«картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей. » (Автор неизвестен).
Цветовая гамма дамских платьев более приглушенная, но их наряды не уступают в прекрасной передаче фактуры тканей, переливов шелка, ниспадающих складок. Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Комедии делились на Комедию характеров, Комедию интриги и Комедию нравов. В написанной им биографии есть интересные моменты, но многое в ней заимствовано из воспоминаний Жерсена и Жюльенна. Автопортреты Ватто, быть может, лучшее, что было создано им в этом жанре.
Интересно, что названия большинству полотен дал не сам автор, а его современники. В 1735 году он издал свод гравюр исполненных с его живописных произведений. соч., стр.
Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение. Adhemar. Не видно, что он от этого страдает. Они направлены с легким наклоном влево и вверх, создавая нечто вроде части арки.
1716, Дворец Сан-Суси, Потсдам). Одним из первых он сумел оценить самостоятельную значимость рисунков Ватто и опубликовал завещанные ему листы в сборнике Фигуры разных характеров (1726). Свое преклонение перед прекрасным Ватто выразил в полотне Суд Париса (ок. Можно предположить, что в вытянутой руке он держал какой-то неразличимый теперь предмет (может быть, снятую маску. ). Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.
Так в XVIII в. писали парадные портреты. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Остальные персонажи общались на различных итальянских диалектах и каждый был одет в традиционный для этого образа костюм и маску.
Тончайшие нюансы человеческих переживаний – иронии, печали, тревоги, меланхолии – раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр «Капризница», около 1718, Эрмитаж «Меццетен», 1717-1719, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). При соскабливании пострадала ступня кавалера, написанная затем заново. Но действительно необычайный сюрприз ожидает нас в том месте, где на картине изображена гитаристка: там, за частой сеткой борозд счистки, рентгенограмма дает изображение дамы с гитарой, но совсем не той, которая нам хорошо известна по «Затруднительному предложению». Watteau.
Пытался посвятить себя живописи, но затем занялся производством и окраской шерсти и сукон для той же мануфактуры.
И это резко противопоставляет Жиля остальным персонажам. Однако затишье между военными действиями всегда оставалось здесь кратковременным явлением. Рассмотрим это произведение. Размер картины 185 x 150 см, холст, масло. В полотне Перспектива (ок.
Причем к любому из подобных эпитетов можно добавить «чуть-чуть» ибо Ватто неизменно уклоняется от изображения сильных страстей и ясно выраженных эмоций. В период 1712-1720 годах Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни «Комеди Франсэз» и «Комедии Дель Арте». Высший класс джентри (джентльменов) образуют пожалованные монархом в наследственные баронеты и кавалеры орденов (рыцари). Картины Ватто отличаются законченностью в целом, завершенностью каждой детали.
«Ватто никогда не бывает удовлетворен своими картинами, что не мешает ему быть одним из нынешних королей кисти», — писал один из его биографов. Размер картины 65 x 84, 5 см, холст, масло. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20.
На спине ее корсажа заметны две продольные складки и полосы. Результат исследования есть и какой результат. Простому глазу кажется, что она написана широко, мягкими и крупными мазками. Он просто один и все. Это была еще одна попытка обращения к «большому стилю», в трактовку которого художник привнес мироощущение мастера века Просвещения. К сожалению их состояние действительно необратимо.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. 181).
Да и впоследствии многие мастера и критики не всегда были справедливы к нему. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Француз Антуан Ватто одним из первых в начале XVIII века создал свой тип «сцен собеседования», соединив в нем столь ценимые в век Просвещения увлечение театром, мастерством ведения беседы превратившимся в высшем свете в моду, натурные наблюдения. Так же жизненно конкретна Помона в картине Вертумн и Помона (до 1715), напоминающая, скорее, театральную героиню-простушку или рыжеволосую красавицу служанку, которая часто позировала ему. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – дрезденская картинная галерея Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, музей Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – Лувр, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью.
Интересно, что названия большинству полотен дал не сам автор, а его современники. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Он покинул дом Жерсена.
Результат не вполне гарантирован, рентген упрямится, если картина переведена на другой холст, когда ее оборот покрыт краской, содержащей металлические белила и в ряде других случаев, но в «Затруднительном предложении» как будто все идет благополучно. Юбка была значительно уже, нежели на картине. Его выразительный жест направлен в ее сторону, она немного отстраняется, еще слушает его, но уже приподнимает складки своего широкого платья, приготовляясь уйти. В обращении его чувствовалась холодность и связанность, что порою стесняло его друзей, а иной раз и его самого, единственными его недостатками были равнодушие да еще любовь к переменам» (Жан де Жюльен). Писал исследования, посвященные античному искусству. Предмет, который он видел некоторое время перед собой, надоедал ему.
В картине «Капризница» художник изобразил воображаемых героев — преднамеренно безразличную леди и рядом с ней внимательного и настойчивого спутника. Являются ли реставрационными чинками все эти необъяснимые неровности и борозды. Выдающаяся пьеса первого Игрок слишком усыпана остроумными фразами. К шедеврам Ватто относится и исполненный сангиной Портрет Антуана де Ла Рок (Музей Фитцуильям, Кембридж). В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. «Ватто был среднего роста, слабого сложения, он отличался беспокойным изменчивым нравом, твердой волей по умонастроению был вольнодумец, но вел разумный образ жизни он был нетерпелив, застенчив, в обращении холоден и неловок, с незнакомыми вел себя скромно и сдержанно, был хорошим, но трудным другом, мизантропом, даже придирчивым и язвительным критиком, постоянно не был доволен ни собою, ни окружающими и нелегко прощал людям их слабости. Отдельно стоит Скарон, с его неисчерпаемым остроумием, переходящим часто в шутовство. Он же представлен в роли танцора в полотне Венецианские празднества (1719, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Такова «жемчужная шутка Ватто», скрытая от глаз посторонних. Прекрасный пейзажист XIX века Джон Констебл копировал пейзажи Ватто и говорил об одном из его «галантных празднеств» (Сельский праздник. — Е. Ф. ), что картина написана «так легко, что, кажется, написана медом». Парис выбирает Афродиту, 1720Любовная гамма 1717Грубая ошибка 1716-1718Вывеска лавки Жерсена 1720Одевание 1717 Радости бала 1718Итальянская комедия дель арте, 1716Пасторальные танцы 1720-еМузыкальное парти в летнем театре, 1717Полная гармония 1721 Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды. Иногда в его рисунках встречаются формы, которые будут привлекать внимание мастеров рококо — орнаментальный картуш для веера (с него гравировал Ф. Буше) или изображение раковины, от которой и происходит слово «рококо» или «рокайль». Сируа, по-видимому, помогал художнику в продаже его произведений. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в картине художника «Жиль в костюме Пьеро».
Еще большее напряжение возникает из-за присутствующей при этом интимном объяснении компании зрителей, на глазах у которых юноше, по всей видимости, придется услышать отказ. Совсем заново была написана фигура полулежащего на траве юноши. С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности. 1718) или самое прославленное «галантное празднество» — Паломничество на остров Киферу, невольно ощущаешь ту еще неразделимую грань между искусством и жизнью, которую пытались постичь все мастера века Просвещения, в том числе и Антуан Ватто, стремившийся столь поэтически тонко решить эту важнейшую эстетическую проблему своего времени. Он никогда не называл, не подписывал и не датировал свои картины.
