В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Он видел натуру как драгоценную мозаику частиц. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты.
У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Он показывал свое видение и представление данного мира. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Он же руководил внутренней отделкой нового храма – Владимирского, заложенного в 1860-х годах.
Весь его образ очень смелый и боевой. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Искусствовед Н. М. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Как было его сохранить. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником.
Тщательно будущий художник изучал натуру. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Через несколько дней он полностью ослеп155. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Модерн (от фр, новейший, современный) по замыслу его идеологов Ницше, Бергенсона, стиль должен был дать человеку цельную, эстетически насыщенную среду.
Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина.
Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Врубель позиционирует своего героя как выразителя демонического начала и вместе с тем подчеркивает сложность своего Демона – дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
В самом характере искусства Врубеля, в системе его художественного мышления можно найти многочисленные проявления романтической концепции художественного творчества.
За спиной виднеются лук и стрелы. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. Холст, масло. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть.
Сильное, грозное произведение. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Род. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. С Рерихом все поменялось. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Его вид совсем не вызывает страха. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы. Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Рождается ощущение первозданности.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В 1900г. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем.
На богатыре надеты защитные латы. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Горят прекрасные цветы чертополоха. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Излюбленный сюжет – маки, лилии ирисы, лебеди извивающиеся змеи, мотив волны. Савву похоронили на Байковой горе. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный.
Годы ученичества Врубель вспоминал как самые светлые в своей жизни. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника.
Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Отсюда отрицание бытового жанра, к которому почти никогда не обращался художник интерес к Демону и Пророку, Фаусту и Гамлету.
Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. музей русского искусства, Киев). Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Его богатырь — могучий исполин. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. В Академии он работал по двенадцать часов в день.
В 5 лет Михаил начал рисовать. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26.
В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы тоже: он знал, что раньше или позже она придет, а если не придет – что с того. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. (1906), необычайно выразительный. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Конь богатырский под стать хозяину. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Герой сопротивляется до конца.
Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Представители рода Врубелей (от польск. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Из жизни своей Врубель сам творил легенду.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. В 1906 художник ослеп. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.
сказок и опер Н. А. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает».
В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Цветы их граненые светоносные чаши и орнаментальные массы стали одним из вариантов этого изобразительного мира. Брюсова.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер.
Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Это не борьба добра и зла.
Демон низринут в ущелье среди скал. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Все здесь подвержено метаморфозам. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Он искал правильный ракурс поворота. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. мне было все это видеть. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Особенно примечательна акварель Голова Демона.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Исследователи творчества Михаила Врубеля считают, что в цветовой гамме «Сирени» уже пробиваются отблески колористики «Демона поверженного».
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Да ведь до них несколько верст. Оно как бы входит в замысел художника избавляет его от описания конкретных условий пространства и времени.
Они затопляют его, еще немного – и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. Работа не привела к улучшению. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Она подлинно монументальна. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Портретное сходство сохранилось и в самой иконе, но там оно приглушено более явно – в двух карандашных эскизах головы богоматери. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Врубелевский демонизм – это демонизм в смягченной форме, вне крайностей индивидуализма, с оттенком того всеобщего страдания за людей, которое красной нитью проходит через всю русскую культуру XIX в. В этой картине Врубель выступает как символист. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. Это черта исконно присущая романтической личности.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Пан согнулся от старости и устал от жизни.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Живые иллюзорно четкие формы красных и белых цветов сплетаются в орнаментальную вязь.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. (ГАМЛЕТ И ОФЕЛИЯ (1888), ПАН (1898), К НОЧИ (1900), СИРЕНЬ (1901), ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ (1900), ЛЕБЕДЬ (1901). Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану».
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
В 1863 году А. М. Врубель женился на актрисе Е. Х. Вессель, которая посвятила себя мужу и детям. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега.
Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Как художник Врубель сформировался стремительно.
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова.
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. И название картина имела совсем другое. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. В 80-е гг. Врубель писал картины на темы pyc. Герой художника гибнет – не в бессмысленной и холодной борьбе с жизнью и смертью, а в борьбе неравной.
