Построенная и украшенная в сочетании двух похожих архитектурных стилях, персидском и арабском, мечеть шейха Зайда, по праву, может считаться красивейшей мечетью мира. Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Особняком среди ранних арабских мечетей стоит еще одна знаменитая постройка – мечеть Омара в Иерусалиме, возведенная и конце VII столетия.
Названа знаменитая мечеть шейха Заида в честь шейха Заида бен Султана Аль Нахайяна (Sheikh Zayed bin Sultan Al Nahyan), основателя и первого президента Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Первые турецкие мечети строились по типу арабских, но в конце XV века появился новый тип мечети. Самая большая мечеть Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и восьмая по величине в мире. Одна из них — Арабская мечеть Стамбула, самая древняя и необычная.
Вначале было решено возвести мечеть шейха Заеда в марокканском стиле, но уже в процессе строительства проект был несколько изменён, были добавлены элементы арабского, персидского и мавританского направлений, а внешние стены храма были сделаны в классическом турецком стиле. Арабская мечеть долгое время была единственным мусульманским храмом в стамбульском районе Каракей. Самая большая мечеть в Объединенных Арабских Эмиратах и одна из крупнейших в мире мечетей, которая может вместить до 40, 000 мусульман во время молитвы, знаменитая мечеть шейха Заида (Sheikh Zayed Mosque).
Миниатюрная мечеть Аль-Бидия является самым древним действующим храмом в Объединенных Арабских Эмиратах. Арабская каллиграфия используется в исламском искусстве (арабески) на стенах и куполах мечетей. По одной из версий, Арабская мечеть из мусульманского храма стала католическим, а затем вновь обрела своё исконное предназначение. Затем, во время крестовых походов, Арабская мечеть стала католической церковью. Яркий пример тому – мечеть шейха Зайда, великолепный архитектурный шедевр, появившийся на земле Арабских Эмиратов в начале XXI века.
Арабская мечеть действует и в ней проходят службы. Аркады в мечети Шейха Зайда в мавританском стиле, минареты в классическом арабском.
Сам купол (диаметром около 23 м) покоится на барабане, внешним декором которого являются зарешеченные окна с арками. Таковы мечети в Йезде, Рейе. Ежедневно с 10 часов утра в мечети организуются бесплатные экскурсии.
Часто мечети гипостиля имеют внешние аркады, вот таким образом посетители могут наслаждаться тенью. В разных районах мусульманского мира сложились различные архитектурные типы мечетей. С XIIв., после возникновения суфийских братств (тарикатов) завией стали называть жилище шейха (наставник), в котором обучались его ученики (мюриды). Он смог объединить шесть княжеств (Аджман, Абу-Даби, Фуджера, Умм-эль-Кайвайн, Рас-эль-Хайма, Дубай, Арджа) в единое федеративное государство. При постройке мечети были использованы различные драгоценные материалы, такие как золото, белый мрамор, сталактит известняк.
Считается, что это здание построено в сирийских традициях. Архитектура мечети имеет черты исламских и итальянских стилей. Под Зелёным куполом (Куполом Пророка) расположена могила Мухаммада. Само здание ныне разрушенной мечети напоминает колонные мечети Сирии и Андалузии.
Однако простота архитектуры зданий арабского стиля ограничивала возможность дальнейшего развития дизайна здания и как результат эти мечети постепенно стали менее популярными. Дело в том, что от Багдада времен Аббасидов сохранилось не так много памятников.
Во время молитвы у её михраба был предательски убит Имам Али. 1492 стал фатальным годом для арабов: объединенные войска Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского окончательно изгнали их с территории Пиренейского полуострова. Стиль Хазарбаф («тысяча волн»). человек. ознаменовало рождение исламской архитектуры на Иберийском полуострове и в Северной Африке. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др.
Ему удалось объединить шесть независимых эмиратов (Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Фуджейра и Шарджа) в одну страну, создав федерацию ОАЭ. Он похоронен справа от храма. Вдоль внутреннего двора тянутся двухэтажные аркады. При Каитбее в Каире была реставрирована цитадель, в Александрии также построена крепость. Справа и слева расположены небольшие помещения. Уникальность мечети не только в ее поразительной архитектуре, ослепляющем богатстве и внушительных габаритах (эта достопримечательность входит в шестерку самых больших мечетей мира) – это также одно из двух подобных сооружений в мире, в который пускают всех желающих, независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания.
Иногда сталактиты украшают свод над главным входом в мечеть, как это сделано в мечети султана Хасана в Каире (1536). Большое строительство началось при династии Альмохадов (1130–1269), которые покинули Испанию еще в 1212 и перенесли свою столицу в город Марракеш на севере Африки. В 1238 Мухаммад ибн Наср начал строительство этого дворца на вершине горы на месте берберской крепости (аль-касба). Однако в качестве материала был использован недостаточно прочный сырцовый (необожженный кирпич), который не выдержал испытание временем. Изначально мусульмане молились в сторону Иерусалима. Оценив стратегическое положение района, они построили здесь свою столицу, дав ей имя Аль-Кахира («победоносная»). Этот стиль берет своё начало в персидской архитектуре.
Но главное расширение территории последовало в XVIII в., когда был построен высокий четырехнефовый зал, реконструирован главный портал, а также специальные помещения (включая школу для чтецов Корана) и т. д. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи. Мечеть аль—Харам является самой большой мечетью во всем мире. Перекрытая часть двора примыкала к стене, обращенной к Мекке, священному городу мусульман.
В периодхаджа мечеть способна вместить около 4 миллионов паломников. Византийские зодчие разработали этот переход через применение «паруса» исламские архитекторы стали в основном использовать сталактиты. Как самостоятельное направление, архитектурная керамика сложилась еще при Аббасидах. Кроме того, каирские медресе имели минарет. Именно в эту мечеть был перенесен Посланник Аллаха (САС)- Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений из Заповедной мечети (Мекканская мечеть) в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение.
Торговля нефтью позволила превратить в процветающее государство Эмираты. Ярко выражен массив гладких сложенных из кирпича стен. человек. Страна переживала подъём экономики и культуры. В середине двора был сооружен восьмиугольный бассейн для омовений. Один из фасадов дворца Чихиль-Сутун (1590) в Исфахане был снабжен террасой идущей вдоль бассейна.
Мечеть Гаухар Шад. Солнечные львы, охотящиеся на газелей – любимый сюжет персидских мастеров. После этого он добился независимости от Англии.
Более того использование грандиозных форм, таких как большие купола, высокие башни минаретов, большие дворы создавались для того, чтобы выразить мощь власти. Недавние открытия показали, что квазикристаллические элементы были впервые использованы в мозаике из плиток гирих (от арабского слова "узел"), датируемой более пяти веков назад. Мамлюки заботились об ирригации, торговле, развитии ремесел. При ее постройке было использовано старинное здание христианского храма. В результате реконкисты испанцы оттеснили арабов в южную часть полуострова, к Гранаде. Эта техника называлась хафт-ранги («семь цветов»).
Основные черты мечетей определились в конце 7 в. Большинство мечетей имеют один или несколько минаретов — башен, с которых провозглашается призыв к молитве (азан). Она способна вместить до 41 тыс. «сделано в Кашане») стали называть полихромную керамическую плитку для облицовки фасадов. Молитвенный зал способен вместить 10 тыс.
Все помещения оснащены кондиционерами. Мавзолей Абди-Бирун. В рейтинге крупнейших мечетей мира она стоит на 16-м месте. Самой грандиозной постройкой XII в. была мечеть Хасана в Рабате (Марокко): по размерам она превосходила Кордовскую имела три внутренних двора и более 400 колонн.
После 756 на завоеванных землях Испании был создан Кордовский эмират. Здание окружено массивными стенами из обожженного кирпича и укреплено контрфорсами.
О значении архитектуры Магриба в X в. свидетельствуют остатки мечети и дворца Фатимидов в Махдии, дворец в Кала Бени Хаммад и другие памятники. Лашкари-Базар, дворец Газневидов в Афганистане. Это одно из немногих мест в мире, где вы можете увидеть подобное мастерство. Как для архитектуры исламских стран крайнего запада, так и для Средней Азии характерна изысканная резьба по стуку – разновидности алебастра.
Автор его рисунка – иранский художник Али Халики, а воплотила задуманное в жизнь компания под названием «Ковры Ирана». Настолько масштабного и завораживающего зрелища вы не увидите больше нигде. Его основатель, представитель дома Омейадов Абд ар-Рахман I (756–788), по прозвищу «ад-Дахил» (пришелец), создал это независимое государство.
Резьба по дереву применялась в узких филенчатых дверных полотнищах, во фризах, в михрабах и при изготовлении мимбаров (кафедра, с которой произносится хутба, пятничная проповедь). в Магрибе уже практически каждая культовая постройка, словно сеткой, покрывалась тончайшим арабесковым узором. Основой строения считается 7 галерей: центральная, 3 западные, 3 восточные. Гробницы, возведенные в Дели династией Лоди, по существу превратили город в величественный Некрополь.
Главный молитвенный зал рассчитан на семь тысяч верующих. По предварительным данным, на проведенную работу потрачено 10 млн. Этот стиль архитектуры – апогей исламской архитектуры в Центральной Азии. По углам мечети стоят четыре минарета высотой 107 м. Внешний ряд главного здания покрывают 82 купола, украшенные белым мрамором. Мечеть шиитских имамов Мусы аль-Кадима и Мухаммада аль-Джавада.
Семь люстр от компании Faustig в Мюнхене включают миллионы кристаллов Сваровски. Усыпальница возведена на искусственной платформе на берегу реки Джамна. Разрешается: длинные юбки или брюки, рубашки с длинными рукавами.
Башня Гунбади-Кабус около Горгана. В период его правления святые места Мекки и Медины были восстановлены. Башнеобразные минареты строили в Хорасане, Мазендаране и на территории центрального астана (область – перс. ) Ирана. Стена, окружавшая двор, здесь была очень мощной – на случай нападения врагов.
За всю историю ислама мечеть расширялась девять раз. Сады должны быть как можно более асимметричными. Торговцы жили в каменных домах в районе, где было 12 красивых мечетей. Юго-восточный называется минаретом Исы и датируется 1340 годом. Наиболее успешная ее перестройка была произведена в X в. Кордовская мечеть — абсолютно особый вариант ставшей к тому времени уже традиционной в культовом зодчестве Ближнего Востока колонной мечети.
С вместимостью в 40, 000 прихожан это — одна из самых больших мечетей в мире. В ней может разместиться более 40, 000 прихожан. Стены украшены разнообразным орнаментом, что характерно для искусства эпохи Альморавидов. В начале 2003 года руководство университета Аль-Азхар начало реализацию грандиозного проекта «Аль-Азхар онлайн» (Al Azhar Online).
Инициатором ее сооружения был египетский наместник Ахмад ибн Тулун. На самом деле эти глубокие ниши (худжра – араб. ), которые играют роль помещений для занятий. Полихромная техника использования керамических вставок при Тимуридах (1370-1506) распространилась в Трансоксиане (Мавераннахр). Сменившие Айюбидов мамлюкская династия уделяла городу большое внимание. Одна из древнейших построек такого рода была возведена в IX веке в Фустате (древний Каир). Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Эта мечеть известна своим великолепным михрабом, декорированным резным стуком.
Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию.
Они имеют вкрапления лазурита, жемчуга, агата и других полудрагоценных камней. Внутренний двор площадью 17400 квадратных метров выложен цветным мрамором.
Цитадель была значительно укреплена в 1176–1183. Ниша михраба обычно оформлялась из цветного камня и представляла собой арку.
В XIX в. мечеть вновь подверглась реконструкции, так как сильно обветшала. Высокий, стройных пропорций, нарядный минарет стал подлинной достопримечательностью Севильи. Ее окружают четыре минарета, каждый высотой по 77 метров. Но природа, становящаяся здесь неотъемлемой частью здания, по удачному выражению одного исследователя, «художественно усмирена»: вода заполняет бассейн правильной геометрической формы, падение ее струй точно рассчитано деревья и кусты подрезаны.
Уже в XX в. молитвенный зал был вымощен мрамором. Во время реставрационных работ (1913) в Арабской мечети были обнаружены надгробные плиты с эпитафиями и эмблемами, принадлежащие венецианским и генуэзским купцам. На разработку уникального проекта потребовалось 10 лет и еще 10 лет ушло на воплощение замысла в реальность. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Внутри помещений многоцветные мраморы используются повсеместно. Кроме тщательно продуманных зданий для похоронных ритуалов, были построены: мечеть аль-Акмар (1125), а также монументальные ворота для городской стены Каира, которые были заказаны могущественным эмиром Фатимидом и его визирем Бадр аль-Джамали (1073-1094).
На площади Регистан в Самарканде были возведены три здания с одинаковым на первый взгляд планом и схожими пропорциями. Там стояло несколько стоек с вешалками, на которых в целофановых пакетах висели чистенькие и как новенькие (а может быть и новенькие. ) черные абайи (женская черная национальная одежда) с платками на голову к ним. Толчком к этому стали реформы в преподавании.
Султаны Калаун и Баркук провели туда воду, разбили сады с прудами. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Двор мечети был выложен надгробными плитами именитых иранцев, для которых быть захороненными рядом с имамом означало признание их заслуг.
Не случайно Альгамбру обычно считают образцом восточной роскоши в архитектуре. Поскольку Арабская мечеть пережила не один пожар, то и восстанавливалась она не единожды.
Ее использовали при украшении михраба в мечети имама Резы в Мешхеде (1215), а также в мечети Фатимы (сестры имама Резы) в Куме (1208). Пол мечети устлан самым большим в мире ковром (5627 квадратных метров). Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами.
С XIIв., после возникновения суфийских братств (тарикатов) завией стали называть жилище шейха (наставник), в котором обучались его ученики (мюриды). Строительство продолжилось и при последнем султане Мамлуков Каншух аль-Гаври (1501-17). Историк аль-Масуди (середина X в. ) свидетельствовал, что купол большой мечети Багдада был целиком облицован кирпичом цвета ляпис-лазури.
верующих. Деревянное надгробие над могилой аш-Шафии принадлежит к лучшим образцам резьбы по дереву. Последний город (сейчас является частью Нью-Дели), отражающий типичную планировку мусульманской цитадели, состоит из периферических оборонительных валов, серии дворов, расположенных по оси, которая выводит к великолепным частным дворцовым сооружениям. Внутри: более 500 мраморных колонн, 7 эскалаторов. Это также одна из нескольких мечетей в регионе, открытых для немусульман.
В целом убранство имеет вид узорчатой вставки в простои каменный массив. Всего в мечети девять минаретов, высота которых достигает 95 метров. Цитадель и дворец Альгамбра (аль-Хамра – «красная», араб. ), находится в городе Гранада и была центром этого государства. Еще ее называют «Колонной» — по типу мечетей в виде крепости. Но уже в XIII-XIV вв. Среди выдающихся памятников мусульманской архитектуры Индии следует назвать мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна (1508–1556) из династии Моголов в Дели, построенный в 1557–1565. В XVII в. (взамен рухнувшего) поставлен новый купол диаметром 21 м и высотой 48 м. По обе стороны здания стоят два минарета (первоначально высотой 84 м).
Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью. Но у мечети есть и второе имя – «Башня Маяк». Пол мечети и ее двор обычно устилаются коврами.
Внутри мавзолея за ажурной решеткой из белого мрамора находятся кенотафы (надгробный памятник умершим, останки которых покоятся в другом месте или не найдены) Шах-Джихана и его любимой жены их поверхность инкрустирована полудрагоценными камнями. Окружающие мечеть сверкающие бассейны подчеркивают ее красоту. Для воспроизведения этого сюжета была использована техника керамической мозаики. Строители при династии Манду выработали выразительное направление, которое наилучшим образом прослеживается в архитектуре мечети Джама-Масджид. Однако Шах-Джихан был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом.
Оригинальный тип минаретов сложился в XI-XII вв. Современные здания исламской архитектуры выражают концепцию безграничной власти Аллаха. Сейчас их можно увидеть в Стамбульском Археологическом музее. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку, которую можно сравнить с иконописью в христианских храмах. Это используется при строительстве любых зданий: от дворцов до мечетей. Традиционного исламского декора в этом здании нет, однако на внешних фасадах здания цветным камнем обозначены шестиконечные звезды. Главный купол весом в 1000 тонн считается крупнейшим храмовым куполом в мире.
Общие размеры – 8 058 метров на 549 метров. Выпускником университета был первый в мире социальный историк Ибн Хальдун.
Каждый портал состоит из айвана, под углом к которому расположены два небольших здания той же высоты, с двумя этажами худжр (в плане это здание напоминает «открытую» подкову). В османское время в городе появляются здания с тонкими островерхими минаретами, что можно рассматривать как стремление подражать Стамбулу: мечеть Сулейман-паши на территории каирской цитадели, а также мечеть Шахин аль-Халвати (1538). Она расположена в селении Кипчак, что в 15 км от Ашхабада.
