Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. За спиной художника (это сам Веласкес) мы видим (точнее, не видим из-за плохого качества иллюстрации), две картины Рубенса и Иорданса – "Афина и Арахна" и "Аполлон и Марсий".
Другие народы стали пользоваться рабами позднее. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Правда, элементы рабовладения были и раньше, но это было относительно редкое явление.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени.
Кем он станет, тот мальчик, крещенный сегодня. А в августе, находясь в Мадриде, после непродолжительной болезни художник умирает. Глаза счастливо смеялись. Для афинян девственность их богини была символом неприступности их города и вот таким образом они меняли древние мифы, повествовавшие о насилии над ней Посейдона и Борея они отрицали также, что Эрихтоний, Аполлон и Лихнос («светильник») были ее сыновьями от Гефеста. Но зеркало может отражать еще какую-то картину.
Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Будучи придворным художником, он создал большое количество портретов представителей королевской семьи и их приближенных (например «Портрет Оливареса (Эрмитаж). Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Веласкес Диего, великий испанский художник. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. «Так пусть же рождается у Испании побольше сынов, озаренных гением таланта, — думал старик. — Может, они сумеют то, чего не судилось отцам. » Он еще ниже склонил голову над прерванной записью.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Последний рубеж XVI века. Столица открыла ему новые возможности. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
А может, он станет великим поэтом. Бытовой жанр приобретает новое звучание. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. А почему в мастерской находится инфанта.
Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. На это указывает отражение в зеркале. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. В 488 до н. э.
Древние греки очень любили и уважали Афину. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Сокровища протекали сквозь страну подобно реке среди дюн — не принося плодородия. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Но сыны Испании вместо плуга взялись за мечи — грабили чужие народы. Она вызвала на состязание Афину. Вот таким образом художник совершенствовался лишь в основном в определенном жанре. Но прежде всего Веласкес – художник.
Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. К их числу относится портрет Папы римского Иннокентия X (1650 год). Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Черные его кудри от быстрой ходьбы развевались, открывая высокий лоб.
Веласкесу несказанно повезло. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Поражает широчайший охват в произведениях мастера различных слоёв социальной жизни Испании XVII века, показ контрастов знатности и нищеты, народного быта и жизни аристократов. Неожиданная точка зрения со спины избранная художником, подчеркивает острую красоту гибкого тела. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Арахна (греч. Выше говорилось об общинном характере жизни раннего общества. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Веласкес добился небывалых высот, благодаря дружбе с королевской семьей. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Каждый образ на редкость красноречив. Тема этого полотна, вероятно, навеяна впечатлениями от венецианской живописи эпохи Возрождения. («Триумф Вакха»).
Веласкес картины писал в особенной манере. Слабая промышленность не могла соперничать с промышленностью других стран. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Бывало даже, что царь с царицей попадали в рабство. Лица обеих групп реальны. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Есть в Андалузии в долине Гвадалквивира прекрасный город — Севилья. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Может быть, он забыл о работе. В картине «Венера с зеркалом» (ок. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Эту суетливую работу он проводил в своей голове.
Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Воздала бы земля сторицей за праведные труды». Агамемнон и Ахиллес сами все готовили для пира и приема гостей. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. На знаменитой картине «Венера перед зеркалом» (1650 г) изображена полулежащая обнаженная богиня. Вот по улице прогромыхала высоченная повозка, груженная цветами. «Словно своей земли было мало, — с горечью думал старик. — Напоить бы ее досыта.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В левом углу картины – сам художник, работающий над огромным холстом. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Казалось, что нищенская сума стала в Испании модной.
Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV2. В глубине, по ту сторону открытой двери, – гофмаршал дон Хосе Ньето де Веласкес. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Однако по мере развития общественных отношений ситуация стала меняться. Рядом с ними изображены карлик с карлицей и мужчина с женщиной, о чем то беседующие.
А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Что хочет изобразить художник. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой.
В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Телесная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить лишь в неясном расплывчатом отражении. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным.
Такие жанровые картины получили название бодегоны, что в переводе с испанского означает «харчевня». Такая досада. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Рабы у древних греков вначале почти ничем не отличались от остальных людей. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Рабы еще были предметом роскоши (красивая рабыня стоила от 4 до 20 быков). Они изображены на переднем плане, в центре картины. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе.
Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Арахна». Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. С ними античный бог вина Вакх и фавны. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев.
В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Лучше всего глубину живописи Веласкеса передают две работы позднего периода «Пряхи» (или миф об Арахне) 1657 год и «Семья Филиппа IV» (или Менины) 1656 год. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. Эта обаятельная белокурая девочка умерла в 22 года.
То время стало достоянием хроник, наступила новая эра. Значит художник пишет не их, а всю сцену, которую мы видим, адресуя её потомкам. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Композиционно полотно состоит из двух частей.
Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Размер картины 64 x 58 см, холст, масло.
В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса. Заказчиками таких картин стали не вельможи, а малообразованные бюргеры, которые больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Природа щедро оделила Андалузию. Даже не так. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Разумеется, нет.
многофигурных композициях «Парнас», к которым примыкают сцены «Афина среди муз» (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др. ), Афина предстаёт олицетворением мудрости. Своей особой философией дышит и природа произведения. Его картины очень многоплановы. Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить.
1657, Лондон, Национальная галерея), развивая традиции Тициана, Веласкес идет дальше в сближении образа богини с реальной женщиной. Одна лишь Арахна молчала. И нет этому конца и нет покоя.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Менее богатые вообще обходились без рабов.
Заметим, если раннее греческое общество было совсем не чуждо трудовой и общинной демократии, то вскоре, вместе с военными победами, греки вкусили и всю «прелесть рабской силы». И чем объяснить удивленные взгляды персонажей. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Закрывались мастерские, мануфактуры.
Вероятно. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Однако художника манит Мадрид – резиденция испанских королей, город, в котором можно снискать славу.
В то же время персонажи на втором плане изображены довольно четко и объемно. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Этих художников историки искусства стали называть «малыми голландцами».
Картина «Менины» (Придворные дамы) вызывает много споров. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. был заложен Афинский Парфенон, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами в Марафоне. Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Испанский адмирал Спинола принимает символические ключи от города из рук побежденного голландского полководца.
Итак, время действия – 1656 год. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Выступает Афина и как покровительница ткачества и как олицетворение месяца марта (традиция, унаследованная от римлян) в изображениях времён года. Реальные персонажи в ирреальной среде, среди света и пыли.
– харчевня или трактир). И держава-колосс стала постепенно умирать. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Сохранились многочисленные статуэтки богини (напр., «Афина, выпускающая из рук сову»).
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Кем бы ни вырос он — пусть будет человеком. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Горькая ирония судьбы.
Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. Их позы и жесты живые, естественные. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно увидеть только в зеркале. Из земли выросла священная олива. А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией).
С беспощадной правдивостью художник пишет жалкие, беспомощные фигуры, больные лица, отмеченные печатью вырождения. Веласкес дважды совершил путешествие в Италию. В сумрачной дворцовой мастерской Веласкес, стоящий у холста, натянутого на высокий подрамник, пишет портрет королевской четы — король и королева как бы подразумеваются, присутствуя перед полотном (т.
Ведь цветы — товар не долговечный, повянут. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Андромаха кормила коней. В этот период Диего Веласкес продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи: творчеством Ван-Дейка, Леонардо да Винчи, венецианских колористов – Тициана, Тин-торетто, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли уподоблены актерам на театральных подмостках. Именно к этому периоду принадлежат его первые известные жанровые картины, например известное нам эрмитажное полотно «Завтрак». Ее долины укрыты коврами из пестрых цветов, ее горы, словно отхлынувшие и застывшие волны океана, благоухают запахом роз и мирт. Вместе с тем здесь, при дворе, Веласкес освобождался от необходимости писать по заказам церкви, что ставило его в особое положение среди современников.
Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. За окнами тем временем уже шумела Севилья. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. arachne — паук), в греческой мифологии и согласно «Метаморфозам» Овидия лидийская девушка, дочь красильщика пурпуром искусная ткачиха и рукодельница, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве.
На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным. Далеко за пределами могучей Испании знают этот торговый порт — гордость великой державы. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Она очень мила. Одиссей самолично и не без удовольствия, мастерил стулья, ложе и седла. В июне 1660 года он готовит и организует торжественную церемонию «передачи» инфанты Марии Терезы жениху Людовику XIV, королю Франции, которая проходит на острове Фазанов на реке Бидассоа. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Процесс захвата и присоединения земель происходил настолько быстро, что удерживать над ними контроль стало большой проблемой и главнейшей задачей Габсбургов.
Создает художник и несколько портретов самого Филиппа IV (один из них хранится в Эрмитаже), а также особенно трогательными являются портреты инфанты Маргариты – дочери Филиппа IV и Марианны Австрийской. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Этой чести она удостоена потому, что ей удалось победить самого Посейдона. Отечественные изделия на рынке покупать вовсе перестали: заморские оказались дешевле. Началось состязание. Громадное количество новых денег вызвало вздорожание всех товаров. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. Ему дорого их здоровье и самочувствие.
Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Это период, когда Испания правила миром. Обе эти работы считают одними из самых загадочных произведений Веласкеса. Их предводитель, прямодушный герцог Юстин Нассаусский — коренастый, в походной одежде, без светского лоска, в момент поражения не утрачивает человеческого достоинства, добивается почетных условий сдачи крепости. Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Золото уже не дождем, а рекою текло в страну.
Однако Венера Веласкеса воплощает типично испанский идеал красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Может быть, появлением самих королевских особ. Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Ему 57 лет. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Ничего не поделаешь, трудные времена наступили для всех.
Вершина карьеры, но, по иронии судьбы и её завершение. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Чем добрым помянуть этот уходящий в прошлое век.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Даже царица богов, сама божественная Гера, обслуживала себя самостоятельно. Особое внимание Веласкес уделял античным образам. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. В Коринфе широко применялся труд покупных рабов (в VII в. до н. э).
Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Полководцем и отважным воином, как его знатный предок или он займется торговлей, ведь теперь идальго разрешается промышлять и торговать. 1599 год. Вдруг двери в домике напротив широко распахнулись и со ступенек сбежал высокий стройный сеньор.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Но не только привозные сокровища составляют славу этой андалузской жемчужины. В Аттике Афина – главное божество страны. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес.
Возле ее босых ног уютно приютилась кошка. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его.
Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Афина символизирует также триумф разума («Афина побеждает невежество» Б. Спрангера, «Царство Афины» А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, «Победа добродетели над грехом» А. Мантеньи), мира («Афина и Аид» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др. ). Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Мастер дает собственную трактовку старинного мифа, поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта. Братья Навсикаи распрягали мулов. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Историки предполагают, что эта необычная картина на самом деле отражает два эпизода мифа. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. Придворные дамы окружают заботами маленькую инфанту Маргариту.
Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. «Хиосцы первые из эллинов (после фессалийцев и лакедемонян), – писал историк, – начали пользоваться рабами. Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. В ряде сцен, в т. ч. в чрезвычайно популярных в 15-17 вв.
Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол. Центральное место в творчестве Веласкеса занимают портреты. Ничуть не бывало.
Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Вот таким образом мудрые предводители всегда обращались к ней за советом.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Освоение колоний, утверждение господства над ними, установление новых правил на присоединённых территориях удивительным образом отразилось на укладе жизни старой Испании. Обласкать руками хлебопашца.
Встречаются изображения Афины на помпейских фресках. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Арахна вызывает саму Афину на соревнование в искусстве ткачихи. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Последним из этих портретов написан, когда ей было 9 лет.