Всему миру он известен как Анри Матисс — несостоявшийся лавочник и юрист, великий художник и скульптор. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом. Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. «краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве. С раннего детства судьба благоволила к будущему живописцу Анри Эмилю Бенуа Матиссу, сначала подарив ему беззаботное детство, а затем «передав» матерью коробку простых красок, в одночасье превративших помощника адвоката – по должности, в известного художника – по призванию.
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Салвадор Дали: Анри Матисс был одним из самых значительных современных художников, но ведь он олицетворял последние отзвуки Французской революции, которая вошла в историю как революция буржуазная, а это значит, что Матисс был прежде всего выразителем буржуазного вкуса.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Существуют лишь предположения искусствоведов. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8. Тема панно — танец. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк).
Я счастлив, что я наконец попал в Россию. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Рисунок как таковой у Матисса всегда был соподчинен качеству его цвета, развитие линии шло у него параллельно развитию живописных качеств. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». и вакханалии.
Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников, писавших их. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. И у них нам нужно учиться пониманию искусства.
Вынужденный оставить работу маслом, не имея сил держать в руках кисть и палитру, художник разработал технику составления изображения из обрезков цветной бумаги. Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы с натуры в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, подсказывая конкретное композиционное решение, а подчас и древнюю ассоциацию прототип. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
ФотографияВыдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно Танец, 1932). краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Не читая подписи под картиной, трудно предположить, что это Париж – настолько здесь звучны краски и щедра растительность.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Речь идет о фовизме. Элемент претворения увиденного налицо, но это еще не тот Матисс, который знаком нам по картинам зрелой поры». Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. Однако, уже через несколько лет, пейзажи и портреты фовистов регулярно выставлялись на парижских выставках, а сам Матисс в эволюции своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и линии в огромных настенных панно, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры.
Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов).
Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. Он переносит в монументальную живопись приемы графики. художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Занятия живописью требуют времени и денег. Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси.
А. Матисс «Музыка» (1910). Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Тема панно — танец. В Люксембургском саду, например, в передаче эффекта солнечного луча в глубине есть что.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Доминика и Девы Марии.
фиолетовые деревья, написанные крупными мазками, вызывают ассоциации с Гогеном. В 1905-07 лидер фовизма. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Ж. Помпиду). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Так и случилось.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Калитина. – В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы).
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева).
Тема панно — танец. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Доминика и Девы Марии.
Матисс и Дерен, ставшие лидерами фовизма, считали его возвратом к чистоте изобразительных средств, к первичным элементам — желтым, красным, синим. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Таким для него явился Поль Гоген. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Ж. Помпиду). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Доминика и Девы Марии. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару.
Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски). Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур.
Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. Он знакомился с художниками разных стран.
Мне легко жить с танцем, – признавался мастер. для собственного дома в Москве. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Доминика и Девы Марии. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще.
Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. В картинах все больше появляется асимметрии. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953).
Во время обучения у Постава Моро в Школе изящных искусств Анри Матисс познакомился с начинающими живописцами Альбером Марке и Жоржем Руо. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). Я очень люблю танец.
Намеренно выбрав яркую гамму — красный, фиолетовый, оранжевый — художник отошел от реалистичной трактовки сюжета. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. — раздельных точечных мазков. Матисс отказывается от экзотики Востока. Углы комнаты даёт другим цветом.
В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония инструментовка. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры и куски фона, затем по рисунку, обозначенному углем, прикреплял их к основе булавками. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы.
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». Как указывает «История искусств»: «В 30–40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам.
Огромным авторитетом для Матисса и многих художников его поколения был Сезанн, которого называют отцом современного искусства. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок.
С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. От карьеры присяжного поверенного его избавили аппендицит и увлечение матери росписью по керамике. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам – Щукину и И. А. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям.
Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Вот истинное большое искусство. В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Особенный признак: форма видоизменялась соответственно воздействию соседних цветовых плоскостей ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Но тут жителям Петербурга и Москвы несказанно повезло: Музей современного искусства Парижа закрылся на долгосрочную реконструкцию. Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках.
Я счастлив, что я наконец попал в Россию. Великий Анри Матисс не был исключением.
Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Творить он не переставал до конца.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Он не успел еще растратить жара своей души». В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Элемент претворения увиденного налицо, но это еще не тот Матисс, который знаком нам по картинам зрелой поры».
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Изображение интерьера — жанр живописи. В отличие от своих коллег, отказавшихся от физического смешения красок в пользу раздельных мазков, Матисс снова сконцентрировался на цвете. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года на севере Франции, в Като-Камбрези, а детские годы провел в Боэн-ан-Вермандуа.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Мать увлекалась росписью керамики. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»).
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Ковёр на этой картине – реальный. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами (Желтое платье и шотландка, Королевский табак, Отдых танцовщицы)».
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Холст, масло. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В связи с этим он упростил свой стиль – разработал технику составления изображения из обрезков бумаги.
Вот истинное большое искусство. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
260 х 389 см. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса. Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Матисс дал новое видение мира. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Мулино.
Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Операция 1941 года продлила его жизнь на 13 лет, но значительную часть времени он был вынужден проводить в инвалидной коляске или постели. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Цветовое воздействие картин Матисса па зрителя невероятно цвета взывают и кричат, точно громогласные фанфары. Он не успел еще растратить жара своей души».
Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, – синтез многих предшествующих его исканий. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. А зеленые, красные, сине.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом».
Ж. Помпиду). Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Посетители Осеннего Салона 1905 года восприняли его в штыки из-за неприемлемой палитры и отступления от привычных канонов.
ле. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Все люди на картине находятся в неподвижности. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников, писавших их.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Вообще-то панно Парижский танец существует в трех вариантах. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». С каким восторгом выписывал он узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений.
Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. По живости и непосредственности они не уступают японским, по декоративности -- персидской миниатюре, по выразительности линий -- рисункам Делакруа. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. В 1897 году он снова посетил его. Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет и даже подарил Анри два его рисунка. Холст, масло. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. 1901 год можно назвать годом становления художника. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
В настоящее время существует в двух версиях. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы, считая вредным и ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Это позволяет усилить впечатление движения. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Amlie Noellie Parayre).
Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. В августе 1888 года, после окончания учёбы, 18-летний Анри получил право работать по этой специальности. Калитина. – В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний.
В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Анри Матисс.
1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). И у них нам нужно учиться пониманию искусства. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
то импрессионистическое. «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным.
Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий).
На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам – Щукину и И. А. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Ж. Помпиду, Париж). Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Яблоко из шара превратилось в круг. Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый.
Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Создавая картину, он забывал обо всем на свете. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке.
Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан.
Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура.
Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальные полотна: Розовая обнаженная женщина, Сон, Натюрморт с раковиной (1940), Натюрморт с устрицами – одно из самых совершенных его созданий. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал.
Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.
Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Матисс также копировал их манеру письма. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками.
Цены на его работы и интерес к ним стали расти. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Доминика и Девы Марии.
Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Такой, какой был у Матисса в его доме. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Ж. Помпиду, Париж). Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика.