Когда в ходе Тридцатилетней войны шведская армия вторглась в Прагу в 1648-м, многие из картин Арчимбольдо были взяты из коллекции Рудольфа II. Отель Degli Arcimboldi находится в 1, 5 км от миланского университета Бикокка и театра Арчимбольди. Перед вами фрагмент ковра исполненного нидерландскими мастерами по картонам Арчимбольдо.
Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи известно, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре. Его отец, Бьяджо Арчимбольдо (Biagio Arcimboldo), был художником. Xасть критиков называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами. Отель Арчимбольди расположен в жилом районе Милана, в самой современной hi-tech зоне известной благодаря Университету. Часть критиков в своих дебатах называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами.
После его смерти в 1593 году, все коллекцииАрчимбольдо были утеряны и разбросаны по миру на протяжении очень длительного времени. Умер Арчимбольди в Милане 11 июля 1593. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy). Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала— при имперском дворе Фердинанда I в Вене— как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи стал Максимилиан II (1564), Арчимбольдо— художник при дворе. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (15621587) сначала при имперском дворе Фердинанда I в Вене как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо художник при дворе.
Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир. В детстве он изучал творчество Леонардо да Винчи и среди бумаг художника, оказавшихся у ученика да Винчи и друга Арчимбольдо, обнаружил зарисовки растений, животных. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Арчимбольди (АРЧИМБОЛЬДО), ДЖУЗЕППЕ (Arcimboldi, также Arcimboldo, Giuseppe) (ок. В частности четыре времени года Арчимбольдо представил в виде мужских портретов из растений так, как бы мы застали их во время того или иного сезона. Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление. Некоторые люди его и изобретателем цветомузыки считают, потому как идея соединить звуки инструмента и палитру красок пришла в голову именно Арчимбольдо.
После возобновления постановок в Ла-Скале театр Арчимбольди стал самостоятельным театром, но работает в сотрудничестве с «Ла-Скала». Итальянский художник ХVI века Джузеппе Арчимбольдо вряд ли мог предположить, что его необычные живописные произведения кто-то сделает еще более необычными, превратив в исполинские скульптуры. Став придворным портретистом в 1562 году Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных портретов, в которых, для построения композиции используются изображенияфруктов, овощей и других органических элементов. В своих работах Арчимбольдо упоминает такие культуры, как баклажаны, которые были возвращеныиз отдаленных колоний Нового Света (Северная и Южная Америка). Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет.
Компания Sicis отдает дань уважения знаменитому итальянскому художнику Арчимбольдо серией репродукций его картин, воспроизведенных при помощи своего собственного языка – мозаики. Копии творений Арчимбольдо американец выполнил не из даров природы, а из стекловолокна. Арчимбольдо наиболее известен за его оригинальные портреты, сложенные полностью из таких объектов, как фрукты, овощи, цветы, рыбы, книги и т. д. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала— при имперском дворе Фердинанда I в Вене— как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо— художник при дворе.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Также вполне вероятно его пребывание на родине в 1581 году, поскольку в одной из записей городского архива от 17 марта упоминается, что тогда его сыну Бенедетто ещё не исполнилось 18 лет36. В «Воздухе» орел и павлин являются символами империи и Австрийского императорского дома. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Наиболее известны «фантастические головы», которые он писал с 1560-х годов, – причудливо-пестрые по колориту картины с погрудными «портретами», составленными из тщательно выписанных растений, плодов, цветов, минералов и других вещей природы, а порой и из предметов человеческого мастерства. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Всё это— чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека.
Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Возможно, внес этапный вклад в теорию и практику светомузыки: ему приписывается изобретение «перспективной лютни» и «клавесина цвета» – приборов для оптимального образно-ритмического согласования музыки с изобразительным искусством.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Самое большое количество картин под названием «Весна». «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Оно вытекает из множества заключенных в них символов и намеков на династию Габсбургов. После восшествия на престол нового императора в 1575 году положение Арчимбольдо при дворе, вероятно изменилось мало, во всяком случае, он продолжал получать прежнее жалованье — 20 флоринов в месяц.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Ни специалистам, ни широкой публике по сей день не довелось окончательно разгадать тайну его живописи.
Картины художника при жизни вызывали споры. В «Земле» шкура льва Геракла и шкура барана также истолковываются как символы Габсбургов (лев намекает на Богемское королевство). Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас.
С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. В «Огне» художник надевает на шею персонажа цепь ордена Золотого руна, украшенную кремнями (намек на рыцарский орден, основанный Габсбургами. было довольно много.
Однако в историю вошел прежде всего как художник. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т. п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16–17 вв.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Чаще всего они представляют собою аллегории первостихий или времен года – таковы, к примеру, Лето (1563) или Огонь (1566 обе работы – Художественно-исторический музей, Вена), физиономии и фигуры которых составлены из фруктов, листьев, злаков и из горящих головешек, кусков железной руды и военных орудий и лишь изредка являются собственно портретами, подобно «плодоовощному» Рудольфу II в образе Вертумна (1590, там же Вертумн – римский бог всяческих перемен, в том числе в растительном мире). К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Как и многие мастера своего времени, совмещал разные, как художественные, так и инженерные профессии, что идеально соответствовало вкусам тогдашнего пражского двора, страстно увлеченного (в особенности в лице Рудольфа II) не только искусством, но и натурфилософией, в ту пору неразрывно слитой с алхимией и астрологией. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора11.
Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Типичные образы Арчимбольди сформировались на фоне богатейшей рудольфинской кунсткамеры (с разного рода природными диковинами), куратором которой он состоял. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов. В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты.
Маньеризму присуща претенциозность. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Публиковались и другие работы20. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Что это такое.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Дата рождения художника неизвестна. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Полотно входит в цикл «Профессии». Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Цикл «Стихии» («Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля») имеет политическое значение.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». С Рудольфом II его связывала личная дружба. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque. На воинственное начало указывают и пушки. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Будучи переходным периодом с 1520-го по 1590-й, маньеризм перенял некоторые художественные элементы из Высокого Возрождения и сложился под влиянием других элементов в эпоху барокко. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44.
Существует версия, что росписи в церкви св. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».