Андре Ленотр – самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. Разбивка ландшафтного парка стала идеей-фикс для Ленотра: изо дня в день он гнался за недостижимым совершенством, реализовывая все новые и новые архитектурные задумки.
Он – сын своего времени и своего класса. выше План расширенной усадьбы Со). Еще при жизни за свою работу он был удостоен многих наград, даже почетного ордена Сент Мишель. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Чаще всего инструментом воздействия являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с «элементами» природы – растениями, важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, придающим своеобразный ритм и некоторым образом настраивающих, как бы гипнотизирующим зрителя готовя его к восприятию главного – значению данного места.
Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Продолжающий его далее на запад Большой парк (скорее даже лесопарк с широкими аллеями) занимает 6600 га. Сам дворец располагался на возвышенностях, среди партеров, водных зеркал и плоских террас. Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Открытость, разомкнутость пространства радовала взор.
Точкой отсчета при планировании сада был дворец. Приживались из них очень немногие, увядшие подлежали немедленной замене. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.
В 1657 году Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. Андре Ленотр (1613-1700 гг. ). Оттачивал он свое мастерство и у еще одной знаменитости – живописца Лебрена.
Он побывал в Италии, где изучал опыт садоводов. Переворот в проектировании парков классического стиля произвел талантливый мастер Андре Ленотр (1613 – 1700), вершиной творчества которого стал знаменитый Версальский парк, явившийся ярким средством выражения, совершенной власти короля Франции Людовика XIV. На этом ярком примере ландшафтного искусства воспитано не одно поколение архитекторов. Андре Ленотр родился в Париже в семье мастеров озеленения. Творческая работоспособность Ленотра поражает. Цветы обычно доставляли из Прованса. Ленотр Андре, Ле Нотр (Lenфtre, Le Nostre) (1613-1700), французский архитектор, проектировщик парков.
При закладке парка площадью в сто гектаров трудились 18 тыс. Открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Здесь было болото, а стал сад. Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности».
Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно. И невиданная роскошь будет сопутствовать всей жизни короля. Такие посадки обязательно дублировали молодыми растениями, которые подрастали не в самых лучших условиях, затеняемые большими соседями, которых они и заменяли впоследствии. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства от камерности итальянских вилл переведен к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат с различными функциями).
К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии – королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода) в Ганновере – ансамбль Герренгаузен в Австрии – Шенбрунн и Бельведер (арх. Андре (1613-1700)-один сын ландшафтного архитектора Жана Ленорта, главного садовника Тюильри при Луи тринадцати.
Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Водные струи достаточно мощные.
Здесь место подчинилось человеческой воле и стало ее выражением. Парк украшен скульптурой, павильонами и фонтанами. Маленький мальчик пришел в этот мир, чтобы через десятилетия стать самым могущественным европейским монархом. В новом парке не было камерности прославленных итальянских садов, но господствовали регулярность и перспектива.
Вся композиция Версальского парка подчинена главному зданию — дворцу. Фонтан «Латона» был запланирован архитектором Ленотром и открыт в 1670 году. во Франции не было большого количества декоративных цветов. Его крёстным отцом был администратор королевских садов Андре Берар, а крёстной матерью была супруга Клода Молле.
По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди – палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. В 1667 году Ленотр продлевает аллеи парка на запад, образуя проспект, который в будущем станет Елисейскими Полями. Используются буленгрины (пониженные партерные участки) и вердбюгадены (повышенные). Некотороые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. В «доленотровский» период не было целостностив проектировании садов.
Андре родился 12 марта 1613 года и в тот же день был крещен в церкви Святого Роха (фр. Он изучил классическое искусство и перспективу и учился в течение нескольких лет при архитекторе Франсуа Мансаре, друге Ле Брюна. После завершения строительных работ переходят к оформлению территории парка.
Зевс, в ответ на ее мольбу превратил крестьян в лягушек и ящериц. В 1661 Le Ntre также работал над садами во Дворце Фонтенбло. Ее перспектива ничем не закрыта и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). С 1664 он восстанавливал сады Tuileries, по воле Кольбера, главы правительства Луи, который все еще надеялся, король останется в Париже.