Согласно этой версии Арабская мечеть была построена приблизительно в 715 году. Но однажды во время совершения молитвы в доме Умму Башар Пророку было ниспослано откровение об изменении киблы в строну Священной Каабы в Мекке (2:144). Порталы мечети относятся к XIII в., ни один из них не выделен в качестве главного. цвета. Здесь применен мозаичный декор, на других пиштаках (порталах) использовался менее трудоемкий декор из глазурованного кирпича и глазурованной плитки. В течение XIII и XIV столетий политическая обстановка Испании сильно изменилась.
В Каире первая приходская мечеть аль-Ажар (перев. Памятники мусульманской архитектуры персидской школы: Мавзолей династии Саманидов. Такова башня Гунбади-Кабус близ Горгана, построенная в 1006–1007 при династии Зияридов (927–1090). Как и в Кордовской мечети, художественный образ Альгамбры очень многогранен. Стоимость проекта составила приблизительно 120 млн. Внутри мечети расположено захоронение пророка Яхьи (Иоанна Крестителя).
Характерными памятниками XIV в. являются многочисленные марокканские медресе, сохранившиеся в Фесе, Марракеше, Мекнесе и других городах. Вот таким образом 180 колонн этой мечети выделяются разнообразием своих капителей. Возле восточной части галереи стоит изящное сооружение на восьми колоннах – Куббат аль-Хазна (сокровищница), в которую нет входа непосредственно с земли. Главный михраб – ниша с аркой на 4-х колоннах византийского времени.
Мрамором и перламутром отделан михраб, композиция которого достигает высоты 7 метров. Этот элемент впоследствии становится весьма популярным приемом иранских архитекторов. Высокую квадратную колокольню церкви превратили в минарет.
м. Он играет практическую роль, которая очень важна в условиях жаркого климата страны – многочисленные колоннады (более тысячи) помогают формировать лёгкий ветерок. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ.
«великолепная») была построена в период с 969 по 973 гг. в 818) в Мешхеде. Обязательно строились купола. Стены здания на высоту в 8 м облицованы мрамором, выше которого вокруг всего корпуса идет декоративный резной фриз. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной.
Также на территории мечети запрещается есть, пить и курить. Их появление граничит с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол на прямоугольное основание). Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола на барабане, которые «накрывали» молельные залы.
Они представляет собой комплексное сооружение, включающее небольшую мечеть, помещения для жилья шейха и мюридов, а также приют для странников (дервишей)45. Для него в Большой мечети впервые была сооружена максура – квадратная ложа напротив михраба, в которой он находился во время пятничного намаза.
Мавзолей ситт Зумруд-Хатун. В городе также сохранились более поздние сооружения, например, мадраса Мустансирийа (XIII в), мадраса Муржанийа (XIV в. ) демонстрирующие приверженность персидским традициям архитектуры. В связи с особенностями шиитского ислама, в Иране уделяли большое внимание мавзолеям. Человеческие образы и рисунки животных редко использовались в декоративном искусстве, т. к.
Орнаментация внутренних поверхностей Тадж-Махала поражает изяществом. На строительство было затрачено свыше 600 млн евро. Бурджи Мамлук следовал художественным традициям своего предшественника. Данная мечеть с огромной площадью более 400 тысяч квадратных метров.
Все видимые поверхности стен здания сплошь покрыты полихромной керамикой. Эти комнаты вместительны, там могут находиться одновременно полторы тысячи человек. В университете обучались студенты со всех уголков исламского мира.
(Коран, сура ночной перенос:1). Широко использовалась резьба по стуку, фигурная кладка кирпичей или терракотовых плиток. Сталактитовая капитель обычно собиралась из разных элементов (от 7), создавая карниз колонны. Интересен план этого здания. Свое название «покрытая золотом» мечеть получила из-за обилия золота в орнаментации фасада.
Появляется также множество маристанов (госпиталь) и хамамов (баня). Есть дополнительный зал для 24 тыс., еще 40 тыс. Что касается места вознесения Пророка (СААС), точных указаний и свидетельств об этом нет, однако халиф Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) полагал, что вознесение было совершено с некого возвышенного места вблизи мечети аль-Акса. Все здания приписываются известному османскому архитектору Синану.
Хуайншэн в переводе с китайского языка означает «помни о Пророке». Это сохранившаяся до сегодняшнего дня мечеть Сиди-Укба в Кайруане (Тунис). Большая мечеть халифов. Днем здание блестит на солнце белым и золотым, а ночью оно залито искусственным светом. Мадраса Мустансирийа.
Ему удалось объединить шесть независимых княжеств (Абу Даби, Аджман, Дубай, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Фуджера и Арджа) в одну страну, создав федерацию ОАЭ. Изнутри на этой стене находится михраб – ниша, завершавшаяся стрельчатой аркой. Это самое большое строение старого Дамаска. Мавзолей Кусама ибн-Аббаса в Самарканде.
Под двор, где у фонтанов совершали омовение, отведена лишь небольшая часть огромной площади (180 X 130 м), занятой сооружением. Соборная мечеть Куфы входит в число мечетей, которые обладают весьма большой ценностью в силу того, что в них произошли важные исторические события. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса. Как правило, каждая из вышеперечисленных архитектурных школ имеет свою, присущую ей, форму минарета. Подсчитано, что для строительства мечети потребовалось 18 миллионов кирпичей, а для облицовки – 472 500 обливных изразцовых плиток голубых и бирюзовых оттенков.
Минарет одной из самых старых мечетей Каира, Ибн Тулуна, напоминает минарет мечети Мутаваккиля «Мальвийа» («закрученный» – араб. ) в города Самарра (Ирак), тело которого представляет собой усеченный конус, вокруг которого идет спиралевидный пандус. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Сад огорожен от города стенами с четырьмя порталами. Мода на погребальные мечети среди султанов-мамлюков привела к тому, что возник целый квартал усыпальниц (Хаус аль-Басха), которые перемежались обителями суфиев и медресе. Мечеть представляет собой комплекс площадью 130 на 150 м. С двух сторон к зданию мечети пристроены два медресе, к каждому из которых примыкает двор с оросительным каналом. Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077–1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Сооружение окружено большим количеством деревьев и цветочных садов, которые в исламе символизируют небеса. Сталактиты, словно гигантские соты, спускаются со сводов на стенах, арках и карнизах (в отделке которых применены разноцветный мрамор и камень, раскрашенный алебастр, мозаики и люстровые керамические облицовки) развертываются, как ковры, сложные, виртуозно исполненные арабески из многоугольных геометрических фигур, причудливого переплетения стилизованных растительных мотивов и тончайшей вязи арабских надписей. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды.
Над входом возвышается минарет высотой в 20 м с восьмигранным купольным завершением. Во многих мечетях размещаются книгохранилища. Уже в 20 в. была построена мечеть «Аш-Шухада» (памяти жертв, мучеников), минареты которой свидетельствуют о заимствовании сирийско-египетского стиля. В отличие от мечетей эпохи Сельджукидов, бассейн (шадриван – турецк. ) вынесен за пределы помещения – во внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами.
Не остались в стороне и декораторы, которые оформляли интерьеры в «мавританском» стиле. На протяжении веков Аль-Кайраван оставался образовательным и научным центром Туниса и Северной Африки. Внутри сооружения функционирует 7 эскалаторов. В середине XII в. новая волна кочевых племен Северной Африки под водительством Альмохадов (1121 —1269) обрушилась на Пиренейский полуостров.
В 1971 году шейх, позднее ставший президентом ОАЭ, предложил объединить разрозненные бедные княжества (эмираты) в одно государство.
Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, вот таким образом огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. Она построена по традициям китайской архитектуры. Центральный зал мечети накрыт огромным куполом диаметром в 16 метров, высотой в 32 метра. Композиция мавзолея с равнозначными фасадами строго центрична. Мечети арабского плана были в основном построены во времена династий Умайядов и Аббасидов.
Архитектура мечети подчинена строгой и математически четкой логике. На стене Кибла, высотой 23 и шириной 50 м, нанесены 99 имен Аллаха. мекканская), эта моя мечеть (т. е. мединская), и мечеть аль-Акса. Разработка темы четырехайванного медресе в архитектуре XIV в. привела к созданию мечети султана Хасана, которая считается самым значительным сооружением мамлюкского периода (1356–1363).
