Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни. Эта картина показывает устремления Альма-Тадемы как нельзя четче. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты.
Первые работы Альма-Тадема Лоуренса были схожи с картинами голландских мастеров, технику которых он изучал. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов) – в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. В 1861 году Альма-Тадема написал картину, принесшую ему известность. Картины Альма-Тадема Лоуренса на выставках в Лондоне снискали всеобщую любовь зрителей и критиков.
Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema), голландский и английский художник, мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог.
По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд). Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы».
В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Боясь за сына, мать согласилась с его желанием стать художником.
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно».
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Параллельно он писал небольшие картины занимательного содержания, преимущественно с сентиментальным сюжетом. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»).
Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года). После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа). В Древнем Риме роза считалась символом красоты, чувственной любви, роскоши и пиров равным образом розовые венки бросались к ногам победителей на триумфах.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы.
Одна из них была посвящена поэту и епископу Венанцию Фортунату, общающемуся с королевой Радегондой. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9.
Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. В 1899 году за заслуги перед страной он был произведен в рыцари. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54.
По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9.
За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы». 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии.
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях.
Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11.
В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке. Создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. Произошло это после путешествия Лоуренса в Италию.
Поездка в Италию радикально меняет тематику работ Альма-Тадема, отныне он разрабатывал сюжеты из античной истории Греции и древнего Рима. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты.
Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал. После его смерти, казалось, викторианское искусство стало «пройденным этапом» истории живописи, но с 1960-х годов оно обрело вторую жизнь. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Художник был щепетилен к стремился максимальной достоверности. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
28 июня 1912 года он умер в Лондоне. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Доктора посоветовали ему переехать в Англию. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. Он очень интересовался новыми веяниями в искусстве и все их без исключения одобрял.
В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы». По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин.
Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. На протяжении художественной карьеры Сэр Лоуренс Альма-Тадема не изменял своей любви к истории, но поскольку работы о средневековой эпохе не вызвали особого восторга у публики, он начал писать на темы античности («Древнеегипетские игроки в шахматы»). Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета.
Ему гораздо интереснее были архитектура, обстановка и яркие костюмы. 6), что вызвало ряд протестов. Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году.
Художественные особенности картин на тему Египта показывали дальнейшую эволюцию средств эстетической выразительности, применяемых Альма-Тадемой. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Павла. Альма-Тадема родился в 1836 году в городке Дронрийп, в Нидерландах.
Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Работы художника чрезвычайно декоративны исполнены света, как, например, «Встреча Антония и Клеопатры». «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна.
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. В тот момент владельцы дома гостили в Шотландии у поэта Уильяма Белла Скотта— художник должен был иллюстрировать его сборник.
Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10.
Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Напротив, с середины 1860-х годов в Британии началась мода на космополитическое искусство, обращавшееся к темам, далёким от социальных движений и повседневности. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма.
Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года.
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум».
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу.
Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны».
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13.
Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года). 8. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1.
1. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов.
Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Но когда в 1869 году его жена умерла от оспы, художник сам заболел и впал в депрессию. Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912). Таким образом, Альма-Тадема показал, как Гелиогабал насмехался над своими римскими подданными, среди которых могли быть и воины-триумфаторы. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70.
На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты.
В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Честолюбие Тадемы искупалось несомненным талантом и потрясающим трудолюбием. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года.
Искусству живописи учился у голландских мастеров. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Таковы его «Розы Гелиогабала», для написания которых художник заказывал розы из Африки и Средиземноморья. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. Поездка в Италию радикально поменяла тематику работ Альма-Тадемы, отныне он разрабатывал сюжеты из античной истории Греции и Древнего Рима.
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие. 3). Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49.
В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. Супруги много путешествовали, посещали археологические раскопки и фотографировали их. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45.
В 1858 году Альма-Тадема начал работать с известным бельгийским художником Хенриком Лейсом. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы.
Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Картина первой— низшей— категории оценивалась в 80 фунтов стерлингов, второй— в 100 фунтов, стоимость картины третьей категории повышалась до 120 фунтов.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести.
Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». В академии Лоуренс Тадема занимался и с Н. де Кейзером, который подражал французским романтикам, что сказалось и на работах его ученика однако увлечение романтизмом оказалось недолгим4. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино». У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19.
«Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене.
Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения». В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. 4 было важным источником для работы художника.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Выбранный им стиль безупречно отвечал вкусам публики (он был одним из самых богатых художников своего времени).
Новая длительная поездка в Италию была совершена в 1883 году, в первую очередь художника интересовали новые находки в Помпеях. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов.
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха.
В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. В картинах Альма-Тадемы нет ни войн, ни жестокости, свойственных Средневековью. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51.
