Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа. Так СанктПетербург стал главным героем Анны Петровны ОстроумовойЛебедевой. Анна Петровна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной хромолитографии и цветной ксилографии. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871 – 1955) принадлежит к плеяде лучших русских художников-графиков рубежа XIX – ХХ веков. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5 (17) мая 1871, Петербург — 5 мая 1955, Ленинград) — российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.
Остроумову с собой: «Вы исключительно одарены, но вы мало, слишком мало у меня учились» Анна отказалась, не сознавая тогда всей значимости отвергнутой ею помощи столь выдающегося художника. Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955) – русский гравер и акварелист. Анна Петровна Остроумова-Лебедева (517мая1871, Санкт-Петербург— 5 мая 1955, Ленинград)— русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа.
Остроумова-лебедева Анна Петровна (1871-1955), русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры.
Две другие – «Финляндия с голубым небом» и «Финские озера» – строги и даже несколько суровы. Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. Петербург».
Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. В тот раз Сергей Васильевич выздоровел, но надвигалось ужасное событие В одной из командировок он подхватил «сыпняк» (сыпной тиф) и, вернувшись домой, слег, чтобы больше не встать. Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль».
Две из них – «Луна» и «Дорожка» – элегичны и поэтичны. Впереди на полочке – коптилка. Для фона наряду с деревянной доской она использовала линолеум. Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Помогли банки и популярная газета. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф». Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа.
Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Она была второй дочерью в семье видного чиновника.
Цв. Анна, с раннего детства любившая вырезать азбуку или несложный орнамент на ольховом полене, конечно же, выбрала ее. Зимой художница вырезала одну из самых больших своих гравюр – «Дворец Бирона и барки».
Это пустое дело. Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры.
Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Попала Остроумова в мастерскую И. Е. Репина, который заложил основу «крепкого, здорового реализма» в своих подопечных, но не сумел научить их «ремеслу», «не давал настоящей школы с твердыми принципами искусства, с глубоким знанием техники». Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ).
Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. оставалось издателю». Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. «У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка.
1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ. В свою очередь, этот факт близости рисунков и ксилографии указывает на то, что проблема материала (дерева) как одна из основных проблем всякого вида искусства не была еще полностью решена художницей. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. Через много лет после этой первой встречи, уже зрелой и признанной художницей Анна писала Бенуа, что его дружба и внимание были для нее большим счастьем, особенно ощутимым потому, что оно «совпало со временем исканий и сомнений, когда художник из ученика должен стать художником-творцом». В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду.
Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. С детства влюбленная в северную столицу, художница заметила, что «невероятная сжатость выражения, немногословие, беспощадная определенность и четкость линий и, благодаря этому, сугубая острота и выразительность» – все то, что присуще графике вообще и деревянной гравюре в частности – как нельзя лучше отражает специфический стиль петербургской культуры. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж.
Она не покинула родной город, твердо решив «остаться на все страшное впереди». «Почему моя книга была дешевле. В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». Врачи запретили Анне Петровне работать масляными красками.
Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп. Создавшая в тот период ряд гравюр и акварелей, Анна Петровна вспоминала: «Писала часто в ванной комнате. Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству. На всю жизнь оставил след в душе девочки пережитый в пятилетнем возрасте ночной пожар.
Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге. 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок.
Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф. Именно там в 1903 году она поняла, что влюблена в двоюродного брата, талантливого химика Сергея Лебедева, впоследствии первым синтезировавшего каучук в промышленном масштабе. Анна Петровна сделала около 35 акварелей Петрограда. Эти люди до самозабвения любили искусство и зажигали в других такую же любовь к нему. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год.
Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Особенно охотно обращалась к цветной ксилографии, работала также в технике литографии и акварели. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие.
Построенные на контрасте черного и белого, на ритмическом соотношении и звучании линии и пятна, ее гравюры несут в себе ту «сугубую остроту и выразительность» образного решения, которую так ценила в ксилографии сама художница. Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал. Сюрю-Кая вечером» (1924г. ) и др.
Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). «Павловск», 1922–1923гг. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). вечером, во время грозы С мужем Анна Петровна «похоронила свою лучшую половину». В 1906г.
Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». При поддержке и поощрении друзей из «Мира искусства» она пристально изучала и совершенствовала ремесло гравирования, старалась понять характер, природу ксилографии искала новые приемы и способы. Пособие». Первый художественный иллюстрированный журнал.
Остроумова-Лебедева – мастер городского пейзажа. Художники Л. С. Бакст и К. А. Сомов, музыкант В. Ф. Нувель, литератор А. П. Нурок впоследствии образовали ядро редакции журнала «Мир искусства» и его выставок. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946).
Еще перед отъездом Остроумовой в Париж В. В. Матэ познакомил ее с творчеством итальянских мастеров цветной ксилографии и взял с нее клятву «работать и резать гравюру». Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Так родились ее «Автобиографические записки», основу которых составили дневники.
В гимназии Анна была очень застенчива. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ). Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. И. Д.
Потрясение было настолько сильным, что до конца своих дней Анна Петровна испытывала его последствия: приступы непонятной тоски, депрессии, меланхолии, а «в минуты напряженной работы или сильных духовных подъемов – болезненные явления галлюцинаций». Черного фона здесь уже не было и в помине. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934). Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). 30 скидывал торговцу, 2, 5 коп.
С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже. Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку. Работа же предстояла нешуточная. В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники. » В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна.
Знаменательно, что рисунки А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, особенно их раскраска, очень близки к ксилографиям Остроумовой-Лебедевой. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький.
Когда Анна Петровна в 1899г. Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика.
