Выставка шедевр В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка одного шедевра: загадочную Антею Пармиджанино из неаполитанского музея Каподимонте показывают в Москве в рамках фестиваля Черешневый лес. Франческо Пармиджанино воспылал страстью к алхимии и из-за этого увлечения просрочил важный заказ общины церкви Санта Мария делла Стекката. Пушкина привезли картину итальянского художника Пармиджанино Антея. «антея» Пармиджанино — шедевр итальянской ренессансной портретной живописи.
То ли реальная девушка, то ли выдуманный образ. Добиваясь аудиенции у Климента VII, он приготовил для последнего подарок, который должен был убедить Папу в мастерстве молодого художника — собственный Автопортрет (1522, Вена, Музей истории искусства). в Парме: «Мадонна с Младенцем, св. Похоже.
Но не только. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531–1540 и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523–1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур использование декоративных эффектов. Но, несмотря на то, что он не был первопроходцем в этой области изобразительного искусства, Пармиджанино сделал многое, чтобы раскрыть особенности техники офорта.
В эстетическом лексиконе Ренессанса «грация» – очень ёмкое понятие со множеством смысловых оттенков. Все в этой композиции — и «спиралевидная» поза Марии и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) — призвано заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве. Вазари прибыл в Венецию как сценограф: еще один известный и влиятельный аретинец Пьетро Аретино призвал его для организации постановки своей пьесы «Таланта». галерея, Лондон). «Антеей» ее впервые назвал в 1671 году художник Джакомо Барри, который предположил, что она была возлюбленной Пармиджанино.
Музей находится в Манхэттене, на углу 5-й авеню и 70-й улицы. Франческо Маццола (1503-1540), он же малыш из Пармы, как можно перевести прозвище Пармиджанино, он же принц маньеризма, оставил нам не так уж много картин, но чуть ли не каждую вторую без зазрения совести можно представить в жанре выставка одного шедевра. Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей. музей, Вена), написанного на дерев.
Загадочного обаяния полна и так называемая «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки около 1535-1537) взгляд юной женщины, как это довольно часто бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. «Обращение Савла» по мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. П. становится одним из самых ярких выразителей эстетики маньеризма (см. Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523–1527).
Родился в Парме 11 января 1503. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». Если разрыв с действительностью в раннем маньеризме часто был вызван ощущением неодолимости жизненных противоречий, то теперь призыв теоретиков руководствоваться отвлеченной «идеей» совершенства тесно связан с требованиями придворной культуры. Антея (ок.
Это отнюдь не только изящество или даже красота. По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха, «преодолевающего боль». Да, это выставка одной картины, но какой. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело.
В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. Росписи свода арки и апсиды в ц. Санта-Мария-делла-Стеккатав Парме (1531–39) отличаются более классич. стилем, в котором претворились впечатления, полученные от декораций «Золотого дома» имп. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением». Откуда взялся вышитый передник – уж не служанка ли она живописцу.
Девушка изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. В 1524 году двадцатилетний Пармиджанино переехал в Рим.
место в творчестве П. занимает портрет. Павла», 1527–28, Худож. -историч.
Похоронили его, как он и завещал, абсолютно обнаженным, с архипастырским кипарисным крестом на груди, в церкви братьев-сервитов неподалеку от Пармы и Казаль-Маджоре. 1522—1523). Острота художественного решения, присущая маньеристам, особенно ярко проявлена у Пармиджанино в сверхталантливой его портретной живописи, а более всего – в гениальной «Антее». Гипнотический взгляд совсем юной девушки завораживает, будто пытаясь нам что-то сказать.
Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), т. н. – спросите вы. Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их. Роковая для гениев цифра. По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха «преодолевающего боль».
Экспозиция «Антеи» продлится до 27 апреля, но жизнь показала, что откладывать ничего не стоит, так что поспешите. 1526–1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527–1530, Дрезден, Картинная галерея). 1476– 1545), П. рано проявил большую одарённость исформировался во многом самостоятельно. Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св.
мастеров, обратившихся к офорту с его живописными возможностями. к этой статье).