Учился вместе с Серовым, хотя последний был младше на девять лет. Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами. Кирилле», «Св. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Прошение было удовлетворено157. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений.
Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Это вот, эти копны сена. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. В нем поднимался богоборческий бунт. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.
Художник с такой постановкой времени должен был стать поэтом ночи. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
Он чрезвычайно сложен и многогранен.
За спиной виднеются лук и стрелы. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Оно, заостренное вверху. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
В московский период Врубель создает известные картины ДЕМОН СИДЯЩИЙ (1890), ИСПАНИЯ (1894), ГАДАЛКА (1895), ПАН (1899), ряд портретов, пишет декоративные панно (среди них ВЕНЕЦИЯ, 1893 МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ для Всероссийской Нижегородской выставки и ПРИНЦЕССА ГРЕЗА, панно на темы ФАУСТА, (1896) БОГАТЫРЬ, (1898), занимается скульптурой и декоративной керамикой. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге. Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Вначале это был обычный традиционный прямоугольник, а свою форму произведение получило немного позже. Весь его образ очень смелый и боевой.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию.
В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Но если внимательно приглядеться, можно заметить, что в каждом автопортрете содержится немой вопрос или упрек, недоумение перед лицом неразрешимых жизненных проблем, боль, скрытое отчаяние или мужественное смирение. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. продолжение. Общее руководство работами принадлежало Прахову.
Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Но стоит лишь проникнуть сквозь него в глубину, как перед глазами раскроется потрясающий документ трудной судьбы и трагического конца. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. 1898 – 1899. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. В первой картине сюжет полностью растворен в образе. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина.
Это состояние неподвижности может продлиться долго. «. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку.
Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Лучшего патриотического образа и не создать. Врубель провел в Венеции около полугода. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
На богатыре надеты защитные латы. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Стиль Врубеля основан на господстве пластического скульптурного, объемного рисунка.
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Пан подобен лукавому лешему. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). Демон замер в позе ожидания и созерцания. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Больно, горько до слез. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. В колорите картины – контрасты.
«Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Здесь культивировался интерес к формам и образам народного искусства и фольклора, что и выражалось в былинно-сказочной тематике ряда произведений Врубеля 1890-х и в подражании народным ремеслам, как первородной стихии всякого формотворчества (картина-панно «Богатырь», 1899), декорации и костюмы для спектаклей Мамонтовской частной оперы в Москве – «Снегурочка», «Сказка о царе Слатане». Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи.
Может быть, в закладе. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Посмотрел еще немного и исчез я даже не обернулся посмотреть, я был пришиблен обидными словами, которых мне показалось очень много в его замечании, но меня все-таки занимало, что он так искренно и серьезно говорил о моей работе, на которую я смотрел как на вещь, не стоящую внимания, - меня приучили к этому в школе, там серьезно никто не смотрел ни на свою, ни на чужую работу».
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А.
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Когда не было моделей, он рисовал себя. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. И в «Сирени» и в «Царевне-Лебеди» центром композиции становится женское лицо, окруженное таинством мира цвета. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Сам Рерих поначалу не обожествлял богатырей, хотя с юности писал проникновенные былины о возрождении святой Руси.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Сам Врубель называл свою картину иконой.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Противоположный подход был у Николая Рериха. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. В этих рисунках была заключена целая программа. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Цветовая гамма – преимущественно холодных, блеклых тонов. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Предметы представали в необычном для обыденного зрения виде. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие.
Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). И свою картину художник сначала назвал Сатир. Возникает ощущение цельности и сопричастности. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Эта большая акварель поразительна. Но и не только это.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. «Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Первоначально она называлась «Илья Муромец». Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце.
Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров».
Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Здесь – стихия живописи, которая из разрозненных мазков создает то тяжелые грозди сирени, а то, вдруг, какой-то рассыпающийся узор. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Это один из его несомненных шедевров. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. У его апостолов были живые прототипы. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Он то сокращается до нескольких цветков, то расширяется до всеобъемлющей среды.
Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.