Начиная с 1663 года Ленотр также был приглашён в шато Шантийи (Chteau de Chantilly), поместье принца де Конде, где он проработал до 1680-х годов вместе со своим племянником Пьером Деготсом. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Они постепенно спускаются от дворца к реке.
Две главные страсти будут в его жизни – война и женщины. В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI—XVII вв. Маленький мальчик стал наследником в семье с богатейшими культурными традициями. В 1657 г. становится генеральным контролером строений, садов и мануфактур Людовика ХIV. Страной будет управлять по советам своих министров и многочисленных фавориток.
Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга — работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. В целом, ансамбль как бы постепенно растворяется среди лесных аллей, полей, перелесков. Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности». Он был украшен скульптурами, расположенными в самых разных местах. Влияние Ленотра и его школы на последующее развитие ландшафтного искусства сложно переоценить.
Сады были полны к 1661, когда Фуке провел великое развлечение для короля. С этого времени Ленотр работает в садах Тюильри и одновременно проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло (1645). С 1663 г. начинает работы в Версале. В 1663 году его пригласили работать в Сен-Жерменский дворец и в замок Сен-Клу, резиденцию младшего брата Людовика XIV Филиппа Орлеанского, где Ленотр осуществлял надзор за работами в течение многих лет. Все приемы подчеркивают парадность и торжественность.
Одновременно с работой в Версале он трудился над созданием и перепланировкой других королевских резиденций парков в Шантильи (), Ссо (), Матиньоне (1676), Дампьер (1675) и нескольких других. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и одновременно проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г. ).
С 1653 руководил работами в парке Во-ле-Виконт, в 60-х гг. Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями.
(Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа.
В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. В 1635 г. он принят на должность первого садовника Гастона Орлеанского, брата короля. Массив Версаля занимает 1700 га из которых передняя часть составляла 100 га. Он должен был быть виден из любой точки расстилающихся у его подножия партеров.
По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1, 5 га). В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI-XVII веков (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка. Над ансамблем Во ле Виконт Ленотр работал в содружестве с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебереном в гг. Он строил сады Тюильри, вместе с сыном Пьером обустраивал резиденции французских королей. Франция завоюет новые земли, объединит их силой и властью короля.
Андре Ленотр. Андре Ленотр — самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. И расцвет коснется всех наук и искусств, получивших мощный могучий импульс извне.
Рельеф в местностях Франции, где работал Ленотр, спокойный, а декор садов сдержанный, но с активным вмешательством в растительность (вистригання узоров в буксус, вистригання геометрических фигур, широкое применение различных партеров-сухих, цветочных, водных). Родился А. Ленотр 12 марта 1613 года в Париже. Родился в семье главного садовника Тюильри. Поражают сами масштабы ансамбля.
Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина : в основе решения лежит подчинение деталей целому, применяются длинные и широкие перспективы, строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами, декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водопадов итальянского барокко), широко применяются топиарные формы и растения в кадках. В парке образуются далекие перспективы на окрестные леса и луга.
Длина дворца 400 м. Своеобразная открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном шато де Со (Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII века, воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. С 1657 генеральный контролёр строений Людовика XIV. В этот период (1660-е годы) им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие. И они пришли.
Подъем садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами.
Я думал лишь о чести и славе Франции" – гордые слова мастера, которые можно счесть девизом его жизни. Он выражал свой внутренний мир исключительно посредством своих садов. Фонтан «Латона» представляет скульптурную композицию, раскрывающую древнегреческий миф. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства перешел от камерности итальянских вилл к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат).
Плодородие почвы при планировании сада роли не играло. Во Франции наступил 1613 год. В середине XIX века в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки, в XX веке почвились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог – "линейные" исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом).
