Заметим, однако, что когда здесь и ниже мы ссылаемся на трактаты, т. е. на тексты, представляющие собой теоретическое самопрограммирование культуры, мы отдаём себе отчёт в том, что творчество художника и самоописания культуры – суть явления разных уровней. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии. Этому соответствует и одежда святого плащ, принятый в иконографии III- IV веков.
У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. С нами же, арестантами, разговоров о цилиндрах и полярных пайках не заводилось. К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект. Сходную оценку можно встретить и у современных советских искусствоведов. Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Арест святого Петра ожидается со дня на день.
Здесь он знакомится с Иеронимой де лас Куэвас, у них рождается сын Хосе Мануэль. тБВПФБ, ОБРЙУБООБС Ч РЕТЙПД ФЧПТЮЕУЛПЗП ТБУГЧЕФБ, УФБМБ РТПЗТБННОПК. Логичнее думать, что именно это и есть Евангелие. Таким голосом говорят в театре молодые актеры играющие стариков.
Горфункель А. Х. Гуманизм и натурофилософия итальянского Возрождения. Новые открытия. Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи38, конечно, тоже преображенную под его кистью.
Не случаен и выбор места жительства. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений. Эль Греко – визионер. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие.
Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Это редкость среди арестантов и в лагере и в тюрьме. Картина Мора «Воскресение Христа» примитивна по композиции имеет прямолинейно учительный характер, но интересна для нас программным значением и трактовкой образов.
Если только заказчиком не был сам король. Определенную роль всоздании иконографии апостолов сыграло искусство римского скульптурного портрета, вкотором техника портретирования достигла совершенства. Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра иПавла ихмиссионерских трудов. Этот приём прежде всего нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600).
Все это делается не всегда с сознательным расчетом, а как-то инстинктивно. Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки.
Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: «. Уже упоминавшийся нами П. А. Флоренский пишет по этому поводу: «Но и пользование двумя пространствами зараз, перспективным и неперспективным, встречается тоже. » и далее: «Этот приём составляет характерную особенность Доменико Теотоко-пуло, по прозванию El Greko, «Сон Филиппа II», «Погребение графа Оргазе», «Сошествие св. Несомненно, что в Католической Церкви эта картина воспринималась именно как икона, перед ней молились верующие католики. Даже еслибы художник неизобразил связку ключей вруке апостола, трудно былобы ошибиться. Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами».
в 1633 г. ) в одном из сонетов, посвященных художнику, а всего их – четыре, определяет его живопись с помощью слова «extraneza», т. е. как необычную14. Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица. Важно то, что они сумели сделать. Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом.
Три панно полуовальной сложной формы были помещены в кокошниках: Борис и Глеб, Апостолы и Архитратиг Михаил. Сам Петр стоит несколько глубже. Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ). Всё конкретно-определённое в Ренессансе, – пишет Л. М. Баткин, – собственно не-ренессансно (христианство, платонизм, аверроизм и т. д. ) ибо «Ренессанс – это культура общения культур» 33.
19 Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи с необходимостью иллюстрировать сочинение святого Августина «О граде Божьем» возник новый стиль изображения святых. Показательно, что и уста его плотно сомкнуты, что исключает возможность говорения. Эль Греко оставил после себя библиотеку из 130 книг на четырёх языках о литературе, живописи и архитектуре (для XVI века — целое богатство). Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам. Духовная ситуация в Толедо была сложной, при этом не следует забывать и о том своеобразном факте, что самая благая ориентация художника на аутентичное религиозное возрождение приходила в противоречие с реальным положением дел и что именно при «Савонаролах» художников притесняли значительно больше, чем при своенравных и деспотичных папах.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. А если нет Что же, в этом случае Эль Греко через своих «Петра и Павла» задает каждому из нас высокую, но необходимую планку. Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством. National Galery of Art. Искусствоведы, анализировавшие картину, мало задумывались о том, что это может быть. Как всякое плодоносное семя их посевы встают нерушимо и никакими злыми силами не удаётся противостоять духовному грядущему расцвету.