В теплом климате Египта один из айванов служил аудиторией, другой мечетью. Так, «зеленая мечеть» в Бурсе представляет собой два соединенных между собой купольных зала, в центре первого находится бассейн для омовений. Католическая церковь Павла и Доминика снова стала мусульманским храмом. В молитвенном зале мечети применено особое решение внутреннего пространства.
С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Коммерческая деятельность паломников в Мекку и Медину также этому способствовала.
Мечеть «Аш-Шухада». При этом центром города стала не мечеть, а дворец, но сейчас от него не осталось следов. Последняя славится изысканной декоративной обработкой фасада и молитвенного зала. Художественный образ мечети в Кордове очень сложен. А сам купол, символизировавший небо, был окрашен в яркий голубой цвет. Архитектура Тимурского периода началась со строительства храма Ахмеда Ясави (сегодня Казахстан) и достигла своего расцвета со строительством мавзолея Тимуру Гур-э Амир в Самарканде.
В 60-е годы X в. в Египте укрепились Фатимиды. Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Платформа вымощена белым мрамором.
Сахелианская архитектура зародилась в двух городах: Дженне и Тимбукту. кв. Располагается в Мекке, в Саудовской Аравии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. В XIII и XIV вв. В крупных городах строились коммерческие здания, религиозные, строились мосты.
Одним из архитектурных достоинств новой мечети также являются 10 куполов. Несмотря на скромный михраб, благодаря белизне колонн она выглядит чрезвычайно элегантно. После того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Он был сделан ковровой компанией из Ирана и весит приблизительно 35 тонн. Располагается Большая мечеть посередь двух мостов – Mussafah и Maqta. Здание построено из красного песчаника, который прекрасно гармонирует с белым мрамором.
Более того, есть такие, тело которых собрано из фрагментов разных колонн. В 1475 г. церковь по распоряжению султана Мехмеда II превратили в мечеть. Мрамор чаще всего использовался, чтобы подчеркнуть вертикали и контуры арок. Страна, достигшая столь высокого экономического подъема испытывала кризис.
Для его постройки использовали великолепный обожженный кирпич высокой прочности. Однако один только его размер не является его самой восхитительной особенностью.
В X в. Кордовский эмират стал одним из богатейших государств Европы, а его правители приняли титул «халифов». После смерти Кутб ад-дина был закончен только первый ярус, его зять Шамс ад-дин Илетмиш (1211–1236) добавил еще четыре следующих, а правитель Фируз-шах III (1351–1388) после землетрясения 1368 был вынужден восстановить два верхних яруса, вот таким образом они были сделаны из мрамора. В 60-х 8 в. Фустат уже был политическим и экономическим центром Египта.
Главная люстра мечети (10 метров в диаметре, 15 метров высоту, весом около 12 тонн) — самая большая в мире люстра, установленная в мечети. Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб. ). Кутб ад-дин Айбак (1206–1219) построил из красного песчаника необычный минарет Кутуб-минар. Края верхней линии портала фланкированы небольшими чисто индийскими башенками, напоминающими паланкин на спине слона – чаттри.
Шатровые мавзолеи лучше всего сохранились в Куме – религиозной столице Ирана. Инициатором создания уникального сооружения стал президент (первый) ОАЭ шейх Заид. Мавзолей имама Резы в Мешхеде.
Его текстиль и ковры получили международное признание. Самая большая мечеть в Юго-Восточной и Южной Азии и четвертая по величине мечеть в мире. Первой мечетью служил двор жилища Посланника Аллаха в Медине.
Сделали это арабы — отсюда и название, — во время захвата Константинополя. Именно тут собираются миллионы паломников во время хаджа. человек. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Несколько ранее был построен мавзолей династии Саманидов (819 –1005) в Бухаре, датируемый 907 (это свидетельствует о широком распространении традиций персидского зодчества за пределами Ирана). Архитектура Ирака не может быть строго отнесена к сирийской или персидской школе.
Это здание поддерживают 850 колонн. Арку огибает криволинейный бордюр, а сама она опирается на две колонны из зеленого мрамора. Наконец, сами столбы и арки, часто неодинаковые по форме, воспринимаются в разных ракурсах. Она имеет девять минаретов, высота которых составляет 95 метров. В момент выполнения намаза (молитвы), мусульмане, где бы они не пребывали, направлены лицом в сторону Каабы. В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. В 988 г. к мечети было добавлено здание училища (медресе).
На прилегающей территории установлено несколько фонтанов, разбиты места для отдыха, аллеи. Галереи отвечали климату Ирана: в жаркую погоду они предохраняли обитателей от солнца. Они сооружали плоские перекрытия, которые опирались на консоли и колонны. Мечеть Фатимы в Куме.
Бахри определил развитие искусства и архитектуры на весь период правления Мамлуков. Султан Байбарс (1260–1277) уделял большое внимание ирригации, строительству дорог и мостов. В залах мечети подвешено семь люстр, украшенных сусальным золотом и кристаллами Сваровски. Когда-то эта мечеть была местом отдыха и общения с Богом, а сегодня это развалины. В XII в. жил великий философ Ибн Рушд (Аверроэс), учение которого оказало большое влияние на развитие философской мысли средневековой Европы.
Со временем купола стали возводить и над порталами. В Средней Азии и Индии культовые здания, как правило, снабжены мощными (высотой в 2–3 этажа) порталами (пиштак – перс. ). Ещё её именуют – Харам бейт—Уллаh («Запретный дом Аллаhа», либо «Священный дом Аллаhа»). В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен – беспримерный случай в мировой практике. Оно олицетворялось в минаретах.
Два века спустя напротив него было возведено медресе Шир-Дор (1619–1636). После мусульманского завоевания Сирии, церковь была превращена в мечеть. С именем Каитбея связаны три мечети в Каире. Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы) имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т. д.
Львиный двор, назван так по 12 львам, которые поддерживают фонтан в центре двора. В 1192 в правление Гийас ад-дина Мухаммада (1163–1203) в Дели начали строить мечеть, получившую название «Кувват аль-Ислам» («мощь ислама» – араб. ). Двухцветная каменная кладка здесь распределена в шахматном порядке.
создания Аллаха считаются непревзойденными. Этот ансамбль создавался на протяжении двух столетий. Надо отметить, что османские строители не убирали деревья со строительных площадок. Строительство Великой мечети в Кордобе (сегодня кафедральный собор) в 785 году н. э. Примером может служить мечеть Селима, построенная в середине шестнадцатого века.
Мадраса Муржанийа. Всего у мечети З минарета. У Большой мечети шейха Зайеда есть много особенных и уникальных элементов. Первую называют «Купол Скалы», вторая же – мечеть аль-Акса или мечеть Омара – третья по значимости мусульманская святыня. При Мухаммаде Али город подвергся перепланировке.
Среди особо почитаемых мечетей Багдада следует назвать мечеть двух шиитских имамов Мусы аль-Кадима и Мухаммада аль-Джавада (1515, называемую в народе «Кадимийа»), а также мечеть шейха Абд аль-Кадира («Кадирийа»). Под зданием Аль—Аксы расположен вместительный подвал. Расписывали эту мечеть мастера из Турции. Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент.
В решении аркады (чаще всего двухъярусной), в выборе декоративных материалов — цветных и монохромных, в композиции и характере мотивов орнамента зодчие и художники, украшавшие эти постройки, проявили огромное мастерство, тонкий вкус и почти безграничную художественную фантазию. Над главным помещением (по сложившейся в индийской архитектуре традиции) подняты два купола – один в другом. Двойные купола различных форм покрыты яркими красками. В Наине была построена мечеть (960), в которой, несмотря на арабский тип конструкции, в орнаменте прослеживается связь с искусством эпохи династии Сасанидов. В этот период быстро росло значение стран Магриба. Громадный купол составляет 2/3 высоты мечети.
Четвертый и пятый углы соединены крытой галереей. Но впоследствии здесь же было устроено еще три михраба, по числу богословско-юридических школ в исламе. Особое восхищение вызывала соборная мечеть Кордовы, заложенная еще в 785. Говорили, что король владел несколькими особняками, один из которых 2-х этажный был 66 футов длиной, 42 футов шириной, он состоял из семи комнат, с лестницей, палатами со скульптурами, его стены были украшены картинами. Сохранившиеся ворота Баб ан-Наср (1087), Баб аль-Футух (1087) и Баб аз-Зувейла (1092) интересны не только как элементы средневековой фортификации, но и как образцы зодчества того времени.
