 году, с него все эти годы не требовали даже оброка и он был свободен в выборе заказчика – разумеется, настолько, насколько может быть свободен портретист, зарабатывающий своим ремеслом на жизнь. К наиболее часто воспроизводимым работам И. П. Аргунова относится «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».
Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров.
Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой. «Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете.
Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец.
«Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом. Постоянно практиковался в написании портретов. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Учился у Г. К. Гроота.
Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. Пётр очень любил сестру.
Аргунова. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу.
Крепостную труппу для Кусковского театра готовили знаменитые драматические актеры и педагоги — И. А. Дмитриевский, Я. Е. Шушерин, (1753-1813), С. Н. Сандунов (1756-1820), танцевальному искусству в разное время обучали приглашенные из московского балета известные балетмейстеры Д. Н. Соломон и А. П. Глушковский. Аргунов, будущие академики живописи. Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ).
Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Он был сыном своего времени и своей культуры.
И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Аргунов решил не исправлять все это. Никитин любил царя. «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». Николай Иванович (1771-после 1829), художник, портретист. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие.
В 1762 году он получил один из самых ответственных заказов в своей карьере — написать портрет Екатерины II. Шереметевой» (1866). Потемкин, заботясь о том, чтобы во время его продолжительных отлучек около государыни находился человек ему преданный и покорный, представил в 1786 г. Дмитриева-Мамонова Екатерине, которой он очень понравился своей красивой внешностью и скромностью.
Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства. Жена ЧЕРКАССКАЯ ВАРВАРА АЛЕКСЕЕВНА (1711-1767), дочь князя А. М. ЧЕРКАССКОГО, принесла в приданое Останкино, Марьино, Марьину рощу и др. Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали».
Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Таким образом, являясь мемориальными по своему значению, они одновременно служили одним из важнейших элементов убранства дворцового интерьера второй половины ХVIII века. В 1770–1880-х он пишет мало. Шарандак Н. П., И. Аргунов, Л., 1977. Граф Шереметьев изображен на полотне в эффектной позе.
Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И. Аргунова. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни.
К ним можно отнести такие картины Ивана Аргунова, как «Портрет графа П. Б. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. управлял петербургским, с 1788 московским домами Шереметевых. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. ЛОСЕНКО, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи.
Можно добавить, что молодой граф П. Б. В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое. Превалируют насыщенные, плотные цвета теплого тона. В. Шлыковой-Гранатовой, 1789, П. И. Ковалёвой-Жемчуговой, 1802 и 1803 – все в Государственном музее керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Москва), так и классицистическими парадными портретами представителей высших слоёв общества (портрет сенатора П. С. Рунича, 1817, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). – 1802, усадьба Кусково Московской губ. )Художник, портретист иконописец, педагог. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца.
Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829) продолжил дело отца. Художнику предстояло ещё многому научиться. Крепостной князя А. М. В 1801 тайно женился на крепостной актрисе П. И. КОВАЛЕВОЙ-ЖЕМЧУГОВОЙ.
Скоропадского. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве. Он смущался, терялся и живопись получалась ходульной и однообразной. Хрипунова, где он изображен вместе со своей супругой.
Художнику было восемнадцать лет, его модели — шестнадцать. Удивительна и красива история любви Н. П. Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой.
Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный «Портрет неизвестного».
Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. Сын ДМИТРИЙ 1803-1851.
Двоюродный брат И. П. Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, урождённая Куракина – племянница графов Никиты и Петра Паниных, сестра статс-дамы Н. А. Репниной родная тётка князей Александра и Алексея Куракиных. Проходит много лет. Шереметева.
До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване). К этому времени лучшие работы Николая Аргунова были уже позади. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Генерал-аншеф. Шереметевой» и «Портрет В. П.
Аргунов Иван Петрович (1727, . Вспоминаются пушкинские «Повести Белкина» с их безыскусной простотой слога и зернами истинной поэзии. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал.
Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Писал в духе барокко парадные портреты Шереметевых и их окружения, одновременно выступил как один из родоначальников камерного портрета в отечественном искусстве (портреты К. А. и Х. М. Хрипуновых, 1757, Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва), делал попытки внедрить в портретный жанр "русские мотивы" ("Портрет неизвестной в русском костюме", 1784, Государственная Третьяковская галерея, Москва). С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности. Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника».
Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. В настоящее время среди всех работ Аргунова самым большим спросом пользуются репродукции картины «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784). Обер-камергер. В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера».
Получила превосходное воспитание и образование. Мы мало знаем о художнике и его жизни. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение.
Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Можно только предполагать.
ШЕРЕМЕТЕВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ 1751-1809 Граф. «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией.
Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Т. В. Селинова Т. А., И. П. Аргунов, М., 1973.
Шереметева» (1763), «Портрет графини В. А. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). В 1803 году графиня «умерла родами», оставив мужу трехнедельного сына Дмитрия. Граф очень страдал и больше не женился, посвятив себя сыну. Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре.
Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. В 1746–1747 учился живописи у Г. -К.
Но работа над заказными портретами тормозит творческий рост художника, так как заказчики хорошей считают работу по их понятиям, а не по истинному качеству. Среди его учеников – А. П. Лосенко.
Сын и ученик И. П. Прославился как изображениями крепостных актрис шереметевского театра (Т. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».
Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Троюродная сестра императора Петра II. Панина. Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. Эти портреты изображают людей Петровской эпохи. Вспоминаются особнячки в арбатских переулках, русский «крепостной ампир с его чертами народности и чистоты классических форм».
Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. «Чистая портретность» (без оттенка жанровости), — пишет исследователь, — отличает эту работу Скользящий свет обволакивает фигуру, мягко моделирует лицо. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». С 1800 в отставке. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход.
Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. – время расцвета творчества Аргунова. Шереметеву «Миллионным домом». Аргунова.
Фёдор Семёнович (около 1732-около 1768), архитектор. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. В Москве он почти не работает как художник. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить). В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Но вот что особенно замечательно. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б.
Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Эта красивая любовь длилась около 20лет.
Чувствуется, что художник хотел ее приукрасить: нарядил в лучшее платье, высокий кокошник выглядит короной. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. Портрет актрисы П. И. Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)1803г, холст, масло, 140x109 смЦентральный театральный музей им. А. Бахрушина, Москва Прасковья Ивановна Ковалева-Шереметевой, по сцене Жемчугова (1768—1803 гг. ), замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Удивительна и красива история любви Н. П. Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой. Граф влюбился в молодую красавицу, талантливую актрису. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е).
Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва). Лицо царя смуглое и моложавое. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф.
В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. В 1816 получил вольную, в 1818 – звание академика петербургской Академии художеств. Пётр был доволен работой Каравака и подарил ему дом на Васильевском острове, в котором Каравак и жил.
И. Аргунов1802г, холст, масло, 151. 5 x 125. 5 cмГосударственная Третьяковская галерея, МоскваГраф Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803) – один из фаворитов Екатерины II. По его проектам в Кусково были построены барочные кухонный флигель (1755), павильон "Грот" (1755-1775), предположительно – "Оранжерея" (1761-1764).
Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. В маленьком этюде об Аргунове М. В. Алпатов дает блестящую характеристику его искусства: его наследие — «невелико и скромно».
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Художник Иван Васильевич Аргунов, которому заказывала парадные портреты Екатерина Великая, родился и умер крепостным. Известен своими чудачествами, любовью к искусствам, роскошным образом жизни и богатством. Двоюродный брат и, возможно, ученик Ф. Л. Аргунова.
Крепостные графов Шереметевых (до 1743 – князей Черкасских). Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла.
В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов. Иконы писал и позже. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны.
Особенно хорош портрет княгини. Что же касается парадных — «репрезентативных» портретов, то в них Аргунов силен не был. Аргунова.
Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Иван Петрович (1729-1802) художник, портретист, декоратор. Каравак работал преимущественно портретистом. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком.
Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Любопытно вот таким образом сопоставить их автопортреты. Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства. П. И. Аргунов). Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари. Сенатор.
Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея). По мнению многих исследователей, в 1746–1749 годах Иван Аргунов учился у Г. Х. Гроота, немецкого живописца, работавшего в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны. С 1768 в отставке, жил в основном в родовом имении Кусково. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства.
В Москве он уже совсем не работает как художник. Заказов со стороны он уже не брал. С 1777 главный директор Московского дворянского банка, затем служил в Сенате.
Император Павел I благословил «неравный брак», после долгих колебаний. Семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим. Портрет П. Б. Шереметьева1760г, холст, масло, 92х73. 5 смОстанкинский дворец, музей творчества крепостных, МоскваШереметев (Петр Борисович, 1713 – 1788) – обер-камергер, сын фельдмаршала. Среди парадных портретов Ивана Аргунова выделяется особая группа так называемых исторических или ретроспективных портретов, созданных после смерти изображенных лиц.
П. Б. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Портрет Н. П. Шереметьева1800-е гг, холст, масло, 85 х 68 смЭрмитаж, Санкт-ПетербургВнук первого русского графа, сподвижника Петра I Бориса Петровича Шереметева граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) после смерти отца унаследовал громадные владения: Кусково с крепостным театром и Останкино. Немалую роль в развитии театра сыграл крепостной библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н.
В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Аргунов не был великим художником. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой.
В 1770 – 80-е rr. С 1750-х гг. Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768).
Тогда играла в этом дворце крепостная труппа, на спектакли которой, бывало, съезжалась вся Москва Владелец Останкина, граф Николай Петрович Шереметев, не жалел ни трудов, ни денег, чтобы превратить свою подмосковную вотчину в настоящее чудо художественного вкуса. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Таким образом, развеян миф об Иване Аргунове как первооткрывателе метода работы над посмертными портретами.