«Я думал лишь о чести и славе Франции», — эти гордые слова мастера можно считать девизом его жизни. В 24 года после смерти отца Андре занимает его место. Андре Ленотр учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ (ок. О потрясающей работоспособности Ленотра можно судить по тем фактам, что одновременно с Версалем он построил Шантильи для принца Людовика Кондэ, абсолютно построил Тюильрийский сад (именно в этом парке стоит памятник Ленотру). Такое расположение дома впоследствии позволило ему учиться поблизости от королевского дворца, под крышей которого впоследствии была открыта Академия искусств. Среди произведений, повлиявших на архитектуру большинства садово-парковых комплексов, особое место занимают творения французского садового мастера, происходившего из семьи старейших королевских садовников, получившего разностороннее образование, автора самого известного в мире дворцового парка, резиденции французских королей – Версаля.
Фуке приступил к работам над замком Во-ле-Виконт в 1657 году, наняв архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебёна и Ленотра. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет. Королевский остров). В XVII-XVIII вв.
В ассортименте древесных пород преобладают лиственные – граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень. Кнобельсдорф). Андре Ленотр родился в Париже в семье мастеров озеленения. С 1666 г. – советник короля и генеральный контролер зданий его величества. В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном шато де Со (фр. Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года.
Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая – через Колесницу Аполлона, вторая – через восточный бассейн Большого канала, – отделяет лесопарковую часть от боскетной. Продолжающий его далее на запад Большой парк имеющий скорее характер лесопарка с широкими аллеями, занимает 6600 га. Фонтан имеет четыре площадки, на которых вода бьет из пастей ящериц и лягушек. Почти сорока годами ранее, в 1662 г., генеральный контролёр строений (Controleur Gnral des Btiments du Roi) Людовика XIV, приступил к разбивке Версаля и строительству города. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. Дворец является доминантой парка.
Важную роль играют поперечные оси парка. Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Были разработаны приемы разбивки регулярного сада (итальянские архитекторы Дж. Мне кажется, следует начинать с другого. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх.
Однако самым великим творением Ленотра стал ансамбль Версаля и Трианонов (1661—1668 гг. ). Так появились парк Шантийи (1663-84, владение герцогов Конде) и Шуази (1693, владение герцогини Монпансье), Сен-Клу (1658, владение брата короля), Со (1670-1683, владение министра финансов Кольбера) и Медон (1680, владение военного министра Лувуа). Но вершиной его творчества считается Версаль (гг. ). Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Широкие ступени (их в парке немного, поскольку Ленотр отдавал предпочтение пологим спускам) естественно переходят в нижние ярусы. Значительный перепад высот и наличие двух небольших речек, протекающих по территории усадьбы Со, сделали возможным работу всех фонтанов и обеспечение всех хозяйственных нужд без дополнительных технических ухищрений. Теперь ее заменила зеленая изгородь, обнесенная ажурной металлической решеткой.
Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Родился в 1613 году в семье смотрителя сада Тюильри. Привыкший к излишествам король был потрясен. Но самое примечательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации. В Со ясно просматривается упорядоченность размещения партеров.
Прямые аллеи, боскеты, обширные газоны и бассейны, скульптура в узловых композиционных точках, – все это было подчинено в работах Ленотра идее искусства, зримо облагораживающего дикую природу (идее, сформировавшейся в недрах Ренессанса, но теперь реализованной с невиданной еще масштабностью). человек, которые снесли три деревни, вырубили лес изменили русло реки и преобразовали рельеф – во имя того, чтобы «окружить замок воздухом» и сделать его центральной точкой любой живописной композиции, доступной посетителю. За этот период он создал большую часть своих незабываемых работ – парки Во-ле-Виконта (1657-1661), Версаля (1661-1693), Фонтенбло (1661), Сен-Жермен (1663), Тюильри (1664-72), район Елисейских полей в Париже (1667), Кланьи (1674) и Люксембургский сад в Париже. Андре Ленотр родился в Париже в семье мастеров озеленения. Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения) строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко) широко применяются растения в кадках.
Однако самым великим творением Ленотра стало создание (в 1661–1668) ансамбля Версаля и Трианонов., оценивая творчество Ленотра, отмечал, что ". Здесь, словно в огромном «зеленом городе», поделенном на улицы-аллеи, можно попастьв спрятанный за высокой живой стеной театр или бассейн. Планировка садов была простая – в виде квадратов имеющих внутреннее членение. Его композиции отличаются беспредельным раскрытием пространства. Воевать он будет постоянно, хотя политикой будет интересоваться мало.
Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года. За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Очевидна связь с Версалем и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу.
способы. Сын Жана Ленотра, который был главным садовником в Тюильри при короле Франции Луи XIII.
Он был мастером настоящих дальних перспектив, учитывающих законы оптического восприятия. Отсутствие благоприятных условий сказывалось на приживаемости и росте насаждений. Им созданы Северный и Южный партеры. Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже. Не говоря уже об итальянских садах в стиле барокко (виллы ДЭсте, Ланте, Капрарола), в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. французский архитектор, мастер садово-паркового искусства, представитель классицизма.
Унаследовав от отца его должность (1637), перепланировал сады Тюильри, проявив характерное стремление к открытым, далеко протяженным – не только садовым, но и градостроительным – видовым перспективам (впоследствии продолжение центральной оси садов превратилось в проспект Елисейских полей). Позднее эта идея была позаимствована для Петербурга и Вашингтона (Невский проспект от Адмиралтейства до Московского вокзала и главная ось центрального Вашингтонского парка равняются тем же 3 км). Еще три скульптурные группы изображающие купанье Аполлона, размещены с северной стороны дворца.
Центральная мраморная группа работы братьев Марси представляет Латону с детьми. К середине XVIII в. французам стали доступны растения, привозимые из дальних экспедиций. Андре учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ, занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637 г. ) передавшего ему свою должность. Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем».
Дворец со всех сторон окружает ров с водой. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и проектирует одновременно оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г. ). Андре родился 12 марта 1613 года и в тот же день был крещен в (фр. glise Saint-Roch). Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет.
Опыт Версаля был перенесен и в реконструкцию Парижа. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа.
Но все эти приемы реализуются по-своему. Экзотические растения (тутовые, мастиковые и апельсиновые деревья, олеандры, падубы, калину вечнозеленую и др. ) акклиматизировали или убирали на зиму кадки с ними в оранжереи. Площадь резиденции Фуке составляла 100 га. Он выражал свой внутренний мир исключительно посредством своих садов. Поражают сами масштабы ансамбля. Кроме того, большое количество ваз носит символику, связанную с Гелиосом.
В середине XVIII века в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки. Андре родился 12 марта 1613 года и в тот же день был крещен в церкви Святого Роха (фр. glise Saint-Roch).
Основная планировочная ось (1) должна была проходить через главные ворота усадьбы, пересекать дворец перпендикулярно парковому фасаду здания и уходить через открытое пространство партеров к горизонту. Также он является автором проектов Сент-Джеймсского парка в Лондоне и Гринвичского парка. Границы Франции значительно расширятся, хотя это и будет стоить жизни 300 тысячам солдат. Редкими растениями (такими как анемоны, гвоздики, обычные и желтые нарциссы, примулы, розы Эглантин, лавровишни, наперстянки и др. ) обменивались. В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном (фр. Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года.
Это благотворное влияние отразилось и на французском садово-парковом строительстве. Настоящим триумфом Ленотра стал созданный всего за четыре года парк близ нового дворца королевского министра Фуко в Во-ле-Виконт близ Мелёна. Поскольку заказчик всегда рассчитывает получить в результате строительства уже готовый парк с тенистыми аллеями, цветочными партерами, декоративной яркой зеленью, то Ленотру, знавшему, что расцвета его детище достигнет через несколько лет, приходилось создавать первое впечатление о парке за счет малых архитектурных форм: лестниц, бассейнов, скульптур и пр. Многообразые композиционные приемы можно свести к 2 основным приемам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному имитирующему естественный ландшафт). Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Фобур Сент-Оноре во Франции.
Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. Перед дворцом разбиты широкие партеры, в том числе и водные. Учился у С. Вуэ, Ш. Лебрена и, возможно, у Ф. Мансара. Его назовут Король-Солнце. Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем».