Однако третьей святыней ислама является мечеть аль-Акса, а не Куббат ас-Сахра, согласно хадису Пророка (САС): Не устремляйтесь в своих путешествиях кроме как к трем мечетям: Заповедная мечеть (т. е. В резьбе можно найти имя автора резьбы – Убейд ибн Маали. рабочих. Завия (араб. —угол)— келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах. Он был первым исламским миссионером в Китае.
С высокой квадратной колокольни сняли колокола и превратили ее в минарет. Апогей мавританской архитектуры – Альгамбра – роскошный дворец – крепость в Гранаде. Сады Шалимар также демонстрируют силу влияния могольских традиций на архитектуру.
Этот мавзолей был построен в 1202. Ан-Насир Мухаммад (1295–1304) построил аналогичный комплекс, он объединил в четырехайванном медресе все 4 богословских школы – мазхаба. Великолепная белоснежная мечеть шейха Зайда в Абу-Даби получила свое название неслучайно. Колонны как бы «вырастают из земли» созданные из разноцветного мрамора, яшмы, гранита, порфира, они в верхней части снабжены арками, которые как ветви деревьев, переплетаются между собой, образуя подковообразные и полуциркульные арки. В XIII веке Тунис стал столицей государства Альмохадов и Хафсидов.
Она неоднократно перестраивалась, но современный облик приняла после кардинальной реконструкции в конце IX в. В ней (также как и в большинстве магрибинских мечетей) присутствуют элементы крепостной архитектуры. В конце VII в. в Иерусалиме была построена Куббат ас-Сахра («купол скалы»). Возможно, еще и вот таким образом бывшая церковь Павла и Доминика стала именоваться с тех пор Арабской мечетью.
Жемчужины мусульманского искусства – величественные мечети и мавзолеи по сей день украшают облик тысяч городов мира. Запрещается облачаться в облегающую и открытую одежду. И наконец, с севера прямоугольное пространство площади замыкает мечеть-медресе Тилля-Кари (1647). Эта мечеть, возведенная Шах-Джаханом, считается одной из красивейших в мире. Таковы мечеть-ханака султана Баркука и султана аль-Муайада. Тогда-то название мечети и закрепилось окончательно.
Тогда же вне города на скалистом обрыве горы Мукаттам была возведена мечеть аль-Джуюши (1085), хотя первоначально она была скитом (завийа – пристанище суфия или гробница, у которой проводят свои радения его последователи). Таким образом, составлялись целые фрагменты Корана, которыми украшались внутренние помещения и вход в мечеть. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов. Во все остальные мечети пускают исключительно мусульман. Это конструктивное решение появилось в эпоху Тимуридов, а в Индии впервые было применено при строительстве мавзолея (1518) делийского правителя Низам-хана Сикандара II (1489–1517) из династии Лоди. Ее купол выглядит поскромнее, но сама мечеть огромная и может вместить на пятничную молитву до 5000 прихожан.
Сельджукским архитекторам был известен парус – элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам. Мечеть Аль-Азхар (Блистательнейшая мечеть) – название наиболее почитаемой мечети и религиозного университета в Каире. Около михраба устанавливается кафедра проповедника — минбар.
Так как хадж является пятым столпомИслама. Соборная мечеть в Астане – крупнейшая в Центральной Азии. Мечеть-медресе Тилля-Кари в Самарканде. Противоположный минарет называется минаретом Невесты (Аль-Арук), он является самым древним из трех. Как и во всех мечетях Магриба, здесь использовалась подковообразная форма арок.
Недалеко от мечети построена подземная автостоянка, рассчитанная на 100 автобусов и 400 автомобилей. Например, соборная мечеть г. Султанийа с четырьмя минаретами и двумя входными арками, построенная ильханским правителем Мухаммадом Худабанда Олджейтю (или Улджейту – 1304–1317). Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Так, в мечети султана Баязида II (1500–1506) купол опирается на четыре массивных столба со сталактитовым навершием. Таковы медресе Каратай, Индже-минар в Конье (оба построены в XIII в. ).
Однако в западном Китае культовые сооружения похожи на мечети арабского мира с высокими, стройными минаретами изогнутыми арками и куполами. В четырех углах мечети расположены четыре минарета. Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов, расположена в старой части столицы Сирии, одном из древнейших городов мира.
Из сирийской архитектуры египтяне заимствовали сталактитовый портал полукуполом, панели из полихромного мрамора, мраморные мозаики-плетенки (характерные для огузского искусства) и столь традиционное для Сирии чередование разноцветных каменных поясов. В XIV-XV вв.
Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. Согласно хадису аль Бухари именно в этой мечети пророк Мухаммад (САС) совершил молитву вместе с другими пророками. Правление байбарского союзника Галаун (1280-90) ознаменовало патронаж общественных и религиозных учреждений, таких как медресе, мавзолеи, минареты и госпитали. Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Купол, главный минарет (90 метров высотой) и четыре боковых минарета (45. 5 метров) являются главными визуальными особенностями мечети.
Обычно купольная мечеть имела ярус тромпов (сферических сегментов, с помощью которых можно было точно и изящно перейти от прямоугольных в плане стен к окружности купола) их угловые арки заполнялись сталактитами, а ниже по периметру купола делался бордюр в виде ленты с эпиграфической надписью. По такому плану построена мечеть султана Хасана в Каире. С тех пор мусульмане со всего света обращаются в молитве в сторону Мекки. Наиболее важными сооружениями того времени в Бурсе являются мечеть Улу-Джами (XIV в. ), Йешиль-Джами («зеленая мечеть» – 1423), а также мечети в Изнике и других городах. В настоящее время мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м, 48 входов.
Сейчас мечеть – это пятиугольное здание со сторонами разной длины и плоской крышей. Листва – частый мотив, но обычно стилизованный или упрощенный по тем же причинам. Над проектом работало более трех тысяч лучших специалистов со всего мира. Персидским словом каши (кашани, т. е. Большая мечеть шейха Зайда Бин Султана Аль Нахьян (или, как ее еще называют – Белая Мечеть) – это настоящее чудо и одно из наиболее удивительных сооружений ОАЭ.
Однако есть и самобытные постройки, например, мавзолей ситт Зумруд-Хатун (иногда неправильно называемый могилой супруги Харун ар-Рашида). Сохранилась строившаяся одновременно с дворцом мечеть «Аль-Азхар» («блистательная» или «сияющая» – эпитет Фатимы, дочери пророка, в честь которой и названа мечеть), пережившая многочисленные реконструкции, до сих пор является одним из самых почитаемых памятников, хотя в ее облике отразились вкусы практически всех мусульманских правителей Египта. Она была выстроена в 1612–1630, а в XVIII в. подверглась реставрации.
Колонны связаны между собой арками, создавая, таким образом, по периметру две обходные галереи. В некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию.
В мечетях просто не было необходимости. Все это вносит в интерьер богатый и сложный ритм чередования архитектурных форм. По коротким сторонам двора расположены павильоны, увенчанные куполами.
человек. Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка. Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики.
Характерно, что углы башни оставлены гладкими, они лишены украшений.
Мастер наносит тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинает «выбирать» излишний материал, создавая причудливый объемный рисунок, куда в общий фон переплетений можно внести картуши с цитатами из Корана или с затейливым цветочным узором. Все арки по контуру украшены декоративной вязью растительного типа, выполненного по стуку. В 640 сюда пришли арабские войска во главе с Амром ибн аль-Асом, которые устроили здесь свой лагерь, названный Фустатом (от греко-византийского fossaton – лагерь). Мечеть также известна как один из первых и самых больших исламских университетов. Джама Масджид имеет внушительные размеры и может вместить 25 тыс.
Здание мечети стоит на высоко поднятой террасе, вымощенной каменными плитами. Обе мечети построены в персидском стиле. По словам ибн Хальдуна это сделало Каир с его роскошными куполами, площадями и минаретами «центром Вселенной и садом мира». Так, мечеть Баязида II строил архитектор Хайретдин. Он представляет собой квадратную купольную постройку гармоничных пропорций. В XV в. мамлюкские архитекторы уже строили симметричные по плану и объемам здания.
Впервые мечеть на этом месте была построена в 638 году. Эта любовь в полной мере присутствует в орнаментации интерьера мавзолея. Империя, однако, была основана не столько стараниями Бабура, сколько мудростью великого афганского правителя Шер-хана, который принудил сына Бабура Хумаюна отказаться от Дели и сам правил городом в течение пятнадцати лет. Элемент исламского искусства, которыми украшали стены мечетей и мусульманских домов. В тот же период ряд городов обзавелся новыми мечетями больших размеров, что позволило заостренному (по моде того времени) куполу стать доминирующей точкой в силуэте города.
Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа. Айваны в Мустансирийи, обращенные во двор, демонстрирует восхитительную резьбу по стуку: три фланкирующих орнамента обозначают форму стрельчатой арки, два верхних фронтона углов заняты плетенкой из восьмиконечных звезд, а в центральной части воспроизведен текст из Корана, выполненный мастером-каллиграфом почерком «цветущий куфи». В декоре михраба появляются соприкасающиеся углами восьмиконечные звезды. Эти колонны были взяты из 27 разрушенных индуистских храмов и украшены фигурной резьбой.
Первоначально нефы освещались арочными окнами. Бабур, первый правитель династии Моголов, нанес поражение династии Лоди в легендарной битве при г. Панипат в 1526 году. В настоящий момент и в столице Кыргызстана – Бишкеке строится крупнейшая мечеть. Они окружили его мощными стенами, а внутри уже в 1199 была построена самая большая в то время мечеть в Магрибе «Аль-Кутубийа». Она была спроектирована архитектором Юсуфом Бусхнаком, была многокупольной и имела два высоких (82 м) минарета и широкий двор с аркадой, что свидетельствовало о восприятии османского стиля.
Колонны, несущие двухъярусные аркады, поддерживающие перекрытия, равномерными рядами заполняют пространство интерьера даже неф, ведущий к главному михрабу, лишь немногим шире остальных. Финансировалось оно правительством Саудовской Аравии. Когда могилы почитаемых шиитами Али двоюродного брата и зятя пророка (в Неджефе) и его сына Хусейна (в Кербеле) в XVII в. попали под власть Османской империи, могила имама Резы стала главной шиитской святыней в Иране. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства. Соборная мечеть в Исфахане.
Китай известен своими прекрасными мечетями, которые похожи на храмы. Однако строительство сильно отразилось на состоянии государственной казны. Окруженные тенистыми садами дворцы халифа и знати поражали своей роскошью. 800 квадратных метров, включая внутренние и внешние места для молитв. Мечеть аль-Хаким (996-1013гг. ) является примером фатимидской архитектуры и дизайна.
Могольский император Акбар в конце 1500-х построил королевский город Фатехпур- Сикри, расположенный в 26 милях к западу от Агры Наиболее ярким примером могольской архитектуры является Тадж Махал, «капля падающая в вечность», строительство которого было завершено в 1648 году императором Шах Джаханом в память о своей жене Мумтаз Махал, которая умерла во время родов их 14 ребенка. Исключение составляет дизайн садов. Они представляет собой комплексное сооружение, включающее небольшую мечеть, помещения для жилья шейха и мюридов, а также приют для странников (дервишей). Большие склады, такие как Хан аль-Ади (1441) были построены специально для нужд торговцев. Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко – 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр.
Медресе строили двух типов. Венчает мавзолей двойной купол (внутренний и внешний), с небольшим шпилем. Аль—Акса – в переводе с арабского языка означает удаленная мечеть. Не случайно в поэтическом представлении арабов Гранада и Альгамбра— «жилище наслаждения», сменившее величавый образ Кордовы—«обиталища наук». Там же, в зале Двух сестер, можно увидеть сталактитовый узор в верхней части стены над михрабом и расположенными выше него окнами. Главными элементами композиции являются восходящие к XVIII в. Баб аль-Музаййини («Ворота цирюльников»).
Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж). Но были мечети с плоской и покатой кровлей. В Иерусалиме есть две красивейшие мечети: одна с золотым, другая с серым куполом.
Усложняется и ритм минаретов их силуэт становится все более затейливым. Позднее в 19 веке исламские купола были внедрены в западную архитектуру. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Комплекс был построен на развалинах фатимидского дворца и упирался в медный рынок (Сук ан-Нахассин). Стены украшены стилизованными лиственными мотивами, арабскими надписями и арабесками стены покрыты глазурованной плиткой. Затем плитку подвергали нескольким обжигам (по числу наносимых красок).
долларов. Характерно, что в орнаментации медресе Шир-Дор использовано изображение животных. Деньги выделяет Турция. Но в декорировании интерьера господствует резной стук. Для многих в исламском мире они фактически символизируют бесконечность.
Дворец Чихиль-Сутун в Исфахане. Геометрические и растительные арабески перемежаются с паутиной лепных сталактитов и полосами арабских надписей. Для XI-XII вв.
Гранадский эмират был самым богатым государством в Испании. Это неофициальное название она приобрела благодаря форме своего минарета. характерна монохромная архитектурная орнаментация. Все это порождает впечатление единства и законченности архитектурного целого.
Купола опираются на барабан в форме граненого фриза. Стоимость их 8, 2 млн. Ее называют по-разному: мечеть Валида, большая мечеть Омеиядов. Арки используются для оформления сводов между колоннами молитвенного зала, для декорирования окон (в том числе и ложных).
Здание сложено в нижней части из камня, а в верхней – из кирпича. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого как христианами, так и мусульманам. Его сводчатые внутренние залы, круглый купол и использование повторяющихся декоративных элементов (арабесков) характерны для исламской архитектуры. Великая мечеть Самарры в Ираке была построена в 847 году до н. э., её архитектура сочетает ряд колонн в гипостиле, поддерживающих плоскую платформу, над которой стоит огромный спиральный минарет. Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Для облика этой погребальной мечети важным является цветовое решение стен и купола.
Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде. Мечеть является третьей святыней Ислама после Запретной мечети в Благородной Мекке и Мечети Пророка Мухаммада (салалЛаху алейхи ва салям) в Светлейшей Медине. Они возвышаются примерно на сто пятнадцать метров. Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Иногда подобный орнамент исполняет роль фриза идущего по периметру внутреннего помещения.
Испания, 1195). Этот человек сыграл важную роль в истории страны. Выдающимся и вместе с тем характерным памятником монументальной архитектуры этого времени является мечеть Аль-Кутубийа в Марракеше (XII в. ).
Таким образом, площади, на которых были сосредоточены культовые здания и сопровождающие их службы (в том числе медресе, мавзолеи, библиотеки, караван-сараи, бани и т. д. ) превращались в архитектурные ансамбли. Под потолком идет деревянный фриз (общей длиной 2, 5 км), на котором вырезана стихотворная строка из Корана. Типичным примером может служить погребальная мечеть султана Хумайуна (1565, Дели). Вода в фонтан двора поступает по четырем каналам (соответствующим четырем райским рекам).
Она рассчитана на 10 тыс. Династия Туглакидов придала «воинственный» стиль архитектуре. метров, обильно декорирована белым и серым мрамором, керамическими цветочными узорами. Она может вместить до 10 тысяч человек.
Таковы сталактитовые карнизы в Львином дворике дворца Аль-Гамбра (Гранада). Ослаблению халифата способствовало шедшее с севера наступление испанцев-христиан. Внутри мечеть расчленена колоннами, взятыми из античных построек, на три нефа, которые идут вдоль южной продольной стены с михрабом. Его территория пересекается каналами, которые отождествляются с четырьмя реками рая.
Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов. Последняя крупномасштабная реставрация была произведена в ней в 1913-1916 годах. Но захвативший Иерусалим турецкий султан Салах ад-Дин вернул здание мусульманам.
Медресе Улугбека в Самарканде. Рубчатый купол приобретает форму луковицы. Единственный минарет на северной стороне двора представляет собой высокую (30 м) и мощную башню из трех квадратных в плане этажей. «Аль-Азхар» – превосходная степень от «Захра» (арабск. кв.
Это типичная «колонная» мечеть с 16 параллельными нефами и 7 куполами. По Корану эта мечеть является первой, построенной для поклонений Аллаху. Архитектура турецкой Османской империи – это самые выдающиеся мечети в синанском стиле (Синан – главный архитектор Османской империи). Мечеть шейха Зайда открыта для всех желающих, причём не только для мусульман.
В трех углах сооружения возвышаются три пары минаретов, обозначая входы в мечеть. Другие общественные учреждения: мечети Акбуга аль-Утруш (Алеппо, 1399-1410) и Сабун (Дамаск, 1464). Во второй половине пятнадцатого века искусства оказались под патронажем Каитбея (1468-96) – самого выдающегося султана из династии Мамлуков. Здание храма имеет повышенную сейсмоустойчивость. Столько же верующих могут молиться в примыкающей к мечети летней галерее и площади.