И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство раскрывать в человеке его моральную чистоту». В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Фон художник сделал тоже мрачным, темным.
Фёдор Леонтьевич (1716-1754), художник. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. Можно предположить, что это определение перешло в название. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. Она знала, что портрет был написан в России и передала его по завещанию в 1866 году в Гатчинский дворец-музей, откуда в 1925 году он и поступил в Русский музей. Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты.
Художник старался показать непринужденную и изысканную атмосферу. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, абсолютно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня. В 1816 получил вольную. Аргунов – сын). Речь идет о «Портрете калмычки Аннушки» (1767). Никаких препятствий Шереметев не чинил. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета.
Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Фельдмаршал одет в черно-серый сюртук. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений.
Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Учился, возможно, у С. И. Чевакинского, как его помощник участвовал в строительстве дома Шереметевых на Фонтанке в Санкт-Петербурге (так называемый "Фонтанный дом", 1750-1755). Склифосовского).
Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Исполнял также живописные портреты ("Неизвестный в меховой шапке", Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва). По его рисункам исполнялись портретные гравюры выдающихся русских военных и государственных деятелей для исторических сочинений ("История Малороссии" Д. Н. Бантыш-Каменского издана в 1818-1822 и др. ), один из его оригинальных рисунков этой серии хранится в Третьяковской галерее (портрет Я. М. Евреинова).
Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Яков Иванович (1784-после 1830), рисовальщик, художник, портретист.
На плечо небрежно наброшен темный мрачный плащ. Вероятно, художник не случайно изобразил Ковалеву-Шереметеву в домашней одежде. Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Старательный и способный ученик своего отца, художник уже в 17-18 лет работал на хорошем профессиональном уровне.
Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1731–1791) – князь, представитель старшей линии княжеского рода Лобановых-Ростовских, ведущего свое начало от Владимира Мономаха. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. В 1760-е года начался настоящий рассвет в творчестве Аргунова. Он написал тоненькую хрупкую девочку и, пожалуй, по портрету не скажешь, что у нее незаурядный сценический талант хотя, возможно, он еще не проявился тогда.
Литература:Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938. Портрет Никифора Артемьевича Семёнова (Портрет старика со стаканом). Николай Аргунов является завершителем славной фамилии художников, родоначальником которой был его отец. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Автопортрет (. ). Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов.
Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Иван Аргунов написалсебя в конце 1750-х годов, в пору расцвета своего таланта. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности.
А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Особенно хорош портрет княгини. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х.
Иван Аргунов, отданный еще в юности в ученики и модному немецкому живописцу Георгу Грооту, оказался на редкость способным. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Сын И. П. Николай Аргунов.
Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны.
А ведь уже в 1750-е гг. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Сын и ученик И. П. Особенно хорош портрет княгини. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания.
Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Как естественно она изображена. Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете. Занимается хозяйственными делами. В этот период никто не писал в России так трепетно, взволнованно, с такой душой и темпераментом. Одна из них — портрет Татьяны Васильевны Шлыковой (Гранатовой — по сцене).
Зато в ней немало прелести, робкой, скованной, еще не сознающей себя. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. Николай Петрович и сам часто участвовал в музыкальных спектаклях. Павел Иванович (около 1768-1806), архитектор.
Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Портрет написан незадолго до её смерти. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. Ему было тогда двадцать пять лет. Иван Аргунов. Сам заваливал его работой. Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день.
Самые лучшие картины Ивана Аргунова, по мнению многих критиков, это камерные портреты К. А. Портрет же Аргунов написал в 1789 году (он хранится в музее-усадьбе Кусково). Шлыковой-Гранатовой, тоже крепостной Шереметевых (хранится в Музее-усадьбе Кусково в Москве). В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей).
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». П. И. Портрет Н. П. Шереметьева1798г, холст, масло, 66, 5х53, 5Воронежский областной художественный музей им И. Крамского Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, обер-гофмаршал, а также любитель-музыкант и дирижер, создатель оперно-балетной труппы в Кусково, сын графа Петра Борисовича Шереметева. АРГУНОВЫ, семья русских архитекторов и художников.
При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Черкасского. Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. В 1798 году Шереметев дает ей «вольную», а в 1801 году граф и бывшая крепостная из его кусковской усадьбы тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве. Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских.
На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. Портрет А. М. Дмитриева-МамоноваН. К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). Художник не обладает навыками перспективного построения — пол «опрокинут», ковер на нем как бы поставлен вертикально, но не вопреки, а скорее благодаря этому на первый план выходит не обстановка, как во многих парадных портретах, а сама героиня — замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. и Ф. Л. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет.
Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Особенно хорош портрет княгини. Николай Аргунов. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Самый ранний из известных в настоящее время портретов кисти Аргунова.