Несколько смущает пусть и богато расшитый тонкого шёлка фартук. 1. Поезд метро 6 до остановки «68-я улица». Настоящее имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола. Франческо Пармиджанино умер 24 сентября 1540 года в Казальмаджоре, Ломбардия. Наиболее типичным мастером монументальной живописи Флоренции является упоминавшийся как архитектор и автор известных «Жизнеописаний» Джордже Вазари (1511 —1574), цикл росписей которого в Палаццо Веккьо, посвященный Медичи (1554—1572), концентрирует в себе все отрицательные черты декоративной живописи маньеризма.
Родился в Парме 11 января 1503. В 20 лет. В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану. В Рим Пармиджанино вместе с дядьями прибыл летом 1524 года.
ПАРМИДЖАНИНО (Parmigianino) (1503–1540) итальянский художник. Пармиджанино развивает свою манеру, абсолютно независимую от Рафаэля и Микеланджело, так радикально повлиявших на работы Джулио Романо в Палаццо Те в Мантуе. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью.
Эта картина — своеобразный манифест «манеры», не только вызывающее отрицание ренессансного принципа «подражания природе», но и демонстрация права художника создавать свой собственный мир, существующий по законам, созданным воображением мастера.
Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. 1523, Худож. -историч. ПАРМИДЖАНИНО (Parmigianino наст. 1526–1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527–1530, Дрезден, Картинная галерея). Работы из Палаццо Корнер Спинелли имели определяющее значение для развития в монументальном ключе творчества Тициана, а также для первых шедевров Тинторетто, особенно для его «Чуда Святого Марка, освобождающего раба». Знатная дама.
Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». По пути в Болонье Вазари написал «Трапезу Святого Григория» для трапезной Сан-Микеле-ин-Боско. Беременность или просто дань времени, когда впалые животы и тощие фигуры не приветствовались. Ненадолго задержавшись в Болонье, где написал несколько шедевров, например «Мадонна со Святой Маргаритой и Святой Рох», в 1530 году Пармиджанино окончательно вернулся в Парму в ореоле легенды о своей римской славе: на самом деле славы в Риме он не добился, но дома всего за десять лет создал несколько абсолютных шедевров. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици). Недаром теоретики маньеризма нередко подменяют понятие «идеи» понятием «прекрасной манеры», то есть совокупности определенных формально-стилистических приемов. Ещё и истинной прелести, перед которой хочется склониться и чистоты, непостижимым образом спаянной с зовущей привлекательностью.
Что означает ряд колонн в глубине. Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), так называемая Антея (ок. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». В Москву же на выставку «одной картины» привезли загадочный портрет Антеи, постоянно хранящийся в Музее Капо дель Монто (Неаполь).
Схематически эстетическую платформу первого поколения маньеристов можно обозначить как отход от ренессансного принципа «подражания природе», стремление к более острому самовыражению, выработку неких произвольных или заимствованных у мастеров Высокого Возрождения (главным образом, у Рафаэля и Микеланджело) изобразительных формул. Мы вспоминаем о Рафаэле, о великом ватиканском Преображении скорее всего, появление столь значимой работы в XVI веке произвело тот же эффект, какой в следующем столетии — картины Рубенса. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Персонажи художника предстают в ней на фоне величественной пейзажной панорамы с горными массивами, водным потоком, античными руинами, освещенной вспышками холодного серебристого свети и изборожденной тенями.
Говорят, что, сотворив «Антею», Пармиджанино бросил заниматься живописью и погрузился в алхимию. художник, рисовальщик и гравёр. Грацию определяли как «нечто живое и духовное, влитое сияющим лучом Бога в души людей, в формы тел и звуки», как врождённое, дарованное небом чувство изящного и способность поступать в соответствии с этим чувством. Это влияние довольно четко проступает уже в ранних работах художника («Мистическое обручение святой Екатерины», 1521, второй вариант 1527-1537 фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, около 1522-1523 и др. ), соседствуя, однако же, с стилистическими остроиндивидуальными чертами, такими как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело.
1539– 1540, КГ, Дрезден). Иеронима (ок. Наряду с флорентийцами Понтормо и Россо и сиенским мастером Беккафуми Пармиджанино является самым ярким представителем новых художественных тенденций, появившихся в искусстве Центральной (и отчасти — Северной) Италии 1520—1530-х годов, обозначаемых в современной науке термином маньеризм (от итальянского слова maniera, т. е. «манера»). Настоящее имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола (или Маццуоли) (Girolamo Francesco Maria Mazzola, Mazzuoli).