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII).
Эйрд— его постоянный заказчик. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия.
Мать имела склонность к искусству и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими сводными братьями у местного художника. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Когда навес был развязан и цветы рухнули вниз, гости задохнулись под этим «дождем». Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей).
В 1862 году художник впервые посетил Лондон, где был потрясен искусством Древнего Египта. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. В Италии они много времени проводили на археологических раскопках в Помпеях, а также приобрели и сделали множество фотографий, что наряду с большой библиотекойКомм.
Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой.
Начиная с раннего, так называемого "Помпейского периода" и заканчивая поздними, более сентиментальными работами, художник Лоуренс Альма-Тадема оставил нам в наследство прекрасные, остающиеся в памяти картины. На картине Альма-Тадема изобразил Гелиогабалуса вместе с матерью и фаворитами, сидящими за столом и наблюдающими за удавшейся «шуткой». В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. Критики видели в этом противостояние войны и мира.
Его работы являются по-настоящему уникальными. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов.
В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Художник изучал развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия.
В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Учился в Бельгии, сразу позиционировав себя как художника исторического жанра. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям. За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис».
Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов.
Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57.
Лоренс родился в маленькой голландской деревне Дронрип семье нотариуса Питера Тадемы. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. Родился в маленькой деревушке в четырех милях от Лиувардена (Северные Нидерланды) в крестьянской семье.
По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. Две другие леди выглядят немного старше. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58.
В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». В 1852 году Лоуренс поступил в Академию Художеств в Антверпене. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл.
А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств.
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна.
Родился 8 января 1836 в городке Дронрийп, земля Фрисланд в Нидерландах. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Кроме того, на его манеру и стиль письма оказали влияние английские прерафаэлиты и, как водилось в их кругу, его жена стала моделью для многих женских образов на исторических полотнах, особенно в произведении «Женщины Амфисса». Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару.
Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. И вместе с тем Тадема не ставил себе задачей изображения исторических конфликтов. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории.
Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера).
Так автопортрет 1851 года был помечен «opus II» (метку «opus I», по-видимому имел портрет сестры, написанный ранее), а последняя картина художника «Прекрасное цветение» 1911 года имело номер «opus CCCCIX». В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира.
Именно эта поездка перевернула всю жизнь Альма-Тадема. 5. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Альма-Тадема вынужден был идти на различные ухищрения, например, написал общий портрет семейства Эппс, чтобы иметь предлог быть в их доме. Вход в дом был отделан по образцу входных портиков помпейских домов, дверной молоток был аналогичен античному ит. д. Вот таким образом его часто называют викторианским живописцем. В альбоме Р. Барроу делается попытка проследить художественные связи Альма-Тадемы в 1860-е— 1910-е годы и корректируется традиционный взгляд на его творчество как чисто декоративное и не несущее эмоциональной и интеллектуальной нагрузки.
В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)».
Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Там любимым предметом будущего художника стала история. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя.
Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии.
Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Возможно, этот интерес был вызван стремление искусственно «состарить» картину, сделав ее похожей на классические образцы. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика». В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле.
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Рисунки помечались иначе «portfolio N». Впрочем, ещё в 1910-е годы декоративные возможности его картин оценили в Голливуде, поскольку живопись Альма-Тадемы использовалась американскими режиссёрами как источник зрелищного материала для постановки фильмов на античные темы. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо.
Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. В 1870 году переселился в Великобританию, в 1873 году по личному распоряжению королевы Виктории получил британское подданство. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений.
Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. А по воле критиков фамилия стала писаться через дефис. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Он учился живописи у Врапперса, который был также учителем Форда Мэдокса Брауна.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Примечательно, что уже на самом раннем этапе творчества Тадема нумеровал свои работы (римскими цифрами), что характеризовало его как весьма честолюбивого человека. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. Вот таким образом современники часто критиковали его за «ненужные детали с натуры». Художник был как всегда обстоятелен при написании картины, в частности, он подсчитал, что в секторах амфитеатра, видимых зрителю, могло поместиться 5000 фигур. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие.
Похоронен в Соборе св. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается.
Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода).
За свою жизнь великий художник создал 408 картин. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера». В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис».
Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов».
Эйрд— его постоянный заказчик55. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Так, корреспондент голландского издания Kunstkronijk осуждал Альма-Тадему за слабое раскрытие национальной темы в искусстве его египетские и античные работы всегда были популярнее за пределами Нидерландов.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Гелиогабалусом именовали римского императора Марка Антония Аурелия. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки. Его дом был полностью «древнеримским», так как в нем были бани, амфитеатры, атриумы домов, которые были написаны с натуры собственного жилища.
.