Для гуманистов эпохи Реформации апостол Павел являлся олицетворением активной проповеди, выразителем «внутренней религии», образцом последовательности взглядов и высокой образованности. гЕМШОПУФШ МЙЮОПУФЙ, ХВЕЦДЕООПУФШ Й УФТБУФОПУФШ УЧ. Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество Св. В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу.
Относительно верхнего мира тоже можно с уверенностью сказать, что он писан блестящим мастером, прекрасно усвоившим все уроки ренессансной живописи и использовавшим этот багаж применительно к традициям византийской иконописи, в которой, в частности, трансцендентная светосреда противополагалась земному человеческому лицу и трансформации «золотое – жёлтое – земное – богатство – власть» противостояли холодной отчуждённости голубого цвета, символизирующего высшее начало. Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение. Наконец, Доминикос поселяется в испанском Толедо, где и получает прозвище «грек» (Эль Греко). Примером официальной трактовки совместного изображения Петра и Павла может служить картина-икона, написанная для Эскориала Хуаном Фернандесом Наваррете (Эль Мудо «Немой») (1577, Эскориал).
К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект. В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной. Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви.
Речь идет о книгах, лежащих на столе. Антонис Мор был талантливым портретистом, но сюжетных картин он почти не создавал. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Он никого не оскорблял, говорил мало.
Но с Фризоргером я не ссорился ни разу. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину. Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы.
И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно». Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. – и Павел вдруг видит Самого Бога. Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного». Отсюда их внимание ко Кресту. Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы.
2. Того, на чем строится совокупность приёмов прямопер-спективного изображения. Однако вряд ли это справедливо. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи снеобходимостью иллюстрировать сочинение Святого Августина «О граде божием» возник новый стиль изображения святых.
Имеется в виду встреча Апостолов в Антиохии и единственный случай конфликта между ними, описанный Апостолом Павлом в своем Послании к Галатам. Эль Греко как будто полемизировал с идеей этого произведения. Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двоемирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом.
Это случилось по дороге в Дамаск. За его спиной тревожно освещённое небо, всё в разрывах облаков с отблесками сияния. Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом. Петр трижды отвечает утвердительно.
Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение. И автор подчеркивает это через разные детали, что вполне характерно для художников Возрождения. Произведение Мора не имеет гениального художественного воплощения дюреровского полотна.
Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом. Вглядимся в их глаза. Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива.
Остались документы от многочисленных тяжб Эль Греко с заказчиками относительно цены своих работ. История Реформации. Лик Христа не покинул дома сего и Лики всего Священного Христова Воинства и освещают и укрепляют и бодрят народное сознание. Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже.
Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы.
Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двое-мирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом. когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения и священная метафизика общего народного сознания разъедается усмотрением отдельного лица с его отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, – тогда появляется и характерная для отъединённого сознания перспективность. » 15. Эти битвы мы сейчас можем проследить на примере изображения первоверховных апостолов. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. И вообще все великие трудились для идеи.
Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинера-рия, жизненного пути37, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдущих, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным. Тереса. О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио. Жар быстро спадал и если оба продолжали еще долго лениво отругиваться, то это делалось больше для порядка, для сохранения «лица».
Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими». Что это значит. Но я быстро научился не придавать большого значения этой пышной ругани. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов.
Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.
Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати. 11. Гордый и независимый, но вместе с тем трудолюбивый и просвещённый. Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени.
9. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие35. Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ В СВЕТЕ ИДЕЙ ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ В своём полотне «Четыре апостола» Дюрер выделил апостола Павла как наиболее сильного, решительно действующего персонажа. Я думаю, что в этом была заслуга Фризоргера ибо не было человека мирнее его.
10 Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др. Vol.
М., Нессельштраус Ц. Т. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали.
А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. Не осталось у него и учеников. К этой идее художник, видимо, шёл постепенно, её развитие можно проследить на картинах «Раскаяние апостола Петра». Наиболее ранний из сохранившихся вариантов, датируемый 1580-ми годами (Англия, Барнар Касл, музей Боуэ) изображает старика апостола, с мольбой поднявшего глаза к небу исступлённо сжавшего пальцы. Кстати имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек».
Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. 8 состояние первых проповедников христианства. Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art. Пер. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе.
Об идее светоносности см. P. 9. В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком. В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле.
Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения. Полемика с протестантами и гуманистами внутри католицизма пережила антитезу «мирскоебожественное» в иконописи, столь сильную в спорах современных иконописцев в православии. Но это принципиально другие возможности. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Но картина Эль Греко — гораздо сложнее. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати. К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, Святого Андрея в картине «Святой Андрей».
Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме. строит свои иконы, где столь чудесно сочетаются искания современного художественного глаза с утончёнными правилами старины (в этом отношении особенно интересны росписи церкви в Пархомовке, вдохновлённые византийскими образцами)». Одна рука лежит на книге Святого Писания, указующий жест другой как бы подтверждает написанные им проповеди христианской веры. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел.
Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. В творчестве толедского живописца вновь зазвучала смелая мысль нидерландского гуманиста об апостолах как о безумцах, устремившихся в мир с проповедью новой религии. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. «Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым. Расстановка закладок в Апостоле также неслучайна. Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал. Вспомним, что один из близких друзей мастера, послуживший моделью для знаменитого портрета (около 1609 г. ), по справедливости считающегося едва ли не лучшим произведением данного жанра в мировой живописи, прелат и придворный проповедник Филиппа III, поэт Феликс Ортенсио Парависино (ум.
Апостолы прекрасно это понимают. Особую группу составляют изображения Петра иПавла вместе. В центре картины изображен Христос, внизу на переднем плане святые апостолы Петр и Павел. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное.
Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Никакие разрушения и потрясения не нарушат прекрасный угол, где собраны чудотворные Лики. Вы действительно верите, что честной иконописец хотел сделать как можно лучше.
4. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны. Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Того, на чем строится совокупность приёмов прямоперспективного изображения.
Таким образом, в основе всех уровней текста «Апостолов Петра и Павла», уровней рисунка, композиции, цвета, персонажа лежит оппозиция «земное – небесное» и она-то, проявляясь на всех уровнях и рождает особую экспрессию этого завершённого в себе и внешне уравновешенного полотна. XXI, 42) – читаем мы Евангельские слова, сказанные Господом о Самом Себе. Библейское богословие стало полем апологетических битв между католиками и протестантами. Так полагал Мейстер Экхарт.
Они у подножия Креста.
3. Они у подножия Креста. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. И можно предположить, что Павел указывает не впрямую на Евангельский текст, а на Апостольские послания, на письма. Духа», «Вид Толедо» и другие его произведения явно распадаются – каждое на несколько, не менее двух пространств, причём пространство духовной реальности определённо не смешивается с пространством реальности чувственной.
Страшные гонения на христиан в Риме. Альбрехт Дюрер. – Его путь ко Христу был очень своеобразным. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг.
Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе. И это тоже передано, в том числе, через одежду. В лагере многие стараются (и небезуспешно) показать себя старше и физически слабее, чем на самом деле.
Не осталось у него и учеников. Петр ни о чем не спрашивает Павла, а тот ничего ему не отвечает. В том же, 1906, году Рерих разработал эскизы мозаик для церкви на Пороховых заводах в посёлке Морозовка под Шлиссельбургом (Церковь с мозаиками Рериха была разрушена в годы Великой Отечественной войны).
Собственно, как и глаза апостола Петра. Маврикия». Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви. В своем очерке Испанский портрет XVI века.
Апостолы Петр и Павел, 1592. Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета.
К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма современного мышления. рБЧМБ РТПФЙЧПРПУФБЧМЕОЩ ЛТПФПУФЙ Й УНЙТЕОЙА УЧ. На стене у входа находилось мозаичное панно вертикальной формы Спас и святые. Как уже говорилось, он всю жизнь учился.
Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко. И всё бы хорошо с Павлом: красная тога, яркая лысина, великая Книга и мощные руки (вспомним Маяковского — «прибирала партия к рукам»).
Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Но с тех пор произошло много благотворных изменений. В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация24, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной. Washington, 1982.