«Ленинград», 1930г. – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. В трех-четырех тонах неярких красок ей удается передать лирическую красоту города («Крюков канал», 1910). Он радовал и вдохновлял. «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым.
она выставила только одну гравюру «Версаль в цвету» (1907г. ), зато много времени, сил и упорства потратила на овладение акварельной техникой, трудной, но очень увлекательной, требующей от мастера и сосредоточенности и быстроты. Толстого. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив). Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом.
«Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя.
Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936).
Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». Однако это все были слабые уступки издателю имевшему большой авторитет в книгоиздательской среде. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов.
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Процесс обобщения и упрощения формы характерен и для других видов графики этих лет.
Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов. Уистлера) и гравюре. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. ею были исполнены несколько акварелей и цветных литографий – видов Ленинграда, гравюры «Мальчики удят рыбу», «Памятник Петру I», завершена работа над вторым томом «Записок».
Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства». Обладавшая исключительным талантом к гравюре, постоянно поощряемая учителем, девушка тем не менее вскоре сбежала «от скуки и тоски» копирования чужих работ, а, поступив в 1892г. иН.
Отныне и до конца своих дней художница станет певцом величия и строгой красоты Петербурга (циклы «Петербург», 1908–1910гг. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Увлечение старинными итальянскими и японскими граверами, пристальное изучение их произведений вдохновляло Анну «сказать новые слова и сделать новые шаги» в этом прекрасном искусстве, заново раскрыть его художественные возможности, сделать доступным людям. Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей.
После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой. Вначале это показалось ей огромным несчастьем, но с этим пришлось примириться. Для этого Анне Петровне пришлось вручную изготовить множество отпечатков и пометить, каким цветом каждый из них следует воспроизводить.
Чертковым, другом Л. Н. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Таким, между прочим, считалась гравюра на дереве.
По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис. Графика – в его атмосфере, в белых ночах, в вычерченной архитектуре. Крюков канал.
Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. художница выставила на конкурс 14 гравюр, четыре из которых были цветные.
В этом выразилось неприятие современности, тоска по ушедшей гармонии. А затем случилась война. Жизнь ее и Сергея Васильевича после Октябрьской революции 1917г. Гравюра Остроумовой-Лебедевой «Сфинкс» (1942г. ) украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица. Надо работать» В 1942–1943гг. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». С. В. Лебедев умер 2 мая 1934г.
Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Нам нужно было приучить читателя. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей.
Сытина считать излишним». Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. После окончания гимназии в 1889г. Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П.
Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька.
Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Пушкина, Н. В. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Ретроперспективность – их отличительная черта. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу.
Он прославил свое имя созданием синтетического каучука. В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. Что вырезано, то и остается четким и ясным. И. Д. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). Рынок железа» (1913г. ), «Испания. В 1900г.
Это меня в первое время ошеломило. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
И правда: тонкие изысканные произведения Анны Петровны могли удовлетворить самый требовательный вкус. Нева, набережные, каналы, мосты. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта. Ее любимый город представал величественным и мужественным. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. Товарищество И. Д. Сытина, по числу названий и тиражу выпускаемой литературы, прочно занимало первое место среди русских издательских фирм. вАкадемию художеств, с увлечением занялась живописью.
В 1907г. Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Собор Сен-Северин, Сен-Клу. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому.
Толстого. Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. иллюстрации к книгам В. Я. Курбатова «Петербург», 1912г.
А пока они с удовольствием собирались вместе, подолгу разговаривали, страстно спорили.
Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Но если самые ранние ксилографии Остроумовой-Лебедевой «Персей и Андромеда» (1899), «Луна» (1900), «Дорожки» (1900) явно свидетельствуют о влиянии на ее творчество мастеров итальянской гравюры кьяроскуро или японского художника Хокусая, то очень скоро художница находит и свой собственный стиль в ксилографии и свою тему. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет.
П. Анциферова «Душа Петербурга», 1920г. ). В 1898-99 гг. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д.
Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Эти настроения стали в работах Остроумовой основными. Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917). Несколько из них – «Вид с Сампсоньевского моста», «Ветреный вечер», «Марсово поле и памятник Суворову» были приобретены Третьяковской галереей, а «Вид из лаборатории ранней весной», «Внутренний дворик» и «Статуя в Летнем саду» – Русским музеем.
Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Только за 1918г. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). Анна, вторая дочь высокопоставленного чиновника Петра Ивановича Остроумова, родилась в Петербурге, куда за полгода до этого события семья переехала из Варшавы.
В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Это был сознательный выбор, хотя работа в тяжелых условиях требовала от пожилой художницы героизма.
Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы. Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной.
Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Остроумова совершенно точно передала характер удивительного города. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г.
Товарищество И. Д. Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства.
Весь тираж карт тут же распродали. свинцовое отравление, перешедшее в аллергию. При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно.
букварь Вахтерова. Большой канал» (1911г. ), «Амстердам. Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). «шла бурно, в напряженной работе и с большим радостным подъемом». Гоголя, Л. Н.
Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Осенью 1918г. Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». В конце лета 1928г., чтобы снять нервное напряжение из-за тяжелой болезни мужа, Анна Петровна «заставила себя уйти мыслями и душой» в радостные и светлые воспоминания.
платил автору, 2, 5 коп. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К. Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек.
Сеговия» (1914г. ), «Коктебель. Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. вернулась в Россию, она уже знала, в чем ее истинное призвание. Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках.
Писала она, впрочем и акварели. В самом выборе мотива, в «смешении воды со зданиями», во всем образном звучании их лежит как бы отсвет золотого века Пушкина. С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства.
А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек.