К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Занятия живописью требуют времени и денег. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953). Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.
Стайны подружились с художником. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Надо сказать, что его мать занималась росписью керамики, вот таким образом могла предполагать, что и сын её не останется равнодушным к искусству рисования. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Мать увлекалась росписью керамики.
Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.
Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. В связи с этим он упростил свой стиль – разработал технику составления изображения из обрезков бумаги. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм. О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47).
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Правда, после окончания лицея Сен-Квентин Матиссу все-таки пришлось изучать право в Париже. С 1901 года начинается активный творческий поиск – Матисс начинает менять свой стиль, он оставляет старые впечатления, его палитра становится светлее, появляются новые техники. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Великий Анри Матисс не был исключением. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства.
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Мне легко жить с танцем, – признавался мастер. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Вообще-то панно Парижский танец существует в трех вариантах. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. Обучение в академии носило некоммерческий характер.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов).
В период обучения и становления Матисс копировал работы голландских и французских классиков, висящих в Лувре, увлекался японским традиционным искусством, свёл знакомство с другом Огюста Родена, художником Джоном Питером Расселом – горячим поклонником Винсента Ван Гога и Эмиля Бернара. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Доминика и Девы Марии. Но об этом уже сказано в других разделах. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Тема панно — танец. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Женщины, написанные лишь несколькими тщательно продуманными линиями, напоминают упрощенные скульптуры, в тохватало обитателям XX века.
1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Эта дружба в его судьбе значила многое. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). У Анри и Амели один за другим родились два сына. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Их живопись отличал яркий колорит, предельная чистота палитры, цветовые контрасты, резкость и динамизм, отказ от перспективы и светотеневой моделировки – а также пренебрежение теориями. Матисс дал новое видение мира. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
По живости и непосредственности они не уступают японским, по декоративности -- персидской миниатюре, по выразительности линий -- рисункам Делакруа. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. А. Матисс «Музыка» (1910). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В 1889 году у него случился приступ аппендицита.
Рисунок как таковой у Матисса всегда был соподчинен качеству его цвета, развитие линии шло у него параллельно развитию живописных качеств. Сатир и нимфа -- созвучие зеленого, розового и голубого, Танец -- синего, зеленого и красного, натюрморты построены на созвучиях лилового, желтого и красного или синего, фиолетового и розового. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске.
Исчезают стул и обои. Ж. Помпиду). Доминика и Девы Марии. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Матисса не удовлетворяет система дополнительных тонов, открытая Делакруа, сведенная в систему импрессионистами.
В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Амели делала все возможное, чтобы Анри больше путешествовал, видел мир, впитывал его краски.
Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал.
С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). fauves). Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония. Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Я очень люблю танец. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Жил Матисс в это время трудно.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву).
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. 1901 год можно назвать годом становления художника. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
Одна из самых известных бронзовых статуй Матисса Большая сидящая обнаженная была создана в 20-е годы – в то же время, что и его полотна Одалиска и Обнаженная, сидящая на голубой подушке. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Холст, масло. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника.
Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. 260 х 389 см. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Существуют лишь предположения искусствоведов. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой.
Зачем. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене.
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Речь идет о фовизме. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником.
Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Преподавание велось на некоммерческой основе. В 1930 году крупнейший американский коллекционер Альберт Барнс заказал Матиссу декоративное панно для собственного частного музея. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ).
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Создаёт несколько отличных картин, где модерн импрессионизм сочетался с точечной манерой письма. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски). Яблоко из шара превратилось в круг. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Матисс также копировал их манеру письма. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.
Холст, масло. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим.
В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро.
В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Углы комнаты даёт другим цветом. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц.
Разумеется, это иллюзия. Великолепны, полны таинственного внутреннего света и его натюрморты, портреты позднего времени.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матисс согласился – впрочем, премьера спектакля состоялась только в 1920 году, после окончания Первой мировой войны.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. В настоящее время существует в двух версиях.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
В 1891 году Анри снова приехал в Париж. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
В 20 лет он начал заниматься рисованием в Школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где Бугро и Феррье подготовили его к поступлению в Школу изящных искусств. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым».
Ковёр на этой картине – реальный. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Он знакомился с художниками разных стран.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Все люди на картине находятся в неподвижности. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Другое название этой работы – «Десерт». Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета Соловей И. Стравинского и пишет цикл Одалиски в подражание Ренуару. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Amlie Noellie Parayre).
Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц.
В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика.
Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому.
Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Анри Матисс. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом.
Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В 1905-07 лидер фовизма. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Такой, какой был у Матисса в его доме.
Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Но, помня об основе, Матисс иногда забывает о самой краске, о специфических особенностях и возможностях масляной живописи. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль.
Так и случилось. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков.
В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В 1898 году художник женился на Амели Перейр.