Апостол Павел здесь никого не обличает. Когда он написал картину для дворца Эскориал, консервативный Филипп II не оценил гения. Если соотнести эти работы, то будет очевидно:Петр и Павелстоят там же, у Распятия. Либман М. Я.
ьМШ зТЕЛП, ПДЙО ЙЪ РЕТЧЩИ ЦЙЧПРЙУГЕЧ Ч йУРБОЙЙ, ЙЪПВТБЪЙМ УЧСФЩИ рЕФТБ Й рБЧМБ ЧНЕУФЕ. Убеждение Хуана де л а Крус в том, что интеллект это помеха на пути к Богу, понятое буквально, не могло разделяться Эль Греко ибо для него, для художника итальянской выучки, усвоившего нормы ренессансного поведения, культура была дорогой к Богу, а интеллект – способом постижения высших ценностей культурной иерархии, во главе которой находился Бог. Эль Греко вообще считал, что чувства можно передавать не только через выражение лиц, но и через колорит, свет, детали, предметы. Л. М., Льюис В. Спиц. Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал.
«Domine, quovadis. » («Господи, куда ты идешь. ») – обращается Петр к Спасителю. Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию». «Cada uno es hijo de sus obras» («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом. Вранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, впрофиль. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы.
И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. Это даже не книга, скорее кино, прокручиваемое внутренним проектором, бесконечный процесс общения с автором, Святыми и Богом. Это раскаяние символизировало таинство покаяния (исповеди), которое являлось одним из важнейших среди таинств Католической Церкви по поводу смысла этого таинства шла жесточайшая полемика с протестантами. Дюрер и его эпоха. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь.
В самом углу полотна поместил Евангелие и Эль Греко. 6 с идеями крупнейшего христианского гуманиста Эразма Роттердамского. Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа» 17. – Сюжет он выбрал неслучайно.
Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Многие молодые критские художники ехали совершенствовать свое мастерство в Италию. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. И здесь, на первый взгляд, композиционное решение картины также просто.
11. Экспрессивность и психологичность критских икон общеизвестна. Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов. Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: « когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения и священная метафизика общего народного сознания разъедается усмотрением отдельного лица с его отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, – тогда появляется и характерная для отъединённого сознания перспективность».
– В 1587 году (а закончил в 1592-м). 2 руках. Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины.
«Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез. Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». В иконе Мора главная идейная нагрузка концентрировалась в раскаянии Петра. XVI, 18). Апостолы Петр и Павел – одно из самых спокойных полотен религиозной живописи Эль Греко. Было бы, однако, весьма наивным полагать, что частичный отказ от перспективности при письме «божественной» части картины представляет собой некое непосредственное возвращение к принципам средневековой изобразительности.
Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи. » Аннибале Карраччи 12-й год правления императора Нерона. У Бога ничего случайного не бывает. Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. Парадокс эпохи в том и заключался, что пути к Богу различались способом постижения божественного начала, но вовсе не предметным содержанием. Наэнкаустической иконе апостола Петра (одной изпервых, написанных надоске) присутствуют теже черты, что инафреске римских катакомб, вмозаиках базилик, впроизведениях скульптуры, надонышках поминальных сосудов. На этом эпизоде Библейского предания хочется остановиться подробнее, так как он самим фактом своего бытования в искусствоведческой литературе, посвященной эльгрековским Апостолам, представляет собой для исследователей некий барьер, препятствующий пониманию истинного идейного смысла написанного Эль Греком полотна. Но, наверное, не это главное.
И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита. А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны. Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими». По этим стихийно и одновременно целеустремлённо вырабатывавшимся нормативам строилось всякое изображение человека, независимо от того, соотносилось ли оно с реальным прототипом и художнику вменялась задача передать портретное сходство или же оно было изображением персонажа, возможно, вымышленного, внешность которого могла интерпретироваться по-разному.
Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио.
Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам. Так полагал Мей стер Экхарт. Да и когда читаешь книгу Деяний апостольских, очевидно, что это в основном деяния Павла: он повсюду перемещается, везде основывает общины. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса34.
