Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва)— русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых. Точнее, Иван Аргунов всю жизнь, писавший портреты высшей знати изобразил свой идеал женщины – чистой душой и телом крестьянки. А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи – крестьянскую тему. Эта тихая дорогостоящая простота освещает лицо Неизвестной в русском костюме на картине Ивана Аргунова.
Многие исследователи творчества Аргунова сходятся на том, что его учителем был Георг Гроот — придворный портретист поэтому Иван Петрович посвятил всю свою деятельность написанию портретов. В 1788 году граф Шереметев назначает Ивана Аргунова управителем Московского дома, в это время художник уже почти не рисует. Много нового привнес Иван Аргунов в классический портрет: некоторую камерность можно увидеть на портретах Хрипуновых, больших друзей семьи Шереметевых, которых художник изобразил в домашней обстановке, заотдыхом а «Портрет Толстой» изображает женщину за вязанием, добавляя интимную ноту. К 1884 году (последнему периоду жизни) относится работа Ивана Аргунова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее.
К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских.
Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Аргунов неоднократно исполнял портреты Шереметевых. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». С ними художник делился всеми своими познаниями и умением. Особенно хорош портрет княгини.
Ему удалось в значительной мере преодолеть условностьи идеализацию ранних работ. Постоянно практиковался в написании портретов. Парадный портретдолжен был ошеломлять, вызывать восторженное чувство.
Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Пестрыйпояс, которымподпоясан еесарафан и дорогиесережки в ушах, вероятно, барскийподарок. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре.
Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». И так было нетолько в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века.
Сам заваливал его работой. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция — определениепринадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Но вскоре и этой весьма относительной свободе художникаприходит конец.
Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е). П. И. Аргунов). А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. В 1770 – 80-е rr. Удивительно реалистически показано ееодутловатое, глуповатое лицо.
В правой руке ондержит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график).
Оно превращается в своего родасимвол, воплощающий идею власти, величия, богатства. Можно добавить, что молодой граф П. Б. А другая императрица Екатерина II, увидевсвой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потомпожелала крепостному живописцу позировать. Панина.
В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты.
Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович. ) (академик). В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали».
«Являетсялитература, является язык, достойный говорящего о себе народа, являютсяписатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, является народныйтеатр, журнал, в старой Москве основывается университет», в 1757 году создаетсяАкадемия трех знатнейших художеств. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. В Москве он уже совсем не работает как художник. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой.
Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. П. Б. Смотришь теперьэти безымянныев большинствеслучаев полотнаи удивляешьсямастерскойработе. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е).
Ее привилегированное положение в труппе очевидно: в 1800 году она получила вольную и 5000 рублей на приданое, была замужем за домашним врачом графа Н. П. Шереметева — надворным советником Лахманом. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни. Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. Крепостной князя А. М.
Художник, портретист иконописец, педагог. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство8230 раскрывать в человеке его моральную чистоту». «Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете.
В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Но вот что особенно замечательно. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б.
Аргунов не был великим художником. Под руководством своего учителя Г. -Х. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Но разве мало мы могли бырассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго.
Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. Среди этих портретов можно выделить портрет В. П. Однако именно этажесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое ссеребряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придаетпортрету своеобразную хрупкую прелесть. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы.
Это, безусловно, стимулировалорасцвет портретнойживописи врусском искусствеXVIII века. Изглубины темно-оливкового фона возникает перед нами фигура молодого человека. Видимо, следствием этой неровности наследия Ивана Аргунова можно объяснить стремление многих авторов приписать ему абсолютно различные по манере произведения: от добротных, западноевропейского уровня работ до слабых, граничащих с русским примитивом. Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства. Одним изнаиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. Селиновавыполнила новуюатрибуцию (атрибуция —определениепринадлежностинеподписанногопроизведениякакому-либоавтору, школе, стране, времени)«Портретанеизвестногоскульптора», который хранитсяв ГосударственномРусском музее. На нем красновато-розовый, расшитый золотомбархатный кафтан.
Иконы писал и позже. Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой».
Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIIIвека. Супругипредставлены в домашней обстановке за чтением. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Получила превосходное воспитание и образование. В 1788 году он был назначен управителем Московского дома Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа, что лишило его возможности заниматься творчеством. Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С.
Лосенко, Головачевский, Саблуков, будущие академики живописи. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Особенно хорош портрет княгини. «Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом.
Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. Скоропадского. В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. Аргунов – сын). Аргунов, помимо живописного имел и педагогический талант.
Занимается хозяйственными делами. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей). Аргунов принадлежал к талантливой семье художников и архитекторов. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого.
Но именно в это время появляется его 1 из самых известных произведений. Рядом с человеком лежаткарандаш, «медное рисовальное перо» — рейсфедер — и два циркуля. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б.
А ведь уже в 1750-е гг. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго.
Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Портреточень красив по ярким, насыщенным цветовым сочетаниям. Они расположенытак, что образуютмонограммуиз букв «ИПА». Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» отобязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственныхсвоих поместий. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником.
Рядом счеловеком лежаткарандаш, «медноерисовальноеперо» — рейсфедер— и два циркуля. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Окончательноже искусствоведыубедились втом, что передними автопортретАргунова, когдаТ. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Но почему череноккисти изогнут.
Краскимерцают и искрятся, они радуют глаз. В России во вторую половину XVIII века и не такие знатные люди, как Шереметев, но и помещики средней руки имели своих крепостных художников. Основные произведения художника 1770-х годов — портретыконтр-адмирала С. К. Грейга (первая половина 1770-х годов), Б. В. Шереметева (1775), П. В. Шереметева (1770-е), Е. А. Мельгуновой (1777). Вэто время живут и творят М. В. Ломоносов — «первый талант в России, ее честь», Н. Мы мало знаем о художнике и его жизни. Иван Аргунов используя прижизненные изображения для передачи портретного сходства и опираясь на композиционные принципы начала ХVIII века исполнил абсолютно новые произведения. Занимается хозяйственными делами. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
И еевеличество изволило сказать — для чего-де не сказали, мне-де самой надобносидеть. и Ф. Л. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Это портреты графини В. А. Мода на калмычат была большой.
Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Колорит впроизведениях Аргунова играет существенную роль в раскрытии образа. Всеми этими средствамихудожник создает образ идеального вельможи, аристократа. Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых).
Заказов со стороны он уже не брал. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, совершенно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали8230 По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня.
А только всегда прищуривался граф Петр Борисович, проходя залой, где висел гроотовский портрет его супруги Варвары Алексеевны: немка — даже губы сжаты, как у принцессы Курляндской На Ивана он полагался, правда хвалить его стал уж после того, как заговорили онем в Петербурге и Москве, после того, как по поручению сената исполнил он коронационный портрет Екатерины II. И. Новиков, А. Н. Радищев. В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны.
Шереметева в Петербурге, пеотом в г. Москве. Шереметеву «Миллионным домом». И но оное его сиятельство доложил, что об этом не хотели утруждать еевеличество. После долгогоизучения этотпортрет сталисчитать автопортретомИвана Аргунова.
А другая императрицаЕкатерина II, увидев свойпортрет, написанныйИваном Петровичем«наизусть», была приятноудивлена, говорила, что «в работеи идея хороша, также и в лицесходство есть», а потом пожелалакрепостномуживописцупозировать. Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. А ведь уже в 1750-е гг. она была запретной: хотя Паша была уже очень известной певицей, она продолжала оставаться крепостной.
Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Хозяин домапохвалялсятем, что «оно, правда, не оченьхорошо писано, да писали своикрепостныехудожники». В 1750 г. художникзавершаетпарадный «Портреткнязя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный кнему «Портреткнягини Е. А. Лобановой-Ростовской». Отсюда подчеркнутая декоративность полотен, сказавшаяся в плоскостности фона и насыщенности цвета.
Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. В 1746 – 1747 учился живописи у Г. -К. Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали.
Окончательно же искусствоведы убедились в том, что перед ними автопортретАргунова, когда Т. А. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника». авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых.
Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). Портретпредставляет собой типичное парадное изображение. Троюродная сестра императора Петра II. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею.
Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой. В залахрисоваласьиногда охота иногда резвящиесяамуры, в гостиной— ландшафты. Особенно хорошпортрет княгини. Портрет, созданный Аргуновым, замечателен отсутствием всякой идеализации и слезливойумиленности которые так режут глаз в крестьянских портретах той эпохи (например, «Лизынька и Дашенька» Д. Г. Левицкого, 1794 портрет торжковскойкрестьянки Христины В. Л. Боровиковского, 1795).
И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Вот таким образом и пригласи- ли из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов, скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в. В начале 1760-х годов коронационный портрет Екатерины II (ГРМ, 1762 г) пишет русский художник Иван Петрович Аргунов. И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию.
Художник Иван Васильевич Аргунов, которому заказывала парадные портреты Екатерина Великая, родился и умер крепостным. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Не толькографы-благодетелиотмечали талантыАргунова, нои императрицы. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. Никаких препятствий Шереметев не чинил.
Вскорехудожник создает парный к этому портрет жены Лобанова-Ростовского ЕкатериныАлександровны (1754). Но почему черенок кисти изогнут. – время расцвета творчества Аргунова. А ведьвыучки, какправило, небыло никакой, писали «пообразцам». Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. Боже благослови путь ваш и дай боже в радости тебявидеть. Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить).
Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. Шереметева. Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете. Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея). Но совсем недавно искусствовед Т. А.
В противоположность своему отцу, молодой граф Пётр Шереметев не обнаружил способностей ни к военной, ни к гражданской службе. Конечно же, расшифровканапрашиваетсясама: Иван ПетровичАргунов, замечательныйпортретист, энергичныйчеловек, самородныйталант. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779.
Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Иван Петрович был признанным художником, но в то же время – угнетенным рабом. Очевидно, он и в деле преподавания, как и в остальном, был исключительнотерпелив, настойчив, добросовестен, так как пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подместерьями», а вскоре —назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров.
Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение. В 1770 – 1880-х он пишет мало. Шереметеву «Миллионным домом». Долгое время считалось, чтоизображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось.
В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза8230 Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой.
В Москве он почти не работает как художник. Стены ипотолки парадныхкомнат затягивалисьхолстом ирасписывалиськраской наклею. Художественное воспитание будущего мастера проходило в 1740-е годы, когда обучение русских художников не было еще сосредоточено в специальном учебном заведении — Академия художеств была открыта значительно позже, в 1758 году. Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. Онирасположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Черкасского.
Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие. Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване). Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Дворянство, освобожденноеуказом «О вольностидворянской»от обязательнойслужбы, ретивозанялось устроениемприобретенныхи наследственныхсвоих поместий. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок.
Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности. Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ). Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари.
Мода на калмычат была большой. А тут аскетическая простота крестьянского костюма, строго, почти сурово выписанное, скорее вылепленное или выточенное лицо крестьянки Впрочем, крестьянки ли. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). Однакоэтот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. П. И. А. «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». Однако именноэта жесткостьв сочетаниис построеннымна оттенкаххолодных цветовколоритом (голубое ссеребрянымиузорами платье, пудреные волосы, горностаеваямантия) придаетпортрету своеобразнуюхрупкую прелесть.
Эти портреты изображают людей Петровской эпохи. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг.
Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Главную роль среди моделей ретроспективных полотен играют родители П. Б. Шереметева и В. А. Шереметевой, урожденной княжны Черкасской. Особенно хорош портрет княгини. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И. Любовь была взаимной и страстной, но она не принесла счастья Паше Жемчуговой. Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Кроме того, он по-прежнему незаменим во всех касающихся искусстваделах графа.
Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Мягкие жемчужно-серые и розоватые краски портрета сведены кизысканной гамме. Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Блестящиевоенные победы на суше и на море выдвинули Россию в ряд сильнейших мировыхдержав.
Взгляд ее, обращенный назрителя, холоден и надменен. Особенно хорош портрет княгини.