Размер картины 37 x 48 см, холст, масло. В Валансьене Антуан Ватто впервые начинает самостоятельно работать. Но это всегда костюм, сотворенный фантазией Ватто. Catalogue complet de son oeuvre dessine, t. t. Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Что это была за композиция, можно лишь догадываться. Он станет «рубенсистом», как те французские художники, которые еще в конце XVII столетия оспаривали со сторонниками Никола Пуссена («пуссенистами») первенство колорита над рисунком, приоритет чувства над рассудочностью классицистов. Искусство французского художника впервые ощутило разлад мечты и реальности и вот таким образом оно отмечено печатью меланхолической грусти.
20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. 1717), которая очень нравилась Ренуару. Итак, «Затруднительное предложение».
Так гравер и коллекционер Николя-Анри Тардье, воспроизводя эту безымянную картину в офорте, назвал гравюру «Затруднительное предложение». Картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей, которые сопровождали бы, например, жанровую картину подобной тематики, если бы она была исполнена в стиле академической школы живописи того времени. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки.
1712), Маскарад (Итальянские комедианты, ок. Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Его лучшие пьесы: Игра любви и случая, Лживые признания, Деревенский наследник. Была полностью уничтожена фигура мужчины, стоящего за спиной музыкантши.
Ватто избрал тот, который, с его точки зрения, наиболее подходил к картине. Покровительство и выгодные заказы, которыми Кроз снабжал Ватто, восторженные отзывы банкира о его живописных талантах— всё это способствует и началу европейской известности художника. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Как и в орнаментальных мотивах, он ищет четкости в изображении фигурок молодой, уверенной в себе особы и юноши-гитариста в картине Искательница приключений и горбоносого гитариста-обольстителя и слушающих его серенаду двух дам (Обольститель). Изящными абрисами линии черного мела и сангины переданы закругленные формы тел лежащей Вакханки (Музей Коньяк-Жё, Париж) и обнаженной Женщины с вытянутой рукой (Лувр, Париж).
1712), Искательница приключений (ок. Вряд ли, они все равно остались бы лишь повторениями пройденного художником пути. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Предполагается, что картина «Жиль» (около 1720 г. ) должна была использоваться как вывеска комедийной труппы.
Другие сообщения вызывают большие сомнения, например, свидетельства Жерсена: очень возможно, что его наблюдение справедливо и что художник был нетерпелив и непримирим в своем творчестве, но всего этого мы отнюдь не наблюдаем в его произведениях. В картине Ватто видится синтез мечты и реальности, мифа и современности, но, какой смысл вкладывал в него сам художник, навсегда останется тайной «манеры Ватто», особое обаяние которой именно в этой недосказанности всего изображаемого им. Рисунки тоже имели большой успех у маршанов и высоко ценились.
Энергичные акценты линий сангины и черного мела придают живую выразительность и тонкую эмоциональность его ранним графическим образам — фигурам солдат в дозоре или на отдыхе, бродячих актеров итальянской комедии, рекрутов, зарабатывающих на жизнь гаданием савояров (беженцев из беднейшего района — Савойи. — Е. Ф. ). В ней нет определенного действия – ни его начала, ни конца. Sa vie-son oeuvre. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. 1716), рассказывая о сюрпризах и нечаянностях любви. Порой и в рисунках на библейские сюжеты жест является для художника словно лишь поводом для воссоздания поэтической атмосферы единения фигур в пейзаже, как, например, в рисунке Нахождение Моисея (Школа изящных искусств, Париж) исполненном, возможно, под впечатлением от рисунка Паоло Веронезе из собрания Кроза.
Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй – игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Уйдя в отставку, начал изучать историю искусства. 1716), Беспечный (1717), Капризница (ок. Не повторил ли он где-нибудь эту, только впоследствии разонравившуюся и стертую даму.
15. Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. К их числу относятся все картины Эрмитажа. «Сцены собеседования» Ватто с изображением развлекающихся в парижских парках дам и кавалеров получили название «галантные празднества».
Трудно забыть грустного мальчика-подростка с шарманкой и сурком, вытягивающим билетики при гадании изображенного в полотне Савояр и в рисунках, колоритные образы старого старьевщика или горбуна с кукольным театром. Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции.
Учение у живописцев Клода Жилло (1703-1707/08) и Клода Одрана (1708-1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Зарисовки с натуры служили Ватто основой для его будущих живописных композиций. В Валансьене он уделял ему много времени и остался верен ему всю жизнь. Такова «жемчужная шутка Ватто», скрытая от глаз посторонних. Чрезвычайно интересный материал о картине дает ее исследование при помощи микроскопа.
«Галантные сцены» Ватто поражают лёгкостью тонов, еле уловимой светотенью. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Друг художника Э. Ф. Жерсен купил антикварную лавку «Великий монарх» и обратился к Ватто с просьбой написать для нее вывеску. Ватто смело нарушает традиционную иконографию в трактовке известных сюжетов. Жерсена (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Кроме приведенного свидетельства Жерсена есть иной документ. Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны. Ватто покинул родной город между 1700–1702 годами, когда Валансьен отошел Франции. В этой работе Ватто вновь выразил свое представление о роли художника. Слева была изображена гитаристка, но не спиной, как сейчас, а в фас и рядом с ней стоял кавалер. Сохранились гравюры с изображением сюжетов исполненных им вместе с Одраном. Он постоянно искал возможности перебрасываться от сюжета к сюжету.
Перед ним – зрители, позади – актёры, но он абсолютно одинок. К ранним произведениям Ватто, по-видимому, относятся и две парные картины — Обезьяна-скульптор (или Скульптура, Новый Орлеан, Художественный музей) и Обезьяна-художник (или Живопись, утеряна). Также мало нам известно о живописной «кухне» художника. Размер картины 130 x 97 см, холст, масло.
Трудно определить истоки подобных сценок в творчестве художника. Среди них были любимые, без которых не обходилось ни одно представление. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». «Французская комедия». Первыми получают свое объяснение борозды по краям картины.
Сведения почерпнуты из издания Archives de l Art frangais. Нет, не может быть. 1716, частное собрание, Париж). Путешествовал по Италии и Греции в поисках предметов классической древности.
В книге «Искусство XVIII века»комм. Особенное негодование художника вызвал, очевидно, левый край изображения. Размещение фигур их позы, жесты продумывались художником достаточно тщательно. cavalier, букв. 1712), похожей на спящую девушку.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Adhemar. соч., стр. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Возможно, работая над этим циклом, Ватто думал о скульптурных образах Флоры, Цереры, Бахуса (в Лувре хранится его прекрасный рисунок Вакх с чашей, связываемый с циклом), которые украшают парк Версаля. Да, гений, как известно, «парадоксов друг» и искусство его обитает в области странных явлений., он зарисовывал их в естественных позах, предпочитая более простые более сложным. Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству.
Полотно Сатира на врачей (начало 1710-х), написанное, по-видимому, в Валансьене, еще не достаточно самостоятельная работа. Вот примерно и все, что удалось установить по поводу работы Ватто над «Затруднительным предложением». Иногда это целые пикантные сценки с изображением настойчивого кавалера и сопротивляющейся дамы (Соблазнитель), в которых угадываются сюжеты его будущих картин. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3. Новому театру «Комеди Франсэз» была предоставлена привилегия ставить трагедии и комедии и дана была ежегодная субсидия в 12000 франков было точно определено число актеров урегулировано управление театром. Parker et J. Mathey. Особенное негодование художника вызвал, очевидно, левый край изображения.
В то время дворец использовался лишь как хранилище картин, шпалер, мебели и прочих сокровищ, не почитавшихся достойными Версаля и стал для Ватто фактически музеем. Фигура юноши не прослеживается на снимке. Картина также известна под названием «Любовь в французском театре».
Гонкуры сравнивали его «галантные празднества» с музыкой, гармонией танца. Оба они – наиболее близкие друзья Ватто, который даже жил в их доме. Простотой композиции, благородной неяркой гаммой, тонкостью цветовых рефлексов он предвосхищает лучшие картины Жана-Батиста Симеона Шардена. Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, – «Вывеска лавки Жерсена».
«Савояр с сурком». Образ Пьеро был совсем забыт, когда в эпоху реставрации его воскресил в театре Гаспар Дебюро. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто.
У него имелись щегольские и комические (театральные. ) костюмы, в которые он наряжал лиц обоего пола, в зависимости от того, кого он находил для позирования. Он был очень сложной, во многом противоречивой натурой: человеком имевшим, по словам современников, тяжелейший характер и одновременно обладавшим множеством друзей, мрачным меланхоликом и творцом такого нового жанра в живописи, как «галантные празднества», художником, пользующимся запущенными, засоренными палитрой и кистями и создающим картины, сияющие чистотой цвета как драгоценные камни. Эдм Франсуа Жерсен, владелец антикварной лавки на мосту Нотр Дам, которую он унаследовал от своего тестя Сируа, оказывал ему большую поддержку при жизни, а в 1736 году издал каталог его картин. Этюд к ней мне не удалось найти среди рисунков Ватто. Этот факт вызвал большую путаницу с определением сюжетов его произведений. Должно ли оно было прозвучать как ностальгическое воспоминание об ушедшем прошлом «Grand sicle», галантные нравы которого пародировались в романах Мариво.
Как мастер века Просвещения Ватто верил в самое высокое предназначение своего ремесла. Не случайно уже современники ассоциировали их с самой волшебной музыкой XVIII столетия — музыкой Моцарта. Комедия дель арте (итал. Paris, -1958, 57. ). 1716), Наслаждение балом (ок. Ведь до него французская живопись знала только высокие чувства классических трагедий. Сохранились лишь расписанные художником панели кабинета.
1717), — художник писал со своего друга Сируа. В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат. За эти труды был принят почетным членом в Академию живописи. Очаровательна по своему зеленоватому дождливому тону п. рная к Роздыху картинка Тягости войны. Таким образом искусство Ватто, с самого начала не имевшее непосредственных продолжателей, не оказало существенного влияния на более позднюю живопись Франции.
Содержание этого самого известного «галантного празднества» художника вызывает различные мнения. В начале XVIII века, действительно, существовала мода на ведение беседы на различные темы. При посредничестве Сируакомм. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Главный персонаж произведения – Жиль, французский вариант Пьеро (героя итальянской комедии масок), – неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для насмешливой жалости.
В Англии подобные «сцены собеседования» получили название «conversation pieces», в Италии — «conversazioni». Следы повреждений и их чинок или записи выглядели бы совсем иначе.
Произведения Ватто рассказывают о времени, в котором он жил, о нем самом как о тонком и искреннем художнике, они «открывают» век Просвещения во Франции, в них сфокусированы многие непростые эстетические проблемы, стоящие перед искусством и пленительная смелость в попытке их решения. Существует еще гравюра Л. Крепи (1727, Школа изящных искусств, Париж) исполненная с утерянного оригинала, где полуфигура художника изображена в костюме героя комедии дель арте. Ehlins Stockholm». Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.
Он никогда не называл, не подписывал и не датировал свои картины. По-видимому, прежде чем ввести избранную им фигуру в композицию, он ее долго мысленно «пригонял» к отведенному ей месту. Обе фигуры были также соответственно изменены.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. (Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др. ).
Дворец Ла Мюэтт во времена Ватто принадлежал королевскому егермейстеру дАрменонвилю, который, по-видимому, заказал Ватто росписи (не сохранились) и декор кабинета. Произведение, предназначавшееся для рекламной вывески, воплотило глубокие размышления художника об искусстве и о себе.
В орнамент вкраплены фигурки кавалеров и дам, циркачей, восточных богинь, обезьянок. Многие голландские картины, подвергшиеся конфискации и переданные в Музей Наполеона, были отнюдь не героического содержания. В невидимую дверь словно входят дама и галантно протягивающий ей руку кавалер.
Писал исследования, посвященные античному искусству. Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже Паломничество на остров Киферу – картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. Они не были переписаны полностью, хотя какие-то изменения претерпели. Ранние небольшие жанровые картины – с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», около 1708, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени Александра Сергеевича Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Рекруты, догоняющие полк», около 1709, Нант, Музей изящных искусств «Бивуак», 1710, Москва, ГМИИ им. (Когда её купили, то разрезали пополам. Весной Ватто стало хуже. Ватто не был однообразным художником.
И какая живопись. – Именно последнее. Герои картин Ватто часто находятся в ситуации визуального диалога. Сохранилось 563 листа исполненных в характерных для него техниках — «в два цвета» (сангиной и черным мелом сангиной и свинцовым карандашом), «в трех карандашах» (сангина, черный и белый мел), пастелью, гуашью. Французский просветитель, написавший свое эссе уже после смерти художника, тоже пытался решить эту проблему, призывая актеров в их игре к большей жизненности и естественности: «Приобретайте грацию и свободу, делайте все ваши поступки простыми, естественными и легкими, не будьте симметричны, безжизненны, пригвождены, размеренны и расставлены кругом», — назидательно советовал он им. В приступах уныния и недовольства художник иногда уничтожал свои работы.
Фигуры комедиантов в картинах Лукавица (Финетта) (ок. Это – продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка. Что же все-таки хотел изобразить художник. Писались они обыкновенно в стихах, что придавало еще большую искусственность.
Сангина, 20, 0 X 34, 0. Мне, однако, не удалось отыскать эти эскизы. Созданный Ватто образ актера полон человечности, беззащитной доброты.
1716), Мецетен (1717–1719) выглядят величественно, хотя эти полотна невелики по размеру. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. При воспоминании о работах французского художника XVIII века Антуана Ватто (1684–1721) в памяти оживают его чарующие небольшие картины с изображением «галантных празднеств», как когда-то современники назвали тот жанр живописи, в котором работал художник. Здесь, несомненно, происходит выяснение отношений.
Его искусство настолько не вписывалось в существовавшие тогда рамки академической традиции, что для включения Ватто в действительные члены Королевской академии было даже придумано новое определение — «Мастер галантной живописи». Полон любовной поэзии романтичный и меланхолический образ героя ярмарочного театра, актера исполняющего серенаду, в картине «Меццетен». Воплощению тончайшей гаммы чувств в каждом из полотен Ватто способствует пейзаж.
Ценивший колористический талант Ватто, Делакруа несколько свысока отмечал его манеру «словно по трафарету» писать деревья, делая сравнение с фламандцами не в пользу Ватто. Это редкий случай переработки одной композиции в другую. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Антуан Ватто сумел достичь славы и признания при жизни.
Перед нами редкий случай, когда Ватто тут же, на холсте, перерабатывал свой замысел. Мы опять вернулись к этой картине. Результат исследования есть и какой результат. Этот «жанр» создан его воображением, впечатлениями от реальной действительности — мира человеческих чувств, театра, музыки, в нем живут воспоминания о произведениях старых мастеров. Это не просто воспроизведение кокетки, красавицы, физической красоты. 1718).
Ватто создавал свои «галантные празднества» на основе рисунков с натуры, которые потом объединял. Указ. Также не подтверждаются слова Жерсена о том, что Ватто перескакивал с сюжета на сюжет и утомлялся созерцанием одних и тех же предметов. Ватто любит объединять изображения в любовном диалоге попарно (Робкий влюбленный, ок. Ватто был кумиром братьев Эдмона и Жюля Гонкуров, восхищавшихся грацией культуры XVIII века и привлекших к ней внимание в XIX столетии.
172. ). Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.
Граф де Кейлюс (Анн Клод Филипп де Кюбиер, граф Кейлюс (1692-1765), принадлежал к дворянской военной семье, служил в мушкетерском полку до 1714 года. Для Ватто в его «галантных празднествах» важна была прежде всего общая выразительность мизансцен. Размер картины 36 x 26 см, дерево, масло.
В первое время этот театр мог бороться с конкуренцией уличных представлений (марионеток, акробатов, площадных певцов) лишь с помощью запретительных мероприятий парижских властей. 1716–1717), Безмятежная любовь (ок. Она олицетворяет галантный XVIII век. Уголь, свинцовый карандаш и сангина. Об эскизах Ватто все же существуют сведения в каталогах XVIII века.
Ватто изобразил в своей картине персонажей комедии дель арте. Наибольшая кривизна их находится на уровне локтя стоящего юноши., он зарисовывал их в естественных позах, предпочитая более простые более сложным. Это было последнее временное улучшение.
Королевский музей, Амстердам. ). В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Что же такое произошло с картиной.
Двух самых известных в Париже трупп – итальянской и французской комедии. К сожалению, автопортреты Антуана Ватто сохранились лишь в рисунках и гравюрах. В этом ощущении, в этой застылости затаена бесконечно грустная мысль об одиночестве человека, запертого в самого себя, как в клетку.
С его именем, как с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «манера Ватто». Замены одной маски другой в труппе актеров были совершенно невозможны. Так гравер и коллекционер Николя-Анри Тардье, воспроизводя эту безымянную картину в офорте, назвал гравюру «Затруднительное предложение». Adhemar. Как в операх его великого современника Ж. -Б. 2.
1720). Зато стиль достигает высшего совершенства в Мелите и Лжеце Корнеля и в Тяжущихся Расина. Влажный климат Англии усилил болезнь. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. 1710.
На рентгеноснимке он выглядит много тяжелей и приземистей, чем сейчас. 1710), Въезд в Валансьен (ок. Шарль Бодлер, тоже признававший его исключительное дарование, неожиданно сопоставлял его с неоклассицистом Энгром: «Если бы господин Энгр получил заказ с острова Киферы, его картина была бы не игривой и проказливой, как у Ватто, а мощной и полнокровной, как любовь во времена античности». Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Результат не вполне гарантирован, рентген упрямится, если картина переведена на другой холст, когда ее оборот покрыт краской, содержащей металлические белила и в ряде других случаев, но в «Затруднительном предложении» как будто все идет благополучно. Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. Его «галантные празднества» всегда охотно раскупались, так как удивительно гармонировали с интерьерами особняков знати.
Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение. Костюм всегда будет играть большую роль в его работах. Сюжет полотна Ватто исключительно прост. Полотна Бивак (1709–1710), Бивак (ок. В рисунках Ватто часто встречается изображение дочерей Сируа, позировавших художнику.
Они представляют существенную часть его художественного наследия. «Затруднительное предложение». Такой отпечаток с полной точностью повторяет оригинал.
Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Adhemar. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Парис избравший Красоту в образе Венеры, предстает в живом диалоге с богиней. В начале своего творчества Ватто писал батальные сцены, но для него, видимо, столь же привычной была и жанровая живопись рубенсовской традиции, широко открытая чувственной стороне жизни.
«Я всегда была ценительницей созданий столь исключительного таланта», — писала о Ватто Розальба Каррьера. Это свидетельствовало о высокой репутации Ватто, однако не давало ему возможность представить в качестве обязательной картины всё что ему было угодно. Беседа считалась искусством в высшем свете. Отъезду, однако, предшествовало знаменательное событие. Доказательства моих предположений сами шли в руки.
Исходя из результатов анализов, можно твердо сказать, что на холсте, на котором сейчас мы видим «Затруднительное предложение», еще до его создания имелась какая-то композиция. А, быть может, воспроизведение сцены из прециозного романа Поля Таллемана Езда в остров любви (1663), популярного в аристократических кругах, ставшего своего рода учебником игры в чары любви. Они направлены с легким наклоном влево и вверх, создавая нечто вроде части арки. Он удивительно тонко сумел передать характер культуры Франции начала века, еще тесно связанной с прошлыми достижениями, но уже открытой всему новому. Однако если присмотреться к фигурам справа, то можно заметить, как разрушается эта спокойная идиллия.
Не только своему таланту, но и этим людям художник обязан сохранившимся сведениям о нем. «Компания на лоне природы» или под другим названием «Общество в парке». Ось симметрии делит группу на стоящих справа и сидящих слева. Размер картины 56 x 46 см, холст, масло. Иначе он работал редко. » (Н.
Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже Паломничество на остров Киферу — картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. (Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др. С усмешкой следит за их диалогом сидящий под деревом кавалер, а дамы рядом с ним перешептываются – действие замкнуто в кругу личных переживаний. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм.
Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Удалось уловить разработки композиций в рисунке, но не более того. Вывод может быть только один: она чем-то очень не понравилась художнику. 1716–1717), Общество в парке (ок.
Иначе он работал редко. » (Н. Элемент жанровости присутствует и в картине на религиозный сюжет Отдых Святого Семейства (ок. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Гораздо выше этих писателей Лесаж, создавший Тюркаре.