Яркие примеры сирийско-египетской архитектуры демонстрирует столица Египта, Каир, который отметил в 1969 свое тысячелетие. Это последний михраб, где используется стук, все более поздние – уже отделаны мрамором. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка находится внутри мечети. Это придает строению древний вид и заставляет размышлять посетителей о его истории. С момента захоронения сутки напролет служители мечети читают Священный Коран.
Мечети в Верамине и Нетензе.
Эта часть мечети выделена особыми, многолопастными арками, причем в верхнем ярусе арки причудливо переплетаются. В XV столетии на ее месте был построен готический собор, а сам минарет, получивший позднее название Ла Хиральда (La Giralda), был в XVI в. украшен новым покрытием. Кроме комплекса Галауна, также по заказу Бахри Мамлука был построен большой и роскошный комплекс Хасана (нач. Турецкие архитекторы создали свой собственный стиль купола. Короткие рукава и шорты сделают экскурсию по Большой мечети невозможной.
Сохранились крепостные постройки, внешне схожие с большими культовыми зданиями той эпохи. Купольные мавзолеи в Куме и в Тусе. Храм построен в классическом османском стиле.
Арки украшены традиционным византийским орнаментом из листьев аканфа. Изящные нервюры сводов, вторящие линиям аркатуры, образуют восьмиугольные звезды. Будучи в Иерусалиме, он тщательно обследовал эту территорию, а затем приказал построить мечеть над некой выступающей частью скалы, это и есть мечеть аль-Акса (15г. хиджры или 637 г. ). Что же касается мечети Куббат ас-Сахра, (купол скалы), то она была построена в 76 г. хиджры / 691 г. х. э., по приказу омейядского правителя Абдель Малика ибн Мирвана.
Ковер в главном молитвенном зале является самым большим в мире. Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана (госпиталя) султана Калауна (1284–1285) в Каире. Массивные, несколько приземистые по пропорциям столбы несут высокие подковообразные преломленные в замке арки. Следуя греко-византийским традициям, они организовали пространство города по Гипподамову плану, разделив его главной (cardo maximus) и второстепенной (decumanos) магистралями на кварталы.
Благодарные жители решили возвести монумент, посвятив его любимому правителю. История правления Мамлуков делится на два периода по названию династий: династия Бахри Мамлука (1250-1382). Так, мечеть, построенная в Заваре (1135) – типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. В Иране мастера изготовляли специальную полихромную керамическую плитку в технике «corde seka». Первая китайская мечеть появилась в седьмом веке в период правления династии Танг в Сиане. Сегодня «аль-Азхар» представляет собой квартал разнородных сооружений (1000 кв. м. В отличие от сирийских медресе, египетские обычно имели по два сводчатых айвана. Стоимость строительства храма составляет 6 млн 840 тыс.
Так или иначе, но какое-то время здесь был действующий католический храм и даже монастырь. По преданию, золото было добыто Надир-шахом (1736–1747) во время его похода в Индию (1738/39). Более низкий равен по высоте шпилю купола. В одной из фасадных арок находится дверь, другие забраны решеткой из кирпича. Надгробие старше мавзолея и датируется 1178.
Белая мечеть Шейха Зайда удивляет грандиозными размерами: общая площадь составляет 17 тысяч квадратных метров и равна пяти футбольным полям. Стуком декорированы мечети XIV в. в Исфахане, Бестаме, Абаркухе. В архитектуру Альгамбры органично включены вода и зелень.
Мечеть шейха Зайда (ОАЭ) была официально открыта спустя три года после смерти шейха. В VII в. Иран был завоеван арабами и вошел в состав халифата. Новое поселение разместилось между холмом Яшкур и Вавилоном.
Не менее примечательна усыпальница Аббасидов. Мамлуки использовали контрасты и световые эффекты при строительстве своих зданий. Позднее мамлюкский правитель Каит-бей (1468–1496) перестроил вход и поставил минарет справа от входа. При этом старые здания предпочитали сносить. Высадившиеся в Испании войска Альморавидов, энергично отразив натиск европейских рыцарей, привлеченные богатством страны, подчинили себе владения испанских мусульман. могут разместиться во внутреннем дворе.
Например, стуковый декор X в. украшает юго-восточную стену. Белая мечеть олицетворяет в своем «лице» глубокое уважение и благодарность шейху Зайду ибн Султану ан-Нахьяну.
Основным композиционным ядром мечети является внутренний двор, окруженный мраморными и гранитными колоннами, поддерживающими арки. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Эта мечеть известна своими потрясающими арками. 1356).
Абайи висели разного роста и размера. Первое из них означает совершенную, божественную красоту, оно находило воплощение в куполе мечети (если таковой имелся). В частности, здесь до сих пор находятся его стройные колонны с коринфскими капителями. Стены мечети украшены не только изречениями из Корана, но и цитатами из книги Сапармурата Ниязова Рухнама.
Семь позолоченных медных «подсвечников» декорированы кристаллами Сваровски. Атрибутами двора являются колодцы, они сделаны из мраморных баз античных колонн. Некоторые мечети совмещены с усыпальницами. Но когда я вошла в эту женскую раздевалку, я чуть не упала от удивления.
Главный молельный зал освещается одной из самых грандиозных люстр мира. На фасадах появляется членение вертикальными нишами, в которых размещаются окна. С XII в. внешняя сторона кирпичей стала покрываться цветной глазурью.
И хотя мечеть относится к числу погребальных, тюрбе («гробница» – турецк. ) находится позади мечети. Люстровая керамика, радужно сиявшая после обработки глазури кислотными парами перед ее глянцеванием (пары окислялись при обжиге в закрытой печи), очень высоко ценилась. Он окружен восемью башенками, похожими на минареты и установленными над углами восьмигранника. молящихся.
Мечеть г. Султанийа. Положение широких масс резко ухудшилось. Вход и экскурсии по мечети – абсолютно бесплатны.
Медресе Шир-Дор в Самарканде. Минарет венчает надстройка, несущая маленький купол. Женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или на галереях. растет число портально-купольных мавзолеев, воздвигнутых для потомков шиитских имамов (имам-заде-перс. ), например, мавзолей в Тусе (XIV в. ).
Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) сделан для того, чтобы соблюсти гармонию с пространством интерьера. Материалом для строительства мечети послужили развалины Карфагена. К мечети Сиди-Укба по типу планировки и внутреннего декора близки большая мечеть в Тунисе (732) и более поздние мечети в Сусе и Сфаксе (IX в. ).
План мечети представляет собой прямоугольник со сторонами 122 и 140 м. Пространство молитвенного зала делят пять поперечных нефов. Военно-феодальная верхушка османов сначала сделала своей столицей Бурсу. Серия статей подготовлена по материалам портала ТехЛиб. А те, кто молится в самой Мекке, совершают намаз выстроившийвокруг Каабы. Этот выбор основан на исламском видении мира. Любой мусульманин должен приехать в это благословенное место хотя бы раз в своей жизни.
Обе эти мечети расположены на одной территории, совсем близко друг от друга. Мечеть Аль Харам, «Заповедная мечеть» или «Большая мечеть» находится в городе Мекка и это самая большая и самая главная мечеть в мире. Такие комплексы, постоянно имеющие доход, не только укрепляли состояние патрона, но и навсегда увековечивали его имя и с тем и с другим были проблемы из-за законодательной системы относительно наследования и конфискации семейного состояния.
Джалал по-арабски значит божественное величие, возвышенное начали бытия. Более 500 лет принципы византийской архитектуры (Софийский собор) служили основой при строительстве большинства османских мечетей: мечеть Шехзад, мечеть Сулеймана и мечеть Рустам Паша.
Дворик окружен портиками с 124 тонкими колоннами. С двух сторон он граничит с залом Двух сестер и с залом Абенсеррахов (по имени одного из знатных семейств времен Насридов). Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической архитектурной традиции. Далее мечеть расширялась и достраивалась другими правителями. В каждом из них находится лестница из 130 ступеней. Его архитектор Мирак-мирза Гийас использовал персидскую композицию чахар-баг («четыре сада»).
Медресе Надир Диван-беги. Фасады айванов расположены строго друг против друга. Одновременно там могут молиться семь тысяч мужчин и три тысячи женщин. Религиозные идеи господствовали и в архитектуре и в искусстве.
Недаром про Исфахан говорили: «Исфахан несф-и джахан» – «Исфахан – половина рая». Один из минаретов отличает уникальная форма — раздвоенная верхушка. Так, в исламе огромное значение придается понятиям джамал, джалал и сыфат. Впоследствии над бассейном была построена позолоченная крыша. До завоевания Константинополя здесь находилась церковь Св.
В 673 мечеть расширили, но кардинальной перестройке она подверглась в 827. Архитектура мечети позволяет вместить в себя сорок тысяч верующих. Фрактальная геометрия была основой для строительства мечетей и дворцов. Участок для ее строительства выделен еще в 2009 году, она занимает 3, 5 гектара.
Исламскую архитектуру называли архитектурой вуали, так как красота находится в интерьерах (внутренние дворы и комнаты), которые невидимы снаружи. Джума-мечеть («пятничная») в Исфахане. Мечеть занимает площадь 416 тыс. представляет собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Мечеть имеет гигантские размеры: 250 на 150 м, а общая площадь (вместе с вспомогательными постройками) – 4 гектара.
Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры Пророка (с. г. в). Лучшие здания, которые были построены в период правления Бурджи, это комплексы, построенные Баркуком (1382-99), Фараджем (1399-1412), Муайаддом Шейхом (1412-21) и Барсбейем (1422-38). В молитвенном зале воздвигнуто пять михрабов.
Альгамбра – дворец властителей небольшого государства Насридов (1230–1492) и последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Она окружает самую важную и ценную святыню ислама – Каабу. Первоначально цветной глазурью обозначались слова «Аллах», «Али», «Мухаммад», позднее с помощью полихромных вставок воспроизводили целые суры Корана, украшая ими фризы, окружающие айваны или тулово минаретов. Выходцы из Андалусии научили египетских строителей делать подковообразные арки, консоли с серией завитков, а также сдвоенные окна с разделяющей колонкой.
полихромные вставки стали вытеснять монохромный кирпич. Каждый зал не похож на остальные, но в целом архитектура и декор дворца подчинены «ритму повторения» одних и тех же элементов в разных масштабах и каждый раз в особом сочетании. Также как и в Сирии, медресе начинали брать на себя функции и погребальных сооружений. В период пятилетнего правления его светлости Куфа являлась центром исламского халифата, а Соборная мечеть этого города — местом, где его светлостью принимались многие важные социальные и политические решения. Маленький мавзолей (9 9 м) украшен готическим порталом, вывезенным по частям из церкви крестоносцев в Акке.
Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде. Он – турецкий кипчак из Южной России по происхождению, названный в честь размещения своих бараков вдоль Нила и династия Бурджи Мамлука (1382-1517) кавказского черкеса по происхождению, который квартировал в цитадели. До сих пор поражает своим великолепием ребристый купол мавзолея Тимура «Гур-Эмир» (1404). В два ряда поставлены аркады. Площадь мечети составляет 5 тысяч квадратных метров, а вместимость более 10 тыс.
Вторую киблу в этой мечети оставили как напоминание об этом событии. Восьмигранный план усыпальницы находится в центре сада. Однако то, что выглядит, словно иллюстрация ко всемирно известному произведению «Сказки тысячи и одной ночи», на самом деле представляет собой нечто большее. Уникальная в своем роде, Арабская мечеть в Стамбуле много раз реставрировалась. Мечеть имама Резы в Мешхеде.
Всего на строительстве мусульманского храма трудились более 12 тыс. Шер-хан внес огромный вклад в развитие архитектурных традиций. В конце эпохи правления династии Сельджукидов (1038–1194) начали производить керамику с люстром – металлическим блеском.
Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе. Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе. Красивые синевато-серые облака проецируются на внешние стены и становятся более яркими или более темными согласно фазе луны. В Каире мемориальный комплекс Каитбея на северном кладбище (1472-74) является самым известным местом.
Высота молитвенной ниши в стене мечети – 8 метров в высоту и 4, 6 метра в ширину. Зато некоторые общественные здания – караван-сараи, кварталы базаров, внутри которых были и мечети и медресе и хаммамы (бани) – до сих пор существуют. В XIVв. С развитием гончарного дела совершенствовалась и архитектурная керамика. Центральную часть этой мечети построил в 972 г. основатель Каира Джаухар ас-Сокали.
Такая кладка из двухцветного камня у арабов называется «аблак». Исламская храмовая архитектура, которая до этого состояла из простых зданий с обилием декораций, превратилась в здания со сводчатыми помещениями, куполами, полукуполами и колоннами. Однако архитектура мечети подчинена строгой, почти математически четкой логике. Этот памятник культуры является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Новая соборная мечеть в Исфахане, построенная шахом Аббасом I (1587– 1629), была сооружена на южной оконечности площади, которая называется майдан шах («царская площадь»). Помещения для молитв и совершения омовений (мужские и женские). Мечеть стали называть Арабской после того, как мавры, бежавшие из Андалуcии в Стамбул от преследований испанской инквизиции (1492), начали селиться рядом с ней. Она рассчитана на 4 млн паломников. Части наружной стены сохранились от римского храма Юпитера.
Мамлюки наполнили этот город своими постройками, которые придали ему своеобразный стиль. Она расположена в старой части Иерусалима на Храмовой горе. А в XIV-XV вв. Поверхности стен, сводов и колонн орнаментированы стилизованными растительными мотивами. Павильоны (например, Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк. ) или Багдад Кёшк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» – турецк. ) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами. Опасность испанского вторжения побудила арабских эмиров обратиться за помощью к сложившемуся в Северной Африке берберскому государству Альморавидов (1061 —1140).
Несколько меньший по размерам Львиный двор был центром жилой части дворца. Исследователи различают несколько типов мавзолеев. С тех пор здесь действующая мечеть.
На углу, рядом с мавзолеем, возвышается минарет, вероятно, достроенный позднее. Арки различных видов – подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители – излюбленный прием декорирования культовых зданий ислама. Все элементы декора подчинены принципу строгой плоскостности. Это одна из старейших мечетей Китая.
Наиболее ярким примером является мечеть Мескита в Кордобе в Испании. В отделке применялись самоцветы и разноцветный мрамор. В мечети одновременно могут совершать намаз до 5000 верующих. Первым в 1417 было построено медресе Улугбека.
Женщины должны покрыть голову платком, полностью спрятав волосы от белого света. Удивительный не только благодаря своему внешнему виду, но и внушительным габаритам ковер (площадью в пять тысяч 627 квадратных метров) разостлан в мечети и является самым большим ковром во всем мире. Тогда же в Каире было сооружено много фонтанов. В нем отражался фасад здания и окружающий его парк, что по замыслу архитектора придавало дворцу легкость. Но поразило не только это. Шейха Зайда бен Султана Аль Нахьяна часто называют отцом Объединенных Арабских Эмиратов.
Мечети в Турции испытали большое влияние Византии, Персии и Сирии. Хотя вскоре Мамлуки вошли в состав Османской империи (1517) и культурные традиции Мамлуков вдохновляли не только османцев, но и другие исламские народы. Для интерьера мечети характерно обилие мрамора, золота и ярких красок. Иранский минарет XI-XIII вв.
В 2007 году профессор Петер Лу из Гарвардского университета и профессор Пол Стейнхард из Принстонского университета опубликовали статью в журнале «Наука», где они высказывали предположение, что квазикристаллические узоры мозаики гирих опередили решетки Пенроуза на пять веков. Арабески – это повторяющиеся геометрические элементы, напоминающие растения, какие-либо геометрические формы и иногда животных (особенно птиц). Они представляют собой геометрический орнамент, состоящий из многоугольных фигур. Существует предание, что пророк Иса, придя снова в мир, явится именно с этой стороны. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аиши, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. Мечеть занимает площадь в 18 тыс.
Часть помещений открывается во дворы широкими арками. Это одна из крупнейших, старейших и красивейших мечетей в мире. Здание целиком выполнено из белого мрамора, которое великолепно отражает солнечные лучи. Колонный зал Кордовской мечети справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. С четырех сторон главного зала построены минареты высотой 90 метров.
Халиф аль-Мансур (754–775) задумал построить новую столицу халифата, окружив ее стенами, которые должны были очертить вокруг города правильный круг. Эти деньги выделил эмир государства Катар. Славятся своими мраморными михрабами медресе Тайбарсия и Акбогавия. Сейчас площадь здания составляет 400 тыс. Рядом с ним находятся две комнаты, которые предназначены лишь для женщин. Период правления в Египте Мамлуков (1250-1517до н. э. ) – это расцвет исламского искусства.
По легенде здесь находится могила пророка Закарии. Множество примеров вы найдете в старом Каире. Кроме того (и в этом особенность Кордовской мечети), он как бы снова находит отклик в верхнем ярусе арок.