Именно увидев его рисунки клумб, Фуке (о нем ниже) приглашает Ленотра в Во-ле-Виконт. Примером технических достижений того времени может служить «машина Марли», которую построили для обеспечения Версаля водой. Но его пространство вполне соответствовало королевскому размаху (более8 тысяч га). Переполняясь гордостью, Людовик XIV поинтересовался мнением своего ландшафтного архитектора.
Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. У короля Людовика 13 родился наследник – сын Людовик.
– в королевских парках Сен-Жермен, Фонтенбло, Шантийи, Версаля, Сен-Клу и Тюильри в Париже, составил проекты Сент-Джеймс-парка в Лондоне и парка в Гринвиче (1662). Периоды творческого поиска естественной природы — так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре — как правило, свойственны эпохам наступления разрушительного Хаоса, революционного брожения идей. Водные партеры – бассейны криволинейных форм. Он изучал математику, живопись и архитектуру и поступил в художественную мастерскую (фр. С самого раннего детства Андре был погружен в атмосферу искусства, в котором мастерство и знания садовника совмещались с глубоким пониманием объемности пространства и формы, всего того, что граничит с созданием архитектурных ансамблей. Прежде всего поражают масштабы ансамбля.
Назначенный «генеральным контролером королевских построек» (1657), в 1660-е годы создал парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие, но самое главное – распланировал (в 1661–1668) ансамбль Версаля и Трианонов. Выработал каноны построения обширного французского регулярного парка, которые господствовали в европейском паркостроительстве до середины ХVIII в. Андре Ленотр (1613-1700) продолжил династию мастеров озеленения, которые с детства привили ему умение находить и подчеркивать прекрасное в окружающей природе. Но Именно при нем Франция достигнет небывалого расцвета и могущества. Периоды творческого поиска естественной природы, так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре как правило характеризует наступление разрушительного Хаоса, где поиск истины не прямолинеен и сентиментальный романтизм ведет к революционным брожениям идей. Им созданы фактически все крупнейшие парки при дворцах – в Во-ле-Виконт (1653), Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу, Тюильри.
Кроме парка Во ле Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (гг. ), Сен-Клу, Шатильи (1693 г. ) сад Марии (1699 г. ). Он изучал математику, живопись и архитектуру и поступил в художественную мастерскую (фр. atelier) Симона Вуэ, первого художника Людовика XIII, где он познакомился и подружился с художником Шарлем Лебрёном. Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Последней работой Ленотра стал королевский парк Марли (1692 г. ).
В 1653 г. приступил к работам над парком в Во-ле-Виконт. Сад рассматривали как продолжение залов дворца. В государствах Древнего Двуречья существовали большие заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII век до н. э. ). И он заподозрил министра Фуке в попытке превзойти его самого в роскоши.
Работы по оформлению интерьеров дворца были выполнены другом Ленотра Лебреном. Его дед Пьер был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. В парковом строительстве даже использовали архитектурные термины.
Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга – работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца». За счет потерь на трение, высота подъема воды несколько снижается. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи.
Продольный канал имел длину 1, 4 км, поперечный – 1 км. Будучи очень известным и богатым человеком, Ленотр отличался простотой в обхождении и доступностью, с радушием и участием относился к начинающим мастерам. Его крёстным отцом был администратор королевских садов Андре Берар, а крёстной матерью была супруга Клода Молле.
В самой известной династии парижских садоводов, у Жана Ленотра родился сын – Андре. Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д. ). Это, прежде всего придворцовая часть с северным, южным и водным партерами.
Протяженность дворца с севера на юг 500 м, длина Большого канала вдоль композиционной оси 1600 м при ширине 50 м. Количество гостей приглашенных на праздники здесь достигало фантастической цифры – 200 тысяч. Эта установка как нельзя лучше соответствовала как духу зарождающегося абсолютизма, так и мятежному и драматичному умонастроению эпохи барокко.
Через два года отец передал ему свою должность. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. Однако настоящим триумфом Ленотра, стал парк (созданный всего за 4 года) близ нового дворца в Во-ле-Виконт близ Мелёна, возведенного Луи Лево для королевского министра Фуко (1656 г. ). До Ленотра никто не устраивал зеленые и водные партеры.
Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. (Первый музыкант французского королевского двора Ж. Б. Люлли начинал карьеру поваренком. На Францию окажет огромное влияние культура Итальянского ренессанса. Протяженность его фасада примерно 500 м. Западный фасад дворца обращен к парку.
Например именно в день рождения Людовика солнце будто бы садится в воды Большого Канала. Андре изучал живопись, архитектуру, брал уроки у одного из лучших архитекторов того времени Франсуа Мансара, поступилв мастерскую художника Симона Вуэ, где выучился составлять планы ковровых партеров. Классические парки Франции стали образцом для подражания. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся.
В 1657 г. Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. Цветы и виньетки заменяют газоном, который часто дополняют бассейнами и фонтанами. Размеры Большого канала: длина продольной части – 1600 м, поперечной – 1000, ширина – свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Дворец занял место в северо-восточном углу прямоугольника. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. Но заметил разницу в рельефе Италии и Франции.
Ленотр занимал должность главного королевского строителя садов и парков. Лучи основных аллей, расходящиеся от дворца «короля солнца» (так называли приближенные Людовика XIV), как бы подчеркивают идеологическую сущность его совершенной монархии. Но природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала.
Андре не высказал большого таланта к живописи, спасло эту талантливую личность для садивництва. Вин и станет в 1637 году королевским рисовальщиком (дизайнером, ландшафтным архитектором) планов садов барокко Так в 24 года Андре стал надзирателем и садовником Тюильри после преждевременной смерти отца. Через 6 лет он назначается королевским чертежником и рисователем проектов садов. Кстати, над украшением Версаля работали почти два поколения скульпторов. Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса.
Намеревался стать художником и обучение начал в Симона Вуэ известного мастера барокко, стиль которого был неприятно официальным, торжественным, но холодным. Благодаря наличию на территории естественного орошения (сохранены естественные водные ресурсы), Андре Ленотр создал неповторимый регулярный парковый ландшафт с кружевными партерами, множеством фонтанов и водными каналами. glise Saint-Roch). Версаль – резиденция Людовика XIV (1662-1700 гг. ) – считается вершиной творчества Андре Ленотра. 1629), занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца Ленотра, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637) передавшего ему свою должность. Огромное количество деревьев, более 30 000, было привезено из Нормандии и других регионов. Ассортимент их был скуден, а их цветовая гамма – не яркой (розовой, желтой, белой и фиолетовой).
И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве. Наиболее известное произведение – регулярный парк в Версале (1662-1690) с сеткой прямых аллей, ось симметрии которых составляют главная аллея с бассейном Латоны и Аполлона и большой канал (длина 1520 м). Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности». И имя его станет в одном ряду со знаменитыми зодчими, художниками, скульпторами.
Ленотр отвел ему место в центре парка, на значительном возвышении, чтобы из его окон открывалась грандиозная перспектива на расположенные внизу фонтаны, боскеты, зеленый ковер (длиной 330 и шириной 25 м) и уходящий словно в бесконечность канал. В этой должности работает в парках Сен-Жермен, Фонтенбло и др. Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем»7. Характерными элементами французских садов являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженные боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурами и фонтанами. Аллея главной оси называется ныне Аллеей Славы. Деревья рядом с домом не высаживали, дабы не загораживать его.
Большим сортовым разнообразием отличались только тюльпаны, которые закупали в Голландии. Можно вспомнить об итальянских садах в стиле барокко (виллы ДЭсте, Ланте, Капрарола), так и в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. Ведь еще недавно сады были огорожены крепостными стенами.
Кроме того, горшечное содержание позволяло быстро заменить увянувшее растение. С 1645 по 1693 гг. Среди них видное место занимает Нижний парк в Петергофе с его уникальными фонтанами.
Новое время требовало новых форм. В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции. Парк окружал лес, который был посажен во время строительства дворца. Эта первая крупная его работа была обоюдовыгодной: Ленотр создал ставший широко известным парковый ансамбль Во-ле-Виконта. Сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом барокко, Ленотр создал систему построения обширного регулярного (французского) парка (смотри Садово-парковое искусство).
Править он будет 72 года.