галерея, Йорк портрет с тем же названием, 1525–26, Худож. -историч. Творч.
За несколько веков «Антея» — портрет работы итальянского маньериста XVI века Пармиджанино — оброс легендами не меньше, чем «Мона Лиза» (да и по статусу ей уступает немногим). Себя, двадцатилетнего, написал он как бы отображённым в выпуклом зеркале: несоразмерно большая рука, означенная и назначенная быть оружием его и орудием (ведь рука порой будто движется подсознанием) на всю короткую жизнь, годы которой, смысл которой и подвиг которой уже скрыт там – в зазеркалье и отражён только в глазах мастера. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). творчество как алхимич.
Но одновременно, как реакция на чрезмерную условность, появляется и тяготение к жанровым мотивам (например, панно Страдано «Лаборатория алхимика» и Алессандро дель Барбьере «Мастерская ювелира» в Студиодо Франческо I или фрески Б. Почетти). То есть не совсем «на», хотя это здание возвышается над виа XX Сеттембре. В росписях стуфетты, воспроизводя тему и структуру росписей Корреджо в мон. Ее профанным вариантом можно считать написанную в те же годы «Афину Палладу» из Хэмптон-Корта — вероятно, ту самую «голову и бюст Минервы кисти Пармиджанино» из описи собрания Франческо Байарди. 1522—1523).
На первый взгляд Пармиджанино дословно цитирует фрески Камеры ди Сан Паоло. Так, в Портрете графа Галеаццо Сан Витале (1524, Неаполь, Музей Каподимонте), первого покровителя художника, заказчика фресок в Рокка ди Сан Витале, Пармиджанино увлекает несвойственное итальянским портретам этого времени зрелищное начало художник тщательно прописывает весь антураж — балюстраду, на которую облокотился молодой граф, поблескивающую рядом с ним, на фоне стены кирасу, пейзажный фон, детали нарядного одеяния в то же время очень обобщенно написанное молодое лицо так бесстрастно, что персонаж художника приобретает некую закрытость. Одной из самых значительных работ, созданных художником в Болонье, является небольшая композиция «Мадонна со Святым Захарией» (ок. Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей.
Так кто же она. В этих «Жизнеописаниях» мы находим ценные свидетельства и описания работ мастеров от Чимабуэ до Микеланджело, ставшие основой современной историографии. Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа. Кажется странным, что на главном проспекте Генуи находится «тайная» церковь. Но из этих прозаических фактов сама собой вырастает одна поэтическая аналогия: чью историю напоминает судьба этой сердитой юной невесты знатного рода, возможно силой отправленной под венец.
Начав с необычного «Автопортрета в выпуклом зеркале» (ок. Картина попала в капеллу Байарди только в 1542 году. Антеей звали известную римскую куртизанку 16 века, к этой женщине и отсылает нас Барри. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением».
Может именно это и есть то самое главное, что хотел показать художник в своей Антее. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534–1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года.
В 1545 году мы встречаем его в Неаполе, где он создает «Распятие» и несколько картин для сакристии Сан-Джованни-а-Карбонара в 1547 году в Римини он пишет «Поклонение волхвов» для церкви Сан-Фортунато в 1562 году в Пизе занимается отделкой Палаццо дельи Анциани. И что символизируют юноши и девушки, столпившиеся в углу слева, на первом плане. Придворное искусство, складывающееся в этих условиях в Италии 40—90-х гг. Таковы росписи и панно потайного рабочего кабинета, так называемого Студиоло, Франческо I (1570—1573) в Палаццо Веккьо, выполненные Аллори, Нальдини и другими учениками Вазари и Бронзино.
света иррационального пространства и холодного сияющего колорита. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици). процесс– непрерывный и изменчивый, нацеленный на преобразование материи. музей, Вена Автопортрет, ок.