Рентгеноснимки показывают и их первичное состояние. Здоровье Ватто ухудшалось. Исходя из этого, я заключила, что девушка была написана последней. Ценя красочную возможность рисунка, Ватто часто использовал тонированную бумагу.
Кавалер также претерпел некоторые изменения при переработке картины. Оно подчеркнуто освещением и светлыми одеждами двух главных персонажей и более темными — остальных (Меркурия, Минервы, Юноны. — Е. Ф. ), не безучастных, а заинтересованных свидетелей происходящего. Изобразительное пространство словно пронизано «трассами» взглядов задумчивых, мечтательных, рассеянных, нежных, просительных, кокетливых, грустных, насмешливых, равнодушных.
В отличие от мира «галантных празднеств», где фантазия художника талантливо объединяла мир реальности и театра, сцены в картинах 1719–1720 годов выглядят просто эпизодами из пьес, ставившихся в это время. Владельцы богатых особняков Лондона охотно покупали его работы (некоторые он привез с собой. — Е. Ф. ), многие полотна навсегда остались в Англии. По-видимому изменение колорита картин началось рано, так как в каталогах XVIII века есть указания на почернение его произведений (К подобным картинам из числа наиболее знаменитых относятся «Общество в парке» (Лувр, Париж) «Хотите ли вы покорить красавиц» (галерея Уоллес, Лондон) «Чаровник» (музей в Труа) «Гамма любви» (галерея Уоллес, Лондон) «Елисейские поля» того же собрания и другие. Так называемые галантные сцены Ватто – «Радость жизни» (около 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти. Справа, за столом — другая пара покупателей, расположившаяся рядом с владельцем лавки и его супругой (возможно, это изображение Марии Луизы Сируа).
Размер картины 57 x 73 см, холст, масло. Видно, как художник возвращался к тем же образам с любовью и удовольствием. В Англии под сословием джентльменов (джентри) разумеют всех землевладельцев, не принадлежащих к высшей знати, а также врачей, адвокатов, священников и вообще лиц имеющих ученую степень.
Итак, «Затруднительное предложение». «Галантный Арлекин и Коломбина».
Для образа стоящего на просцениуме и словно грустно смотрящего в зал комедианта позировал, возможно, друг Ватто, одетый в театральный костюм. А. С.
Жерсен оставил одно из наиболее полных (после биографии Жюльенна) жизнеописаний Ватто. ), наиболее близкий человек к художнику, отмечают необыкновенную напряженность, с которой работал Ватто, напряженность, которая, по их мнению, приводила его к меланхолии. Или следами повреждений. Смог ли Ватто после Лавки Жерсена вновь возвратиться к написанию своих «галантных празднеств». Он ничуть не портит подлинника, сам же высоко ценится наравне с ним. Он не держал учеников и вел уединенный образ жизни.
За эти труды был принят почетным членом в Академию живописи. Паломничество на остров Киферу, быть может, не самое лучшее произведение Антуана Ватто. В 1689 году труппа стала называться Thйвtre de la Comйdie-Franзaise. И, хотя истоки подобных жанровых сценок следует искать в творчестве фламандских мастеров, в этих небольшого размера картинах чувствуется «французская ирония и чувствительность», которую подметил в творчестве Ватто поклонник его живописи Александр Бенуа. Уже на распродаже 1783 года, (Vente Blondel dAzaincoutt), на которой были работы мастера, в том числе «Елисейские поля», художник Пьер обсуждал возможность их покупки для короля.
Ватто, пользующийся большим расположением Кроза, получает разрешение изучать рисунки из его большого графического собрания, копируя шедевры Тициана, Джулио Кампаньолы, Рубенса. Вместо одной гитаристки появилась другая, которую мы хорошо знаем. В сборнике «En konstbok National Museum. 1710), Рекруты, догоняющие полк (ок.
Но действительно необычайный сюрприз ожидает нас в том месте, где на картине изображена гитаристка: там, за частой сеткой борозд счистки, рентгенограмма дает изображение дамы с гитарой, но совсем не той, которая нам хорошо известна по «Затруднительному предложению». Или это авторские изменения. Актёр, «некстати» раскрывающий при свете рампы свои подлинные чувства, во многом близок самому живописцу. I-II. Сейчас трудно определить, какой точно смысл вкладывал он в сюжет этого полотна.
«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Антуан Ватто испытал сильное влияние творчества Питера Пауля Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже. И почти все дома в нём выстроены заново. Свои мысли об искусстве Антуан Ватто выразил в полотне Жиль (1718–1719) исполненном до отъезда в Англию. «Надо посмотреть еще нескольких Ватто, чтобы изучить его приемы маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», — запишет в своем Дневнике Эжен Делакруа.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Рисунки — абсолютно особая грань дарования Антуана Ватто. На сцене комедии дель арте появилось более сотни персонажей. 23, 0 X 29, 0.
Вернемся к правой стороне картины и посмотрим, что делается там. Эту мелодичность в движении уловили братья Гонкуры, писавшие: «кажется, что процессия движется в определенном ритме и ее движение напоминает гармонию танца». «Портрет кавалера».
Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьёзностью. В начале XVIII столетия Ватто стал одним из мастеров, предвосхитивших новую концепцию пейзажа — пейзажа «на мотиве», основанного на передаче конкретного вида, эффектов освещения, красок реальной природы. В картинах «Актеры французского театра» (около 1712, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Любовь в итальянском театре» (1716, Берлин, Картинная галерея), «Галантный Арлекин и Коломбина» (1716-1718, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1717-1720, Вашингтон, Национальная галерея искусства) Ватто использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Картины «Компания на лоне природы», «Праздник любви» (1717-1720, обе в дрезденской картинной галерее), как и другие картины Ватто, содержат в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.
Элементы модной «китайщины» (распространенной также в украшении мебели и фарфора. — Е. Ф. ) свидетельствуют о том, что Ватто использовал характерные мотивы эпохи, но проявлял фантазию и вкус, предвосхищая поиски мастеров рококо. Ватто изображает эту уличную сцену из спектакля без иронии. Такие же борозды есть и у левого края картины. Жан де Жюльенн (Жан де Жюльенн (1686-1767) – сын крупного коммерсанта, занимавшегося продажей сукон и родственник крупных мастеров-красильщиков, работавших на знаменитой шпалерной мануфактуре Гобелен.
Был избран почетным членом Академии живописи в 1739 году. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Братья Гонкуры писали о ней так: «Грация Ватто — подлинная грация. Говорил он мало, но хорошо он любил читать, это было его единственным развлечением, которое он позволял себе на досуге не получив хорошего образования, он недурно судил о литературе Конечно, его постоянное усердие в работе, слабость здоровья и жестокие страдания, которыми была полна его жизнь, портили его характер и способствовали развитию тех недостатков, которые ощущались в нем, когда он еще бывал в обществе» (Жерсен). но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать.
Karlekslectionen av Watteau. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особнякекомм. Они напоминают капризные восточные безделушки из фарфора, входившие в моду.