Это-то и придаёт картинам Эль Греко особую убедительность» 22. Подобно тому, как Эразм Роттердамский стремился очистить смысл Священного Писания от наслоений схоластики (сочинения Эразма были запрещены в Испании с 1557 года), Эль Греко отказался от формального изображения христианских героев и воссоздавал в искусстве характеры и внешний облик святых, опираясь на оригинальные тексты и реальные наблюдения. Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени. Эволюция творчества Греко определяется этапами его жизненного пути. Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы.
– В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как Св.
Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой. Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда». Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинерария, жизненного пути, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдуших, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным. Его социальная и гуманистическая основы13 она приводит довольно логичные рассуждения о том, что религиозные произведения художника связаны с идеей очищения церкви.
Фигуры Апостолов равноправны на полотне. Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ). А если нет Что же, в этом случае Эль Греко через своих«Петра и Павла»задает каждому из нас высокую, но необходимую планку. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер. В искусстве он пошел своим самобытным путем. дети» 31. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе.
Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи. Оба лица эрмитажной картины угадываются среди участников группового портрета в «Погребении графа Оргаса». Контрастом ему выступает апостол Петр. Не случаен и выбор места жительства. Изображение пещеры на картине граничит с культом апостола Петра в катакомбах Рима. Вот почему он католик, хотя на Крите доминировали греческие культурные традиции.
– В 1587 году (а закончил в 1592-м). В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения. зПДЩ УПЪДБОЙС: 1587-1592.
Последние ставили под сомнение право Католической церкви отпускать грехи «решать и вязать» всё на земле по словам Христа апостолу Петру.
Здесь существует несколько возможных объяснений, наиболее правдоподобны из них: 1. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Предположение о принадлежности сюжета картины Антиохийскому эпизоду является необоснованным. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия.
Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как св. Между апостолами изображен увенчивающий ихХристос. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме. Фигура Петра, в свою очередь исполнена, с одной стороны, покаяния, а с другой – глубокой молитвенной сосредоточенности.
Прямым же свидетельством состоявшихся перемен оказывается именно тот упомянутый выше факт, что последним критерием оценки произведения, которое только теперь из статуса изделия переходит в статус произведения в современном смысле, отныне и впредь будет вкус, та самая категория, которая займёт центральное место в эстетике Просвещения. Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование. Одновременно «натурализм» Пульцоне также был стопроцентной «манерой». Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет». Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов.
Икона, как живое звено церкви и жилища, входит широко в жизнь. Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Руки Петра находятся на том же уровне.
Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта много-слойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Петр сначала соглашается с Павлом, что нужно и необрезанных язычников обращать ко Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Закона.
Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Но иконописное тяготение к вертикали, симметричность композиции, рудиментарный геометризованный по сравнению с одеяниями интерьер – всё это знаки верхнего мира, а также свидетельство того, что византийская традиция осознана мастером как определённая система приёмов, пригодных для определённой цели. В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). Столкнулись две точки зрения. Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита.
Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. бЧФПТ: дПНЕОЙЛПУ фЕПФПЛПРХМПУ (ьМШ зТЕЛП) 1541-1614. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер. Композиционно единство Апостолов передается обращенностью их корпусов друг к другу. P.
Фонд «Лютеранское наследие». – Считается, что это Евангелие. Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. Толедское образованное общество увлекалось идеями эразмианства. Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы.
Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид. Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим». «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. Но это не так.
Камень, Его же небрегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла. Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса. Тереса39. Эти работы сразу же обратили на себя внимание специалистов. рЕФТБ. Но особенность этого полотна в том и состоит, что каждая изображенная деталь полна скрытого духовного смысла имеет свою конкретно-метафизическое значение.
Соответственно современному состоянию искусства в России, наиболее досто-примечательным является вклад в «Ежегодник», сделанный художниками. Если соотнести эти работы, то будет очевидно: Петр и Павел стоят там же, у Распятия. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко.
Композиция произведения тщательно выверенная. Washington, 1982. Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному. Центральное положение этого столба в картине Греко, конечно, неслучайно. Эта линия проходит не по центру полотна. Традиция утверждает, что в святом Павле художник запечатлел собственные черты.
Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля. М., Памятники культуры. Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что-то другое20, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет, он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета. Это имело глубокий смысл.
2. В картине «Апостолы Пётр и Павел» продолжил ту же тему.
Портрет аскетичен: сдержанный колорит, условный пейзаж в условном окне – нередкий в ре-нессансном и постренессансном искусстве – создаёт впечатление глубины отсутствует детализация интерьера, а равно, натюрморт: в руках у Кловио часослов семьи Фарнезе работы самого Кловио. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения.
Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка. Мастер берёт каноны старого искусства, проходит их искус и затем уже. Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом.
Допустимо, что Эль Греко знал и в какой-то мере разделял их взгляды. Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже. В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений.
Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда». Вполне возможно, что Евангелие – это книга, лежащая в основании, та, на которой зиждется апостольская проповедь. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. М., Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV веков. В том же 1577 г., когда художник поселился в Толедо, в местной тюрьме из-за распрей в кармелитском ордене, вылившихся в спор между «разутыми» и «обутыми» (descal-zos у calzados), сидел один из выдающихся испанских мистиков, поэт Хуан де л а Крус. Сравнительно с первым выпуском, вышедший недавно второй выпуск (за истекший 1907 год) приятно поражает обилием художественного материала и превосходным выполнением цветных воспроизведений.
С возрастом критянин всё более возвращался к своим православным корням. Апостолы прекрасно это понимают. Итак, на роль решающей постепенно выдвигалась инстанция вкуса, критерий зыбкий, но в общих чертах угадываемый. В месте их зрительного соприкосновения (его нет на самом деле, так как Петр стоит глубже) фигуры Апостолов сливаются в единую линию.
Освоив школу византийской иконописи, Доминикос едет в Венецию и учится там у Тициана, Тинторетто и других мастеров. Позволю себе высказать мнение – не претендуя, естественно, на постижение Божиего промысла, но все же: думаю, не зря Господь призвал Петра и Павла к мученической смерти в один период и в одном городе, где они в то время проповедовали, — в Риме. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету».
Пребывание Эль Греко на своем родном острове не было продолжительным.
Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями Святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину.
Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». 21 Этот приём, прежде всего, нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600). Об идее светоносности см. Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях. Vol. Отцы Реформации, выдвигая святого Павла, одновременно ниспровергали авторитет святого Петра, противопоставляя цельность «апостола язычников» компромиссности и непоследовательности первоверховного апостола, которого католики считали и считают основателем папства.
Эрмитаж, Санкт-Петербург. Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме. ниже. Среди них так называемая теория византизма, само название которой говорит о том, что ее приверженцы определяющее место в творческом методе Эль Греко отводят иконописным традициям, усвоенным мастером в ранней юности из обучения у критских художников. Доменикос Теотокопулис (1541-1614) – настоящее имя Эль Греко – уроженец Крита, обучался в мастерских известных иконописцев своего времени – Михаила Дамаскиноса, Андреаса Рико испытал косвенное влияние Феофана Грека, в середине XVI века определявшего художественную жизнь критской школы, которая благодаря ему вышла за пределы Крита и получила свое дальнейшее развитие уже на Пелопонессе. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо.
«В цилиндрах домой поедете», – постоянно твердил им начальник. Он — весь в сомнениях и размышлениях. Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим». Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию».
Но поразительно: мы вынуждены признать, что экстравагантный Доменикос Тео-токопулос тоже трудился для идеи. Cada uno es hijo de sus obras («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др.
Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. нБФЕТЙБМ, ФЕИОЙЛБ: ИПМУФ, НБУМП 121 И 105УН. Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа». Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art.
Эль Греко – визионер. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда.
Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Удивительно, что художники разных поколений, жившие вразличных концах христианской ойкумены, работавшие вразных техниках, никогда невидевшие творений друг друга, неимевшие нипечатных репродукций, нимиллионов «картинок» винтернете, так точно «совпадали» внаписании этого лика. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством.
В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). «Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым. Одновременно «натурализм» Пуль-цоне также был стопроцентной «манерой». Реформация и последовавшая за ней Контрреформация резко оживили богословские науки.
И в этом плане опыт творцов нового искусства – искусства Нового времени – структурно воспроизводит парадигму мистического опыта. Л., Gudiol J. Domenicos Theotocopoulos El Greco (). Barcelona, 1971. Т. 2. Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. Если только заказчиком не был сам король.
Больше заказов от короля он не получал. Краски икон также поражают всегда благозвучными аккордами. Отсюда их внимание ко Кресту. National Galery of Art. Но это только на первый взгляд.
ЛИТЕРАТУРА (ВЫНЕСЕННЫЕ СНОСКИ) 1. То, каким мы видим апостола Павла, скорее говорит о его характере, а не о том, что он превышает по значимости своего брата во Христе. В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения.
Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме2. И вообще все великие трудились для идеи. Доменикос не был исключением. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное.
Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен.
Но это принципиально другие возможности. И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла.
Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно».
четыре мозаичных панно Рериха украшали снаружи стены храма. ьМШ зТЕЛП РТПДПМЦЙМ ЕЕ Ч УЕТЙСИ БРПУФПМБДПУ (ЙЪПВТБЦЕОЙСИ иТЙУФБ Й ДЧЕОБДГБФЙ БРПУФПМПЧ). Его герои ярко индивидуальны, современники видели в них знакомых людей. Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля.
Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда. Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество св.
Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи, конечно, тоже преображенную под его кистью. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком. Мор приземлил апостолов, приблизил их к обычным страстным и грешным людям, придал конкретность их характерам, наделил конкретным сходством. Умер он с долгами, в возрасте 73 лет. Двухфигурная композиция обычно не подразумевает сложности прочтения. Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид.
Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет». ниже. Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным.
Что же касается самого способа отсылки к миру ушедшей «орфографии», то этот приём значащих реминисценций сделался приметой искусства XX в., признавшего великого мастера «своим». Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой. Сам факт принципиально различного подхода к письму верхнего и нижнего миров предполагал не непосредственность явленного откровения, но глубоко продуманную и осознанную интеллектуальную акцию. Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде.
3 Иное изображение апостолов мы увидим в картине Антониса Мора «Воскресение Христа» (1556 год, Бларикум, Нидерланды, коллекция П. Н. Ментен), созданный позднее, в период подъёма реформационного движения в Нидерландах. Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. Известно, что в круг избранных входили представители интеллектуальной элиты, например, Гонгора и Парависино, просвещённые представители клира, например, Антонио Коваррубиас. Ежегодник М., Сообщения Государственного Эрмитажа, 1974, XXXVIII (38).
Больше заказов от короля он не получал. с англ. Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами». Павел умен, категоричен и беспощаден, решителен и эмоционален. К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, святого Андрея в картине «Святой Андрей».
Хотя Апостол Павел и не говорит, какие последствия имело это его выступление против Петра, но из того, что Петр не приводит ни одного возражения, можно заключить, что он вполне осознал неправомерность своего поступка. Нет у него и мощного общественного звучания. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. Маврикия».
Правда, это были вчерашние заключенные, только что отбывшие свой «термин» или срок и называвшиеся в лагере полупрезрительным словом «вольняшки». Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного» 19. Так что в данном случае логичнее говорить не о странностях, но живописном почерке, может быть, слишком смелом для современников. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица. «Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез.
Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. А усталый Петр смотрит на происходящее с бесконечным разочарованием уже наступившего на все грабли, знает, что ничего нельзя изменить и понимает, что будет, возможно, даже поднимает руку, чтобы утешить (остановить) брата. Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта многослойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением.
Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. 7. Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Для того, чтобы не грешить, надо быть Богочеловеком, каким и был Господь Иисус Христос, Единый непогрешимый среди земных людей. Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде. Картина примыкает к так называемому циклу «апосто-ладос», т. е. изображений Христа и двенадцати апостолов, создававшихся по заказам церковных иерархов и призванных украшать алтари интерьеры соборов, госпиталей и т. д. Один из циклов апостоладос (1602-1605), украшающий собор в Толедо, бесспорно, принадлежит кисти самого мастера, в некоторых поздних работах ему, возможно, помогала мастерская.