Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура.
Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Гертруда и Лео Штейн (Gertrude and Leo Stein) купили работу художника«Дама в шляпе», портрет мадам Матисс. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Творить он не переставал до конца. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще.
Тема панно — танец. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Музыку, наконец, мелодию. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Углы комнаты даёт другим цветом.
Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж.
Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Во время обучения у Постава Моро в Школе изящных искусств Анри Матисс познакомился с начинающими живописцами Альбером Марке и Жоржем Руо. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
Совершил поездки в Италию (1907). По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже.
Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». А. Матисс «Музыка» (1910). Холст, масло.
Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой.
(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). Вынужденный оставить работу маслом, не имея сил держать в руках кисть и палитру, художник разработал технику составления изображения из обрезков цветной бумаги. Рассел коллекционировал картины, он же познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение 10 лет.
Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. fauves).
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение.
Его комментарии были напечатаны 17 октября 1905 в Жиль Блас (Gil Blas), ежедневной газете того времени. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Любимые жена и дочь были постоянными моделями художника, они часто позировали ему. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). для собственного дома в Москве. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. В 1927 получил премию Карнеги. Разумеется, это иллюзия. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками.
1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.
В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США. Тема панно — танец.
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. В позднейшие годы он прибегает к более сложным сочетаниям и значительно расширяет свою палитру, внося большее разнообразие оттенков. Ж. Помпиду).
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». В 1893 году он перешел в Школу изящных искусств, где занимался в мастерской у Гюстава Моро.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи.
Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии — воздух, огонь и землю. и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ).
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Занятия живописью требуют времени и денег. Доминика и Девы Марии. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Кусок натуры восприимчивым художником как будто сразу претворяется в игру декоративных пятен и штрихов при этом, однако, вовсе не умаляется жизненность, скорее остро подчеркивается. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
1901 год можно назвать годом становления художника. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). «По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Фона в привычном понимании в этой работе нет. В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Великий Анри Матисс не был исключением. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Доминика и Девы Марии. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Марокко (1912, 1912-1913). и вакханалии. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался.
В октябре 1933 г. Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года, вплоть до самой смерти великого мастера. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Его картина полыхает яркими красками, столь рассердившими парижских критиков и ценителей искусства. У художника была незаконнорожденная дочь, которую он взял в семью. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. В ней он преподавал в 1908-1911 гг.
В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Вообще-то панно Парижский танец существует в трех вариантах. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Эта дружба в его судьбе значила многое.
В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Вскоре Матисс отошёл и от пуантилизма, отказавшись от точечных штрихов в пользу широких свободных мазков.
«Он всегда выбирал лучшее», вспоминал художник. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Мне легко жить с танцем, – признавался мастер. Существуют лишь предположения искусствоведов. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности.
С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Amlie Noellie Parayre). В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного. В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. В 1908 опубликовал Заметки живописца". Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым.
Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, но они являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом.
В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Стайны подружились с художником. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению.
Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал.
Позднее Матисс называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета. Импрессионизм очень впечатлил Матисса. Можно сказать, что Матиссу удалось гармонично выразить непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. А Луи Восель (Louis Vauxcelles) описываю работы фовистов бросил знаменитую историческую фразу«Донателлосреди дикарей. » имея ввиду работу скульптура эпохи Возрождения, которая находилась в том же зале. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
Его детство проходило в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Следующим шагом в освоении новых территорий живописи стало увлечение Матисса дивизионизмом, длившееся до 1905-го, когда художник обосновался на юге Франции. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
Таким для него явился Поль Гоген. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. — раздельных точечных мазков. Коллекция сейчас находится в Эрмитаж и Пушкинском музеи в Москве. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.
и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). Матисс дал новое видение мира. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Переход был необходим, так как Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма.
Надо сказать, что его мать занималась росписью керамики, вот таким образом могла предполагать, что и сын её не останется равнодушным к искусству рисования. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Все началось в тот день, когда у Анри, занимавшего скучную должность помощника адвоката, случился приступ аппендицита. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий.
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898). В настоящее время существует в двух версиях. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Яблоко из шара превратилось в круг. Первая мировая война, оставившая глубокий след в душе Матисса изменила его художественную манеру. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Незадолго до возвращения во Францию он встретился с капитаном Морисом ле Глэ и тот произнёс пророческие слова: «Ориентализм, конечно, в моде.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Мать увлекалась росписью керамики. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. И если каждый волен понимать бога в первой цитате на свой лад, у каждого свой бог, то микеланджеловский поиск совершенства, который отвергает то, что именуется пейзажем (я назвал это портретом), ведет нас, пожалуй, прямиком к Анри Матиссу и его последним рисункам ибо только очень острый ум может ощутить их трудность. Первыми написанными в Танжере полотнами стали натюрморты и среди них Корзина с апельсинами, спустя много лет приобретенный другом Матисса, великим испанцем Пабло Пикассо. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Холст, масло. 260 х 389 см.
Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль.
Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. К 1914 году в особняке Щукина было собрано уже 37 полотен.
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Доминика и Девы Марии.
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски). Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. «Горшок красок был брошен в лицо публике» — такая была реакция критика Камиля Моклера (Camille Mauclair). Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Зачем. Жил Матисс в это время трудно. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Среди них были живые воспоминания о парящих фигурах святых на стенах и сводах кремлевского Успенского собора, где конструктивную и эмоциональную роль играли их одеяния — прозрачные невесомые покровы, сотканные из волнообразно струящихся поверхностей чистого цвета об особой роли линий и размеров фигур по отношению к формату доски на древних иконах с отзвуками письма Дионисия, которые он видел, посетив коллекцию друга Щукина, И. Остроухова. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Занятия живописью требуют времени и денег. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр.
К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. Преподавание велось на некоммерческой основе. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Исчезают стул и обои. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. В 1917 обосновался в Ницце. Речь идет о фовизме.
А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Он знакомился с художниками разных стран.
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе».
В 1898 году Анри Матисс женился и его жена Амели Парейр родила ему двух сыновей. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.
Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Прекрасный рисовальщик, он был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания нескольких интенсивных цветов. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В 1905-07 лидер фовизма.
Все эти полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
Эта картина была как раз самым яростным объектом насмешек. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Все люди на картине находятся в неподвижности. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия.
полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. А художник Андре Дерен (Andr Derain), на которого Матисс оказал большое влияние позже назвал цвета фовистов «динамитными шашками». В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Так и случилось.
Такой, какой был у Матисса в его доме. С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка.
Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Изображение интерьера — жанр живописи. «Парижский танец» известен в трех вариантах.
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок.
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Много и плодотворно Арни работал с пластикой, продолжая традиции А. Бари, Огюста Родена, Эдгара Дега и Эмиля Антуана Бурделя. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Щукин считался одним из основных заказчиков Матисса и обладателем лучших его работ.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. Цены на его работы и интерес к ним стали расти.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
В 1897 познакомился с Писсарро. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Даже его наброски композиционны они укладываются обычно в выразительную арабеску, разрезающую плоскость по диагонали. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Матисс также копировал их манеру письма.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Я очень люблю танец. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
МАТИСС, АНРИ (Matisse, Henri) (1869–1954), выдающийся французский художник. Анри Матисс. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.
Ковёр на этой картине – реальный. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Другое название этой работы – «Десерт». Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Но об этом уже сказано в других разделах.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.