Пушкина «Военный роздых», около 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж) – обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира Ватто, художник, несомненно ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи короля Людовика XIV, а обращается к искусству 17 века – крестьянским жанрам Луи Ленена, графике Калло, фламандским и голландским мастерам. В 1717 Ватто присвоено звание академика. У него имелись щегольские и комические (театральные. ) костюмы, в которые он наряжал лиц обоего пола, в зависимости от того, кого он находил для позирования. 1950, p. 171. ). Одно из самых больших своих произведений. Он состоял из платья с прямыми, тяжело падающими складками.
Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Опущенной рукой она не подбирала юбку, а держала платочек. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. – Именно последнее. Именно под таким названием в 1717 году было зарегистрировано в академическом реестре знаменитое полотно Ватто Паломничество на остров Киферу (1717), за которое он получил звание действительного члена Королевской Академии живописи и скульптуры.
Как и в своих ранних парных композициях Любовь на итальянской сцене (1712–1715) и Любовь на французской сцене (1712–1715), он снова словно попытался сравнить мир актеров французского и итальянского театров импровизационную свободную игру итальянцев и более скованные классицистические правила игры соотечественников. Достоверно известно лишь то, что Ватто вместе с четырьмя другими конкурсантами должен был изобразить возвращение Давида после победы над Голиафом12. Размер картины 55 x 43 см, холст, масло. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Отметил, однако, что «картины очень знамениты, но и очень черны». Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником.
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Осенью 1719 года Антуан Ватто уезжает в Англию. Вряд ли справедлив был в своей оценке Делакруа, писавший, что «каждая маленькая фигурка у него (Ватто. — Е. Ф. ) изолирована и слишком уж заметно, что она была написана на досуге, абсолютно независимо от соседних с ней фигур».
Этюды и картина позволяют судить о блестящем колористическом таланте Ватто. «Венецианский праздник». Это гораздо более важно для него, чем мимика лиц, которые словно в тени. Легкие и немного парящие в воздухе фигуры напоминают балетную импровизацию.
Жан Антуан Ватто (1684-1721), французский художник и рисовальщик. Искрящиеся легкие мазки придают особую переливчатость краскам, рождают колористическое обаяние каждого полотна исполненного тем «изяществом кисти», которое отмечали современники у Ватто. Церера, олицетворяющая лето, (Флора — весну, Бахус — осень, Сатурн — зиму. — Е. Ф. )— обычный персонаж подобных циклов в общепринятой в те времена иконографии их изображения. Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода.
Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Но не все произведения Ватто потемнели. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Большое количество картин Ватто жестоко пострадало от разложения тех растворителей, которыми пользовался в процессе живописи художник. Размер картины 60 x 75 см, холст, масло. 1709, Музей изящных искусств, Нант), Савояр (1711), Отдых военных (ок.
1716 Гамма любви, ок. По всей ее правой части идут различной глубины и конфигурации борозды, на которых лежит верхний живописный слой. Возможно, это интерпретация известной со времен Ренессанса темы «садов любви», которая привлекала в свое время Рубенса и других мастеров Фландрии и Италии.
Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто). Трудно предположить, что что-то одно явилось источником рождения его «галантных празднеств». В XVIII столетии художники всех европейских школ, стремившиеся приблизиться к правдивой передаче действительности, обратились к написанию «сцен собеседования». Перед нами редкий случай, когда Ватто тут же, на холсте, перерабатывал свой замысел. и есть, как и всегда у Ватто, прекрасная природа, немного сказочная или театральная.
Им посвящены такие полотна, как «Отплытие на остров Киферу» (1717 г. ), «Общество в парке» (1717-1718 гг. ), «Затруднительное предложение» (1716 г. ) и др. ГМИИ им. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Следует отметить, что второй этюд той же гитаристки Ватто использовал в другой своей картине – «Радости жизни», принадлежащей галерее Уоллес в Лондоне. Paris, 1879, p. 430).
Здесь, по-видимому, была написана картина Актеры итальянского театра (1719–1720), а парная к ней — Актеры французского театра (1720–1721, Музей Метрополитен, Нью-Йорк)— завершена по возвращении на родину. Вот таким образом эмоциональнолирическое содержание каждого «галантного празднества» у него индивидуально, как в каждой балетной пасторали, в нем существует своя внутренняя логика композиции, заставляющая ощутить руку умелого «хореографа», придающего каждой картине особую пластическую выразительность. французский художник и рисовальщик. Перу Жюльенна принадлежит лучшее жизнеописание Ватто. ), любитель искусства и друг Ватто и знаменитый торговец картинами Жерсен (Эдм-Франсуа Жерсен (1669-. ) – торговец картинами, наследник своего тестя Сируа, также торговца картинами, рамами, багетом. Для Ватто в данном случае он и сыграл роль подготовительного этюда к картине.
Из воспоминаний его друга, торговца рамами и стеклом, владельца лавки у моста Нотр Дам Сируа известно, что Ватто давал следующий совет Никола Ланкре, своему будущему ученику: «Обучение у какого-либо мастера — пустая трата времени надо ставить себе смелые задачи, руководствуясь Учителем всех Учителей — Природой сам я поступал именно так». Бессмертные комедии Мольера: Тартюф, Мизантроп, Скупец, Жорж Данден являются показателями высшего расцвета классической комедии. Из комедий Вольтера лучшая Блудный сын.
В начале своего творчества Ватто писал батальные сцены, но для него, видимо, столь же привычной была и жанровая живопись рубенсовской традиции, широко открытая чувственной стороне жизни. Дама играла на гитаре, за ней стоял склонившийся, может быть, говорящей ей что-то кавалер, а справа находилась сохранившаяся в «Затруднительном предложении» пара. В ранних полотнах Искательница приключений (ок. При исследовании поверхности картины мы увидим какие-то неровности.
Размер картины 41 x 33 см, холст, масло. Часто он начинал композицию и уставал, завершив ее лишь наполовину» (H. Английское искусство очень многим обязано Ватто.
Актеры назывались соmйdiens ordinaires du roi. Полотно имело огромный успех и Ватто исполнил его повторение (1718, Дворец Шарлоттенбург, Берлин), за которым закрепилось название Отплытие на остров Киферу (1718–1719). Ватто как подлинный мастер XVIII столетия ценил красочную технику рисунка, варьировал то на сангины, ее сочетания с черным мелом и свинцовым карандашом, силу нажима при штриховке. Первыми получают свое объяснение борозды по краям картины.
Указ. К позднему творчеству художника относится Портрет скульптора Антуана Патера (1720, Музей изящных искусств, Валансьен). Антуан Ватто, художник, проживший всего тридцать семь лет и всего два десятилетия в XVIII веке, оказался способен одарить зрителя очень сильными и глубокими ощущениями новой эпохи, заставить почувствовать ее поэзию и красоту исключительную цельность и многогранность.
Или следами повреждений. Ватто был первым художником 18-го столетия во Франции, который создал нечто полностью новое в искусстве живописи, нечто ранее неизвестное, нарушив правила и традиции французской академической школы живописи.
9. 1712) или в несохранившихся и известных лишь по гравюрам (гравюра Л. Жакоба Изгнание итальянских комедиантов из Парижа в 1697 году) он изображает актеров, превращая сценки в некую разыгрываемую ими пантомиму. Любимый публикой волшебник сцены Арлекин – главный организатор интриги. Однако мне удалось проследить некоторое сходство фигуры и позы этой дамы и героинь еще двух картин Ватто: «Влюбленного Арлекина» известного по гравюре Кошена и «Ревнивцев», гравированных Скотэном. Антуан Ватто, тонкий наблюдатель, сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Размер первого полотна, диктовался требованиями Королевской Академии, где по-прежнему ценились пышные апофеозы, велеречивые картины на исторические и мифологические сюжеты.
На гравюре Н. А. Тардье по рисунку Ватто «С тобою рядом сидя под этой дивной сенью» Жан де Жульен и художник изображены во время летней прогулки в саду особняка его друга. Экзотичны, как и графические образы Рубенса, листы Ватто с изображением голов трех молодых негров (Лувр, Париж) или Персиянин (Музей Тайлера, Гарлем), напоминающий героя Персидских писем Шарля де Монтескье — Узбека. Оно имеет и другое название — «Что я вам сделал, проклятые убийцы. ».
Затем увлекся гравированием рисунков художников прошлого и некоторых современных мастеров. Я начала листать все издания картин и рисунков Ватто, не выпуская из рук нужной мне для сравнения рентгеноскопии «затруднительного предложения». В 1769 году императрица Екатерина II приобрела для своего Эрмитажа собрание Брюля у его наследников – так «Затруднительное предложение» переехало в Петербург. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист.
В роли смеховых и комических приемов французской сцены выступали алогизм, гротеск, буффонада и фарс, каламбур, пародия и ряд других средств. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию.
Это тот род композиции, который в XVIII веке почти непереводимо назывался «Partie carree» – «Партия вчетвером». Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.
Греза итальянцев П. Лонги и С. Риччи и многих других европейских мастеров. Он живет в доме своего последователя — живописца Филиппа Мерсье. Финетта восхищала Ренуара и он считал эту картину лучшей в собрании Лувра. Рассмотрим это произведение. Жан де Жульен, унаследовавший почти все работы Ватто, фактически сохранил их для истории.
Или это авторские изменения. Мир реальности и мир искусства сопоставлен теперь по-иному. Отныне фламандский художник — его самый любимый художник. Кавалер (от франц.
Удалось найти этюд и к этой девушке (Две сидящие женщины. Художник умел гармонично объединять фигурки дам и кавалеров в пейзаже, уподобив «сцены собеседования» некоему музыкальному спектаклю. Но этого не случилось. Картина «Затруднительное предложение» — поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей, которые сопровождали бы, например, жанровую картину подобной тематики, если бы она была исполнена в стиле академической школы живописи того времени.
соч., стр. Наибольшая кривизна их находится на уровне локтя стоящего юноши.
Актер играл одну и ту же роль до глубокой старости. В 1717 Ватто присвоено звание академика. 11. Ватто был блестящим рисовальщиком.
Вскоре Ватто сменил наставника. Лучшие писатели комедий XVIII века – Реньяр и Данкурт. Что же такое произошло с картиной.
6, начинавшийся с нарядных стриженых кустов, аллей и бассейнов и переходящий в запущенную густую рощу. Никакого элемента случайности в его выборе не было. Рука его покоится на мраморной голове, что указывает на ремесло ваятеля.
Указ. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Фигура юноши не прослеживается на снимке. Он сумел выразить в этом полотне все то, к чему шел всю свою жизнь. Так, пара персонажей из полотна Гамма любви введена в картину Праздник любви (ок. Этот этюд не был использован ни в одном мне известном произведении художника.
В портрете передан сильный волевой характер этого немолодого человека. Картина не имеет повествовательного сюжета. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. Не случайно его «галантными празднествами» восхищались импрессионисты и, особенно, Ренуар, которого тоже интересовала передача особого неуловимого ритма жизни природы и человека, но уже в новой эпохе. Есть только настроение, есть чувства, может быть, «малые», а может быть и нет, есть тихие аккорды гитары, случайные, бездумные. Все три наброска блестяще передают движение, характер, настроение. Вот собственно и все, что есть на картине.
Затем увлекся гравированием рисунков художников прошлого и некоторых современных мастеров. 16. «За ним навсегда сохранится слава величайшего и искуснейшего рисовальщика, которого когда-либо явила Франция», — писал Э. Ф. Жерсен. Эту жизненность и естественность по-своему искал и Ватто, создав свой тип «сцен собеседования», в которых проблема соединения идеализации и натурности обрела наивысшую гармонию. Эта серия, как и подавляющее большинство произведений Ватто, не имеет авторских датировок и определяется специалистами периодом 1710—1715 годов.
Не случайно жизненно правдив образ Антиопы в полотне Юпитер и Антиопа (ок. Являются ли реставрационными чинками все эти необъяснимые неровности и борозды. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Это – жизнь, проведенная в созерцании приятелей-актеров, одетых в переливающиеся атласные костюмы, флиртующих или музицирующих, жизнь, наполненная страстью и отчаянием и еще самым главным для Ватто – возможностью рисовать. Antoine Watteau.
Совсем иное впечатление создается при шести и особенно двенадцатикратном увеличении. 1717 Неосмотрительность, 1716–1718, Лувр, Париж) или вчетвером (Партия вчетвером, ок. Фигуры стоящей пары относятся к раннему варианту.
Глядя на эти диалоги влюбленных в картинах Вертумн и Помона или Похищение Европы, вспоминаются слова П. К. Мариво: «Ну и сюрпризы преподносит нам любовь. » В этих полотнах живет отзвук театральной травестии, нарушающей традиционные строгость и чопорность академической картины на мифологический сюжет. Это авторские счистки старого красочного слоя, какой-то невидимой сейчас картины, которая существовала на холсте до «Затруднительного предложения». Художник часто бывал неудовлетворен своими работами.
1712) и Обольститель (ок. Путешествовал по Италии и Греции в поисках предметов классической древности. Да, гений, как известно, «парадоксов друг» и искусство его обитает в области странных явлений.
Изобразив на картине интерьер лавки Жерсена, Ватто словно раздвинул одну из ее стен, приглашая смотрящего войти туда. Неожиданно в 1709 году Ватто покидает мастерскую Одрана и уезжает в Валансьен, где проводит несколько лет (до 1711 года). Картина известна также под названием «Портрет джентльмена».
Живопись Ватто несет в себе отзвук празднеств, проводимых в парках дворцов эпохи «Grand sicle» Короля-Солнце — Людовика XIV и отклик на кардинальные изменения в мироощущении и предназначении художника нового начавшегося столетия — века Просвещения. Иногда Ватто вводил сценки с двумя фигурами в «галантные празднества» с большим количеством фигур, тем самым позволяя себе варьировать мизансцены, придавать им большую живость. Тернер называл его своим любимым художником и подражал ему в фантазии, названной Как Вам угодно. Название гравюры происходит от строк стихотворной подписи под ней. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекина.
commedia dellarte – комедия масок) – итальянский профессиональный театр использовавший маски, пантомиму и буффонаду (16-17 вв. ). 7. Он не держал учеников и вел уединенный образ жизни. В них проявились фантазия, свобода рисунка, редкое колористическое дарование мастера.