В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения. Будто бы в страшные дни разграбления Рима немецкие ландскнехты ворвались в его дом (он их даже не заметил, увлеченный работой) и были столь очарованы неоконченной картиной, что не тронули художника и его имущество, только потребовали выкуп в виде рисунков – так и представляешь себе мародерствующую солдатню, которую вдруг пробрало изящное., то художник может сделать это с куда большей силой». галерея, Парма). Джорджоне и Тициан умели выражать лирические чувства и ощущения, удивительным образом погруженные в природу: они дали нам первые образцы современного пейзажа и перенесли на полотно поэзию Петрарки идиллию. 1523) заметно стремление, отталкиваясь от принципов Корреджо (в мастерской которого П. работал в1518), обрести собств.
Ранняя смерть была большой потерей для искусства из-за того изящества, единственного в своём роде, какое руки его придавали всему, что он писал. Стенд с картиной-гостьей помещён в центральном восьмиугольном музейном зале, где царствуют такие признанные красавицы, как «Фрэнсис Дакомб» и «Мисс Бейкер» Гейнсборо и «Леди де Клейнбрассил» Ван Дейка. Таковы, например, рисунки Луки Камбиазо, заменяющего головы человеческих фигур отвлеченными кубами или чудовищные «сюрреалистические» аллегории времен года, четырех стихий, пейзажи Арчимбольдо, составленные из фруктов и овощей.
И вот таким образом (в числе прочего) как размерами, так и рисунком генуэзская картина напоминает «Преображение» Рафаэля и дышит той же мощью и живостью. П. воспринимал худож. Ответов на эти вопросы нет, а загадочная красавица давно попала в ряды прекрасных незнакомок итальянского Возрождения, где числятся Дама с горностаем Леонардо, Донна Велата Рафаэля и La Bella Тициана. 1469– после 1529) и Пьера Иларио (ок. Небезынтересное сообщение: по воскресеньям, с 11 до 1 часа дня, вход бесплатный. Художник внушает зрителю, что перед ним – существо высшего порядка. Возможно, картина осталась незаконченной: в графическом эскизе к этой композиции (Париж, Лувр) в правой ее части изображена колоннада, в то время, как в самой картине справа высится только одна колонна без капители.
Техникой офорта, позволяющей сохранить в гравюре легкость, одухотворенность, гибкость линий, художник увлекся в 1530-е годы в Парме. полусфере и представляющего фигуру в намеренном искажении (пример анаморфозы), П. создал целую галерею портретов, отличающихся обилием аксессуаров, сложными композициями с фоном-средой (портрет Лоренцо Чибо, 1525, Гос. Главное же, что «Антея» — собирательный идеал женщины Ренессанса. В Рим Пармиджанино вместе с дядями прибыл летом 1524 года.
Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Захарием, Марией Магдалиной и св. Знать, сильно любил тридцатилетний мастер свою модель, если захотел и сумел, раскрыв тайники души, написать её столь возвышенно – чистой, разумной и полной несказанного очарования.
индивидуальность. Соединить всё это в одном произведении действительно мог только гений. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Урбинского». Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. На главный – кто же такая Антея имя ли это реальной женщины (тогда, кто она) или плод фантазии художника – однозначного ответа нет, хотя предположений было множество.
патетики («Обращение св. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского». Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта).
фам. 1530), «Мадонна с длинной шеей» (1534–40, обе– галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со св. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534–1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. А, может, действительно, духовно и нравственно – это он. живопись 16в., элементы его сложного и изысканного изобразит. Вопрос.
В самом деле идеальности» Антее не занимать. Большим авторитетом иск-во П. пользовалось у мастеров болонской школы рубежа 16–17вв. «Если поэт говорит, что он может возжечь в сердцах человеческих любовь.
Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных. Так, Ломаццо пишет: «Благоразумный художник изображая властителя, должен придать ему благородство и достоинство, если даже на самом деле он не таков». музей, Копенгаген портрет Галеаццо Санвитале, 1524 «Антея», 1535–37, оба– Музей Каподимонте), а также стремлением передать спонтанность модели («Портрет мужчины, оторвавшегося от чтения», 1523–24, Худож. музей, Вена «Мадонна с розой», 1529–1530, КГ, Дрезден и др. ). 1523). Его композиция не столько изображает искаженный выпуклой поверхностью облик художника, сколько имитирует само зеркало: мазками, сливающимися в эмалево-гладкую поверхность, Пармиджанино виртуозно передает и блеск поверхности зеркала и серебристость его тонов их свечение, с безошибочной точностью воспроизводит эффект искривления, растягивания деталей, отражающихся в периферийной зоне зеркала (искаженное и увеличенное отражение руки искривленные очертания окна и двери), в то время, как юное, почти детское лицо, отраженное в центральной зоне зеркала, где нет искажений, кротко и безмятежно взирает на нас. Она вполне соответствует тому новому идеалу женской красоты, который Пармиджанино пытался обрести и в религиозных своих картинах.
По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Неудивительно. Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж.
Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Вертикализм композиции подчёркнут движением рук святого, заполняющего собой весь первый план, неестественно длинными пальцами донатора, преклонившего колени в молитвенном обращении, взорами, устремлёнными в небо. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическое обручение святой Екатерины» (1521, второй вариант 1527—1537) фрески в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Среди них «Антея» и незавершенные, но удивительные фрески «Девы мудрые» и «Девы неразумные» для церкви Санта-Мария-делла-Стекката. Что за колонна видна на заднем плане.
Иеронима» (1527, Нац. «Антея» была написана в начале 1530х годов Джироламо Франческо Мария Маццола известного как Пармиджанино (1503-1540). Маццола, Mazzola) Франческо (Джироламо Франческо Мария) (11. 1. 1503, Парма– 24. 8. 1540, Касальмаджоре близ Пармы) итал. Лучшие из них — цикл «История Камилла» в Зале аудиенций Палаццо Веккьо (начатый в 1544 г. ), фрески в Сан Марчелло дель Корсо в Риме (конец 1540-х гг. ) —выгодно отличаются от других монументальных росписей маньеристов своей изысканной декоративностью. Сходные черты определяют и гравюры П. – он стал одним из первых европ.
В ней нет причудливой композиционной изобретательности, сложности и изящества линий, как в других картинах и портретах художника. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса и он сгорел буквально за несколько дней. Между тем Пармиджанино написал достаточно характерную для живописи Возрождения «обманку».
Последняя и самая прославленная из алтарных картин Пармиджанино — «Мадонна с ангелами», более известная как «Мадонна с длинной шеей» (ок. Сын пармского живописца Филиппо Маццола (ок. На самом деле он не был первооткрывателем этой техники, но сделал многое для раскрытия её художественных возможностей. 1540, Нац.
Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св. Довольно часто он наезжал в Кремону, где в то время над фресковым циклом собора работал Джованни Антонио Порденоне, повлиявший на Пармиджанино в гораздо большей степени, чем Корреджо, с которым тот познакомился в 1522 году.
В 1527–31 П. работал в Болонье, где в его произведениях появляется элемент религ. Перед нами «Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, где влияние классики чувствуется и в энергии тел и в движениях и выражениях лиц и в обилии античных памятников: терм, храмов, обелисков, мостов. маньеризма.
Примечание. Подобно остальным художникам-маньеристам, он намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение изумление и раздражение. Эту работу действительно можно считать данью памяти только что умершего Рафаэля сердце художника явно осталось в Риме, в ватиканских Станцах. По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». По мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в творчестве мастера, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы.
Большинство деталей костюма Антеи, включая мех куницы, золотую цепь, украшение прически, вышитую тесьму и золото рукавов, были как правило подарками, преподнесенными возлюбленными. «Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, картина, полная возвышенной, страстной риторики, приносит в Геную раньше, чем во все прочие города севера Италии, великую римскую культуру. Тосканская манера заявляет о себе в Венеции так властно, что радикально меняет взгляд Тициана, она проявляется и в его полотнах для Санто-Спирито-ин-Изола (сегодня в церкви Санта-Мария-делла-Салюте) и в работе всех художников, расписывавших потолок Библиотеки Сан-Марко. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531–1540 и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523–1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур использование декоративных эффектов.
Среди них — алтарная картина Видение Святого Иеронима (1526—1527, Лондон, Национальная галерея). В мае 1531 года получил заказ на фресковую роспись, прославляющую Деву Марию, в церкви Санта-Мария-делла-Стекката. Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника.