Это сказано не то в шутку, не то всерьез. «Жиль в костюме Пьеро». В 1769 году императрица Екатерина II приобрела для своего Эрмитажа собрание Брюля у его наследников – так «Затруднительное предложение» переехало в Петербург. 13. Необычная живость и выразительность характеров героев картин Ватто во многом обязаны многочисленным рисункам художника, в которых он часто отражал свои наблюдения за непостоянством эмоций, движений и выражений человеческих лиц.
Художник показывает всего лишь один уникальный момент во взаимоотношениях своих героев и точно передает их едва заметные эмоции и нюансы чувств. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века. Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья.
У Жерсена Ватто жил по возвращении из Англии, для него написал знаменитую «Вывеску Жерсена». Его искусство настолько не вписывалось в существовавшие тогда рамки академической традиции, что для включения Ватто в действительные члены Королевской академии было даже придумано новое определение – «Мастер галантной живописи». Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. «Меццетен».
Ватто Антуан Картины и биография Антуан Ватто Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский художник и рисовальщик. Они изображали фигуры в интерьерах и пейзажах, объединяя их совместным действием. Сюжеты французской комедии черпались, однако, очень часто из испанских драматургов. А. С. Пушкина)13. Глядя на полотна Шарм жизни (ок.
Уйдя в отставку, начал изучать историю искусства. Далее мои исследования принимают уже почти неправдоподобный характер: в одном из аукционных каталогов удается найти контрэпрев (Контрэпрев рисунка фигурировал на распродаже собрания барона Швиттера 1883 года, 179. ) использованный для картины. В этом диалоге заключено смелое противостояние тем академическим устоям и тем пристрастиям, которые препятствуют проникновению всего нового.
Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он словно смотрел на свою модель снизу вверх). Он никогда не выполнил ни одного эскиза, не зафиксировал ни одной модели ни для одной из своих картин. Он много работает и с начала 1710-х годов его известность неуклонно растет, хотя сам художник как правило исполнен неудовлетворенностью всем, что выходит из-под его кисти17. Картина известна также под названиями «Мальчик-савояр с сурком» и «Шарманщик с сурком». Персонажи левой стороны картины оказались переделанными еще капитальнее. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.
Пьеро – постоянный тип итальянской комедии дель арте, один слуг-шутов. Мы опять вернулись к этой картине. Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции. 181. ).
О его полотнах можно сказать тоже словами Дидро: «В этом есть что-то от сна, но это не сон». Следы повреждений и их чинок или записи выглядели бы совсем иначе. Он исполнил ее за неделю, так как уже имел опыт подобной работы, ранее сделав для бывшего владельца лавки некоего Дьё вывеску со сценой «Людовик XIV, преподносящий орден дофину». Мужской силуэт стал стройнее, жест руки – выразительнее.
1718), Елисейские поля (ок. С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. Юноша пытается остановить даму, которая решительно удаляется наверняка чем-то обиженная или задетая. Искусство Ватто навсегда осталось поэтическим рассказом о Франции, ее истории, ее людях.
При исследовании поверхности картины мы увидим какие-то неровности. В пантомиме он часто играет роль соперника Арлекина является также под именами Бертольдо, Бертолино и Паяццо. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Однако, проникшись живописью Рубенса, Ватто в полной мере сохранил индивидуальность своего дарования, в которой объединились чувственность фламандской школы и та утонченная дистанция созерцания, которая была присуща французской художественной традиции. Не заметили их и знаменитые бытописатели – «малые голландцы» и веселые фламандские жанристы. Недоговоренностью и тягой к неуловимому, некоей полумаской искусства Ватто были увлечены русские мастера объединения «Мир искусства», для которых оно олицетворяло наивысшие достижения в европейском художественном наследии. В картинах — Актеры итальянского театра (ок.
В его собственном собрании имелось несколько картин Ватто, в том числе и картина Жиль в костюме Пьеро. В великолепном графическом портрете Дочери Сируа (Британский музей, Лондон) Ватто сопоставил два характера, два человеческих темперамента использовав прием, к которому потом будут прибегать романтики, стремившиеся раскрыть разнообразный и изменчивый внутренний мир человека. Paris. Граф де Кейлюс (Анн Клод Филипп де Кюбиер, граф Кейлюс (1692-1765), принадлежал к дворянской военной семье, служил в мушкетерском полку до 1714 года. Опять насмешки судьбы – обе картины утеряны, остались лишь гравюры. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм.
1713), Арлекин и Коломбина (Хотите покорять красавиц. ), 1712–1715 Две кузины, ок. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. В них Ватто вновь обратился к теме театра, любимому им миру кулис, масок, превращений.
Люлли, Ватто продумывает действие «ритмически» и «мелодически», если под последним понимать исключительно тонкую организацию цветовой гармонии каждого полотна. Лавка Жерсена стала завещанием Ватто последующим поколениям мастеров. Фигура Жиля, странно бездействующая, с повисшими руками и остановившимся взглядом, как бы не имеет никакого отношения ни к ним, ни вообще к чему бы то ни было на свете, он один. Может быть, это были аккорды гитары, на которой играла белокурая девушка, перенесенная художником на полотно. В полотне Похищение Европы (Париж, Школа изящных искусств, сохранилась гравюра) он изобразил не сцену похищения Европы быком, а сцену с героями, резвящимися на берегу моря среди нимф.
Специалисты исследовавшие картину в рентгеновских лучах, действительно, выявили некоторые изменения, сделанные автором поверх уже готового произведения спустя несколько лет. В другой своей картине Уильям Тернер представил мастерскую Ватто вместе с художником, работающим (как гласит название) по правилам Шарля Дюфренуа. Кроме того из произведения в произведение мы встречаем его любимых персонажей лишь с очень незначительными изменениями. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6.
Огорченный отказом, он на время покинул Париж. Фламандская традиция навсегда останется важнейшим источником искусства Ватто. Найденное движение было последней чертой, завершившей картину. Есть и такие, которые сохраняют всю свежесть, нежность и яркость его палитры.
1714) Ватто запечатлел уголок парка около особняка Пьера Кроза в Монморанси. Между действующими лицами появилась определенная внутренняя связь. Игра одной из дам на гитаре словно наполняет картину тихо звучащей музыкой. Эти мазочки очень жидки и полупрозрачны. Он утверждал, что Ватто писал исключительно быстро, так что знаменитая «Вывеска Жерсена» была завершена в восемь дней. Автопортрет сангиной (1722, Музей Конде, Шантийи) считается работой или самого художника или копией с него исполненной Ф. Буше в год смерти Ватто по заказу Жана де Жульена для издания Фигуры разных характеров.
(Когда её купили, то разрезали пополам. Другие борозды идут под его ногами, одна из них даже пересекает его левую щиколотку. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена».
Это авторские счистки старого красочного слоя, какой-то невидимой сейчас картины, которая существовала на холсте до «Затруднительного предложения».