А Федерико Дзери считал, что творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. илл. Так сказал (и доказал) великий Леонардо да Винчи в знаменитом трактате о живописи.
1535, Флоренция, Галерея Уффици), была написана в Парме для церкви Санта Мария деи Серви. По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью». На этом фоне величественная фигура пророка Захарии на первом плане, обратившего свой взор куда-то влево, за пределы композиции, приобретает грандиозные масштабы. Пармиджанино родился в 1503 году в Парме, а в 1525 году, всего через несколько лет после смерти «божественного» Рафаэля, по приглашению папы Климента VII прибыл в Рим. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. В ранних работах– росписях капелл в ц. Сан-Джованни-Эванджелиста в Парме (1522) и стуфетты Паолы Гонзага в замке Рокка-Санвитале в Фонтанеллато (ок.
Да, уже мастера. «Мадонна с длинной шеей» — самая рафинированная и совершенная из дошедших до нас работ Пармиджанино. Загадочного обаяния полна и так называемая «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки около 1535-1537) взгляд юной женщины, как это довольно часто бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. Умер там же. Но в более поздних его работах, особенно в посвященном папе Павлу III цикле в палаццо Фарнезе (1553 — 1554), ставшем образцом для всех римских маньеристов, появляется тяжеловесная пышность и риторичность.
Пармиджанино не оставлял эту работу до самой смерти, но так и не сумел закончить. Помимо загадок исторических (точно не установлены ни дата создания, ни имя женщины), эта вещь таит в себе и загадку художественную. Все сдержанно и просто: темный фон и фигура анфас, смотрящая прямо на зрителя. В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр.
Стефаном и Иоанном Крестителем» (ок. К чему такой парад – она знатная дама или куртизанка. То же правильное тонкое личико у странного, не похожего на собратьев златовласого ангела в Мадонне с длинной шеей, но вместе с тем что-то в облике этой девочки невольно заставляет вспомнить юношеский Автопортрет в кривом зеркале – кого, как не любимую, можно представить ангелом и наделить собственными чертами. Нерона в Риме иросписей Рафаэля в ватиканских Лоджиях и на Вилле Мадама.
Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче. Его лицо в те годы было таким, каким мы видим его на «Автопортрете в выпуклом зеркале»: нежный, романтичный юноша. Что, впрочем, не противоречит романтической гипотезе, будто Антея – это идеальный образ чистой красоты, этакая Галатея, которую сотворил для себя Пигмалион-Пармиджанино. И для этого не нужно даже лететь в Неаполь (что было бы, согласитесь, совсем недурно), чтобы побывать в музее ди Каподимонте, где навечно поселилась прекрасная эта юная дама.
Франческо Байарди был другом и коллекционером Пармиджанино, а его сестра Элена 23 декабря 1534 года заказала художнику для погребальной капеллы своего мужа в пармской церкви Санта-Мария-деи-Серви картину, ставшую самой известной и характерной, а может быть и самой абсолютной работой Пармиджанино, — «Мадонна с длинной шеей». Непонятно, стоит Дева Мария или сидит или же облокотилась на опору или на трон. Иоанном» (ок. «Антея» Пармиджанино – тоже подтверждение этих слов.
П. оказал большое влияние на итал. Преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения.
худож. Сходным образом одним из главных достоинств произведения искусства считается теперь invenzione, то есть умение «сочинять» сложную и эффектную композицию. Пармиджанино все же удалось получить в Риме несколько заказов. Античный мир присутствует и в «Мадонне с длинной шеей», о чем свидетельствует намек на перистиль храма за возвышающейся колонной — символ силы и стойкости Девы Марии, а также вклада античной культуры в построение христианского мира. Пармиджанино изобразил стоящую Антею с удивительно искренним взглядом, обращенным на зрителя. Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника.
Иеронима (ок. Не самый главный. Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. Однако в таком виде это направление складывается лишь в конце 1520—1530-х годах.
Значит. За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино.
И вот сейчас представилась нам счастливая возможность увидеть «Антею». 1522—1523). И все потому, что Пармиджанино – образцовый гений той смутной эпохи. Левая рука скромным жестом указывает на полнеющий живот. Одном.
Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Для его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. 1460– 1505) и воспитанник братьев отца– художников Микеле (ок. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523–1527).